Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Инструкции по охране труда являются нормативными актами, устанавливающими требования по охране труда при выполнении различных работ гражданским персоналом и военнослужащими в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
I Общие требования безопасности
II Требования безопасности перед началом работы
III Требования безопасности во время работы
IV Требования безопасности в аварийных ситуациях
V Требования безопасности по окончании работы
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 05.05.2017 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Разработан | Управление труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации | |
Утвержден | Министерство обороны Российской Федерации |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 1
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ АВИАЦИОННОГО
МЕХАНИКА (ТЕХНИКА) ПО ПЛАНЕРУ И ДВИГАТЕЛЯМ
(руководствоваться с учетом требований Инструкции
по охране труда для всех профессий)
I. Общие требования безопасности
1. К работе в качестве авиационного механика (техника) по планеру и двигателям (далее - механик) допускаются мужчины не моложе 18 лет, обученные и аттестованные по специальности, а также прошедшие инструктаж по электробезопасности в объеме группы I.
2. При поступлении на работу механик проходит медицинский осмотр, вводный инструктаж по безопасности труда и первичный инструктаж на рабочем месте, что должно быть подтверждено его подписью в контрольном листе прохождения инструктажа по безопасности труда и в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.
При последующей работе механик проходит:
- периодические медицинские освидетельствования - не реже одного раза в 12 месяцев;
- повторные инструктажи по безопасности труда - не реже одного раза в 6 месяцев с распиской в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
3. Механику следует помнить, что вследствие невыполнения положений настоящей инструкции. Правил внутреннего трудового распорядка, Правил технической эксплуатации ремонтируемого и применяемого для ремонта оборудования и инструмента или нарушения технологического процесса при проведении работ может возникнуть опасность:
а) повреждения глаз при рубке, резке и зачистке металла, выполнении других ремонтных работ;
б) травмирования при работе с ручными пневматическими и электрическими машинами, слесарными и слесарно-монтажными инструментами на сверлильных и заточных станках;
г) поражения электрическим током при случайном прикосновении к токоведушим частям электрооборудования, а также при повреждении или отсутствия заземления;
д) при неосторожном передвижении по территории воинской части, цеха, участка, хождении по незакрепленным настилам;
е) при работе на промасленном, мокром, покрытым льдом и снегом полу или территории с использованием случайных (нестандартных) подста-
82
вок для работы (бочек, ящиков и т.п.), а также при загромождении рабочего места оборудованием и посторонними предметами;
ж) во время нахождения в опасной зоне под поднятым или перемещаемым грузом (оборудованием) и передвижения при плохой видимости или в темноте;
з) от воздействия повышенного уровня шума и вибрации, ожога нагретыми узлами и агрегатами двигателя.
4. В случае работы в неблагоприятных условиях труда механику могут предоставляться (устанавливаться):
а) доплаты к тарифной ставке в размере до 12 процентов за работу в тяжелых и вредных условиях труда (обслуживание, ремонт и хранение авиационной техники);
б) дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней за работу по подготовке авиационной техники к испытаниям в воздухе, на наземной отработке двигателей, приборов и аппаратов перед подъемом в воздух;
в) бесплатная спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (на работах непосредственно на аэродроме по подготовке авиационной техники:
- костюм хлопчатобумажный летний (два комплекта);
- рукавицы хлопчатобумажные на меху; куртка меховая с верхом из хлопчатобумажной ткани;
- брюки меховые с верхом из хлопчатобумажной ткани; куртка хлопчатобумажная на ватине с меховым воротником;
- брюки хлопчатобумажные на ватине;
- шапка-ушанка
- берет хлопчатобумажный;
- валенки;
- унты меховые; галоши резиновые к валенкам и унтам (две пары); сапоги кирзовые - все на срок носки, установленный для соответствующих климатических районов, плащ непромокаемый с капюшоном и очки защитные - дежурные).
В связи с загрязнением тела, обусловленным технологией производства, ежемесячно выдается бесплатно по 400 граммов мыла в соответствии с утвержденным "Перечнем работ и профессий, дающих работникам право на бесплатное получение мыла".
5. Механик обязан:
а) работать только на тех аппаратах (агрегатах, оборудовании), работе на которых обучен и допущен, при условии, что безопасные методы работы на оборудовании ему известны;
б) не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к выполняемой работе;
в) при выполнении работ по смежной профессии знать и выполнять требования инструкций по охране труда для этих профессий;
г) пользоваться только исправным инструментом и оборудованием, приборами с не истекшими сроками проверки;
д) работать на электротельфере (гидравлических подъемниках) только в том случае, если обучен и имеется удостоверение на право управления тельфером (гидроподъемником);
е) выполнять указания техника (мастера), работников службы охраны труда и противопожарной службы, сообщать о случаях травматизма, неисправностях механизмов, оборудования и приспособлений на рабочем месте;
ж) содержать рабочее место в чистоте и порядке, не загромождать подходы и зоны обслуживания рабочих мест, отходы производства и использованную ветошь складывать в специальную тару;
з) уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
и) выполнять настоящую инструкцию по охране труда. Правила внутреннего трудового распорядка, правила технической эксплуатации аппаратов (двигателей и агрегатов) и механизмов, применяемых при работе и требований технологических процессов;
к) соблюдать требования безопасности при работе с абразивными и эльборовыми инструментами, с машинами ручными пневматическими, электроинструментом, ручными электрическими машинами и светильниками, а также со слесарными инструментами;
л) не допускать курение в местах, не отведенных для этих целей.
При возникновении пожара вызвать пожарную команду (по телефону, извещателем пожарной сигнализации) и принять участие в ликвидации пожара.
6. В целях личной безопасности механик обязан: применять средства индивидуальной защиты по назначению;
а) при работе на высоте 1,5 метра и выше без ограничения рабочего места, применять предохранительный пояс и страховочный канат;
б) выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, получил задание техника и инструктаж по охране труда;
в) соблюдать требования плакатов и знаков безопасности;
г) не поднимать и не переносить вручную тяжесть свыше установочных норм (для мужчин более 30 кг, а для женщин - более 10 кг);
д) быть внимательным к предупредительным сигналам грузоподъемных машин, автомобилей и других видов движущегося транспорта;
84
е) соблюдать личную гигиену, содержать в чистоте и порядке индивидуальный шкафчик, спецодежду хранить в развешанном виде (в индивидуальных шкафчиках для спецодежды посторонние предметы (инструмент) не хранить).
7. Настоящая инструкция выдается на руки механику под расписку после прохождения инструктажа на рабочем месте.
В случае невыполнения требований инструкции механик может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, если это нарушение не влечет за собой уголовной ответственности.
Если нарушение связано с причинением имущественного ущерба воинской части, механик несет материальную ответственность в порядке, установленном законодательством.
II. Требования безопасности перед началом работы
8. Механик обязан:
а) получить у техника задание на выполнение работ и при выполнении новых видов работ или изменении условий работы получить описание технологического процесса и инструктаж по охране труда (перед выполнением работ с повышенной опасностью пройти целевой инструктаж с распиской в наряде-допуске);
б) проверить внешним осмотром исправность, одеть спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, установленные для данного вида работ;
в) осмотреть рабочее место, убрать посторонние предметы, освободить проходы, проверить наличие знаков безопасности;
г) при наличии на полу, настиле и т.п. льда, снега, воды, нефтепродуктов и других технических жидкостей зачистить их, убрать, протереть насухо и при необходимости посыпать песком (опилками);
д) проверить исправность стремянок, трапов и другого наземного оборудования, правильность установки под колеса шасси упорных колодок и их сблокированность;
е) обесточить и заземлить летательный аппарат перед заправкой его топливом, маслами, специальными жидкостями и газами;
ж) проверить исправность грузоподъемных средств, в том числе гидравлических подъемников и их грузоподъемность (по бирке-паспорту, укрепленному на грузоподъемном устройстве или по регистрационной (инвентарной) табличке проверить соответствует ли разрешенная грузоподъемность данного устройства массе груза, предназначенного для подъема);
85
з) убедиться в том, что стреляющий механизм катапультных сидений, механизмы аварийного сброса фонаря, спецгрузов и баков, механизмы отката сидений и выброса парашютов, а также кнопки стрельбы оружия закрыты предохранительными колпачками (скобами) и законтрены; ручки переключателя крана шасси, щитков, закрылков находятся в нейтральном положении на защелке; все выключатели и автоматы защиты сети, вооружения, электро-, радио- и приборного оборудования установлены в положении "Выключено"; цепь взрыва системы опознавания выключена (предохранительная чека вставлена), инерционный замыкатель находится во взведенном положении; около летательного аппарата установлены средства ограждения перед проверкой высокочастотного радиоэлектронного оборудования.
При выполнении работ повышенной опасности - иметь при себе наряд-допуск на право выполнения этих работ.
III. Требования безопасности во время работы
9. Механик обязан:
а) соблюдать все меры безопасности, следить за исправностью и безопасным состоянием оборудования и инструментов, применяемых в работе, специальная одежда и обувь должны быть сухими;
б) поддерживать на рабочем месте порядок, не допускать загромождения материалами, оборудованием и отходами производства, не допускать разлива горюче-смазочных материалов и воды (в случае разлива нефтепродуктов и других жидкостей немедленно убрать и насухо протереть место разлива);
в) входить и выходить из кабины отсеков и грузовых люков летательного аппарата только по специальным стремянкам;
г) не допускать столкновения стремянок с другими предметами (стремянками) при передвижении их с одного места на другое;
д) перемещение стремянок производить плавно, без рывков, избегая перекатывание колес стремянок через электрические кабели (при перемещении стремянок зимой на всем пути передвижения необходимо расчистить снег, лед);
е) устанавливать стремянки так, чтобы исключалось их самопроизвольное перемещение, используя для .этого специальные тормозные башмаки или устройства, предусмотренные в конструкции стремянки;
ж) устанавливать правильно грузоподъемные средства в соответствии с поднимаемым грузом;
з) правильно крепить стропы, траверсы;
и) убедиться в отсутствии посторонних лиц в опасной зоне, где проводятся работы по снятию и установке двигателей или других агрегатов и узлов летательного аппарата.
10. Механику запрещается:
а) пользоваться неисправными стремянками;
б) работать, стоя на ограждении стремянки, а также устанавливать стремянки на доски, ящики и другие предметы;
в) передвигать стремянки с места на место при наличии на них людей или каких-либо предметов (ящиков с инструментом, ведер, агрегатов и
г) стоять одновременно на двух стремянках, расположенных рядом, и укладывать на их ступени доски, щиты для переходов с одной стремянки на другую;
д) сбрасывать со стремянки какие-либо предметы и инструмент;
е) использовать стремянки, загрязненные горючим и смазочными материалами и другими веществами, а также стремянки, покрытые снегом и обледеневшие;
ж) убирать и выпускать шасси, закрылки, тормозные щитки и изменять положение крыла без предупреждения (команды), доведенного до всего личного состава, находящегося около летательного аппарата или внутри него;
з) находиться под поднятым грузом;
и) использовать грузоподъемные средства для подъема людей и производить с них работы на высоте (стабилизатор, киль и др.).
11. При заправке летательного аппарата топливом через заливные горловины механик обязан:
а) заправку производить в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации данного типа летательного аппарата;
б) обесточить бортовую электросеть летательного аппарата;
в) заземлить летательный аппарат, топливозаправщик и раздаточный пистолет заправщика (для снятия заряда статического электричества);
г) удалить разлитое при заправке топливо с летательного аппарата с помощью хлопчатобумажной салфетки или ветоши, а с бетонного покрытия - песка (опилок).
12. При заправке аппарата топливом механику запрещается:
а) производить заправку топливом во время грозы и внутри помещения цеха;
б) производить заправку летательного аппарата при наличии неисправностей в топливной системе;
в) производить работы, вызывающие новообразование или требующие применения открытого огня, на расстоянии ближе 25 м от летательного аппарата;
г) выполнять работы на летательном аппарате, не связанные с его заправкой;
д) пользоваться переносным светильником невзрывозащищенного исполнения.
13. При пуске и работе двигателя механик обязан:
а) получить разрешение у техника на подключение источников электропитания и пуск двигателя;
б) убрать от летательного аппарата стремянки, стенды, подъемники и другое оборудование (имущество) и подмести площадку под летательным аппаратом;
в) проверить правильную установку швартовочных тросов и тормозных колодок под колесами летательного аппарата, наличие и исправность средств пожаротушения;
г) при появлении дыма или получении сигнала от члена бригады, принимающего участие в пуске двигателя, передать это экипажу летательного аппарата.
14. При пуске и работе двигателя механику запрещается: выполнять на работающем двигателе работы, которые не предусмотрены инструкцией по технической эксплуатации летательного аппарата; находиться и проходить в опасных зонах, расположенных впереди всасывающих каналов и позади реактивных сопел, на расстоянии менее 50 - 100 м (в зависимости от типа летательного аппарата), а также в плоскости вращения воздушного винта и в зоне вращения рулевого винта вертолета.
15. При буксировке аппарата механик обязан:
а) произвести отключение и убрать наземное оборудование от летательного аппарата;
б) проверить отсутствие посторонних людей на летательном аппарате и в зоне его буксировки;
в) убедиться в исправности буксировочного приспособления и правильности его присоединения;
г) проверить исправность тормозной системы летательного аппарата и переговорного устройства;
д) убедиться в надежности прилегания заземляющих устройств летательного аппарата к покрытию рулежной дорожки;
е) включить аэронавигационные огни, а на тягаче фары и габаритные огни во время буксировки в условиях плохой видимости и ночью;
ж) немедленно затормозить летательный аппарат и тягач по команде "Стоп", полученной от любого лица, участвующего в буксировке;
з) при получении команды "Стоп" механик, находящийся на тягаче, передает команду водителю, который должен плавно остановить тягач, а механик, находящийся в кабине летательного аппарата, произвести торможение колес шасси (аварийными тормозами механику разрешается пользоваться только в исключительных случаях, когда создается явно угрожающее положение личному составу или летательному аппарату).
16. При буксировке аппарата механику запрещается:
а) допускать к тягачу лиц, не имеющих непосредственного отношения к буксировке;
б) поправлять во время буксировки крепление буксировочного приспособления;
в) держаться руками непосредственно за буксировочный трос для натягивания его при ослаблении;
г) садиться в кабину летательного аппарата или в кузов тягача и высаживаться при их движении;
д) стоять на подножке, сидеть на бортах тягача, идти впереди колес тягача и летательного аппарата;
е) производить буксировку при отсутствии давления или неисправной тормозной системе летательного аппарата и тягача.
17. При заправке летательного аппарата сжатым воздухом, азотом механик обязан:
а) убедиться в том, что баллоны воздухозаправщика (азотозаправщи-ка), доставленные к летательному аппарату для зарядки его систем сжатым воздухом (азотом), имеют соответствующий цвет и надписи (воздушные баллоны - черный цвет и надпись белой краской "Сжатый воздух", а азотные баллоны - черный цвет и надпись желтой краской "Азот");
б) перемещать баллоны на небольшие расстояния с помощью тележки или путем перекатывания при вертикальном или слегка наклоненном положении баллона;
в) присоединять надежно зарядные шланги к летательному аппарату и баллону;
г) открывать вентили баллонов медленно, без рывков и стравливать давление в шланге до его отсоединения от летательного аппарата (не допускать открывания вентилей баллонов ударами по ним молотком или другим металлическим предметом);
д) производить зарядку пневматиков колес от воздухозаправщика или воздушных баллонов только с помощью специального приспособления с редуктором.
18. При проверке кабин на герметичность механик обязан:
а) убедиться в отсутствии людей в кабинах;
б) прекратить проверку при возникновении деформаций обшивки или появлении треска;
89
в) повышать давление в пределах, указанных в инструкции по эксплуатации летательного аппарата.
19. При проверке кабины на герметичность запрещается:
а) находиться во время проверки у стекол фонаря, входных люков и дверей;
б) устранять дефекты и подтягивать болты при наличии избыточного давления в кабинах;
г) отвлекаться на выполнение других работ во время испытания.
20. При подогреве силовой установки летательного аппарата моторными подогревателями, механик обязан:
а) убедиться в герметичности трубопроводов и агрегатов топливной и масляной систем;
б) проверить наличие средств пожаротушения и готовность их к применению;
в) контролировать исправность работы подогревателя и его приборов.
21. При подогреве силовой установки запрещается:
а) производить розжиг подогревателя ближе 25 м от летательного аппарата;
б) устанавливать работающий подогреватель ближе 8 - 10 м от летательного аппарата;
в) присоединять рукава к подогревателю до выхода его на установленный режим работы.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
22. Механик обязан:
а) при появлении течи горючего, спецжидкостей и масел из систем обесточить летательный аппарат, закрыть вентили кислородных систем (если открыты), вызвать не заполненный топливом (маслом) заправщик и до его прибытия организовать сбор вытекающего топлива (масла), спецжидкостей в подручные емкости (бидоны, поддоны, ведра и т.п.);
б) в случае обнаружения утечки кислорода закрыть в кабине вентили кислородных систем летательного аппарата и вызвать специалиста по кислородному оборудованию;
в) при возникновении пожара на летательном аппарате отключить источники электропитания, вызвать пожарную службу и приступить к его тушению имеющимися средствами (при возможности, принять меры по отбуксированию загоревшегося летательного аппарата в безопасное место).
V. Требования безопасности по окончании работы
23. Механик обязан:
а) отключить оборудование, переносные светильники от источников питания и убрать их в установленное место;
б) проверить наличие инструмента, убрать его в специальную сумку (ящик) и сдать в инструментальную кладовую;
в) убрать от летательного аппарата используемые в работе приспособления, оборудование (подъемники, стремянки и т.д.) на установленное для них место;
г) мусор и грязную ветошь вынести в отведенное место, места разлитых горючесмазочных материалов убрать и протереть;
д) заземлить и зачехлить летательный аппарат;
е) сообщить технику обо всех неисправностях и замечаниях, выявленных в процессе работы и проведенных испытаний.
91