Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

5 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

I Установление округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебных местностей

II Осуществление санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебных местностей

III Контроль за выполнением правил санитарной (горно-санитарной) охраны курортов или лечебных местностей

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5

2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ «ПОЛОЖЕНИЯ О САНИТАРНОЙ ОХРАНЕ КУРОРТОВ И МЕСТНОСТЕЙ ЛЕЧЕБНОГО ЗНАЧЕНИЯ»

Утверждена Министерством здравоохранения СССР 19 января 1948 г.

I. Установление округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебных

местностей

1.    Санитарная (горно-санитарная) охрана курортов и лечебных местностей (бальнеологических, грязевых, климатических, кумысолечебных) имеет целью сохранить естественные лечебные средства курортов и лечебных местностей организацией рационального содержания и использования этих средств, а также созданием условий для их правильного функционирования и развития.

2.    Обьектами санитарной (горно-санитарной) охраны в пределах ее округа являются:

а)    месторождения минеральных вод, грязей (иловых, торфяных), нафталана, глин, выходы паров и газов, имеющих лечебное значение;

б)    прибрежные части водоемов, морей, озер, рек, а также их пляжи;

248

в)    воздух курортов и лечебных местностей в отношении его состава и чистоты;

г)    почва и недра курортов и лечебных местностей;

д)    пресные и другие воды — поверхностные и подземные, влияющие на качество и количество лечебных средств, перечисленных в п. «а» настоящей статьи «Инструкции»;

с) растительность курортов и лечебных местностей как травянистая, так и древесная (леса, лесопарки, парки, пастбища табунов кобылиц, используемых для производства кумыса, и др.);

ж) искусственные сооружения, предназначенные для сохранения и использования природных средств курортов и лечебных местностей.

3.    Для достижения указанной в ст. 1 цели на курортах и в лечебных местностях устанавливаются в порядке ст.ст. 2—4 «Положения о санитарной охране курорта и местностей лечебного значения* постоянные или временные округи охраны, а также зоны округов и определяются для каждой зоны особые режимы (ограничительные меры).

4.    Постоянные округи санитарной (горно-санитарной) охраны делятся на три зоны:

а)    в первую зону включаются пункты выхода минеральных источников, грязевые и другие озера, месторождение торфа, глин и нафталана, выходы паров и газов, используемых для лечебных целей, прибрежные части морей и их пляжи.

В первой зоне должны быть каптированы все выходы подземных вод и укреплены от размывов берега рек, водосливов и канав: дороги, проезды, тропы и дорожки должны быть снабжены беспыльными покрытиями; все свободные от лечебных и прочих устройств, а также дороги участка территории первой зоны должны быть озеленены;

б)    во вторую зону включаются: область поверхностного и грунтового стока, могущего изменить природные свойства лечебных факторов, особо строго охраняемых в первой зоне, или загрязнить территорию курорта или лечебной местности, и область неглубокой циркуляции минеральных вод: минеральные источники и залежи лечебных грязей, тяготеющие к курорту или лечебной местности, но временно им не используемые, центр питьевого и хозяйственного водоснабжения курорта или лечебной местности с прилегающим участком поверхностного водоема или водоносного горизонта, питающих водопровод, лечебные курортные сооружения, прибрежные полосы морей и озер вблизи курорта; парки и лесопарки;

в)    в третью зону включаются нс вошедшие во вторую зону территории, могущие влиять на климатические и санитарные условия курорта или лечебной местности, крупные лесные массивы и водоемы, луга и пастбища, сооружения, непосредственно не связанные с курортом, ухудшающие состав и чистоту воздуха и воды в районе курорта; область питания и формирования минеральных вод при относительно небольших радиусах ее.

Для климатических (за исключением приморских) и кумысо-лсчсбных курортов устанавливаются лишь две зоны, соответствующие пп. «б* и «в».

При отсутствии необходимости расширения округа охраны за счет зоны с облегченным режимом последняя, т. е. третья, зона не выделяется.

5.    В соответствии со степенью важности зон округа санитарной охраны устанавливаются ограничения:

а)    в первой зоне безусловно воспрещается постоянное и временное проживание лиц, не связанных непосредственно с охраной природных факторов, а также какие-либо горные, гидротехнические, земляные и строительные работы*, не связанные с эксплуатацией лечебных средств курорта или с ремонтом и строительством средств, проходящих через эту зону, равно как применения территорий курорта или лечебной местности в каких-либо иных целях, кроме целей использования лечебных средств, охраны и развития лечебных факторов; бессистемная вырубка и уничтожение зеленых насаждений;

б)    во второй зоне безусловно воспрещается устройство свалок и полей ассенизации, кладбищ, скотомогильников, спуск в реки и водоемы неочищенных фекальных и промышленных сточных вод, устройство поглощающих колодцев и ям, скопление твердых отбросов, загрязняющих почву и воздух, строительство предприятий и объектов, могущих загрязнить воздух, бурение скважин и глубокая выработка недр, купанье скота и устройство плотомоек на Еодоемах.

Все другие работы и использование для некурортных целей территории второй зоны, помимо безусловно запрещенных, допускаются лишь в порядке ст. 9 «Положения о санитарной охране курортов и местностей лечебного значения*;

в)    в третьей зоне могут быть разрешены все работы или мероприятия, не ухудшающие лечебных средств курорта или лечебной местности, в том числе и работы, безусловно запрещенные во второй зоне.

Все эти работы допускаются только в порядке ст. 9 «Положения о санитарной охране курортов и местностей лечебного значения*.

6.    Устанавливаемые на основании ст. 6 «Положения о санитарной охране курортов и местностей лечебного значения» и п. 13 настоящей «Инструкции» временные округа санитарной (горно-санитарной) охраны должны иметь две зоны — первую и вторую с ограничениями, указанными в пп. 5. «а» и «б* настоящей «Инструкции», а для климатических (за исключением приморских) и климато-кумысолечебных курортов или лечебных местностей лишь одну зону, указанную в п. 4, «б» настоящей «Инструкции».

249

При этом первая зона устанавливается в полном соответствии с первой зоной постоянного округа (п. 4-«а» настоящей «Инструкции»), вторая же зона выделяется по рельефу местности с учетом основных стоков поверхностных вод в радиусе 3—4 км от центра курорта или лечебной местности и с обязательным охватом всех лечебных сооружений курорта или лечебной местности населенных пунктов в центре питьевого и хозяйственного водоснабжения курорта или лечебной местности.

7.    В основу проекта санитарной (горно-санитарной) охраны курорта или лечебной местности должны быть положены, кроме всех имеющихся материалов о курорте или лечебной местности, также разработанные органом управления курортом или лечебной местностью геологические, гидрогеологические и климатические данные о районе курорта или лечебной местности и санитарное описание как района курорта или лечебной местности, так и прилегающей к нему территории.

8.    Гидрогеологические данные о районе курорта или лечебной местности должны дать ясное представление о геологических или гидрогеологических условиях используемых курортом или лечебной местностью месторождений минеральных вод и лечебных грязей и об их ресурсах с качественной и количественной стороны, о пресных подземных водах, применяемых для питьевого хозяйственного водоснабжения, а также о других данных (геоморфологических, инженерно-геологических), необходимых для обоснования округа охраны и отдельных его зон.

9.    Климатические данные должны быть разработаны на основании материалов метеорологической станции курорта или лечебной местности и ближайших по расположению метеорологических станций с охватом возможно большего срока наблюдений. В климатическом очерке должны быть рассмотрены все метеорологические факторы, определяющие климат курорта или лечебной местности.

Климатический очерк и санитарное описание района курорта или лечебной местности и прилегающей к нему территории служат основными материалами при проектировании округов климатических и климато-кумысолечебных курортов или лечебных местностей.

10.    Санитарное описание проектируемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта (лечебной местности) должно заключать в себе:

а)    анализ демографических данных о населенных пунктах, входящих в округ, и заболеваемости, особенно инфекционной;

б)    санитарную характеристику водоисточников, озер и других лечебных средств курорта или лечебной местности, а также санитарную характеристику климатических факторов района курорта или лечебной местности;

в)    установление объектов и явлений, способствующих загрязнению почвы, воды и воздуха, и их подробное санитарное освещение с производством необходимых анализов.

В санитарном описании должны быть указаны согласованные с местными органами государственной санитарной инспекции требования по оздоровлению территории округа в проектируемых границах.

11.    Указанные в пп. 7—10 данные должны быть приведены в представляемой при проекте округа санитарной (горно-санитарной) охраны в Министерство здравоохранения объяснительной записке, к которой должны быть.приложены соответствующий чертежный материал и план мероприятий по оздоровлению территории округа.

12.    К проекту должны быть приложены топографические карты для первой и второй зоны в масштабе 1 : 10 ООО или 1 : 25 ООО, а для третьей зоны в масштабе 1 : 50 ООО или 1 : 100 000, причем границы отдельных зон, нанесенных на эти карты, вычерчиваются для первой зоны красным цветом, для второй — синим и для третьей — зеленым цветом. Границы должны быть по возможности прямолинейными с наименьшим количеством изгибов и должны базироваться на устойчивых естественных ориентирах. На топографических картах должны быть указаны азимуты и меры линий прямолинейных отрезков отдельных зон. На местности переломы границ зон обозначаются столбами, установленными за счет ведающей курортом или лечебной местностью организации. Границы первой зоны при ее небольшой площади должны быть ограждены.

13.    При отсутствии каких-либо из необходимых для установления постоянного округа санитарной (горно-санитарной) охраны картографических, гидрогеологических, климатических и иных материалов соответствующими министерствами здравоохранения (ст. 6 «Положения о санитарной охране курортов и местностей лечебного значения») устанавливаются на срок не более 3 лет — для курортов и 5 лет — для лечебных местностей в естественных границах, с учетом рельефа местности, временные округи и зоны, проекты которых составляются на основании имеющихся материалов и рекогносцировочных геологических и санитарных обследований.

14.    При составлении проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны и его зон необходимо сочетать с основной задачей их установления с сохранением природных лечебных средств курорта или лечебной местности, а также с его значением в деле здравоохранения хозяйственные интересы находящихся в пределах округа пользователей земельных участков-учреждений, организаций и населения.

15.    В особых приложениях к проекту должно быть подробно указано:

а) что именно в границах каждой зоны безусловно воспрещается и что может быть допущено в порядке, установленном ст. 9 «Положения о санитарной охране курортов и местностей лечебного значения»;

250

б) какие технические и санитарно-оздоровительные мероприятия для осуществления санитарной (горно-санитарной) охраны курорта или лечебной местности должны быть выполнены курортным управлением или организацией, в ведении которой находится курорт или лечебная местность, а также ведомствами, в ведении которых находятся те или иные сооружения и предприятия на территории округа с ориентировочным определением стоимости этих мероприятий.

16.    В проекте округа санитарной (горно-санитарной) охраны должны быть учтены дальнейшее развитие курорта или лечебной местности, а также потребности в развитии народного хозяйства на территории округа и в прилегающей к ней местности.

17.    Проекты округа санитарной (горно-санитарной) охраны и его зон, а также и режимов в зонах должны быть после согласования с местными органами горно-технической и государственной санитарной инспекции представлены на согласование в краевые (областные) или городские Советы депутатов трудящихся или Совет Министров автономной республики. После согласования проекты представляются в Министерство здравоохранения СССР или министерство здравоохранения союзной республики в соответствии со ст. 3 «Положения о санитарной охране курортов и местностей лечебного значения».

18.    Расходы, связанные с разработкой необходимых для проектирования округа санитарной (горно-санитарной) охраны материалов и составлением проекта, покрываются средствами курортного управления или организации, в ведении которой находится курорт или лечебная местность.

II. Осуществление санитаркой (горно-санитарной) охраны курортов и лечебных местностей

19.    Все распоряжения по проведению в жизнь постановления об округе санитарной (,горно-санитарной) охраны курорта и оповещение населения, учреждений и организаций об установлении границ округа, его зон и режимов (ограничений) для каждой из зон округа делаются местным Советом депутатов трудящихся, которому подведомственна территория, включающая округ охраны.

Тем же советом рассматриваются и все возникающие при осуществлении санитарной (горно-саннтарной) охраны спорные вопросы, а также жалобы частных лиц, считающих их права нарушенными. Обжалование решений по этим вопросам местных советов производится в общеустановленном порядке обжалования решений местных советов.

20.    Государственные учреждения и организации с вопросами о неправильном огра ниченни их прав режимом зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны обращаются в свои министерства, которые в необходимых случаях вносят их на разрешение Совета Министров СССР — по курортам союзного подчинения и Совета Министров союзной республики — по курортам республиканского и местного подчинения (ст. 10 «Положения о санитарной охране курортов и местностей лечебного значения»).

21.    Все мероприятия по осуществлению санитарной (горно-санитарной) охраны курорта или лечебной местности проводятся курортным управлением или организацией, « ведении которой находится курорт или лечебная местность.

В частности, на них возлагается:

а)    установление знаков (столбов) с соответствующими надписями границ зон округа охраны;

б)    систематические наблюдения за режимом природных факторов курорта или лечебной местности;

в)    повседневный контроль над санитарным состоянием территории округа и своевременным выполнением намеченных в его пределах санитарно-оздоровительных мероприятий;

г)    постоянное наблюдение за осуществлением ограничений для отдельных зон курорта;

д)    немедленное доведение до сведения соответствующих организаций о всех случаях, грозящих порчей или истощением лечебных средств курорта или лечебной местности, и принятие неотложных мер по предупреждению такой угрозы.

22.    Проектируемые в пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны и не запрещенные в данной зоне горные, гидротехнические и строительные работы, устройство и переустройство средств связи и другие работы могут быть разрешены указанными в соответствующих законах органами власти лишь при условии предоставления при проекте справок органов горно-технической и государственной санитарной инспекции и курортного управления (или местного органа здравоохранения, в ведении которого находится курорт) об отсутствии препятствий к производству намеченных работ.

При несогласии на производство работ хотя бы одного из указанных органов разрешение не может быть дано. Отказ в согласии на производство работ может быть обжалован на общем основании в вышестоящий правительственный орган.

23.    В случае необходимости изменения границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны, его зон и режимов в зонах вследствие изменившихся условий курортное

251

управление или организация, в ведении которой находится курорт или лечебная местность, возбуждает перед соответствующим министерством здравоохранения вопрос о необходимых изменениях в том же порядке, в каком производится установление округов санитарной (горно-санитарной) охраны, их зон и режимов в зонах.

III. Контроль за выполнением правил санитарной (горно-санитарной) охраны курортов

или лечебных местностей

24.    Контроль за точным выполнением правил санитарной (горно-санитарной) охраны лежит:

а)    в отношении курортов или лечебных местностей союзного, республиканского и местного подчинения — на курортных управлениях:

б)    в отношении курортов или лечебных местностей, находящихся в пользовании ведомств.—на край(обл)здравотделах министерствах здравоохранения автономных и союзных республик, не имеющих областного деления.

в)    на горно-технической и государственной санитарной инспекции.

25.    В обязанности горно-технической инспекции входит:

а)    контроль над правильной эксплоатацией гидроминеральных ресурсов на курортах и лечебных местностях и над охраной их от порчи и истощения;

б)    наблюдение за горно-техническими работами в пределах округа санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении их безопасности для режима эксплуатируемых гидроминеральных ресурсов;

в)    дача письменных заключений по всем вопросам, связанным с охраной гидроминеральных курортов или лечебных местностей;

г)    привлечение к ответственности виновных в нарушении правил санитарной (горносанитарной) охраны в области, относящейся к ведению горно-технической инспекции;

д)    возбуждение перед местным Советом депутатов трудящихся вопросов о приостановке начатых без разрешения или производящихся, но несогласованных с одобренным проектом работ, могущих причинить ущерб гидромикеральным ресурсам курорта или лечебной местности.

26.    Государственный санитарный контроль осуществляется органами государственной санитарной инспекции, на которых возлагается:

а)    дача письменного заключения по всем вопросам, связанным с санитарной охраной курорта или лечебной местности, направляемых к ней курортным управлением, край(обл)здравотделами или министерствами здравоохранения, республики, не имеющей областного деления, в исполком Совета депутатов трудящихся;

б)    осуществление государственного санитарного контроля за выполнением всеми организациями, учреждениями или отдельными лицами «Положения о санитарной охране» и настоящей «Инструкции», санитарных правил норм и постановлений местного совета по санитарной охране курортов в лечебной местности;

в)    санитарный контроль за состоянием гидроминсральных ресурсов на курортах и территории зон санитарной охраны;

г)    привлечение виновных к ответственности за нарушение санитарных норм, правил и инструкций, а также решений исполкома Совета депутатов трудящихся в области санитарной охраны.

27.    Органы управления курортами или лечебными местностями, осуществляя повседневное наблюдение за выполнением всех правил санитарной (горно-санитарной) охраны, при обнаружении таких нарушений, которые относятся к предметам ведения горно-технической и государственной санитарной инспекции (пп. 25 и 26), немедленно сообщают им акты о произведенных нарушениях для привлечения виновных к ответственности и принимают меры взыскания причиненных курортам убытков.

28.    Для повседневного наблюдения за выполнением правил санитарной (горно-санитарной) охраны в каждом органе управления курортом или лечебной местностью должна быть учреждена должность особого техника-контролера.

29.    В случае явкой угрозы нормальному состоянию гидроминсральных ресурсов курорта или лечебной местности, требующих особого разрешения работ, начатых без разрешения или осуществляемых несогласно с принятым проектом их. органы государственной санитарной инспекции, горно-технической инспекции и управление курортом или лечебной местностью вправе через учреждения, к компетенции которых относится разрешение данного рода работ, а при отдаленности этих учреждений — через местные органы милиции принять меры к немедленному прекращению работ, доведя об этом до сведения местного Совета депутатов трудящихся.

30.    При установлении органами управления курортом или лечебной местностью горно-технической и государственной санитарной инспекции вредного влияния на лечебные средства курорта каких-либо существующих в округе санитарной (горно-санитарной) охраны принадлежащих учреждениям, организациям или частным лицам сооружений или производств, названные органы сообщают местному Совету депутатов трудящихся о необходимости устранить в определенный срок причины вредного влияния на лечебные средства курорта или лечебной местности, а при невозможности устранить эти причины обязать владельца сооружения или производств снести сооружение или закрыть производство.

252