Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

Купить НД 2-020101-096 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части Правил распространяются на суда, снабжение которых сигнальными средствами подлежит освидетельствованию Регистром, а также на изделия указанных средств, предназначенных для установки на эти суда

 Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Подразделение судов на группы

2 Снабжение судов сигнальными средствами

     2.1 Общие положения

     2.2 Снабжение судов группы I

     2.3 Снабжение судов группы II

     2.4 Дополнительные сигнальные средства буксирующих или толкающих судов, судов, ограниченных в возможности маневрировать, лоцманских и рыболовных судов и судов на воздушной подушке

     2.5 Снабжение судов пиротехническими сигнальными средствами

     2.6 Стоечные суда

3 Конструкция сигнальных средств

     3.1 Сигнально-отличительные фонари

     3.2 Сигнально-проблесковые фонари

     3.3 Звуковые сигнальные средства

     3.4 Сигнальные фигуры

     3.5 Пиротехнические сигнальные средства

4 Установка сигнальных средств на судне

     4.1 Общие положения

     4.2 Основные сигнально-отличительные фонари на судах группы I

     4.3 Основные сигнально-отличительные фонари на судах группы II

     4.4 Дополнительные фонари на буксирующих или толкающих судах, рыболовных и лоцманских судах, судах, ограниченных в возможности маневрировать, и судах на воздушной подушке

     4.5 Сигнально-проблесковые фонари

     4.6 Звуковые сигнальные средства

     4.7 Устройства для подъема и хранения сигнальных фигур

     4.8 Устройства для хранения пиротехнических сигнальных средств

     4.9 Устройства для хранения запасных фонарей

5 Дополнительные сигнальные средства судов смешанного плавания

     5.1 Общие положения

     5.2 Снабжение судов сигнальными средствами

     5.3 Технические требования к сигнальным средствам

     5.4 Установка сигнальных средств на судне

     5.5 Хранение сигнальных флагов

 
Дата введения01.01.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Завершение срока действия01.01.2018
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-096

Этот документ находится в:

Организации:

30.09.2016УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2017 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА


Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.16


ПРАВИЛА

ПО ОБОРУДОВАНИЮ МОРСКИХ СУДОВ

Часть III

СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА


НД № 2-020101-096

Санкт-Петербург

2017

Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2017 года.

Настоящее двадцатое издание Правил составлено на основе девятнадцатого издания 2016 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей:

часть I «Положения об освидетельствованиях»;

часть П «Спасательные средства»;

часть Ш «Сигнальные средства»;

часть IV «Радиооборудование»;

часть V «Навигационное оборудование».

Все части Правил издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

© Российский морской регистр судоходства, 2017


ISBN 978-5-89331-349-9


11

2.6.2 Стоечное судно при его буксировке в    2.6.3 Стоечное судно при его буксировке по

открытых морях и соединенных с ними водах должно внутренним водным путям должно снабжаться снабжаться бортовыми и кормовым фонарями.    фонарями    в соответствии с Правилами плавания по

внутренним водным путям Российской Федерации.

Правила по оборудованию морских судов

3 КОНСТРУКЦИЯ СИГНАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

3.1 СИГНАЛЬНО-ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ФОНАРИ

3.1.1 Категории фонарей.

Настоящей частью Правил устанавливаются требования для трех основных категорий сигнально-отличительных фонарей:

.1 фонарей категории I, предназначенных для судов длиной 50 м и более;

.2 фонарей категории II, предназначенных для судов длиной 12 м и более, но менее 50 м;

3 фонарей категории Ш, предназначенных для судов длиной менее 12 м.

3.1.2    Основные характеристики фонарей.

Основные характеристики сигнально-отличительных фонарей должны удовлетворять требованиям табл. 3.1.2.

3.1.3    Общие технические требования.

3.13.1 В сигнально-отличительных фонарях, перечисленных в табл. 3.1.2, может применяться электрический или масляный источник света (см. 3.1.7).

Основные характеристики сигнально-отличительных фонарей

Таблица 3.12

п/п

Фонари

Цвет огня

Минимальная дальность видимости огня, мили

Угол видимости огня фонаря в горизонтальной плоскости

Фонари

кагоории

I

Фонари

категории

П

Фонари

каютрии

III

Общий

угол,

град

Расположение углов

ВИДИМОСТИ

1

Топовый

Буксирный

Белый

6

51

2

225

По 112,5° в обе стороны от диаметральной плоскости по носу судна

2

Бортовой правого борта

Зеленый

3

2

1

112,5

112,5° на правый борт от направления прямо по носу судна

3

Бортовой левого борта

Красный

3

2

1

112,5

112,5° на левый борт от направления прямо по носу судна

4

Соединенный двухцветный

Зеленый,

красный

2

1

225

По 112,5° на каждый борт от направления прямо по носу судна: правый борт — зеленый сектор, левый борт — красный сектор

5

Соединенный трехцветный

Зеленый,

красный,

белый

I2

360

Зеленый сектор 112,5° на правый борт от направления прямо по носу судна; красный сектор — 112,5° на левый борт от направления прямо по носу судна; белый сектор — 135° по 67,5° на каждый борт от направления прямо по корме судна

6

Кормовой

Белый

3

2

2

135

По 67,5° на каждый борт от направления прямо по корме судна

7

Буксировочный

Желтый

3

2

2

135

По 67,5° на каждый борт от направления прямо по корме судна

8

Круговой

Белый,

красный,

зеленый

3

2

2

360

Вокруг по всему горизонту

9

Круговой проблесковый

Желтый

3

2

2

360

Вокруг по всему горизонту

10

Дополнительные круговые фонари для рыболовных судов, занятых тралением и ловом рыбы кошельковыми неводами на близком расстоянии друг от друга3

Белый,

красный,

желтый

1

1

1

360

Вокруг по всему горизонту

11

Круговой для буксируемых, малозаметных, частично погруженных судов и объектов

Белый

3

3

3

360

Вокруг по всему горизонту

1    На судах длиной менее 20 м минимальная дальность видимости — 3 мили.

2    Минимальная дальность видимости белого сектора — 2 мили.

Дальность видимости должна быть не менее 1 мили, но менее дальности видимости других круговых фонарей, выставляемых на


судне.



13


3.1.3.2    Конструкция фонарей должна исключать возможность попадания воды в электрических фонарях — на токоведущие части, в масляных фонарях — на ламповое стекло, горелку или на другие детали, влияющие на процесс горения, при обливании этих фонарей струей воды.

3.1.3.3    Правильная работа фонаря должна обеспечиваться при изменениях температуры окружающего воздуха от —30 до +45 °С. Фонари, предназначенные для ледоколов ледовых классов Icebreaker7 — Icebreaker9 и судов ледовых классов Агс5 — Агс9 (см. 2.2.3 части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов), должны быть приспособлены к работе при отрицательной температуре до —40 °С.

3.1.3.4    Фонари должны быть приспособлены к безотказной работе на судне в условиях вибрации и тряски, при дифференте не менее 10° и периодических кренах до 45°.

3.1.3.5    Масляные фонари должны быть сконструированы таким образом, чтобы горение их обеспечивалось при скорости ветра до 30 м/с.

3.1.3.6    Электрические сигнально-отличительные фонари должны сохранять светотехнические характеристики при длительных отклонениях напряжения от номинальных величин, указанных в

2.1.3.1 части XI «Электрическое оборудование» Правил классификации и постройки морских судов.

3.1.4 Корпус фонаря.

3.1.4.1    Корпус фонаря и его части должны изготовляться из материалов, стойких к воздействию морской воды, или материалов с соответствующей антикоррозионной защитой. Электрические фонари должны быть водозащищенного (IP56) исполнения.

3.1.4.2    Конструкция электрических и масляных фонарей должна исключать возможность такого нагрева оптических частей или корпуса фонаря, который при перепадах температуры, возможных в любых климатических условиях, вызывает повреждения оптических частей или деформацию корпуса.

3.1.4.3    Конструкция корпуса фонарей должна обеспечивать возможность быстрой замены электрических или масляных ламп. Масляные фонари должны быть изготовлены таким образом, чтобы в них можно было вставлять лампу с поставленным ламповым стеклом.

3.1.4.4    Конструкция фонарей должна обеспечивать сток конденсата и приток свежего воздуха в той мере, в какой это позволяет требуемая степень защищенности.

3.1.4.5    Конструкция корпуса основных и запасных фонарей должна обеспечивать надежную фиксацию их в рабочем положении, а также, при необходимости, быстрый съем и установку на штатное место.

Фонари с углом видимости в горизонтальной плоскости на 360°, поднимаемые один над другим, должны иметь ручки для подъема.

3.1.5    Линзы и гладкие стекла.

3.1.5.1    В сигнально-отличительных фонарях могут применяться линзы или шадкие стекла при условии, что минимальная дальность видимости огня будет отвечать требованиям табл. 3.1.2, а кривая вертикального светораспределения фонаря — требованию З.1.5.З.

3.1.5.2    Внутренние и наружные поверхности линз и гладких стекол должны быть гладкими, а стекло не должно иметь инородных включений, пузырей и забоин, ухудшающих характеристики фонаря.

3.1.5.3    Линзы, предназначенные для электрических сигнально-отличительных фонарей, должны иметь такую конструкцию, чтобы кривая вертикального светораспределения фонаря обеспечивала:

.1 силу света не менее указанной в 3.1.7.1 в пределах углов видимости в вертикальной плоскости до 5° в обе стороны от горизонтальной плоскости симметрии линзы;

.2 не менее 60 % предписанной силы света в пределах углов видимости до 7,5° в обе стороны от горизонтальной плоскости симметрии линзы, а для фонарей парусных судов на ходу — не менее 50 % предписанной силы света в пределах углов видимости до 25° в обе стороны от горизонтальной плоскости симметрии линзы.

3.1.5.4    Кривая горизонтального светораспределения бортовых фонарей должна быть такой, чтобы установленные на судне фонари имели предписанную в 3.1.7.1 силу света в направлении прямо по носу, которая должна уменьшаться и исчезать в пределах от 1 до 3° за предписанными секторами.

В кормовых и топовых фонарях, а также в секторах на 22,5° позади траверза бортовых фонарей указанная сила света должна удерживаться в пределах до 5° от границ секторов, предписанных табл. 3.1.2. Начиная с 5° до границы секторов, сила света может уменьшаться на 50 % на границе сектора, далее она должна постепенно уменьшаться до полного исчезновения в пределах не более чем 5° за предписанными границами.

3.1.6    Цветные светофильтры.

3.1.6.1    Цветные огни в сигнально-отличительных фонарях могут создаваться как соответствующими светофильтрами, так и цветными линзами. Цветные гладкие стекла можно применять, если будут обеспечены цветовые характеристики фильтра на всей их поверхности.

Применение цветных линз в каждом случае является предметом специального рассмотрения Регистром.

3.1.6.2    Цветные светофильтры, применяемые в сигнально-отличительных фонарях, могут изготовляться из стекла, окрашенного по всей толщине или только по поверхности (накладные).

Светофильтры могут изготовляться из пластмасс при условии, что все их показатели во всех случаях будут иметь значения не меньшие, чем у светофильтров из стекла.


Правила по оборудованию морских судов


3.1    АЗ Координаты хи у уптовых точек д опускаемых областей для каждого цвета приведены в табл. З.1.6.З.

Цвет огня фонаря принимается здесь как результат, полученный в оптической системе светофильтр — источник света.

Коэффициенты пропускания цветных светофильтров должны иметь такие значения, чтобы обеспечивалась предписанная дальность видимости фонарей согласно требованиям, указанным в табл. 3.1.2 и З.1.5.З.

3.1.6.4    Высота и д лина дуги цветного светофильтра должны быть такими, чтобы светофильтр закрывал всю внутреннюю поверхность линзы.

3.1.6.5    Внутренние и наружные поверхности светофильтров не должны иметь забоин и вмятин, а стекло светофильтров — пузырей, инородных включений и свищей, ухудшающих характеристики фонарей.

3.1.6.6    Светофильтры должны устанавливаться в фонарях таким образом, чтобы была исключена возможность самопроизвольного перемещения их во время применения на судне.

3.1.6.7    Конструкция крепления светофильтров в сигнально-отличительных бортовых, а также соединенных двухцветных и трехцветных фонарях должна исключать возможность установки красного светофильтра вместо зеленого и наоборот.

3.1.7    Источники света.

3.1.7.1    Источником света в электрических фонарях должна быть электрическая лампа, а в масляных — масляная. Сила света /, кд, электрического фонаря для требуемой в табл. 3.1.2 дальности видимости должна быть не менее определяемой по формуле

1= 3,43-106ПЛ5Г°,    (3.1.7.1)

где Т= 2*10-7 — световой порог, лк;

D — дальность видимости огня, мили; к = 0,8 — коэффициент пропускания атмосферы, соответствующий метеорологической видимости, равной приблизительно 13 милям.

Значения силы света, вычисленные по формуле (3.1.7.1), приведены в табл. 3.1.7.1.

Максимальная допустимая сила света фонарей может превышать до 1,7 раза значения, указанные в табл. 3.1.7.1, но не должна быть более 150 кд. Это не должно достигаться регулированием силы света.

Сила света фонаря, не являющегося электрическим, должна соответствовать определенной по формуле в максимально возможной степени.

3.1.7.2 Источники света должны устанавливаться в фонарях вертикально таким образом, чтобы горизонтальная плоскость симметрии линзы делила светящую часть источника света на две по возможности равные части.

3.1.73 Место установки источника света в фонаре должно быть таким, чтобы его установка была возможна только в одном определенном положении и способом, исключающим возможность самопроизвольного изменения этого положения во время применения фонаря на судне, с обеспечением возможности легкой замены источника света в фонаре.

3.1.7.4    В электрических фонарях должны устанавливаться патрон и судовые лампы, имеющие устройства, исключающие самопроизвольную их отдачу.

3.1.7.5    Применение в электрических фонарях, за исключением сдвоенных, более чем одной лампы или применение ламп с двойной нитью (одна из которых предназначена для постоянной работы, а вторая — на случай аварии) не допускается.

3.1.7.6    В масляных фонарях допускается применять однофитильные горелки с плоским фитилем, двойные горелки с двумя плоскими фитилями или горелки с круглым фитилем. Размеры горелок и фитилей должны быть такими, чтобы обеспечивалась сила света фонарей, указанная в 3.1.7.1.

Координаты угловых точек областей цветности

Таблица 3.1.6.3

Цвет огня

Координаты

Угловые точки

1

2

3

4

5

6

Красный

X

0,680

0,660

0,735

0,721

У

0,320

0,320

0,265

0,259

Зеленый

X

0,028

0,009

0,300

0,203

У

0,385

0,723

0,511

0,356

Белый

X

0,525

0,525

0,452

0,310

0,310

0,443

У

0,382

0,440

0,440

0,348

0,283

0,382

Желтый

X

0,612

0,618

0,575

0,575

У

0,382

0,382

0,425

0,406


Таблица 3.1.7.1

Сила света огня

Дальность видимости огня Z), мили

1

2

3

4

5

6

Сила света огня /, кд, при А=0,8

0,9

4,3

12

27

52

94


3.1.7.7    Фитили горелок должны быть такими, чтобы во время горения образовывался минимальный нагар и обеспечивалась равномерная сила света в течение не менее 6 ч горения без регулировки высоты фитиля и снятия нагара.

3.1.7.8    Конструкция и способ установки резервуара в масляном фонаре должны обеспечивать полную его неподвижность в фонаре и исключать возможность неправильной установки лампы.

Вместимость резервуара масляной лампы, независимо от назначения фонаря, должна быть такой, чтобы обеспечивалась продолжительность ее горения в течение не менее 16 ч.

3.1.7.9    В качестве горючего в масляных фонарях должна применяться горючая смесь с температурой излучения не менее 1900 К.

3.1.7.10    Ламповое стекло горелки должно быть изготовлено из бесцветной стеклянной массы по возможности без инородных включений, пузырей и забоин; при наличии забоин не должна снижаться сила света фонарей, указанная в З.1.7.1.

3.1.7.11    Рефлекторы в топовых, бортовых и кормовых масляных фонарях должны изготовляться из коррозионно-стойкого материала, а их конструкция и размеры должны обеспечивать правильность направления отраженных лучей, идущих на линзу. Рефлектор должен устанавливаться в фонаре таким образом, чтобы центр его кривизны совпадал с оптическим центром линзы.

Применение рефлекторов в электрических сигнально-отличительных фонарях не допускается.

3.2 СИГНАЛЬНО-ПРОБЛЕСКОВЫЕ ФОНАРИ

3.2.1    Фонари маневроуказания.

3.2.1.1    Фонари маневроуказания должны быть круговыми с белым цветом огня. Дальность видимости должна быть не менее 5 миль.

3.2.1.2    Материал и конструкция фонарей маневроуказания должны отвечать соответствующим требованиям, причем горизонтальная сила света одного проблеска должна быть не менее

15


(3.2.1.2)

/п “

0,2+^

*п

где fa — продолжительность проблеска, с; I— сила света согласно 3.1.7.1, кд.

3.2.13 Фонарь маневроуказания должен быть электрическим и должен обеспечивать подачу проблесковых световых сигналов в течение всего периода маневра судна. Продолжительность каждого проблеска и интервал между проблесками должны

быть около 1 с, интервал между последовательными сигналами — не менее 10 с.

3.2.2 Лампы дневной сигнализации.

333.1 Основные характеристики ламп дневной сигнализации должны отвечать следующим требованиям:

.1 днем, при коэффициенте пропускания атмосферы 0,8, дальность видимости световых сигналов, излучаемых лампами дневной сигнализации, должна быть не менее 2 миль, что соответствует требуемой силе света 60000 кд;

.2 осевая составляющая силы света ламп дневной сигнализации должна достигать не менее 90 % максимальной силы света;

3 сила света ламп дневной сигнализации должна иметь свой максимум в центре распределения силы света. Она должна равномерно понижаться от центра распределения силы света;

.4 половина угла отклонения а* не должна превышать 9°, десятая доля угла отклонения az не должна превышать 14°;

.5 цветность белого сигнального огня должна находиться в пределах угловых координат, указанных в табл. 3.1.63;

.6 секторы эффективного светового излучения ламп дневной сигнализации должны быть круговыми. Суммарное время включения и выключения не должно превышать 500 мс;

.7 на лампах дневной сигнализации должна быть нанесена информация об их эксплуатационных характеристиках;

.8 лампы дневной сигнализации и аккумуляторы, требуемые для их работы, должны быть спроектированы таким образом, чтобы обеспечивалось их безопасное ручное использование. Должна быть обеспечена возможность работы с лампой дневной сигнализации руками в перчатках.

3333 Лампы дневной сигнализации должны отвечать следующим техническим требованиям:

.1 источник света должен быть безопасно установлен в лампе дневной сигнализации; следует избегать использования винтовых гнезд;

.2 лампы дневной сигнализации должны быть спроектированы таким образом, чтобы источник света мог быть легко заменен в темноте;

.3 прицельное устройство должно быть установлено стационарно параллельно оптической оси ламп;

.4 все части ламп дневной сигнализации должны быть изготовлены из немагнитных материалов;

.5 лампы дневной сигнализации должны быть сконструированы таким образом, чтобы исключалась возможность скопления в них конденсата;

.6 используемые материалы должны противостоять тепловой генерации во время работы ламп;

.7 лампы дневной сигнализации должны быть стойкими к условиям окружающей среды;


Настоящее двадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущим изданием (2016 г.), содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА ПО ОБОРУДОВАНИЮ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ Ш. СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА 1. Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ Ш. СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

1    Общие положения............. 5

1.1    Область распространения......... 5

1.2    Определения и пояснения......... 5

1.3    Объем освидетельствований........ 6

1.4    Подразделение судов на группы...... 6

2    Снабжение судов сигнальными

средствами................ 7

2.1    Общие положения............. 7

2.2    Снабжение судов группы 1......... 7

4    Установка сигнальных средств на судне. .    19

4.1    Общие положения.............19

4.2    Основные сигнально-отличительные

фонари на судах группы I.........19

4.3    Основные сигнально-отличительные

фонари на судах группы П........21

4.4    Дополнительные фонари на буксирующих или толкающих судах, рыболовных

и лоцманских судах, судах, ограниченных в возможности маневрировать, и судах

2.4 Дополнительные сигнальные средства бук

2.3    Снабжение судов группы П........ 8

сирующих или толкающих судов, судов, ограниченных в возможности маневрировать, лоцманских и рыболовных судов и судов на воздушной подушке...... 9

2.5    Снабжение судов пиротехническими

сигнальными средствами......... 10

2.6    Стоечные суда.............. 10

3    Конструкция сигнальных средств    ...    12

3.1    Сигнально-отличительные фонари ....    12

3.2    Сигнально-проблесковые фонари..... 15

3.3    Звуковые сигнальные средства...... 16

3.4    Сигнальные фигуры........... 17

3.5    Пиротехнические сигнальные средства.    .    17

на воздушной подушке..........22

4.5    Сигнально-проблесковые фонари.....24

4.6    Звуковые сигнальные средства.......24

4.7    Устройства для подъема и хранения

сигнальных фигур.............25

4.8    Устройства для хранения пиротехнических сигнальных средств........25

4.9    Устройства для хранения запасных фонарей . 25 5 Дополнительные сигнальные средства

судов смешанного плавания.......26

5.1    Общие положения.............26

5.2    Снабжение судов сигнальными средствами . 26

5.3    Технические требования к сигнальным

средствам.................26

5.4    Установка сигнальных средств на судне ... 27

5.5    Хранение сигнальных флагов.......28


ЧАСТЬ Ш. СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на суда, снабжение которых сигнальными средствами подлежит освидетельствованию Регистром, а также на изделия указанных средств, предназначенных для установки на эти суда.

1.1.2    Требования настоящей части Правил распространяются на суда в постройке и суда в эксплуатации, причем требования, изложенные в графе 9 табл. 2.2.1, в 4.1.4 и 4.6.2.3, на судах в эксплуатации должны быть выполнены настолько, насколько это практически возможно и целесообразно.

Суда в эксплуатации могут быть освобождены от следующего:

.1 перестановки фонарей в связи с переходом от стандартной английской системы единиц к метрической и округлением измеряемых величин;

.2 изменения в соответствии с 4.2.1.2 горизонтального расположения топовых фонарей на судах длиной менее 150 м;

.3 перестановки круговых фонарей в соответствии с 4.1.7;

.4 установки запасных сигнально-отличительных фонарей на штатных местах или использования сдвоенных электрических фонарей в соответствии с 2.2.2.

1.1.3    Суда в эксплуатации, построенные до 2002 г., могут быть освобождены от выполнения требований 3.2.2.3.1 - 3.2.2.3.3, если конструкция лампы дневной сигнализации позволяет получать питание от общесудовой сети и от аварийных источников питания.

1.1.4    Настоящая часть Правил устанавливает технические требования, которым должны удовлетворять сигнальные средства, а также определяет количество этих средств и их размещение на судне.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

12.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, приведены в часта I «Классификация» Правил классификации и постройки юрских судов.

В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Время включения — промежуток времени, за который достигается 95 % требуемой силы света после того, как лампа дневной сигнализации включена.

Время выключения — промежуток времени, за который сила света понижается до 5 %

требуемой силы света после того, как лампа дневной сигнализации выключена.

Высота над корпусом — высота над самой верхней непрерывной палубой. Эта высота должна измеряться от точки, расположенной на вертикали под местом установки огня.

Длина и ширина судна — наибольшие его длина и ширина.

Звук короткий — звук продолжительностью около 1 с.

Звук продолжительный — звук продолжительностью от 4 до 6 с.

Лампы дневной сигнализации — лампы стационарные или переносные, пригодные для передачи световых сигналов с помощью сфокусированных белых лучей, которые наблюдатель может четко различить визуально как отдельные сигналы.

Огонь проблесковый — огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.

Свисток — любое звуковое устройство, способное подавать предписанные короткие и продолжительные звуки.

Судно, занятое ловом рыбы, — судно, занятое ловом рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями, тралами или другими орудиями лова, которые ограничивают его маневренность; это не относится к судну, которое ловит рыбу буксируемыми крючковыми снастями или другим орудием лова, не ограничивающим маневренность судна.

Судно, занятое тралением, — судно, занятое протаскиванием драги или другого тралового орудия лова в воде.

Судно, лишенное возможности управляться — судно, которое не может уступить дорогу другому судну, так как в силу каких-либо исключительных обстоятельств не способно должным образом маневрировать.

Судно, ограниченное в возможности маневрировать, — судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать и поэтому не может уступить дорогу другому судну. К судам, ограниченным в возможности маневрировать, должны относиться по крайней мере следующие:

суда, занятые постановкой, обслуживанием и/или снятием навигационного знака, прокладкой, осмотром или поднятием подводного кабеля или трубопровода;

суда, выполняющие дноуглубительные, океанографические, гидрографические или подводные работы;


Правила по оборудованию морских судов


суда, занятые на ходу пополнением снабжения или передачей людей, продовольствия или груза;

суда, занятые обеспечением взлета или посадки летательных аппаратов;

суда, занятые буксировочной операцией, которая лишает его возможности отклонения от своего курса.

Судно парусное — любое судно под парусом, включая судно, имеющее механическую установку, при условии, что она не используется.

Судно с механическим приводом — судно, приводимое в движение механической установкой.

Судно, стесненное своей осадкой — судно с механическим двигателем, которое из-за соотношения между его осадкой и имеющимися глубиной и шириной судоходных вод существенно ограничено в возможностях отклониться от курса, которым оно следует.

Устройство поднимаемое — устройство, поднимаемое на место его применения.

Устройство стационарное — устройство, устанавливаемое постоянно на определенном штатном месте.

.2 сигнально-проблесковые фонари;

.3 звуковые сигнальные средства;

.4 пиротехнические сигнальные средства;

.5 сигнальные фигуры;

.6 радиолокационные отражатели.

1.3.3    Изделия, указанные в 1.3.2.5 и 1.3.2.6, подлежат техническому освидетельствованию Регистром только в объеме рассмотрения и одобрения технической документации.

1.3.4    Оборудование и снабжение судов сигнальными средствами должно производиться при техническом освидетельствовании Регистром.

1.3.5    Техническая документация на сигнальные средства должна быть представлена на одобрение Регистру в следующем объеме:

.1 сборочный чертеж с указанием составных частей и материалов;

.2 техническое описание;

.3 программа испытаний;

.4 для ламп дневной сигнализации — инструкция по эксплуатации с описанием способа настройки параллельности прицельного устройства и оптической оси лампы.


1.3 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1    Общие положения о порядке освидетельствований сигнальных средств, а также требования к технической документации, представляемой на рассмотрение Регистру, и указания о документах, выдаваемых Регистром на сигнальные средства, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части I «Положения об освидетельствованиях».

1.3.2    Освидетельствованию Регистром при изготовлении подлежат:

.1 сигнально-отличительные фонари;

1.4 ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СУДОВ НА ГРУППЫ

1.4.1 Все суда, независимо от их назначения и района плавания, по снабжению сигнальными средствами (кроме пиротехнических сигнальных средств) подразделяются на две группы:

.1 группа I — суда длиной 20 м и более с механическим приводом, а также парусные и несамоходные суда длиной 12 м и более;

.2 группа П — суда длиной менее 20 м с механическим приводом, а также парусные и несамоходные суда длиной менее 12 м.


2 СНАБЖЕНИЕ СУДОВ СИГНАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1 В состав сигнальных средств, рассматриваемых в настоящей части, входят:

Л сигнально-отличительные фонари;

.2 сигнально-проблесковые фонари;

.3 звуковые сигнальные средства;

.4 сигнальные фигуры;

.5 пиротехнические сигнальные средства;

.6 радиолокационные отражатели.

2Л .2 Снабжение спасательных и дежурных шлюпок и спасательных плотов всеми видами сигнальных средств должно производиться в соответствии с требованиями части П «Спасательные средства».

2Л.З Технические требования к радиолокационным отражателям изложены в 3.7.8 и 5.8 части V «Навигационное оборудование».

2Л.4 Снабжение безэкипажных буксируемых объектов звуковыми и пиротехническими сигнальными средствами, лампой дневной сигнализации и радиолокационными отражателями не требуется.

2.2 СНАБЖЕНИЕ СУДОВ ГРУППЫ I

2.2Л Основной состав сигнальных средств судов группы I, кроме пиротехнических сигнальных средств, должен соответствовать табл. 2.2.1.

Таблица 2.2.1

Основной состав сигнальных средств судов группы I

п/п

Типы судов

Сигнально-отличительные фонари

Сигнально

проблесковые

фонари

Звуковые сигнальные средства

Сигнальные фигуры

Радиола-

кащонные

отража

тели

Топо

вый

Борю-

Борю-

илй

Кор

мовой

Круговой

к

Лампа

дневной

сигнали

зации

Сви

сток

Ко

ло

кол

Гонг

Шар

Конус

Ромб1

правош бор га

левого

борт

Бе

лый

Крас

ный

3

4>

5

2

1

Суда с механическим приводом

2/12

1

1

1

2/12

2

1

По одной на судно валовой вмесгимо-

стылпитв

150, а на пассажирские суда — незаш-СИМО от их валовой вмести-мосш

1

I3

По одному на судно длиной 100 м и более3

3

По

одному га суда с ме-хшичес-к и м и приво-дом, имеющее па-

в®4

1

П о

одному на судно валовой вместимостью менее 150

2

Парусные суда3, а также буксиоуе-м ы е “ и толкаемые несамо-ходные суда

I6

I6

I7

2/12

2

То же

1

I3

То же

3

То же

I7

То же

1    Можно заменить двумя конусами, соединенными между собой основаниями.

2    В числителе — для судов длиной 50 м и более, в знаменателе — для судов длиной менее 50 м. Суда длиной менее 50 м могут снабжаться двумя фонарями.

3    См. 2.2.8.

4    Не требуется, если вместо ромба (см. сноску 1) применяются два конуса, соединенные между собой основаниями.

5    См. 2.2.6.

6    См. 2.2.7.

7    Не требуется для толкаемых судов.

8    Буксируемые малозаметные, частично погруженные в воду суда или объекты или сочетание таких судов или обьектов должны быть снабжены: двумя белыми круговыми сигнально-отличительными фонарями, если ширина перечисленных выше обьектов менее 25 м; четырьмя белыми круговыми сигнально-отличительными фонарями, если ширина этих обьектов 25 м и более; пятью белыми круговыми сигнально-отличительными фонарями, если длина их 100 м и более; дополнительно одним ромбом, если буксируемый состав имеет длину более 200 м.



Правила по оборудованию морских судов

Дополнительные сигнальные средства буксирующих или толкающих судов, судов, ограниченных в возможности маневрировать, лоцманских судов, рыболовных судов и судов на воздушной подушке приведены в табл. 2.4.1, а снабжение судов сигнальными пиротехническими средствами должно соответствовать табл. 2.5.1.

2.2.2    На судах группы I могут применяться электрические или масляные сигнально-отличительные фонари. Если установленный комплект сигнально-отличительных фонарей состоит из электрических фонарей, то дополнительно должен быть предусмотрен комплект запасных фонарей в объеме, указанном в 2.2.4. Запасным комплектом фонарей могут быть электрические или масляные фонари.

На судах с механическим приводом запасные топовые, бортовые и кормовой фонари должны быть установлены на штатном месте, либо должны быть использованы сдвоенные электрические фонари (фонари с двумя источниками света, один из которых имеет питание от судовой сети, а другой — от аварийного источника электроэнергии).

Питание электрических фонарей должно производиться в соответствии с 6.8.2, 9.3.1 и 19.1.2.1 части XI «Электрическое оборудование» Правил классификации и постройки морских судов.

На судах, совершающих международные рейсы и оборудованных электрическими генераторными установками, за исключением парусных судов, основным комплектом фонарей должны быть электрические фонари.

Суда, на которых основным комплектом являются масляные фонари, должны иметь запасной комплект фонарей в объеме, указанном в 2.2.4.

2.2.3    Нефтеналивные и другие суда, предназначенные для перевозки нефтепродуктов или других огнеопасных грузов, а также суда, предназначенные для их буксировки и обслуживания, должны снабжаться только электрическими фонарями.

2.2.4    В комплект запасных фонарей должны входить следующие фонари:

2.3 СНАБЖЕНИЕ СУДОВ ГРУППЫ II

2.3.1    Основной состав сигнальных средств судов группы II, кроме пиротехнических сигнальных средств, должен соответствовать табл. 2.3.1.

Дополнительные сигнальные средства буксирующих или толкающих судов, судов, ограниченных в возможности маневрировать, лоцманских судов, рыболовных судов и судов на воздушной подушке приведены в табл. 2.4.1. Снабжение судов сигнальными пиротехническими средствами должно соответствовать табл. 2.5.1.    См. Циркуляр 986ц

2.3.2    На судах группы П могут применяться электрические или масляные фонари. Для этих судов наличие запасного комплекта фонарей (за исюпоче-

.1 топовые, бортовые, кормовой, за исключением использования в качестве основных сдвоенных электрических фонарей, круговые с белым и красным огнем сигнала «Судно, лишенное возможности управляться» и якорные;

.2 круговые с белым, красным и зеленым огнем сигнала «Судно, ограниченное в возможности маневрировать», показывающие род занятий судна (траловые, рыболовные, лоцманские), буксирные и буксировочный.

2.2.5    Каждое судно должно быть снабжено следующими запасными частями и материалами для фонарей в зависимости от установленного комплекта основных и запасных сигнально-отличительных фонарей:

.1 одним светофильтром для каждого фонаря сигналов «Судно, лишенное возможности управляться» и «Судно, ограниченное в возможности маневрировать», бортового и буксировочного фонарей, фонарей для рыболовных судов и судов на воздушной подушке, если в фонаре не применена цветная линза;

.2 двумя электролампами на каждый электрический фонарь основного комплекта;

.3 шестью ламповыми стеклами, если все масляные фонари имеют одинаковый размер стекол; в противном случае должно быть предусмотрено по два ламповых стекла на каждый фонарь;

.4 одним фитилем на каждый масляный фонарь;

.5 горючей смесью для запасных масляных фонарей в количестве, обеспечивающем горение всего комплекта фонарей в течение не менее 32 ч.

2.2.6    Парусные суда могут дополнительно снабжаться двумя фонарями, верхний из которых должен быть с красным огнем, а нижний — с зеленым. Характеристики этих фонарей должны соответствовать указанным в п. 8 табл. 3.1.2.

2.2.7    На парусных судах группы длиной менее 20 м кормовой и бортовые фонари могут быть заменены соединенным трехцветным фонарем.

2.2.8    Колокол и гонг могут быть заменены другими устройствами, обладающими, соответственно, такими же звуковыми характеристиками, причем всегда должна быть возможна подача требуемых сигналов вручную.

2.2.9    Суда, стесненные своей осадкой, в дополнение к фонарям, требуемым табл. 2.2.1 для судов с механическим приводом, могут снабжаться тремя фонарями с красным огнем, характеристика которых указана в п. 8 табл. 3.1.2, а также одним цилиндром (см. табл. 3.4.1).

Если судно снабжается упомянутыми фонарями, они могут одновременно применяться в качестве фонарей сигнала «Судно, лишенное возможности управляться», требуемых табл. 2.2.1.


Основной состав сигнальных средств судов группы П

Таблица 2.3.1

п/п

Типы судов

Сигнально-отличительные фонари

Звуковые

сигнальные

средства

Сигнальные фигуры

Радиолока

ционные

отражатели

Топовый

Бортавой правого борта1

Бортовой левого борта1

1

Кормовой

Круговой

Свисток2

I

Шар

Конус

Ромб

Белый

Красный

1

Суда с механи-

I4

1

1

I4

1

28

1

1

3

По одному на

1

ческим приводом3

судно с меха-

2

Парусные суда5, а

1

1

I6

1

24

3

ническим при-

I7

1

также буксируе-

водом, имею-

мые и толкаемые

щее паруса

несамоходные суда

1    См. 2.3.3.

2    См. 2.3.5.

3    См. 2.3.6 и 2.3.7.

4    Не требуется для судов длиной менее 7 м, максимальная скорость которых не превышает 7 уз.

s См. 2.2.6, однако это не относится к судам, снабженным согласно 2.3.3, соединенным трехцветным фонарем.

6    Не требуется для толкаемых судов.

7    Только для буксируемых судов. Можно заменить двумя конусами, соединенными между собой основаниями.

8    Не требуется для судов длиной менее 12 м, за исключением судов, занятых водолазными работами.


нием запасного масляного якорного фонаря, при отсутствии на судне аварийного источника питания, а также топового, бортовых и кормового фонарей на судах с механическим приводом) не требуется. На судах с механическим приводом запасные топовый, бортовые и кормовой фонари должны быть установлены на штатном месте, либо должны быть использованы сдвоенные электрические фонари (фонари с двумя источниками света, один из которых имеет питание от судовой сети, а другой — от аварийного источника электроэнергии).

2.3.3    На судах группы II бортовые фонари могут быть заменены соединенным двухцветным фонарем.

На парусных судах группы II бортовые и кормовой фонарь могут быть заменены соединенным трехцветным фонарем.

2.3.4    Снабжение судов группы П запасными частями и материалами для фонарей должно соответствовать требованиям 2.2.5.

2.3.5    Снабжение свистком и колоколом судов длиной менее 12 м не обязательно, однако, если эти сигнальные средства отсутствуют, судно должно иметь другие средства, обеспечивающие подачу эффективного звукового сигнала.

23.6 На судне с механическим приводом длиной менее 7 м, максимальная скорость которого не превышает 7 уз., вместо топового, бортовых и кормового фонарей может применяться фонарь с белым огнем и углом видимости 360°. Такое судно, если это практически возможно, должно также иметь бортовые фонари или соединенный двухцветный фонарь.

2.3.7 На судне с механическим приводом длиной менее 12 м вместо топового и кормового фонарей может применяться фонарь, указанный в графе 7 табл. 2.3.1.

2.4 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА БУКСИРУЮЩИХ ИЛИ ТОЛКАЮЩИХ СУДОВ, СУДОВ, ОГРАНИЧЕННЫХ В ВОЗМОЖНОСТИ МАНЕВРИРОВАТЬ, ЛОЦМАНСКИХ И РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ И СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ

2.4.1    Буксирующие или толкающие суда, суда, ограниченные в возможности маневрировать, лоцманские суда, рыболовные суда и суда на воздушной подушке дополнительно к сигнальным средствам, требуемым табл. 2.2.1 или 23.1, должны снабжаться сигнальными средствами согласно табл. 2.4.1.

2.4.2    Земснаряды и суда, занятые подводными работами, в дополнение к фонарям, требуемым табл. 2.4.1 для судов, ограниченных в возможности маневрировать, должны снабжаться двумя фонарями с красным огнем и двумя фонарями с зеленым, характеристика которых указана в п. 8 табл. 3.1.2, а также двумя шарами и двумя ромбами.

2.4.3    Если толкающее судно так тесно соединяется с толкаемым, что они составляют один комплекс, их должны считать одним судном с механическим приводом и снабжать сигнальными средствами согласно п. 1 табл. 2.2.1 или 2.3.1.


Таблица 2.4.1

Дополнительные сигнальные средства буксирующих или толкающих судов, судов, ограниченных в возможности маневрировать,

лоцманских и рыболовных судов и судов на воздушной подушке

п/п

Типы судов

Фонари

Сигнальные

фигуры

Буксир

ный

Круговой

Букси

ровоч

ный

Круговой

проб

лесковый

Конус

Ромб

белый

белый

красный

зеленый

желтый

желтый

1

Буксирующие или толкающие суда

2/11

I2

2

Суда, ограниченные в возможности маневрировать3,4

1

25

1

3

Лоцманские суда

1

1

4

Рыболовные суда, занятые тралением6

1

1

2

5

Рыболовные суда (кроме судов, занятых тралением) со снастями, простирающимися в воде по горизонтали не более чем на 150 м 7

1

1

2

б

Рыболовные суда (кроме судов, занятых тралением) со снастями, про стирающимися в воде по горизонтали более чем на 150 м

2

1

3

7

Суда на воздушной подушке

1


1    В числителе — буксирующие суда группы I, в знаменателе — все толкающие и буксирующие суда группы П; если судно группы I предназначено для буксировки при длине буксира, измеряемой от кормы буксирующего судна до кормы последнего буксируемого судна, не превышающей 200 м, оно может снабжаться одним буксирным фонарем; если судно группы П предназначено для буксировки при длине буксира, превышающей 200 м, оно должно снабжаться двумя буксирными фонарями.

2    Не требуется для судов, толкающих вперед или буксирующих лагом другое судно.

3    См. 2.4.2.

4    Фонари и сигнальные фигуры не требуются, если длина судна менее 12 м, за исключением судов, занятых водолазными работами.

5    Мэгут применяться в качестве фонарей сигнала «Судно, лишенное возможности управляться», требуемых в графе 8 табл. 2.2.1 и 2.3.1.

6    Суда длиной менее 50 м могут снабжаться дополнительно топовым фонарем, удовлетворяющим требованиям п.1 табл. 3.1.2.

7    Суда, занятые ловом рыбы кошельковыми неводами на близком расстоянии друг от друга, рекомендуется снабжать двумя

фонарями, удовлетворяющими требованиям п. 10 табл. 3.1.2._


2.5 СНАБЖЕНИЕ СУДОВ ПИРОТЕХНИЧЕСКИМИ СИГНАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

2.5.1 Снабжение судов пиротехническими сигнальными средствами должно производиться в соответствии с табл. 2.5.1.

2.6 СТОЕЧНЫЕ СУДА

2.6.1 Стоечное судно должно быть снабжено белыми круговыми фонарями;

при длине судна менее 50 м — по одному с каждого борта;

при длине судна 50 м и более, но менее 100 м—двумя с каждого борта, установленными на расстоянии 50 м;

при длине судна 100 м и более число фонарей с каждого борта должно быть таким, чтобы на 50 м длины приходился один фонарь. Если стоечное судно снабжается с каждого борта более чем двумя фонарями, они должны устанавливаться на одинаковом расстоянии друг от друга.

Если стоечное судно устроено таким образом, что его швартовка может осуществляться только одним бортом, то круговые фонари могут устанавливаться только на том борту, который обращен к судовому ходу.

Снабжение судов пиротехническими сигнальными средствами

Таблица 2.5.1

Район плавания

Парашютная

ракета

(судовая)

Ракета или граната звуковая2

Фальшфейер красный (бедствия)1' 2

Фальшфейер

белый1,2

Однозвездная

ракета

зеленая2

Однозвездная

ракета

красная2

Неограниченный и ограниченный R1

12

12

12

12

12

12

Ограниченный R2, R2-RSN, R2-RSN(4£), R3-RSN

123

6

6

6

6

6

Ограниченный R3

123

6

3

1    Наличие фальшфейеров на нефтеналивных и других судах, предназначенных для перевозки нефтепродуктов, а также постоянно работающих на акватории нефтепортов, не допускается. Взамен фальшфейеров указанные суда должны снабжаться парашютными ракетами или звуковыми гранатами в количестве, превышающем на 50 % указанное в таблице.

2    Рекомендуется.

3    Суда, не совершающие международных рейсов, должны снабжаться параппотными ракетами в количестве не менее 6 игг.