Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

116 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации подготовлены в целях оказания содействия органам культуры субъектов Российской федерации и муниципальных образований при разработке условий обеспечения доступности услуг организаций культуры при проведении мероприятий по оптимизации сети с учетом норм оптимального размещения организациями культуры.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Раздел I. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов российской федерации и органам местного самоуправления по обеспечению условий доступности для населения услуг организаций культуры

     Общие положения

1. Нормы оптимального размещения объектов культуры, обеспечивающие доступность услуг организаций культуры для населения

     Нормы размещения государственных библиотек

     Нормы размещения библиотек в городских округах и городских поселениях

     Нормы размещения межпоселенческих (районных) библиотек

     Нормы размещения библиотек в сельских поселениях

     Нормы размещения государственных музеев

     Нормы размещения музеев в муниципальных образованиях

     Нормы размещения государственных театров

     Нормы размещения театров в муниципальных образованиях

     Нормы размещения государственных концертных организаций

     Нормы размещения концертных организаций в муниципальных образованиях

     Нормы размещения цирков

     Нормы размещения государственных учреждений культуры клубного типа

     Нормы размещения Домов (Дворцов) в муниципальных образованиях

     Нормы размещения Центров культурного развития

     Нормы размещения передвижных многофункциональных культурных центров

     Нормы размещения зоопарков (ботанических садов)

     Нормы размещения муниципальных парков культуры и отдыха

     Нормы размещения кинозалов

     Таблица расчета посадочных мест в театрах, концертных организациях и учреждениях культуры клубного типа на 1 тыс. жителей (Приложение к Методике определения норм и нормативов оптимального размещения объектов культуры, обеспечивающих доступность для населения услуг организаций культуры)

2 Рекомендации по проведению культурного картирования территории в целях проведения работы по оптимизации сети учреждений культуры

3 Рекомендации об использовании видов информационных ресурсов для обеспечения доступа населения к услугам организаций культуры

4 Справочная информация

Раздел II. Условия и показатели обеспеченности услуг организаций культуры в субъектах Российской Федерации (примеры нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации по обеспечению доступности услуг организаций культуры. Приводятся в извлечении

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 №1540-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года"

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 №1538 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года"

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 №1485-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа"

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 №2074-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года"

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №165-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года"

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 №1757-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года"

Распоряжение Правительства Российской Федерации 05.07.2010 №1120-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2020 года"

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 №2094 "О Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года"

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 №2136-р "Об утверждении концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года"

Постановление от 24 декабря 2013 №2008 "Об утверждении муниципальной программы "Повышение качества и доступности оказания услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики города Ельца на 2014–2020 годы"

Закон Санкт-Петербурга от 22.01.2014 №23-9 "О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга"

Постановление Законодательной думы Томской области от 31.10.2013 №1531 "Об утверждении стратегии развития социальной сферы Томской области до 2020 года"

Постановление от 18 сентября 2015 № 552 "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Калининградской области"

Решение от 24 февраля 2016 №68 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования города Рассказово"

Постановление от 14 октября 2009 г. №406 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Кемеровской области"

Постановление от 10 февраля 2015 г. №123-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ямало-Ненецкого автономного округа"

Постановление от 29 декабря 2014 №534-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры"

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

УтвержденМинистерство культуры Российской Федерации
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕЛЕРАЦИИ

ей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ □□□□□□

ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ

ОРГАНИЗАЦИЙ

КУЛЬТУРЫ


Москва 2016

Методические рекомендации органам государственном власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления но обеспечению условии доступности услуг организаций культуры

Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания содействия органам культуры субъектов Российской федерации и муниципальных образований при разработке условий обеспечения доступности услуг организаций культуры при проведении мероприятий но оптимизации сети с учетом норм оптимального размещения организациями культуры.

Методические рекомендации разработаны с учетом предложений, представленных органами культуры республики Коми, республики Крым, республики Хакассия. Чувашской республики. Алтайского, Красноярского и Хабаровского краев. Архангельской. Белгородской. Владимирской, Иркутской. Кировской. Курганской, Лснишрадской. Липецкой. Московской. Нижегородской, Новгородской. Новосибирской. Омской. Орловской, Псковской. Самарской. Смоленской. Тульской и Тюменской областей.

видов, обязательных для каждого субъекта Российской Федерации (за исключением г.г. Москвы и Санкт-Петербурга) и муниципальных образований.

В результате работы по определению эффективных (неэффективных) организаций культуры учредитель может принять решение об оптимизации неэффективных организаций, при этом соблюдая условия доступности населения к услугам организаций культуры, которые характеризуются следующими критериями:

-географической доступностью, в том числе приближенностью организаций культуры к месту жительства граждан, транспортной (шаговой) доступностью, развитием нестационарных технологий, электронных, дистанционных форм работы;

-физической доступностью, в том числе достаточностью организаций культуры для обеспечения потребностей граждан, возможностью выбора организаций культуры, повышением уровня удовлетворенности качеством услуг организаций культуры;

-финансово-экономической доступностью, в том числе возможностью получения услуг, исходя из уровня доходов, наличия социальных пособий и льгот; достаточностью финансовых и материально-технических ресурсов у организации культуры для обеспечения государственных гарантий в сфере культуры;

-информационной доступностью, втом числе полнотой и актуальностью информации о предоставлении услуг организаций культуры;

-кадровой обеспеченностью, в том числе наличием необходимого количества работников сферы культуры, достаточным уровнем их квалификации и созданием механизмов ст имулирования работников сферы культуры.

При определении потребности в организациях культуры за основу следует принимать фактор доступности объектов культуры (географические особенности территории, транспортные и информационные коммуникации и т.д.). Потребность определяется как разница между нормативной обеспеченностью населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований объектами культуры и искусства и действующими организациями культуры всех форм собственности (с учетом филиалов), т.е. фактической обеспеченностью. В качестве норматива устанавливается сетевая единица организации культуры (где учреждение - базовая основа производства услуг культуры).

Предлагаемая в методических рекомендациях структура сети, сформирована в соответствии с установленными полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и мест ного самоуправления.

Географическая доступность обеспечивается наличием домов культуры, библиотек в каждом сельском поселении, что позволяет обеспечить шаговую доступность к этим видам учреждений. Наличие музеев, кинозалов и парков культуры и отдыха предусмотрено на уровне каждого муниципального района, что позволяет обеспечить транспортную доступность в течении дня.

Наличие физической доступности обеспечивается наличием сетевых единиц в сельских населенных пунктах с числом жителей ог 200 чел. Данная величина избрана как показатель средний людности в сельских населенных пунктах.

Требования к критериям минимально допустимого уровня обеспеченности объектами культуры и максимально допустимого уровня территориальной доступности к объектам культуры предусматривают:

11

-размещение организаций культуры исходя из потребностей населения (количество объектов исходя из их функционального разнообразия, количество мест на 1 тыс. жителей);

-приближенность организаций культуры к месгу жительства фаждан, транспортную доступность (время в нуги и расстояние от места жительства до объекта для различных категорий посетителей, в том числе для населения с ограниченными возможностями передвижения).

-сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством; полноту, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;

-наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

-наличие необходимою количества работников культуры с соответствующим уровнем квалификации, обеспечение качества оказания услуг в сфере культуры.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации создание объектов культуры должно предусматриваться при разработке нормативов фадостронтелыюго проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения субъекга Российской Федерации и муниципального образования.1

В целях обеспечения доступности нормативы фадостронтелыюго проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно-стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.

При принятии решений но оптимальному размещению объектов культуры необходимо учитывать:

-критерии доступности услуг организаций культуры для населения; -существующую обеспеченность населения объектами культуры;

-специфику территории (численность, плотность и демографический состав населения, природно-климатические условия, транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития региона);

-прогноз изменения демофафическою состава населения и бюджетной обеспеченности субъекга Российской Федерации (муниципального образования).

При потребности в новом строительстве или реконструкции (капитальном ремонте) и техническом перевооружении действующих объектов культуры рекомендуется показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1 ООО жителей в соответствии с Приложением, которое является неотъемлемой частью данных методических рекомендаций. Рекомендуемые нормы размещения предусматривают допустимое

количество сетевых единиц всех форм собственности различных функциональных (жанровых) видов деятельности с учетом шаговой и транспортной доступности.

Условия оптимального размещения объектов культуры предусматривают минимально допустимый уровень обеспеченности организациями культуры и искусства, которые являются основой для принятия нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления но формированию сети организаций культуры и искусства с учетом прогноза численности населения, обеспечения доступности учреждений культуры искусства, их функционального многообразия для городского и сельскою населения, природно-географических условий, культурно-исторической специфики региона, установленных стандартов ресурсного обеспечения и информационно-коммуникационных технологий.

Условия оптимального размещения объектов культуры предусматривают нормы и нормативы, где «нормы» - это минимально допустимое количество сетевых единиц, а «нормативы» - это составляющие нормы, указывающие па объем сети (в единицах), и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.

Нормативы размещения предусматривают охват населения услугами организаций кулыуры и установлены с учетом средней людности сельских населенных пунктов и численности городского населения.

Рекомендованная структура сети организаций культуры должна предусматривать в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании минимальный перечень организаций культуры различных функциональных (жанровых) видов деятельности, позволяющий удовлетворять культурные потребности населения, в том числе с учетом возрастных особенностей.

Расчет нормативной потребности субъектов Российской федерации (муниципальных образований) в объектах культуры должен предусматривать:

-тип объекта исходя из ею функционального значения;

-вид объекта исходя из ею специализации (профиля);

-показатель территориальной доступности (время в пути до объекта);

-показатель уровня обеспеченности с учетом полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, а также количества населения;

-мощность объекта (количество мест на 1 ООО чел.);

-наличие информационно-коммуникационных технологий.

В методических указаниях предложена структура сети организаций предусматривающая минимальный перечень организаций культуры различных функциональных (жанровых) видов деятельности в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, позволяющий удовлетворять культурные потребности населения, в том числе с учетом особых групп пользователей: для детей предусмотрены детские библиотеки и театры кукол, для молодежи предусмотрены молодежные библиотеки и театры юного зрителя, для инвалидов по зрению предусмотрены специализированные библиотеки для слепых.

В целях обеспечения физической доступности к учреждениям культуры в городских округах и городских поселениях рекомендуется создание минимального количества учреждений культуры. Мощностные характеристики (количество посадочных мест) могут варьироваться в зависимости от плотности населения.

13

Доступность услуг организаций культуры для жителей сельской местности обеспечивается наличием сетевых единиц в сельских населенных пунктах с числом жителей от 200 чел. Данная величина избрана как показатель средний людности в большинстве сельских населенных пунктов и соответствует сложившейся инфраструктуре сферы культуры сельских поселений.

Для обеспечения доступности к услугам учреждений культуры в сельском поселении рекомендуется предусмотреть регулярное транспортное сообщение с интервалом движения не более I часа из населенных пунктов не имеющих стационарных учреждений культуры - в те населенные пункты, в которых действуют муниципальные учреждения культуры.

Для обеспечения доступности услуг организаций культуры для жителей населенных пунктов не имеющих стационарных учреждений культуры, рекомендуется предусмотреть обслуживание передвижным многофункциональным культурным центром - 1 транспортная единица на муниципальный район (исходя из требований законодательства о формировании границ муниципального района с учетом транспортной доступности в течении одного дня).

В целях развития сети организаций культуры и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 №2716-р «Об утверждении Программы создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности» рекомендуется установить норматив на создание Центров культурного развития, ч то позволит осуществить оп тимизацию неэффективных учреждений культуры и повысить качество услуг за счет модернизации оборудования и форм работы.

На основе сложившейся инфраструктуры библиотечного обслуживания и с учетом развития информационных технологий рекомендуется уровень потребности (охват населения) в услугах библиотек. За основу расчета взято среднее значение количества жителей городских округах, городских и сельских поселениях.

С учетом статистических показателей рекомендуется норматив по количеству краеведческих и тематических музеев в муниципальных образованиях в целях сохранения исторического наследия и воспитания патриотизма, который соответствует тенденции развития музейной сети, которая за период с 1996 года увеличилась в 1,6 раза, в том числе и за счет частных форм деятельности.

В соответствии с Концепцией развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года, и Концепцией развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации до 2025 года на основании практики развития театральной сети и концертных организаций рекомендуется нормативное значение количества театров и концертных организаций, которое соответствует динамике развития сети учреждений данных функциональных видов (за последние 20 лет произошло увеличение организаций на 33% в том числе и за счсг развития частных и негосударственных некоммерческих организаций).

Рекомендуется норматив по количеству виртуальных читальных залов на базе центральных общедоступных библиотек субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и административных центров сельских поселений в целях обеспечения доступности к электронным ресурсам и повышения качества услуг библиотек.

С учетом развития частных форм предоставления услуг кинопоказа, взамен ранее действующего норматива по количеству кинотеатров, рекомендуется норматив по

14

количеству кинозалов, в целях приведения нормативного значения к современной практике оказания услуг (сегодня в кинотеатрах действует несколько кинозалов; кинозалы действуют в Домах культуры и торгово-развлекательных цешрах).

Рекомендованные нормативные значения развития цирковых организаций исходят соответствует сложившейся инфраструктуре и тенденциям развития, предусмотренным в «Концепцией развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года».

Рекомендованные нормативные значения развития парков культуры и отдыха и зоопарков (ботанических садов) соответствуют динамике развития сети.

1. НОРМЫ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ.

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится2:

организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).

В соответствии с Федеральным законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»3 и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»4.

К полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения в области культуры относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей сельского поселения услугами организаций культуры.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа (городского поселения) в области культуры относятся:

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа (городского поселения);

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа (городского поселения) услугами организаций культуры;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе (городском поселении).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:

организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

В целях обеспечения физической доступности к учреждениям культуры в городских округах и городских поселениях должны быть обеспечены условия пешей доступности к учреждениям культуры путем их создания в каждом жилом районе города.

Для обеспечения доступности к услугам учреждений культуры в сельском поселении должно быть установлено регулярное транспортное сообщение с интервалом движения не более 1 часа из населенных пунктов не имеющих стационарных учреждений культуры - в те населенные пункты, в которых действуют муниципальные учреждения культуры.

Нормы размещения государственных библиотек

В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками5.

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:

1)    финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;

2)    реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

3)    условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек.6

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................6

Раздел I. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов российской федерации и органам местного самоуправления но обеспечению условий доступности для населения услуг

организаций культуры .....................................................10

Общие положения...........................................................10

1. Нормы оптимального размещения объектов культуры, обеспечивающие доступность услуг организаций кулыуры для населения..........................15

Нормы размещения государственных библиотек.................................16

Нормы размещения библиотек в юродских округах и юродских поселениях..........19

Нормы размещения мсжпосслснчсских (районных) библиотек.....................20

Нормы размещения библиотек в сельских поселениях............................21

Нормы размещения государственных музеев....................................23

Нормы размещения музеев в муниципальных образованиях........................25

Нормы размещения государственных театров....................................26

Нормы размещения театров в муниципальных образованиях.......................28

Нормы размещения государственных концертных организаций.....................29

Нормы размещения концергных оргонизаций в муниципальных образованиях........31

Нормы размещения цирков...................................................32

Нормы размещения государственных учреждений кулыуры клубного тина...........33

Нормы размещения Домов (Дворцов) в муниципальных образованиях...............34

Нормы размещения Центров кулыурного развития...............................36

Нормы размещения передвижных многофункциональных культурных центров.......37

Нормы размещения зоопарков (ботанических садов)..............................39

Нормы размещения муниципальных парков кулыуры и отдыха.....................40

Нормы размещения кинозалов................................................40

Таблица расчета посадочных мест в театрах, концертных организациях и учреждениях культуры клубного типа на 1 тыс. жителей (Приложение к Методике определения норм и нормативов оптимальною размещения объектов культуры, обеспечивающих доступность для населения услуг организаций культуры).......................................................42

2. Рекомендации но проведению культурною картирования территории

в целях проведения работы но оптимизации сети учреждений культуры.............44

3. Рекомендации об использовании видов информационных ресурсов для обеспечения

доступа населения к услугам организаций культуры..............................53

4. Справочная информация....................................................60

Раздел II. Условия и показатели обеспеченности услуг организации культуры в субъектах Российской Федерации (примеры нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации по обеспечению доступности услуг организаций культуры. Приводятся в извлечении).............................65

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 №1540-р «Об утверждении Стратегии социально-экономическою развития Цен тральною федерального округа до 2020 юда».............................................65

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 №1538 «Об утверждении Стратегии социально-экономическою развития Южного федерального округа до 2020 юда».............................................66

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 №1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономическою развития

Северо-Кавказского федерального округа»......................................67

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 №2074-р

«Об утверждении Стратегии социально-экономическою разви тия Северо-Западною

федерального округа до 2020 юда..............................................68

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №165-р «Об утверждении Стратегии социально-экономическою развития Приволжскою федерального округа до 2020 юда».............................................70

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 №1757-р «Об утверждении Стратегии социально-экономическою развития Уральскою федерального округа до 2020 юда».............................................73

Распоряжение Правительства Российской Федерации 05.07.2010 №1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономическою развития Сибирского федерального округа до 2020 юда».............................................74

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 №2094

«О Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока

и Байкальскою региона на период до 2025 юда».................................76

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 №2136-р

«Об утверждении концепции устойчивого развития сельских территорий

Российской Федерации на период до 2020 юда»..................................77

Постановление от 24 декабря 2013 №2008 «Об утверждении муниципальной профаммы «Повышение качества и доступности оказания услуг в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики юрода Ельца на 2014 2020 годы»..............................................78

Закон Санкт-Петербурга от 22.01.2014 №23-9 «О региональных нормативах фадостроитсльного проектирования, применяемых на территории Санкг-Пстсрбур1а»..........................................................80

Постановление Законодательной думы Томской области от 31.10.2013 №1531

«Об утверждении стратегии развития социальной сферы Томской области

до 2020 года»...............................................................84

Постановление от 18 сентября 2015 № 552 «Об утверждении региональных нормативов фадостроитсльного проектирования Калинин фа декой области».........87

Решение от 24 февраля 2016 №68 «Об утверждении нормат ивов

градостроительного проектирования города Рассказове»..........................93

Постановление от 14 октября 2009 г. №406 «Об утверждении нормативов фадостроитсльного проект ирования Кемеровской облает и».......................99

Постановление от 10 февраля 2015 г. №123-п «Об утверждении региональных

нормативов фадостроитсльного проект ирования Ямало-Ненецкого

автономного округа»........................................................106

Постановление от 29 декабря 2014 №534-п «Об утверждении региональных

нормативов фадостроитсльного проектирования Ханты-Мансийского

автономного округа Югры»................................................113

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение доступности учреждений культуры является базовой основой государственной культурной политики.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры7

Исходя из принципов, определенных в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 №808 необходимо обеспечить:

территориальное и социальное равенство фаждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

развитие инфраструктуры культурной деятельности;

создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети кинопоказа;

создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов; использования цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа фаждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

Как отмечается в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Указом Президента РФ от 19.12.2012 №1666, задачей государез венной культурной политики в области содействия национально-культурному развитию является расширения возможностей доступа к отечественным культурным ценностям, материальному и нематериальному историческому наследию народов России;

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683, определено, что укреплению национальной безопасности в области культуры должно способствовать признание первостепенной роли культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации и улучшение материально-технической базы организаций культуры, создание условий для организации досуга, стимулирования творческого развития и художественного образования граждан.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Основ законодательства Российской Федерации

0    культуре», каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности

культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех фаждан органы государственной власти и управления, органы местною самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

поощрять деятельность фаждан но приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

создавать условия для эстетического воспитания и художественною образования прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность но образовательным нрофаммам в области культуры и искусств, а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;

осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры но отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

обеспечивать условия доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.8

Обеспечение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям регулируется ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996 №54 который в частности, гласит, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейною фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан.

Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящимся в музеях, по следующим основаниям: неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций; производство реставрационных работ; нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея.

Порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в хранилище (депозитарии) музея, устанавливаются нормативными актами федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, и доводятся до сведения фаждан.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст.24 вышеуказанного закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут оказывать поддержку негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственным музеям в Российской Федерации в различных формах.

Как следует из ст.7 ФЗ «О библиотечном деле» от 29.12.1994 .№78, в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками. 1. Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.

Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек или локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации.

Данным законом определено, что на территории Российской Федерации создаются и действуют библиотеки различных форм собственности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации от 22.08.1996 №126-ФЗ принципы государственной политики в области кинематографии предусматривают создание населению условий для доступа к произведениям кинематографии».

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности (процентов): клубами и учреждениями клубного типа; библиотеками; парками культуры и отдыха является одним из критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 №1317 «О мерах но реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления.»

В «Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 N 1019-р сказано, что обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ - один из показателей повышения качества жизни россиян. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе, в стране в целом. Театральное искусство в современной России занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды.

В «Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 02.04.2012 N 434-р,

8

отмечается, что государственная поддержка циркового дела должна базироваться на принципах обеспечение доступности циркового продукта для социально незащищенных слоев, жителей отдаленных регионов и населенных пунктов страны, не имеющих специально оборудованных помещений для показа цирковых программ.

В «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2015 №2395-р . говорится о необходимости создания условий для дальнейшего развития филармонической концертной деятельности и мерах но комплексной модернизации материально-технической базы, которые будут способствовать выравниванию доступа населения к лучшим образцам академического музыкального исполнительства, значительному расширению аудитории концертов академической музыки, в том числе за счет организации гастролей ведущих зарубежных и российских коллективов и солистов на территории России.

Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013 - 2020 годы» . утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №317, предусмотрено создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни, а также обеспечения вовлеченности детей, молодежи, лиц пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями в активную социокультурную деятельность; создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, а также для развития самодеятельного художественного творчества; стимулирование потребления культурных благ; обеспечение широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных Интернет ресурсов, приобретение прав на бесплатное размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выдающихся фильмов и спектаклей.

Государственная политика в сфере кульгуры предполагает: создание необходимых условий для устойчивого развития сферы культуры, обеспечения максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства, отмечается в «Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и плана первоочередных мероприятий на 2013 - 2015 годы по ее реализации», утвержденной Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2013 № 962-р.

Прогноз развития сферы кульгуры до 2030 года предполагает создание необходимых условий для устойчивого развития сферы культуры, направленных на обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры и искусства; сохранение культурного наследия России; повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере кульгуры; совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов сферы культуры.9

РАЗДЕЛ I

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Данные методические рекомендации разработаны в целях обеспечения конституционного права граждан на пользование учреждениями культуры и участия в культурной жизни, преодоления диспропорций обеспеченности услугами организаций культуры и создания условий доступности услуг учреждений культуры при проведении мероприятий, предусмотренных Соглашениями о достижении в 2014-2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений культуры, определенных региональными планами мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»

Исходя из принципов, определенных в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. №808 необходимо обеспечить:

территориальное и социальное равенство фаждан в реализации их нрава на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

развитие инфраструктуры культурной деятельности;

создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети кинопоказа;

создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов; использования цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа фаждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

Органам, осуществляющим руководство в сфере культуры в ходе структурных преобразований в целях оптимизации и сокращения неэффективных организаций и расходов следует соблюдать Социальные нормативы и нормы, рекомендованными распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 № 1063-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 № 923-р,) Данными документами рекомендована структура сети, которая сформирована в соответствии с установленными полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления. Рекомендованные социальные нормативы и нормы являются минимальным перечнем организаций культуры различных функциональных (жанровых)

10

1

Ст. 29.1; 29.2 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. (рсд. от 30.12.2015)

2

   Ст. 26.3, Федеральный чакон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (рсд. от 09.03.2016) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утверждены ВС РФ 09.10.1992 г. №3612-1 (рсд. От 26.11.2015)

3

   Ст. 40 ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утверждены ВС РФ 09.10.1992 г. №3612-1 (рсд. От 26.11.2015)

4

Ст. 14, 14.1, 15. 15.1. 16, 16.1 ФЗ от ФЗ №131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5

Ст. 14-15 ФЗ «О библиотечном деле» от 29.12.1994 г., (рсд. 08.06.2015 г. №151-ФЗ);

6

4 Ст. 12 ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

7

   ст. 44, «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ. от 05.02.2014 N 2-ФКЗ. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ

8

Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»).

9

s Пропил долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) См. Правовая база КонсультантИлюс