Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

89 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Графическая копия документа представлена в первоначальной редакции (без учета имеющихся изменений)

Наименование документа изменено согласно постановлению Правительства РФ от 31 августа 2017 г. № 1064

Оглавление

Паспорт государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"

Паспорт подпрограммы "Координация деятельности органов государственной власти в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"

I. Приоритеты и цели государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации

     1. Концептуальные основы государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации

     2. Государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы Российской Федерации и мероприятия федеральной адресной инвестиционной программы, реализация которых осуществляется на территории Арктической зоны Российской Федерации

     3. Цели и задачи Программы

     4. Основные принципы и механизмы реализации Программы

     5. Общие требования к политике субъектов Российской Федерации, относящихся к Арктической зоне Российской Федерации

II. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации, относящихся к Арктической зоне Российской Федерации, а также государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций в реализации Программы

     1. Архангельская область

     2. Мурманская область

     3. Республика Коми (муниципальное образование городской округ "Воркута")

     4. Ненецкий автономный округ

     5. Ямало-Ненецкий автономный округ

     6. Красноярский край

     7. Республика Саха (Якутия)

     8. Чукотский автономный округ

     9. Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций в реализации Программы

Приложение № 1. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"

Приложение № 2. Перечень основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"

Приложение № 3. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"

Приложение № 4. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

Приложение № 5. Мероприятия государственных программ Российской Федерации, оказывающих влияние на достижение целей и решение задач государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"

 
Дата введения02.05.2014
Добавлен в базу05.05.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

21.04.2014УтвержденПравительство Российской Федерации366
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 24.04.2014 г. Номер опубликования: 0001201404240039
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2014 г. № 366 МОСКВА

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1.    Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года".

Председатель Пра Российской Фе

2.    Министерству регионального развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящею постановления.

Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"

ПАСПОРТ

Ответственный

исполнитель

Программы

Соисполнители

Программы

Участники

Программы

государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"

- Министерство регионального развития Российской Федерации

- отсутствуют

- Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерство транспорта Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Подпрограммы Программы (в том числе федеральные целевые программы)

Министерство иностранных дел Российской Федерации

подпрограмма "Координация деятельности органов государственной власти в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации"

Цель Программы - повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации

10

В рамках воссоздания российской космической наблюдательной системы предполагается осуществить:

запуск и обеспечение непрерывного функционирования космической гидрометеорологической системы, состоящей не менее чем из 7 спутников (3 геостационарных метеорологических спутника серии "Электро", 3 полярно-орбитальных спутника серии "Метеор" и 1 океанографический спутник);

создание и обеспечение непрерывною функционирования космической системы "Арктика" (2 метеорологических спутника типа "Молния" на высокоэллиптических орбитах и не менее чем 2 спутника "Молния" на низких полярных орбитах).

Развитие гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения деятельности в Арктике будет осуществляться путем восстановления количества пунктов гидрометеорологических и гелиогеофизических наблюдений до минимально необходимого уровня, отвечающего требованиям к точности краткосрочною прогноза погоды и предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях, в том числе путем установки автоматических и автоматизированных средств измерений.

Кроме того, требуется построить и оснастить современным оборудованием 7 новых крупнотоннажных судов (водоизмещением 3 - 10 тыс. тонн) для выполнения мониторинга состояния и загрязнения акваторий в дальневосточном и арктическом регионах России, 8 новых среднетоннажных научно-исследовательских судов (водоизмещением 200 - 300 тонн) для выполнения работ федерального значения на Охотском, Баренцевом, Белом морях и в других акваториях.

Предусмотрены мероприятия по обеспечению данными комплексных исследований морской среды, океанов и морей при осуществлении различных видов морской деятельности Российской Федерации (мореплавания по Северному морскому пути, рыболовства, морского флота и обороны страны).

Запланировано проведение работ по ликвидации ущерба, накопленного в результате осуществления прошлой хозяйственной деятельности, на архипелаге Земля Франца-Иосифа (сбор и вывоз бочкотары, рекультивация земель). Также предусматривается реализация мероприятия по ликвидации последствий прошлой хозяйственной деятельности нефтегазодобывающего комплекса в дельтовой части

11

реки Печоры на территории государственного природного заповедника "Ненецкий”.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий"

Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" включает в себя федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы", предусматривающую мероприятия по изучению и освоению ресурсов Арктики.

Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"

В рамках основного мероприятия "Институциональное развитие в сфере управления земельными ресурсами" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" предусматривается оценка качества земель в целях осуществления мониторинга земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"

В рамках основного мероприятия "Развитие минерально-сырьевой базы редких металлов и редкоземельных металлов" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" предусматриваются технологическое изучение и геолого-экономическая оценка эвдиалитовых и эвдиалит-лопаритовых руд Ловозерского массива в Мурманской области (забалансового месторождения циркония, участка Аллуйв и других рудопроявлений) с подготовкой технико-экономического обоснования целесообразности их разработки, переоценкой и постановкой запасов полезных ископаемых на государственный баланс.

12

Государственная программа Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы"

Одно из основных мероприятий "Формирование опережающего научно-технического задела в обеспечение развития морской и речной техники гражданского назначения" государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы" призвано обеспечить возможность занятия Россией лидирующих позиций по приоритетным направлениям на мировом рынке гражданского судостроения (сложная морская техника), в том числе для эксплуатации в Арктике.

В результате принятия мер государственной поддержки будут созданы условия, стимулирующие производство в России наукоемких, высокотехнологичных изделий гражданской морской техники для внутреннего рынка (в том числе судов и плавсредств принципиально новых для отечественного судостроения типов), включая:

атомные и дизель-электрические ледоколы нового поколения; суда-газовозы для перевозки сжиженного природного газа и танкеры для перевозки нефти усиленного ледового класса для работы в Арктике и на Дальнем Востоке;

плавучие атомные электростанции, приливные электростанции и другие специальные объекты обустройства прибрежных северных территорий;

современные рыбодобывающие и рыбообрабатывающие суда для обеспечения лова в традиционных и новых районах промысла;

средства обеспечения эффективного функционирования морских судоходных путей (в том числе устойчивой круглогодичной работы Северного морского пути), портов и внутренних водных путей и др.

Основное мероприятие "Развитие и оптимизация производственных мощностей гражданского судостроения в Северо-Западном федеральном округе России, в том числе поддержка реализации кластерной политики в округе" предполагает развитие судостроительного инновационного территориального кластера Архангельской области.

Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)"

В рамках мероприятия по развитию федеральной почтовой связи государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" предусмотрены субсидии из федерального бюджета на покрытие части расходов, связанных с функционированием

13

расположенных в районах Крайнего Севера отделений почтовой связи, а модернизация услуг почтовой связи проводится федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России" за счет собственных средств.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы"

Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы" предусматривает увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети, формирование направлений железнодорожной сети с обращением поездов повышенного веса и нагрузки на ось, модернизацию постоянных устройств и сооружений, а также строительство железнодорожных линий в районах нового освоения на севере страны. Дальнем Востоке и в Прибайкалье. Предусматривается строительство железнодорожных линий Беркакит - Томмот - Якутск, Полуночное - Обская - Салехард, Салехард - Надым, мостовых переходов через реку Лену в районе г. Якутска и реку Обь в районе г. Салехарда, проектирование Северо-Сибирской магистрали (Нижневартовск - Белый Яр - Усть-Илимск).

Подпрограмма "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" включает в себя мероприятия по содействию повышению доступности воздушных перевозок для населения, в том числе в части развития региональных и внутрирегиональных перевозок, а также по государственной поддержке авиапредприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

К 2020 году планируется достичь охвата всей территории Российской Федерации поисково-спасательным обеспечением полетов (в 2012 году этот показатель составлял 75 процентов).

Подпрограмма "Морской и речной транспорт" включает в себя мероприятия по обеспечению водных путей и гидротехнических сооружений, поисковому и аварийно-спасательному обеспечению судоходства, навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства на трассах Северного морского пути. Планируется увеличение объема перевозок грузов по Северному морскому пути до 63,7 млн. тонн к 2020 году. Предусматривается увеличение уровня технической оснащенности трасс Северного морского пути до 40,5 процента в 2020 году.

В рамках реализации мероприятия "Государственная поддержка авиапредприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и

14

приравненных к ним местностях" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" предполагается обеспечить повышение доступности услуг авиационных перевозчиков. При этом размер государственной поддержки в отношении аэропортов, входящих в состав федеральных казенных предприятий, учитывает необходимость развития материально-технической базы, обеспечения соблюдения стандартов безопасности и устойчивого функционирования транспортной системы.

Предусмотрены мероприятия по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства на трассах Северного морского пути и развитию крупнейших морских портов, в том числе Архангельска и Мурманска.

Повышение качественных характеристик внутренних водных путей будет обеспечено в результате осуществления мероприятий по реконструкции, ремонту и содержанию внутренних водных путей и гидротехнических сооружений на них. Для сокращения протяженности участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, предусматривается внесение изменений в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. № 1800-р, с включением проток дельты реки Северная Двина (47 км), расположенных в Архангельской области, и водного пути на реке Енисей от Игдрки до Дудинки (263 км).

Государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса"

Основное мероприятие "Организация рыболовства в целях обеспечения деятельности коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока" государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" направлено на обеспечение приоритетного доступа малочисленных народов к водным биоресурсам и реализации их законных прав на сохранение самобытного образа жизни.

Государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"

В целях устойчивого обеспечения экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах государственной программой Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" предполагается повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентагьного шельфа и Арктики. В рамках решения этой задачи будет

15

обеспечена реализация комплекса взаимосвязанных мероприятий по проведению региональных геолого-геофизических и геолого-съемочных работ, созданию государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин, проведению работ специального геологического назначения, осуществлению гидрогеологической, инженерно-геологической и геоэкологической съемки, получению и обеспечению сохранения геологической информации.

Геологическим картографированием предусматривается создание комплектов геологических карт третьего поколения (Госгеолкарта-1000/3).

По континентальному шельфу в работу будут вовлекаться в основном площади, для которых Госгеолкарта-1000/3 составляется впервые и, в меньшем объеме, пересоставляются листы новой серии. Это в первую очередь море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря.

В рамках реализации мероприятия "Модернизация, проектирование и строительство научно-исследовательских судов и технологического оборудования для работ в Мировом океане, а также в пределах континентального шельфа, Арктики и Антарктики" планируется осуществление модернизации 4 научно-исследовательских судов, а также строительства 2 новых научно-исследовательских судов. Развитие научной и технической базы закрепит конкурентные преимущества Российской Федерации по проведению геолого-разведочных работ в Мировом океане и на континентальном шельфе, позволит активизировать работы по оценке ресурсного потенциала и запасов железомарганцевых конкреций и руд цветных металлов на выделенных участках дна Мирового океана для обеспечения геополитических интересов России.

Предполагается продолжить изучение Северного Ледовитого океана, сбор необходимой батиметрической и геолого-геофизической информации для обоснования расширения внешней границы континентального шельфа Российской Федерации.

В сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы цветных металлов принципиально важное значение придается поисковым, оценочным и разведочным работам, которые будут выполняться в основном недропользователями в пределах геологических отводов и прилегающих к инфраструктуре действующих предприятий районах для поддержания и развития сырьевых баз олова на севере Якутии и в Чукотском автономном округе.

2

Задачи Программы

- усиление координации деятельности органов государственной власти при реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации; организация мониторинга социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации

Целевые индикаторы и показатели Программы

- целевые индикаторы и показатели Программы отражаются в иных государственных программах Российской Федерации, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации;

состав показателей определяется в рамках работы межведомственной комиссии по реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации после выделения Арктической зоны Российской Федерации в отдельный объект статистического наблюдения

Этапы и сроки

реализации

Программы

- 2015 -2020 годы

Объемы бюджетных

ассигнований

Программы

- отсутствуют

Ожидаемые

результаты

реализации

Программы

- реализация Программы наряду с мероприятиями, предусмотренными отраслевыми государственными программами Российской Федерации и федеральными целевыми программами в части развития Арктической зоны Российской Федерации окажет положительное влияние на обеспечение национальной безопасности страны, рост ее международного авторитета, социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации и позволит Арктической зоне Российской Федерации стать объектом статистического наблюдения

ПАСПОРТ

подпрограммы "Координация деятельности органов государственной власти в сфере социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"

Ответственный

исполнитель

подпрограммы

- Министерство регионального развития Российской Федерации

Участники

подпрограммы

- Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерство транспорта Российской Федерации,

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Программно

целевые

инструменты

подпрограммы

- отсутствуют

Цель подпрограммы

- создание системы координации деятельности органов государственной власти при реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации

Задачи

подпрограммы

- совершенствование системы статистического наблюдения за показателями социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации; обеспечение эффективного управления государственными ресурсами и нормативноправового регулирования в сфере реализации государственной политики на территории Арктической зоны Российской Федерации; информационное обеспечение государственной Программы

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

- целевые индикаторы и показатели отражаются в иных государственных программах Российской Федерации, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации; состав показателей определяется в рамках работы межведомственной комиссии по реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации после выделения Арктической зоны Российской Федерации в отдельный объект статистического наблюдения

Этапы и сроки

реализации

подпрограммы

- 2015 - 2020 годы

Объемы бюджетных

ассигнований

подпрограммы

- отсутствуют

Ожидаемые

результаты

реализации

подпрограммы

- реализация подпрограммы наряду с

мероприятиями, предусмотренными отраслевыми государственными программами Российской Федерации и федеральными целевыми программами в части развития Арктической зоны Российской Федерации окажет положительное влияние на обеспечение национальной безопасности страны, рост ее международного авторитета, социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации и позволит Арктической зоне Российской Федерации стать объектом статистического наблюдения

5

I. Приоритеты и цели государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации

1. Концептуальные основы государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации

Приоритеты государственной политики в области социально-экономического развития Арктики определены:

Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г.;

Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г.

Для целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Программа) в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации входят:

территории следующих субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований:

Мурманская область;

в Архангельской области - муниципальные образования "Онежский муниципальный район", "Приморский муниципальный район", "Мезенский муниципальный район", "Город Архангельск", "Северодвинск", "Город Новодвинск", "Новая Земля";

Ненецкий автономный округ;

в Республике Коми - муниципальное образование городской округ "Воркута";

Ямало-Ненецкий автономный округ;

в Красноярском крае - Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, городской округ город Норильск, Туруханский район;

в Республике Саха (Якутия) - Аллаиховский улус (район), Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район), Булунский улус (район), Усть-Янский улус (район), Нижнеколымский район;

Чукотский автономный округ;

6

земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" и других актах СССР.

В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу стратегическими приоритетами государственной политики Российской Федерации в Арктике являются:

осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов Российской Федерации, а также для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации;

наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил;

укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, включая сотрудничество в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике;

содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблематике, включая межпарламентское взаимодействие в рамках партнерства Россия - Европейский союз;

обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген;

7

совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике;

улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике;

развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий;

модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.

Согласно Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года приоритетными направлениями развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности являются:

комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации;

развитие науки и технологий;

создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

обеспечение экологической безопасности; международное сотрудничество в Арктике.

Устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации осуществляется на основе системного взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества с использованием механизмов государственно-частного партнерства при реализации ключевых инвестиционных проектов, участия государства в устранении инфраструктурных ограничений экономического развития, решении социальных проблем, а также создания экономических механизмов стимулирования хозяйственной деятельности.

Основными механизмами реализации указанной Стратегии являются Программа, иные государственные программы Российской Федерации, федеральные и ведомственные целевые программы, а также отраслевые стратегии, региональные и муниципальные программы, программы крупных компаний, предусматривающие мероприятия, направленные на

8

комплексное развитие территории Арктической зоны Российской Федерации.

2. Государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы Российской Федерации и мероприятия федеральной адресной инвестиционной программы, реализация которых осуществляется на территории Арктической зоны Российской Федерации

На территории Арктической зоны Российской Федерации как составной части Российской Федерации действуют все государственные программы Российской Федерации. В то же время в некоторых государственных программах Арктической зоне Российской Федерации уделяется особое внимание и выделяются специфические для этой территории меры государственной политики.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы

В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы осуществляется компенсация ряда расходов лиц, работающих в организациях сферы образования, финансируемых из федерального бюджета и расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"

В рамках основного мероприятия "Развитие системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации на период 2018 - 2020 годов" государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" предусматривается дальнейшее развитие научных основ обеспечения пожаровзрывобезопасности объектов различного назначения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе объектов, расположенных в районах Крайнего Севера, включая объекты с массовым пребыванием людей.

9

В рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года" предусматривается создание инфраструктуры системы обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в труднодоступных местах, особо сложных условиях и на критически важных объектах (создание специализированных центров в гг. Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Дудинке, Воркуте, Надыме, Анадыре, пос. Тикси, Певек и Провидение).

Государственная программа Российской Федерации

"Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы

В рамках основного мероприятия "Развитие въездного туризма" государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы предусмотрены расширение возможностей посещения туристами морских районов, прилегающих к северному побережью Российской Федерации, а также создание условий для приема туристов на островных северных территориях Российской Федерации.

Государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы предлагается осуществлять организацию проведения комплексных исследований в высокоширотных районах Арктики, включая использование научно-исследовательских дрейфующих станций "Северный полюс", исследование климата, его изменения и последствий такого изменения, оценку гидрометеорологического режима и климатических ресурсов, развитие фондов данных Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, развитие ее научно-исследовательского и экспедиционного флота.

Также предусмотрено обеспечение функционирования системы постоянной оценки негативного воздействия на Арктику источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенных как на (в пределах) территории Арктической зоны Российской Федерации, так и

вне се.