Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

111 страниц

Купить НД 2-020101-095 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Часть устанавливает требования к изготовлению сварочных материалов, к технологическим процессам сварки и контролю сварных конструкций

 Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Общие требования

     1.4 Объем освидетельствований

     1.5 Техническая документация

2 Технологические требования к сварке

     2.1 Общие положения

     2.2 Сварка корпусов судов и судового оборудования

     2.3 Сварка изделий судового машиностроения

     2.4 Сварка судовых паровых котлов и сосудов, работающих под давлением

     2.5 Сварка судовых трубопроводов

     2.6 Сварка отливок и поковок

     2.7 Сварка чугуна

     2.8 Сварка плакированной стали

     2.9 Пайка твердым припоем

     2.10 Сварка алюминия и его сплавов

     2.11 Сварка меди и ее сплавов, тяжелых металлов и других нежелезных металлов

     2.12 Сварка стали высокой прочности

     2.13 Сварка титана и его сплавов

3 Контроль сварных соединений

     3.1 Общие положения

     3.2 Требования по проведению и основным параметрам неразрушающего контроля сварных соединений

     3.3 Объем неразрушающего контроля

     3.4 Оценка качества сварных соединений стальных корпусных конструкций

     3.5 Оценка качества швов сварных соединений корпусных конструкций из алюминиевых сплавов

4 Сварочные материалы

     4.1 Общие положения

     4.2 Общие требования к сварке проб и проведению испытаний

     4.3 Покрытые электроды для ручной дуговой сварки судостроительных сталей нормальной и повышенной прочности

     4.4 Сочетания "проволока-флюс" для дуговой сварки под слоем флюса

     4.5 Сварочная проволока и сочетания "проволока-газ" для дуговой сварки в среде защитных газов

     4.6 Сварочные материалы для электрошлаковой и электрогазовой вертикальной сварки

     4.7 Сварочные материалы для сварки сталей высокой прочности

     4.8 Сварочные материалы для сварки коррозионно-стойкой (нержавеющей) стали и наплавки

     4.9 Сварочные материалы для сварки алюминиевых сплавов

     4.10 Сварочные материалы для сварки типа новых сплавов

5 Допуск сварщиков

     5.1 Общие положения

6 Одобрение технологических процессов сварки стальных конструкций и изделий

     6.1 Общие положения

7 Одобрение технологических процессов сварки алюминиевых сплавов

     7.1 Общие положения

8 Одобрение технологических процессов сварки титановых сплавов

     8.1 Общие положения

 
Дата введения01.01.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Завершение срока действия01.01.2018
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-095

Этот документ находится в:

Организации:

30.09.2016УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2017 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.16

Корр.

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

НД № 2-020101-095



Часть XIV

СВАРКА

Санкт-Петербург

2017

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2017 года.

Настоящее двадцатое издание Правил составлено на основе девятнадцатого издания 2016 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть П «Корпус»;

часть Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VTI «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть ХП «Холодильные установки»;

часть ХП1 «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIH соответствует одноименным Общим правилам МАКО;

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures of< Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УГГ МАКО S11A «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I — XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части XVIII — XIX издаются только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-345-1

© Российский морской регистр судоходства, 2017


11


2.3 СВАРКА ИЗДЕЛИЙ СУДОВОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

2.3.1    Настоящие требования распространяются на сварку конструкций судового машиностроения, изготавливаемых с применением основных и сварочных материалов, отвечающих требованиям части ХШ «Материалы» и настоящей части Правил. Изготовление конструкций из материалов, не регламентируемых Правилами, должно выполняться по согласованию с Регистром.

2.3.2    Выбор сварочных материалов для сварки конструкций механизмов и механических установок производится, исходя из конкретных марок стали, применяемых для изготовления, с учетом требований

2.2.4 — 2.2.6.

2.3.3    Если конструкции работают при повышенной температуре или в химически активной среде, сварочные материалы должны выбираться с учетом этих условий.

2.3.4    Для сварки деталей судового машиностроения из стали толщиной 30 мм и более должны применяться сварочные материалы, обеспечивающие стойкость сварного соединения против образования холодных трещин, либо изготовитель должен предпринять технологические меры (подогрев, термическую обработку, ограничение минимальной температуры окружающего воздуха при сварке и т. п.) для предотвращения образования холодных трещин.

2.3.5    Сварные швы конструкций, работающих при динамических нагрузках, должны быть выполнены с полным проваром. Переход от основного металла к шву должен быть плавным.

2.3.6    Применение сварки при изготовлении валов судового валопровода и коленчатых валов является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

Необходимые условия для этого — выполнение неразрушающего контроля всех сварных швов и гарантированный предел усталостной прочности сварных соединений, принятый в расчетах.

Объем необходимой опытной сварки и программа испытаний должны быть согласованы с Регистром до начала работ.

2.3.7    Применение сварки, наплавки, металлизации распылением и других подобных методов при изготовлении и ремонте изделий судового машиностроения может быть допущено при положительных результатах испытаний, выполненных по методике, согласованной с Регистром, и подтверждающих возможность применения данного метода на конкретном предприятии.

Восстановление судовых валов из углеродистой стали (содержащей до 0,45 % углерода), изношенных или имеющих поверхностные трещины, может

допускаться наплавкой, если износ или глубина трещин составляет не более 5 % диаметра вала, но не более 15 мм.

2.4 СВАРКА СУДОВЫХ ПАРОВЫХ КОТЛОВ

И СОСУДОВ, РАБОТАЮЩИХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ

2.4.1    Сварные швы котлов должны иметь маркировку, по которой можно установить, какой сварщик производил сварку.

Продольные и кольцевые швы корпусов котлов должны выполняться с подваркой, за исключением случаев, когда коэффициент прочности сварного шва ф согласно табл. 2.1.6.1-1 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением» принят равным 0,7 или меньше.

Вырезы и отверстия в корпусе котла по возможности не должны перерезать кольцевые и продольные швы корпуса котла.

Допустимость приварки к корпусу котлов монтажных креплений, захватов и прочих деталей является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

Продольные и поперечные швы коллекторов, корпусов котлов и сосудов, работающих под давлением, должны выполняться встык. Если выполнение стыковых швов невозможно, конструкция шва является предметом специального рассмотрения Регистром.

2.4.2    Выбор сварочных материалов для сварки ксллов и сосудов под давлением производится, исходя из конкретных марок стали, применяемых для их изготовления с учетом требований 2.2.4 — 2.2.6.

2.43 Применение электродов с рутиловым и кислым покрытиями для сварки котлов и сосудов класса I (см. 1.3.1.2 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением») не допускается; для котлов и сосудов классов П и Ш — допускается при условии, если эти конструкции изготавливаются из углеродистой стали и толщина свариваемых деталей не превышает 20 мм.

2.4.4 Термическая обработка котлов и сосудов выполняется по стандартам или принимаются во внимание рекомендации изготовителей стали.

Сварные соединения деталей, которые в связи с их размерами или специальной конструкцией нельзя подвергать термической обработке для снятия напряжений в цепом, по согласованию с Регистром могут быть обработаны по частям. При этом обработка должна производиться равномерным нагревом достаточно широкого участка вдоль шва (около шести толщин листа с обеих сторон сварного шва) таким образом, чтобы распространение тепловых напряжений в другие районы деталей было исключено. Местная обработка сварочной горелкой не допускается.


Правила классификации и постройки морских судов

2.4.5    При заделке отверстий в котлах вварными заглушками должны выполняться требования национальных стандартов.

2.4.6    Ремонт изношенных стенок котлов и сосудов наплавкой допускается только по согласованию с Регистром. Площадь наплавки должна быть не более 500 см2, а глубина — не более 30 % толщины листа. Если эти условия не выполнимы, дефектный участок следует заменить новым листом.

2.4.7    При изготовлении котлов, теплообменных аппаратов и сосудов под давлением, относящихся к классам I и П (см. 1.3.1.2 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»), для проверки механических свойств швов сварных соединений должны быть сварены контрольные планки при изготовлении единичных изделий, серийном изготовлении на головном образце изделия, при изменении конструкций основных узлов и деталей изделия и применении новых материалов и способов сварки.

Контрольные планки для изделий, относящихся к классу Ш, могут изготовляться по требованию Регистра.

2.4.8    Контрольные планки должны прикрепляться к продольному шву котла или сосуда таким образом, чтобы сварной шов планок являлся продолжением шва изделия. Шов планок должен свариваться при тех же технологических условиях, что и шов изделия.

Из этой пробы должны быть изготовлены и испытаны: один поперечный образец на растяжение, два поперечных образца на изгиб, три образца на ударный изгиб, вырезанных согласно рис. 4.3.3.1.

Образцы для конструкций класса Ш должны изготавливаться по требованию инспектора Регистра. Условия вырезки образцов из проб и проведения испытаний должны отвечать требованиям 4.2.2.

2.5 СВАРКА СУДОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

2.5.1    Тип сварных соединений трубопроводов должен соответствовать стандартам.

2.5.2    Выбор сварочных материалов для сварки трубопроводов производится исходя из конкретных марок стали, применяемых при изготовлении с учетом требований 2.2.4 — 2.2.6.

2.5.3    Сварные стыковые соединения труб должны быть выполнены с полным проваром корня шва. Допускается сварка на удаляемых подкладных кольцах.

2.5.4    Применение остающихся подкладных колец в стыковых соединениях труб допускается в тех трубопроводах, где они не влияют отрицательно на эксплуатационные свойства. Стыковые соединения

фланцев с трубами не должны выполняться на остающихся подкладных кольцах.

2.5.5    Сварные соединения труб должны подвергаться термической обработке на трубах из низколегированной стали и при газовой сварке главных паропроводов, работающих при температуре свыше 350 °С.

2.5.6    При сварке труб из хромомолибденовой стали, содержащей 0,8 % или более хрома и более 0,16 % углерода, свариваемые кромки должны подогреваться до температуры 200 — 230 °С. Эта температура должна поддерживаться в процессе сварки.

2.5.7    Свариваемые кромки медных труб с толщиной стенок 5 мм и более перед началом сварки должны подогреваться до температуры 250 — 350 °С. Сварка медно-никелевых труб должна производиться без подогрева. Применение пайки для соединения медно-никелевых трубопроводов не допускается.

2.5.8    Возможность ремонта суцовых трубопроводов заваркой поврежденных мест является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

2.6 СВАРКА ОТЛИВОК И ПОКОВОК

2.6.1    В следующих случаях сварка стальных отливок и поковок должна производиться независимо от температуры окружающего воздуха с предварительным подогревом либо должны быть приняты другие технологические меры, обеспечивающие выполнение требований к сварным соединениям:

.1 при содержании углерода в стали отливок или поковок более 0,25 %;

.2 при содержании углерода в стали отливок или поковок более 0,23 %, если эти отливки и поковки входят в состав корпуса судов ледовых классов Агс4 — Агс7 (отливки и поковки ахтерштевня, форштевня, кронштейнов гребных валов и т. п. конструкций).

2.6.2    Температура подогрева и режим термической обработки отливок и поковок определяется в зависимости от конструкции, размеров и условий эксплуатации согласно 2.1.4, 2.1.12, 2.1.16.

2.6.3    Дефекты на стальных поковках и отливках допускается исправлять сваркой только в тех случаях, когда была предварительно проверена свариваемость данной стали и учтены условия работы литой или кованой детали.

Исправление дефектов сваркой, как правило, должно производиться до окончательной термической обработки. Заварка после нее допускается только в исключительных случаях. Дефекты, системати-


13


чески появляющиеся в поковках и отливках, не допускается исправлять сваркой.

2.6.4 Заварка дефектов в отливках должна производиться после удаления литников и прибылей и тщательной очистки отливок от формовочных материалов, окалины, посторонних включений. Места, подлежащие заварке, должны быть разделаны до здорового металла так, чтобы во всех местах была возможность обеспечить провар.

Стенки подготовленных под заварку мест должны быть пологими, а поверхность подготовленного углубления не должна иметь острых углов.

2.7 СВАРКА ЧУГУНА

2.7.1 Исправление дефектов отливок из чугуна сваркой допускается по согласованию с инспектором Регистра способом, получившим одобрение Регистра на основании результатов испытаний по программе, согласованной с Регистром.

2.8 СВАРКА ПЛАКИРОВАННОЙ СТАЛИ

2.8.1    Способы сварки плакированной стали должны быть допущены в соответствии с разд. 6 части Ш «Техническое наблюдение за изготовлением материалов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов; сварочные материалы — с разд. 4 настоящей части.

Форма разделки кромок деталей под сварку должна отвечать национальным стандартам или чертежам, одобренным Регистром.

Разделка кромок должна производиться механической обработкой или шлифовкой. Кромки деталей при сборке должны быть хорошо подогнаны друг к другу и не иметь смещений на плакированной стороне.

2.8.2    Коррозионная стойкость металла шва со стороны плакирующего слоя должна быть такой же, как у плакирующего слоя. Толщина коррозионно-стойкого слоя шва должна быть не менее толщины плакирующего слоя.

Химический состав металла шва на стороне плакирующего слоя (за исключением зоны корня шва) должен соответствовать химическому составу плакирующего металла.

2.8.3    Как правило, в первую очередь должен быть сварен шов со стороны основного слоя и во вторую очередь — со стороны плакирующего слоя. При выполнении части шва со стороны основного слоя сварка должна вестись так, чтобы не происходило

расплавления плакирующего слоя. До сварки плакирующего слоя корень шва должен быть зачищен до чистого металла с применением только механической обработки или шлифовки. Сварка плакирующего слоя должна выполняться так, чтобы не было значительного смешения легированного металла с нелегированным. Для сварки плакирующего слоя должны применяться сварочные электроды и проволока по возможности малого диаметра. Сварка должна выполняться на малой погонной энергии. Шов со стороны плакирующего слоя должен быть выполнен по меньшей мере в два слоя. Поперечные колебания электрода при сварке плакирующего слоя не допускаются. При этом на поверхности свариваемых кромок по всей толщине основного слоя предварительно должна быть выполнена наплавка высоколегированными материалами, обеспечивающими отсутствие трещин. Если ширина верхнего слоя шва такова, что ее необходимо выполнять в несколько проходов, последний проход должен выполняться по середине шва.

2.8.4 Если при сварке труб из плакированной стали двусторонняя сварка невозможна, весь шов должен быть заварен сварочными материалами, соответствующими материалу плакирующего слоя. При сварке тонких листов плакированной стали весь шов также должен быть выполнен сварочными материалами, соответствующими материалу плакирующего слоя.

2.9 ПАЙКА ТВЕРДЫМ ПРИПОЕМ

2.9.1 Паяные соединения конструкций, указанных в 1.1.1, подлежат освидетельствованию Регистром и должны выполняться в соответствии со стандартами или технической документацией, согласованными с Регистром.

2.10 СВАРКА АЛЮМИНИЯ И ЕГО СПЛАВОВ

2.10.1    Сварочные работы должны производиться наиболее целесообразным способом, обеспечивающим качественное соединение, максимальную его прочность, химический состав, приближающийся к составу основного металла, и достаточную стойкость против коррозии

2.10.2    Сварные швы должны по возможности располагаться в районах наиболее низких напряжений.

Сварка должна производиться, как правило, в нижнем положении. Снятие усиления сварных швов допускается только по согласованию с Регистром.

2.10.3    Непосредственно перед сваркой (прихваткой) свариваемые кромки деталей из алюминия


Пратта классификации и постройки морских судов

и его сплавов должны обезжириваться специальными растворителями (ацетон, спирт и др.) и зачищаться стальными проволочными щетками. Прихватки перед сваркой также должны быть зачищены стальной щеткой. При многопроходной сварке должна производиться зачистка щетками каждого предыдущего слоя перед наложением последующего.

2.10.4    Сварочные материалы из алюминия и его сплавов перед сваркой должны быть зачищены для удаления загрязнений и оксидной пленки.

2.10.5    Допускается сварка алюминиевых сплавов на остающихся или удаляемых подкладках. Подкладки, удаляемые после сварки, должны изготавливаться из нержавеющей стали. Остающиеся подкладки должны изготавливаться из сплава той же марки, что и свариваемые детали.

2.10.6    При двусторонней сварке перед наложением шва с обратной стороны необходимо удалить корень шва до чистого металла рубкой, строжкой или фрезерованием. Удаление корня шва абразивными кругами не допускается.

2.10.7    Допускается горячая правка конструкций из алюминия и его сплавов. Температура нагрева при правке должна соответствовать свойствам данного сплава.

2.10.8    Если при сварке применяется флюс, он должен быть по возможности нейтральным. Если же в виде исключения применялся не нейтральный флюс, после сварки он должен быть тщательно удален.

2.10.9    В районе соединения конструкций из алюминиевых сплавов на заклепках все основные сварочные работы должны быть закончены до начала клепки.

2.11 СВАРКА МЕДИ И ЕЕ СПЛАВОВ, ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРУГИХ НЕЖЕЛЕЗНЫХ МЕТАЛЛОВ

2.11.1 Сварка меди и ее сплавов, тяжелых металлов и других нежелезных металлов производится согласно требованиям национальных стандартов, а при отсутствии последних является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

2.12 СВАРКА СТАЛИ ВЫСОКОЙ ПРОЧНОСТИ

2.12.1    Сварочные материалы, предназначенные для сварки стали высокой прочности, должны быть допущены в соответствии с 4.7, а применяемые при этом способы сварки — согласно разд. 6 части Ш «Техническое наблюдение за изготовлением материалов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

2.12.2    Способ и технология сварки должны быть одобрены Регистром после выполнения технологических испытаний по согласованной программе. При

этом изготовитель сварных конструкций должен представить зафиксированные в документации температуру подогрева перед сваркой, погонную энергию при сварке, термообработку после сварки, температуру между проходами.

Изготовитель должен располагать системой регистрации режимов сварки, включая температуру между проходами, и предъявлять результаты контроля по требованию Регистра.

2.12.3    Сварные соединения следует выполнять многопроходной сваркой.

Однопроходная сварка допускается только по согласованию с Регистром.

Каждый проход выполняется непрерывно с минимальными колебаниями дуги.

2.12.4    Не допускается зажигания дуги за пределами подготовленных к сварке кромок.

Приварка монтажных, вспомогательных средств допускается по специальному разрешению Регистра с выполнением требований к сварочным материалам и к температуре местного подогрева.

Монтажные вспомогательные средства, как правило, удаляются механической резкой с последующей зачисткой заподлицо с поверхностью основного металла.

После предварительной газовой резки должна следовать механическая обработка оставшейся части и зачистка.

2.12.5    Кромки, подготовленные с использованием газовой резки, должны после этого обрабатываться механическим способом. Зачистка корня шва выполняется только механическим способом. Температура подогрева при правке подлежит согласованию с Регистром в каждом случае. При этом должны быть обеспечены требуемые свойства основного металла и сварного соединения.

2.13 СВАРКА ТИТАНА И ЕГО СПЛАВОВ

2.13.1    Сварочные работы должны производиться наиболее целесообразным способом, обеспечивающим качественное сварное соединение, максимальную его прочность, химический состав, приближающийся к составу основного металла.

2.13.2    Сварка может производиться во всех пространственных положениях. Снятие усиления сварных швов допускается только по согласованию с Регистром.

2.13.3    На участках сварки скорость местных воздушных потоков не должна превышать 0,3 м/с. Измерение скорости движения воздуха должно производиться ручными анемометрами. В связи с этим рабочие места сварщиков на сборочносварочных участках должны располагаться таким


15


образом, чтобы была исключена возможность сквозняков и местных потоков воздуха. В необходимых случаях место сварки должно быть ограждено.

2.13.4    На участках сварки не допускается проведение работ, связанных с обильным выделением пыли и дыма.

2.13.5    Для обеспечения удаления загрязненного и подачи чистого воздуха производственные помещения сварки (цеха) должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию. В холодное время подаваемый воздух должен быть подогретым. Работа вентиляционных установок и пневматического инструмента в цехе и на участках сварки должна быть организована так, чтобы не нарушалась газовая защита при сварке.

2.13.6    Общая освещенность производственных помещений при проведении работ по настоящему стандарту должна быть не менее 50 лк. Кроме общего освещения должно быть предусмотрено местное освещение непосредственно на рабочих местах:

не менее 75 лк — при проверке качества сварных соединений визуальным осмотром;

не менее 150 лк — при проведении операций входного контроля сварочных материалов и контроля качества их подготовки.

2.13.7    Температура воздуха в помещениях в зависимости от их назначения должна быть:

не ниже 17 °С — в помещениях подготовки сварочных материалов и обезжиривающих растворов вакуумного отжига, травления, изготовления приспособлений для поддува защитным газом, кладовых для хранения упакованных и принятых сварочных материалов, а также контрольно-измерительного инструмента;

не ниже 5 °С — в помещениях проведения очистных, газорезательных и сварочных работ.

Допускается выполнение сварочных работ при понижении температуры до 1 °С при обеспечении сохранности сварочного оборудования от замерзания воды в водяных шлангах.

2.13.8    Относительная влажность в производственных помещениях подготовки присадочных материалов и в кладовых хранения упакованных и принятых сварочных материалов должна быть не более 75 %.

Допускается в период с мая по сентябрь увеличение относительной влажности до 80 %. При относительной влажности в кладовых более 80 % следует включать отопительные приборы.

2.13.9    Облицовка стен и пола производственных помещений должна обеспечивать легкое удаление пыли и не служить источником пылеобразования. Цементный пол допускается только в районе подъездных путей.

2.13.10    Чистота производственных помещений должна обеспечиваться периодичностью уборки с

помощью пылесосов или других средств, а также периодичностью влажной уборки. Влажную уборку производственных помещений подготовки проволоки и сварки следует выполнять:

пола—не менее двух раз в смену (перед началом работы и в обеденный перерыв);

оборудования, технологической оснастки, стеллажей и собранных конструкций под сварку — не менее одного раза в неделю;

стен на высоту до 3 м и конструкций, на которых не производятся сборочно-сварочные работы - не менее одного раза в месяц;

стен на высоту более 3 м, окон, фонарей, подкрановых путей, вентиляции трубопроводов -при очередном косметическом ремонте цеха. С момента монтажа оборудования на изделии влажную уборку стен и конструкций над изделием не следует выполнять.

2.13.11 При подготовке деталей и конструкций к сварке следует предусматривать:

.1 механическую обработку свариваемых кромок и поверхностей.

Качество механической обработки свариваемых кромок и поверхностей подлежит приемке ОТК. После механической обработки свариваемые поверхности и кромки, а также поверхности деталей должны иметь следующую шероховатость по параметру Ra (не более):

20 мкм — в соединениях листовых конструкций толщиной свыше 15 мм, выполняемых любым видом сварки;

10 мкм — в соединениях листовых конструкций толщиной менее 15 мм, выполняемых любым видом сварки, и конструкциях трубопроводов с толщиной стенки свыше 5 мм, выполняемых любым видом сварки;

5 мкм — в соединениях трубопроводов с толщиной стенки менее 5 мм, выполняемых любым видом сварки;

.2 зачиску мест, подлежащих сварке, а также прилегающих поверхностей.

Операция зачистки может выполняться: механизированным или ручным способом с помощью щеток;

шлифовальными кругами с последующей зачисткой металлической щеткой;

борфрезой с последующей зачисткой металлической щеткой;

шабрением (вручную) — при подготовке тонколистовых и трубных сварных соединений;

шлифовальной шкуркой — при подготовке сварных соединений трубопроводов.

С поверхности оксидированных деталей в районе сварного шва должен быть удален оксидированный слой на глубину не менее 100 мкм — при антифрикционном оксидировании или до металлического блеска — при защитном оксидировании;


Настоящее двадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущим изданием (2016 г.) содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ XIV. СВАРКА

1.    Раздел 2: внесены изменении, касающиеся требований к сварке деформируемых алюминиевых сплавов, предназначенных для конструкций, систем хранения грузов газовозов (с учетом результатов НИР №15-49152-2015/8/37).

2.    Раздел 3: внесены изменения, касающиеся требований к сварочным материалам, предназначенным для сварки деформируемых алюминиевых сплавов для конструкций, систем хранения грузов газовозов (с учетом результатов НИР №15^19152-2015/8/37).

3.    Глава 3.2: внесен новый пункт 3.2.4.13, уточняющий требования к проведению радиографического контроля сварных соединений с применением цифровых детекторов.

4.    Глава 4.2: в пункты 4.2.3.2 — 4.2.3.4 внесены изменения, учитывающие унифицированные требования МАКО W17 (Rev.4 Jan 2016).

5.    Раздел 5: актуализированы ссылки на применяемые международные стандарты и внесены уточнения в применяемую терминологию.

6.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ XIV. СВАРКА

1

Общие положения...........

. . 5

4

Сварочные материалы..........

51

1.1

Область распространения.......

. . 5

4.1

Общие положения.............

51

1.2

Определения и пояснения.......

. . 5

4.2

Общие требованию к сварке проб и

1.3

Общие требования...........

. . 5

проведению испытаний..........

55

1.4

Объем освидетельствований......

. . 5

4.3

Покрытые электроды для ручной дуговой

1.5

Техническая документация.......

. . 5

сварки судостроительных сталей нормальной

2

Технологические требования

и повышенной прочности.........

61

к сварке................

. . 6

4.4

Сочетания «проволока-флюс» для дуговой

2.1

Общие положения...........

. . 6

сварки под слоем флюса..........

67

2.2

Сварка корпусов судов и судового

4.5

Сварочная проволока и сочетания

оборудования .............

. . 7

«проволока-газ» для дуговой сварки в среде

2.3

Сварка изделий судового

защитных газов..............

72

машиностроения............

. . 11

4.6

Сварочные материалы для электрошлако-

2.4

Сварка судовых паровых котлов

вой и электрогазовой вертикальной сварки. .

79

и сосудов, работающих под давлением .

. . 11

4.7

Сварочные материалы для сварки сталей

2.5

Сварка судовых трубопроводов.....

. 12

высокой прочности............

81

2.6

Сварка отливок и поковок.......

. 12

4.8

Сварочные материалы для сварки

2.7

Сварка чугуна.............

13

коррозионно-стойкой (нержавеющей)

2.8

Сварка плакированной стали......

13

стали и наплавки.............

84

2.9

Пайка твердым припоем........

13

4.9

Сварочные материалы для сварки

2.10

Сварка алюминия и его сплавов ....

13

алюминиевых сплавов...........

95

2.11

Сварка меди и ее сплавов, тяжелых

4.10

Сварочные материалы для сварки тита-

металлов и других нежелезных

новых сплавов...............

98

металлов................

14

5

Допуск сварщиков...........

102

2.12

Сварка стали высокой прочности. . . .

14

5.1

Общие положения............

102

2.13

Сварка титана и его сплавов......

14

6

Одобрение технологических процессов

3

Контроль сварных соединений ....

18

сварки стальных конструкций

3.1

Общие положения...........

18

и изделий................

103

3.2

Требования по проведению и основ-

6.1

Общие положения............

103

ным параметрам неразрушающего

7

Одобрение технологических процессов

контроля сварных соединений.....

. 23

сварки алюминиевых сплавов.....

104

3.3

Объем неразрушающего контроля . . .

. 32

7.1

Общие положения............

104

3.4

Оценка качества сварных соединений

8

Одобрение технологических процессов

стальных корпусных конструкций . . .

34

сварки титановых сплавов.......

105

3.5

Оценка качества швов сварных

8.1

Общие положения............

105

соединений корпусных конструкций

из алюминиевых сплавов........

44

ЧАСТЬ XIV. СВАРКА

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на сварку следующих конструкций, подлежащих освидетельствованию Регистром:

.1 корпусов судов;

.2 механизмов и механических установок;

.3 паровых котлов, теплообменных аппаратов и сосудов, работающих под давлением;

.4 трубопроводов;

.5 устройств и оборудования.

1.1.2    Настоящая часть устанавливает требования к изготовлению сварочных материалов, к технологическим процессам сварки и контролю сварных конструкций, указанных в 1.1.1.

1.1.3    Настоящая часть Правил применяется при проектировании, постройке и изготовлении конструкций, указанных в 1.1.1.

1.1.4    Настоящая часть может быть применена также при ремонте указанных в 1.1.1 конструкций в том объеме, в каком это будет признано необходимым и целесообразным.

1.3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.3.1    Сварка указанных в 1.1.1 конструкций должна выполняться допущенными Регистром сварочными материалами, способами сварки, сварщиками (операторами) и признанными Регистром сварочными производствами (цехами, участками).

Применение каждого способа сварки (или его разновидностей) на конкретном предприятии должно быть подтверждено результатами испытаний по согласованной с Регистром программе согласно разд. 6 части III «Техническое наблюдение за изготовлением материалов» Правил технического нпблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

Одобрение Регистром сварочных материалов должно выполняться согласно требованиям разд. 4.

1.3.2    К выполнению сварочных работ на конструкциях, подлежащих освидетельствованию Регистром, должны допускаться только сварщики, прошедшие испытания согласно разд. 5.


1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, указаны в части I «Классификация».

Кроме того, в настоящей части Правил приняты следующие определения.

Высокотемпературная пайка (пайка твердым припоем) — способ пайки, при которой температура плавления припоя превышает 450 °С.

Зона термического влияния — прилегающий к сварному шву (или к наплавке) слой основного металла, в котором произошли структурные превращения под влиянием нагрева при сварке.

Металл шва — металл, получающийся в результате сплавления при сварке основного и сварочного металлов или только основного металла.

Наплавленный металл — металл, получающийся в результате расплавления электродов или проволоки и не содержащий практически заметной примеси основного металла.

Основной металл — металл изделий, подвергающихся сварке.

Провар — сплавление основного металла с наплавленным металлом или сплавление металлов обеих свариваемых частей.

Сварочный материал —электрод,проволока, флюс, защитный газ, применяемые при сварке.

1.4 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.4.1    Общие положения, относящиеся к освидетельствованию при изготовлении материалов и изделий, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности.

1.4.2    Освидетельствованию Регистром для конструкций, указанных в 1.1.1, подлежат:

.1 сварочные материалы;

.2 технологические процессы сварки (выбор сварочных материалов, подготовка деталей под сварку, сборка, предварительный и последующий подогрев, термообработка);

3 методы и объем контроля, критерии оценки качества швов.

1.S ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.5.1 Объем технической документации по сварке, предъявляемой на согласование по проекту судна в целом, определяется частью I «Классификация». Техническая документация на конструкции, указанные в 1.1.1, должна содержать сведения о сварке в объеме требований тех частей Правил, к которым конструкция относится.

133 Состав технической документации на сварочные материалы при их одобрении определяется 4.1.2.1.


Правила классификации и постройки морских судов

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СВАРКЕ

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1    Настоящие технологические требования применяются при сварке указанных в 1.1.1 конструкций.

Для выполнения сварочных работ и контроля сварных соединений на конструкциях, подлежащих освидетельствованию Регистром, предприятие должно иметь в своем распоряжении соответствующее оборудование.

2.1.2    В процессе сварки при низкой температуре должны быть обеспечены такие условия работы, чтобы сварщик мог выполнить сварные соединения качественно. Рабочее место должно быть защищено от ветра и атмосферных осадков.

2.1.3    Сварку конструкций следует, по возможности, производить в закрытых помещениях, отапливаемых в зимний период. При необходимости выполнения работ на открытых площадках должны быть приняты меры для защиты зоны сварки от ветра, влаги и холода.

При дуговой сварке в среде защитных газов следует исключить возможность нарушения газовой защиты от ветра и сквозняков. Как правило, для обеспечения надежной газовой защиты скорость воздушных потоков в зоне сварки не должна превышать 0,5 м/с.

Технологические процессы дуговой сварки в среде защитных газов, позволяющие выполнять качественную сварку при больших значениях скорости воздушных потоков, подлежат специальному одобрению Регистром.

При выполнении работ на открытых площадках в неблагоприятных погодных условиях рекомендуется всегда производить просушку свариваемых кромок путем подогрева.

2.1.4    Сварка при отрицательных температурах окружающего воздуха.

2.1.4.1 Если сварка конструкций выполняется при отрицательных температурах окружающего воздуха, должны быть приняты соответствующие меры, гарантирующие удовлетворительное качество сварных швов. К таким мерам относятся:

контроль и очистка свариваемых кромок от снега, инея и льда;

просушка свариваемых кромок путем подогрева, как минимум, до 20 °С;

предварительный местный подогрев свариваемых кромок перед сваркой;

применение теплоизолирующих средств;

применение технологических процессов, обеспечивающих необходимую положительную межпроходную температуру в процессе сварки.

Выбор конкретных мер, применяемых при выполнении работ по сварке при отрицательных

температурах окружающего воздуха, определяется изготовителем сварных конструкций и согласуется с Регистром в процессе одобрения технологических процессов сварки.

2.1.4.2 При обеспечении должного качества сварных соединений сварочные и все связанные с ними работы на конструкциях, подлежащих техническому наблюдению Регистра, изготовленные из судостроительной стали нормальной и повышенной прочности толщиной до 20 мм включительно, как правило, допускается производить при температуре наружного воздуха до - 25 °С. При этом для конкретных условий минимально допустимая температура окружающего воздуха для сварки без подогрева должна быть согласована с Регистром при одобрении технологических процессов сварки.

Подогрев кромок деталей на ширине 100 мм в обе стороны от шва, как минимум, до 20 °С должен производиться перед сваркой в следующих случаях при температуре окружающего воздуха:

до — 25 °С для сталей повышенной прочности при толщине деталей соединения более 20 мм;

ниже — 15 °С для поковок и отливок корпуса судна;

ниже — 10 °С для деталей соединений из полу-спокойной стали.

Подогрев следует осуществлять со стороны соединения, подлежащего сварке в первую очередь.

В случае понижения температуры окружающего воздуха в процессе сварки ниже минимально допустимого значения работы по сварке соединений следует прекратить после заполнения разделки с одной стороны соединения и выполнения подварочного шва или первого валика с другой стороны соединения. Перед сваркой после перерыва в работе следует, если необходимо, провести повторный подогрев или просушку кромок.

2.1.5    Сварка трубопроводов из низколегированной стали, трубопроводов главного паропровода, а также трубопроводов, работающих при темперапуре более 350 °С, должна производиться при температуре не ниже 0 °С.

2.1.6    Конструктивные требования к сварным швам, обеспечивающие прочность сварных соединений, изложены в соответствующих частях Правил.

2.1.7    Разделка кромок деталей под сварку должна производиться в соответствии со стандартами или по чертежам, одобренным Регистром.

2.1.8    Подготовка кромок под сварку должна производиться способами, обеспечивающими удовлетворение требований Правил к сварным соединениям.

2.1.9    Свариваемые кромки деталей должны быть очищены от масла, влаги, окалины, ржавчины, краски и других загрязнений.


7


Допускается сварка стальных деталей, покрытых грунтом, без удаления последнего; в этом случае грунт должен быть допущен Регистром после испытаний по Методике определения влияния на свариваемость защитных грунтов, не удаляемых перед сваркой1.

2.1.10    Если сварка конструкций выполняется при отрицательных температурах, свариваемые кромки должны быть очищены от снега, инея и льда и быть сухими.

2.1.11    Последовательность сварки конструкций должна быть такой, чтобы не возникали чрезмерные остаточные напряжения и деформации.

2.1.12    Если необходим подогрев деталей перед сваркой, при установлении температуры подогрева должны быть учтены: химический состав металла, способ сварки, толщина свариваемых деталей, уровень напряжений в сварном соединении и условия теплопередачи в конструкции от зоны сварки.

При сварке сложных конструкций температура подогрева является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

2.1.13    Сварка и резка под водой, а также сварочные работы на конструкциях, с обратной стороны которых во время сварки находится вода, являются предметом специального рассмотрения Регистрам.

2.1.14    При вварке листов, пластин и т. п. в жесткий контур должны быть приняты технологические меры, снижающие напряжения от сварки. Жестким контуром считается замкнутый по периметру вырез, один из размеров которого меньше 60 толщин листов в данном месте. В сложных конструкциях контур может считаться жестким и при больших отношениях размеров выреза.

2.1.15    Правка конструкций может производиться только в ограниченном объеме. Допускается правка тепловая с механическим воздействием и без него. При этом повреждения поверхности шва или листа не допускаются. Температура нагрева при тепловой правке не должна превышать 650 °С, но в любом случае нагрев не должен приводить к структурным изменениям в металле.

2.1.16    Термическая обработка после сварки требуется в тех случаях, когда необходимо устранение остаточных напряжений.

Вид термической обработки устанавливается предприятием в зависимости от свойств материала и согласовывается с Регистром.

2.1.17    Сварка деталей, изготовленных холодной гибкой из судостроительной стали, допускается без термической обработки, если внутренний радиус изгиба соответствует стандартам. При отсутствии таких стандартов он должен быть не менее трех толщин листа.

2.1.18 Сварочные материалы с контролируемым содержанием водорода в наплавленном металле должны храниться и перед употреблением подвергаться прокаливанию согласно рекомендациям изготовителя.

2.2 СВАРКА КОРПУСОВ СУДОВ И СУДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

2.2.1 Сборка деталей должна производиться таким образом, чтобы напряжения, возникающие при сборке и последующей сварке, были по возможности наименьшими. Работы по прихватке должны выполняться только лицами, имеющими соответствующую квалификацию. Прихватки должны выполняться сварочными материалами тех категорий, которые требуются для сварки конструкций. Прихватки не должны иметь дефектов, ухудшающих качество сварных соединений.

По требованию инспектора Регистра прихватки должны быть проверены на отсутствие трещин или других дефектов. Если в местах прихватки обнаружены трещины, они должны быть удалены до чистого металла и заварены. При сборке должно применяться минимальное число временных крепежных деталей, а при их приварке или прихватке должны выполняться указанные выше требования.

Выхваты и другие повреждения основного металла, образующиеся при удалении временных креплений, должны быть ликвидированы заваркой и зачисткой с обеспечением плавного перехода к основному металлу. При зачистке величина утонения основного металла не должна превышать допустимых отклонений по толщине листов, регламентируемых стандартами.

На следующих корпусных конструкциях выступающие остатки швов крепежных деталей должны быть удалены с последующей зачисткой (при этом допускаются утолщения, не превышающие допусков на усиление стыковых сварных швов соответствующих конструкций):

.1 на расчетной палубе (листах и продольном наборе, включая непрерывные продольные комингсы грузовых люков);

.2 на днище (листах и продольном наборе);

.3 на бортах;

.4 на ширстреке и скуловом поясе (листах и продольном наборе);

.5 на переборках, ограничивающих цистерны;

.6 на рамном наборе в танках;

.7 на конструкциях, расположенных в районах интенсивной вибрации.

Необходимость зачистки остатков швов временных крепежных деталей на остальных конструкциях устанавливается заказчиком.


Правила классификации и постройки морских судов

2.2.2    При сборке стыковых соединений допускается взаимное смещение листов до 0,1 толщины листа, но не более 3 мм.

2.2.3    Если вследствие неточной обработки соединяемых деталей или неточной сборки требуется исправление кромок наплавкой, оно может быть выполнено только по согласованию с инспектором Регистра. По согласованию с Регистром допускается ремонт подрезов, превышающих значения согласно табл. 3.3.2-1 и 3.3.2-2, заваркой или шлифовкой.

2.2.4    Назначение категории сварочных материалов для сварки конструкций из сталей нормальной и повышенной прочности.

Сварочные материалы должны применяться для сварки стали тех категорий, для которых они в соответствии с табл. 2.2.4 допущены Регистром. При этом следует руководствоваться следующими требованиями:

.1 для выполнения сварных соединений, в которых сталь нормальной прочности сваривается со сталью повышенной прочности, могут применяться сварочные материалы, соответствующие низшей категории из допускаемых согласно требованиям табл. 2.2.4 и настоящего пункта для каждой стали в отдельности (например, в сварном соединении сталей категорий D и Е32 могут применяться сварочные материалы категории 2);

.2 для выполнения сварных соединений, в которых свариваются стали одинаковых уровней прочности, но с разными требованиями по температуре испытаний на ударный изгиб, могут

применяться сварочные материалы низшей категории из допускаемых согласно требованиям табл. 2.2.4 для каждой стали в отдельности (например, для сварного соединения сталей категорий D32 и Е32 могут применяться сварочные материалы категории 2Y);

.3 для выполнения сварных соединений из сталей повышенной прочности, а также при сварке стали повышенной прочности со сталью нормальной прочности должны применяться сварочные материалы с контролируемым содержанием диффузионного водорода согласно табл. 4.2.3.4. Применение для этих целей сварочных материалов с неконтролируемым содержанием диффузионного водорода возможно только по специальному разрешению Регистра для сталей с углеродным эквивалентом (см. 3.2.2 части ХП1 «Материалы») Сэкв<0,41 после проведения испытаний по специально согласованной с Регистром программе;

.4 применение для сварки сталей нормальной прочности категорий А, В, D, Е сварочных материалов, получивших одобрение для соответствующих категорий сталей А40, D40, Е40 и/ипи F40, возможно только на основании специального разрешения Регистра для конкретных марок сварочных материалов;

3 применение для сварки сталей повышенной прочности сварочных материалов категории 1YS, 1YT, 1YM, 1YTM, 1YV допускается только для соединений с толщиной металла до 25 мм включительно;

.6 сварочные материалы, выбранные по табл. 2.2.4, могут быть назначены также и для сварки

Таблица 2.2.4

Категория

Судостроительная сталь

материала

нормальной прочности

повышенной прочности

А

В

D

Е

А32,

А36

D32,

D36

Е32,

Е36

F32,

F36

А40

D40

Е40

F40

1, 1S, 1Т, 1М, 1ТМ, IV

+

1YS, 1YT, 1YM, 1YTM, 1YV

+

+1

2, 2S, 2Т, 2М, 2ТМ, 2V

+

+

+

2Y, 2YS, 2YT, 2YM, 2YTM, 2YV

+

+

+

+

+

2Y40, 2Y40S, 2Y40T, 2Y40M, 2Y40TM, 2Y40V

См. 2.2.4.4

+

+

+

+

3, 3S, ЗТ, ЗМ, ЗТМ, 3V

+

+

+

+

3Y, 3YS, 3YT, 3YM, 3YTM, 3YV

+

+

+

+

+

+

+

3Y40, 3Y40S, 3Y40T, 3Y40M, 3Y40TM, 3Y40V

См. 2.2.4.4

+

+

+

+

+

+

4Y, 4YS, 4YT, 4YM, 4YTM, 4YV

+

+

+

+

+

+

+

+

-

4Y40, 4Y40S, 4Y40T, 4Y40M, 4Y40TM, 4YV

См. 2.2.4.4

+

+

+

+

+

+

+

+

'См. 2.2.4.5.



9


иной, чем предусмотрено указанной таблицей стали, если по механическим свойствам и химическому составу эта сталь эквивалентна стали, для которой был одобрен данный сварочный материал;

.7 электроды с рутиловым покрытием не должны применяться для сварки следующих соединений: монтажных стыков между секциями, всех стыков и пазов ледового пояса наружной обшивки,

стыков балок продольного набора, стыковых соединений судового корпуса толщиной более 20 мм,

массивных изделий (ахтерштевня, форштевня и х п.), а также стыковых соединений, свариваемых в условиях жесткого контура (контур считается жестким, если отношение наименьшего размера контура к толщине листа меньше 60);

.8 электроды с кислым видом покрытия не должны применяться для сварки конструкций, регламентируемых частью П «Корпус».

2.2.5 Назначение категории сварочных материалов для сварки конструкций из стали высокой прочности.

Сварочные материалы должны применяться для сварки стали высокой прочности тех категорий, для которых они в соответствии с табл. 2.2.5-1 и 2.2.5-2 допущены Регистром.

При этом следует руководствоваться следующими ограничениями и требованиями:

.1 в отдельных случаях Регистр может ограничить область применения конкретной марки сварочного материала только одной категорией прочности основного металла без распространения области одобрения на низшие категории стали высокой прочности в соответствии с табл. 2.2.5-2;

.2 для выполнения сварных соединений из сталей высокой прочности, а также для сварки стали высокой прочности со сталями повышенной или нормальной прочности должны применяться сварочные материалы с контролируемым содержанием диффузионного водорода и имеющие классификационные индексы Н5 или НЮ согласно табл. 4.2.3.4;

.3 для сварных соединений сталей высокой прочности не рекомендуется применение одно- и двухпроходной технологии сварки. Одобрение их применения Регистром возможно только на основании дополнительных испытаний по специально согласованной с Регистром программе;

.4 для сварных соединений сталей высокой прочности не рекомендуется применение электр-ошлаковой и электрогазовой сварки. Одобрение их применения Регистром возможно только на основании дополнительных испытаний по специально согласованной с Регистром программе;

.5 для сварных соединений сталей высокой прочности не рекомендуется применение много-дуговой и односторонней сварки на различных типах подкладок. Одобрение их применения Регистром возможно только на основании дополнительных испытаний по специально согласованной с Регистром программе;

.6 электроды с рутиловым и кислым типом покрытия не должны применяться для сварки конструкций из сталей высокой прочности;

.7 применение для сварки сталей высокой прочности сварочных материалов всех категорий, прошедших испытания в объеме требований 4.6, возможно только для соединений с толщиной основного металла не более 70 мм. Вопрос о применимости сварочных материалов для сварки стали толщиной свыше 70 мм является предметом специального рассмотрения Регистром и требует проведения дополнительных испытаний по специально согласованной с Регистром программе.

2.2.6 Назначение категории сварочных материалов для сварки конструкций из судостроительной стали, работающих при низких температурах.

Сварочные материалы для сварки конструкций из судостроительной стали, работающих при низких температурах, должны применяться в соответствии с требованиями табл. 2.2.6. При этом, при назначении категории сварочных материалов для сварки сталей повышенной прочности с индексом F следует руководствоваться требованиями, перечисленными в 2.2.4, со следующими дополнениями:

.1 в зависимости от степени ответственности и условий эксплутации конструкций Регистр может назначить более высокую категорию сварочных материалов (например, 5Y вместо 4Y и 5Y40 вместо 4Y40);

Таблица 2.2.5-1

Идентификация категорий сварочных материалов по темпд>атуре испытаний

Идентификация категорий стали высокой прочности по температуре испытаний на ударный изгиб

А(420/690)

D(420/690)

Е(420/690)

F(420/690)

3Y (42/69)

+

+

4Y (42/69)

+

+

+

5Y (42/69)

+

+

+

+

Таблица 2.2.5-2

Идентификация категорий сварочных материалов по уровню прочности

Идентификация категорий стали высокой прочности по уровню прочности

(A/F)420

(A/F)460

(A/F)500

(A/F)550

(A/F)620

(A/F)690

(3Y/5Y)42

+

(3Y/5Y)46

+

+

(3Y/5Y)50

+

+

+

(3Y/5Y)55

+

+

(3Y/5Y)62

+

+

(3Y/5Y)69

+

+


Правша классификации и постройки морских судов

Таблица 2.2.6

Категория сварочного материала

Категория судостроительной стали

F32

F36

F40

4Y, 4YS, 4YT, 4YTM, 4YV

+

+

4Y40,4Y40S, 4Y40T, 4Y40M, 4Y40TM, 4Y0V

+

+

+

5Y, 5YS, 5YT 5YM, 5YTM, 5YV1

+

+

5Y40, 5Y40S, 5Y40T, 5Y40M,

+

+

5Y40TM, 5Y40V 1

+

+

4Y42, 4Y42S, 4Y42M

+

+

5Y42, 5Y42S, 5Y42M 1

+

+

4Y46, 4Y46S, 4Y46M

+ 2

+

5Y46, 5Y46S, 5Y46M 1

+ 2

+

'см.ггбл.

гСм.2.2.6.2.

.2 применение сварочных материалов категорий 4Y46 и 5Y46, предназначенных для сварки сталей высокой прочности, подлежит дополнительному согласованию с Регистром.

2.2.7 Назначение категории сварочных материалов для сварки конструкций из алюминиевых судостроительных сплавов.

Сварочные материалы для сварки конструкций из алюминиевых судостроительных сплавов в зависимости от категории должны применяться в соответствии с требованиями табл. 2.2.7-1.

Практические области применения наиболее распространенных международных и национальных присадочных материалов, которыми следует руководствоваться при одобрении данных материалов, приведены в табл. 2.2.7-2.

Таблица 2.2.7-1

Категория

Судостроительные алюминиевые сплавы

сварочного

материала

Международные

Национальные

5754

5086

5083

5383, 5456

5059

6061,6005А, 6082

1530

1550

1561

1565ч

1575

(AlSiMgMn)

RA/WA (5754)

+

+

RB/WB (5086)

+

+

+

RC/WC (5083)

+

+

+

+

+

+

+

RC/WC (5383)

+

+

+

+

+

+

+

+

RC/WC (5456)

+

+

+

+

+

+

+

+

RC/WC (5059)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

RD/WD (6061)

+

+

RD/WD (6005А)

+

+

RD/WD (6082)

+

+

R1/W1 (1530)

+

+

R2/W2 (1550)

+

+

+

+

+

+

+

R3/W3 (1561)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

R3/W3 (1565ч)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

R4/W4 (1565ч)

+

+

+

+

R4/W4 (1575)

+

+

+

+

R5/W5 (AlSiMgMn)

+

+


Таблица 2.2.7-2

Марка сварочного

Судостроительные алюминиевые сплавы

ма!Сриала

Международные

Национальные

Обозначение

Код химического

состава

5754

5086

5083

5383, 5456

5059

6061, 6005А, 6082

1530

1550

1561

1565ч

1575

(AlSiMgMn)

Международные материалы1

AlMg3

+

+

5356

AlMg5

+

+

+

+

+

+

+

5183

AlMg4,5Mn

+

+

+

+

+

+

+

+

AlMg6Mnl

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Национальные материалы2

СвАМгЗ

AlMg3

+

+

СвАМг5

AlMg5

+

+

+

+

+

+

+

+

СвАМг61

AlMg6Mnl

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Св01597

+

+

+

+

приведены обозначения наиболее распространенных присадочных материалов для сварки международных алюминиевых сплавов (способы сварки 141=TTG и 131=МЮ) в соответствии с международным стандартом ИСО 18273.

2Приведены обозначения марок сварочной проволоки для сварки национальных алюминиевых сплавов для судостроения в соответствии с российским стандартом ГОСТ 7871 (способы сварки 141 = TIG и 131 = MIG).



1

См. Сборник нормативно-мегодических материалов Регистра СССР (книга четвертая).