Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

229 страниц

Купить НД 2-020101-095 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части Правил, если не оговорено иное, распространяются на стальные суда сварной конструкции длиной от 12 до 350 м

  Скачать PDF

Действие завершено 01.01.2018

Оглавление

1 Принципы проектирования

     1.1 Общие положения

     1.2 Материалы

     1.3 Расчетные нагрузки

     1.4 Продольная прочность

     1.5 Вибрация конструкций корпуса. Технические нормы

     1.6 Требования к размерам элементов конструкции корпуса

     1.7 Сварные конструкции и соединения

2 Общие требования к конструкциям корпуса

     2.1 Общие положения

     2.2 Наружная обшивка

     2.3 Одинарное дно

     2.4 Двойное дно

     2.5 Бортовой набор

     2.6 Палубы и платформы

     2.7 Переборки, туннель гребного вала.

     2.8 Носовая и кормовая оконечности

     2.9 Пиллерсы и распорные бимсы

     2.10 Штевни, кили, кронштейны руля и гребного вала, неповоротные насадки гребного винта

     2.11 Фундаменты под механизмы и котлы

     2.12 Надстройки, рубки, квартердек

     2.13 Машинные шахты

     2.14 Фальшборт

3 Требования к конструкциям специализированных судов

     3.1 Суда с широким раскрытием палубы

     3.2 Накатные суда

     3.3 Суда для навалочных грузов и нефтенавалочные суда

     3.4 Рудовозы и нефтерудовозы

     3.5 Наливные суда

     3.6 Суда технического флота

     3.7 Рыболовные суда и суда специального назначения, используемые для переработки живых ресурсов моря

     3.8 Суда обеспечения

     3.9 Буксиры

     3.10 Ледовые усиления судов ледовых классов и ледоколов

     3.11 Ледовые усиления буксиров

     3.12 Плавучие доки

Приложение 1. Методы испытаний водонепроницаемости корпуса

Приложение 2. Требования к приборам контроля загрузки судна

Приложение 3. Оценка размеров связей поперечных водонепроницаемых гофрированных переборок в случае аварийного затопления грузового трюма на навалочных судах, на которые не распространяются требования общих правил МАКО

Приложение 4. Оценка допустимой загрузки грузового трюма в случае аварийного затопления на навалочных судах, на которые не распространяются требования общих правил МАКО

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.16

Корр.

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть II

НД № 2-020101-095



КОРПУС

Санкт-Петербург

2017

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2017 года.

Настоящее двадцатое издание Правил составлено на основе девятнадцатого издания 2016 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть П «Корпус»;

часть Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть ХП «Холодильные установки»;

часть ХП1 «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть ХУЛ! «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО;

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УТ МАКО S11A «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I — XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части XVTTI — XIX издаются только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-345-1

© Российский морской регистр судоходства, 2017


от носового перпендикуляра на расстоянии не менее 5 % д лины судна или 10 м, смотря по тому, что меньше. В отдельных случаях может быть разрешено иное расстояние, но не более 8 % длины судна;

.2 если какая-либо часть корпуса судна ниже ватерлинии выступает за носовой перпендикуляр, например, бульбовый нос, расстояние, оговоренное в 1.1.6.2.1, измеряется от точки, расположенной посередине длины такого выступа, либо на расстоянии, равном 1,5 % длины судна в нос от носового перпендикуляра, либо на расстоянии 3 м в нос от носового перпендикуляра, смотря по тому, какое из измерений дает наименьший результат;

.3 переборка может иметь уступы или выступы (рецессы) при условии, что они находятся в пределах, указанных в 1.1.6.2.1 или 1.1.6.2.2;

.4 если имеется длинная носовая надстройка, таранная переборка должна быть продлена непроницаемой при воздействии моря до палубы, расположенной непосредственно над палубой надводного борта. Продолжение таранной переборки может не совпадать с переборкой, расположенной ниже палубы надводного борта, при условии, что оно находится в пределах, указанных в 1.1.6.2.1 или 1.1.6.2.2, с исключением, допущенным 1.1.6.2.5, и что часть палубы, образующая уступ, является надежно непроницаемой при воздействии моря;

.5 если имеются двери в носу, а наклонная грузовая аппарель образует часть продолжения таранной переборки над палубой надводного борта, часть аппарели, которая находится выше 2,3 м над палубой надводного борта, может выступать в нос за пределы, указанные в 1.1.6.2.1 или 1.1.6.2.2. Аппарель должна быть непроницаемой по всей ее длине при воздействии моря;

.6 количеств отверстий в продолжении таранной переборки над палубой надводного борта, должно быть сведено к минимуму, совместимому с конструкцией и нормальной эксплуатацией судна;

.7 должны устанавливаться переборки, отделяющие машинное помещение в нос и корму от грузовых и пассажирских помещений, которые должны быть водонепроницаемыми до палубы надводного борта;

.8 дейдвудные трубы должны быть заключены в водонепроницаемое помещение (помещения) небольшого объема. Могут быть приняты другие меры с целью сведения к минимуму опасности поступления воды внутрь судна при повреждении дейдвудных труб.

1.1.6.3 На пассажирских судах и грузовых судах, не являющихся наливными судами, кили которых заложены, или которые находились в подобной стадии постройки 1 января 2009 г. или после этой даты, переборки пиков и машинного помещения, туннели гребных валов и т. п. должны отвечать следующим требованиям:

Л должна устанавливаться таранная переборка, которая должна быть водонепроницаемой до палубы переборок. Эта переборка должна располагаться от носового перпендикуляра на расстоянии не менее 5 % длины судна или 10 м, смотря по тому, что меньше, и, если не разрешено иное, не более 8 % длины судна или 3 м плюс 5 % длины судна, смотря по тому, что больше;

.2 если какая-либо часть корпуса судна ниже ватерлинии выступает за носовой перпендикуляр, например, бульбовый нос, то расстояние, оговоренное в 1.1.6.3.1, измеряется от точки, расположенной посредине длины такого выступа, либо на расстоянии

1,5 % длины судна в нос от носового перпендикуляра, либо на расстоянии 3 м в нос от носового перпендикуляра, смотря по тому, какое из измерений дает наименьший результат;

.3 переборка может иметь уступы и выступы (рецессы) при условии, что они находятся в пределах, указанных в 1.1.6.3.1 или 1.1.6.3.2;

.4 устройство дверей, лазов, отверстий для доступа, каналов вентиляции или любых других отверстий не допускается в таранной переборке ниже палубы переборок;

.5 за исключением случая, предусмотренного в 1.1.6.3.6, через таранную переборку ниже палубы переборок может проходить только одна труба, обслуживающая форпиковый танк, при условии, что такая труба снабжена винтовым клапаном, управляемым с места, расположенного выше палубы переборок, а клапанная коробка крепится к таранной переборке внутри форпикового танка. Возможна установка этого клапана на кормовой стороне таранной переборки при условии, что клапан легкодоступен во всех условиях эксплуатации, а помещение, в котором он установлен, не является грузовым помещением. Все клапаны должны изготовляться из стали, бронзы или другого одобренного вязкого материала. Не допускаются клапаны, изготовленные из серого чугуна или подобного материала;

.6 если форпик разделен для двух различных видов жидкости, возможен проход через таранную переборку ниже палубы переборок двух труб, каждая из которых устанавливается в соответствии с требованиями 1.1.6.3.5, при условии, что практически невозможно иное решение, чем установка второй трубы, и что, принимая во внимание дополнительное деление форпика на отсеки, безопасность судна обеспечивается;

.7 если имеется длинная носовая надстройка, таранная переборка должна быть продлена непроницаемой при воздействии моря до следующей палубы, расположенной непосредственно над палубой переборок. Продолжение таранной переборки может не устанавливаться непосредственно


Правила классификации и постройки морских судов

над переборкой, расположенной ниже, при условии, что оно находится в пределах, указанных в 1.1.6.3.1 или 1.1.6.3.2, с исключением, допущенным 1.1.6.3.8, и что часть палубы, образующая уступ, является надежно непроницаемой при воздействии моря. Продолжение должно быть выполнено так, чтобы исключить возможность его повреждения носовой дверью при повреждении или отрыве носовой двери;

.8 если имеются двери в носу, а наклонная грузовая аппарель образует часть продолжения таранной переборки над палубой переборок, эта аппарель должна быть непроницаемой при воздействии моря по всей ее длипе. На грузовых судах часть аппарели, которая находится выше 2,3 м над палубой переборок, может выступать в нос за пределы, указанные в 1.1.6.3.1 или 1.1.6.3.2. Аппарели, не отвечающие указанным требованиям, не следует считать продолжением таранной переборки;

.9 ко личество отверстий,в продолжении таранной переборки над палубой переборок, должно быть сведено к минимуму, совместимому с конструкцией и нормальной эксплуатацией судна. Все отверстия должны иметь закрытия, обеспечивающие непроницаемость при воздействии моря;

.10 должны устанавливаться переборки, отделяющие машинное помещение в нос и корму от грузовых и пассажирских помещений, которые должны быть водонепроницаемыми до палубы переборок. На пассажирских судах устанавливается также ахтерпиковая переборка, водонепроницаемая до палубы переборок, при условии, что уровень безопасности судна в отиошешш деления на отсеки при этом не снижается;

•И во всех случаях дейдвудные трубы должны заключаться в водонепроницаемые помещения небольшого объема. На пассажирских судах дейдвудный сальник должен располагаться в водонепроницаемом туннеле гребного вала или другом отделенном от отсека дейдвудной трубы водонепроницаемом помещении такого объема, чтобы в случае его затопления из-за просачивания воды через дейдвудный сальник палуба переборок не оказалась под водой. На грузовых судах могут быть приняты другие меры с целью сведения к минимуму опасности поступления воды внутрь судна при повреждении дейдвудных труб.

1.1.6.4 На пассажирских судах, кили которых заложены, или которые находились в подобной стадии постройки до 1 января 2009 г., двойное дно должно отвечать следующим требованиям:

.1 двойное дно должно устраиваться на протяжении от форниковой до ахтерпиковой переборки, насколько это практически возможно и совместимо с конструкцией н нормальной эксплуатацией судпа.

На судах длиной от 50 до 61 м двойное дно должно бытв устроено по меньшей мере от

машинного помещения до форпиковой переборки или как можно ближе к ней.

На судах длиной от 61 до 76 м двойное дно должно быть устроено по меньшей мере вне машинного помещения и доводиться до форпиковой и ахтерпиковой переборок или как можно ближе к ним.

На судах длиной 76 м и более двойное дно должно быть устроено в обе стороны от середины длины судна и доводиться до форпиковой и ахтерпиковой переборок или как можно ближе к ним;

.2 если требуется устройство двойного дна, его высота должна соответствовать требованиям 2.4.4.1, а настил второго дпа должен простираться от борта до борта судна таким образом, чтобы щипце судна было защищено до поворота скулы Такая защита днища будет считаться удовлетворительной, если лития пересечения наружной кромки крайнего междудонного листа с обшивкой скулы нигде не располагается ниже горизонтальной плоскости, проходящей через точку А на миделе, как указано на рис. 1.1.6.4.2;

3 небольшие колодцы, устроенные в двойном дне и предназначенные для осушения трюмов и т. п., не должны иметь глубину более чем это необходимо. Во всех случаях глубина колодца не должна превышать высоты двойного дна в диаметральной плоскости минус 460 мм, и колодец не должен опускаться ниже горизонтальной плоскости, упомянутой в 1.1.6.4.2. Колодец, доходящий до обшивки днища, допускается только у кормового конца туннеля гребного вала. Прочие колодцы (например, для смазочного масла под главными двигателями) могут быть допущены, если их устройство обеспечивает защиту, равноценную той, которая обеспечивается двойным дном, устроенным в соответствии с настоящим пунктом;

.4 двойное дно может не устраиваться в районе водонепроницаемых отсеков небольшого размера, используемых исключительно для перевозки жидкостей, при условии, что безопасность судна в случае повреждения днища или борта при этом не снижается.

1.1.6.5 На грузовых судах, не являющихся налвнными судами, кили которых заложены, или


13


которые находились в подобной стадии постройки до 1 января 2009 г., двойное дно должно отвечать следующим требованиям:

.1 двойное дно должно быть устроено на протяжении от таранной до ахтерпиковой переборки, насколько это практически возможно и совместимо с конструкцией и нормальной эксплуатацией судна;

.2 высота двойного дна должна отвечать требованиям 2.4.4.1, а настил второго дна должен простираться от борта до борта судна таким образом, чтобы дншце судна было защищено до поворота скулы;

3 небольшие колодцы, устроенные в двойном дне и предназначенные для осушения трюмов, должны иметь глубину не более, чем это необходимо. Колодец, доходящий до обшивки днища, может, однако, допускаться только у кормового конца туннеля гребного вала. Прочие колодцы могут быть допущены, если их устройство обеспечивает защиту, равноценную той, которая обеспечивается двойным дном, устроенным в соответствии с настоящим пунктом;

.4 двойное дно может не устраиваться в районе водонепроницаемых отсеков, используемых исключительно для перевозки жидкостей, при условии, что безопасность судна в случае повреждения днища при этом не снижается.

1.1.6.6 На пассажирских судах и грузовых судах, не являющихся наливными судами, кили которых заложены, или которые находились в подобной стадии постройки 1 января 2009 г. или после этой даты, двойное дно должно отвечать следующим требованиям:

Л двойное дно должно устраиваться на протяжении от форпиковой до ахтерпиковой переборки, насколько это практически возможно и совместимо с конструкцией и нормальной эксплуатацией судна;

.2 высота двойного дна должна отвечать требованиям 2.4.4.1, а настил второго дна должен простираться от борта до борта судна таким образом, чтобы днище судна было защищено до поворота скулы;

.3 небольшие колодцы, устроенные в двойном дне и предназначенные для осушения трюмов и т. п., не должны иметь глубину более чем это необходимо. Колодец, доходящий до обшивки днища, допускается только у кормового конца туннеля гребного вала. Прочие колодцы (например, для смазочного масла под главными двигателями) могут быть допущены, их устройство обеспечивает защиту, равноценную той, которая обеспечивается двойным дном, устроенным в соответствии с настоящим пунктом. В любом случае расстояние по вертикали от днища такого колодца до плоскости, совпадающей с линией киля, должно быть не менее 500 мм;

.4 двойное дно мажет не устраиваться в районе водонепроницаемых отсеков небольшого размера, используемых исключительно для перевозки жидкостей, при условии, что безопасность судна в случае повреждения днища или борта при этом не снижается;

.5 любая часть пассажирского или грузового судна, не оборудованная двойным дном в соответствии с 1.1.6.6.1 или 1.1.6.6.4, должна соответствовать требованиям 2.9 части V «Деление на отсеки»;

.6 при необычном устройстве днища на пассажирском или грузовом судне должны быть представлены доказательства того, что судно способно выдержать повреждения днища, указанные в 2.9.3 части V «Деление на отсеки».

1.1.6.7    Штормовые портики в фальшборте должны устанавливаться согласно 3.2.13 Правил о грузовой марке морских судов.

Нижние кромки штормовых портиков должны быть расположены возможно ближе к палубе, однако не должны затрагивать при этом ширстрек.

Вместо штормовых портиков на судах д линой 65 м и более, как правило, должна предусматриваться сплошная прорезь между фальшбортом и кромкой ширсгрека.

1.1.6.8    Конструкция водонепроницаемых палуб, шахт и т. п. на пассажирских и грузовых судах должна отвечать следующим требованиям:

.1 водонепроницаемые палубы, шахты, туннели, коробчатые кили и вентиляционные каналы должны иметь такую же прочность, как и водонепроницаемые переборки на том же уровне. Водонепроницаемые вентиляционные каналы и шахты должны быть доведены, по меньшей мере, до палубы переборок на пассажирских судах и до палубы надводного борта на грузовых судах;

.2 если вентиляционная шахта, проходящая через надстройку, прорезает палубу переборок, шахта должна противостоять давлению воды, которая может оказаться внутри ее, с учетом максимального угла крена, допустимого на промежуточных стадиях затопления в соответствии с 3.3.3 части V «Деление на отсеки»;

.3 если вся шахта или ее часть, прорезающая палубу переборок, расположены на главной накаггной палубе, шахта должна противостоять динамическому давлению при качке от перемещения воды, оказавшейся на палубе, тде размещаются транспортные средства.

1.2 МАТЕРИАЛЫ 1.2.1 Общие требования.

Материалы, применяемые для изготовления элементов конструкций корпуса, регламентируемых настоящей частью Правил, должны удовлетворять требованиям части ХПТ «Материалы».


Правила классификации и постройки морских судов

1.2.2 Сталь для корпусных конструкций.

1.2.2.1    Для изготовления элементов конструкций корпуса предусматривается применение судостроительной стали нормальной прочности категорий А, В, D и Е с пределом текучести ЯеН=2Ъ5 МПа, а также стали повышенной прочности АН, DH, ЕН и FH категорий А32, D32, Е32 и F32 с пределом текучести ЯеН=Ъ\5 МПа, А36, D36, Е36 и F36 с пределом текучести 7^=355 МПа, А40, D40, Е40 и F40 с пределом текучести ReH= 390 МПа.

Применение сталей высокой прочности категорий D, Е, F с пределом текучести 420 МПа и более является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

1.2.2.2    Если в направлении толщины элемента конструкции действуют высокие местные напряжения, то при толщине конструктивного элемента более 18 мм он должен изготовляться из зет-стали (см. 3.14 части ХП1 «Материалы»), если не были

приняты конструктивные меры по предотвращению слоистого разрыва.

1.2.2.3    При использовании плакированной стали механические свойства основного слоя должны быть не ниже требуемых для категории стали, предписываемой 1.2.3.1.

В качестве основного слоя должна применяться судостроительная сталь согласно 3.17 части XIII «Материалы».

1.2.3    Выбор стали для корпусных конструкций.

1.2.3.1 Выбор стали для элементов конструкций

корпуса производится согласно 1.2.3.7, при этом для элементов конструкций, подверженных длительному воздействию низких температур в соответствии с рис. 1.2.3.1-1 — 1.2.3.1-3, выбор стали производится для различных групп связей, исходя из фактически принятой для данного элемента толщины и расчетной температуры конструкций, определяемой по методике, согласованной с Регистром.



-10    -    20    - 30    - 40    -    50    -    60    0    -10    -    20    -    30    -    40    -    50    -    60

Расчетная температура конструкции,°С    Расчетная температура конструкции    ,°С


Рис. 1.2.3.1-1 Группа связей I

Расчетная температура конструкции ,°С    Расчетная температура конструкции    ,°С

Рис. 1.2.3.1-2 Группа связей П



50

40

30

20

10

-ST-

-V—

D4(K

\Е32^

\,E3t

\. Е40

P'32, F36,

F40

D32, D36

А32, АЗб

А40\.

-10

-20

-30

-40

-50    -60


s

2

S

ST

I


I


Расчетная температура конструкции, °С    Расчетная температура конструкции,°С

Рис. 1.2.3.1-3 Группа связей Ш


Для элементов конструкций корпуса ледоколов и судов ледовых классов Агс4 — Агс9, расчетная температура для которых не превышает —30 °С, при толщине элементов более 25 мм Регистр может потребовать применения стали улучшенной свариваемости, а также стали, удовлетворяющей специальным требованиям Регистра по вязкости и хладостойкости (стали с дополнительным верхним индексом "Arc"). Требования к этим сталям изложены в 3.5.2.5 части ХТП «Материалы».

1.2.3.2    Расчетная температура конструкций, постоянно или периодически соприкасающихся с атмосферой, выражается через минимальную расчетную температуру окружающего воздуха ТА. В качестве величины Тл при отсутствии каких-либо других указаний принимается минимальная среднесуточная температура воздуха, отмеченная за пятилетний период эксплуатации в наиболее неблагоприятных по условиям охлаждения акваториях.

1.2.3.3    В любом случае величина Тл не должна быть выше:

—    40 “С1 — для ледоколов ледовых классов Icebreaker*), Icebreaker8, Icebreaker7 и судов ледовых классов Агс9, Агс8, Агс7, Агсб, Агс5;

—    30 °С — для ледоколов ледовых классов Icebreaker6 и судов ледовых классов Агс4;

—10 °С — для судов ледовых классов 1сеЗ, 1се2 и Icel.

1.2.3.4    Допускается приближенное определение расчетной температуры конструкций, исходя из установленной указанным путем величины Тл в соответствии с рекомендациями, приведенными в табл. 1.2.3.4.

1.2.3.5    При расчетных напряжениях растяжения в продольных связях верхней палубы и борта

(ширстречного пояса) от перегибающего изгибающего момента на тихой воде (ст,), превышающих величину 65/г|, расчетная температура связей может быть откорректирована на величину АГр =-10(ст,„/65-1) °С.

1.2.3.6    Расчетная температура конструкций, расположенных внутри охлаждаемых помещений, должна приниматься равной температуре в охлаждаемом помещении.

Расчетная температура конструкций, ограничивающих охлаждаемые помещения, должна приниматься равной:

температуре охлаждаемого помещения при отсутствии изоляции со стороны охлаждаемого помещения;

температуре в помещении с неизолированной стороны при наличии изоляции со стороны охлаждаемого помещения и отсутствии ее с другой стороны;

средней температуре в соседних помещениях при наличии изоляции с обеих сторон.

1.2.3.7    Элементы конструкций корпуса в зависимости от уровня напряженности, наличия значительной концентрации напряжений, сложности оформления и изготовления узлов, а также предполагаемых последствий их разрушения для безопасности судна, в целом, подразделяются на три группы связей согласно табл. 1.2.3.7-1.

Категория стали элементов корпуса не должна быть ниже категории, указанной в табл. 1.2.3.7-1 — 1.2.3.7-6.

Дополнительные требования: для однопалубных судов длиной более 150 м, за исключением указанных в табл. 1.2.3.7-3, приведены в табл. 1.2.3.7-2;

для судов длиной более 150 м с мембранными емкостями для перевозки сжиженных газов наливом приведены в табл. 1.2.3.7-3;


Настоящее двадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущим изданием (2016 г.), содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ П. КОРПУС

1.    Глава 1.2: в пункте 1.2.3.1 уточнена ссылка в последнем предложении.

2.    Глава 1.4: пункт 1.4.1.1 дополнен ссылкой на требования новой части XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах», учитывающие УТ МАКО Sll (Rev.8 June 2015), S11A (June 2015) и S34 (May 2015).

3.    Глава 3.1: пункт 3.1.1.1 дополнен ссылкой на требования новой части XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах», учитывающие УТ МАКО S11A (June 2015) и S34 (May 2015).

4.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ П. КОРПУС

1

Принципы проектирования......

. 5

3.2

Накатные суда..............

. 99

1.1

Общие положения............

. 5

3.3

Суда для навалочных грузов

1.2

Материалы................

13

и нефтенавалочные суда.........

102

1.3

Расчетные нагрузки...........

18

3.4

Рудовозы и нефтерудовозы.......

114

1.4

Продольная прочность..........

21

3.5

Наливные суда.............

116

1.5

Вибрация конструкций корпуса.

3.6

Суда технического флота........

118

Технические нормы...........

30

3.7

Рыболовные суда и суда специального

1.6

Требования к размерам элементов

назначения, используемые для

конструкции корпуса...........

30

переработки живых ресурсов моря . . .

132

1.7

Сварные конструкции и соединения . . .

38

3.8

Суда обеспечения............

139

2

Общие требования к конструкциям

3.9

Буксиры.................

140

корпуса .................

47

3.10

Ледовые усиления судов ледовых

2.1

Общие положения............

47

классов и ледоколов...........

141

2.2

Наружная обшивка............

47

3.11

Ледовые усиления буксиров.......

163

2.3

Одинарное дно..............

49

3.12

Плавучие доки..............

164

2.4

Двойное дно...............

52

Приложение 1. Методы испытаний

2.5

Бортовой набор.............

60

водонепроницаемости корпуса......

176

2.6

Палубы и платформы..........

65

Приложение 2. Требования к приборам

2.7

Переборки, туннель гребного вала ....

71

контроля загрузки судна.........

184

2.8

Носовая и кормовая оконечности.....

76

Приложение 3 . Оценка размеров связей

2.9

Пиллерсы и распорные бимсы......

82

поперечных водонепроницаемых

2.10

Штевни, кили, кронштейны руля и греб-

гофрированных переборок в случае

ного вала, неповоротные насадки греб-

аварийного затопления грузового трюма

ного винта................

83

на навалочных судах, на которые не рас-

2.11 Фундаменты под механизмы и котлы. . .

87

пространяются требования общих

2.12

Надстройки, рубки, квартердек......

88

правил МАКО..............

190

2.13

Машинные шахты............

94

Приложение 4. Оценка допустимой загрузки

2.14 Фальшборт................

94

грузового трюма в случае аварийного

3

Требования к конструкциям

затопления на навалочных судах, на которые

специализированных судов.......

96

не распространяются требования общих

3.1

Суда с широким раскрытием палубы. . .

96

правил МАКО..............

198

ЧАСТЬ П. КОРПУС

1 ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.1    Область распространения.

1.1.1    Л Требования настоящей части Правил, если не оговорено иное, распространяются на стальные суда сварной конструкции длиной от 12 до 350 м, у которых соотношение главных размерений не превышает указанного в табл. 1.1.1.1.

Требования настоящей части Правил не распространяются на нефтеналивные суда длиной 150 м и более и навалочные суда длиной 90 м и более, контракт на постройку которых заключен 1 июля 2015 г. или после этой даты. Размеры связей, обеспечивающих прочность корпуса, и конструкция указанных типов судов регламентируется частью XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов».

1.1.1.2    Размеры связей, обеспечивающих прочность корпусов судов, конструкция и главные размерения которых не регламентируются настоящими Правилами, являются предметом специального рассмотрения Регистром.

1.1.2    Общие требования.

1.1.2.1    Все конструкции, регламентируемые настоящей частью Правил, подлежат освидетельствованию Регистра. С этой целью должен быть обеспечен доступ для их освидетельствования.

1.1.2.2    Конструкции, регламентируемые настоящей частью Правил, должны отвечать требованиям частей XIII «Материалы» и XIV «Сварка» и соответствовать одобренной технической документации, указанной в части I «Классификация».

1.1.2.3    Испытание непроницаемости корпусов судов должно производиться по нормативам, указанным в приложении 1.

1.13 Определения и пояснения.

Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, приведены в части I «Классификация».

В настоящей части Правил приняты следующие определения и пояснения.

Верхняя палуба — самая верхняя непрерывная по всей длине судна палуба.

Высота борта судна D — расстояние по вертикали, м, измеренное на миделе, от верхней кромки горизонтального киля или от точки приты-кания внутренней поверхности наружной обшивки к брусковому килю до верхней кромки бимса верхней палубы у борта. На судах, имеющих закругленное соединение верхней палубы с бортом, высота борта измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий верхней палубы и борта, как если бы это соединение было угловым.

Длина судна L — расстояние, м, измеренное на уровне летней грузовой ватерлинии от передней кромки форштевня до кормовой кромки рудерпоста или оси баллера руля (если рудерпост отсутствует), или 96 % длины судна, измеренной на уровне этой ватерлинии от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна, смотря по тому, что больше.

Однако при этом L может приниматься не более 97 % длины судна, измеренной на уровне летней грузовой ватерлинии.

При необычной форме носовой или кормовой оконечности судна L является предметом специального рассмотрения Регистром.

Кормовой перпендикуляр — вертикальная линия в диаметральной плоскости судна, ограничивающая в кормовой оконечности длину судна L.

Коэффициент общей полноты С* — коэффициент; определяемый при осадке d по летнюю грузовую ватерлинию, длине L и ширине В по формуле

^    _    Водоизмещение (м3)

'-'Ь    •

LBd

Летняя грузовая ватерлиния — ватерлиния, находящаяся на уровне центра круга грузовой марки при положении судна без крена и дифферента.

Машинное отделение в корме — означает; что середина длины машинного отделения находится за пределами 0£L в корму от миделя.

Мидель — поперечное сечение корпуса, проходящее через середину длины L.

Надстройка — закрытое палубой сооружение на верхней палубе, простирающееся от борта до борта или отстоящее от любого из бортов судна на расстояние не более 4 % ширины судна.

Непроницаемая конструкция — конструкция, не пропускающая воду или другие жидкости.

Таблица 1.1.1.1

Соотноше-

Район плавания

разыерший

Неогра-

R1

R2

R2-RSN

R2-RSN

R3-RSN

R3

сущи

и№нныи

(4,5)

L/D

18

19

20

21

21

22

23

B/D

2,5

2,5'

З2

3

3

3

43

'Для судов технического флота — не более 3. 2Для судов технического флота — не более 4. 3Для плавучих кранов — не менее 4,5.


Правила классификации и постройки морских судов


Нижние палубы —палубы,расположенные ниже верхней палубы.

При наличии нескольких нижних палуб они называются: вторая, третья и т. д., считая от верхней палубы.

Носовой перпендикуляр — вертикальная линия в диаметральной плоскости судна, проходящая через точку пересечения летней грузовой ватерлинии с передней кромкой форштевня.

Оконечности — части длины судна, расположенные за пределами средней части длины судна

Осадка судна d — расстояние по вертикали, м, измеренное на миделе, от верхней кромки горизонтального киля или от точки протыкания внутренней поверхности наружной обшивки к брусковому килю до летней грузовой ватерлинии. У судов с лесным надводным бортом осадку следует измерять на борту до лесной летней грузовой марки.

Основные шпангоуты — вертикальные связи бортового набора, установленные в плоскости флоров или скуловых бракет на расстояние одной шпации друг от друга.

Палуба надводного борта —палуба, от которой рассчитывается надводный борд

Палуба надстройки — палуба, ограничивающая ярус надстройки сверху. При наличии нескольких ярусов надстройки палубы надстройки называются: палуба надстройки первого, второго и т. д. яруса, считая от верхней палубы.

Палуба переборок — палуба, до которой доведены главные поперечные водонепроницаемые переборки деления судна на отсеки.

Палуба рубки — палуба, ограничивающая ярус рубки сверху.

При наличии нескольких ярусов рубки палубы рубки называются: палуба рубки первого, второго и т. д. яруса, считая от верхней палубы. Если рубка устанавливается на палубе надстройки первого, второго и т. п. яруса, палуба рубки называется соответственно палубой рубки второго, третьего и т. д. яруса.

Платформа — нижняя палуба, простирающаяся лишь на части длины или ширины судна.

Промежуточные шпангоуты — дополнительные шпангоуты, установленные между основными.

Расчетная палуба — палуба, составляющая верхний пояс поперечного сечения корпуса судна. Такой палубой может быть самая верхняя непрерывная палуба или палуба длинной средней надстройки, удлиненных бака и юта вне концевых участков или палуба квартердека вне переходного участка (см. 2.12.1.2).

Рубка — закрытое палубой сооружение на верхней палубе или палубе надстройки, отстоящее хотя бы от одного из бортов на расстоянии более 4 % ширины судна.

Спецификационная скорость ц0 — наибольшая скорость судна, уз, на тихой воде при осадке по летнюю грузовую ватерлинию и номинальной мощности энергетической установки.

g = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения, р = 1,025 т/м3— плотность морской воды. Средняя часть — участок длины судна, равный 0,4L (по 0,2L в нос и корму от миделя), если нет особых указаний.

Ширина судна В — наибольшая ширина, м, измеренная на миделе между наружными кромками шпангоутов.

Шпация — расстояние между балками основного набора, принимаемое исходя из нормальной шпации ао, м, определяемой по формуле а0 = 0,002L+0,48.

Отклонение от нормальной шпации может быть допущено в следующих пределах:

для судов неограниченного района плавания и ограниченного района плавания R1 от 0,75д0 до 1,25ао;

для судов ограниченных районов плавания, R2, R2-RSN и R2-RSN(4,5) от 0,7д0 до 1,25д0;

для судов ограниченных райоов плавания R3-RSN и R3 от 0,65а0 до 1,25а0;

В форпике и ахтерпике шпация должна быть не более 0,6 м, между переборкой форпика и сечением 0,2L в корму от носового перпендикуляра — не более 0,7 м. Отклонение от указанных шпаций является предметом специального рассмотрения Регистром.

Во всех случаях шпация основного набора не должна превышать 1 м.

1.1.4 Основные положения по определению размеров связей.

1.1.4.1    Размеры элементов корпусных конструкций регламентируются при заданных настоящей частью Правил расчетных нагрузках, методах расчета и запасах прочности с учетом запаса на износ (см. 1.1.5).

1.1.4.2    Определение размеров связей в Правилах производится по расчетным схемам, представляющим конструкции в виде стержневых систем, работающих на изгиб, сдвиг, продольное нагружение и кручение с учетом влияния смежных конструкций.

1.1.43 В качестве расчетных характеристик материала конструкций корпуса в Правилах принимаются: Вен — верхний предел текучести, МПа; сгп — расчетный нормативный предел текучести по нормальным напряжениям, МПа, определяемый по формуле

ст„ = 235/л,    (1.1.43-1)

где ц — коэффициент использования механических свойств стали, определяемый по табл. 1.1.4.3;

Таблица 1.1.4.3

ReH

235

315

355

390

Л

1,0

0,78

0,72

0,68


7


т„ — расчетный нормативный предел текучести по касательным напряжениям, МПа, определяемый по формуле

т„ = 0,57ст„.    (1.1.4.3-2)

1.1.4.4    Требования к прочности конструктивных элементов и конструкций в целом при определении их размеров и прочностных характеристик формулируются в Правилах путем задания нормативных значений допускаемых напряжений для расчетных нормальных Од = кап и касательных тд = к^хп напряжений (где и &т — коэффициенты допускаемых нормальных и касательных напряжений соответственно).

Значения ка и кх приводятся в соответствующих главах настоящей части.

1.1.4.5    Требования устойчивости предъявляются к элементам конструкций, подверженным воздействию значительных сжимающих нормальных и/или касательных напряжений — см. 1.6.5.

1.1.4.6    Толщина элементов корпуса судна, определенная в соответствии с требованиями настоящей части Правил, должна быть не менее минимальной толщины, указанной для конкретных конструкций в соответствующих главах настоящей части.

Для судов ограниченных районов плавания R2, R2-RSN, R2-RSN(4,5), R3-RSN и R3 допускается уменьшением минимальной толщины элементов корпуса, но не более, чем указано в табл. 1.1.4.6.

Во всех случаях, если это специально не оговорено, толщина связей корпуса должна быть не менее 4 мм.

1.1.4.7    Требования по определению размеров связей корпуса в настоящей части Правил основаны на предположении, что при постройке и в эксплуатации осуществляются меры по защите корпуса от коррозии в соответствии с действующими стандартами и иными действующими нормативными документами.

1.1.4.8    По согласованию с судовладельцем может быть допущено уменьшение размеров отдельных элементов корпуса до значений, согласованных с Регистром.

Уменьшенные размеры, а также размеры, определенные в соответствии с требованиями

настоящих Правил для 24-летнего срока эксплуатации судна, должны быть указаны в конструктивных чертежах корпуса, представляемых в Регистр для рассмотрения. В Классификационное свидетельство таких судов включается специальная отметка (см. 2.3.1 части I «Классификация»),

1.1.5 Учет коррозионного износа.

1.1.5.1    Запас на износ As, мм, принимается для конструкций, планируемый срок службы которых превышает 12 лет; и определяется по формуле

As = и(Т—12),    (1.1.5.1)

где и — среднегодовое уменьшение толщины связи, мм/год, вследствие коррозионного износа или истирания, согласно 1.1.5.2;

Т — планируемый срок службы конструкции, годы; если срок службы специально не устанавливается, следует принимать Т = 24.

Для конструкций, у которых планируемый срок службы меньше 12 лет. As = 0.

В чертежах корпусных конструкций, планируемый срок службы которых принимался менее 24 лет; должны быть дополнительно указаны размеры, определенные при Т = 24. В Классификационное свидетельство таких судов вносится специальная отметка (см. 2.3.1 части I «Классификация»),

1.1.5.2    При отсутствии специальных требований к условиям эксплуатации и средствам защиты корпуса от коррозии при определении размеров связей по Правилам следует руководствоваться данными по среднегодовому уменьшению толщины связей и, приведенными в табл. 1.1.5.2, в зависимости от группы судов и назначения помещения.

В табл. 1.1.5.2 предусмотрено разделение всех судов по условиям коррозионного износа на две группы:

I — сухогрузные суда и аналогичные им по условиям эксплуатации;

П — наливные суда, суда для навалочных грузов, комбинированные суда и аналогичные им по условиям эксплуатации.

Для стенок, разделяющих отсеки разного назначения, и определяется как среднее значение для смежных отсеков.

Для судов ограниченного района плавания, предназначенных для эксплуатации только в пресноводных бассейнах, величина и может быть уменьшена в 2,5 раза для группы I и в 1,2 раза для группы II; для судов, предназначенных для эксплуатации в пресноводных бассейнах только часть времени, и определяется линейной интерполяцией пропорционально этой части времени.

В чертежах корпусных конструкций, размеры которых принимались с учетом уменьшенного значения и, должны быть дополнительно указаны размеры, определенные при и согласно табл. 1.1.5.2. В Классификационное свидетельство таких судов

Таблица 1.1.4.6 Допускаемое уменьшение минимальной толщины элементов корпуса

Элементы корпуса

Район плавания

R2, R2-RSN и R2-RSN(4,5)

R3-RSN и R3

Рамные связи в районе

15 %

30 %

балластных отсеков

Прочие элементы корпуса

10%

20 %


Таблица 1.1.5.2

Среднегодовое уменьшение толщины элементов конструкций корпуса

№ п/п

и, мм/год

Элемент конструкции корпуса

группа I

группа П

1

Настил палуб и платформ

0.21'2

1.1

Верхняя палуба

0,1

1.2

Нижняя палуба

0,11

1.3

Палуба в жилых и производственных помещениях

0,14

0,14

2

Бортовая обшивка

2.1

Борт при отсутствии второго борта:

2.1.1

надводный

0,1

0,132

2.1.2

в районе переменных ватерлиний

0,17

0,192

2.1.3

ниже района переменных ватерлиний

0,14

0,16

2.2

Борт при наличии второго борта (отсеки двойного борта не предназначены для заполнения):

2.2.1

надводный

0,1

0,1

2.2.2

в районе переменных ватерлиний

0,17

0,17

2.2.3

ниже района переменных ватерлиний

0,14

0,14

2.3

Борт при наличии второго борта (отсеки двойного борта предназначены для груза, топлива или балласта):

2.3.1

надводный:

.1 цистерна заполнена топливом

0,19

0,19

.2 цистерна для приема балласта

0,21

0,21

2.3.2

в районе переменных ватерлиний:

.1 цистерна заполнена топливом

0,18

0,18

.2 цистерна для приема балласта

0,21

0,21

2.3.3

ниже района переменных ватерлиний:

.1 цистерна заполнена топливом

0,17

0,17

.2 цистерна для приема балласта

0,18

0,18

3

Днищевая обшивка

3.1

Днище при отсутствии второго дна:

3.1.1

включая скулу

0,14

3.1.2

в районе грузовых танков

0,17

3.1.3

в районе топливных цистерн

0,17

0,17

3.1.4

в районе балластных отсеков

0,2

0,2

3.2

Днище при наличии второго дна:

3.2.1

включая скулу

0,14

0,14

3.2.2

в районе топливных цистерн

0,15

0,15

3.2.3

в районе балластных отсеков

0,2

0,2

4

Настил второго дна, скуловых цистерн и трапецеидальные опоры под поперечными переборками

4.1

Второе дно в районе грузовых трюмов (танков):

4.1.1

в районе топливных цистерн

0,12

0,17

4.1.2

в районе балластных отсеков

0,15

0,2

4.1.3

в районе котельного отделения

0,3

0,3

4.1.4

в районе машинного отделения

0,2

0,2

4.1.5

без деревянного настила в трюмах, если предусматривается выполнение грузовых операций грейферами

0,3

0,3

4.2

Скуловые цистерны, трапецеидальные опоры под поперечными переборками, междудонный лист:

4.2.1

обшивка скуловых цистерн и трапецеидальных опор:

НИЖНИЙ пояс

0,25

0,3

прочие поясья

0,12

0,17

4.2.2

междудонный лист (наклонный и горизонтальный)

0,2

0,22

4.2.3

междудонный лист в котельном отделении:

наклонный

0,28

0,3

горизонтальный

0,23

0,28

5

Обшивка продольных и поперечных переборок второго борта

5.1

Водонепроницаемые переборки:

5.1.1

верхний пояс

0,1

5.1.2

средний пояс

0,12

5.1.3

НИЖНИЙ пояс

0,13

5.2

Переборки между трюмами для навалочных грузов:

5.2.1

верхний пояс (0,1Z) от верхней палубы)

0,13

5.2.2

прочие поясья

0,18

5.3

Переборки между трюмами для комбинированных грузов:

5.3.1

верхний пояс (0,10 от верхней палубы)

0,16

5.3.2

прочие поясья

0,18

Окончание табл. 1.1.5.2

№ п/п

Элемент конструкции корпуса

и, мм/год

группа I

группа П

5.4

Переборки между грузовыми танками:

5.4.1

верхний пояс (0,Ш от верхней палубы)

0,22

5.4.2

средний пояс

0,132

5.4.3

нижний пояс

0,18

5.5

Переборки между грузовыми и балластными отсеками:

5.5.1

верхний пояс (0,Ш от верхней палубы)

0,13

0,3

5.5.2

средний пояс

0,15

0,25

5.5.3

нижний пояс

0,16

0,2

5.6

Подпалубные цистерны

0,12

0,2

6

Набор палуб и платформ

6.1

Продольные подпалубные балки и бимсы палуб и платформ, ограничивающих:

6.1.1

трюмы для генеральных грузов

0,12

6.1.2

трюмы для навалочных грузов

0,15

6.13

трюмы для комбинированных грузов

0,18

6.1.4

грузовые танки

0,252

6.13

топливные цистерны

0,15

0,17

6.1.6

балластные отсеки

0,18

0,2

6.2

Карлингсы, рамные бимсы палуб и платформ, ограничивающих:

6.2.1

трюмы для генеральных грузов

0,12

6.2.2

трюмы для навалочных грузов

0,13

6.2.3

трюмы для комбинированных грузов

0,15

6.2.4

грузовые танки

0,22

6.2.5

топливные цистерны

0,19

0,19

6.2.6

балластные отсеки

0,21

0,21

6.3

Комингсы грузовых люков

0,1

0,12

7

Набор бортов и переборок

7.1

Продольные балки, основные и рамные шпангоуты, распорки, вертикальные стойки и горизонтальные рамы бортов и переборок, ограничивающих:

7.1.1

трюмы для генеральных грузов

0,1

7.1.2

трюмы для навалочных грузов

0,13

7.1.3

трюмы для комбинированных грузов

0,15

7.1.4

грузовые танки

0,22,3

7.13

топливные цистерны

0.183

0,183

7.1.6

балластные отсеки

0,21

0,21

8

Набор днища и второ!» дна

8.1

Вертикальный киль, днищевые стрингеры, флоры и продольные балки днища при отсутствии второго дна:

8.1.1

в отсеках для генеральных грузов

0,14

8.13

в грузовых танках

0,2

8.13

в балластных отсеках

0,2

0,2

8.1.4

в районе под котлами

0,3

03

83

Вертикальный киль, днищевые стрингеры, флоры и продольные балки днища и второго дна в отсеках двойного дна:

83.1

не предназначенных для заполнения

0,14

0,14

833

в топливных цистернах

0,15

0,15

833

в балластных цистернах

0,2

0,2

83.4

в районе под котлами

0,25

0,25

9

Надстройки, рубки и фальшборт

9.1

Обшивка

0,1

0,1

93

Набор

0,1

0,1


1Для комбинированных судов и судов для навалочных грузов и — 0,15 мм/год.

2При заполнении отсеков инертным газом и увеличивается на 10 %.

3Для горизонтальных балок, расположенных на верхнем участке шириной 0,1 высоты отсека, и = 0,25 мм/год.


вносится специальная отметка (см. 2.3.1 части I «Классификация»).

1.1,5,3 Коэффициент сою учитывающий поправку на износ к площади сечения стенки и моменту сопротивления балок катаного профиля, определяется по формуле

ю = l + aKAs,    (1.1.5.3)

где о* = 0,07+^7^0,25 при W' < 200 см3;

а* = Q^(0,01+jp) при fP'2*200 см3,

где W' — момент сопротивления рассматриваемой балки согласно 1.6.4.2;

As — см. 1.1.5.1.


Правила классификации и постройки морских судов

1.1.6 Учет требований международных конвенций. 1.1.6.1 На пассажирских судах, кили которых заложены, или которые находились в подобной стадии постройки до 1 января 2009 г., переборки пиков и машинного помещения, туннели гребных валов и т. п. должны отвечать следующим требованиям1:

. 1 должна устанавливаться форпиковая или таранная переборка, которая должна быть водонепроницаемой до палубы переборок. Эта переборка должна располагаться на расстоянии не менее 5 % длины судна и не более 3 м плюс 5 % длины судна от носового перпендикуляра.

Носовой перпендикуляр должен совпадать с передней кромкой форштевня на уровне самой высокой грузовой ватерлинии деления на отсеки, когда форштевень является контуром внешней поверхности корпуса в носовой оконечности и исключает любые выступающие части, кроме бульбового носа;

.2 если какая-либо часть корпуса судна ниже ватерлинии выступает за носовой перпендикуляр, например, бульбовый нос, расстояние, оговоренное в 1.1.6.1.1, измеряется от точки, расположенной посередине д лины такого выступа, либо на расстоянии, равном 1,5 % длины судна в нос от носового перпендикуляра, либо на расстоянии 3 м в нос от носового перпендикуляра, смотря по тому, какое из измерений дает наименьший результат;

.3 если имеется длинная носовая надстройка, форпиковая или таранная переборка на всех пассажирских судах должна быть продлена непроницаемой при воздействии моря до следующей сплошной палубы, расположенной непосредственно над палубой переборок. Продолжение должно быть выполнено так, чтобы исключить возможность его повреждения носовой дверью при повреждении или отрыве носовой двери;

А продолжение, требуемое 1.1.6.1.3, может не совпадать с переборкой, расположенной ниже палубы переборок, при условии, что все части продолжения не расположены в нос за пределы, указанные в 1.1.6.1.1 или 1.1.6.1.2. Однако на судах, построенных до 1 июля 1997 г., должно быть учтено следующее: .4.1 если наклонная аппарель образует часть продолжения, то часть продолжения, которая находится выше 2,3 м над палубой переборок, может выступать не более чем на 1 м в нос за пределы, указанные в 1.1.6.1.1 или 1.1.6.1.2; и

.4.2 если существующая аппарель не отвечает требованиям для принятия ее в качестве продолжения таранной переборки и положение аппарели не

допускает расположения такого продолжения в пределах, указанных в 1.1.6.1.1 или 1.1.6.1.2, то такое продолжение может находиться в пределах ограниченного расстояния в корму за пределы, указанные в 1.1.6.1.1 или 1.1.6.1.2. Эго ограниченное расстояние в корму должно быть не более того, которое необходимо для обеспечения работы аппарели без помех.

Двери для проезда транспорта в продолжении таранной переборки выше палубы переборок должны открываться в нос. Это продолжение таранной переборки должно отвечать требованиям 1.1.6.1.3 и должно быть выполнено так, чтобы исключить возможность его повреждения аппарелью при повреждении или отрыве ее от корпуса судна;

.5 аппарели, не отвечающие указанным требованиям, не следует считать продолжением таранной переборки;

.6 на судах, построенных до 1 июля 1997 г., требования 1.1.6.1.3 и 1.1.6.1.4 должны применяться не позже даты первого периодического освидетельствования после 1 июля 1997 г.;

.7 ахтерпиковая переборка, а также носовая и кормовая переборки, отделяющие машинное помещение в нос и корму от грузовых и пассажирских помещений, также должны устанавливаться и быть водонепроницаемыми до палубы переборок.

Ахтерпиковая переборка может, однако, иметь уступ ниже палубы переборок при условии, что уровень безопасности судна в отношении деления на отсеки при этом не снижается;

.8 во всех случаях дейдвудные трубы должны быть заключены в водонепроницаемые помещения небольшого объема. Дейдвудный сальник должен располагаться в водонепроницаемом туннеле гребного вала или другом, отделенном от отсека дейдвудной трубы водонепроницаемом помещении такого объема, чтобы в случае его затопления из-за просачивания воды через дейдвудный сальник предельная линия погружения не оказалась под водой.

1.1.6.2 На грузовых судах, не являющихся наливными судами, кили которых заложены, или которые находились в подобной стадии постройки до 1 января 2009 г., а также на наливных судах независимо от даты постройки, переборки пиков и машинного помещения и дейдвудные трубы должны отвечать следующим требованиям2:

.1 должна устанавливаться таранная переборка, которая должна быть водонепроницаемой до палубы надводного борта. Эта переборка должна располагаться


'Для целей настоящего пункта «длина судна — длина, измеренная между перпендикулярами из крайних точек судна на уровне самой высокой 1рузовой ватерлинии деления на отсеки». Определение «самая высокая 1рузовая ватерлиния деления на отсеки» — см. 1.2 части V «Деление на отсеки».

2Для целей настоящего пункта определения «палуба надводного борта», «длина судна» и «носовой перпендикуляр» — см. 1.2 Правил о грузовой марке морских судов.

1

11ри эксплуатации с заходом в устья северных рек величина ТА не должна превышать — 50 °С.