ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ № 86 ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ АВИАДВИГАТЕЛЕЙ
(Руководствоваться с учетом требований Инструкции
по охране труда для работников всех профессий)
I. Общие требования безопасности
1. К работам в качестве слесаря по ремонту авиадвигателей (далее -слесарь) допускаются лица, прошедшие предварительный медицинский осмотр и проверку знаний в объеме группы по электробезопасности I. При последующей трудовой деятельности - периодические медицинские осмотры не реже одного раза в 12 месяцев, проверка знаний по электробезопасности - ежегодно, повторные инструктажи - не реже одного раза в полугодие.
К работам с применением грузоподъемных механизмов, управляемых с пола, допускаются лица не моложе 18 лет.
К работе в качестве слесаря по ремонту авиадвигателей, работающих на этилированном бензине, женщины не допускаются.
2. Слесарю по ремонту авиадвигателей необходимо помнить, что вследствие невыполнения требований, изложенных в Инструкции по охране труда. Правилах внутреннего трудового распорядка, ПЭЭП и ПТБ, при проведении работ может возникнуть опасность поражения электрическим током, травмирования.
3. Слесарь по ремонту авиадвигателей обязан применять специальную одежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых без средств индивидуальной защиты запрещается.
За работу в неблагоприятных условиях труда слесарю по ремонту авиадвигателей могут предоставляться (устанавливаться) компенсации и льготы (доплаты к тарифной ставке за условия труда, мыло, сверх находящегося при умывальниках).
II. Требования безопасности перед началом работы
4. Слесарь обязан:
а) проверить и привести в порядок спецодежду, застегнуть обшлага рукавов. Рабочая одежда должна быть исправной и заправлена так, чтобы не было свисающих концов. Подобрать волосы под плотно облегающий головной убор;
б) проверить освещенность рабочего места и проходов к нему. Свет не должен слепить глаза;
147
в) осмотреть и привести в порядок рабочее место, убрать все, что мешает работе. Если пол облит маслом, краской, водой, принять меры к удалению их с пола;
г) проверить:
- исправность инструмента, приспособлений и применяемых защитных средств;
- наличие и исправность инструмента и материалов.
Пользоваться неисправными приспособлениями и инструментами запрещается.
5. Подбор, приготовление и хранение необходимых материалов производится только в специально предназначенном помещении, оборудованном шкафами, полками и другими приспособлениями для хранения.
6. При выявлении недостатков по охране труда принять меры к их устранению. В случае невозможности устранить их своими силами доложить мастеру.
III. Требования безопасности во время работы
7. Слесарь по ремонту авиадвигателей обязан:
а) при работе на грузоподъемных машинах:
- пользоваться только теми грузоподъемными машинами, по которым прошел инструктаж;
- применять стропы, которые специально предназначены для подъема определенных деталей, агрегатов;
- убедиться в невозможности падения, опрокидывания груза при подъеме и перед опусканием его на место;
б) при работе на сверлильных станках:
- убедиться в надежности крепления защитного кожуха привода ременной передачи станка;
- проверить перед включением станка прочность крепления сверла в патроне;
- работать в защитных очках или применять предохранительный щиток из прозрачного материала при сверлении хрупких материалов;
- производить установку режущего инструмента при полной остановке шпинделя.
8. Слесарю по ремонту авиадвигателей запрещается:
а) при работе на грузоподъемных машинах:
- допускать подъем крюка до ограничения высоты (ограничитель предназначен для аварийных целей);
- находиться самому и допускать нахождение других лиц между перемещаемым грузом и близко расположенным оборудованием или стеной помещения;
148
- переключать движение механизма грузоподъемной машины на обратный ход до полной его остановки;
- перемещать груз над людьми и находиться под грузом;
- оставлять груз в подвешенном состоянии при перерывах в работе;
б) при работе на сверлильных станках:
- работать в перчатках или рукавицах;
- производить сверление тонких пластинок, полос или других подобных деталей без крепления в специальных приспособлениях;
- пользоваться режущим инструментом с изношенным хвостовиком;
- держать детали руками (крепить их следует в поспособлениях; при отсутствии приспособлений мелкие детали удерживать ручными тисками или плоскогубцами с параллельными губками - только с разрешения мастера);
- удалять стружку до полной остановки вращения шпинделя; останавливать вращающийся шпиндель (патрон) руками; наклоняться близко к вращающемуся шпинделю станка и сверлу.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
9. При возникновении аварийной ситуации, которая может привести к аварии и несчастному случаю, слесарь по ремонту авиодвигателей обязан немедленно принять все зависящие от него меры, одновременно сообщить о случившемся мастеру.
10. При возникновении пожара, загорания немедленно сообщить об этом в пожарную охрану; приступить к тушению очага пожара имеющимися в цехе, на рабочем месте средствами пожаротушения, принять меры для вызова к месту пожара начальника цеха.
11. Слесарь должен уметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно на месте происшествия.
После оказания до врачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.
V. Требования безопасности по окончании работы
12. Слесарь обязан:
а) убрать в отведенные для этой цели места используемый в работе инструмент;
б) привести в порядок рабочее место;
в) снять с пульта управления аншлаг: «Не включать! Работают люди», выключить электропитание оборудования;
г) сообщить мастеру о выявленных недостатках, неисправностях оборудования и принятых мерах;
д) вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ.
149