Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

Купить НД 2-020101-095 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Общие требования

     1.4 Объем освидетельствований

     1.5 Материалы

     1.6 Система набора и шпация

     1.7 Приформовки и соединения

2 Корпус и надстройки судов

     2.1 Общие положения

     2.2 Наружная обшивка

     2.3 Днищевой набор

     2.4 Бортовой набор

     2.5 Настил и набор палуб

     2.6 Пиллерсы

     2.7 Переборки

     2.8 Цистерны

     2.9 Надстройки и рубки

     2.10 Вырезы в конструкциях

     2.11 Фальшборт

     2.12 Фундаменты

     2.13 Штевни, кронштейны гребных валов и боковые кили

     2.14 Шахты машинно-котельных отделений, комингсы люков и вентиляторов

3 Усиления судов для плавания во льдах

     3.1 Общие положения

     3.2 Ледовые усиления судов ледового класса Iсе2

4 Корпуса спасательных шлюпок

     4.1 Общие положения

     4.2 Наружная обшивка

     4.3 Набор

     4.4 Крепление устройств и оборудования

Приложение 1. Рекомендуемые типы стеклопластиков

Приложение 2. Физико-механические свойства стеклопластиков

Приложение 3. Указания по определению размеров связей корпусов судов и спасательных шлюпок расчетным методом

 
Дата введения01.01.2017
Добавлен в базу01.02.2017
Завершение срока действия01.01.2018
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-095

Этот документ находится в:

Организации:

30.09.2016УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2017 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.09.16

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть XVI

конструкция и ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ И ШЛЮПОК ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

НД № 2-020101-095

Санкт-Петербург

2017

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2017 года.

Настоящее двадцатое издание Правил составлено на основе девятнадцатого издания 2016 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования^ интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть П «Корпус»;

часть Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Ост ойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VTI «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть ХШ «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVm "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО;

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УТ МАКО S11A «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I — XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

ISBN 978*5-89331-345-1

Части XVI IT — XIX издаются только на английском языке в электронном виде.

© Российский морской регистр судоходства, 2017

11





ъ

^2

(ТУ" x^h

/ 1 1 ^ 10" 20)n

(2...3)*,

f=b-s2



Примечания: 1. Свободный поясок из стеклопластика типа Ш3, присоединенный поясок из стеклопластика типа VII2,

причем

■£уп = 0}7£ш (где Е -- модуль упругости).

2, Стенка из стеклопластика типа I2.


Рис. 2Л .3-4:

а — профиль в виде заготовки; б — профиль, формуемый на месте на заполнителе из пенопласта; в — то же, с усилением свободного пояска; г — профиль, формуемый на месте на оформителе из листового алюминия.

Примечания: 1. Усиление свободного пояска-— на основе стеклоткани или стекложгута.

2. Рисунок не регламентирует соотношений размеров для продольного набора.


0    2    4    6

Рис. 2.1.3-3

F, см2


2.1.4    Допускается определение размеров связей расчетным методом в соответствии с приложением 3.

2.1.5    Ширина присоединенного пояска принимается равной 1/6 пролета балки набора, если пластина Выполнена из стеклопластиков типов 1, V — VIII, и 1/10 пролета, если пластина выполнена из стеклопластика типа II, но в любом случае не более расстояния между параллельными балками набора.


Правила классификации и постройки морских судов

2.2 НАРУЖНАЯ ОБШИВКА

2.2.1    Толщина наружной обшивки днища и борта определяется по рис. 2.1.14 и 2.1.1-2 в зависимости от допускаемого изгибающего момента, приведенного в табл. 2.2.1.

2.2.2    Минимальная толщина наружной обшивки должна быть;

.1 не менее 4 мм для борта и 5 мм для днища при однослойной конструкции с любым типом армирования;

.2 не менее 3 мм для борта и 4 мм для днища при двух- или трехслойной конструкции.

2.2.3    Для наружной обшивки допускается применение стеклопластика следующих типов:

для корпусов длиной от 12 (5) до 15 м — I;

для корпусов длиной от (5) до (10) м — II;

для корпусов длиной от 12 (5) до 30 м — V;

для корпусов длиной от 12 (10) до 30 м — VII,

2.2.4    При толщине наружной обшивки от 3 до 6 мм стыки армирующего материала должны иметь перекрой 40 мм. Пазы укладываются без перекроя.

При толщине наружной обшивки 6 мм и более допускается укладка стыков и пазов армирующего материала встык без перекроя. В этом случае должно быть не менее восьми слоев армирующего материала.

2.2.5    В каждом соседнем слое пазы и стыки армирующего материала должны быть разнесены не менее чем на 100 мм.

Совмещение пазов и стыков в одном сечений допускается не менее чем через 6 слоев.

2.2.6    Жгутовая стеклоткань в слоях диагонального армирования не должна иметь стыков.

2.2.7    Толщина и ширина горизонтального киля и ширстрека определяются по табл. 2.2.1 (см. примечание 3).

2.2*8 Толщина обшивки кормовой оконечности (в том числе транца) должна быть не менее толщины обшивки днища.

2.2.9    Толщйны наружной обшивки и ширстрека в форпике принимаются такими же, как для средней части корпуса судна.

2.2.10    Горизонтальный киль и ширстрек должны выполняться заформовкой дополнительных слоев армирующего материала вперемежку с основными слоями наружной обшивки равномерно по толщине последней.

Изменение толщин следует проводить в соответствии с табл. 2.2.1 (см. примечание 5).

Tаблица 2.2.1

Длина судна, м

Шпация,

мм

^Йцоп> Н/М

Ширина, мм

днища

борта

горизон

тального

киля

шир

стрека

1

2

3

4

5

6

(5)

(350)

(1,4)

(0,8)

(400)

(300)

(7.5)

(350)

(2,0)

(1,3)

(475)

(400)

(Ю)

(350)

(ЗД)

(2,0)

(550)

(475)

12

350

4,2

2,8

600

575

15

350/400

5,2/6,7

3,5/4,5

675

650

17,5

400

8,0

5,2

750

750

20

400

9,0

6,0

825

825

22,5

400

10,2

6,7

875

925

25

400/450

11,4/13,6

7,5/9,5

950

1000

27,5

450

14,8

10,3

1025

1100

30

450

16,0

11,0

1100

1200


ь

Si

s2

( Т,5 ”

( 10 20 У'

(2...3М

Примечание. Основа стеклоткани в свободном пояске должна быть направлена вдоль балки.


Примечания: 1. Если принятая в проекте шпация отличается от приведенной в графе 2, то тжп изменяется пропорционально квадрату отношения принятой шпации к табличной.

2.    Для промежуточных длин судна тдоп определяется интерполяцией.

3.    Толщина горизонтального киля и ширстрека принимается равной 1,5 толщины днищевой обшивки.

4.    В графе 5 приведена ширина горизонтального киля на оба борта.

5.    Переход от толщин горизонтального киля и ширстрека к толщине наружной обшивки осуществляется на участке, ширина

которого определяется Щ расчета 50 ми на каждые 5 мм толщины указанных связей.

6.    Для судов длиной 15 и 25 м: в числителе приведены величины для меньшей шпации, в знаменателе—для большей,

7.    К днищевой обшивке относятся участки наружной обшивки:

на судах с остроскулыми обводами от линии киля до скулы;

на судах со скругленной скулой от линий киля до 1/3D.


13


23 ДНИЩЕВОЙ НАБОР

2.3.1    Флоры должны быть установлены на каждом шпангоуте.

2.3.2    В плоскости каждого рамного шпангоута должен быть установлен усиленный флор. Высота усиленных флоров принимается одинаковой с высотой вертикального киля или днищевых стрингеров в зависимости от того, что больше.

2.3.3    Размеры флора выбираются, как указано в 2.1.2, в зависимости от еш момента сопротивления, приведенного в табл. 2.3.3.

2.3.4    Минимальная толщина флоров должна быть 2 мм для П-образного профиля и 4 мм — для Т-образного профиля.

2.3.5    Если 1/2 ширины судна, измеренной по верхней кромке флоров, больше 0,75 м, должен быть установлен вертикальный киль. Если эта величина превышает 2,5 м, то, кроме вертикального киля, необходима установка одного днищевого стрингера с каждого борта.

Размеры вертикального киля и днищевых спрингеров приведены в табл. 2.3.5.

2.3.6    Пересечение днищевых стрингеров и флоров выполняется как показано на рис. 2.3.6-1 и 2.3.6-2 — без надреза флоров.

Таблица 2.3.3

Длина судна, м

Расчетная нагрузка, кПа

Момент сопротивления П-образного профиля, см3, дня шпации 400 мм при длине пролета, м

0,50

0,75

1,00

1,50

2,00

2,50

(5,0)

(20,0)

(15)

(25)

(50)

(100)

(7,5)

(30,0)

(20)

(40)

(70)

(150)

(260)

(10,0)

(40,0)

(30)

(50)

(90)

(200)

(350)

12,0

25,0

15

30

60

130

220

350

15,0

30,0

20

40

70

150

270

420

17,5

35,0

25

50

80

180

310

490

20,0

38,0

30

60

90

200

350

560

22,5

43,0

35

70

100

230

400

630

25,0

47,0

80

110

250

440

690

27,5

51,0

120

280

490

760

30,0

55,0

300

530

830


Примечания: 1. В таблице даны моменты сопротивления для шпации 400 мм; для других шпаций момент сОпротгтления изменяется пропорционально отношению: шпация, мм/400.

2.    При использовании Т-образного профиля момент сопротивления может быть снижен в три раза.

3.    Длина пролета измеряется по концам флора, если киля нет; от киля до конца флора, если есть Киль и нетдншцевого стрингера; между килем и стрингером или от стрингера до конца флора, смотря по тому, какой пролет больше.

4.    Для судов длиной от (5) до (10) м расчетная нагрузка принята с учетом возможного удара воды о днище при сбфосе на воду.

5.    Для судов длиной более 10 м расчетная нагрузка равна максимальной высоте борта при L:D=6 + 0,5 м.

6.    Если расчетная нагрузка значительно отличается от принятой в таблице, допустимо снижение момента сопротивления пропорционально отношению: расчетная нагрузка факгическая/расчетная нагрузка табличная.


Таблица 2.3.5

Длина судна, м

Шпация,

мм

Вертикальный киль.

мм

Дншцевый стрингер,

мм

Высота, мм

Толщина, мм

Сечение свободного пояска, мм

Высота, мм

Толщина, мм

Сечение свободного пояска, мм

(5,0)

(350)

(150)

(8)

(60x12)

—.

(7,5)

(350)

(180)

(9)

(70x14)

—.

(10,0)

(350)

(210)

(10)

(80x15)

12,0

350

240

11

90x15

■—

15,0

350

270

12

100x15

200

10

80x15

17,5

400

300

13

110x16

225

11

90x15

20,0

400

330

14

120x18

250

12

100 х 15

22,5

400

370

15

130x20

275

13

110 х 16

25,0

400

410

16

140x22

300

14

110 х 16

27,5

450

440

17

150x24

325

15

120 х 18

30,0

450

470

18

160x26

350

16

130x20


Примечания: 1. Размеры в таблице даны для Т-образного профиля с пояском из стеклопластика типа Ш3 и стенкой из стеклопластика типов I2, V2, VII2.

2. При использовании П-образного профиля из стеклопластика типа 1г момент сопротивления его должен быть увеличен в три раза. 3 . Размеры балок продольного набора даны для отсеков, длина которых составляет 30 % длины судна для судов длиной от 12 (5) до 20 ми 20 % — для судов длиной от 20 до 30 м. При большей длине отсека размеры балок продольного набора должны быть рассмотрены особо.

4.    При отклонении фактической шпации от табличной прочные размеры киля и стрингеров не изменяются.

5.    Для промежуточной длины судна момент сопротивления определяется интерполяцией.


матриватьея на протяжении не менее трех шпаций для каждого конца связи.

Рйе. 2.3.6-1

Примечание. Балка набора устанавливается в первую очередь и на рамной связи не режется.

2.3.8 Во флорах и днищевых стрингерах должны быть предусмотрены водопротоки. Рекомендуемая технология выполнения водопротока показана на рте, 2.3,8,

■ ■

1


h = 10,,, 25мм ; b = 4h

Рис. 2.3.8


Рис. 2.3.6-2

Примечание. Балка набора устанавливается в первую очередь и на рамной связи не режется.

Примечание. Прорезать на расстоянии 1/4 шпации от места пересечения с флором.

2.3.9 Соединение днищевого набора с бортовым допускается производить посредством накладок и приформовок.

2.4 БОРТОВОЙ НАБОР

Пересечение стрингеров с усиленными флорами выполняется вполурез (см. рис. 2.4.6).

2.3.7 Уменьшение высоты прерывистой продольной связи до высоты флора должно предус-

2*4.1 Размеры шпангоутов выбираются согласно требованиям 2.1.2 в зависимости от момента Сопротивления, приведенного в табл. 2.4.1.

2.4.2    Расстояние между соседними переборками, полупереборками и рамными шпангоутами не должно превышать шести шпаций.

2.4.3    Момент сопротивления рамного шпангоута должен быть не менее пятикратного момента сопротивления основного шпангоута.

Таблица 2.4.1

Длина пролета, м

Момент сопротивления профиля, см3

П-образного при шпации, мм

Т-образного при шпации, мм

350

400

450

350

400

450

1,0

47

54

61

12

18

20

1,2

76

87

98

29

29

33

1,4

107

128

138

35

41

46

1,6

147

159

180

47

53

59

1,8

200

228

256

70

76

85

2,0

290

330

370

93

110

123

2,2

369

420

470

123

140

157

2,4

500

570

640

150

189

210

Примечание. При наличии бортового стрингера момент сопротивления шпангоута должен приниматься равным 1,5 величины, определенной по таблице для пролета, измеренного от палубы до бортового стрингера или от бортового стрингера до флора, в зависимости от того, что больше.



2.4.4    При длине пролета шпангоута более 2,4 м необходима установка бортового стрингера.

2.4.5    Момент сопротивления бортового стрингера должен быть равен моменту сопротивления рамного шпангоута.

Примечания: 1. Рамные связи устанавливаются

вполурез.

2. Длина наружной накладки должна быть не более трех ширин пояска продольного набора. Перекрой в соседних слоях — 20 мм. Толщина накладки должна быть равна толщине пояска поперечного набора.


2.4.6    Пересечение рамного шпангоута и бортового стрингера производится только вполурез (см. рис. 2.4.6).

2.4.7 Пересечение бортового стрингера и шпангоута производится как указано на рис. 2.3.6-1 и 2.3.6-2 без надреза бортовой ветви поперечного набора.

2.5 НАСТИЛ И НАБОР ПАЛУБ

2.5.1    Толщина настила верхней палубы определяется по рис. 2.1.1-1 и 2.1.1-2 в зависимости от допускаемого изгибающего момента, приведенного в табл. 2.5.1.

2.5.2    Минимальная толщина настила палубы дожна быть равна 4 мм.

2.5.3    Толщина и ширина палубного стрингера определяются по табл. 2.5.1.

2.5.4    Для настила палубы допускается применение стеклопластика следующих типов:

для корпусов длиной от 12 (5) до 15 м — I;

для корпусов длиной от 12 (5) до 30 м — VI;

для корпусов длиной от 12 (10) до 30 м — VIII.

Настил палубы судов длиной от (5) до (10) м может изготавливаться из стеклопластика типа II.

2.5.5    Укладка армирующего материала должна выполняться в соответствии с требованиями 2.2.4 — 2.2.6.

2.5.6 В местах, подвергающихся сильному истиранию, должны быть предусмотрены утолще-

кия в виде накладок толщиной не менее 3 мм, если палуба в этих местах не покрывается специальным защитным слоем.

2.5.7 Размеры бимса выбираются согласно требованиям 2.1.2 в зависимости от момента сопротивления, приведенного в табл. 2.5.7.

Таблица 2.5,1

Длина судна, м

Шпация,

мм

ТЛдоп»

Н/м

Ширина палубного стрингера, мм

(5)

(350)

(0,8)

(300)

(7,5)

(350)

(1,3)

(400)

(10)

(350)

(2,0)

(475)

12

350

2,8

575

15

350/4GQ

3,5/4,5

650

17,5

400

5,2

750

20

400

6,0

825

22,5

400

6,7

925

25

400/450

7,5/9,5

1000

27,5

450

10,3

1100

30

450

11,0

1200

Примечания: 1. При отклонении от табличной шпации

тжоп изменяется пропорционально квадрату отношения принятой шпации к табличной.

2. Толщина палубного стрингера принимается равной толщине ширстрека (см. табл. 2,2.1).

3. Для промежуточных длин судна тдоп определяется интерполяцией.

Таблица 2.5.7

Длина пролета бимса, м

Момент сопротивления профиля, см3

П-образного при шпации, мм

Т-образного при шпации, мм

350

400

450

350

400

450

1,0

16

18

20

U

24

27

30

1,4

33

38

43

1,6

43

49

55

15

17

19

1,8

52

59

66

18

20

22

2,0

65

74

83

23

25

27

2,2

80

90

100

26

30

34

2,4

98

ПО

124

32

37

42

Примечан и е. Расчетная длина пролета бимса измеряется между концами бимсовых книц от конца кницы до карлингса или между карлингсами, смотря по тому, что больше.


Настоящее двадцатое издание Правил, по сравнению с предыдущим изданием ('2016 г.) содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ и ШЛЮПОК ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА 1. Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ XVI, КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ и шлюпок

ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

1    Общие положения. , , . , ...... .    5

1.1    Область распространения ........ 5

1.2    Определения и пояснения....... .    5

1.3    Общие требования....... 5

1.4    Объем освидетельствований ......,    .    5

1.5    Материалы.......... 6

1.6    Система набора и шпация .........    6

1.7    Приформовки и соединения . ....... 6

2    Корпус и надстройки судов........    9

2.1    Общие положения .............    9

2.2    Наружная обшивка. ...... 12

2.3    Днищевой набор ............. 13

2.4    Бортовой набор . . ...... 14

2.5    Настил и набор палуб . ........ ,    15

2.6    Пиллерсы...... 16

2.7    Переборки........... 16

2.8    Цистерны...... 17

2.9    Надстройки и рубки . . . . ....... 18

2.10    Вырезы в конструкциях .........    19

2.11    Фальшборт.     20

2.12    Фундаменты ............... 20

2.13    Штевни* 1ф0нштейны гребных валов

и боковые кили..............20

2.14    Шахты машинно-котельных отделений,

комингсы люков и вентиляторов......21

3    Усиления судов для плавания

во льдах.................22

3.1    Общие положения.............22

3.2    Ледовые усиления судов ледового класса 1се2 22

4    Корпуса спасательных шлюпок.....23

4.1    Общие положения.............23

4.2    Наружная обшивка............23

4.3    Набор...................23

4.4    Крепление устройств и оборудования ... 24 Приложен ис 1. Рекомендуемые типы

Стеклопластиков..............26

Приложение 2. Физико-механические

свойства стеклопластиков.........27

Приложение 3. Указания по определению размеров связей корпусов судов и спасательных шлюпок расчетным методом..................30


ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ И ШЛЮПОК ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1 Требования настоящей части Правил распространяются:

.1 на водризмещающие суда из стеклопластика длиной от 12 до 30 м, скорость которых ir< 3,05y/L уз., а отношения главных размерений находятся в пределах:

длина судна к высоте борта L:D = 6... 10; ширина судна к высоте борта B:D=2 ... 2,5; длина судна к его ширине Ь:В=Ъ ... 5.

Если отношения главных размерений выходят за указанные пределы, конструкция и размеры связей корпуса являются предметом специального рассмотрения Регистром;

.2 на спасательные шлюпки длиной от 4,5 до 12 м.

1*1.2 Настоящая часть Правил может быть также распространена:

.1 на водоизмешающие суда длиной от (5)1 до 12 м и свыше 30 м, причем конструкция судов длиной свыше 30 м является предметом специального рассмотрения Регистром;

.2 на суда глиссирующие, на воздушной подушке и подводных крыльях, причем конструкция таких судов является предметом специального рассмотрения Регистром.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к обшей терминологии Правил, приведены в 1.1 части! «Классификация».

Определения размерений судов приняты в соответствии с частью II «Корпус».

В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Однослойная коне т ру к ц и я — конструкция, которая состоит из пластины, подкрепленной набором.

Двухслойная конструкция — конструкция, которая состоит из двух пластин, соединенных набором, расположенным между ними.

Трехслойная конструкция — конструкция, которая состоит из двух пластин, соединенных между собой средним слоем из

'Указания для судов длиной мевее 12 м приведены в настоящей части в скобках.

пенопласта, сот и т. п., причем средний слой является несущим и воспринимает нагрузку совместно с пластинами.

1.3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.3.1    Требования настоящей части применимы:

.1 если наружная обшивка формуется как одно целое или в виде двух половин (правой и левой), соединяемых но килю и штевням;

.2 для судов, имеющих следующие соединения секций корпуса:

наружной обшивки в д иаметральной плоскости,

палубы с бортом,

надстроек и рубок с палубой;

.3 при однослойной конструкции наружной обшивки, настила палубы и прочных переборок судов;

.4 при одно- и трсхслойной конструкциях стенок рубок и надстроек судов;

.5 для корпусов спасательных шлюпок одно-, двух- и трехслойной конструкций.

1.3.2    Размеры связей двух- и трсхслойной конструкций, а также применение композитных конструкций являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром, если в настоящей части Правил отсутствуют специальные требования.

1.3.3    На чертежах конструкций из стеклопластика необходимо указывать не толью толщину пластин, мм, но и число слоев армирующего материала и суммарную массу армирующего материала, кг, приходящуюся на 1 м2 поверхности пластика.

1.3.4    Во всех случаях технология формования корпуса должна быть одобрена Регистром.

1.3.5    Регистр может одобрить иные, отличающиеся от приведенных в настоящей части конструкторские решения при условии выполнения требований 1.3.3.1 Общих положений о классификационной и иной деятельности.

1.4 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.4.1 Общие положения по освидетельствованию корпуса изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности.


Правила классификации и постройки морских судов


1.4.2    После рассмотрения и одобрения технического проекта судна в целом освидетельствованию Регистром при изготовлении корпуса подлежат:

.1 исходные материалы для формования корпусных конструкций;

.2 состояние и микроклимат производственных помещений;

.3 технологическая оснастка, применяемая при формовании корпусных конструкций;

.4 формование секций наружной обшивки с набором;

.5 формование секций палубы;

.6 формование переборок;

,7 формование цистерн;

.8 формование надстроек и рубок;

.9 формование фундаментов под плавные двигатели, а также под другие механизмы и устройства, подлежащие освидетельствованию Регистром;

,10 формование комингсов, тамбуров и подобных ограждений вырезов в корпусе;

.11 штевни и Кронштейны гребных валов,

1.4.3    До начала изготовления конструкций, перечисленных в 1.4.2, Регистру должна быть представлена на одобрение техническая документация по корпусу в объеме, предусмотренном в 3.2.3 части I «Классификация».

1.4.4    В процессе изготовления конструкции корпуса, перечисленные в 1.4.2, подлежат освидетельствованию в отношении выполнения требований части XIII «Материалы» и соответствия одобренной Регистром технической документации.

1.4.5    Методика проведения и результаты испытаний жесткости и прочности готовых конструкций в каждом случае являются предметом специального рассмотрения Регистром.

1.5 МАТЕРИАЛЫ

1.5.1    В настоящей части Правил предусмотрено применение типов стеклопластиков, перечисленных в приложении 1.

1.5.2    Помимо перечисленных в приложении 1 могут быгь применены стеклопластики с другими сочетаниями армирующих материалов и связующих, а также с другими схемами армирования после представления Регистру исчерпывающих сведений о механических свойствах стекпоппастиков и одобрения последних

1.6 СИСТЕМА НАБОРА И ШПАЦИЯ

1.6.1 В настоящей части Правил предусмотрено применение поперечной системы набора корпуса судов.

Конструкция и размеры связей корпуса при продольной или смешанной системе набора являются предметом специального рассмотрения Регистром.

1.6.2 Нормальная шпация поперечного набора приведена в табл. 1.6.2.

Если принятая шпация отличается от приведенной в табл. 1.6.2, производится пересчет толщин и размеров связей в соответствии с требованиями 2.2, 2.3 и 2.5.

1.6.3    В форпике шпация должна быть не более:

300 мм при L от 12 (5) до 15 М;

350 мм при 15 < /. < 295 м;

400 мм при L от 25 до 30 м (включительно).

1.6.4    Расстояние между стойками поперечных водонепроницаемых переборок принимается равным шпации набора корпуса.

Для переборки форпика расстояние между стойками принимается равным шпации в носовой оконечности.

Шпация стенок надстройки или рубки принимается равной шпации корпуса однослойной конструкции.

1.7 ПРИФОРМОВКИ И СОЕДИНЕНИЯ

1.7.1    Приформовочныс угольники продольною и поперечного наборов формуются на месте (мокрые угольники), армирующий материал — стеклохолст. В виде исключения допускается стеклоткань сатинового и полотняного переплетений. Жгутовая стеклоткань не допускается. Соединяемые поверхности перед приформовкой необходимо тщательно зачистить.

По согласованию с Регистром может быть допущена формовка угольников методом напыления.

1.7.2    Толщина приформовочного угольника должна быть равна 1/2 толщины приформовывасмой стенки Т-образной балки набора и толщине стенки П-образной балки набора. Ширина приформовочного угольника и схема укладки армирующих слоев должны отвечать требованиям, приведенным на рис. 1.7.2-1 и 1.7.2-2. В любом случае ширина должна быть нс менее 30 мм для приформовочных угольников набора и 50 мм для приформовочных угольников поперечных водонепроницаемых переборок.

Таблица 1.6.2

Длина судна, м

Шпация, мм

12(5)...15

350

15<£<25

400

25...30

450


а)    6)

1.7.3 Толщина приформовочных угольников переборок, платформ, стенок надстроек и рубок должна быть равна толщине обшивки переборки, настила платформы, стенки надстройки и рубки соответетвешо.

1.7.4    Для болтовых соединений должны выполняться следующие требования:

.1 отстояние болтов от кромки пластины должно быть не менее трех диаметров болта;

.2 диаметр болта должен быть равен толщине наиболее толстого из соединяемых листов;

.3 шаг болтов должен быть не менее четырех диаметров болта;

.4 детали болтовых соединений должны иметь надежное антикоррозионное покрытие или должны изготавливаться из коррозионно-стойких материалов;

.5 под гайку и головку болта должны быть подложены шайбы диаметром, равным не менее

2,5 диаметра болта; толщина шайбы — 0,1 диаметра болта, но не менее 1,5 мм.

1.7.5    Конструкций соединений, выполненных с применением клепки, подлежат специальному рассмотрению Регистром.

а)    б)

1.7.6    Соединение листов неответственных или малонагруженных конструкций допускается выполнять в виде формованного стыка (см. рис. 1.7.6). Соединяемые поверхности перед наложением накладок необходимо тщательно зачистить.

1.7.7    При изготовлении наружной обшивки судна в виде двух половин (правого и левого борта) их соединение в диаметральной плоскости следует выполнять посредством накладок (см. рис. 1.7.7). Накладки должны формоваться на основе стеклоткани типа III или IV для всех длин корпуса. Толщина каждой накладки s должна быть равна 0,7 толщины горизонтального киля sK (см. табл. 2.2.1). Полная ширина накладки должна быть не менее 200 мм -f 15 sK.

1.7.8    Толщина накладок должна уменьшаться к краям до толщины одного слоя стеклоткани. Уменьшение толщины обеспечивается постепенным увеличением ширины накладываемых лент: первый слой накладки формуется на основе ленты шириной 100 мм (по 50 мм на сторону), последующие ленты (по одной или по две — три) накладываются с шириной 140, 180 мм и т.д.

1.7.9    Соединение палубы с бортом следует выполнять внешними и внутренними приформо-вочными угольниками (накладками) в соответствии с рис. 1.7.9. Угольники должны формоваться на основе стеклоткани типов III и IV. Развернутая ширина приформовочных угольников 2Ь должна быть не менее 200 мм 4-15sm (где sm — толщина ширстрека). Толщину приформовочного угольника следует принимать равной 0,7 sm.

1.7.10    Распределение слоев в приформовочных угольниках должно выполняться в соответствии с требованиями 1.7.2.

а— размеры приформовки; 6 — схема укладки слоев при приформовке полосами стеклохолста или стеклоткани

S1, мм

3

4

5

6

8

10

Ьи мм

30

30

40

50

60

70

а — размеры приформовки; б — схема укладки слоев при приформовке полосами стеклохолста или стеклоткани

мм

3

4

5

6

8

10

12

14

&ь мм

30

30

40

50

60

70

90

100


Рис. 1.7.6:

/и —ширина накладки (7Н = 200+ 15^, мм); S\ —• толщина соединяемых пластин; s2 — толщина накладки (s2 = 0,5S))


Номера слоев стеклоткани накладки

.Si, мм

$2з ММ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ширина накладки, мм

6

3

100

150

150

200

200

250

зоо

8

4

100

100

150

150

150

200

250

250

300

10

3

100

100

150

150

200

200

250

250

300

300

14

7

100

100

150

150

200

200

250

250

300

300

330

350

400

400

Примечания; 1. Направление основы стеклоткани накладки должно быть перпендикулярно к стыку секций.

2.    Зазор 1 — 2 мм.

3.    Материал накладки — стеклопластик на основе стеклоткани сатинового или полотняного переплетения. Применение


стеклохолста не допускается.



Рис. 1.7.7

Ь — 1/2 развернутой ширины угольников Примечание. Со стороны наружной обпщвки поверх» ности палубы и борта должен быть уложен дополнительный слой ткани, перекрывающий приформовочный угольник на 100 — 150 мм с каждого края, с направлением основы вдоль корпуса судна

9


2 КОРПУС И НАДСТРОЙКИ СУДОВ

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1 Толщина листов наружной обшивки, настилов палуб, обшивки переборок и т. п. должна Определяться по рис. 2.1.1-1, 2.1.1-2 и 2.1.1-3 в зависимости от приведенного в табл. 2.2.1 изгибающего момента тдоп, допускаемою для участка обшивки шириной 1 см.

По рис. 2.1.1-1 определяется толщина листов из стеклопластика с содержанием стекла, указанным в строке 1 табл. 1 — 6 приложения 2.

По рис. 2.1.1-2 и 2.1.1-3 определяются толщины стеклопластиков с содержанием стекла, указанным в строках 2 и 3 указанных таблиц.

Структуры армирования, указанные в строках 1 и 2 табл. 1, 2, 5 и 6 приложения 2, используются для формования наружной обшивки, настила палубы, обшивки переборок и т.н.

Структура армирования, указанная в строке 3 табл. 3 и 6 и в строке 2 табл. 1, используется для выполнения набора, который должен формоваться в специальных приспособлениях и обжиматься при изготовлении.

2.1.2    Для балок набора корпуса в настоящих Правилах предусматривается применение П-образнмх профилей из стеклопластика типа 12 и Т-образных профилей со свободным пояском из стеклопластика типа IIЬ и стенкой из стеклопластика типа 12.

2.1.3    Размеры балок набора определяются по рис. 2.1.3-1, 2.1.3-2 и 2.1.3-3 в зависимости от момента сопротивления поперечною сечения балок с присоединенным пояском.

По рис. 2.1.3-1 определяются размеры элементов сечения балок 11-образного профиля.

По рис, 2.1.3-2 и 2.1.3-3 определяются размеры элементов сечения балок Т-образного профиля, причем рис. 2.1.3-3 представляет собой начальную часть рис. 2.1.3-2, показанную в укрупненном масштабе.

Размеры балок днищевого набора (вертикального киля и днищевых стрингеров) определяются в соответствии с требованиями 2.3.5.

Рекомендуемая конструкция П-образных и Т-образных балок набора показана на рис. 2.1.3-4 и 2.1.3-5.


VI

,wa

■О

ГЧ)

«Г'

VII

в

"■ЯН

0

■ 5*3'

О?

о

.■шш

55

Я

сг

ГПдОП,

Н-м

12    14    16    18    .V.    мм

Рис. 2.1.1-1

VIII

<N

0

‘о

сгГ1'

Ь-511

СГ


п


В

*9

1,0


Обозначения армирующего материала: СтеклОхояст(Х)

Жгутовая стеклоткань (рогожка) параллельной укладки (Р) Жгутовая стеклоткань, уложенная под углом 45° (45° Р) Жгутовая стеклоткань, уложенная под углом - 45° (- 45° Р) Стеклоткань или стеклоеетка параллельной укладки (Т) mu (С)

Правила классификации и постройки морских судов



_^^_I_I_I_I_I_I_I_

2    4    6    8    Ю    12    14    16    18    20    s,mm

Рис. 2.1.1-3


а = (1,4 ...2,0)h; h - (0,7...1,0)h;

$1 = (lo ■■■Ts)h’ S2 = 3 S;/

F = b S2;


Рис. 2Л.З-1

Примечание.Профиль и присоединенный поясок из стеклопластика типа 12.