Стр. 1
 

32 страницы

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования Правил распространяются на водоизмещающие суда из стеклопластика длиной от 12 до 30 м и на спасательные шлюпки длиной от 4,5 до 12 м

Заменен на НД 2-020101-095

Оглавление

1 Общие положения

   1.1 Область распространения

   1.2 Определения и пояснения

   1.3 Общие требования

   1.4 Объем освидетельствований

   1.5 Материалы

   1.6 Система набора и шпация

   1.7 Приформовки и соединения

2 Корпус и надстройки судов

   2.1 Общие положения

   2.2 Наружная обшивка

   2.3 Днищевой набор

   2.4 Бортовой набор

   2.5 Настил и набор палуб

   2.6 Пиллерсы

   2.7 Переборки

   2.8 Цистерны

   2.9 Надстройки и рубки

   2.10 Вырезы в конструкциях

   2.11 Фальшборт

   2.12 Фундаменты

   2.13 Штевни, кронштейны гребных валов и боковые кили

   2.14 Шахты машинно-котельных отделений, комингсы люков и вентиляторов

3 Усиления судов для плавания во льдах

   3.1 Общие положения

   3.2 Ледовые усиления судов ледового класса Iсе2

4 Корпуса спасательных шлюпок

   4.1 Общие положения

   4.2 Наружная обшивка

   4.3 Набор

   4.4 Крепление устройств и оборудования

Приложение 1. Рекомендуемые типы стеклопластиков

Приложение 2. Физико-механические свойства стеклопластиков

Приложение 3. Указания по определению размеров связей корпусов судов и спасательных шлюпок расчетным методом

Показать даты введения Admin

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.15

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть XVI

КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ И ШЛЮПОК ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

НД №2-020101-087 ~|

Санкт-Петербург

2016

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2016 года.

Настоящее девятнадцатое издание Правил составлено на основе восемнадцатого издания 2015 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корпус»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть ХП1 «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст час™ XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО.

Части I - XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Часть XVIII издастся только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-304-8


© Российский морской регистр судоходства, 2016


Настоящее девятнадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущий изданиеч (2015 г.), содержит следующие изменения и допагнения.

По всему тексту Правил термин «катсгория(и) ледовых усилений» заменен термином «лсдовый(с) класс(ы)», термин «суда ледового плавания» заменен термином «суда ледовых классов».

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ И ШЛЮПОК ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА 1. Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ и шлюпок

ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

1    Общие положения............. 5

1.1    Область распространения......... 5

1.2    Определения и пояснения......... 5

1.3    Общие требования............. 5

1.4    Объем освидетельствований........ 5

1.5    Материалы................. 6

1.6    Система набора и шпация.........6

1.7    Приформовки и соединения........ 6

2    Корпус и надстройки судов........9

2.1    Общие положения............. 9

2.2    Наружная обшивка............ 12

2.3    Днищевой набор............. 13

2.4    Бортовой набор............. 15

2.5    Настил и набор палуб.......... 16

2.6    Пиллерсы................ 17

2.7    Переборки................ 17

2.8    Цистерны................ 18

2.9    Надстройки и рубки........... 19

2.10    Вырезы в конструкциях......... 20

2. И    Фальшборт................ 21

2.12    Фундаменты............... 21

2.13    Штевни, кронштейны гребных валов

и боковые кили..............21

2.14    Шахты машинно-котельных отделений,

комингсы люков и вентиляторов......22

3    Усиления судов для плавания

во льдах.................23

3.1    Общие положения.............23

3.2    Ледовые усиления судов ледового класса 1се2 23

4    Корпуса спасательных шлюпок.....24

4.1    Общие положения.............24

4.2    Наружная обшивка............24

4.3    Набор...................24

4.4    Крепление устройств и оборудования ... 25 Приложение 1. Рекомендуемые типы

стеклопластиков..............27

Приложение 2. Физико-механические

свойства стеклопластиков.........28

Приложение 3. Указания по определению размеров связей корпусов судов и спасательных шлюпок расчетным методом..................31


ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ И ШЛЮПОК ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются:

.1 на водоизмешающие суда из стеклопластика длиной от 12 до 30 м, скорость которых v $ 3,05^/Z уз., а отношения главных размерений находятся в пределах:

длина судна к высоте борта L:D = 6 ... 10;

ширина судна к высоте борта B:Dm 2 ... 2,5;

длина судна к его ширине L:B = 3 ... 5.

Если отношения главных размерений выходят за указанные пределы, конструкция и размеры связей корпуса являются предметом специального рассмотрения Регистром;

.2 на спасательные шлюпки длиной от 4,5 до 12 м.

1.1.2    Настоящая часть Правил может быть также распространена:

.1 на водоизмешающие суда длиной от (5)1 до 12 м и свыше 30 м, причем конструкция судов длиной свыше 30 м является предметом специального рассмотрения Решегром;

.2 на суда глиссирующие, на воздушной подушке и подводных крыльях, причем конструкция таких судов является предметом специального рассмотрения Регистром.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к обшей терминологии Правил, приведены в 1.1 части I «Классификация».

Определения размерений судов приняты в соот вега вин с частью II «Корпус».

В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Однослойная конструкция — конструкция, которая состоит из пластины, подкрашенной набором.

Двухслойная конструкция — конструкция, которая состоит из двух пластин, соединенных набором, расположенным между ними.

Трехслойная конструкция — конструкция, которая состоит из двух пластин, соединенных между собой средним слоем из

пенопласта, сот и т п„ причем средний слой является несущим и воспринимает нагрузку совместно с пластинами.

1J ОЬЩИЕ I т.ОНАНИЯ

U.1 Требования настоящей части применимы:

.1 если наружная обшивка формуется как одно целое или в виде двух половин (правой и левой), соединяемых но килю и штевням;

.2 для судов, имеющих следующие соединения секций корпуса:

наружной обшивки в диаметральной плоскости,

палубы с бортом,

надстроек и рубок с палубой;

.3 при однослойной конструкции наружной обшивки, настила палубы и прочных переборок судов;

.4 при одно- и трехслойной конструкциях стенок рубок и надстроек судов;

.5 для корпусов спасательных шлюпок одно-, двух- и трехслойной конструкций.

1.3.2 Размеры связей двух- и трехслойной конструкций, а также применение композитных конструкций являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром, если в настоящей части Правил отсутствуют специальные требования.

Ш На чертежах конструкций го стеклопластика необходимо указывать нс только толщину пластин, мм. но и число слоев армирующего материала и суммарную массу армирующего материала кг, приходящуюся на 1 м2 поверхности пластика.

1.3.4 Во всех случаях технологах формования корпуса должна быть одобрена Раистром.

U.5 Раистр может одобрить иные, отличающиеся от приведенных в настоящей части конструкторские решения при условии выполнения требований 133.1 Общих положений о классификационной и иной деятельности.

14 ОЬ'ЪЕ.М ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.4.1 Общие положения по освидетельствованию корпуса изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности.


1.4.2    После рассмотрения и одобрения технического проекта судна в целом освидетельствованию Раистром при изготовлении корпуса подлежат:

.1 исходные материалы для формования корпусных конструкций;

.2 состояние и микроклимат производственных помещений;

.3 технологическая оснастка, применяемая при формовании корпусных конструкций;

.4 формование секций наружной обшивки с набором;

.5 формование секций палубы;

.6 формование переборок;

.7 формование цистерн;

.8 формование надстроек и рубок;

.9 формование фундаментов под тайные двигатели, а также под другие механизмы и устройства, подлежащие освидетельствованию Ра негром;

.10 формование комингсов, тамбуров и подобных ограждений вырезов в корпусе;

.11 штевни и кронштейны гребных валов.

1.4.3    До начала изготовления конструкций, перечисленных в 1.4.2, Регистру должна быть представлена на одобрение техническая документация по корпусу в объеме, предусмотренном в 3.2.3 части I «Классификация».

1.4.4    В процессе изготовления конструкции корпуса, перечисленные в 1.4.2, подлежат освидетельствованию в отношении выполнения требований части XIII «Материалы» и соответствия одобренной Рс1истром технической документации.

1.4.5    Методика проведения и результаты испытаний жесткости и прочности готовых конструкций в каждом случае являются предметом специального рассмотрения Регистром.

1.S МАТЕРИАЛЫ

1.5.1    В настоящей части Правил предусмотрено применение типов стеклопластиков, перечисленных в приложении 1.

1.5.2    Помимо перечисленных в приложении 1 могут быть применены стеклопластики с другими сочетаниями армирующих материалов и связующих, а также с другими схемами армирования после представления Регистру исчерпывающих сведений о механических свойствах стеклопластиков и одобрения последних.

14 СИСТЕМА НАБОРА И ШПАЦИЯ

1.6.1 В настоящей части Правил предусмотрено применение поперечной системы набора корпуса судов.

Конструкция и размеры связей корпуса при продольной или смешанной системе набора являются предметом специального рассмотрения Ра негром.

1.6.2 Нормальная шпация поперечного набора приведена в табл. 1.6.2.

Если принятая шпация отличается от приведенной в табл. 1.6.2, производится пересчет толщин и размеров связей в соответствии с требованиями 22, 23 и 2.5.

1.6.3    В форпике шпация должна быть нс более:

300 мм при /. от 12 (5) до 15 м;

350 мм при 15 < L < 295 м;

400 мм при L от 25 до 30 м (включительно).

1.6.4    Расстояние между стойками поперечных водонепроницаемых переборок принимается равным шпации набора корпуса.

Для переборки форпика расстояние между стойками принимается равным шпации в носовой оконечности.

Шпация стенок надстройки или рубки принимается равной шпации корпуса однослойной конструкции.

1.7 МРИФОРМОВК'И И СОЕДИНЕНИЯ

1.7.1    Приформовочныс угольники продольного и поперечного наборов формуются на месте (мокрые угольники), армирующий материал — стеклохолст. В виде исключения допускается стеклоткань сатинового и полотняного переплетений. Жгутовая стеклоткань не допускается. Соединяемые поверхности перед приформовкой необходимо тщательно зачистить.

По согласованию с Регистром может быть допущена формовка угольников методом напыления.

1.7.2    Толщина приформовочного угольника должна быть равна 1/2 толщины приформовывасмой стенки Т-образной балки набора и толщине стенки П образ ной балки набора Ширина приформовочного угольника и схема укладки армирующих слоев должны отвечать требованиям, приведенным на рис. 1.722-1 и 1.7.2-2. В любом случае ширина должна быть нс менее 30 мм для приформовочных угольников набора и 50 мм для при формовочных угольников поперечных водонепроницаемых переборок.

Таблица 1.6.2

Дтина судна м

Шпяциа. мм

12(5)—15

350

15<L<25

400

25-30

450


1.7.3 Толщина приформовочных угольников переборок, платформ, стенок надстроек и рубок должна быть равна толщине обшивки переборки, настила платформы, стенки надстройки и рубки соответственно.

1.7.4    Для болтовых соединений должны выполняться следующие требования:

.1 отстояние болтов от кромки пластины должно быть нс менее трех диаметров болта;

.2 диаметр болта должен быть равен толщине наиболее толстого из соединяемых листов;

J шаг болтов должен быть нс менее четырех диаметров болта;

.4 детали болтовых соединений должны иметь надежное антикоррозионное покрытие или должны изготавливаться из коррозионно-стойких материалов;

.5 под гайку и головку болта должны быть подложены шайбы диаметром, равным не менее

2,5 диаметра болта; толщина шайбы — 0,1 диаметра болта, но нс менее 1,5 мм.

1.7.5    Конструкции соединений, выполненных с применением клепки, подлежат специальному рассмотрению Регистром.

7


1.7.6    Соединение листов неответственных или малонагруженных конструкций допускается выполнять в виде формованного стыка (см. рис. 1.7.6). Соединяемые поверхности перед наложением накладок необходимо тщательно зачистить.

1.7.7    При изготовлении наружной обшивки судна в в»ие двух патовин (правого и левого борта) их соединение в диаметральной плоскости следует выпалнятъ посредством накладок (см. рис. 1.7.7). Наклалки должны формоваться на основе стеклоткани типа III или IV для всех длин корпуса. Талщина каждой накладки 5 далжна быть равна 0,7 толщины горизонтального киля sK (см. табл. 2.2.1). Полная ширина накладки далжна быть нс менее 200 мм + 15 л*.

1.7.8    Толщина накладок должна уменьшаться к краям до толщины одного слоя стеклоткани. Уменьшение толщины обеспечивается постепенным увеличением ширины накладываемых лент: первый слой накладки формуется на основе ленты шириной 100 мм (по 50 мм на сторону), последующие ленты (по одной или по две — три) накладываются с шириной 140. 180 мм и т.д

1.7.9    Соединение палубы с бортом следует выпалнятъ внешними и внутренними приформо-вочнымн угольниками (накладками) в соответствии с рис. 1.7.9. Угольники должны формоваться на основе стеклоткани типов III и IV. Развернутая ширина приформовочных угольников 2b должна быть нс менее 200 мм + 15.тш (где sm — толщина ширстрска). Толщину приформовочного угольника следует принимать равной 0.7 s,

1.7.10    Распределение слоев в приформовочных угольниках должно выполняться в соответствии с требованиями 1.7.2.

а — размеры приформояки; 6 — схема укладки слоев при приформомсс полосами стсктохолст» ши стеклоткани

S\, мм

3

4

3

6

8

10

bt. мм

30

30

40

50

60

70

а размеры приформоаки; Л схема укладки с.юсе при ириформовке полосами cien-ioxaicia или аеклешсаии

1|. мм

3

4

5

6

8

10

12

14

А|, ММ

30

30

40

50

60

70

90

100


И ранит к шссификации и постройки морских гугУж


Рис 1.7.6:

Номера слое» стеклоткани накладки

*|, мм

.1}. мм

1

2

>

*

«

*

10

П

■»

'3

И

Ширина накладки, мм

6

3

100

150

150

200

200

250

300

8

4

100

100

150

150

150

200

250

250

300

10

3

100

100

150

150

200

200

250

250

300

300

14

7

100

100

150

150

200

200

250

250

300

300

330

350

400

400

Примечания: 1.1 laiipaiiaeitue основы стеклоткани нак.идхи должно быть перпендикулярно к стыку секций.

2 Заюр I — 2 мм.

3. Материал накладки — стеклопластик на основе стеклоткани сатимояого или полотняного переплетения. Применение стеклохолста не допускается.



I. ширив* накладки (/«-200 * 15ль мм); 5| толщина соединяемых пластин; j, — толщина накладки ( tj = 0.5j|)

Примечание. Со стороны наружной обншякм поверхности палубы и бори доджем быть уложен допашителытый слой ткани, перекрывающий прмформовочныб угольник на 100    150 ми с каждого края, с направлением основы вдоль

корпуса судна.

2 КОРПУС И НАДСТРОЙКИ СУДОВ


2.1 оьщик паюжмшя

2.1.1 Толщина листов наружной обшивки, настилов палуб, обшивки переборок и т. п. должна определяло! по рис. 2.1.1-1, 2.1.1-2 и 2.1.1-3 в зависимости от

приведенного в табл. 2.2.1 изгибающего момента тл_

допускаемого для участка обшивки шириной 1 см.

По рис. 2.1.1-1 определяется толщина листов из стеклопластика с содержанием стекла, указанным в строке 1 табл. 1 — 6 приложения 2.

По рис. 2.1.1-2 и 2.1.1-3 определяются толщины стеклопластиков с содержанием стекла, указанным в строках 2 и 3 указанных таблиц.

Структуры армирования, указанные в строках 1 и 2 табл. 1. 2. 5 и 6 приложения 2, используются для формования наружной обшивки, настила палубы, обшивки переборок и т.п.

Структура армирования, указанная в строке 3 табл. 3 и 6 и в строке 2 табл. I. используется для выполнения набора, который должен формоваться в специальных приспособлениях и обжиматься при изготовлении.


2.1.2    Для балок набора корпуса в настоящих Правилах предусматривается применение П-образных профилей из стеклопластика типа 1г и Т-образных профилей со свободным пояском из стеклопластика типа III) и стенкой из стеклопластика типа 12.

2.1.3    Размеры балок набора определяются по рис. 2.1.3-1, 2.1.3-2 и 2.1.3-3 в зависимости от момента сопротивления поперечного сечения балок с присоединенным пояском.

По рис. 2.1.3-1 определяются размеры элементов сечения балок Г1-обратного профиля.

По рис. 2.1.3-2 и 2.13-3 определяются размеры хлементов сечения балок Т-образного профиля, причем рис. 2.1.3-3 представляет собой начальную часть рис. 2.1.3-2, показанную в укрупнетюм масштабе.

Размеры балок днищевого набора (вертикального киля и днищевых стрингеров) определяются в соответствии с требованиями 2.3.5.

Рекомендуемая конструкция П-образных и Т-образных балок набора показана на рис. 2.1.3-4 и 2.1.3-5.


Нм


Ж

3 4

s, леи

VIII,



/

II

г

=

=

[L0


V

17

N

с?

УН

VIII X

с?

?

| р

8 й * ^

'

£

ie1,

<N

<г>

o'


Обозначения армирующего материала: Э Стехлаткт(Х)

т Жгутовая стеклоткань (рогожка) napaw шишукин)ки (Р) Жгутовая стеклоткань, уложенная под углом 45° (45° Я) Жгутовая стеклоткань, уложенная под углом • 45° (• 450 Я) — Стекюткань иги стекюсетки параиельной укхадки (Т) ши (С)




1

Укамши для суде* длиной менее 12 м приведены ■

2

настоящей части в скобках.