Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

201 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила технической эксплуатации перегрузочных машин регламентируют управление машинами, технический надзор, техническое обслуживание и плановый ремонт перегрузочных машин.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Часть первая. Организация технической эксплуатации перегрузочных машин

1. Область применения ПТЭ

2. Управление перегрузочными машинами

3. Техническое обслуживание перегрузочных машин

     3.1. Виды и содержание технического обслуживания

     3.2. Организация технического обслуживания

4. Технический надзор за перегрузочными машинами

     4.1. Регистрация машин

     4.2. Виды и организация технического надзора

     4.3. Технические освидетельствования

     4.4. Навигационные осмотры

     4.5. Оперативные осмотры

5. Ремонт перегрузочных машин

6. Техническая документация

7. Порядок расследования аварий и несчастных случаев

Часть вторая. Техническое обслуживание механического оборудования перегрузочных машин и технический надзор за ним

1. Краны

     1.1. Общие правила работы кранов

     1.2 Спаренная работа кранов

     1.3. Особенности работы железнодорожных, гусеничных, пневмоколесных и автомобильных кранов

     1.4. Особенности работы кранов с грейфером

     1.5. Особенности работы кранов с грузоподъемным электромагнитом

     1.6. Работа кранов при ветре и низкой температуре окружающей среды

     1.7. Порядок ухода портовых рабочих-крановщиков с крана

     1.8. Запрещенные приемы работы

     1.9. Повреждения, при которых работа кранов не допускается

     1.10. Техническое обслуживание при использовании (ТО-1)

     1.11. Периодическое техническое обслуживание (ТО-2)

     1.12. Технические освидетельствования береговых кранов

     1.13. Технические освидетельствования плавучих кранов

2. Добывающие землесосные снаряды и гидроперегружатели

     2.1. Общие правила работы машин

     2.2. Управление машинами

     2.3. Техническое обслуживание при использовании (ТО-1)

     2.4. Периодическое техническое обслуживание (ТО-2)

     2.5. Технические освидетельствования

3. Добывающие многочерпаковые снаряды

     3.1. Общие правила работы машин

     3.2. Управление машинами

     3.3. Техническое обслуживание при использовании (ТО-1)

     3.4. Периодическое техническое обслуживание (ТО-2)

     3.5. Технические освидетельствования

4. Машины внутрипортового безрельсового транспорта

     4.1. Общие правила работы машин

     4.2. Правила работы погрузчиков

     4.3 Правила работы тягачей, прицепов (трейлеров) и аккумуляторных тележек

     4.4. Правила работы зачистных машин

     4.5. Повреждения, при которых работа машин не допускается

     4.6. Техническое обслуживание при использовании (ТО-1)

     4.7. Периодическое техническое обслуживание (ТО-2)

     4.8. Технические освидетельствования

5. Машины непрерывного транспорта

     5.1. Общие правила работы машин

     5.2. Повреждения, при которых работа машин не допускается

     5.3. Техническое обслуживание при использовании (ТО-1)

     5.4. Периодическое техническое обслуживание (ТО-2)

     5.5. Технические освидетельствования

6. Двигатели внутреннего сгорания

7. Сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара

Часть третья. Техническое обслуживание электрооборудования перегрузочных машин и технический надзор за мим

1. Общие требования по эксплуатации в техническому обслуживанию электрооборудования перегрузочных машин

2. Краны

     2.1. Техническое обслуживание ТО-1

     2.2. Техническое обслуживание ТО-2

3. Добывающие снаряды, гидроперегружатели и понтоны дизель-электрических плавучих кранов

     3.1. Особенности организации эксплуатации и технического обслуживания электрооборудования

     3.2. Техническое обслуживание ТО-1

     3.3. Техническое обслуживание ТО-2

4. Машины непрерывного транспорта

     4.1. Общие требования

     4.2. Техническое обслуживание

5. Машины внутрипортового транспорта

6. Техническое обслуживание отдельных видов электрооборудования перегрузочных машин

     6.1. Электрические двигатели

     6.2. Электрические аппараты для управления механическими тормозами

     6.3. Аппаратура ручного и дистанционного управления

     6.4. Пускорегулировочные резисторы

     6.5. Подъемные электромагниты

     6.6. Аккумуляторные батареи и зарядные станции

     6.7. Электрическое освещение

Часть четвертая. Плановый ремонт перегрузочных машин

1. Виды и содержание плановых ремонтов

2. Ремонтные циклы

3. Планирование и финансирование ремонта

4. Обеспечение ремонта запасными частями

5. Ремонтная документация

6. Организация ремонта и надзор за ним

7. Требования безопасности труда при ремонте машин

Приложения

1. Удостоверение портового рабочего, рабочего технического обслуживания и ремонта

2. Журнал периодической проверки знаний портовых рабочих, рабочих технического обслуживания в ремонта

3. Журнал выдачи машин

4. Вахтенный журнал машины

5. Журнал силовой установки перегрузочной машины

6. Методика расчета численности рабочих РНБ для технического обслуживания и непланового ремонта перегрузочных машин

7. Нормы времени на техническое обслуживание портовых перегрузочных машин

8. Рекомендуемые унифицированные режимы смазки портовых перегрузочных машин

9. Журнал ремонтно-наладочной бригады

10. Журнал группового инженера

11. Перечень документов, представляемых в инспекцию Речного регистра РСФСР для регистрации вновь смонтированных портальных, башенных и козловых (мостовых) кранов

12. Журнал учета перегрузочных машин порта

13. Инструкция для лиц, ответственных по надзору за содержанием и безопасной эксплуатацией перегрузочных машин в портах, на предприятиях и в организациях МРФ

14. Инструкция для лиц, ответственных за исправное состояние перегрузочных машин в портах, на предприятиях и в организациях МРФ

15. Инструкция для лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов перегрузочными машинами в портах, на предприятиях и в организациях МРФ

16. Акт навигационного осмотра перегрузочной машины

17. Паспортная карта на основное электрооборудование

18. Вахтенный журнал сменного зарядчика-аккумуляторщика

19. Журнал учета изготовленных грузозахватных приспособлений и тары

20. Журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений и тары

21. Перспективный график ремонта перегрузочных машин

22. План ремонта перегрузочных машин

23. Заявка на потребные кредиты на текущий ремонт

24. План капитального и среднего ремонтов перегрузочных машин

25. График текущего ремонта перегрузочных машин и сооружений

26. Акт приемки машины из ремонта

27. Нормы браковки стальных канатов

28. Дефектация деталей перегрузочных машин

29. Типовой состав работ по ремонту перегрузочных машин речных портов

30. Порядок приемки, контроля за работой и составления рекламационных актов на портовые перегрузочные машины

31. Термины и определения понятий, связанных с технической эксплуатацией перегрузочных машин

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОРТОВ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. министра речного флота РСФСР

Н. П. Горьков 16 сентября 1982 г.

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН РЕЧНЫХ ПОРТОВ

ЛЕНИНГРАД «ТРАНСПОРТ» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1983

под председательством главного инженера порта. Состав комиссии утверждается начальником порта. В работе комиссии должны принимать участие: инженер по надзору за перегрузочными машинами, начальник технического отдела, главный энергетик или лицо, выполняющее его функции, главный механик, инженер по безопасности труда, представитель комитета профсоюза порта, непосредственный начальник аттестуемого рабочего, а также инспектор Речного регистра РСФСР (при аттестации портовых рабочих, управляющих кранами), который должен быть уведомлен о дне проведения аттестации не позднее чем за 10 дней.

Лицам, прошедшим успешно аттестацию, выдается удостоверение с вкладышем (приложение 1) за подписью председателя квалификационной комиссии, а крановщикам всех типов кранов — за подписью председателя комиссии и инспектора Речного регистра РСФСР.

2.4.    Портовые рабочие подвергаются периодически и в других предусмотренных случаях повторной проверке знаний и переаттестации.

2.5.    Переаттестация портовых рабочих производится:

1)    после перерыва в работе по управлению перегрузочными машинами более одного года;

2)    при переводе на перегрузочную машину другого типа или модели;

3)    при изменении классности;

4)    после зафиксированного в удостоверении трехкратного нарушения настоящих ПТЭ или должностных инструкций в течение одного года.

Примечание. За грубые нарушения, угрожающие жизни людей или повлекшие за собой значительный материальный ущерб, портовые рабочие могут быть отстранены от работы и направлены на переаттестацию сразу, независимо от количества зафиксированных нарушений.

2.6.    Повторная проверка знания портовыми рабочими соответствующих разделов настоящих ПТЭ, правил безопасности труда и производственных инструкций производится специальной комиссией, назначаемой приказом начальника порта:

1)    периодически, не реже одного раза в год;

2)    при переходе из одного порта в другой;

3)    по требованию инспектора Речного регистра РСФСР, а также лица, назначенного ответственным по техническому надзору за перегрузочными машинами в порту в соответствии с подразделом 4.1 части первой настоящих ПТЭ.

Примечания: 1. При переводе портового рабочего из одного района (участка) порта в другой производится внеочередной инструктаж по правилам безопасности труда с учетом местных условий.

2. Участие инспектора Речного регистра РСФСР в комиссии по повторной проверке знаний необязательнее

м>

2.7.    Результаты аттестации и переаттестации портовых рабочих оформляются протоколом и выдачей удостоверения портового рабочего (с вкладышем) по форме приложения 1.

Результаты повторной проверки знаний портовых рабочих оформляются записью в удостоверении и журнале по форме приложения 2.

Нарушение ПТЭ и должностных инструкций фиксируются в удостоверении портового рабочего сменными (групповыми) инженерами на основании донесений лиц, установивших этот факт.

2.8.    Управление перегрузочными машинами и их техническое обслуживание должны вестись в соответствии с производственными инструкциями.

Производственные инструкции по управлению перегрузочными машинами и их техническому обслуживанию должны быть составлены техническим отделом порта на основании технической документации заводов-изготовителей в соответствии с ПТЭ, Правилами Речного регистра РСФСР, Госэнергонадзора, Госгортехнадзора и другими директивными материалами, а также с учетом опыта эксплуатации и местных условий работы машин.

В инструкциях должны указываться права, обязанности и ответственность лиц, управляющих машиной и выполняющих ее техническое обслуживание, правила работы на машине, ее пуск и остановку; правила технического обслуживания машины; описание особенностей электрооборудования машины, влияющих на характер управления и обслуживания; краткие сведения об основных неисправностях и способах их устранения; основные правила техники безопасности, связанные с работой и техническим обслуживанием машины.

Производственные инструкции по управлению и техническому обслуживанию перегрузочных машин должны быть утверждены главным инженером порта.

2.9.    Портовые рабочие не имеют права управлять перегрузочными машинами ранее чем через 30 мин после выполнения ими перегрузочных работ вручную.

2.10.    Портовые рабочие во время управления перегрузочными машинами несут полную ответственность за их сохранность и все последствия, связанные с нарушением производственных инструкций по управляю и обслуживанию машин и требований техники безопасности.

2.11.    Выдача машин (ключей'от машин) портовым рабочим и их приемка производится лицом, имеющим на это право, в обмен на вкладыш к удостоверению (приложение 1) и оформляется в журнале выдачи машин (приложение 3).

Прием-сдача машин при пересмене оформляется в вахтен-. ном журнале машины (приложение 4) подписями лиц, сдающих и принимающих смену, с указанием работоспособности машины.

11

Для приема-сдачи машины допускается перерыв в работе. Длительность перерыва устанавливается для каждого типа машин администрацией порта.

Примечание. Прием-сдача силовой установки перегрузочной машины оформляется в журнале силовой установки (приложение 5) подписями лиц, сдающих и принимающих смену, с указанием исправности силовой установки.

2.12.    Портовые рабочие водители (крановщики, машинисты) должны быть закреплены за конкретными машинами распоряжением начальника грузового района (порта). Копия распоряжения вклеивается в журналы выдачи машин.

Машины (ключи от машин), как правило, должны выдаваться только портовым рабочим, закрепленным за данной машиной.

2.13.    Портовый рабочий, принимающий машину для работы обязан проверить состояние машины, опробовать ее в работе, а также проверить наличие воды, топлива, смазки, комплектность инвентаря и инструмента.

При обнаружении повреждений портовый рабочий, принимающий машину не имеет права начать работу до их устранения.

По окончании работы портовый рабочий, управляющий машиной, производит ее уборку, делает в вахтенном журнале записи о выполненных работах технического обслуживания и всех замеченных во время работы повреждениях и докладывает о них лицу, выдавшему машину.

2.14.    Передача управления перегрузочной машиной одним портовым рабочим другому в период рабочей смены без разрешения лица, выдавшего машину, категорически запрещается.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН
3.1.    Виды и содержание технического обслуживания.

3.1.1.    Целью технического обслуживания (ТО) перегрузочных машин является поддержание их работоспособности или исправности в период между очередными плановыми ремонтами, а также увеличение общего срока службы машин.

3.1.2.    Техническое обслуживание перегрузочных машин и устройств подразделяется на следующие виды:

1)    техническое обслуживание при использовании (ТО-1);

2)    техническое обслуживание при ожидании;

3)    техническое обслуживание при хранении;

4)    техническое обслуживание при транспортировании;

5)    периодическое техническое обслуживание (ТО-2).

3.1.3.    В ТО-1 входят следующие виды ежесменных, ежесуточных и еженедельных работ:

12

1)    уборочно-моечные;

2)    смазочные;

3)    крепежные;

4)    регулировочно-наладочные;

5)    снабжение машины топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;

6)    устранение мелких отказов и повреждений;

7)    проверка в действии блокировочных устройств и приборов безопасности;

8)    проверка и опробование в действии перегрузочной машины, ее механизмов и систем.

3.1.4.    ТО-1 проводится в течение рабочей смены машины.

3.1.5.    В ТО-2 входят следующие виды работ:

1)    обязательные, содержащие расширенный комплекс работ ТО-1;

2)    по потребности, содержащие ремонтные работы незначительного объема по предупреждению и устранению отказов и повреждений узлов и деталей машины.

3.1.6.    Техническое обслуживание ТО-2 проводится с выводом машин из эксплуатации через определенные интервалы наработки, установленные специальными разделами ПТЭ. Работы ТО-2 ведутся по планам-графикам, утверждаемым главным инженером порта.

3.1.7.    Периодичность и номенклатура работ по ТО-1 и ТО-2 перегрузочных машин, а также допускаемая продолжительность вывода их из эксплуатации для выполнения ТО-2, регламентируются специальными разделами ПТЭ и заводскими инструкциями по эксплуатации машин.

3.1.8.    Техническое обслуживание перегрузочных машин при ожидании производственного использования (в периоды неиспользования менее одного месяца) включает ежесуточные и еженедельные работы аналогично ТО-1.

Техническое обслуживание перегрузочных машин при ожидании ими ремонта (до одного месяца) не проводится. В период ожидания ремонта необходимо обеспечить сохранность машины и невозможность доступа в ее кабину и машинное отделение посторонних лиц. При ожидании ремонта более месяца машина считается находящейся на хранении.

3.1.9.    Техническое обслуживание перегрузочных машин при хранении (в периоды неиспользования свыше одного месяца) включает работы, выполняемые при подготовке к хранению, в процессе хранения, а также при подготовке к использованию после него.

3.1.10.    Техническое обслуживание при подготовке перегрузочной машины к хранению включает:

1)    очистку ее от грязи и мойку;

2)    обязательные работы ТО-2;

3)    замер изоляции электрооборудования;

13

4)    устранение обнаруженных повреждений;

5)    консервацию.

Консервация машины производится в соответствии с ГОСТ 13168-69 «Консервация металлических изделий» и Требованиями заводских инструкций по эксплуатации машин.

3.1.11.    Техническое обслуживание в процессе хранения перегрузочной машины проводится с месячной периодичностью и включает:

1)    проверку технического состояния путем внешнего осмотра;

2)    проверку надежности защиты машины от коррозии;

3)    устранение выявленных повреждений деталей (узлов) с последующей их консервацией.

3.1.12.    Техническое обслуживание при подготовке к использованию после хранения включает:

1)    расконсервацию;

2)    все работы ТО-2;

3)    проверку сопротивления изоляции электрического оборудования.

3.1.13.    Техническое обслуживание при транспортировании машины (перемещении на новое место использования более суток) включает работы, выполняемые при подготовке к транспортированию и к дальнейшему использованию после него.

Перечень выполняемых при этом работ аналогичен техническому обслуживанию при хранении. Консервация машины производится только при продолжительности ее транспортирования больше месяца. Необходимость демонтажа отдельных частей машины определяется условиями транспортирования.

3.2. Организация технического обслуживания.

3.2.1.    Организация технического обслуживания перегрузочных машин определяется их типом, количеством и формой производственного использования — закрепленными командами (экипажами) или комплексными бригадами портовых рабочих.

Организация производственного использования и технического обслуживания отдельных групп машин устанавливается приказом начальника порта в соответствии с указаниями настоящих ПТЭ в зависимости от местных условий.

3.2.2.    Для выполнения технического обслуживания и непланового ремонта перегрузочных машин каждого типа в порту должны быть созданы специальные ремонтно-наладочные бригады (РНБ).

Состав ремонтно-наладочной бригады в зависимости от местных условий (тип, количество и организация использования закрепленных за РНБ перегрузочных машин, коэффициент использования машин по времени и режим их работы) определяется по методике, приведенной в приложении 6.

14

3.2.3.    Ремонтно-наладочная бригада подчиняется групповому инженеру (ннженеру-электрику) и обслуживает закрепленные за ним машины.

3.2.4.    Распределение обязанностей по техническому обслуживанию машин, закрепленных за РЫБ возлагается на бригадира, который также несет ответственность за регулярность и качество выполняемых работ.

Рекомендуется все машины группы распределить между членами РЫБ, установив личную ответственность каждого за техническое состояние закрепленных за ним машин.

3.2.5.    Ежесменные работы ТО-1 в полном объеме должны выполняться оператором (крановщиком, водителем, машинистом), управляющим машиной в данную смену, независимо от формы производственного использования машины и продолжительности ее работы.

3.2.6.    Ежесуточные и еженедельные работы ТО-1, а также смазочные работы, должны выполняться:

1)    при использовании машины комплексными бригадами портовых рабочих — членом РНБ, закрепленным за данной машиной;

2)    при использовании машины экипажем — членами экипажа.

За каждым членом экипажа закрепляется группа узлов машины, за техническое обслуживание которых он несет ответственность. Общая ответственность за регулярность и качество выполняемых работ возлагается на командира экипажа (старшего крановщика, старшего электромеханика, командира земснаряда и др.).

3.2.7.    Техническое обслуживание ТО-2, а также устранение отказов и повреждений (неплановые ремонты), должны выполняться:

1)    при использовании машины комплексными бригадами портовых рабочих — членами РНБ с обязательным участием портовых рабочих, закрепленных за данной машиной;

2)    при использовании машины экипажем — членами экипажа с участием рабочих технического обслуживания и ремонта из состава РНБ или ремонтно-механических мастерских.

Количество портовых рабочих и рабочих технического обслуживания и ремонта, привлекаемых на выполнение конкретного ТО-2 или непланового ремонта, определяется групповым инженером, исходя из трудоемкости работ и имеющейся численности РНБ с учетом наличия крановщиков (водителей, машинистов) в комплексных бригадах.

Нормы времени на техническое обслуживание перегрузочных машин приведены в приложении 7.

3.2.8.    Рабочие комплексных бригад и члены экипажей при управлении перегрузочными машинами и их техническом

15

Правила разработаны Ленинградским институтом водного транспорта и Главным управлением портов Минречфлота РСФСР (руководитель темы канд. техн. наук П. А. Головачев) и являются переработанным и дополненным изданием Правил технической эксплуатации портовых перегрузочных машин, утвержденных Минречфлотом РСФСР 16 января 1975 г.

Правила состоят из четырех частей. Часть первая — Организация технической эксплуатации перегрузочных машин — подготовлена кафедрой технологии, эксплуатации и автоматизации работ порта ЛИВТа (канд. техн наук П. А. Головачев, ст. ннж. Л. В. Иванова) и Главным управлением портов Минречфлота РСФСР (инж Д. И. Бакал). Часть вторая — Техническое обслуживание механического оборудования перегрузочных машин и технический надзор за ним — составлена кафедрой технологии, эксплуатации и автоматизации работ порта ЛИВТа (канд. техн. наук П. А. Головачев, канд. техн. наук U. А. Шевченко, инж. М. А. Вальковский) и Главным управлением портов Минречфлота РСФСР (инж. Д. И. Бакал). Часть третья — Техническое обслуживание электрооборудования перегрузочных машин и технический надзор за ним — подготовлена кафедрой электропривода и электрооборудования береговых установок ЛИВТа (канд. техн. наук В. А. Шошмнн) и Главным управлением- портов Минречфлота РСФСР (инж. Н. П. Волкова). Часть четвертая — Плановый ремонт перегрузочных машин — подготовлена кафедрой технологии, эксплуатации и автоматизации работ порта ЛИВТа (канд. техн. наук П. А. Головачев) и Главным управлением портов Минречфлота РСФСР (инж. Д. И. Бакал).

Правила согласованы ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота, 28.05.82 № 5.08/792 и Речным регистром РСФСР 25.12.81 Л'« РР6-6.1-1785.

Настоящие правила вводятся в действие с «1* января 1984 г. С введением настоящих Правил утрачивают силу Правила технической эксплуатации портовых перегрузочных машин, утвержденные заместителем министра речного флота РиФСР 16 января 1975 г.

Выпущены по заказу Министерства речного флота РСФСР

Министерство речного флота РСФСР Глаоное управление портов Правила технической эксплуатации перегрузочных машин речных портов Ответственный за выпуск /7. А. Головачев Обложка художника С. Я. Гесина Техн. редактор J1. И. Тимофеева Корректор-вычитчик С. К. Венедиктова Корректоры: С. К• Венедиктова, М. С. Фельдман

_Н/К__

Сдано в набор 01.06 83. Подписано к печати 07.09.83. М-32865 Формат бумаги 60X90'Л*. Бумага тип. М2 Гарн. Литературная. Печать высокая. Уел. печ. л. 12,5. Уел. кр.готт. 12,88. Уч.-нэд. л. 14,89, Тираж 7750 »кэ. Зак. М 655 Изд. М 3-3-1/16.-3819-691. Цена** *оп.

Ордена «Знак Почета» издательство «Транспорт*. Ленинградское отделение 190121, Ленинград, ул. Декабристов, 33

Ленинградская типография М 2 головное предприятие ордена Трудового Красного Знамени Ленинградского объединения «Техническая книга» им. Евгении Соколовой Союзполи-графпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 198052, Ленинград. Л-52. Измайловский проспект. 29.

без объям.

3605020000—691

046 (01)-83

Ф Главное управление портов, 1983

СОДЕРЖА Н И Б Введение ....................... 6

Часть первая. Организация технической эксплуатации перегрузочных машин

1.    Область применения ПТЭ..................8

2.    Управление перегрузочными машинами .............9

3.    Техническое обслуживание перегрузочных машин.........12

3.1.    Виды и содержание технического обслуживания.......12

3.2.    Организация технического обслуживания..........14

4.    Технический надзор за перегрузочными машинами........17

4.1.    Регистрация машин...................17

4.2.    Виды и организация технического надзора.........20

4.3.    Технические освидетельствования..............21

4.4.    Навигационные осмотры.................25

4.5.    Оперативные осмотры........ 25

5.    Ремонт перегрузочных машин................27

6.    Техническая документация..................27

7.    Порядок расследования аварий и несчастных случаев.......28

Часть вторая. Техническое обслуживание механического оборудования иерегрузочных машин и технический надзор за ним

1.    Краны.........................30

1.1.    Общие правила работы кранов..............30

1.2    Спаренная работа кранов................32

1.3.    Особенности работы железнодорожных, гусеничных, пневмоколес*

ных и автомобильных кранов...............33

1.4.    Особенности работы кранов с грейфером..........34

1.5.    Особенности работы кранов с грузоподъемным электромагнитом 35

1.6.    Работа кранов при ветре и низкой температуре окружающей среды 36

1.7.    Порядок ухода портовых рабочих-крановщиков с крана .... 36

1.8.    Запрещенные приемы работы...............37

1.9.    Повреждения, при которых работа кранов не допускается ... 38

1.10.    Техническое обслуживание при использовании (ТО-1).....39

1.11.    Периодическое техническое обслуживание (ТО-2).......40

1.12.    Технические освидетельствования береговых кранов.....42

1.13.    Технические освидетельствования плавучих кранов......47

2.    Добывающие землесосные снаряды и гидроперегружатели.....51

2.1.    Общие правила работы машин..............51

2.2.    Управление машинами......•...........52

2.3    Техническое обслуживание при использовании (ТО-1).....53

2.4.    Периодическое техническое обслуживание (ТО-2).......54

2.5.    Технические освидетельствования.............55

3.    Добывающие многочерпаковые снаряды ............59

3.1. Общие правила работы машин................

3 2 Управление машинами....................

3.3.    Техническое обслуживание при использовании (ТО-1).....60

3.4.    Периодическое техническое обслуживание (ТО-2).......61

3

И

3.5. Технические освидетельствования..............62

4.    Машины внутрипортового безрельсового транспорта    64

4.1.    Общие правила работы машин..............64

4.2.    Правила работы погрузчиков...............65

4.3 Правила работы тягачей, прицепов (трейлеров) и аккумуляторных тележек....................70

4.4.    Правила работы зачистных машин.........70

4.5.    Повреждения, при которых работа машин не допускается . 71

4.6.    Техническое обслуживание при использовании (ТО-1)    ...    .71

4.7.    Периодическое техническое обслуживание (ТО-2).......72

4.8.    Технические освидетельствования.............73

5.    Машины непрерывного транспорта    75

5.1.    Общие правила работы машин.............75

5.2.    Повреждения, при которых работа машин не допускается ... 76

5.3.    Техническое обслуживание при использовании (ТО-1)    .    .    76

5.4.    Периодическое техническое обслуживание (ТО-2).......77

5.5.    Технические освидетельствования............78

6.    Двигатели внутреннего сгорания............'    .    78

7.    Сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара......................81

Часть третья. Техническое обслуживание электрооборудования перегрузочных машин и технический надзор за ним

1.    Общие требования по эксплуатации и техническому обслуживанию

электрооборудования перегрузочных    машин...........84

2.    Краны....................... .    87

2.1.    Техническое    обслуживание    ТО-1.............87

2.2.    Техническое    обслуживание    ТО-2.............88

3.    Добывающие снаряды, гидроперегружатели и понтоны дизель-электрических плавучих кранов.....’.............88

3.1.    Особенности организации эксплуатации и технического обслуживания электрооборудования ............... 88

3.2.    Техническое    обслуживание    ТО-1..............91

3.3.    Техническое    обслуживание    ТО-2..............92

4.    Машины непрерывного транспорта    95

4.1.    Общие требования................ 95

4.2.    Техническое обслуживание................96

5.    Машины внутрипортового транспорта.............97

6.    Техническое обслуживание отдельных видов электрооборудования перегрузочных машин    68

6.1.    Электрические двигатели.................98

6.2.    Электрические аппараты для управления механическими тормозами.......................... 102

6.3.    Аппаратура ручного и дистанционного    управления......103

6.4.    Пускорегулировочные резисторы..............107

6.5.    Подъемные электромагниты................108

6.6.    Аккумуляторные батареи и зарядные    станции........109

6.7.    Электрическое освещение.................ИЗ

Часть четвертая. Плановый ремонт перегрузочных машин

1.    Виды и содержание плановых ремонтов ............115

2.    Ремонтные циклы............. 117

3.    Планирование и финансирование ремонта    . ....... 119

4.    Обеспечение ремонта запасными частями    . ...........120

5.    Ремонтная документация..................121

6.    Организация ремонта и надзор за ним............122

7.    Требования безопасности труда при ремонте машин.......126

4

Приложения

1.    Удостоверение портового рабочего, рабочего технического обслуживания и ремонта...... 127

2.    Журнал периодической проверки • знаний портовых рабочих, рабочих

технического обслуживания    и ремонта............131

3.    Журнал выдачи машин..................131

4.    Вахтенный журнал машины................132

5.    Журнал силовой установки перегрузочной машины...... 134

6.    Методика расчета численности рабочих РНБ для технического обслуживания и непланового ремонта перегрузочных машин . . .    136

7.    Нормы времени на техническое обслуживание портовых перегрузочных машин.......................140

8.    Рекомендуемые унифицированные режимы смазки портовых перегрузочных машин.......................141

9.    Журнал ремонтно-наладочной бригады............144

10.    Журнал группового инженера................146

11.    Перечень документов, представляемых в инспекцию Речного реги

стра РСФСР для регистрации вновь смонтированных портальных, башенных н козловых (мостовых) кранов...........149

12.    Журнал учета перегрузочных машин порта..........149

13.    Инструкция для лиц, ответственных по надзору за содержанием и.

безопасной эксплуатацией перегрузочных машин в портах, на предприятиях и в организациях МРФ..............150

14.    Инструкция для лиц, ответственных за исправное состояние перегрузочных машин в портах, на предприятиях и в организациях МРФ 153

15.    Инструкция для лиц. ответственных за безопасное производство ра

бот по перемещению грузов перегрузочными машинами в портах, на предприятиях и в организаяциях МРФ............157

16.    Акт навигационного осмотра перегрузочной машины.......164

17.    Паспортная карта на основное электрооборудование ....... 165

18.    Вахтенный журнал сменного зарядчика-аккумуляторщика . .    .    166

19.    Журнал учета изготовленных грузозахватных приспо#облений и тары    167

20.    Журнал учета и осмотра грузозахватных приспособлений    и тары .    .    168

21.    Перспективный график ремонта перегрузочных машин......169

22.    План ремонта перегрузочных машин.............169

23.    Заявка на потребные кредиты на текущий ремонт.......169

24.    План капитального и среднего ремонтов перегрузочных машин . .    .170

25.    График текущего ремонта перегрузочных машин и сооружений .    .    170

26.    Акт приемки машины из ремонта..............171

27.    Нормы браковки стальных канатов.............173

28.    Дефектация деталей перегрузочных машин..........175

29.    Типовой состав работ по ремонту перегрузочных машин речных

портов........ 185

30.    Порядок приемки, контроля за работой и составления рекламационных актов на портовые перегрузочные машины.........195

31.    Термины и определения понятий, связанных с технической эксплуатацией перегрузочных машин................197

ВВЕДЕНИЕ

Одной из главных обязанностей работников речных портов является обеспечение высокопроизводительной, долговечной и безопасной работы перегрузочных машин. Это достигается путем постоянного тщательного технического обслуживания машин, надзора за их техническим состоянием и производственным использованием, своевременным и качественным проведением ремонтных работ. Правила технической эксплуатации перегрузочных машин регламентируют управление машинами, технический надзор, техническое обслуживание и плановый ремонт перегрузочных машин.

Настоящие Правила технической эксплуатации (ПТЭ) перегрузочных машин речных портов составлены на основании и в соответствии с требованиями следующих основных директивных документов, которыми также надлежит руководствоваться при эксплуатации .портовых перегрузочных машин:

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (утверждены Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1969 г.);

Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания. Часть I. Классификация и технический надзор (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 3 апреля 1980 г. № 37). Часть XIII. Грузоподъемные устройства (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 19 февраля 1973 г. № 23);

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены Госэнергонадзором 12 апреля 1969 г.);

Правила безопасности труда на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях Минречфлота РСФСР (утверждены зам. министра Минречфлота РСФСР 30 октября 1978 г.);

Техника перегрузочная портовая. Требования безопасности. РТМ 212.0064—76 (введены в действие приказом Минречфлота РСФСР 20 декабря 1976 г. № 184);

Правила обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним (утверждены Мннречфлотом РСФСР 17 января 1980 г.);

б

Правила техники безопасности при эксплуатации и ремонте электрооборудования речных судов РСФСР (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 7 марта 1967 г. Ns 27);

Правила ремонта судов Министерства речного флота РСФСР (введены в действие с 1 апреля 1975 г. приказом Минречфлота РСФСР от 29 января 1975 г. № 15).

ПТЭ учитывают специфику работы речных портов, условия эксплуатации перегрузочных машин, передовой опыт портов Минречфлота РСФСР по организации обслуживания, надзора и ремонта этих машин и результаты научных исследований в данной области.

Строгое выполнение ПТЭ, должностных и производственных инструкций всеми работниками портов, связанными с эксплуатацией перегрузочных машин, будет способствовать дальнейшему повышению уровня технической эксплуатации машин в речных портах и успешному выполнению задач, поставленных XXVI съездом КПСС.

Главпорт Минречфлота РСФСР просит направлять предложения и замечания по публикуемым Правилам в Министерство речного флота РСФСР (Москва, Петровка, 3/6).

Часть первая. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПТЭ

1.1.    Настоящие ПТЭ распространяются на следующее оборудование:

1)    береговые и плавучие перегрузочные машины всех типов (краны, перегружатели, отвалообразователи, специализированные погрузочно-разгрузочные установки, добывающие снаряды, погрузчики и аккумуляторные тележки; транспортеры, экскаваторы, бульдозеры, гусеничные и колесные тракторы и тягачи; трюмные,вагонные,зачистные,торцевальные и другие машины);

2)    сменные грузозахватные органы;

3)    съемные грузозахватные приспособления и тару;

4)    рельсовые крановые пути.

Часть первая ПТЭ распространяется на все перечисленные перегрузочные машины и устройства.

Специальные разделы части второй ПТЭ распространяются на механическое оборудование соответствующих конкретных типов перегрузочных машин и устройств.

Часть третья ПТЭ распространяется на электрооборудование всех типов перегрузочных машин, зарядные устройства и аккумуляторные батареи, а также электроизмерительные приборы и электроинструмент.

Часть четвертая ПТЭ распространяется на все перечисленные выше перегрузочные машины.

1.2.    ПТЭ не распространяются на судовую часть плавучих перегрузочных машин.

Техническая эксплуатация судовой части плавучих перегрузочных машин должна осуществляться в соответствии с РТМ 212.0070—77 «Система технического обслуживания судов Министерства речного флота РСФСР. Основные положения. Термины и определения» и Правилами ремонта судов Министерства речного флота РСФСР.

1.8. Техническая эксплуатация специализированных перегрузочных комплексов должна осуществляться по специальным правилам, разработанным для конкретного комплекса.

1.4. Использование, техническое обслуживание и технический надзор за паровыми котлами и сосудами, работающими под давлением, должны осуществляться по береговым перегру-8

зочным машинам в соответствии с Правилами Госгортехнадзора СССР, по плавучим перегрузочным машинам —с Правилами Речного регистра РСФСР.

1.5.    ПТЭ являются основным документом, регламентирующим вопросы управления машинами, производства работ по перемещению грузов, надзора, технического обслуживания и ремонта перегрузочных машин, сменных грузозахватных органов, съемных грузозахватных приспособлений, тары и рельсовых крановых путей в речных портах и пристанях.

Все ведомственные и инструктивные материалы, относящиеся к этим вопросам, должны составляться в соответствии с настоящими ПТЭ.

1.6.    Знание и соблюдение ПТЭ обязательно для всех инженерно-технических работников портов, пристаней, заводов и проектных организаций Минречфлота РСФСР, проектирующих, изготавливающих, эксплуатирующих, обслуживающих и ремонтирующих перегрузочные машины, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления, тару и рельсовые крановые пути. Соответствующие разделы ПТЭ обязаны знать и соблюдать также рабочие портов и пристаней, осуществляющие управление машинами, техническое обслуживание и ремонт машин и перечисленных устройств.

Периодическая проверка знаний настоящих ПТЭ инженерно-техническими работниками, непосредственно связанными с технической эксплуатацией и производственным использованием перегрузочных машин и перечисленных устройств, должна производиться комиссией одновременно с проверкой знаний правил, норм, требований и инструкций по безопасности труда. Проверка знаний соответствующих разделов ПТЭ у рабочих производится при аттестации, переаттестации и в других случаях, предусмотренных ПТЭ.

2. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕГРУЗОЧНЫМИ МАШИНАМИ

2.1.    Управление перегрузочными машинами должно обеспечивать высокую производительность, безопасное выполнение перегрузочных работ, сохранность машин и грузов.

2.2.    К самостоятельному управлению и техническому обслуживанию перегрузочных машин допускаются портовые рабочие, имеющие при себе удостоверение на право управления и технического обслуживания машин определенного типа.

Удостоверение выдается квалификационной комиссией порта лицам, пригодным к данной работе по состоянию здоровья, прошедшим курс теоретического и практического обучения и успешно выдержавшим испытания в соответствии с требованиями квалификационных характеристик Минречфлота РСФСР.

2.3.    Для аттестации портовых рабочих в каждом порту создается постоянно действующая квалификационная комиссия

9