Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

43 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1. Проведение санитарно-гигиенического контроля за уровнем загрязненности воздуха в аэропортах и других эксплуатационных предприятиях ГА. Оценка полученных результатов

2. Методика расчета, установления и контроля нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ)

3. Методика определения и контроля норм предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами предприятий ГА

4. Санитарно-гигиеническая оценка загрязненности сточных вод, сбрасываемых предприятиями ГА в окружающую среду и канализационную систему города

5. Методика санитарно-гигиенической оценки состояния объектов окружающей среды базовых предприятий ПАНХ

Приложение 1. Протокол отбора и анализа проб атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны

Приложение 2. Протокол отбора и анализа проб воды, почвы, растительности

Приложение 3. Протокол отбора и анализа проб смывов

Приложение 4. Протокол санитарно-гигиенического обследования базового предприятия ПАНХ

Приложение 5. Рекомендуемые методы анализа химикатов в объектах внешней среды

Дополнение к приложению 5. Чувствительность методов определения пестицидов в объектах внешней среды

6. Санитарно-гигиенический контроль за загрязненностью почв

Литература

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

05.12.1984УтвержденНачальник МСУ МГА
РазработанГОСНИИГА
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство гражданской авиации

Государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт гражданской авиации

МЕТОДИКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Москва 1985

Ш 504.064.2:656.7 Исполнители

Соколов Н.Л., канд.биолог.наук Маранова U.P.

Миронова Р.ф.

Белан В.С.

Ясонов В.В.

Курасоаа Ц.А.

Зелинская О.В., канд.мед. наук Доыевдк Ы.В.

Деыеакевич С.Э., канд.тохн.наук XecsoBCKHfl U.b., канд.техн.наук Котдяр В.к.

методика предназначена для СЭС ГА и Рабочих груш авжапред-приятий до охране природы.

Технический редактор Т.А.Кочергяна Корректор И.Н.Горельникова

Подл, в печ. 25.11,85. Формат 60x84/16. 2,2 уел. печ. л. 2.5 уч.-изд. л. Тираж 34U экз. Заказ 488. Бесплатно.

ГосНИИ ГА. 103340. Москва, К-340, аэропорт Шереметьево.

Ротапринтная ГосНИИ ГА

Ад ал из воздуха на твердые частицы рекомендуется проводить либо гравиметрпчесч-ы методом, либо с помощью специально выпускаемых отечественное дромшденностью пылемеров Ш1-1, РИД-4 и др.

Определение 3,4 бензпирена рекомендуется проводить флуоресцентно-спектральным методом, основанным на использовании спектрографа ЙСД-ЗХ с фотоэлектрической приставкой ФЭП-1 [12].

Определение углеводородов, включая алифатические и ароматические соединения, рекомендуется проводить газпхроматографическим методом. Этим не методом одновременво могут определяться кисдо-родсодерхацке органические соединения. Наиболее приемлемым детекторов для фиксации углеводородов и кислородсодержащих органических земств является пламепно-ионизационный детектор (ШШ). для экспресс-определения паров бензина пли керосина в воздухе рабочих зон целесообразно использовать газоанализаторы типа ИГА ВПП.

Нетод газовой хроматографов обладает возможностью обнаруживать очень небольшие количества химических соединений в газовых смесях сложного состава. Газохроматографяческое определение отличается высокой специфичностью обнаруживаемых ингредиентов, хорошей восарОЕзводпмостью получаемых результатов, достаточной точностью.

немаловажно и то, что с помощь» гавохроматографического метода отбор дрсб ыозде проводить очень быстро, без использования электрической эвергьи.

Ссобедно аозрагхааг депозите льны;; нечестна газовой хроматографии, когда, зсть моэысмаосьь ясаользонл-гь современные высокочувствительны:: детекторы - пламенно-ионя*склонный, электронного эахвага, водородный, гелиевым, терыэкс-н^уктметрический и др.

о пасюм^е время отечественная прсмгдгхвиность выпускает 2ьь'м pa3HC06pasai<s хроматографы, снсбгекхае указанными детекторами. наиболее рнепростр-оденными зз отечественных хроматографов аьдяются ицаи»-'6!: > *Пгохро*к:. "Кефтекя*"* яЙыру-ХромИ, "Цвет" серн» ХОй л др-    газовой хроматограф:' - :рдвсообразно кспользо-

зать л’ сочетпнап о другой нет одами саэдгарпо-хамического знали-;;*о*:оэдактроксдорЕ»е-р-£, кефалометрия, спектрофотометрия, инфракрасная сдектроокопиь а др,).

Опенка урОЕЕЬ загрязненности воздуха удачно проводится комплексно. Отбор проб воздуха для гаяокроматогр&фичвекого анализа реаомеддуетсн осуществлять одновременно с отбором проб для анализа другими методами. Пробы воздуха для гаг хроматографического анализа можно отбирать з герметизируемые ах ;:зянню медицинские шприцы или газовые яыпеэдн. х- отдельных случаях допускается про-

•3

изиодить отбор з veiки Дугласа, футбольные таи волейбольные галеры (определение окиси углерода, ыетана, других нерастворимых э воде н яесорбнруемых резиной веществ).

Пробы воздуха (в герметически закрытых ядрицах яди гаэовых пипетках) доставляются в лабораторию в горизонтальном лодотенгн. Анализ проб проводится по возможности в день отбора.

Определение углеводородов и кислородсодержащих органических веществ (адетон, этанол и др.) рекомендуется дрозоднть на гавовом хроматографе с пламенно-ионизационным детектором. Обычно для качественного н количественного анализа вредных веществ используются по две параллельные стальные колонки с внутренним диаметром 3-4 шь заполненные различными набивкам*. Одна из талах методик отработана в ГосНИИ ГА и может быть рекомендована для газохроматографического анализа ацетона, этанола, бензола и других вредных вездгстз в воздухе.

I колонна.

Набивка - силиконовая смаэка дС-550 на яималите; длина колонки - 3 м; внутренний диаметр - 4 мм; температура разделения - 100-П0°С; температура инъектора - 130-140°С; газ-носитель - гелий (допускается также азот); скорость газа-носителй - 40 мд/мин; скорость водорода - 30 мд/мин; скорость воздуха - 300 мл/мин.

Д колонка.

Цабжвка - парадах GL; длина колонки - гм; внутренний диаметр - 4 мм; температура разделения - 150°С; температура инъектора - 160-170^; газ-воситель - гелий (азот); скорость газа-носителя - 40 мл/мин; скорость водорода - Зи мд/мин; скорость воздуха - 300 мд/мин.

Водород попадает в детектор обеих колонок либо из баллона, либо из генератора. Подача воздуха осуществляется дкбо вэ компрессора, либо 23 газового баллона.

На обеих колонках анализ производится после тщательной продувки колонок в выхода прибора на нулевой реким. Проверка яго-

10

толностж" npzOopa к анализу проводится во показаниям саиоднсца др£ максимальной чувствительности усилителя хроматографа.

Объем дроби для анализа обычно составляет от 2,0 до 5,0 мд. Качественнее показатели до идентификации вредных веществ, присутствующих в пробе, определяются до времанж выхода я времени удерживания путем сравнения экспериментальных данных с фактическими показателями чистых взщесгв (на обеих колонках). Дня количественного обсчета показания строился калибровочная график (до чистым веществам). Впуск в хроматограф чистых задесть осуществляется при помощи микр шприца.

Чувствительность усилителя хроматографа подбирают таким образом, чтобы снгпапы детектора от всех анализируемых пиков укладывались на ленте самописца. Обычно эти величины близки к максимальным зкаченной. Точно также следует поступать и при асвользо-вааиг других методик гавохроматографического анализа [12-18,233.

Помимо непосредственного анализа проб воздуха, несомненно, целесообразным является газохроматографяческяй анализ с концентрированием анализируемых зедеств на твердых сорбентах (актязмрован-кый уголь, силикагель я др.) с последующей десорбцией их органическим растворителем иди током газа-носителя [13,183.    иоб дух

пропускают через сорбент в течение 20-Зи ыпн. Общий объем анализируемого воздуха может составлять 100 - 150 и более литров. Десорбцию с твердого сорбента для анализа легкохипящкх органаческкх соединений можно проводить бензиновым спиртом или другим подходящим растворителем (в зависимости от целей работы). Количество растворителя обычно обставляет 2-3 мл. После извлечения вредных веществ с твердого сорбента, аробу вводят в испаритель хроматографа с помощью мнкроиприца (объем пробы 1-2 микролитра). Этот способ анализа позволяет увеличить предел определения вещества в воздухе в десятки раз. Можно пользоваться и другими способами концентрирования определяемых веществ из воздуха (вымораживание, упаривание ■ др.).

для газохроматографического анализа углекислого газа в воздухе рекомендуется пользоваться хроматографом, снабженным детектором до теплопроводности.

Одним из таких хроматографов является ХД-69. Прибор позволяет определить содержание углекислого газа в воздухе в концентрациях от 0,01 до 1оО%. Хроматографическую колонку рекомендуется заполнять нолюорбом-1и2. Температура термостата колонки - 50°С. Гав-носитель - гелий. Скорость газа-носителя - 40-50 мл/мин. Объем дробы - 5 мл. Ток детектора - 75-85 мА.

II

Расчет содержания углекислого газа в воздухе проводится по калибровочному графику. Кго строят по эталонным газовый смесям углекислоты в азоте или яовдухе. Рекомендуется использовать такие газовые смеси, состав которых будет близок к предполагаемому содержанию углекислоты в анализируемом воздухе.

Определение других вредных веществ в атмосферном воздухе проводится в случае установления их повышенного выбросе. Такими веществами могут быть аэрозоли смазочных масел, форыажьдэгхны, пары различных растворителей, кислоты и др. Их определенно проводятся общепрвннгнми санитарно-химическими методами [12-18].

2. Методика расчета, установления и контроля нормативов предельно допустимых выбросов ( ШШ ).

Расчет нормативов ПДВ.

фоновая концентрация вещества в окрестностях авиапредприятия Сф, мг/м3;

предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе населенных пунктов 1Щ, ыг/м3, и ряд других физико-химических и метеорологических показателей.

Норма ШШ рассчитывается по формуле


ВДВ


к » (Ш - Сд.)


CD


где См


расчетная максимальная приземная концентрация данного вещества в воздухе авиапредприятия, мг/м3, определяется по формуле:


для одиночного источника, выбрасывающего нагретую газовоздушную смесь


а • *    •    а


(2)


где^"К


аТ


“ 4й ГЪ^т

комплексный безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания вредных веществ и условия выхода газовоздушной смеси из устья источника;

|)зность между температурой выброса и температурой окружающего воздуха, °С:

для одиночного источника, выбрасывающего холодную газо-воздушную смесь


d • If


(3)


Фоновую концентрацию Сф, как правило, представляют местные органы Госкомгидромета и СЭС крупных населенных пунктов.

Расчет значения Сы с перебором различных скоростей ветра выполняется на ЭВЬ аС-1и22 по унифицированной программе УИРЭл-

Ь С .


Установление нормативов ДдВ.

Нормативы ВДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выброса, каждого вещества и в целом по предприятию только для значений, когда См £ UЖ и (Ада - Сф) > и.

В тех случаях, когда См > Ш < Сф, устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСЗ) на уровне фактических выбросов ж разрабатываются мероприятия по снижению количества выбрасывае-


13


кого з атмосферный воздух вещества, и бодзьмкнс?зе случаев такими мероприятиями являются: установка пыле- или золоуловителей (для пыдей и золы), зклачение в систему вентиляции устройств для термического дожигания или каталитического раскисления ^для углеводородов и паров органических растворителей, «спользуемых при лакокрасочные работах), перевод котельных с угля на мазут или с мазута на природный газ, ооъединение многочисленных мелких источников в один или несколько более крупных выбросов, смена технолога» производства менее токсичную и другие.

подход к -.становлению нормативов iUub также является дифференцированным. ^сли в период действия нормативов (до 5 лет) предполагается ввод новых производственных модностей, иыеюЕЦСС вентиляционные или другие выбросы того или иного вещества, хо норматив Лдн для этого вещества рассчитывается по формуле (1) с учетом планируемой перспективы. лсЛк ввод новых модностей не предполагается, то значение пдз принимается равными (х,£ * lf4)"k в зависимости от вида вещества, по с обязательной проверкой на она. возможных концентраций вещества а атмосферном воздухе при неблагоприятных метеорологических условиях.

При установлении 11д» учитывается направлен*?, ветров. Особенно это Еажно, когда предприятие находится а черте городе или вблизи его территории имеются жилые дома, другие коммунальные объекты иди зоны отдыха.

лонтроль за соблюдением нормативов Пай.

Основными критериями качества ахмосферього воздуха при установлении DAii для источников загрязнения атмосферы являются Даь.

При этом требуется выполнение соотношения См/ШиС <. 1.

Постоянный контроль за соблюдением нормативов 1W* возлагается на предприятия, периодический (инспекционный) - на Государственную инспекцию но контролю за уровнем загрязнения окружающей среды.

Up-и контроле нормативов iUx> основными должны быть прямые методы, использующие измерения концентрации вредных веществ и объемов газовоздулнеа смеси возле газоочистных установок пли в местах непосредственного выделения веществ :< атмосдору.

при контроле за соблюдением Пдд 'Хо) выоросы вредных веществ оппеделяют за период времени ?** мин , к которому относятся максимально разовые цдл, а также в среднем за сутки, месяц и год. для повышения достоверности контроля за пдю (ЬСа), и также при невозможности применения прямых методов могут использоваться балансовые, технологические иди групповые методы.

14

Министерство гражданской авиации Государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт гражданской авиации

УТдйУадлк;

"    X//_Х?сч    г.

МЕТОДИКА САНИТАРНО-ГИШЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ОКРГ£Ш&\ СРЦДЦ НА ПРЕДПРИЯ’ШЯК ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

I. Проведение санитарно-гигиенического контроля за уровнем загрязненности воздуха в аэропортах и других эксплуатационных предприятиях ГА. Оценка полученных результатов.

Принятый 25 нюня 19«о г. Эакон СССР "Об охране атмосферного воздуха", как и ряд последующих Постановлений дй. КПСС и Совета Министров СССР предусматривают строгий контроль за состоянием атмосферного воздуха, предписывают разработку технических нормативов предельно лопустимюс выбросов ^ЩБ) вредных веществ от все* промышленных предприятий и транспорта. Эти нормативы должны неукоснительно соблюдаться с тем, чтобы обеспечить чистоту атмосферы.

Б основу разрабатываемых нормативов НдБ легли гигиенические нормативы предельно допустимых концентраций (Ддл) для каждого вредного компонента и их комбинаций в воздухе.

Авиапредприятия являются источником загрязнения атмосферного воздуха целым рядом вредных химических веществ. Они поступают в атмосферу как от стационарных источников (котельные, вентиляционные системы АТБ, АРЗ), так и от передвижных (спецавтотранспорт, воздушные суда), для осуществления текущего и предупредительного санитарного надзора по охране атмосферного .воздуха на подведомственных территориях санитарьой службы ^СсС ГА) необходимо исходить из следующих позиций:

а)    выброс вредных веществ на ааналреддрнятидх (аэропорты, авиаремзаводы) происходит в основном за счет сгорания топлива;

б)    основным источником загрязнения являются воздушные суда (эмиссия авиадвигателей, дренированное топливо).

I

Причем в районе аэропорта наибольшее количество вредных веществ поступает в атмосферу на наземном участке эксплуатации воздушного судна (при прогреве авиадвигателей, рулении, взлете, посадке);

в)    выбросы вредных веществ поступают в приземной слой, вызывая в основном локальное загрязнение атмосферы на ограниченной территории. При этом уровень загрязнения и площадь распространения загрязнения в значительной степени зависят не только от интенсивности самолетодвижения в аэропорту, но и от метеорологических условий, расположения аэропорта и т.д.;

г)    помимо г. надвигателей существенным источником загрязнения атмосферы в крупных аэропортах являются котельные, работающие на твердом или жидком топливе, и спецавтотранспорт (тягачи, топливозаправщики и т.д.);

д)    территория расположения пассажирского комплекса аэропорта (аэровокзал, привокзальная олэщедь, гостиница, пассажирский перрон) являются местом массового скопления пассажиров, имеющих полиморфный состав по состоянию здоровья, возрасту и т.д., и поэтому относится к территории населенных мест, оценка уровня загрязненности воздуха на этой территории должна проводиться как для атмосферного воздуха населенных мест (список ДдК te 1ЬУ2-7ь с последующими добавлениями), другие участки аэропорта ^ЫШ, дорожки руления, АТЬ, территории автобазы, котельной и т.д.) представляют собой рабочую зону. Оценка уровня загрязненности воздуха на этих участках должна проводиться по ГОСТ 12.1.ии5-76воздух рабочей зоны. Обчие санитарно-гигиенические требования;

е)    обеспечение заинтересованных организаций материалами об уровнях загрязнения атмосферы для использования их ари разработке оздоровительных мероприятий по охране природы может проводиться только на основе систематических наблюдений в содружестве с органами Гоги СииГ и МО СССР.

Система санитарного надзора за состоянием атмосферного воздуха в аэропортах и других эксплуатационных -подразделениях ГА должна включать:

а)    первичный контроль в целях определения фоновых загрязнений атмосферного воздуха (перед сдачей объекта ГА в эксплуатацию);

б)    систематический контроль с отбором проб атмосферного воздуха в заранее намеченных точках (как на территории авиадредприя-тия, так и в санитарно-защитной зоне);

в)    эпизодический анализ воздуха в целях рассмотрения жалоб населения, проживающего в районе расположения авиапредприятий;

г) систематический контроль качества воздуха рабочих зон.

Дыбор конкретного места для отбора проб воздуха проводится » анитаркым врачом совместно с представителями метеорологической службы ОАО, членами Рабочей группы авиапредприятия по охране труда. цьюору пунктов отбора проб дод&ны предшествовать:

а)    ознакомление с архитектурно-планировочной схемой аэропорта и прилегавшей санитарно-защитной зоной;

б)    изучение метеорологически): особенностей аэродрома, включая изучение розы зегров , скорости вигрок, частоты и ллихель-ностн инверсий и т.д.);

в; выявление участков с застоем воздуха;

г)    изучение интенсивности самодетодвижения в течение суток, дням недели, по месяцам;

д)    изучение данных о выбросах вредных веществ различными

подразделениями авиапредприятия.

для организации контрола за уровнем загрязненности воздуха СоС ГА должны быть оснащены неооходимым оборудованием и аппаратурой, в том числе:

-    аспираторами для отбора проб воздуха (.типа оьго?с% ПРУ-Д, t»-ll4 и др.);

-    пылемерами (типа дйВ-1, РИи-Д, Идл-i и др.);

-    аналитическими весами (типа    и    Др.);

-    ^отоэдектриколориьетроь (типе бНК-96,ФЗК-би и др.);

-    поглотителями Зайцева, петри с пористой пластинкой it 1 и

К: ?;

-    химическими реактивами ^согласно перечню на каждую методику);

-    экспресс-анализаторами.

Из универсальных переносных газоанализаторов, использующих линейно-колористический метод, рекомендуется газоанализатор пГА nilk (Киевский завод аналитического приборостроения), стационарный газоанализатор окиси углерода Гкл-^и (СкЬ автоматизации газоана-дитических систем).

для контроля величины выброса вредных веществ от автотранспорта рекомендуется использовать газоанализатор окиси углерода Гай-Х (Смоленский закод средств автоматика), иыю1вте..ь уровня дымленйя    ИдА—Хиб "Атлас" (Кировский завод "Автоматика"), к-4ио

чпоягородский опктко-^ксперименталькмй завод). Оценка выброса окиси углерода и дымления проводится по ГОСТ I7.2.2.UV-77 и ^1595-75. Ьодее подрооный список,применяемых в настоящее время

3

газоанализаторов,приведен в справочнике "Оборудование химических лабораторий" [IQ . а атом ке справочнике содержится список неоо-хсдкьых реактивов, лабораторной посуды и другого инвентаря для проведения измерений.

В крупных СсС Га, помимо перечисленного оборудования, необходимо иметь газохроматографическую аппаратуру с пламенно-ионизационными детекторами и детекторами до теплопроводности ("цвет" серии lA;, дыру Лром, Ш ж др.).

о качестве методического пособия по организации наблюдения и контроля за загрязнением атмосферного воздуха следует использовать "Руководство по контролю загрязнения атмосферы" (л., Гидро-ыетеоиздат, 1979г.), утвержденное Госкоыгидрометом СССР и кин-здравом СССР в июне 1978 г., а также "руководство по методам определения вредных веществ в атмосферном воздухе" (т.В.Соловьева, В.И.Хрусталева, М., Медицина, 1974 г.), "Унифицированные мето- -ды атмосферных загрязнений" ( СЭВ ч.1 и Ц, к., л^7* J-l°73rr.) * "Справочник по физико-химическим методам исследования объектов окружающей среды" (л., Судостроение , 1979г.)и др. [12-23].

Основными вредными веществами, образующимися при эмиссии авиадвигателей, сгорании топлива котельных и автотранспортных средств, являются окись углерода (СО), окислы азота (М)^), сернистый ангидрид (SO^), углеводороды (С^), а также аэрозоли твердых частиц.

Лопадая в воздушную среду, вредные вещества могут оказывать неблагоприятное воздействие как на работников авиалреддриятия, летно-подъемный состав, пассажиров и других лид, находящихся в аэропорту,так и на природную среду в целом, вследствие этого концентрация вредных веществ в воздухе авиапредприятий не должна превышать установленные предельно допустимые уровни.

В табл.1 приведены предельно допустимые концентрации основных вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест и в воздухе рабочей зоны.

Предельно допустимые концентрации (ЛдЦС) вредных веществ в воздухе рабочей зоны - это те концентрации, которые при ежедневной (кроме выходных) работе в течение 8 ч или другой продолжительности, но не более 41 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколении. 1

ТасшЕда 1

цределыо допустимые концентрации (ЦДК),

ыг/м3

СО

М)

СНх

Кавеменные

вещества

ДДК для атмосферного воздуха (максимально разовая)

5

0,6

0.085

0,5

5

0,5

ДдК для атмосферного воздуха (среднесуточная)

3

0,и6

и ,04

0,1*5

1,5

о,о5

ОДК для воздуха рабочей зоны

20 5 5 (в пере с 407

10

ЗиО (по С)

4,0

(сажа)

те на *'с£)

ЦДК вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест -это такие концентрации, которые не оказывает на человека прямого иди косвенного вредного действия, не влияют на его самочувствие ж настроение, а также на растительность, климат, прозрачность атмосферы и санитарно-бытовые условия жизни населения.

Загрязненный воздух аэропорта может распространяться на расяо-хоженкые вблизи населенные пункты, поэтому на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) с коммунальными объектами содержание вредных веществ не должно превыаать 11ДК. для этих веществ, установленных для атмосферного воздуха населенных мест.

Отбор проб воздуха является трудной н ответственной задачей. Трудность заключается в том, что при одном и том же количестве поступления в воздух тех иди других выбросов их концентрация может сильно колебаться (в зависимости от метаоусловнй>рельефа местности м т.д.).

контроль атмосферных загрязнений в районе авиапредприятня рекомендуется выполнять на стационарных и маршрутных постах, а также под факелом источника загрязнения, ha марарутных и подфакель-кых постах отбор проб воздуха необходиио проводить последовательно по направлению ветра на расстоянии от стационарного источника, согласованной с местными органами здравоохранения. Кроме того, в связи с наиболее близким расположением к источникам выброса вредных веществ аэровокзального комплекса, необходимо проводить контроль содержания в воздухе вредных веществ в зоне его воздухэзабо-ра (около вентиляционной шахты) и параллельно в помещении аэровок-захй.

5

Отбор проб в аэропортах 1, 11 i 1 классов ■ хнеклаосхнх рекомендуется проводвть в следующих (очках: ВДД, пассажирский жеррож, территории автобазы, опад ГСМ, котельная (подфакеджные яоблюде-ш), столика оаиолетов, территория аТБ, дорога руления саиолетов

к ВШ1.

В ааропортах 1У и У классов воздух отбжраетох в трех точках: ВПП, пассахжрскжй перрон, стоянка самолетов.

Во всех аэропортах необходимо охстематнчеокн проводить южт-ролв загрязвеяиоств атмосферного воздуха в авхагородха ■ в сана-тарю-ващвтной зоне (С88).

Периодичность анализов не обходи о согласовывать о местным! органами вдравоохракення н Госхомгхдромета.

Отбор проб н авали необходимо проводить прежде всего по пяти осховныы вредным веществам, образующею* при сгорании топлива: оквсь углерода, окислы ааота, углеводороды, сернисты! ангидрид и аароаолн твердых частиц.

Кроме того, по показаниям, рекомендуется проводить авалиа других вредных примесей, выброс которых предположителен по мате-рналам инвентаряаацжж кточжжжов их образования.

Отбор проб воздуха на территории АРЗ необходимо проводить ве менее,чем в трех точках, в том числе в районе лентжжяциожиых выбросов на моторохспвтатахьного цеха, цеха поираоки и гальванического участка.

Кроме того, пробы отбираются в саивтарно-ааиитной зоне. Периодичность этих анализов также согласовывается о городовой СЭС и местными органам! Госжомгидромета.

На каждом АРЗ по результатам инвентаризации выброса вредных веществ определяются ингредиенты, по которым контролируется состояние окружающей среды. В этот перечень должны входить,поикио пяти основных загрязнителей атмосферы (см.выше), также вредные вещества, как соля тяжелых металлов, фенол, бакзол, 3,4 бензпирен в др.

Отбор проб воздуха для определения максимально разовых концентраций вредных веществ в воздухе осущэствляют, как правы о, в течение 20-30 мин. В каждой точке отбирают не менее 23 проб в течение нескольких дней на уровне 1,5 и от аемлв. Рекомендуется проводить отбор проб и их анализ В разные сезоны, т.е. зимой, весной, летом я осенью.

Отбор среднесуточных проб рекомендуется проводить также аа уровне 1,5 и от земля не открытых площадях, в удалении от строений и при отсутствии видимой пыли. Пробы отбираются в течение

суток либо путём аспирации исследуемого воздуха через поглотительную с к те му нвдрерыино (24 часа), либо путём аспмрациж воздуха через одкж ж те же погдотжтедж с перерывами в 2 жаж 4 ч (т.е. 6-12 раз за о ути дрв. 2^-ЗО-мжнутном отборе), ибо путём Ьспжрацжж жосдедуемого воздуха через поглотительную систему раз-джчжое число раз (6, 12. 24) по 20-30 ими в каждую пробу. В и оса «джем случае Каждую пробу анализируют отдельно [23] •

Последний способ отбора проб можно считать наиболее целесообразным. Ов дозволяет не только установить среднесуточную концентрации вредного нежестка в воздухе, во ■ одновременно определить их максимальные концентрата в разные интервалы врененн в зав моим ост ж от жите жсп ноет ж самолеюдввхенжн, функционирований стационарных и передвижных объектов ГА.

В зависимости от држмежжемых методик анализа отбор проб воздуха дроводжтож в газовые днпетжж, резиновые камеры, медицинские ■пржцы,онабжевнже генетическими заглушками, поглотительные прибор» о использованием злежтроаспкраторов типа ЭА-30,ЭЛ-822,ШУ-4, M-II4, автоматических пробоотборников типа АПВ-1 ж др.

При оформлены результатов всследованы в протокол необходимо внооить следуюжже данные: дата и время отбора проб, метеоусловаи; атмосферные явления, количество отобранного воздуха для анализа, скорость эстрады, применяемы! метод анализа, концентрации вредных вежеств в мг/м9. Кроме того, в протокол вносят следувые дополнительные сведены: название аэропорта, его класс, количество взлетов и посадок воздужных судов за сутки (по типам судов). Но заверяемы анализов в конце года рассчитывается средние концентрации 8а оевон ■ за год, число наблюдений концентрат! больше Ш, повторяемость (£) концентрат! больше 1ЩС за севон и за год, маисыальные концантрации за сезон и за год.

Ори одновременном обнаружении в воздухе нескольких вредных вежеств однонаправленного действии оценку загрязненности воздуха проводят но суммарному аффекту.

Сумма отношений фактических концентрат! каждого вещества к их ДдК не долива превышать единицы:

СХ ♦ Jz_ t . . • t _ *    I.

ддКд

где Cj, С2,..., Сд - концентрации обнаруженных веществ с однонаправленным действием;

ЦДКр ЦЦК2,...» ДДКд - их предельно допустимые концентрации. 2

Например, эффектом суммация обладают сернистый ангидрид ■ двуокись азота.

Атмосферный воздух счвтаетсн не отвечающим гягвенжчвсхям нормативам, есвя и 10 среднкх суточных проб иди в ?5 максималь-но разовых в двух или более пробах наеденные концентрации превышают ЦИК.

Анализ вредных веществ. 3 4

1

2

3

Анализ вредных веществ выполняется общепринят***! методиками, описанными в соответствующих руководствах ■ методических указаниях [12-ГЯ.

Окись углерода рекомендуется определять:

а)    инфракрасным методом по спектрам поглощения (газоанализаторы типа ПСО-3);

б)    газохроматографическим методом, разработанным институтом общей и коммунальной гигиены им. А.Н.Смежна АкН СССР, кетод основан на использовании детектора до теплопроводности с предварительным вымораживанием пробы (хроматографы "цвет* саржи 100 н др«);

в)    линейно-колористическим методом с вс пользованием переносных газоанализаторов типа ЭЛ-0201, ОТ А ШМ, УГ-2 и др., основанных на вспользованви индикаторных трубок;

Скислы азота (At^) рекомендуется определять:

а)    колориметрическим методом суммарного и раздельного определения охяси к двуокяся аа^та. Суммарное определение основало на окислении окиси авота до двуокиси с помощью окислительной смеси, нанесенной на твердый сорбент и последующим определением двуокиси азота с реактивом Грисса-Млосвая;

4

   хямклшинесцентнш методом с использованием газоанализатора Г1Л-1;

в)    линейно-колористическим методом с исиользовзнием переносных газоанализаторов типа 31-0201, ИГА ШМ, УГ-2 ■ др., ос нов а иных на использовании индикаторных трубок.

Следует отметить, что рекомендуемые линейно-колористические методы предназначены только для анализа воедуха рабочих зон я не могут быть нс пользованы для анализа воздуха населенных мест и коммунальных объектов.

Определение сернистого ангидрида рекомендуется проводить на

кулонополярографическом газоанализаторе TiCU-l мал электрохимическом газоанализаторе "Атмосфера-1". Кроме того, определение сернистого ангидрида можно пооводить обычными фотометрическими методами, основанными на окислении его до сульфат-иона.

3