Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

389.00 ₽

Купить НД 2-080301-002 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ устанавливает: основные стандарты, на которых должно базироваться проведение освидетельствований систем подготовки учебно-тренажерных центров (УТЦ); принципы деятельности (оказания услуг) РС при проведении освидетельствований систем подготовки УТЦ; этапы и порядок оказания услуг, связанных с освидетельствованиями систем подготовки УТЦ; формы документов, оформляемых/выдаваемых по результатам оказания услуг, связанных с освидетельствованиями систем подготовки УТЦ, их местонахождение и порядок заполнения.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область распространения

2 Нормативные ссылки

3 Термины. Определения. Сокращения

     3.1 Термины и определения

     3.2 Сокращения

4 Порядок проведения освидетельствований системы подготовки учебно-тренажерного центра

5 Проверки. Контроль

6 Ресурсы

7 Отчетные документы

8 Конфиденциальность

Приложение А. Положение о курсах подготовки назначенных лиц, руководителей и специалистов судоходных организаций, а также судового персонала по вопросам управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ)

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор С.Н. Седов 26.12.2014

Руководство

по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями

МКУБ

НД № 2-080301-002

Дата введения в действие: 22.01.2015 Номер документа в СЭД «Тезис» - 307632 Разработчик: 331

Санкт-Петербург

2014

российским морской регистр судоходства

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

Издание: 2014

Содержание

1    Область распространения    4

2    Нормативные ссылки    5

3    Термины. Определения. Сокращения    5

3.1    Термины и определения    5

3.2    Сокращения    8

4    Порядок проведения освидетельствований системы подготовки учебно-тренажерного центра 10

4.1    Основные цели и принципы оказания услуг PC при освидетельствованиях систем подготовки УТЦ 10

4.2    Объем и объекты освидетельствования системы подготовки УТЦ    11

4.3    Порядок оказания услуги по освидетельствованию системы подготовки УТЦ    12

4.4    Состав и содержание работ на основных этапах освидетельствования системы подготовки УТЦ 12

4.4.1    Обращение заявителя    12

4.4.2    Предварительная оценка системы подготовки УТЦ    14

4.4.3    Анализ документации системы подготовки УТЦ    14

4.4.4    Подготовка к освидетельствованию системы подготовки УТЦ    16

4.4.5    Условия проведения освидетельствования    17

4.4.6    Порядок проведения освидетельствования    18

4.4.7    Сбор наблюдений, обобщение и анализ объективных доказательств    19

4.4.8    Действия, связанные с оформлением несоответствия    / наблюдения    22

4.4.9    Оформление результатов освидетельствования    25

4.4.10    Заключительное совещание    26

4.4.11    Действия по результатам освидетельствования    26

4.5    Аттестация преподавателей-инструкторов по МКУБ    27

4.6    Свидетельство о признании УТЦ    28

4.7    Наблюдение со стороны PC за системой подготовки УТЦ, имеющего Свидетельство о

признании    29

4.8    Приостановка действия / аннулирование Свидетельства о признании    30

4.9    Апелляции    31

4.10    Требования в отношении персонала, выполняющего освидетельствование системы

подготовки УТЦ    31

5    Проверки. Контроль    31

6    Ресурсы    31

7    Отчетные документы    32

Приложение А. Положение о курсах подготовки назначенных лиц, руководителей и специалистов судоходных организаций, а также судового персонала по вопросам управления безопасностью и


8    Конфиденциальность    33

предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ)    34

А.1 Требования к проведению подготовки по МКУБ    34

Дополнение 1 к приложению А Перечень тем теоретической подготовки по МКУБ    39

Д1 Подготовка береговых специалистов судоходных организаций    39

Д1.1 Модуль 1. Основные положения систем менеджмента качества и основные требования обязательных норм, правил и применимых кодексов, руководств и стандартов (16 часов)    39

Д1.2    Модуль 2. Международный кодекс по управлению безопасностью (16 часов)    42

Д1.3    Модуль 3. Процедуры проведения внутренних проверок СУБ (8 часов)    45

НД № 2-080301-002    2-50

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

_Издание:    2014

4.1.4.3    Объективность.

Объективность оценок PC при оказании услуг достигается за счет:

1)    независимости PC;

2)    профессионализма и компетентности подготовленного персонала (выполняющих освидетельствование системы подготовки УТЦ экспертов по МКУБ);

3)    позитивного характера проведения освидетельствования системы подготовки на основе сбора объективных доказательств;

4)    применения единых требований, процедур, методик для оказания услуг по освидетельствованию систем подготовки;

5)    документирования процессов оказания услуг на уровне, который мог бы обеспечить прослеживаемость и воспроизводимость результатов оценок, а также дальнейшую регистрацию и хранение результатов освидетельствования системы подготовки УТЦ.

4.1.4.4    Компетентность.

Компетентность деятельности PC обеспечивается посредством:

1)    достижения и поддержания надлежащей квалификации персонала, занятого в оказании услуги;

2)    эффективной и документированной системы менеджмента качества PC (СКР);

3)    нормативного и технического обеспечения оказываемых услуг.

Компетентность деятельности поддерживается в рамках СКР на уровне, позволяющем демонстрировать ее соответствие установленным требованиям при проверках уполномоченными органами.

4.1.4.5    Профессиональная этика и конфиденциальность.

При оказании услуг своим клиентам PC неукоснительно руководствуется профессиональной этикой, основанной на требованиях Кодекса этики PC. стремясь в своей деятельности избегать всего того, что могло бы нанести ущерб репутации клиента или репутации PC как независимого и беспристрастного органа.

PC в лице персонала, участвующего в оказании услуг по освидетельствованию систем подготовки УТЦ, берет на себя обязательства неукоснительно соблюдать Кодекс этики PC. а также соблюдать конфиденциальность всей информации и выводов, характеризующих состояние системы подготовки УТЦ, полученных в процессе оказания этой услуги.

Каждый сотрудник PC или специалист сторонней организации, впервые привлекаемый к участию в освидетельствовании, письменно подтверждает свои обязательства в отношении соблюдения конфиденциальности полученной информации путем заполнения соответствующей Декларации эксперта по МКУБ (форма 8.1.46) перед началом освидетельствования.

Все отчетные документы и регистрационные записи хранятся в PC в течение не менее трех лет при соблюдении требований конфиденциальности и безопасности по отношению к интересам заказчика.

4.2 Объем и объекты освидетельствования системы подготовки УТЦ

4.2.1 Объем освидетельствования системы подготовки (первоначальное, периодическое, возобновляющее или дополнительное) в отношении видов предоставляемой УТЦ подготовки по программам, указанным в НД № 1 -0402-013-R. определяется заказчиком и согласовывается с PC. При этом учитываются:

1)    виды программ, охватываемых системой подготовки УТЦ;

2)    размеры ^П"Ц (т.е. численность персонала, количество филиалов и т.п.), охваченные областью действия системы подготовки.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

_Издание:    2014

4.2.2    Объектами (элементами) освидетельствования системы подготовки УТЦ в общем случае являются:

1)    политика в области организации системы    подготовки;

2)    организационная структура УТЦ;

3)    процессы, задействованные в системе подготовки УТЦ;

4)    используемые документы;

5)    ресурсы, их необходимость и достаточность;

6)    уровень качества предоставляемых услуг по подготовке и принятый в УТЦ способ его оценки.

Освидетельствование указанных элементов системы подготовки на соответствие требованиям НД № 1-0402-013-R проводится в подразделениях УТЦ в объемах, определяемых исходя из того, в какой мере они вовлечены в осуществление заявляемых видов подготовки.

4.2.3    Оценка системы подготовки и ее элементов выполняется на основе анализа представляемых УТЦ объективных доказательств наличия необходимых и достаточных условий для проведения заявленных видов подготовки в соответствии с требованиями НД № 1-0402-013-R.

4.2.4    При возникновении обоснованных сомнений в эффективности системы подготовки УТЦ, отдельных ее элементов, а также для возможной оценки результативности корректирующих и/или предупреждающих действий PC вправе потребовать проведение дополнительного освидетельствования.

4.3    Порядок оказания услуги по освидетельствованию системы подготовки УТЦ

4.3.1    За оказанную услугу PC выставляет счет, подлежащий безусловной оплате независимо от того, был или нет получен тот результат, которого желал заказчик.

4.3.2    Основные этапы оказания услуги по освидетельствованию системы подготовки УТЦ включают в себя следующее:

1)    обращение заказчика в PC и определение возможного(ых) исполнителя(ей) будущего освидетельствования системы подготовки УТЦ;

2)    если необходимо, предварительную оценку системы подготовки УТЦ;

3)    анализ документации системы подготовки УТЦ и/или изменений к ней (если необходимо);

4)    подготовку к проведению освидетельствования;

5)    непосредственное проведение освидетельствования, в ходе которого осуществляются: сбор наблюдений о функционировании системы подготовки УТЦ;

обобщение и анализ собранных объективных доказательств функционирования системы подготовки УТЦ;

представление результатов освидетельствования;

6)    если применимо, дальнейшая работа по выявленным несоответствиям и/или наблюдениям;

7)    дальнейшее отслеживание деятельности системы подготовки УТЦ, имеющего выданное PC Свидетельство о признании.

4.4    Состав и содержание работ на основных этапах освидетельствования системы подготовки УТЦ

4.4.1 Обращение заказчика

4.4.1.1    Порядок приема и регистрации заявок.

4.4.1.1.1    PC выполняет услуги по освидетельствованию системы подготовки УТЦ на основании Декларации-заявки на освидетельствование Системы подготовки Учебно-тренажерного центра (форма 8.1.41). полученной отделом по освидетельствованию систем управления безопасностью и охраны (отделом 331) ГУР.

Адрес электронной почты отдела 331 ГУР: ism.dept@rs-class.org. факс (812) 380-19-58.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

_Издание:    2014

Если предполагается проведение первоначального освидетельствования системы подготовки УТЦ, в отдел 331 ГУР должен быть также представлен Лист опроса (форма 8.1.421 вместе с копиями документов, указанными в Декларации-заявке (форма 8.1.41).

Указанные документы заказчик вправе направить в адрес отдела 331 через любое подразделение PC. Подразделение PC, получившее такие документы, обязано передать их в адрес отдела 331 ГУР в течение двух рабочих дней.

4.4.1.1.2    По получении заявки начальник отдела 331 или лицо, его замещающее, назначает ответственного исполнителя из числа сотрудников своего отдела, который регистрирует заявку и присваивает ей идентификационный номер в следующем порядке:

ЗАЯВКА № 14.001.025, где:

14 - год регистрации заявки (здесь - 2014 г.);

001 - порядковый номер заявки по Журналу регистрации № 025-32.25, который ведется в электронном виде;

025 - идентификатор процесса (здесь означает, что идентифицируемый процесс относится к вопросам МКУБ).

4.4.1.2    Анализ содержания Декларации-заявки.

4.4.1.2.1    Рассмотрение заявки начинается с момента ее получения отделом 331 и проводится в соответствии с положениями НД № 2-060203-027. Процедура процесса анализа заявок на услуги PC.

В ходе проведения данной работы, в частности, определяется, в какой мере:

1)    содержание заявки точно определено и зафиксировано в письменном виде;

2)    заявка с соответствующими приложениями содержит все необходимые сведения относительно УТЦ согласно требованиям п. 6.5 Части 1 НД № 1 -0402-013-R:

3)    содержание заявки соответствует требованиям нормативных документов PC.

4.4.1.2.2    Если в результате анализа устанавливается неточность в содержании заявки с приложениями и/или неполнота представленной информации, не позволяющие оказать запрашиваемую услугу, заказчику сообщается о необходимости уточнить или дополнить представленные материалы.

PC вправе отклонить заявку, если у него будут основания сомневаться, что заявляемый УТЦ удовлетворяет требованиям НД № 1 -0402-013-R. О причинах отклонения заявки заказчику сообщается в письменном виде, если осуществимо.

4.4.1.3 Анализ возможности выполнения заявки.

4.4.1.3.1    По завершении анализа содержания Декларации-заявки в отделе 331 проводится анализ заявки на предмет возможности ее выполнения. На этом этапе определяется возможность выполнения заявки (наличие подготовленного персонала, руководящих и справочных документов, форм бланков документов, способ доставки экспертов к месту оказания услуги и т.п.).

4.4.1.3.2    Если в результате анализа устанавливается, что PC не имеет возможности выполнить заявку, об этом, если осуществимо, сообщается заказчику письменно, с указанием причин.

4.4.1.3.3    Если в результате данного этапа анализа принимается решение о необходимости поручить подразделению PC оказание услуг по освидетельствованию системы подготовки УТЦ, в адрес этого подразделения средствами оперативной связи - с помощью системы электронного документооборота (СЭД) «ТЕЗИС», факса или электронной почты - направляется Поручение на освидетельствование Системы подготовки УТЦ по МКУБ (форма 8.1.51).

Номер Поручения совпадает с номером заявки, см. п. 4.4.1.1.2.

Поручение после отправки направляется в дело.

4.4.1.3.4    Получивший Поручение начальник подразделения PC или лицо, его замещающее, должен оценить возможность его выполнения.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

_Издание:    2014

При наличии обоснованных сомнений в возможности выполнения полученного Поручения, ему следует связаться с отделом 331 ГУР, чтобы их разрешить, в противном случае должен быть назначен главный эксперт освидетельствования системы подготовки УТЦ из числа экспертов по МКУБ данного подразделения.

Поручение регистрируется в Журнале(-ах), который(-ые) ведется(-утся) по форме, определяемой подразделением PC. Журнал(-ы) регистрации поручений подразделения должен(-ны) содержать такой объем данных, который бы обеспечил однозначную идентификацию как самого Поручения, так и оформляемых при его выполнении документов (актов).

4.4.1.3.5 Если при анализе заявки (полученного Поручения) выявляется необходимость заключения Договора, его оформление производится в соответствии с положениями НД № 2-040101-012, "Инструкция по оформлению договорной документации в PC при заключении и исполнении договоров".

4.4.2    Предварительная оценка системы подготовки УТЦ

4.4.2.1    Предварительная оценка системы подготовки УТЦ производится в PC с целью определения ее готовности к первоначальному освидетельствованию. По желанию заказчика оценка может проводиться одним из ниже перечисленных способов:

1)    по результатам анализа данных о системе подготовки, представленных в рамках самооценки УТЦ. В этом случае используется Лист опроса (форма 8.1.42). При этом заказчик несет всю ответственность за достоверность и полноту представленной информации.

2)    по результатам анализа данных о системе подготовки, полученных экспертами PC в процессе предварительного визита с составлением отчета в произвольной форме.

4.4.3    Анализ документации системы подготовки УТЦ

4.4.3.1    До начала первоначального освидетельствования системы подготовки УТЦ должен представить подразделению-исполнителю этих работ комплект экземпляров действующих документов, описывающих его систему подготовки.

Ниже в табл. 4.4.3.1, приводится примерный перечень предоставляемых документов. Документация, описывающая систему подготовки УТЦ должна, как минимум, отвечать требованиям пунктов НД № 1-0402-013-R, указанных во второй колонке таблицы.

4.4.3.2    Анализ документации проводится с целью определения полноты, степени соответствия, взаимосвязей, отсутствия внутренних и/или взаимных противоречий документов, описывающих систему подготовки, требованиям НД № 1-0402-013-R.

Документация по системе подготовки должна описывать фактически действующий способ управления УТЦ подготовкой по МКУБ, а уже в рамках системы подготовки должны выполняться требования НД № 1-0402-013-R.

4.4.3.3    Документация по системе подготовки должна представляться PC, по крайней мере, в одном экземпляре с сопроводительным письмом, комплектом титульных листов (дополнительно, с подлинными реквизитами утверждения соответствующих документов) и полным перечнем представляемых на рассмотрение документов.

4.4.3.4    Допускается представление документации в электронном виде.

В этом случае «Руководство по системе подготовки» и полный перечень представленных на рассмотрение документов1 с подлинными реквизитами их утверждения должны быть представлены на бумажном носителе, а остальная документация может быть представлена в электронном виде.

российским морской регистр судоходства

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

Издание: 2014 Таблица 4.4.3.1

Примерный перечень документов по системе подготовки УТЦ

Наименование документа

п. НД № 1-0402-013-R

Руководство по системе подготовки

Политика УТЦ

ч.2 п.2.1

Ответственность, полномочия и взаимосвязь персонала УТЦ

ч.2 п.2.2

Отчетные документы по системе подготовки

ч.2 п.3.2

Программы подготовки

ч.2 п.6.1

Процедуры:

Анализ контракта

ч.2 п.8.1

Управление документами и данными

ч.2 п.8.2

Идентификация и прослеживаемость

ч.2 п.8.3

Контроль и проведение испытаний

ч.2 п.8.4

Управление тренажерным, контрольным, измерительным и испытательным оборудованием

ч.2 п.8.5

Статус контроля и проверки

ч.2 п.8.6

Управление несоответствующей услугой

ч.2 п.8.7

Корректирующие и предупреждающие действия

ч.2 п.8.8

Управление регистрацией данных о качестве подготовки

ч.2 п.8.9

Внутренние проверки качества подготовки

ч.2 п.8.10

Обучение персонала

ч.2 п.8.11

Обслуживание клиента после предоставления услуг по подготовке

ч.2 п.8.12

Статистические методы

ч.2 п.8.13

Перечень обязательных норм и правил, применимых кодексов, руководств и стандартов

См. ч. 2 п.9, а также НД № 1-0402-071-R

4.4.3.5 Местом проведения работ по рассмотрению документации / изменений в документации могут служить помещения:

1)    подразделения PC;

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

Издание: 2014

Д1.4 Модуль 4. Процедуры и инструкции по планированию и проведению освидетельствований на соответствие требованиям МКУБ (14 часов)    46

Д2 Подготовка судовых специалистов    48

Д2.1    Модуль 1.    Система управления безопасностью судоходной компании (4 часа)    48

Д2.2    Модуль 2.    Судовая система управления безопасностью (10 часов)    48

Д2.3    Модуль 3.    Процедуры проведения внутренних проверок СУБ на судне (6 часов*)    49

Д2.4    Модуль 4.    Подготовка судна к освидетельствованиям по МКУБ, а также проверкам со

стороны портовых властей и государства флага (10 часов*)    49

Дополнение 2 к приложению А. Формы свидетельств, выдаваемых лицам, успешно окончившим курсы по МКУБ    50

1.    Свидетельство эксперта внутренних проверок СУБ    50

2.    Свидетельство о подготовке судового персонала по МКУБ    51

Лист учета изменений    52

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

Издание: 2014

1 Область распространения

1.1    Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ (далее -Руководство) устанавливает:

основные стандарты, на которых должно базироваться проведение освидетельствований систем подготовки учебно-тренажерных центров (УТЦ);

принципы деятельности (оказания услуг) PC при проведении освидетельствований систем подготовки УТЦ;

этапы и порядок оказания услуг, связанных с освидетельствованиями систем подготовки УТЦ;

формы документов, оформляемых / выдаваемых по результатам оказания услуг, связанных с освидетельствованиями систем подготовки УТЦ, их местонахождение и порядок заполнения.

1.2    Руководство разработано в развитие положений Циркуляра ИМО MSC-MEPC.7/Circ.6 “Руководство по квалификации, подготовке и опыту, необходимых для исполнения функций назначенного лица согласно положениям Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ)”2.

В этой связи помимо прочего, Руководство имеет своей целью дополнительно обеспечить УТЦ требованиями в отношении подготовки:

назначенных лиц и ведущих специалистов; капитанов и других лиц плавсостава

судоходных компаний, организующих на берегу и на борту судна эффективную работу системы управления безопасностью (СУБ), отвечающую требованиям МКУБ.

Указанную подготовку могут проходить также специалисты организаций, оказывающих судоходным компаниям консалтинговые услуги по МКУБ.

1.3    Руководство является нормативным документом для руководителей PC 002, 032, 330, отдела 331 ГУР, а также подразделений PC с кодами: 120, 121, 130, 141, 150, 170, 171, 172, 173, 174, 185 и 190.

Для руководителей УТЦ, осуществляющих соответствующую подготовку, Руководство может служить информационным документом.

1.4    В соответствующих частях НД № 1-0402-013-R, Положение об освидетельствовании учебнотренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания систем управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ, даются ссылки на:

-    НД № 2-07-118, Положение о курсах подготовки судового персонала по вопросам управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ;

-    НД № 2-19-013, Положение о курсах подготовки руководителей и специалистов подразделений судоходных организаций по вопросам управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ,

которые в настоящее время утратили силу.

В Руководстве учтены применимые положения в/у НД № 2-07-118, а также НД № 2-19-013.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

_Издание:    2014

2    Нормативные ссылки

2.1 При разработке Руководства учтены требования следующих нормативных документов:

1)    НД № 1-0101-011-R-E- Конвенция СОЛАС-74, глава IX “Управление безопасной эксплуатацией судов”;

2)    НД № 1-0131-026.1-Е - Резолюция ИМО А.1022(26) “Руководство по внедрению Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) Администрациями”;

3)    НД № 1-0132-042-Е - Циркуляр MSC-MEPC.7/Circ.6 “Руководство по квалификации, подготовке и опыту, необходимых для исполнения функций назначенного лица согласно положениям Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ)”;

4)    НД № 1-0141-016-Е - Резолюция ИМО А.74К181 с поправками КБМ ИМО MSC.104(731 и MSC.273(85) ’’Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ))”;

5)    НД № 1-0223-041-Е - Рекомендация МАКО № 41 "Руководство МАКО для экспертов по МКУБ";

6)    НД № 1-0223-074-Е - Рекомендация МАКО № 74 "Рекомендации по управлению техническим обслуживанием в соответствии с МКУБ";

7)    НД № 1-0227-009-Е - Процедурное требование МАКО № 9 "Процедурные требования по проведению освидетельствований на соответствие требованиям МКУБ";

8)    НД № 1-0402-013-R - Положение об освидетельствовании учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания систем управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ;

9)    НД № 1-0402-071-R - Основные международные и национальные документы, относящиеся к системе управления безопасностью;

10)    НД № 1-0502-040-R - Приказ Минтранса РФ от 15 марта 2012 г. N 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов»;

11)    НД № 1-0601-001-R - ИСО 9000:2005(R), Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;

12)    НД № 2-040101-012 - Инструкция по оформлению договорной документации в PC при заключении и исполнении договоров;

13)    НД № 2-0601-013-R - Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента;

14)    НД № 2-060101-001 -    Руководство по качеству;

15)    НД № 2-060203-023 -    Процедура процесса управления претензиями и апелляциями;

16)    НД № 2-060203-027 -    Процедура процесса анализа заявок на услуги PC;

17)    НД № 2-080101-012 -    Руководство по освидетельствованиям систем управления

безопасностью на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) и судов на соответствие требованиям Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекса ОСПС);

18)    НД № 2-080101-013 - Руководство по осуществлению положений Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ);

19)    НД № 2-089902-001 - Положение о знаке соответствия СУБ.

3    Термины. Определения. Сокращения

В настоящем документе используются термины, определения и сокращения, приведенные в НД № 2-060101-001. Руководство по качеству, а также в нормативных документах, на основании которых он разработан. Иные термины, определения и сокращения, используемые в настоящем документе, приведены ниже.

3.1 Термины и определения

1) Администрация (Administration) означает правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавания (см. п. 1.1.3 МКУБ).

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов

морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и

предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

_Издание:    2014

2)    Документ о соответствии (Document of Compliance) означает документ, выдаваемый компании, которая соответствует требованиям МКУБ (см. п. 1.1.5 МКУБ).

3)    Заказчик (customer) означает организацию или лицо, обратившиеся в PC с заявкой на услуги по освидетельствованию системы подготовки УТЦ.

4)    Значительное несоответствие (major non-conformity) означает:

в ходе работ по освидетельствованию системы подготовки УТЦ - систематическое (неоднократное) невыполнение УТЦ установленных системой подготовки требований или полное невыполнение пункта НД № 1 -0402-013-R или такая деятельность УТЦ, которая не позволяет обеспечить требуемый уровень качества подготовки слушателей.

Примерами значительных несоответствий (список не ограничивается перечисленным) могут быть нарушение основных принципов системы подготовки, и/или фактическое невыполнение заявленной политики в области организации системы подготовки, и/или систематическое несоблюдение требований документированной системы подготовки, и/или систематическое невыполнение требований иного нормативного документа в целом.

в ходе обучения по МКУБ - поддающееся установлению отклонение от требований, которое представляет серьезную угрозу для безопасности персонала или судна либо создает серьезную опасность для окружающей среды, требующую принятия незамедлительных мер по устранению недостатков, или ситуацию, когда какое-либо требование МКУБ не выполняется эффективно и систематически (см. п. 1.1.10 МКУБ).

5)    Инспекция контроля государства порта (Port State Control, PSC) означает проверку судна, выполняемую уполномоченным(и) представителем(ями) портовых властей в соответствии с положениями резолюции ИМО А. 1052(27) и/или нормативными документами, основанными на ней либо аналогичных резолюциях.

6)    Инспекция контроля государства флага (Flag State Control, FSC) означает проверку судна, выполняемую уполномоченным(и) представителем(ями) Администрации в соответствии с инструкциями государства, под флагом которого судно имеет право плавания.

7)    Компания (Company) означает собственника судна или любую другую организацию или лицо, такое как управляющий или фрахтователь по бербоут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника и которые, при этом, согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые МКУБ (см. п. 1.1.2 МКУБ).

8)    Конвенция (Convention) в Руководстве означает Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками (см. п. 1.1.12 МКУБ).

9)    Корректирующее действие (corrective action) означает действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации (см. п. 3.6.5 ИСО 9000:2005(^1.

10)    Коррекция (correction) означает действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (см. п. 3.6.6 ИСО 9000:2005(R)).

11)    Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) (International Safety Management (ISM) Code) означает Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, принятый Ассамблеей и включающий возможные поправки, вносимые ИМО (см. п. 1.1.1 МКУБ).

В настоящее время текст МКУБ состоит из резолюции ИМО А.74К18) с поправками, принятыми Комитетом по безопасности на море (КБМ) ИМО резолюциями MSC.104(73).

MSC.273(85') и MSC.353(921.

12)    Морское образовательное учреждение (marine educational services institution) - в Руководстве означает организацию, которая отвечает положениям НД № 1-0502-040-R. Приказ Минтранса РФ от 15 марта 2012г. № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов».

13)    Наблюдение (observation) означает:

в ходе работ по освидетельствованию системы подготовки УТЦ - констатацию факта, сделанную в ходе такого освидетельствования системы подготовки УТЦ и подтвержденную объективным доказательством.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов

морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и

предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

_Издание:    2014

в ходе обучения по МКУБ - констатацию факта, сделанную в ходе освидетельствования управления безопасностью и подтвержденную объективным доказательством (см. п. 1.1.8 МКУБ).

Это также может быть утверждение эксперта, относящееся к СУБ, которое в дальнейшем, если не будет исправлено, может привести к несоответствию (см. п. 1.1.5 Процедурного требования (ПТ) № 9 Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО)).

14)    Незначительное несоответствие (minor non-conformity) в ходе работ по освидетельствованию системы подготовки УТЦ означает выявленное упущение в выполнении отдельных пунктов требований системы подготовки УТЦ или факт единичного невыполнения требования нормативного документа, не оказывающие существенного влияния на качество подготовки.

15)    Несоответствие (non-conformity) означает наблюдаемое положение, при котором объективное доказательство указывает на невыполнение установленного требования (см. п. 1.1.9 МКУБ).

16)    Объективное доказательство (objective evidence) означает количественную или качественную информацию, записи или констатации факта, относящиеся к безопасности или наличию и осуществлению элемента системы управления безопасностью, которые основаны на наблюдении, измерении или испытании и которые могут быть проверены (см. п. 1.1.7 МКУБ).

17)    Освидетельствование (audit) означает систематическую и независимую проверку для определения, соответствует ли относящаяся к СУБ деятельность и ее результаты запланированным мерам, осуществлены ли эти меры эффективно и адекватны ли они поставленным целям (см. п. 1.1.1 ПТ № 9).

18)    Представитель руководства УТЦ (Training Centre management representative) означает лицо, наделенное полномочиями и имеющее квалификацию не ниже установленного в п.п. 2.4 и 2.5 части 2 НД № 1-0402-013-R.

19)    Предупреждающее действие (preventive action) действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия (3.6.2) или другой потенциально нежелательной ситуации (см. п. 3.6.4 ИСО 9000:2005(R)).

20)    Руководство по управлению безопасностью (Safety Management Manual) означает документацию, предназначенную для описания и внедрения СУБ (см. п. 1.1.6 ПТ № 9).

21)    Свидетельство об управлении безопасностью (Safety Management Certificate) означает документ, выдаваемый судну, в котором указано, что компания действует, а ее методы управления на борту судна осуществляются в соответствии с одобренной системой управления безопасностью (см. п. 1.1.6 МКУБ).

22)    Система управления безопасностью (СУБ) (Safety Management System, SMS) означает структурированную и документированную систему, позволяющую персоналу компании эффективно проводить политику компании в области обеспечения безопасности и защиты окружающей среды (п. 1.1.4 МКУБ).

23)    Слушатель (student) означает непосредственного участника процесса подготовки, получателя услуги по обучению, предоставляемой УТЦ.

24)    Судовой персонал (shipboard personnel) в контексте настоящего документа означает капитанов, их старших помощников, старших и вторых механиков, а также лиц командного состава, планируемых на замещение любой из указанных должностей.

25)    Технический недостаток (technical deficiency) означает:

в ходе работ по освидетельствованию системы подготовки УТЦ - дефект, сбой либо отказ в функционировании оборудования или технических средств обучения УТЦ, например, помещения, где должно проводиться обучение, компьютера(ов), оргтехники, средств связи и т.п.

в ходе обучения по МКУБ - дефект либо отказ в функционировании части конструкций судна, его механизмов, устройств или оборудования (см. п. 1.1.7 ПТ № 9).

26)    Учебно-тренажерный центр (УТЦ) (Training Centre) - см. п. 3.1 части 1 НД № 1-0402-013-R.

27)    Филиал компании (Branch Office) означает подразделение, которое является частью Компании, находится под ее контролем и включено в ее СУБ (см. п. 1.1.4 ПТ № 9).

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

_Издание:    2014

28) Эксперт внутренних проверок СУБ (Internal Auditor) в Руководстве означает лицо, прошедшее соответствующую подготовку* и уполномоченное проводить проверку управления безопасностью на соответствие требованиям документации СУБ судоходной компании.

3.2 Сокращения

1)    ГУР (RHO) - Главное управление PC.

2)    ДСК (DOC) - Документ о соответствии.

3)    ИКГП (PSCO) - Инспектор контроля государства порта.

4)    ИМО (IMO) - Международная морская организация.

5)    ИСО (ISO) - Международная организация по стандартизации.

6)    КБК 72 (CSC 72) - Международная конвенция по безопасным контейнерам 1972 года.

7)    КБМ (MSC) - Комитет по безопасности на море ИМО.

8)    КГП (PSC) - контроль государства порта.

9)    Конвенция МАРПОЛ 73 (MARPOL) - Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов.

10)    Конвенция ПДНВ (STCW) - Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, с поправками.

11)    Конвенция СОЛАС 74 (SOLAS) - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, с поправками.

12)    МАКО (IACS) - Международная ассоциация классификационных обществ.

13)    МКУБ (ISM Code) - Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

14)    МО (engine room) - машинное отделение.

15)    МОТ (ILO) - Международная организация труда.

16)    МППСС 72 (COLREG-72) - Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года.

17)    МПС (ISF) - Международная палата судоходства.

18)    МФС (IFS) - Международная федерация судоходства.

19)    НЛ (DP, иногда - DPA) - назначенное лицо.

20)    Отдел 331 (ISM & ISPS Codes Department) - отдел по освидетельствованию систем управления безопасностью и охраны ГУР.

21)    ОКИМФ (OCIMF) - Международный морской форум нефтяных компаний.

22)    ПО (RO) - Признанная организация.

23)    ПТ (PR) - процедурное(ые) требование^).

24)    PC (RS) - Российский морской регистр судоходства.

25)    СвУБ (SMC) - Свидетельство об управлении безопасностью.

26)    СКР (RS QMS) - система менеджмента качества PC.

27)    СУБ (SMS) - система управления безопасностью.

28)    СЭД (DMS) - система электронного документооборота.

29)    ТО (maintenance) - техническое обслуживание.

30)    УТЦ (ТС) - Учебно-тренажерный центр.

31)    Управление МСМ - управление морских систем менеджмента.

32)    ВСН Code - Кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом.

33)    CEFIC - Европейский совет федераций химической промышленности.

34)    FAL 65 - Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 года.

35)    FPSO - плавучее нефтегазохранилище с комплексом подготовки продукции.

36)    FSC (Flag State Control) - контроль государства флага.

'Требования к квалификации экспертов внутренних проверок СУБ в соответствии с п. 6.2 МКУБ должны быть определены в документации СУБ судоходной компании, например, в Руководстве по управлению безопасностью и/или соответствующей(их) процедуре(ах) / инструкции(ях).

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

_Издание: 2014

37)    FUND 71 - Международная конвенция о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года.

38)    HSC Code - Международный кодекс безопасности высокоскоростных судов.

39)    IBC Code - Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом.

40)    IGC Code - Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные грузы наливом.

41)    IMDG Code - Международный кодекс морской перевозки опасных грузов.

42)    INTERCARGO - Международная ассоциация владельцев сухогрузов.

43)    INTERTANKO - Международная ассоциация независимых владельцев танкеров.

44)    LL66 - Международная конвенция о грузовой марке.

45)    MODU Code - Кодекс постройки и оборудования плавучих буровых установок.

46)    SALVAGE 89 - Международная конвенция о спасении 1989 года.

47)    SAR 79 - Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года.

48)    SIGTTO - Международное общество операторов газовозов и терминалов.

49)    SMPEP - Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря.

50)    SOPEP - Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.

51)    SUA 88 - Международная конвенция по пресечению незаконных актов против безопасности мореплавания 1988 года.

52)    Tonnage 69 - Международная конвенция по обмеру судов 1969 года.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Руководство по освидетельствованиям учебно-тренажерных центров подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания системы управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ

_Издание:    2014

4 Порядок проведения освидетельствований системы подготовки учебно-тренажерного центра

4.1 Основные цели и принципы оказания услуг PC при освидетельствованиях систем подготовки УТЦ

4.1.1    При проведении освидетельствования системы подготовки УТЦ PC выступает и действует как независимая третья сторона.

4.1.2    Основными целями PC при освидетельствованиях систем подготовки являются:

1)    обеспечение надлежащей уверенности заинтересованных сторон в том, что система подготовки УТЦ отвечает требованиям НД № 1-0402-013-R. а также гарантий того, что услуги по подготовке:

соответствующим образом организованы; содержат четкие цели в отношении результатов; проводятся квалифицированно;

оцениваются и совершенствуются на регулярной основе с учетом требований рынка, потребителей и накапливаемого опыта;

учитывают изменения обязательных национальных и международных требований и норм;

2)    обеспечение достаточной уверенности PC в том, что УТЦ внедрил и поддерживает эффективную систему подготовки по проведению теоретической подготовки специалистов морского транспорта по вопросам внедрения и поддержания систем управления безопасностью и предотвращением загрязнения в соответствии с требованиями МКУБ.

4.1.3    Освидетельствование системы подготовки УТЦ, реализующей комплекс услуг по подготовке и аттестации морских специалистов по одной или нескольким программам, из числа указанных в

п. 3.1 части 2 НД № 1-0402-013-R, PC осуществляет на основании официально поданной Декларации-заявки на освидетельствование Системы подготовки Учебно-тренажерного центра (форма 8.1.41).

4.1.4    В отношении освидетельствования системы подготовки УТЦ основными принципами деятельности PC являются следующие:

4.1.4.1    Независимость.

PC выполняет услуги только в тех случаях, когда имеются гарантии его финансовой, административной и юридической независимости от заказчика.

PC исключает любые виды деятельности (как того требуют европейские стандарты EN 45004 и EN 45012), которые могли бы повлиять на независимость его суждений и беспристрастность его деятельности.

PC принципиально исключает консультирование в следующих случаях:

1)    при освидетельствовании;

2)    при проведении учебных курсов или участии в них в качестве лекторов (во время курсов лекторы вправе давать только общую информацию и советы);

3)    при осуществлении деятельности, предшествующей первоначальному освидетельствованию системы подготовки УТЦ и направленной на оценку ее готовности;

4.1.4.2    Беспристрастность и доступность.

PC обеспечивает равнозначный доступ заинтересованных сторон к услугам по освидетельствованию систем подготовки УТЦ, исключая различия в финансовых, процедурных или иных требованиях и условиях и руководствуясь исключительно требованиями НД № 1-0402-013-R.

PC публикует информацию об условиях и требованиях оказания услуг по освидетельствованию систем подготовки УТЦ.

1

Указанный перечень может быть составной частью Руководства по системе подготовки УТЦ.

2

Перевод данного Циркуляра ИМО на русский язык представлен в п. 4.4 НД № 2-080101-013, Руководство по осуществлению положений Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ), который находится на официальном сайте PC.