Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

137 страниц

Купить НД 2-020101-095 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части Правил распространяются на электрические установки судов, подлежащих освидетельствованию Регистром, а также на отдельные виды электрического оборудования

 Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Техническая документация

2 Общие требования

     2.1 Условия работы

     2.2 Электромагнитная совместимость

     2.3 Материалы

     2.4 Конструктивные требования и степень защиты электрического оборудования

     2.5 Защитные заземления нетоковедущих металлических частей

     2.6 Молниезащита

     2.7 Размещение электрического оборудования

     2.8 Специальные электрические помещения

     2.9 Электрическое оборудование взрывозащищенного исполнения

     2.10 Антистатическое заземление

     2.11 Устройства и системы контроля сопротивления изоляции

3 Основной источник электрической энергии

     3.1 Состав и мощность основного источника электрической энергии

     3.2 Генераторные агрегаты

     3.3 Число и мощность трансформаторов

     3.4 Питание от внешнего источника электрической энергии

     3.5 Системы соединений агрегатов источника электрической энергии

4 Распределение электрической энергии

     4.1 Системы распределения

     4.2 Допустимые напряжения

     4.3 Питание ответственных устройств

     4.4 Питание электрических (электронных) систем автоматизации

     4.5 Питание объединенных пультов управления судном

     4.6 Распределительные устройства

5 Электрические приводы судовых механизмов и устройств

     5.1 Общие положения

     5.2 Блокировка работы механизмов

     5.3 Отключающие устройства безопасности

     5.4 Коммутационная и пускорегулирующая аппаратура

     5.5 Электрические приводы и управление рулевых устройств

     5.6 Электрические приводы якорных и швартовных механизмов

     5.7 Электрические приводы насосов

     5.8 Электрические приводы вентиляторов

     5.9 Электрические приводы шлюпочных лебедок

     5.10 Электрические приводы водонепроницаемых и противопожарных дверей

     5.11 Электрические приводы топочных устройств, котлов и инсинераторов

     5.12 Электрические приводы средств осушения носовых помещений навалочных судов

6 Освещение

     6.1 Общие положения

     6.2 Питание электрических цепей основного освещения

     6.3 Аварийное освещение

     6.4 Выключатели в цепях освещения

     6.5 Светильники тлеющего разряда

     6.6 Штепсельные розетки

     6.7 Освещенность

     6.8 Сигнально-отличительные фонари

     6.9 Свето-сигнальные и осветительные средства вертолетных палуб

7 Внутренняя связь и сигнализация

     7.1 Машинные электрические телеграфы

     7.2 Служебная внутренняя связь

     7.3 Сигнализация. Общие требования

     7.4 Авральная сигнализация

     7.5 Система сигнализации обнаружения пожара

     7.6 Сигнализация предупреждения о пуске системы объемного пожаротушения

     7.7 Сигнализация закрытия водонепроницаемых и противопожарных дверей

     7.8 Сигнализация в помещениях механиков

     7.9 Сигнализация контроля дееспособности машинного персонала

     7.10 Сигнализация поступления воды в грузовые трюмы навалочных судов, пассажирских судов, имеющих на борту 36 человек и более, а также грузовых судов с одним трюмом, не являющихся навалочными судами

     7.11 Сигнализация предельной концентрации взрывоопасных и ядовитых газов

     7.12 Сигнализация положения дверей пассажирских и грузовых накатных судов (ро-ро)

     7.13 Сигнализация предупреждения о пуске стационарной системы пожаротушения местного применения

     7.14 Системы телевизионного наблюдения и сигнализации

     7.15 Сигнализация уровня в сборных цистернах сточных вод

     7.16 Сигнализация о превышении температуры сальников валов, подшипников и корпусов насосов

     7.17 Сигнализация о превышении максимально допустимой температуры груза

     7.18 Сигнализация по избыточному давлению или вакууму в грузовых танках

     7.19 Сигнализация о достижении верхнего и предельного уровня в грузовых танках

8 Защитные устройства

     8.1 Общие положения

     8.2 Защита генераторов

     8.3 Защита электрических двигателей

     8.4 Защита рулевых устройств

     8.5 Защита трансформаторов

     8.6 Защита аккумуляторов

     8.7 Защита контрольных ламп, вольтметров, конденсаторов и катушек напряжения

     8.8 Защита силовых полупроводниковых устройств

     8.9 Устройства защитного отключения (УЗО)

9 Аварийные электрические установки

     9.1 Общие положения

     9.2 Помещения аварийных источников электрической энергии

     9.3 Аварийные источники электрической энергии на грузовых судах

     9.4 Распределение электрической энергии от аварийных источников

     9.5 Пусковые устройства аварийных дизель-генераторов

     9.6 Аварийно-предупредительная сигнализация и защита приводных двигателей аварийных дизель-генераторов

     9.7 Источники бесперебойного питания (ИБП)

10 Электрические машины

     10.1 Общие положения

     10.2 Контактные кольца, коллекторы и щетки

     10.3 Подшипники

     10.4 Датчики температуры

     10.5 Перегрузка

     10.6 Генераторы переменного тока

     10.7 Генераторы постоянного тока

     10.8 Электромагнитные тормоза

     10.9 Асинхронные электродвигатели, питаемые от полупроводниковых преобразователей частоты (преобразователи частоты)

11 Трансформаторы

     11.1 Общие положения

     11.2 Перегрузка, изменение напряжения и параллельная работа

12 Силовые полупроводниковые устройства

     12.1 Общие положения

     12.2 Допустимые параметры искажения напряжения

     12.3 Системы управления и сигнализация

     12.4 Измерительные приборы

     13 Аккумуляторы

     13.1 Общие положения

     13.2 Размещение аккумуляторов

     13.3 Отопление

     13.4 Вентиляция

     13.5 Зарядка аккумуляторных батарей

     13.6 Установка электрического оборудования в аккумуляторных помещениях

     13.7 Электростартерный пуск двигателей внутреннего сгорания

14 Электрические аппараты и установочная арматура

     14.1 Электрические аппараты

     14.2 Установочная арматура

15 Электрические нагревательные и отопительные приборы

     15.1 Общие положения

     15.2 Отопительные приборы

     15.3 Нагревательные устройства для топлива, масла и воды

     15.4 Системы с применением кабелей нагрева

16 Кабели и провода

     16.1 Общие положения

     16.2 Жилы

     16.3 Изоляционные материалы

     16.4 Оболочки

     16.5 Защитные покрытия

     16.6 Маркировка

     16.7 Монтажные провода

     16.8 Кабельная сеть

17 Гребные электрические установки

     17.1 Общие положения

     17.2 Определения и пояснения

     17.3 Структура гребных электрических установок (ГЭУ)

     17.4 Системы возбуждения

     17.5 Электромагнитная совместимость (ЭМС) ГЭУ

     17.6 Первичные двигатели генераторов ГЭУ

     17.7 Генераторы ГЭУ

     17.8 Распределительные щиты ГЭУ

     17.9 Силовые трансформаторы ГЭУ

     17.10 Полупроводниковые преобразователи ГЭУ

     17.11 Фильтрация гармонических составляющих

     17.12 Гребные электрические двигатели (ГЭД)

     17.13 Специальные требования к погружным поворотным гребным электрическим двигателям (ППГЭД)

     17.14 Системы управления гребными электрическими установками

     17.15 Электрические муфты

18 Дополнительные требования к электрическому оборудованию на напряжение выше 1000 В до 15 кВ

     18.1 Общие положения

     18.2 Проектирование системы

     18.3 Электрические машины

     18.4 Силовые трансформаторы

     18.5 Кабели

     18.6 Распределительные устройства и щиты управления

     18.7 Размещение (монтаж)

19 Требования к электрическому оборудованию, вытекающие из назначения судна

     19.1 Пассажирские суда

     19.2 Нефтеналивные и нефтесборные суда

     19.3 Суда для перевозки транспортных средств с топливом в баках, необходимым для движения этих транспортных средств

     19.4 Суда специального назначения

     19.5 Суда для перевозки контейнеров

     19.6 Суда-катамараны

     19.7 Плавучие краны и крановые суда

     19.8 Плавучие доки

     19.9 Стоечные суда

     19.10 Рыболовные суда

     19.11 Суда, перевозящие опасные грузы

20 Требования к электрическому оборудованию холодильных установок

     20.1 Общие положения

     20.2 Питание и коммутация

     20.3 Вентиляция

     20.4 Освещение

21 Запасные части

 
Дата введения01.01.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Завершение срока действия01.01.2018
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-095

Этот документ находится в:

Организации:

30.09.2016УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2017 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.16

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть XI

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

НД № 2-020101-095

Санкт-Петербург

2017

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2017 года.

Настоящее двадцатое издание Правил составлено на основе девятнадцатого издания 2016 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть П «Корпус»;

часть Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VTI «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть ХП «Холодильные установки»;

часть ХП1 «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVTTI "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVm соответствует одноименным Общим правилам МАКО;

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XTX соответствует УГГ МАКО S11A «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I — XVTI издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части XVm — XIX издаются только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-345-1

© Российский морской регистр судоходства, 2017


И


2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1 УСЛОВИЯ РАБОТЫ

2.1.1    Влияние климатических условий.

2.1.1.1    В качестве номинальных рабочих температур окружающего воздуха и охлаждающей воды для электрического оборудования должны применяться указанные в табл. 2.1.1.1.

2.1.1.2    Электрическое оборудование должно надежно работать в условиях относительной влажности воздуха 75 ±3 % при температуре + 45 + 2 °С или 80 ±3 % при температуре +40 ±2 °С, а также при относительной влажности воздуха 95 ± 3 % при температуре +25 + 2 °С.

2.1.1.3    Если электрическое оборудование установлено в помещениях, оборудованных устройствами для поддержания заданной температуры, то в качестве номинальной рабочей температуры окружающего воздуха для такого электрического оборудования могут приняты меньшие значения, чем это указано в табл. 2.1.1.1, но не ниже + 35 °С, при следующих условиях:

.1 оборудование не является аварийным и расположено вне машинных помещений;

.2 заданная температура в помещении поддерживается, по крайней мере, двумя холодильными установками так, что при выходе из строя любой из них, оставшиеся обеспечивают поддержание заданной температуры;

.3 оборудование, устанавливаемое в таких помещениях, должно безопасно работать при температуре +45 °С в течение времени, необходимого для достижения номинальной рабочей температуры окружающего воздуха. При этом холодильное оборудование должно выбираться для работы при температуре окружающего воздуха + 45 °С;

.4 в посту управления, где предусмотрена постоянная вахта, должна быть предусмотрена звуковая и световая сигнализация о неисправности холодильной установки.

2.1.2 Механические воздействия.

2.1.2.1    Электрическое оборудование должно надежно работать при вибрациях с частотами от 2 до 80 Гц, а именно: при частотах от 2 до 13,2 Гц с амплитудой перемещений +1 мм и при частотах от

13,2 до 80 Гц с ускорением ±0,1 g.

Электрическое оборудование, установленное на источниках вибрации (дизели, компрессоры и т. п.) или в румпельном отделении, должно надежно работать при вибрациях от 2 до 100 Гц, а именно: при частотах от 2 до 25 Гц с амплитудой перемещения +1,6 мм и при частотах от 25 до 100 Гц с ускорением ±4,0g.

Электрическое оборудование должно надежно работать также при ударах с ускорением + 5,0g и частоте в пределах от 40 до 80 ударов в минуту.

2.1.2.2    Электрическое оборудование должно безотказно работать при длительном крене судна до 15° и дифференте до 5°, а также при бортовой качке до 22,5° с периодом 7 — 9 с и килевой до 10° от вертикали.

Аварийное оборудование должно, кроме того, надежно работать при длительном крене до 22,5°, дифференте до 10°, а также при одновременном крене и дифференте в указанных выше пределах.

На газовозах и химовозах аварийные источники электрической энергии должны сохранять работоспособность при крене судна до 30°.

2.1.2.3    Электрическое оборудование должно обладать соответствующей механической прочностью и устанавливаться в таком месте, ще нет опасности механического повреждения (см. также 2.7.4).

Таблица 2.1.1.1

Место расположения оборудования

Температура окружающего воздуха и охлаждающей воды, °С

п/п

Неограниченный район плавания

Плавание вне тропической зоны

Воздух

Вода

Воздух

Вода

1

Машинные и специальные электрические помещения, камбузы

+ 45 ... 0

+ 32

+ 40 ... 0

+25

2

Открытые палубы

+ 45 ...—25

+ 40 ... — 25

3

Другие помещения

+ 40 ... 0

+ 40 ... 0

Примечание. Электронные элементы и устройства, предназначенные для вмонтирования в распределительные щиты, пульты или кожухи, должны надежно работать при температуре окружающей среды до SS °С.

Температура до 70 °С не должна вызывать повреждений элементов, устройств и систем.



Правша классификации и постройки морских судов

2.1.3 Допускаемые отклонения параметров питания.

1    15    №0    200    Порядок

гармонической

составляющей

Рис. 2.2.1.2.2 График высших гармонических составляющих судовой сети


2.1.3.1 Электрическое оборудование должно быть такой конструкции, чтобы во всех случаях, кроме указанных в 10.8.2 и 14.1.3.2 — 14.1.3.3, оно оставалось работоспособным при отклонениях напряжения питания и частоты, указанных в табл. 2.1.3.1 (см. также 3.1.2.2 и 16.8.3.3).

2.1.3.2 Для механизмов и устройств на судах ограниченного района плавания R3, за исключением механизмов и устройств ответственного назначения, допускается применение электрического оборудования (общепромышленного исполнения), частично соответствующего указанным выше требованиям, что в каждом случае является предметом специального рассмотрения Регистром.

2.2 ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

2.2.1    Общие требования.

2.2.1.1    Настоящие требования распространяются на электрическое оборудование и оборудование автоматизации для обеспечения электромагнитной совместимости на борту судна.

2.2.1.2    Оборудование должно безотказно работать при помехах, имеющих следующие параметры:

.1 постоянное и переменное (50 Гц) магнитное поле — в соответствии с табл. 2.2.1.2.1.

Допускается установка оборудования:

класса 1 — на расстоянии 2 м и более от мощного источника поля (шинопровод, групповой трансформатор);

класса 2 — на расстоянии 1 м и более от мощного источника поля;

класса 3 — без ограничения расстояния от любого источника поля;

.2 гармонические составляющие напряжения по цепям питания — в соответствии с графиком высших гармоник судовой сети, изображенным на рис. 2.2.1.2.2 в логарифмическом масштабе;

ипс,%

.3 электростатические разряды — с амплитудой напряжения 8 кВ;

.4 радиочастотные электромагнитные поля в диапазоне 80 МГц — 2 ГГц со среднеквадратичес-ким значением напряженности поля 10 В/м;

.5 нано секундные импульсы напряжения с амплитудой 2 кВ по силовой сети питания и 1 кВ для сигнальных кабелей и кабелей управления длительностью 5/50 нс;

.6 радиочастотные помехи по цепям проводимости в диапазоне 150 кГц — 80 МГц со среднеквадратическим значением напряжения 3 В и 80-процентной модуляцией на частоте 1 кГц;

.7 микросекундные импульсы напряжения по цепям питания с амплитудой 1 кВ для симметричной подачи импульсов и 2 кВ для несимметричной подачи импульсов длительностью 1,2/50 мкс.

2.2.1.3 Значение коэффициента несинусоидальной кривой напряжения не должно превышать 10 % и определяется по формуле

Ku=—c-yfful-m°/o,    (2.2.1.3)

где Uс — действующее значение напряжения сети;

Un — напряжение гармонической составляющей и-го порядка;

п — порядок высшей гармонической составляющей.

Таблица 2.2.1.2.1

Класс

оборудования

Напряженность, А/м

Постоянное поле

Переменное поле (50 Гц)

1

100

100

2

400

400

3

1000

1000

Таблица 2.1.3.1

Параметры

Отклонение от номинальных значений

Длительное,

%

Кратковременное

%

Время, с

Напряжение

+6...-10

±20

1,5

(переменный

ток)

Частота

±5

±10

5

Напряжение

±10

5

циклические

(постоянный

отклонения

ток)

10

пульсации

Примечание. При питании от аккумуляторной батареи:

длительное изменение напряжения должно находиться в пределах от +30 до -25 % для оборудования, питающегося от аккумуляторной батареи, подключенной к зарядному устройству;

длительное изменение напряжения должно находиться в пределах от +20 до -25 % для оборудования, не подключенного к батарее во время зарядки.


13


Значение Ки регламентируется для полностью укомплектованной судовой электроэнергетической системы.

По особому согласованию с Регистром допускается использование отдельных шин с Ки > 10 % для питания мощных источников гармонических составляющих напряжения и невосприимчивого к ним электрооборудования при условии, что указанные шины подключаются к основным шинам сети через развязывающие устройства (см. 2.2.22).

2.2.1.4    Уровни напряжения радиопомех, создаваемых в цепях питания, не должны превышать следующих значений в указанных ниже диапазонах частот:

для оборудования, размещаемого на открытой палубе и ходовом мостике

10—150 кГц — 96—50 дБмкВ/м;

150 —350 кГц — 60 —50 дБмкВ/м;

350 кГц—30 МГц — 50 дБмкВ/м;

для оборудования, размещаемого в машинных и других закрытых помещениях судна

10—150 кГц — 120 — 69 дБмкВ/м;

150 —500 кГц — 79 дБмкВ/м;

500 кГц —30 МГц — 73 дБмкВ/м.

Для измерения уровня напряжения радиопомех должен использоваться эквивалент сети и квази-пиновый измерительный приемник. Ширина полосы пропускания приемника при измерениях в частотном диапазоне от 10 до 150 кГц должна быть 200 Гц, а в частотном диапазоне от 150 кГц до 30 МГц — 9 кГц.

2.2.1.5    На судах, для которых ограничение уровня радиопомех от силовых полупроводниковых преобразователей в соответствии с требованиями 2.2.1.4 не представляется возможным, сеть питания средств автоматизации, радио- и навигационного оборудования должна иметь гальваническую развязку, обеспечивающую затухание не менее 40 дБ в диапазоне частот 0,01 — 30 МГц, с сетью питания этих преобразователей.

Кабели питания оборудования с уровнями радиопомех, превышающими указанные в 2.2.1.4, должны прокладываться на расстоянии не менее 0,2 м от кабелей других групп оборудования при длине совместной прокладки более 1 м (см. 2.2.2.8).

2.2.1.6    Уровни создаваемого электромагнитного поля радиопомех на расстоянии 3 м от оборудования не должны превышать следующих значений в указанных ниже диапазонах частот:

для оборудования, размещаемого на открытой палубе и ходовом мостике

150 — 300 кГц — 80 — 52 дБмкВ/м;

300 кГц —30 МГц — 52 — 34 дБмкВ/м;

30 — 2000 МГц — 54 дБмкВ/м, за исключением диапазона 156 — 165 МГц, где он устанавливается равным 24 дБмкВ/м;

для оборудования, размещаемого в машинных и других закрытых помещениях судна

150 кГц—30 МГц — 80—50 дБмкВ/м;

30 — 100 МГц — 60 — 54 дБмкВ/м;

100 — 2000 МГц —    54    дБмкВ/м,    за

исключением диапазона 156 — 165 МГц, где он устанавливается равным 24 дБмкВ/м.

Для измерений должен использоваться квазипиковый измерительный приемник. Ширина полосы пропускания приемника в диапазоне частот от 150 кГц до 30 МГц и от 156 до 165 МГц должна быть 9 кГц, а в диапазоне частот от 30 до 156 МГц и от 165 МГц до 1 ГГц — 120 кГц.

2.2.2 Меры обеспечения электромагнитной совместимости.

2.2.2.1    Для защиты радиооборудования от электромагнитных помех следует учитывать требования, содержащиеся в части IV «Радиооборудование» Правил по оборудованию морских судов.

2.2.2.2    Для разделения судовой сети питания следует применять вращающиеся преобразователи, специальные трансформаторы и фильтры.

2.2.2.3    Экран или металлическую броню силовых кабелей следует соединять с металлическим корпусом соответствующего оборудования и заземлять как можно чаще, как минимум, на каждом конце.

2.2.2.4    Экраны сигнальных кабелей следует заземлять в одной точке на стороне блока обработки первичного сигнала. При этом кабель должен иметь внешнюю изолирующую оболочку.

2.2.2.5    Должна соблюдаться непрерывность экранирования, для чего экраны кабелей следует соединять с корпусами оборудования, в кабельных ответвительных и распределительных ящиках, в проходах кабелей через переборки.

2.2.2.6    Заземление, выполненное с целью защиты от помех, должно иметь электрическое сопротивление не более 0,02 Ом, минимально возможную длину, вибрационную и коррозионную устойчивость, доступность для проверки.

22.2.1 Экраны кабелей не должны использоваться в качестве обратного провода.

2.2.2.8 Судовые кабели делятся по типу передаваемых сигналов на группы:

.1 коаксиальные кабели радиоприемных устройств и видеосигналов с уровнем сигналов 0,1 мкВ — 500 мВ;

.2 экранированные или коаксиальные кабели с аналоговыми и цифровыми сигналами с уровнем сигналов 0,1 — 115 В;

.3 экранированные кабели устройств телефонии и радиотрансляции, управления и сигнализации с уровнем сигналов 0,1 — 115 В;

.4 неэкранированные и расположенные ниже палубы, экранированные и расположенные над


Правила классификации и постройки морских судов

палубой кабели силовой сети и сети освещения с уровнем сигналов 10 — 1000 В;

.5 коаксиальные или экранированные кабели передающих антенн радиопередатчика, радиолокационной станции, эхолота и силовых полупроводниковых преобразователей с уровнем сигналов 10 — 1000 В.

2.2.2.9    Кабели одной группы могут прокладываться в одной трассе, если разница уровней передаваемых сигналов не влияет на работу оборудования, чувствительного к помехам. Кабели (трассы) разных групп при длине параллельной прокладки более 1 м должны быть удалены друг от друга не менее чем на 0,1 м, а их пересечение должно выполняться под прямым углом. Кабели радиолокационной станции и эхолотов, указанные в 2.2.2.8.5, должны прокладываться в двойном экране или, при коаксиальном исполнении, внутри металлической трубы. Внешний экран должен заземляться вместе с основным экраном кабеля.

2.2.2.10    При установке электрического оборудования и прокладке кабелей вблизи магнитных компасов, а также для защиты от помех другого навигационного оборудования должны учитываться требования части V «Навигационное оборудование» Правил по оборудованию морских судов и приложений 1 и 2 разд. 16 части V «Техническое наблюдение за постройкой судов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

2.2.2.11    На всех судах из токонепроводящих материалов, на которых Правилами требуется установка радиооборудования, все кабели, расположенные в радиусе 9 м от антенн, должны быть экранированы или защищены от излучения помех другими способами, а все оборудование должно иметь устройства для подавления радиопомех.

2.3 МАТЕРИАЛЫ

2.3.1    Конструктивные материалы.

2.3.1.1    Конструктивные части электрического оборудования должны изготовляться из материалов, не содержащих асбест, прочных, по крайней мере, трудновоспламеняющихся, устойчивых к воздействию морской атмосферы и паров масла и топлива или должны быть надежно защищены от воздействия этих факторов. Для оборудования, установленного или предназначенного для использования во взрывоопасных помещениях и пространствах, конструктивные части электрического оборудования должны изготовляться из материалов, обеспечивающих электростатическую и гальваническую искро-беэопасность.

2.3.1.2    Винты, гайки, петли и подобные детали, предназначенные для крепления закрытий электрического оборудования, установленного на открытой палубе и в помещениях с повышенной влажностью, должны изготовляться из коррозионно-стойких материалов и/или иметь надежное антикоррозионное покрытие.

2.3.1.3    Все токоведущие части электрических устройств должны изготовляться из меди, медных сплавов или других материалов, обладающих равноценными свойствами, за исключением:

.1 элементов реостатов, которые должны изготовляться из механически прочных материалов с высоким удельным сопротивлением, выдерживающих высокую температуру;

.2 короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных и синхронных двигателей, которые допускается изготовлять из алюминия или его сплавов, стойких к морским условиям;

.3 угольных щеток, металлокерамических контактов и других подобных частей, когда это обусловлено требуемыми свойствами;

.4 элементов электрического оборудования, которые непосредственно присоединены к корпусу судна, использованному в качестве обратного провода при однопроводной системе.

2.3.2 Изоляционные материалы.

2.3.2.1    Изоляционные материалы частей, находящихся под напряжением, не должны содержать асбест и должны обладать соответствующей диэлектрической прочностью, быть устойчивыми против появления токов утечки по поверхности, влаго-и маслостойкими и достаточно прочными или должны быть соответствующим образом защищены.

Температура нагрева токоведущих частей и мест их соединения при номинальной нагрузке не должна превышать допустимой температуры нагрева изоляционных материалов.

2.3.2.2    Для охлаждения неизолированных частей электрического оборудования допускается применение невоспламеняющихся жидкостей.

Применение для этой цели воспламеняющихся масел является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

2.3.2.3    Для изоляции обмоток машин, аппаратов и других ответственных устройств должны применяться изоляционные материалы в соответствии с согласованными стандартами.

Рекомендуется применение изоляционных материалов не ниже класса Е.

2.3.2.4    Провода, используемые для внутренних соединений электрических устройств, должны иметь изоляцию, изготовленную, по крайней мере, из трудновоспламеняющихся материалов, а у аппаратов с повышенным нагревом, а также указанных в разд. 15, — из негорючих материалов.


15


2.3.2.5 Изоляционные материалы, применяемые для изготовления кабелей, — см. 163.

2.4 КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ

ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

2.4.1    Общие требования.

2.4.1.1    Части, требующие замены во время эксплуатации, должны легко демонтироваться.

2.4.1.2    При применении винтовых креплений должны быть предусмотрены меры, исключающие самоотвинчивание винтов и гаек, а в местах, требующих частого демонтажа и открывания, — утерю их.

2.4.1.3    Уплотнительные прокладки частей электрического оборудования (дверец, крышек, смотровых отверстий, сальников и т. п.) должны обеспечивать соответствующую степень защиты в условиях эксплуатации.

Уплотнения должны быть прикреплены к кожуху или крышке.

2.4.1.4    Если кожухи, щитки и крышки электрического оборудования, расположенного в местах, доступных неспециализированному персоналу, препятствуют доступу к частям, находящимся под напряжением, то они должны открываться только с помощью инструментов.

2.4.1.5    Электрическое оборудование, в котором может происходить образование конденсата, должно снабжаться устройствами для отвода воды. Внутри оборудования должны быть предусмотрены каналы, обеспечивающие отвод конденсата со всех частей оборудования. Обмотки и части под напряжением должны быть расположены или защищены таким образом, чтобы они не подвергались воздействию конденсата, который может скапливаться внутри оборудования.

2.4.1.6    Электрическое оборудование с принудительной вентиляцией, предназначенное для установки в нижних частях влажных помещений, должно иметь такую систему вентиляции, чтобы попадание влаги и масляных паров внутрь оборудования было минимальным.

2.4.1.7    Если в пульте или щите управления применены измерительные приборы с подводом к ним масла, пара или воды, должны быть приняты меры, исключающие возможность попадания этих компонентов на части, находящиеся под напряжением, при повреждении приборов или трубопроводов.

2.4.2 Изоляционные расстояния.

Расстояния между частями, находящимися под напряжением с разными потенциалами, или между частями, находящимися под напряжением, и заземленными металлическими частями или наружным кожухом по воздуху и по поверхности

изоляционного материала, должны соответствовать рабочим напряжениям и условиям работы устройства с учетом свойств примененных изоляционных материалов.

2.4.3 Внутренний монтаж.

243.1    Весь внутренний монтаж электрического оборудования должен быть выполнен многопроволочным проводом. Монтажные провода должны иметь маркировку в соответствии со схемой подключения.

Применение однопроволочных проводов является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

2.4.3.2    Для внутреннего монтажа распределительных устройств, пультов управления и других устройств распределения, коммутации и т. п. должны применяться провода площадью сечения не менее 1 мм2.

Для систем управления, защиты, измерения параметров, сигнализации и внутренней связи допускается применение проводов площадью сечения не менее 0,5 мм2.

Для электронных и электрических устройств преобразования и передачи слабых сигналов могут применяться провода площадью сечения не менее ОД мм2.

2.4.3.3    Токоведущие части должны быть закреплены так, чтобы они не несли дополнительной механической нагрузки; причем не следует применять винты, ввинчиваемые непосредственно в изоляционный материал.

2.43.4    Концы многопроволочных жил кабелей и проводов должны быть обработаны в зависимости от типа применяемого зажима или должны иметь кабельные наконечники.

2.43.5    Изолированные провода должны укладываться и крепиться таким образом, чтобы способ их крепления и расположения не уменьшал сопротивления изоляции и они не подвергались повреждениям вследствие электродинамических усилий, вибраций и сотрясений.

2.4.3.6 Должны быть приняты меры, чтобы температуры, допустимые для изолированного провода в нормальных эксплуатационных условиях или за время отключения тока короткого замыкания, не были

и|^СЯ1>1М|СЯТЛ.

2.43.7 Подключение изолированных проводов к клеммам или шинам должно выполняться таким образом, чтобы в номинальном рабочем режиме изоляция провода не подвергалась воздействию температуры перегрева.

2.4.4 Степень защиты электрического оборудования.

2.4.4.1    В зависимости от места установки должно применяться электрическое оборудование с соответствующим защитным исполнением или должны приниматься другие меры для защиты оборудования от вредных влияний окружающей среды и защиты персонала от поражения электрическим током.


Настоящее двадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущим изданием (2016 г.) содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ ЧАСТЬ XL ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1.    Глава 1.3: в пункт 1.3.2.5 внесены изменения для уточнения перечня оборудования бытового назначения.

2.    Глава 7.13: пункт 7.13.3 исключен с учетом требований циркуляра ИМО MSC.l/Circ.1387.

3.    Глава 7.14: в пункты 7.14.7 и 7.14.13 включены требования по разрешающей способности цифровых видеокамер и ЖК-мониторов.

4.    Глава 9.3: уточнена редакция пункта 9.3.1.11 для включения всех потребителей, перечисленных в 9.3.1.

5.    Глава 9.4: исключен пункт 9.4.5 для устранения более жестких требований с учетом требований СОЛАС-74.

6.    Глава 9.7: в пункт 9.7.5 внесены изменения в соответствии с унифицированным требованием МАКО Е21 (Sept 2005).

7.    Глава 16.8: в пункт 16.8.1.1 внесены изменения в соответствии с унифицированным требованием МАКО Е7 (Rev.4 Apr 2016).

8.    Глава 17.10: в пункт 17.10.2.2 внесены изменения в соответствии со стандартом МЭК 60092-501.

9.    Глава 17.11: название главы изменено;

впункт 17.11.1 внесены изменения в соответствие с унифицированным требованием МАКО UR Е24 (June 2016);

дополнена новым пунктом 17.11.5 в соответствие с унифицированным требованием МАКО UR Е24 (June 2016).

10.    Раздел 18: в пункты 18.2.3.2 и 18.4.1.1 внесены изменения в соответствие с унифицированным требованием МАКО UR Ell (Rev.3 Feb. 2015).

11.    Глава 19.11: в пункты 19.11.1.1, 19.11.2.5, 19.11.2.5.1.5, 19.11.2.5.2.3, 19.11.3.6 включены требования унифицированной интерпретации МАКО SC79 (Rev.4 Oct 2015).

12.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ XI. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1

Общие положения.............

. 7

5.5

Электрические приводы и управление

1.1

Область распространения.........

. 7

рулевых устройств.............

34

1.2

Определения и пояснения.........

. 7

5.6

Электрические приводы якорных

1.3

Объем освидетельствований........

. 8

и швартовных механизмов.........

35

1.4

Техническая документация........

10

5.7

Электрические приводы насосов......

36

2

Общие требования............

. 11

5.8

Электрические приводы вентиляторов. . .

36

2.1

Условия работы..............

. 11

5.9

Электрические приводы шлюпочных

2.2

Электромагнитная совместимость ....

12

лебедок ..................

36

2.3

Материалы................

14

5.10

Электрические приводы водонепрони-

2.4

Конструктивные требования

цаемых и противопожарных дверей ....

37

и степень защиты электрического

5.11

Электрические приводы топочных устройств,

оборудования ..............

15

котлов и инсинераторов..........

37

2.5

Защитные заземления нетоковедущих

5.12

Электрические приводы средств осушения

металлических частей..........

16

носовых помещений навалочных судов . .

37

2.6

Молниезащита..............

18

6

Освещение................

38

2.7

Размещение электрического

6.1

Общие положения.............

38

оборудования ..............

19

6.2

Питание электрических цепей основного

2.8

Специальные электрические

освещения.................

38

помещения................

19

6.3

Аварийное освещение...........

39

2.9

Электрическое оборудование

6.4

Выключатели в цепях освещения.....

39

взрывозащищенного исполнения.....

20

6.5

Светильники тлеющего разряда......

39

2.10

Антистатическое заземление.......

21

6.6

Штепсельные розетки...........

40

2.11

Устройства и системы контроля

6.7

Освещенность...............

40

сопротивления изоляции.........

22

6.8

Сигнально-отличительные фонари.....

41

3

Основной источник электрической

6.9

Свето-сигнальные и осветительные

энергии .................

23

средства вертолетных палуб........

41

3.1

Состав и мощность основного источника

7

Внутренняя связь и сигнализация. . . .

43

электрической энергии..........

23

7.1

Машинные электрические телеграфы . . .

43

3.2

Генераторные агрегаты..........

24

7.2

Служебная внутренняя связь.......

43

3.3

Число и мощность трансформаторов . . .

24

7.3

Сигнализация. Общие требования.....

44

3.4

Питание от внешнего источника

7.4

Авральная сигнализация..........

45

электрической энергии..........

25

7.5

Система сигнализации обнаружения пожара .

46

3.5

Системы соединений агрегатов источника

7.6

Сигнализация предупреждения о пуске

электрической энергии..........

25

системы объемного пожаротушения....

49

4

Распределение электрической энергии.

26

7.7

Сигнализация закрытия водонепрони-

4.1

Системы распределения.........

26

цаемых и противопожарных дверей ....

49

4.2

Допустимые напряжения.........

26

7.8

Сигнализация в помещениях механиков . .

49

4.3

Питание ответственных устройств ....

27

7.9

Сигнализация контроля дееспособности

4.4

Питание электрических (электронных)

машинного персонала...........

50

систем автоматизации..........

28

7.10

Сигнализация поступления воды

4.5

Питание объединенных пультов

в грузовые трюмы навалочных судов.

управления судном............

28

пассажирских судов, имеющих на борту

4.6

Распределительные устройства......

28

36 человек и более, а также грузовых

5

Электрические приводы судовых

судов с одним трюмом, не являющихся

механизмов и устройств........

33

навалочными судами...........

50

5.1

Общие положения............

33

7.11

Сигнализация предельной концентрации

5.2

Блокировка работы механизмов.....

33

взрывоопасных и ядовитых газов.....

50

5.3

Отключающие устройства безопасности . .

33

7.12

Сигнализация положения дверей

5.4

Коммутационная и пускорегулирующая

пассажирских и грузовых накатных

аппаратура................

33

судов (ро-ро)...............

51

Содержание

19 Требования к электрическому оборудованию, вытекающие из назначения судна.......... 108

19.1 Пассажирские суда........... 108

19.2    Нефтеналивные и нефтесборные суда . .    111

19.3    Суда для перевозки транспортных средств

17.11 Средства защиты фильтров

гармоник................. 93

17.12Гребные электрические

двигатели (ГЭД)............. 93

17.13    Специальные требования к погружным

поворотным гребным электрическим двигателям (ППГЭД)........... 94

17.14    Системы управления гребными

электрическими установками....... 96

17.15    Электрические муфты.......... 99

18    Дополнительные требования

к электрическому оборудованию на напряжение выше 1000 В до 15 кВ. . 101

18.1    Общие положения............ 101

18.2    Проектирование системы.........101

18.3    Электрические машины.........103

18.4    Силовые трансформаторы........104

18.5    Кабели.................. 104

18.6    Распределительные устройства

и щиты управления...........104

18.7    Размещение (монтаж)..........106

с топливом в баках, необходимым для движения этих транспортных средств . .    115

19.4    Суда специального назначения...... 116

19.5    Суда для перевозки контейнеров..... 117

19.6    Суда-катамараны............ 118

19.7    Плавучие краны и крановые суда ....    119

19.8    Плавучие доки.............. 119

19.9    Стоечные суда.............. 122

19.10    Рыболовные суда............ 123

19.11    Суда, перевозящие опасные грузы. . . .    124

20    Требования к электрическому оборудованию холодильных установок ...    127

20.1    Общие положения............ 127

20.2    Питание и коммутация......... 127

20.3    Вентиляция............... 127

20.4    Освещение............... 127

21    Запасные части............. 129


ЧАСТЬ XI. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на электрические установки судов, подлежащих освидетельствованию Регистром, а также на отдельные виды электрического оборудования в соответствии с 1.3.

1.1.2    Соответствующие требования настоящей части Правил рекомендуется распространять также на установленное на судах электрическое оборудование, не указанное в 1.3.2 и 1.3.3.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, указаны в части I «Классификация».

В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Аварийное освещение — освещение помещений и пространств судна светильниками, получающими питание от аварийного или аварийного переходного источника электрической энергии.

Аварийный источник электрической энергии — источник электрической энергии, предназначенный для питания необходимых судовых потребителей при исчезновении напряжения на главном распределительном щите.

Аварийный переходный источник электрической энергии — источник электрической энергии, предназначенный для питания необходимых потребителей с момента исчезновения напряжения на шинах ГРЩ до момента включения на шины АРЩ аварийного генератора.

Аварийный распределительный щит — распределительный щит, который предназначен для приема электрической энергии непосредственно от аварийного или аварийного переходного источника электрической энергии в случае выхода из строя основного источника электрической энергии и ее распределения аварийным потребителям.

Антистатическое заземление — электрическое соединение, обеспечивающее выравнивание потенциалов статического электричества конструктивных частей оборудования и корпуса судна за счет их непосредственного контакта или через проводники антистатического заземления.

Проводниками антистатического заземления являются:

металлические перемычки, соединяющие подлежащее антистатическому заземлению оборудование, экраны кабелей, трубопроводы и т. п. между собой и/или с корпусом судна либо другим заземленным оборудованием;

нанесенные на поверхности оборудования слои электропроводящих веществ: металлизации, проводящих пластмасс, компаундов, мастик, антистатических лакокрасочных покрытий и т.п.

Безопасное напряжение —напряжение, не представляющее опасности для персонала Это условие считается выполненным, если обмотки трансформаторов, преобразователей и других устройств для понижения напряжения являются электрически раздельными и пониженное напряжение этих устройств или источников электрической энергии не превышает:

50 В между полюсами при постоянном токе;

50 В между фазами или между фазами и корпусом судна при переменном токе.

Валогенераторы — генераторы, приводимые в действие от главных механизмов и питающие судовую электрическую сеть или отдельные потребители.

Гальваническая искробезопасность — состояние оборудования и систем судна, при котором исключается возможность возникновения пожара или взрыва от электрических искрений при гальваническом контакте судна с береговым сооружением или другим судном, вызванном электрохимическими явлениями и блуждающими токами в окружающих морской воде и грунте.

Главный распределительный щит — распределительный щит, который предназначен для приема электрической энергии непосредственно от основного источника электрической энергии и распределения ее судовым потребителям.

Заземление — электрическое соединение заземляемой части электрического оборудования с корпусом судна.

Зона защиты молииезащитного устройства — область, внутри которой пространство судна защищено от прямых ударов молнии.

Источник бесперебойного питания (ИБП) — комбинация преобразователей (выпрямитель-инвертор), переключателей (байпас) и источника накопленной энергии в виде аккумуляторной батареи для поддержания напряжения на нагрузке в случае неисправности в сети питания.

Компетентная организация — организация, имеющая соответствующие знания и опыт в конкретной области, документы которой признаются Регистром.


Правила классификации и постройки морских судов

Корпус судна — все металлические части судна, имеющие надежное электрическое соединение с наружной металлической обшивкой. Для судов с токонепроводящим корпусом — специальный медный лист площадью не менее 0,5 м2 и толщиной не менее 2 мм, прикрепленный к наружной обшивке корпуса на уровне ниже ватерлинии при наименьшей осадке и используемый для заземления всех устройств, имеющихся на судне.

Молниеуловитель — верхняя часть молниезащитного устройства, предназначенная для непосредственного восприятия атмосферных разрядов.

Неответственные устройства — устройства, временное отключение которых не снижает безопасность плавания судна, безопасность находящихся на судне людей и сохранность груза.

Основная электростанция — помещение, в котором расположен основной источник электрической энергии.

Основной источник электрической энергии — источник электрической энергии, предназначенный для питания всех электрических устройств и систем, необходимых для поддержания нормального эксплуатационного состояния судна и нормальных условий обитаемости на нем, не прибегая при этом к использованию аварийного источника электрической энергии.

Ответственные устройства — устройства, нормальная работа которых обеспечивает безопасность плавания судна, безопасность находящихся на судне людей и сохранность груза; ответственные устройства подразделяются на устройства первой и второй категории.

Ответственные устройства первой категории — устройства, которые должны постоянно находиться в работающем (включенном) состоянии для обеспечения движения и управляемости судна. К таким устройствам относятся устройства, перечисленные в 1.3.2.1.

Ответственные устройства второй категории — устройства, которые могут не находиться постоянно в работающем состоянии для обеспечения движения и управляемости, но которые необходимы для обеспечения безопасности судна. Эти устройства должны быть готовы к немедленному приведению их в действие. К таким устройствам относятся устройства, перечисленные в 13.2.2.

Отводящий провод — провод, электрически соединяющий молниеуловитель с заземлением.

Специальные электрические помещения — помещения или места, предназначенные исключительно для электрического оборудования и доступные только для обслуживающего персонала.

Трудновоспламеняющийся электроизоляционный материал —

материал, выдерживающий испытания, указанные в Правилах технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

Электрическая установка малой мощности — электрическая установка судна с суммарной мощностью источников электрической энергии до 50 кВт (кВ А).

Электростатическая искробезопасность — состояние оборудования и систем судна, при котором исключается возможность возникновения пожара или взрыва от разрядов статического электричества.

13 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

13.1    Общие положения.

Общие положения, относящиеся к порядку классификации, освидетельствования при постройке судна и при изготовлении оборудования, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части I «Классификация».

1.3.2 Освидетельствование электрического оборудования судна.

Освидетельствованию на судне подлежат основные и аварийные источники электрической энергии, силовые и осветительные трансформаторы и преобразователи (машинные и статические), главные и иные распределительные щиты, кабельная сеть, а также электрическое оборудование, системы и устройства, перечисленные в 13.2.1 —13.2.4.

1.3.2.1    Ответственные устройства первой категории:

.1 рулевые устройства;

.2 насосы гидравлических систем винтов регулируемого шага;

3 вентиляторы продувочного воздуха, топливоподкачивающие насосы, насосы охлаждения форсунок, насосы смазочного масла и насосы охлаждающей воды для главных и вспомогательных двигателей и турбин, необходимых для движения;

.4 вентиляторы принудительной вентиляции, питательные насосы, циркуляционные водяные насосы, вакуумные насосы и насосы для откачки конденсата для паровых установок на паротурбинных судах, а также д ля вспомогательных котлов на судах, где пар применяется для оборудования, обеспечивающего ответственные устройства первой категории;

.5 топочные устройства главных котлов паровых установок на паротурбинных судах, а также вспомогательных котлов, где пар применяется для оборудования, обеспечивающего ответственные устройства первой категории;

.6 электрооборудование винторулевых колонок (ВРК) азимутального (поворотного) типа с насосами


9


смазочного масла и насосами охлаждающей воды, являющихся единственным средством приведения в движение/упрявления судна;

.7 электрооборудование гребной электрической установки (ГЭУ) и гребной ЭУ азимутального (поворотного) типа (АЗИПОД) с насосами смазочного масла, насосами охлаждающей воды и системами принудительной вентиляции;

.8 специальные генераторы электрической энергии и иные источники питания, обеспечивающие указанное выше оборудование;

.9 гидравлические насосы, обеспечивающие указанное выше оборудование;

.10 оборудование топливоподготовки и контроля вязкости (вискозиметры) для тяжелого топлива;

.11 сигнально-отличительные огни, навигационное оборудование и сигналы;

.12 системы/устройства внутренней связи;

.13 освещение;

.14 устройства/системы управления, АПС и защиты для оборудования ответственных устройств первой категории;

.15 другие ответственные устройства первой категории, необходимые для обеспечения назначения судна в соответствии с символом класса, — по требованию Регистра.

1.3.2.2 Ответственные устройства второй категории:

.1 брашпили;

.2 насосы перекачки топлива и оборудование для подготовки топлива;

.3 насосы перекачки смазочного масла и оборудование для подготовки смазочного масла;

.4 подогреватели тяжелого топлива;

.5 компрессоры пускового воздуха и управляющего воздуха;

.6 льяльные (осушительные), балластные насосы и насосы креновой системы;

.7 пожарные насосы и другие насосы для подачи огнетушащего вещества;

Я вентиляторы для машинно-котельных помещений;

.9 устройства, необходимые для поддержания взрыво- и пожароопасных помещений и пространств в безопасном состоянии, в том числе устройства заземления корпуса судна на нефтеналивных судах, молниезащитные устройства, а также устройства, обеспечивающие электростатическую и гальваническую искробезопасность;

.10 системы пожарной сигнализации;

.11 электрическое оборудование для закрытия водонепроницаемых дверей;

.12 специальные генераторы электрической энергии и иные источники питания, обеспечивающие указанное выше оборудование;

.13 гидравлические насосы, обеспечивающие указанное выше оборудование;

.14 туннельные и азимутальные подруливающие устройства;

.15 устройства системы инертных газов нефтеналивных судов;

.16 устройства/системы управления, АПС и защиты для грузовых систем;

.17 электрические приводы холодильных установок, указанных в 1.1 части ХП «Холодильные установки»;

.18 устройства/системы управления, АПС и защиты для оборудования ответственных устройств второй категории;

.19 другие ответственные устройства второй категории, необходимые для обеспечения назначения судна в соответствии с символом класса, — по требованию Регистра.

13.23 Электрические устройства, предназначенные для поддержания минимальных комфортных условий обитаемости на судне для экипажа и пассажиров:

.1 устройства для приготовления пшци;

.2 устройства для обогрева;

3 судовая провизионная холодильная установка;

.4 электрическое оборудование бытовой вентиляции;

.5 устройства систем водоснабжения и санитарных систем;

.6 специальные генераторы и иные источники питания, обеспечивающие указанное в 13.23.1 —

13.23.5 оборудование.

13.2.4    Прочие электрические устройства:

.1 электрическое оборудование технологических механизмов судов, используемых для переработки живых ресурсов моря и не занятых их ловом (см. 19.4.4.1);

.2 электрическое оборудование промысловых и технологических механизмов рыболовных судов (см. 19.10.1.1);

.3 другие, не перечисленные выше механизмы и устройства, — по требованию Регистра.

13.2.5    Электрическое оборудование хозяйственного и бытового назначения, включая перечисленное в 13.2.4, а также оборудование, не относящееся к ответственным устройствам первой и второй категорий, подлежит освидетельствованию на судне только в отношении:

.1 влияния работы этого оборудования на качество электрической энергии судовой электростанции;

.2 выбора типов и сечения кабелей и проводов, а также способов прокладки кабелей;

.3 сопротивления изоляции, заземления и устройств защиты, см. также 10.1.11 части V «Техническое наблюдение за постройкой судов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

1.3.3 Освидетельствование электрического оборудования при изготовлении.

1.33.1 Освидетельствованию при изготовлении подлежат следующие виды электрического оборудо-


Правила классификации и постройки морских судов

вания, предназначенного для установок и систем, перечисленных в 1.3.2:

.1 электрические агрегаты;

.2 электрические машины;

.3 трансформаторы;

.4 распределительные щиты;

.5 пульты управления и контроля;

.6 электрические муфты и тормоза;

.7 пусковая, защитная, регулировочная и коммутационная аппаратура;

.8 аппараты и устройства внутренней связи и сигнализации;

.9 силовые статические преобразователи, полупроводниковые установки;

.10 подогреватели топлива и масла;

.11 аккумуляторы;

.12 кабели и провода;

.13 стационарные электрические измерительные приборы;

.14 электрические приборы и устройства для измерения неэлектрических величин;

.15 нагревательные и отопительные приборы;

.16 установочная арматура;

.17 стационарные светильники;

.18 приборы управления и контроля;

.19 другие, не перечисленные выше виды электрического оборудования, — по требованию Регистра.

13.3.2 Электрическое оборудование взрывозащищенного исполнения должно подвергаться освидетельствованию в отношении его взрывозащищенности со стороны компетентной организации, документы которой признаются Регистром, независимо от того, под вергается или нет данное оборудование освидетельствованию, вытекающему из требований 133.1.

1.3.3.3 Объем испытаний электрического оборудования после изготовления и требования по испытаниям изложены в Правилах технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

1.4 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.4.1    Объем технической документации по электрическому оборудованию, предъявляемый на рассмотрение Регистру по судну в целом, содержится в 3.2 части I «Классификация».

1.4.2    До начала освидетельствования электрического оборудования при изготовлении должна быть представлена на рассмотрение Регистру следующая документация:

.1 описание принципа действия и основные характеристики;

.2 спецификация (перечень изделий), в которой указаны все использованные элементы, приборы и материалы с их техническими характеристиками;

.3 чертеж общего вида с разрезами;

.4 принципиальная схема;

.5 программа испытаний;

.6 результаты расчета вала ротора (якоря), чертежи узлов крепления полюсов, активного железа, коллектора и т.п., а также мест сварных соединений конструкции с валом — для электрических машин с номинальным током более 1000 Л;

.7 расчет шин на электродинамическую и термическую стойкость к действию тока короткого замыкания — для распределительных щитов, если номинальный ток отдельно работающих генераторов или сумма токов параллельно работающих генераторов превышает 1000 А;

.8 данные динамической или статической помехоустойчивости или указание способа испытания электромагнитной совместимости;

.9 указание конкретных мер подавления помех.

При необходимости Регистр может потребовать представления дополнительной технической документации, а также данные о надежности.