Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

114 страниц

Купить НД 2-020101-087 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Защита и изоляция трубопроводов

     1.5 Сварка и методы неразрушающего контроля сварных соединений

2 Металлические трубопроводы

     2.1 Материал, изготовление и применение

     2.2 Радиусы погибов труб, термическая обработка после гибки

     2.3 Толщина стенок металлических труб

     2.4 Типы соединений

     2.5 Гибкие соединения

3 Трубопроводы из пластмасс

     3.1 Определения

     3.2 Область распространения. Общие требования

     3.3 Требования к трубопроводам в зависимости от их назначения и расположения

     3.4 Требования к монтажу

     3.5 Соединения пластмассовых труб

     3.6 Прокладка пластмассовых трубопроводов

     3.7 Контроль при монтаже

     3.8 Испытания трубопроводов после монтажа на судне

4 Арматура

     4.1 Конструкция, маркировка, расположение и установка арматуры

     4.2 Фильтры

     4.3 Кингстонные и ледовые ящики. Донная и бортовая арматура. Отверстия в наружной обшивке

     4.4 Автоматически действующие закрытия воздушных труб

5 Прокладка трубопроводов

     5.1 Прокладка трубопроводов через водонепроницаемые и противопожарные конструкции

     5.2 Прокладка трубопроводов в цистернах. .

     5.3 Прокладка трубопроводов в грузовых трюмах и других помещениях

     5.4 Прокладка трубопроводов в охлаждаемых помещениях

     5.5 Прокладка трубопроводов вблизи электро- и радиооборудования

     5.6 Прокладка трубопроводов в безвахтенных машинных помещениях

     5.7 Прокладка трубопроводов на судах катамаранного типа

     5.8 Трубопроводы с электрообогревом

6 Судовые шланги

     6.1 Конструкция шлангов

     6.2 Испытания шлангов

7 Осушительная система

     7.1 Насосы

     7.2 Диаметры трубопроводов

     7.3 Прокладка трубопроводов

     7.4 Осушение машинных помещений

     7.5 Осушение туннелей

     7.6 Осушение грузовых помещений

     7.7 Осушение грузовых насосных помещений нефтеналивных судов

     7.8 Осушение охлаждаемых помещений

     7.9 Осушение носовых помещений навалочных судов

     7.10 Осушение коффердамов

     7.11 Осушение пиков

     7.12 Осушение других помещений

     7.13 Осушение отсеков плавучих доков

     7.14 Осушение помещений, предназначенных для перевозки опасных грузов

8 Балластная, креновая и дифферентная системы

     8.1 Насосы

     8.2 Диаметры трубопроводов

     8.3 Прокладка трубопроводов

     8.4 Балластная система плавучих доков

     8.5 Креновая и дифферентная системы

     8.6 Балластная система навалочных судов

     8.7 Балластные системы для замены балласта в море

9 Специальные системы наливных и комбинированных судов

     9.1 Область применения

     9.2 Общие требования к трубопроводам в грузовой зоне

     9.3 Грузовая система

     9.4 Грузовые насосы

     9.5 Носовые и кормовые устройства погрузки и выгрузки

     9.6 Система подогрева груза

     9.7 Газоотводная система

     9.8 Продувка и дегазация грузовых танков

     9.9 Система выдачи паров груза

     9.10 Общесудовые системы в грузовой зоне

     9.11 Контроль уровня в грузовых танках и предотвращения перелива

     9.12 Система мойки грузовых танков

     9.13 Защита от статического электричества

     9.14 Контроль состава атмосферы в грузовой зоне

     9.15 Система сбора нефти нефтесборных судов

     9.16 Система инертных газов

10 Системы воздушных, переливных и измерительных трубопроводов

     10.1 Воздушные трубы

     10.2 Переливные трубы

     10.3 Переливные цистерны

     10.4 Измерительные устройства

11 Газовыпускная система

     11.1 Газовыпускные трубопроводы

     11.2 Глушители и искрогасители

12 Система вентиляции

     12.1 Общие требования к системам вентиляции

     12.2 Системы вентиляции грузовых судов валовой вместимостью 500 и более, нефтеналивных и комбинированных судов для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки 60 °С и выше, пассажирских судов, перевозящих не более 36 пассажиров, судов специального назначения, на борту которых находится не более 240 чел., и стоечных судов

     12.3 Системы вентиляции пассажирских судов, перевозящих более 36 пассажиров, и судов специального назначения, на борту которых находится более 240 чел

     12.4 Системы вентиляции нефтеналивных и комбинированных судов для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 60 °С и ниже

     12.5 Вентиляция машинных помещений и туннелей

     12.6 Вентиляция помещений специальной категории и грузовых помещений, предназначенных для перевозки автотранспорта с топливом в баках, а также закрытых помещений на накатных судах

     12.7 Вентиляция грузовых помещений, приспособленных для перевозки опасных грузов

     12.8 Вентиляция охлаждаемых помещений

     12.9 Вентиляция станций пожаротушения

     12.10 Вентиляция аккумуляторных помещений и ящиков

     12.11 Вентиляция ангаров для вертолетов

     12.12 Вентиляция помещений нефтесборных судов

     12.13 Вентиляция помещений, предназначенных для установки оборудования системы инертного газа

13 Топливная система

     13.1 Насосы

     13.2 Прокладка трубопроводов

     13.3 Устройства для подогрева топлива

     13.4 Устройства для удаления воды из топливных цистерн

     13.5 Устройства для сбора утечек топлива

     13.6 Наполнение цистерн запаса топлива

     13.7 Топливные цистерны

     13.8 Подвод топлива к двигателям внутреннего сгорания

     13.9 Подвод топлива к котлам

     13.10 Подвод топлива к газотурбинным установкам

     13.11 Применение сырой нефти и остатков нефтяного груза в качестве топлива для котлов на нефтеналивных судах

     13.12 Применение природного газа (метана) в качестве топлива

     13.13 Системы заправки топливом вертолетов

     13.14 Системы сжиженного газа для хозяйственных нужд

     13.15 Система подачи топлива для камбузного оборудования

14 Система смазочного масла

     14.1 Масляные насосы двигателей внутреннего сгорания, передач и муфт

     14.2 Подвод смазочного масла к двигателям внутреннего сгорания и передачам

     14.3 Масляные насосы паровых турбин и передач

     14.4 Подвод смазочного масла к паровым турбинам и передачам

     14.5 Масляные цистерны

     14.6 Устройства для сбора утечек смазочного масла

     14.7 Подвод смазочного масла к газотурбинным установкам

15 Система водяного охлаждения

     15.1 Насосы

     15.2 Прокладка трубопроводов

     15.3 Фильтры охлаждающей воды

     15.4 Охлаждение двигателей внутреннего сгорания

     15.5 Охлаждение газотурбинных установок

     15.6 Килевые системы охлаждения

16 Система сжатого воздуха

     16.1 Число воздухохранителей и запас пускового воздуха

     16.2 Компрессоры

     16.3 Прокладка трубопроводов

17 Система питательной воды

     17.1 Насосы

     17.2 Прокладка трубопроводов

     17.3 Цистерны

18 Паропроводы и трубопроводы продувания

     18.1 Прокладка трубопроводов

     18.2 Продувание паропроводов

     18.3 Расчет паропровода на тепловые расширения

19 Конденсационные установки

     19.1 Общие положения

     19.2 Насосы

     19.3 Прокладка трубопроводов

     19.4 Контрольно-измерительные приборы

20 Системы с органическими теплоносителями

     20.1 Определения

     20.2 Требования к теплоносителю

     20.3 Система циркуляции органического теплоносителя

     20.4 Расширительная цистерна

     20.5 Цистерна запаса и сливная цистерна

     20.6 Трубопроводы и арматура

     20.7 Воздушные трубы и измерительные устройства

     20.8 Устройства для сбора утечек органического теплоносителя

     20.9 Котлы с органическими теплоносителями

     20.10 Изоляция

     20.11 Подогрев жидких грузов

     20.12 Испытание трубопроводов систем с органическим теплоносителем

21 Испытания

     21.1 Гидравлические испытания арматуры

     21.2 Гидравлические испытания трубопроводов

     21.3 Испытания устройств по предотвращению проникновения пламени в грузовые танки нефтеналивных судов

     21.4 Испытания автоматически действующих закрытий воздушных труб

     21.5 Испытания пластмассовых труб

 
Дата введения01.01.2016
Добавлен в базу12.02.2016
Завершение срока действия01.01.2017
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-087

Этот документ находится в:

Организации:

30.09.2015УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2016 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30
РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.15

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть VIII

СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

НД№ 2-020101-087

Санкт-Петербург

2016

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2016 года.

Настоящее девятнадцатое издание Правил составлено на основе восемнадцатого издания 2015 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корпус»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VTI «Механические установки»;

часть VHI «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть ХП1 «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО.

Части I - XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Часть XVIII издастся только на аншийском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-304-8


© Российский морской регистр судоходства, 2016


Настоящее девятнадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущим издание:н (2015 г.), содержит следующие изменения и дополнения.

По всему тексту Правил термин «катсгория(и) ледовых усилений» заменен термином «лсдовый(с) класс(м)», термин «суда ледового плавания» заменен термином «суда ледовых классов».

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ ЧАСТЬ VIIL СИСТЕМЫ И ГРУЬОПРОВОДЫ

1.    Глава 1.2: в пункт 1.2.1 введены новые определения «Килевой охладитель (keel cooler)» и «Проточный охладитель (box cooler)».

2.    Глава 4.1: в пункте 4.1.1.2 уточнено требование с учетом унифицированного требования МАКО М57.

3.    Глава 4.3: уточнено требование пункта 4.3.2.10.

4.    Глава 9.14: в пункт 9.14.3 внесено изменение с учетом унифицированной интерпретации МАКО SC188 (Rev.3 July 2015).

5.    Глава 9.16: в пункте 9.16.1.1 учтены требования резолюций ИМО MSC.365 (93), MSC.367(93) и изменения главы 15 Международного кодекса по системам противопожарной безопасности (Кодекса СПБ) по требованиям к системам инертного газа и изменения, внесенные в связи с этим в Унифицированное требование МАКО UR F20 (Rcv.7);

уточнены требования пункта 9.16.10 с учетом рекомендации МАКО Si 131.

6.    Глава 10.1: введен новый пункт 10.1.21.

7.    Раздел 12: изменено наименование главы 12.1;

главы 12.1,12.2, 12.3 и 12.5 переработаны с учетом изменений, вводимых резолюцией ИМО MSC.365(93) в требования Конвенции СОЛАС к системам вентиляции;

в требование пункта 12.1.1 внесено изменение с учетом унифицированной интерпретации МАКО SC99 (Rev.2 Aug.2014);

уточнено требование пункта 12.2.1;

8.    Глава 15.2: в пункты 15.2.1 и 15.2.2 внесены уточнения редакционного характера.

9.    Глава 15.6: текст главы полностью заменен новой редакцией.

10.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ VIII. СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ


1

1.1
1.2

1.3

1.4

1.5

2


9'9'9-yi у» y< yi y> y>y y> fj* U    U    U    U    T-    Ы    Ы    Ы    w    w    y>    W    W    Ы    M    M    K)    NN

Общие положения.............

7

7

Осушительная система..........

38

Область распространения.........

7

7.1

Насосы..................

38

Определения................

7

7.2

Диаметры трубопроводов .........

39

Объем освидетельствований........

8

7.3

Прокладка трубопроводов.........

40

Зашита и изоляция трубопроводов.....

8

7.4

Осушение машинных помещений.....

41

Сварка и методы неразрушаюшего

7.5

Осушение туннелей............

42

контроля сварных соединений......

12

7.6

Осушение грузовых помещений......

42

Металлические трубопроводы.....

13

7.7

Осушение грузовых насосных помещений

Материал, изготовление и применение . .

13

нефтеналивных судов...........

44

Радиусы погибов труб, термическая

7.8

Осушение охлаждаемых помещений. . . .

44

обработка после гибки..........

14

7.9

Осушение носовых помещений

Толщина стенок металлических труб. . .

14

навалочных судов .............

44

Типы соединений ............

16

7.10

Осушение коффердамов..........

45

Гибкие соединения............

22

7.11

Осушение пиков..............

45

Трубопроводы из пластмасс......

24

7.12

Осушение другох помещений.......

45

Определения...............

24

7.13

Осушение отсеков плавучих доков.....

46

Область распространения. Общие

7.14

Осушение помещений, предназначенных

требования................

24

для перевозки опасных грузов.......

46

Требования к трубопроводам в зависимости

8

Балластная, крсновая и дифферентная

от их назначения и расположения ....

24

системы..................

47

Требования к монтажу..........

26

8.1

Насосы..................

47

Соединения пластмассовых труб.....

26

8.2

Диаметры трубопроводов.........

47

Прокладка пластмассовых трубопроводов .

27

8.3

Прокладка трубопроводов.........

47

Контроль при монтаже..........

27

8.4

Балластная система плавучих доков ....

47

Испытания трубопроводов после

8.5

Крсновая и дифферентная системы . . . .

48

монтажа на судне............

27

8.6

Балластная система навалочных судов. . .

48

Арматура................

28

8.7

Балластные системы для замены балласта

Конструкция, маркировка, расположение

в море...................

48

и установка арматуры..........

28

9

Специальные системы наливных

Фильтры.................

28

и комбинированных судов........

50

Кингсгонныс и ледовые ящики. Донная

9.1

Область применения............

50

и бортовая арматура. Отверстия

9.2

Общие требования к трубопроводам

в наружной обшивке...........

29

в грузовой зоне..............

50

Автоматически действующие закрытия

9.3

Грузовая система.............

50

воздушных труб.............

31

9.4

Грузовые насосы.............

51

Прокладка трубопроводов.......

32

9.5

Носовые и кормовые устройства погрузки

Прокладка трубопроводов через водонспро-

и выгрузки................

51

ницасмыс и противопожарные конструкции

32

9.6

Система подогрева груза.........

52

Прокладка трубопроводов в цистернах . .

33

9.7

Газоотводная система...........

52

Прокладка трубопроводов в грузовых

9.8

Продувка и дегазация грузовых танков . .

54

трюмах и других помещениях......

33

9.9

Система выдачи паров груза........

54

Прокладка трубопроводов в охлаждаемых

9.10

Общесудовые системы в фуэовой зоне . .

55

помещениях...............

33

9.11

Контроль уровня в ipy ювых танках

Прокладка трубопроводов вблизи

и предотвращения перелива........

56

электро- и радиооборудования......

34

9.12

Система мойки грузовых танков......

57

Прокладка трубопроводов в без вахтенных

9.13

Защита от статического электричества. . .

58

машинных помещениях.........

34

9.14

Контроль состава атмосферы

Прокладка трубопроводов на судах

в грузовой зоне..............

58

катамаранного типа...........

34

9.15

Система сбора нефти нсфтссборных

Трубопроводы с элсктрообогрсвом....

34

судов ...................

60

Судовые шланги............

35

9.16

Система инертных газов..........

60

Конструкция шлангов..........

35

10

Системы воздушных, переливных

Испытания шлангов...........

36

и измерительных трубопроводов.....

67


5

Содержание

10.1    Воздушные трубы............ 67

10.2    Переливные трубы............ 68

10.3    Переливные цистерны.......... 69

10.4    Измерительные устройства........ 69

11    Газовыпускная система......... 71

11.1    Газовыпускныс трубопроводы...... 71

11.2    Глушители и искрогасители....... 72

12    Система вентиляции.......... 72

12.1 Общие требования к системам

вентиляции................ 72

12.2    Системы вентиляции грузовых судов валовой вместимостью 500 и более, нефтеналивных и комбинированных судов для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки 60 °С и выше, пассажирских судов, перевозящих не более 36 пассажиров, судов специальною назначения, на борту которых находится нс более 240 чел.,

и стоечных судов............. 75

12.3    Системы вентиляции пассажирских судов, перевозящих более 36 пассажиров, и судов специальною назначения, на борту которых находится

более 240 чел............... 76

12.4    Системы вентиляции нефтеналивных и комбинированных судов для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов

с температурой вспышки 60 "С и ниже. .    77

12.5    Вентиляция машинных помещений

и туннелей................ 78

12.6    Вентиляция помещений специальной категории и грузовых помещений, предназначенных для перевозки автотранспорта с топливом в баках, а также

закрытых помещений на накатных судах .    79

12.7    Вентиляция грузовых помещений, приспособленных для перевозки опасных грузов . . 79

12.8    Вентиляция охлаждаемых помещений . .    80

12.9    Вентиляция станций пожаротушения. . .    80

12.10    Вентиляция аккумуляторных помещений

и ящиков................. 80

12.11    Вентиляция ангаров для вертолетов ...    81

12.12    Вентиляция помещений нефтесборных

судов................... 81

12.13    Вентиляция помещений, предназначенных

для установки оборудования системы инертного газа.............. 82

13 Топливная система........... 83

13.1    Насосы.................. 83

13.2    Прокладка трубопроводов........ 83

13.3    Устройства для подогрева топлива ....    84

13.4    Устройства для удаления воды из

топливных цистерн............ 84

13.5    Устройства для сбора утечек топлива. . .    85

13.6    Наполнение цистерн запаса топлива ...    85

13.7    Топливные цистерны........... 85

13.8    Подвод топлива к двигателям

внутреннего сгорания ...........85

13.9    Подвод гостям к котлам.........87

13.10    Подвод топлива к газотурбинным

установкам................88

13.11    Применение сырой нефти и остатков нефтяного груза в качестве топлива

для котлов на нефтеналивных судах .... 88

13.12    Применение природного газа (метана)

в качестве топлива............90

13.13    Системы заправки топливом вертолетов ... 91

13.14    Системы сжиженного газа

для хозяйственных нужд.........92

13.15    Система подачи топлива

для камбузного оборудования.......93

14    Система смазочного масла........94

14.1    Масляные насосы двигателей внутреннего сгорания, передач и муфт......94

14.2    Подвод смазочного масла к двигателям внутреннего сгорания и передачам .... 94

14.3    Масляные насосы паровых турбин

и передач.................95

14.4    Подвод смазочного масла к паровым

турбинам и передачам...........95

14.5    Масляные цистерны............95

14.6    Устройства для сбора утечек смазочного

масла...................96

14.7    Подвод смазочного масла к газотурбинным установкам............96

15    Система водяного охлаждения......97

15.1    Насосы..................97

15.2    Прокладка трубопроводов.........98

15.3    Фильтры охлаждающей воды.......98

15.4    Охлаждение двигателей внутреннего

сгорания..................98

15.5    Охлаждение газотурбинных установок. . . 98

15.6    Килевые системы охлаждения.......98

16    Система сжатого воздуха........ 100

16.1    Число воздухохранитслсй и запас

пускового воздуха............ 100

16.2    Компрессоры.............. 101

16.3    Прокладка трубопроводов........ 101

17    Система питательной воды...... 102

17.1    Насосы................. 102

17.2    Прокладка трубопроводов........ 102

17.3    Цистерны................ 102

18    Паропроводы н трубопроводы

продувания............... 103

18.1    Прокладка трубопроводов........ 103

18.2    Продувание паропроводов........ 103

18.3    Расчет паропровода на тепловые

расширения............... 103

19    Конденсационные установки...... 105

19.1    Общие положения............ 105

19.2    Насосы................. 105

19.3    Прокладка трубопроводов........ 105


Контрольно-измерительные приборы. . . 105 Системы с органическими

теплоносителями............ 106

Определения............... 106

Требования к теплоносителю.......106

Система циркуляции органического

теплоносителя.............. 106

Расширительная цистерна........106

Цистерна запаса и сливная цистерна ... 107

Трубопроводы и арматура........107

Воздушные трубы и измерительные

устройства................ 107

20.8 Устройства для сбора утечек органического теплоносителя.......... 108

Содержание


KMJKJM к» ю К) к> — © о © ©    pop    Op

-J O' Vi *-    W W -    A

20.9    Котлы с opi-аническими теплоносителями ................ 108

20.10    Изоляция................ 108

20.11    Подогрев жидких грузов......... 108

20.12    Испытание трубопроводов систем

с органическим теплоносителем..... 108

21 Испытания............... 109

21.1    Гидравлические испытания арматуры . .    109

21.2    Гидраапичссхис испытания трубопроводов. 109

21.3    Испытания устройств по предотвращению

проникновения пламени в грузовые танки нефтеналивных судов.......... 109

21.4    Испытания автоматически действующих

закрытий воздушных труб........ 110

21.5    Испытания пластмассовых труб..... ПО


ЧАСТЬ VIII. СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

1 ОКЩИК ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на следующие системы и трубопроводы, применяемые на судах:

.1 осушительные и сточные;

.2 балластные, хреновые и дифферентные;

J специальные системы наливных и комбинированных судов;

.4 сжиженных газов;

.5 с токсичными средами;

.6 паропроводы и трубопроводы продувания;

.7 питательные и конденсатные;

Л топлива;

.9 смазочного масла;

.10 водяного охлаждения;

.11 сжатого воздуха;

.12 воздушные, газоотводные, переливные, измерительные;

.13 газовыпускные;

.14 вентиляции;

.15 открытые паропроводы от предохранительных клапанов;

.16 очистки и мойки танков;

.17 тдравлических приводов;

.18 с органическими теплоносителями.

Специальные требования к системам, нс указанным выше, приведены в соответствующих частях Правил.

Системы и трубопроводы стоечных судов должны отвечать требованиям настоящей части Правил в той мерс, насколько они применимы и достаточны, если ниже нс оговорено иное.

Дополнительные требования к системам судов полярных классов (см. 2.23.1 части 1 «Классификация») содержатся в разд. 3 части XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна».

1.1.2    Жидкое топливо, применяемое на судах, должно отвечать требованиям 1.1.2 части VII «Механические установки».

1.13 Механизмы и другие элементы систем, указанных в 1.1.1, должны сохранять работоспособность в условиях окружающей среды, приведенных в 2.3 части VII «Механические установки».

1.1.4 Насосы, вентиляторы, компрессоры и их электроприводы, применяемые в системах, которые регламентируются требованиями настоящей части, должны отвечать требованиям частей IX «Механизмы» и XI «Электрическое оборудование».

Устройства автоматизации систем должны отвечать требованиям части XV «Автоматизация».

Теплообменные аппараты и сосуды под давлением, применяемые в системах, должны отвечать требованиям части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением».

U ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.2.1 В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Арматура — запорные, регулирующие и предохранительные устройства, предназначенные для управления движением, распределения и регулирования расхода и других параметров перемещаемой среды путем полного или частичного открытия или закрытия проходного сечения.

Донно-бортовая арматура - запорная арматура, установленная на наружной обшивке судна или на кингстонных и ледовых ящиках, предназначенная для закрытия отверстий в наружной обшивке судна.

Килевой охладитель (keel cooler) — забортный охладитель, представляющий из себя один или несколько герметичных каналов, являющихся частью кортгуса судна, через которые прокачивается охлаждаемая среда.

Огнестойкость трубопровода — способность трубопровода сохранять прочностные и функциональные характеристики в течение установленного времени г три воздействии пламени.

Проточный охладитель (box cooler) — забортный охладитель, представляющий из себя теплообменный аппарат, в котором охлаждаемая среда прокачивается через змеевики охлаждения, расположенные в специальной выгородке с отверстиями в бортовой обшивке для обеспечения естественной циркуляции забортной воды.

Система — совокупность трубопроводов, механизмов, аппаратов, приборов, устройств и емкостей, предназначенных для выполнения определенных функций по обеспечению эксплуатации судна.

Трубопровод — совокупность труб, арматуры, фасонных элементов, соединений труб, любых внутренних и наружных облицовок, покрытий изоляции, деталей крепления и защиты труб от повреждений, предназначенных для транспортировки жидких, газообразных и много-фазных сред, а также передачи давления и звуковых волн.

Трубопровод ответственного назначения — трубопровод, повреждение


Правила классификации и постройки морских су<дов


которого может привести к разливу горючей среды в машинных помещениях, затоплению, утечке токсичных сред, отказу системы, обеспечивающей работу главных и вспомогательных двигателей, потере хода или управления.

Фасонные элементы трубопроводов — колена, тройники, переборочные и палубные стаканы и другие детали трубопроводов, предназначенные для разветвлений линий трубопроводов, изменения направления движения транспортируемой среды и обеспечения непроницаемости корпусных конструкций.

13 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

соединения (включая компенсаторы), а также арматура, устанавливаемая на форпиковой переборке, подлежат освидетельствованию Регистром в процессе их изготовления.


1.3.1 Общие положения, относящиеся к порядку классификации, освидетельствованиям при постройке, а также требования к технической документации, предъявляемой на рассмотрение Регистру, излажены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части I «Классификация»

1-5.2 По виду проводимой среды и се параметрам трубопроводы подразделяются на три класса в соответствии с рис. 13.2 и табл. 13.2. В зависимости от класса трубопровода определяются виды испытаний, типы соединений, режимы сварки и термообработки.

1.33 Трубы, арматура трубопроводов классов I и П, донная и бортовая, дистанционно-управляемая, газоотводная, закрытия воздушных труб, гибкие

\Л ЗАЩИТА И ИЗОЛЯЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ

1.4.1    Конструктивные меры по защите от коррозии.

1.4.1.1    При проектировании и монтаже судовых трубопроводов забортной воды с целью уменьшения их коррозионно-эрозионного износа должно учитываться следующее:

.1 число разъемных соединений должно быть минимальным. Разъемные соединения должны располагаться в местах, доступных для осмотра, обслуживания и ремонта;

Таблица 13.2

Проводимая среда

Класс 1 (P>Pl ИЛИ />/,)

Класс II

Класс III

(Р<Р, или /</,)

Токсичные или агрессивные коррозионные среда

Без специальных мер предосторожности'

При наличии специальных мер предосторожности u

-

Восг-лаыенякхщтсся среды, подогретые до температуры аыите температуры вспышки и.» с температурой нспыпкм ниже 60 °С\ сжмжствтыс там

Без специальных мер предосторожности1

При наличии специальных мер предосторожности '

-

Пар*

Органические теплоносители4

Топливо, смазочное масло, масло для гидравлических систем4

/>>1.6 или />300 р> 1.6 или />300 р> 1,6 или />300

Любое сочетаете дакзения/темперапурм, кроме значений, указанных для классов 1 и III Любое сочетаете дакзения/температуры. кроме значений, указанных для классов 1 и III Любое сочетаете давзения/темткратуры, креме значений, указанных для классов I и III

/><0.7 и/<170

/><0.7 и /<150 /><0.7 и /<60

Прочие среды 4-,Л

р>4 или />300

Любое сочетаете давзатия/темткрв1у|вд, хроме значений, указанных для классов 1 и III

р 0,6 и / < 200

'Меры предосторожности, направленные на уменьшение »отминных утечек и ограничение последствий утечек путем надлежащей прокладки трубопроводов, использования специальных каналов, защитных кожухов, з храни реванш и т.п., являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

: Класс II не применяется для токсичных сред.

’Г рузовые трубопроводы имеют класс III.

V расчетное давление. МПа; / — расчетная температура. °С (см. 23.1).

Включая «оду, вому*. >**■>. «воспламеняющиеся гидравлические жидкости.

6Кстнопорные трубопроводы (сточные, переливные, воздушные, газовыпускные и отводные от предохранительных клапанов) независимо от температуры имеют класс III.



9

Часть У 111. Системы и трубопроводы

.2 число запорных устройств на трубопроводах должно быть минимальным при условии нормального функционирования системы. Арматура должна располагаться в местах, доступных для осмотра, обслуживания и ремонта;

3 трубопроводы должны выполняться с минимальным числом погибов. Радиусы погибов труб должны быть нс менее 2,5 их наружных диаметров. При необходимости применения погибов с меньшими радиусами следует использовать специальные фасонные элементы;

.4 применение сварных колен из секторов для труб с условным диаметром менее 200 мм не допускается. Число секторов для колена 90е должно быть не менее трех. Применение изогнутых или сварных фасонных элементов для изготовления бортовых или кннготонных патрубков не допускается (см. 43.2.10);

.5 применение тройников, отростков, ответвительных штуцеров, приварышей и других элементов нс должно приводить к уменьшению проходного сечения магистрали в местах их установки;

.6 средняя расчетная скорость потока, определенная по формуле (1.4.1.1.6), нс должна превышать значений, указанных в табл. 1.4.1.1.6.

Соответствие настоящим требованиям средней скорости потока в упомянутых выше участках трубопроводов, а также мсжкингстонных каналах должно быть под1верждсно расчетом по формуле

Кср = 354Q/d1,    (1.4.1.1.6)

1.4.2    Зашита от обшей равномерной коррозии.

1.4.2.1    Стальные трубы забортной воды, а также воздушные и измерительные трубы балластных цистерн после гибки и сварки должны быть защищены от коррозии способом, одобренным Регистром. В качестве зашиты могут применяться:

.1 цинковое покрытие, наносимое горячим способом. Толщина слоя цинкового покрытия должна быть нс менее 50 мк. В зависимости от назначения трубопроводов Регистр может потребовать увеличения толщины покрытия;

.2 цимконаполненные лакокрасочные покрытия толщиной не менее 120 мк;

3 эффскгивные лакокрасочные защитные покрытой (эпоксидное или аналожчнос ему по водостойкости).

При выборе типа покрытия следует принимать во внимание его стойкость к среде, транспортируемой системой, в соответствии с условиями эксплуатации трубопровода.

Допускаются алюминиевые покрытия трубопроводов в балластных танках, в грузовых инертизируемых танках, а также во взрывоопасных зонах на открытой палубе при условии зашиты их от ударов. Применение цинкового или другого металлического покрытия труб нс освобождает от мер по защите трубопроводов от конт актной коррозии.

1.4.3    Зашита от контактной коррозии.

1.4.3.1    При соединении труб из разнородных мсталлов в системах забортной воды должен быть принят один из следующих способов защиты от контактной коррозии: нанесение защитного покрытия на внутренние поверхности трубопроводов, элск-троизоляцня, протекторная зашита, применение «жертвенных» патрубков (см. 1.43.5).

1.43.2 Защитное гидроизолирующее покрытие (полимерное, лакокрасочное или другое одобренного Регистром типа) наносится на поверхности контактирующих металлов, омываемых забортной водой, по длине не менее 5 номинальных диаметров трубы от точки контакта (но не требуется более I м). Для титановых сплавов вместо гидроизоляции допускается поверхностное оксидирование. Рекомендуется применять покрытия вместе с другими способами защиты от контактной коррозии.

1.433 Элсктроизоляция разнородных мсталлов производится путем установки электроизолирующих соединений. При этом должны выполняться следующие требования:

.1 для защиты от контактной коррозии тепло-обменных аппаратов, другого оборудования и подсоединяемых к ним труб следует устанавливать одно электроизолирующее соединение в месте контакта разнородных металлов, а второе — на расстоянии нс мсисс 5 номинальных диаметров этих труб;

.2 для защиты от контактной коррозии труб и соединяемой с ними арматуры, сильфонных ком-

пае Q — максимальный раскол на расчетом участке, м3/*; d — внутренний диаметр трубопровода, мм.

Таблица М.1.1.6

Материал трубопровода

Допустимая скорость потока, м/с

Сталь, в том числе оцинкованная, чугун с шаровидным графитом

23

Медь

0.9

Алюминиевая латунь Меди о-никелевые сплавы:

2.0

CuNi 5 Ре

2,0

CuNi 10 Fe

23

CuNi 30 Fe

33

Титановые сплавы

10,0

Примечание 1. Дм трубопроводов диаметром более 50 мм с фасонными элементами, имеющими радиусы ежругления в местах сопряжений с магистралью 0,15 диаметра последнем и более, гнутыми обводами радиусом погиба более 2,5 наружных диаметров, без сварных поворотов и дроссельных диафрагм, скорости потока могут бып. на 30 % выше указанных в таблице.

2.    В осушительной, балластной, дифференпюй, креповой системах допустимые скорости потока независимо от конструктивно-технологического исполнение применяемых элементов трубопроводов могут быть на 30 % выше указанных в таблице. В системах водопожарной, орошения, водяных завес, спринклерной допускается увеличение скорости потока до 5 м'с.

3.    В системах с титановыми трубами и арматурой из других

материалов при определении допустимых скоростей определяющими являются элементы, и и отопленные из других материалов, а допустимые скорости являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром._


Правила классификации и постройки морских су'дов


пенсаторов и других подобных элементов трубопроводов, изготовленных из разнородных металлов, электроизолирующие соединения следует устанавливать с обеих сторон этих элементов;

3 для защиты от контактной коррозии соединяемых между собой труб, изготовленных из разнородных металлов, между ними следует установить с помощью электроизолирующих соединений с обоих концов трубу длиной нс менее 5 номинальных диаметров этих труб, изготовленную из материала любой из соединяемых труб;

.4 для защиты корпусных конструкций от контакта с донно-бортовой арматурой из цветных сплавов следует устанавливать электроизолирующие соединения с обоих концов донно-бортовой арматуры, а также на самой трубе и ее отростках на расстоянии не менее S номинальных диаметров трубы, если материалы трубы и корпуса судна образуют электрическую пару. Донно-бортовую и путевую арматуру следует также элскгроиэолировать от всех видов соединений (трубопроводов управления, обогрева, продувания и т. п.), способных образовать контакт по металлу между арматурой и корпусом судна. При установке на донно-бортовой арматуре второй запорной арматуры из тою же металла их следует электрон зонировать как единую конструкцию;

.5 трубы с двумя и более электроизолирующими соединениями должны изолироваться от подвесок;

.6 конструкция электроизолирующею соединения должна быть одобрена Регистром, должна обладать необходимой герметичностью, испытываться гидравлическим давлением в соответствии с 21.2 и обладать электрическим сопротивлением в сухом состоянии (до заполнения системы) нс менос 10 кОм и нс менее 1 кОм после заполнения системы и гидравлических испытаний.

1.4.3.4    Протекторная защита должна применяться при контакте элемектов систем забортной воды, изготовленных из металлов, указанных в табл. 1.43.4.

1.43.4.1    Протекторы должны устанавливаться непосредственно между поверхностями сопряженных разнородных металлов. При невозможности установки протекторов в месте сопряжения допускается устанавливать их на защищаемой поверхности как можно ближе к месту контакта (не более одного внутреннего диаметра) трубы.

1.43.4.2    В трубопроводах с арматурой и трубами из разнородных металлов необходимо устанавливать протекторы за каждым клапаном по ходу потока. Для постоянно закрытых клапанов и на участках с переменным направлением движения потока протекторы должны быть установлены с обеих сторон клапана.

1.43.43 Коррозионно-стойкая сталь, оловя-нистая и марганцовистая латунь, алюминиевая бронза могут применяться для работы в морской воде только при наличии протекторной зашиты.

1.43.4.4    При монтаже протекторов должен быть обеспечен надежный электрический контакт протектора с защищаемым изделием.

1.43.4.5    Конструкция протектора должна допускать его замену, которая осуществляется после окончания срока его службы. При этом герметичность соединений не должна нарушаться.

1.43.4.6    Срок службы протекторов должен быть нс менее 2,5 года (для защиты кингстонных и бортовых патрубков — нс менее трех лет) и должен определяться по формуле

Т-Л^,    (1.43.4.6)

где 7" — срои службы протектора, лет;

М — масса рабочего металла протектора, и;

Таблица 1.4.3.4

Сочетание металлов

Материал, подверженный коррозии

Материал

протектора

Углеродиста!, низколегированная сталь, чугун

Медь, латунь, бронза медю-иикелевые сплавы, коррозионно-стойкая стать, титановые сплавы

Углеродиста», нктколегиро манна» сталь, чугун

Цинковый

сплав

Мазь, латунь, бронза, мсдмо-микс-леаые сплавы

Коррозионно-стойка! сталь аустенитного класса титановые сплавы

Медь, латунь, бронза, медмо-никелевые сплавы

Углеродиста»

стать

Медь, латунь

Коррозионно-стойкав сталь, не ватиошаясв аустенитной

Меда латунь

Углеродиста»

стать

Бронза, медио-никелевые сплавы

Коррозиоино-стойгав стать, нс валяющаяся аустенитной

Возможна коррожк любого указанного материата

Углеродиста»

стать

Коррозионно-стойкая стать

Титановый сплав

Коррозионно-стойка» стать

Углеродиста»

стать

Коррожоино-стойкаа стать аустенитного класса титановые сплавы

Коррозионно-стойкав стать, не ввлвющаасв аустенитной

Возможна коррожк любого указанного материала

Углеродиста»

стать

Латунь

Бронза медь, медно-никелевые сплавы

Латунь

Углеродиста»

стать