Стр. 1
 

48 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит технические требования к оборудованию автоматизации и судам, на которые оно устанавливается, а также определяет объем дистанционного, автоматизированного и автоматического управления, защиты, аварийно-предупредительной сигнализации и индикации

Заменен на НД 2-020101-095

Оглавление

1 Общие положения

   1.1 Область распространения

   1.2 Определения и пояснения

   1.3 Объем освидетельствований

   1.4 Техническая документация

2 Конструкция систем автоматизации, их элементов и устройств

   2.1 Общие положения

   2.2 Требования к элементам и устройствам

   2.3 Системы автоматизированного управления

   2.4 Системы аварийно-предупредительной сигнализации, защиты, индикации и регистрации

3 Питание систем автоматизации

   3.1 Общие положения

4 Суда со знаком автоматизации АUТI в символе класса

   4.1 Общие положения

   4.2 Автоматизированные главные механизмы и движители

   4.3 Автоматизированные котельные установки

   4.4 Автоматизированные судовые электростанции

   4.5 Автоматизированные компрессорные установки

   4.6 Автоматизированные насосные установки

   4.7 Автоматизированные осушительные установки машинных помещений

   4.8 Автоматизированные холодильные установки

   4.9 Устройства на ходовом мостике

   4.10 Устройства в машинных помещениях

   4.11 Устройства в жилых помещениях механиков

5 Суда со знаком автоматизации АUТ2 в символе класса

   5.1 Общие положения

   5.2 Устройства на ходовом мостике

   5.3 Устройства в машинных помещениях

   5.4 Судовые электростанции

   5.5 Осушительные установки машинных помещений

6 Суда со знаком автоматизации АUТЗ в символе класса

   6.1 Общие положения

   6.2 Устройства на ходовом мостике

   6.3 Устройства в машинных помещениях

   6.4 Устройства в жилых помещениях механиков

7 Компьютеры и компьютерные системы

   7.1 Область распространения

   7.2 Определения и пояснения

   7.3 Общие требования к конструкции компьютерных систем контроля и управления

   7.4 Требования к аппаратному обеспечению

   7.5 Требования к программному обеспечению

   7.6 Требования к конфигурации систем

   7.7 Интерфейс пользователя

   7.8 Обучение

   7.9 Испытания и проверки

   7.10 Программируемые электронные системы

8 Системы динамического позиционирования

   8.1 Область распространения и знаки в символе класса

   8.2 Определения и пояснения

   8.3 Объем освидетельствований

   8.4 Техническая документация

   8.5 Конструкция систем динамического позиционирования, классы

   8.6 Электроэнергетическая система

   8.7 Система пропульсивных (подруливающих) механизмов

   8.8 Посты управления

   8.9 Компьютерные системы управления СДП

   8.10 Системы определения местоположения (точки) позиционирования

   8.11 Датчики параметров воздействия на судно внешних сил

   8.12 Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС)

   8.13 Кабельные трассы и трубопроводы механизмов и устройств СДП

9 Системы якорного позиционирования

   9.1 Область распространения

   9.2 Определения и пояснения

   9.3 Системы управления

   9.4 Вспомогательные подруливающие устройства для якорных систем

Показать даты введения Admin

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.15

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть XV

АВТОМАТИЗАЦИЯ

НД №2-020101-087

Санкт-Петербург

2016

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2016 года.

Настоящее девятнадцатое издание Правил составлено на основе восемнадцатого издания 2015 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корпус»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть ХП! «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО.

Части I - XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Часть XVIII издастся только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-304-8


© Российский морской регистр судоходства, 2016


Настоящее девятнадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущий издание.м (2015 г.) содержит следующие изменения и дополнения.

По всему тексту Правил термин «катсгория(и) ледовых усилений» заменен термином «лсдовый(с) класс(ы)», термин «суда ледового плавания» заменен термином «суда ледовых классов».

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ ЧАСТЬ XV. АВТОМАТИЗАЦИЯ

1.    Раздел 4: исключено требование об обязательном наличии системы автоматического осушения льяльных колодцев на основании опыта технического наблюдения и применения Правил (внесено изменение в пункты 4.7.1 и 4.10.3, дополнен новый пункт 4.9.5).

2.    Глава 8.4: пункт 8.4.1 дополнен требованием о представлении анализа последствий отказов (FMEA) на стадии изготовления систем динамического позиционирования на судах со знаками DYNPOS-2, DYNPOS-3 в символе класса

3.    Глава 8.5: из пункта 8.5.8 исключено требование о необходимости резервирования исполнительных подруливающих устройств с их локальными системами управления для систем динамического позиционирования класса 1.

4.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ XV. АВТОМАТИЗАЦИЯ

1    Общие положения............. S

1.1    Область распространения......... 5

1.2    Определения и пояснения......... 5

1.3    Объем освидетельствований........6

1.4    Техническая документация......... 6

2    Конструкция систем автоматизации,

их элементов и устройств.........7

2.1    Общие положения............. 7

2.2    Требования к элементам

и устройствам............... 8

2.3    Системы автоматизированного

управления................. 9

2.4    Системы аварийно-предупредительной сигнализации, защиты, индикации

и регистрации............... 9

3    Питание систем автоматизации ....    13

3.1    Общие положения............ 13

4    Суда оо знаком автоматизации AUTI

в символе класса............ 14

4.1    Общие положения............ 14

4.2    Автоматизированные главные

механизмы и движители......... 14

4.3    Автоматизированные котельные

установки................ 19

4.4    Автоматизированные судовые

электростанции............. 21

4.5    Автоматизированные компрессорные

установки................ 23

4.6    Автоматизированные насосные

установки................ 23

4.7    Автоматизированные осушительные

установки машинных помещений ....    24

4.8    Автоматизированные холодильные

установки................ 24

4.9    Устройства на ходовом мостике..... 24

4.10    Устройства в машинных помещениях . .    24

4.11    Устройства в жилых помещениях

механиков................ 26

5    Суда со знаком автоматизации AUT2

в символе класса............ 27

5.1    Общие положения............ 27

5.2    Устройства на ходовом    мостике..... 27

5.3    Устройства в машинных помещениях . .    27

5.4    Судовые электростанции......... 27

5.5    Осушительные установки машинных

помещений................ 27

6    Суда со знаком автоматизации AUT3

в символе класса............ 28

6.1    Общие положения............ 28

6.2    Устройства на ходовом    мостике..... 28

6.3    Устройства в машинных

помещениях................28

6.4    Устройства в жилых помещениях

механиков.................28

7    Компьютеры и компьютерные

системы..................31

7.1    Область распространения.........31

7.2    Определения и пояснения.........31

7.3    Общие требования к конструкции компьютерных систем контроля

и управления...............31

7.4    Требования к аппаратному

обеспечению...............32

7.5    Требования к программному

обеспечению...............32

7.6    Требования к конфигурации систем .... 32

7.7    Интерфейс пользователя..........33

7.8    Обучение.................34

7.9    Испытания и проверки..........34

7.10    Программируемые электронные

системы..................34

8    Системы динамического позиционирования ...................40

8.1    Область распространения и знаки

в символе класса.............40

8.2    Определения и пояснения.........40

8.3    Объем освидетельствований........41

8.4    Техническая документация........41

8.5    Конструкция систем динамического

позиционирования, классы........41

8.6    Электроэнергетическая система......42

8.7    Система пропулъсивных (подруливающих)

механизмов................43

8.8    Посты управления.............43

8.9    Компьютерные системы управления СДП. . 44

8.10    Системы определения местоположения

(точки) позиционирования.........45

8.11    Датчики параметров воздействия на судно

внешних сил................45

8.12    Система аварийно-предупредительной

сигнализации (АПС)............45

8.13    Кабельные трассы и трубопроводы

механизмов и устройств СДП.......45

9    Системы якорного позиционирования ...................47

9.1    Область распространения.........47

9.2    Определения и ггояснсния.........47

9.3    Системы управления...........47

9.4    Вспомогательные подруливающие

устройства для якорных систем......47


ЧАСТЬ XV. АВТОМАТИЗАЦИЯ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования разд. 1, 2, 3, 7 распространяются на оборудование автоматизации, подлежащее освидетельствованию независимо от знака автоматизации в символе класса судна.

Требования разд. 4, 5, 6 распространяются дополнительно на оборудование судов, к основному символу класса которых в соответствии с 2.2.6 части I «Классификация» добавляется один из знаков автоматизации.

1.1.2    Настоящая часть Правил содержит технические требования к оборудованию автоматизации и судам, на которые оно устанавливается, а также определяет объем дистанционного, автоматизированною и автоматическою управления, защиты, аварийно-предупредительной сигнализации и индикации.

1.1.3    Для судов с элсктродвижением или атомными энергетическими установками объем автоматизации для получения соответствующею знака в символе класса является в каждом случае предметом специальною рассмотрения Регистром.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, указаны в части I «Классификация».

В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Автоматизированная установка — совокупность механизмов и устройств, оборудованных системой автоматизации.

Источник бесперебойного питания — устройство, которое при исчезновении на его входе энергии питания от основного и/или аварийного источников обеспечивает непрерывное наличие энергии на выходе в течение определенного времени.

Квитирование — подтверждение принятия сигнала или вызова.

Подсистема обобщенной (сгруппированной) аварийно* предупредительной сигнализации — конструктивная часть централизованной системы аварийно-предупредительной сигнализации, состоящая из отдельных дополнительных блоков (панелей), в которых сосредоточен ряд аварийно-предуп

редительных сигналов, формируемых путем объединения (группирования) сигналов, относящихся к отдельным механизмам или устройствам, в один обобщенный сигнал.

Обобщенный сигнал должен иметь наименование объекта контроля, например, «главный двигатель», «судовая электростанция» и т. п.

Блоки обобщенной сигнализации размешаются в жилых, служебных и иных помещениях, где может находиться ответственный персонал (старший механик, вахтенные механики, электромеханик и т. д.).

Резервный источник электрической энергии — источник электрической энергии, независимый от основного и аварийного источников энергии судна.

Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС) — оборудование, предназначенное для сигнализации о достижении контролируемыми параметрами установленных предельных значений и об изменении нормаль-ных режимов работы механизмов и устройств. Отдельные сигналы могут быть сгруппированы в обобщенные.

Система автоматизации — оборудование, предназначенное для автоматического и/или автоматизированного управления, регулирования, контроля, сигнализации и защиты механизмов и устройств.

Система дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) — оборудование, предназначенное для управления механизмом с удаленного поста управления, обеспечивающее автоматическое выполнение промежуточных операций сбора и обработки информации об объекте и выработку команд исполнительным устройствам, реализующим задаваемый оператором режим работы механизма.

Система защиты — оборудование, предназначенное для определенного автоматического воздействия на управляемую установку с целью предупреждения аварии или ограничения ее последствий.

Система индикации — оборудование, предназначенное для получения информации о значениях определенных физических параметров и определенных состояниях механизмов и устройств.

Устройство автоматизации — часть системы автоматизации, составленная из элементов, соединенных в одно конструктивное и функциональное целое.

Элемент системы автоматизации — самостоятельное в конструктивном отношении изделие (например, датчик, реле, логический элемент), входящее в устройства и системы автоматизации.


Правила классификации и постройки морских судов


1J ОБЪЕМ освидетельствований

1.3.1    Обшис положения о порядке классификации, освидетельствования при проектировании и постройке судов, изготовлении оборудования и деталей оборудования изложены в части I «Классификация» и в Общих положениях о классификационной и иной деятельности.

1.3.2    Освидетельствованию при изготовлении и на судне подлежат элементы, устройства и системы автоматизации:

.1 главных механизмов и движителей;

.2 электростанций;

3 вспомогательных механизмов;

.4 главных и вспомогательных котлов;

.5 холодильных установок;

.6 аварийно-предупредительной си!иализации;

.7 устройств зашиты;

.8 других систем по требованию Регистра.

\Л ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.4.1 Для указанного в 1.3.2 оборудования автоматизации техническая документация, в зависимости от объекте освидетельствования, должна был» представлена Регистру в следующем объеме:

.1 функциональное описание с указанием технических параметров и условий эксплуатации;

.2 блок-схема системы управления;

3 функциональная схема процесса с указанием всех контролирующих и управляющих устройств;

.4 чертеж общего вида (расположения основных компонентов);

.5 описание операторских станций (интерфейса пользователя), включающее чертеж общего вида, списки всех сигналов, функций клавиатуры и экрана;

.6 описание источников питания и схемы их подключения;

.7 схема прокладки кабелей системы;

.8 список применяемых элементов с указанием технических параметров;

.9 описание программного обеспечения и перечень его испытаний у разработчика;

.10 типовые схемы цепей входа/выхода;

.11 описание поведения при неисправностях;

.12 программа испытаний;

.13 руководство по эксплуатации;

.14 руководство по монтажу и обслуживанию.

1А2 До начала постройки судна на рассмотрение Регистру должна быть представлена техническая документация в объеме, указанном в 32.9 части I «Ю аосификация».


7


2 КОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ, ИХ ЭЛЕМЕНТОВ
И УСТРОЙСТВ

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1    Системы автоматизации, их элементы и устройства должны надежно работать при следующих температурах окружающей среды:

от 0 до +45 °С в закрытых помещениях;

от —25 до +45 °С на открытой палубе.

Электронные элементы и устройства, предназначенные для установки в распределительные щиты, пульты или кожухи, должны надежно работать при температуре окружающей среды до + 55 °С.

Температура до +70 °С нс должна вызывать повреждений систем автоматизации, их элементов и устройств.

2.1.2    Системы автоматизации должны надежно работать при относительной влажности воздуха (75 ±3) % и температуре (45±2)°С или при относительной влажности воздуха (80±3)% и температуре (40 ±2) °С, а также при относительной влажности воздуха (95±3)% и температуре (25 ±2) °С.

2.1.3    Системы автоматизации должны надежно работать при вибрациях с частотами от 2 до 100 Гц: при частотах от 2 до 13,2 Гц — с амплитудой перемещений ± 1 мм и при частотах от 13,2 до 100 Гц — с ускорением ±0,7#.

Системы автоматизации, установленные на источниках вибрации (дизели, компрессоры и т.п.) или в румпельном отделении, должны надежно работать при вибрациях с частотами от 2 до 100 Гц: при частотах от 2 до 25 Гц — с амплитудой перемещений ±1,6 мм и при частотах от 25 до 100 Гц — с ускорением ±4,0/?.

2.1.4    Системы автоматизации должны надежно работать при длительных кренах до 22,5е и при качке 22,5° с периодом качки (8± 1) с.

2.1.5    Степень защиты систем автоматизации, их элементов и устройств должна быть выбрана в соответствии с местом установки согласно 2.4 части XI «Электрическое оборудование».

2.1.6    Электрические и электронные элементы и устройства должны надежно работать при отклонениях от номинальных значений параметров питания, указанных в табл. 2.1.6.

Оборудование автоматизации, получающее питание от аккумуляторных батарей, должно надежно работать при отклонениях напряжения от номинального значения:

от +30 до —25 % — для оборудования, нс отключаемого от батареи но время зарядки;

от +20 до —25 % — для оборудования, отключаемого от батареи во время зарядки.

Трехкратное исчезновение питания в течение 5 мин продолжительностью по 30 с не должно оказывать влияния на работоспособность систем автоматизации.

2.1.7    Пневматические и гидравлические элементы и устройства должны быть работоспоспособными при колебаниях давления рабочей среды ± 20 % от номинальною значения.

2.1.8    Должны быть приняты меры но обеспечению электромагнитной совместимости оборудования автоматизации согласно 2.2 части XI «Электрическое оборудование», а также по предотвращению превышения допустимого уровня создаваемых им радиопомех.

2.1.9    Оборудование автоматизации должно надежно работать при значениях коэффициента несинусоидальности кривой напряжения питания, указанных в 2.2.1.3 части XI «Электрическое оборудование».

2.1.10    Элементы и устройства, предназначенные к установке в местах с особыми рабочими условиями (с повышенной или пониженной температурой, интенсивными механическими воздействиями и т.п.), должны быть рассчитаны и испытаны на эти условия.

2.1.11    Оборудование автоматизации должно изготовляться из материалов, устойчивых к воздействию морской атмосферы, или должно быть надежно защищено от се вредного воздействия.

2.1.12    В системах автоматизации должны быть приняты меры против ложных срабатываний, вызываемых кратковременными изменениями

Таблица 2.1.6

Параметр it мнима

От*.юнсни с от номинальных значений

Д тигельное.

Ч

Кратковременное

Ч

Время, с

Напряжение

+6...-10

±20

U

(переменный ton)

Частота

*5

±10

5

Напряжение

±10

S

Циклические

(постоянный тоя)

отклонения

10

Пульсации


Правила классификации и постройки морских судов

контролируемых параметров, связанных с качкой судна, включением и отключением механизмов и т.п.

2.1.13    Системы автоматизации должны быть выполнены по принципу выхода управляемого процесса в безопасную сторону.

2.1.14    Номенклатура запасных частей оборудования автоматизации определяется изготовителем.

Общий объем запасных частей для судна определяется по согласованию между судостроителем, изготовителем оборудования и судовладельцем с учетом надежности оборудования.

2.2 ГРКЬОНАПИИ К ЭЛЕМЕНТАМ И УСТРОЙСТВАМ

2.2.1    Элементы и устройства, используемые в системах автоматизации, дополнительно должны отвечать применимым к ним требованиям соответствующих частей Правил.

2.2.2    Заменяемые элементы, требующие их регулировки, а также места контрольных измерений (гнезда, клеммы) должны быть расположены таким образом, чтобы к ним был обеспечен свободный доступ.

2.2.3    Конструкция устройств должна допускать контроль исправности во время их работы.

2.2.4    Оборудование должно работать, предпочтительно, без искусственного охлаждения. В случае применения последнего должны быть приняты меры, прсдотвращающие выход из строя охлаждаемых компонентов.

2.2.5    Настроечные элементы должны быть защищены от самопроизвольного изменения произведенной регулировки. Такая защита нс должна исключать возможности повторной настройки.

2.2.6    Конструкция исполнительных механизмов должна исключать возможность самопроизвольного изменения их положения.

2.2.7    Датчики, измеряющие температуру пожароопасных, токсичных и находящихся под давлением жидкостей, паров и 1азов, должны быть изолированы от контролируемой среды.

2.2.8    Должна быть предусмотрена возможность проверки и калибровки датчиков давления в местах их присоединения к точкам контроля без демонтажа.

2.2.9    Вес элементы, устройства и точки контроля должны иметь четкую и постоянную маркировку, нанесенную, прсдпочтнтсльно. рядом с ними.

2.2.10    Электрическое и электронное оборудование.

2.2.10.1 Контактные соединения должны быть выполнены так, чтобы исключить увеличение переходного сопротивления, ухудшающее работоспособность оборудования.

2.2.10.2    В местах ввода кабелей и проводов, особенно в местах присоединения к подвижным элементам и устройствам, должны быть предусмотрены приспособления для их разгрузки от натяжения.

2.2.10.3    Печатные платы должны быть покрыты изолирующим лаком.

2.2.10.4    Должны быть приняты меры для предотвращения возможности неправильной установки съемных блоков (кассет), имеющих контактные разъемы, а также меры по их надежному фиксированию в рабочем положении. Если этого требуют функциональные или конструктивные особенности элементов и устройств, то их расположение, обеспечивающее правильный монтаж, должно быть четко обозначено, или же их исполнение должно быть таким, чтобы была исключена возможность монтажа в другом положении.

2.2.11 Гидравлическое и пневматическое оборудование.

2.2.11.1    Гидравлические и пневматические элементы и устройства нс должны выходить из строя при полуторакратных перегрузках, создаваемых повышенным давлением рабочей среды.

2.2.11.2    Применяемые в гидравлических системах жидкости должны сохранять свои физические свойства при всех условиях эксплуатации, иметь достаточные смазочные свойства, температуру вспышки паров не ниже 60 °С, не вызывать повреждений элементов и трубопроводов и не быть токсичными.

2.2.11.3    Гидравлическое оборудование автоматизации нс должно быть соединено с другими системами и должно питаться от отдельных цистерн. По ест пасованию с Регистром для исполнительных систем может использоваться жидкость из других систем при наличии фильтрующих устройств.

2.2.11.4    Присоединения отходящих труб должны быть расположены ниже уровня жидкости в цистернах при любых условиях эксплуатации судна.

2.2.11.5    Пневматические системы автоматизации должны быть снабжены устройствами, обеспечивающими требуемую степень очистки и допускаемое влагосодсржанис воздуха.

2.2.11.6    Пневматические системы автоматизации главных энергетических установок и электростанций, как правило, должны иметь два устройства для очистки и осушения воздуха, соединенных между собой таким образом, чтобы возможна была работа одного из них, когда другое отключено.

Одно устройство для очистки и осушения воздуха может быть допущено, если его очистка производится автоматически или конструкция обеспечивает возможность быстрой замены фильтрующих элементов без необходимости прекращения подвода воздуха.


9


2.2.11.7    Питательные трубопроводы пневматических систем автоматизации должны иметь предохранительные клапаны, срабатывающие при превышении номинальною рабочею давления более, чем на 10 %. Редукционные клапаны (если имеются) должны быть дублированными.

2.2.11.8    Гидравлические, пневматические, электрические или электронные элементы и устройства, устанавливаемые совместно в пультах, шкафах и блоках, должны быть так отделены друг от друга, чтобы пропуски в трубопроводах и шлангах и в их соединениях нс могли вызвать повреждения этих элементов и устройств.

Пульты, шкафы и блоки, в которых размешается оборудование, содержащее жидкую рабочую среду, должны снабжаться усгройсгвами для сбора и возврата собранной от утечки жидкости.

2.3 СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИР0ВАН1101'0 УПРАВЛЕНИЯ

2.3.1    Механизмы и установки должны быть изготовлены в соответствии с применимыми к ним требованиями соответствующих частей Правил и оборудованы местными постами управления.

2.3.2    Автоматическое управление должно поддерживать контролируемые параметры в пределах, обусловленных нормальными рабочими режимами управляемых механизмов и установок.

2.3.3    Автоматическое управление должно быть стабильным во всем диапазоне регулирования. Величина нечувствительности управления должна быть такой, чтобы флуктуации контролируемых параметров, которые могут иметь место при нормальных условиях работы управляемого оборудования, нс приводили к нестабильности процесса управления.

2.3.4    Механизмы и установки, для которых предусмотрен автоматический или дистанционный пуск, на местных постах управления должны иметь средства для отключения автоматического или дистанционного управления.

В случае неисправности автоматического или дистанционного управления должна сохраниться возможность местного управления.

2.3.5    Переключение режимов работы с местного управления на автоматическое или дистанционное должно быть возможно толью на местных постах управления. Переключение с дистанционного управления на автоматическое допускается производить на постах дистанционного управления.

2.3.6    При нарушении заданной последовательности операций система автоматизированного управления должна прекратить выполнение программы и привести механизмы в безопасное состояние с обязательной подачей аварийно-предупредительного

сигнала в пост управления, где предусмотрена постоянная вахта.

2.3.7 Система пуска мощных потребителей электрической энергии, включение которых может привести к недопустимому провалу напряжения или обесточиванию шин ГРЩ, должна предусматривать: предварительный автоматический запуск резервного генератора, синхронизацию, прием и распределение нагрузки, или

блокировку, запрещающую включение таких потребителей до момента подключения резервного генератора на шины ГРЩ, и соответствующую индикацию.

гл системы аварийно-предупредительной СИГНАЛИЗАЦИИ, ЗАЩИТЫ, ИНДИКАЦИИ И РЕГИСТРАЦИИ

2.4.1    Система аварийно-предупредительной сигнализации (АПС).

2.4.1.1    Система аварийно-предупредительной сигнализации должна быть независима от систем управления и защитных устройств, т.с. неисправности и повреждения последних нс должны оказывать влияния на работу АПС.

Возможность частичного объединения этих систем является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

2.4.1.2    Должен быть предусмотрен самоконтроль АПС: по крайней мерс, при таких повреждениях, как короткое замыкание, обрыв цепи и замыкание на корпус, а также при исчезновении питания должен подаваться сигнал АПС.

2.4.1J Система АПС должна одновременно подавать световые и звуковые сигналы. При этом должна быть обеспечена возможность одновременного указания более чем одной неисправности. Квитирование одного сигнала нс должно препятствовать поступлению другого. Отказ одного элемента (устройства) системы не должен вызывать выход из строя всей системы АПС. Если вместо индивидуальных световых сигнализаторов применяются общие мониторы, их должно быть не менее двух.

2.4.1.4 Система АПС, центральные информационные панели которой, как правило, размещаются в ЦПУ, структурно должна иметь подсистему обобщенной аварийно-предупредительной сигнализации, блоки (БОС) которой должны располагаться:

в машинных помещениях (световые колонки);

на ходовом мостике (в рулевой рубке);

в служебных и общественных помещениях судна;

в жилых помещениях ответственного персонала.

Отключение звукового сигнала АПС на блоках обобщенной сигнализации (например, на мостике или в жилых помещениях) не должно вызывать его отключения в ЦПУ.


Правила кмссификации и постройки морских судов


2.4.1.S В машинных помещениях н дополнение к звуковым сигнальным устройствам системы АПС должны быть предусмотрены световые устройства (колонки) идентификации сигнала, для которых должны применяться цвета и символы, 1гривсдсн-ные в табл. 2.4.1.5.

Световые сигналы должны быть ясно видимыми и различимыми (непосредственно, либо в отражении) во всех частях помещений, в которых предусмотрены колонки, должны выполняться в виде мигающею света с характеристиками, указанными в 2.4.1.7, и иметь высокую интенсивность свечения. Если видимость и различимость анналов в помещении не может быть обеспечена одной колонкой, то их должно быть несколько. При наличии общею проблескового либо вращающегося сигнала бетою цвета допускается применение в колонках индикаторов (символов) постоянного света.

2.4.1.6    В помещениях с повышенным уровнем шума следует предусматривать дополнительные звуковые и световые (проблесковые либо вращающиеся) устройства сигнализации

2.4.1.7    Световые сигналы должны указывать причину срабатывания системы АПС и, как правило, должны быть выполнены в виде мигающего света. Проблесковые сигналы датжны игтучзть свет в течение

нс менее 50 % времени цикла и имен, частоту импульсов в диапазоне от 0,5 до 1,5 Гц.

2.4.1.8    Сигналы на пультах АПС, как правило, должны квитироваться в два этапа:

отключение звукового сигнала и дополни тельных световых устройств (вращающихся и др.) при неизменном световом сигнале на пульте;

подтверждение смет оного сип гаи на пульте, при этом мигающий световой он нал переходит в постоянный.

Полное погасание индивидуального светового сигнала должно быть возможно лишь после устранения неисправности.

2.4.1.9    Самоустраняющиеся неисправности должны восприниматься системой АПС таким образом, чтобы звуковой и световой сигналы сохранялись до момента подтверждения.

2.4.1.10    Система АПС должна быть выпажена так, чтобы можно было производить проверку ее функций во время нормальной работы механизмов.

2.4.1.11    Независимо от объема автоматизации установок, а также порядка контроля их работы система АПС должна подавать сигнал:

.1 при достижении контролируемыми параметрами предельных значений;

.2 при срабатывании систем защиты;

.3 при отсутствии энергии для питания отдельных систем автоматизации или о включении аварийных источников энергии;

.4 при изменении других параметров или состояний, сигнализация о которых предписывается требованиями настоящей части Правил.

Сигнализация о неисправности механизмов должна быть предусмотрена на постах дистанционного управления этими механизмами.

2.4.1.12    Система АПС должна быть выполнена так, чтобы нс относящиеся к судовождению и навигационной обстановке сигналы поступали в первую очередь на пульты (щиты) в машинные помещения и ЦПУ, а также на блоки обобщенной сигнализации и индикации в жилые, служебные и общественные помещения, где может находиться обслуживающий механическую установку персонал. Затем, если эти сигналы не будут подтверждены в течение определенного периода времени (например, 2 мин), они должны поступать на ходовой мостик.

2.4.1.13    Сигнализация вызова механиков в машинное помещение, указанная в 7.8.1 части XI «Электрическое оборудование», дополнительно должна приводиться в действие автоматически, сои сигнал АПС по механической установке ггс был подтвержден в месте его назначения в течение определенного периода времени, определяемого размером судна, но не превышающего 5 мигг.

2.4.1.14    Сигнализация контроля дееспособности машинного персонала, указанная в 7.9.1 части XI «Электрическое оборудование», дополнительно

Табямца 2.4.1.5

Сигнал

Цвет

Символ

Сигнализация обнаружения пожара я местах, иных чем машинные помещения

Красный

ё

Сигнализация обнаружения пожара в машинных помещениях

Красный

ё

О

Сипииихщия предупреждения о пуосе системы объемного пожаротушения

Красный

О

о

Сигнал АПС

Жс.ттый

О

Неисправность рулевого устройства

Желтый

to

Уровень воды льяльяых колодцев

Жс.ттый

be

Сигнализаций контроля дееспособности машинного персонала

Желтый

ф

Телефон

Белый

Машинный телеграф. Подача команды

Белый

JL

ф

Сигнализация предупреждения о пуске стационарной системы пожаротушения местного применения

Красный

/т\»

'При использовании иных, чем COj опгетушоших веществ следует указывать их наименование.

"Для систем пожаротушения мелюораспылеиной водой (ватным туманом) в машинных помещениях категории А и грузовых насосных отделениях, указанных в 3.4.1 части VI «Противопожарная защита», вместо сигнализации предупреждения о пуске системы пожаротушения должна предуемвт-рнмться сигнализация об активации любого распределительного клапана (цвет - красный, симва» - "W* млн "WATKR MIST")