Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Указания предназначены для использования при проектировании противофильтрационных завес и несущих "стен в грунте", а также для производственников, ведущих работы по проходке щелей

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Общие положения проходки щели в горном массиве

2 Проходка щели глубиной до10 м в породах с коэффициентом крепости до f = 5 - 6 по М.М.Протодьяконову

     2.1 Барражная машина БМ—10/0,5—1м

     2.2 Подготовительные работы

     2.3 Проходка щели

3 Проходка щели глубиной до 50 м в породах с коэффицентом крепости до f = 2—3 по М.М.Протодьяконову

     3.1 Барражная машина БМ-0,5/50-2м

     3.2 Подготовительные работы

     3.3 Вывод машины БМ—05/50—2м на рабочий режим

     3.4 Проходка щели

Приложение 1. Технологическая схема работы машиной БМ—10/0,5—1м

Приложение 2. Технологическая схема работы машиной БМ—0,5/20—2м

 
Дата введения19.12.1979
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

19.12.1979УтвержденВИОГЕМ
РазработанВИОГЕМ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30


м

етодические указания по проходке щелей для противофильтрационных завес и несущих "стен в грунте"

Белгород 1980

МИНИСТЕРСТВО ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ CCCF СОЮЗРУДА

Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по осушению иесторохдений полезных ископаемых,специальным горным работам, рудничной геологии и маркшейдерскому делу В И О Г Ь М

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОДКЕ ЩЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОТИВОФИЛЬТРАЦИОННЬОС ЗАВЕС И НЕСУЩИХ “СТЕН В ГРУНТЕ"

Белгород 1980

течение 10-15 и при вращающемся в нижнем положении долоте, затем Суровой инструмент извлекается на поверхность, а направляющий шаблон приподнимается гидроцилиндром в крайнее верхнее положение. При возобновлении проходки сначала включается в работу эрлифт, шаблон опускается гидроцилиндром в крайнее нижнее положе -ние и проходка возобновляется.

2.3.8.    С целью исключения смещений заходок относительно друг друга в вертикальной плоскости и предупреждения разрыва сплошности проходимой щели на глубине не рекомендуется выравнивать с перемещениями по вертикали те секции рельсового пути, на которых стоит машина. В случае необходимости выравнивание машины осуще -ствляется постепенной подсыпкой балласта под расположенные впе -ради секции с обязательным их скреплением между собой накладка -ми.

2.3.9.    Для предотвращения обвала стенок щели уровень глинис -того раствора в ней не должен падать более 0,5 м ниже поверх -ности земли.

3. ПРОХОДКА ЩЕЛЕЙ ГЛУБИНОЙ ДО 50 U В ПОРОДАХ С КОЭФФИЦИЕНТОМ КРЕПОСТИ ДО {, = 2-3 ПО М.М.ПРОТОДЬЯКОНОВУ

3.1. Барражная машина ЕМ-0,5/50-2м

Барражная машина БМ-0,5/50-2м предназначена для проходки ще -лей шириной 0,5 м, глубиной до 50 м в породах с коэффициенте м крепости до I = 2-3 по М.М.Протодьяконову. Проходка ведется непрерывным способом на полную глубину щели.

Машина разработана институтом ВИОГЕМ, опытный образец про -шел промышленные и междуведомственные испытания. В соответствии с рекомендациями междуведомственной комиссии ОКБ ВИОГЕМ перера -оотана техническая документация в 1978 г.

Схема машины представлена на рис.2, где изображены: I - про -мывочный насос; 2 - успокоитель потока пульпы; 3 - шланги; 4 -шарнирная подвеска; 5 - ведущая секция рабочего органа;6 - опорная рама; 7 - направляющие; 8 - гидроцилиндры; 9 - гидродвига -тель; 10 - маслостанции; II - трос; 12 - тяговое устройство;13 -ходовая тележка; 14- - подшипники; 15 - резцы; 16 - штанги; 17 -трос; 18 - секции труб; 19 - заборные окна; 20 - дополнительные съемные грузы; 21 - ситогидроциклонная установка; 22 - техноло -гические платформы; 23 - рельсовый путь.

Рис.2. Схема барражнэй ыавины Ш-0,5/50-2м

3.2. Подготовительные работы

3.2.1.    Трасса щели подготавливается согласно п.1.

3.2.2.    Для монтажа рабочего органа мавины в горном массиве бурится монтажная скважина.

£.2.3. Перед началом бурения монтажной скважины в стороне от трассы отрывается отстойник, объем которого должен быть не менее двойного объема этой скважины.

3.2.4.    Монтажная скважина бурится глубиной на 2-3 м, превышающей длину рабочего органа, которая в свою очередь обусловливается глубиной проходимой щели. Бурение ведется агрегатом Ш-15В в два этапа: диаметром 300 мы, а затем расширяется до 1200 мм. При глубинах до 25 м и наличии на объекте производства работ плоского грейфера вместо монтажной скважины может быть пройдена мон -тажная заходка.

3.2.5.    Впереди по ходу движения машины (проходки щели) уста -навливается якорь, рассчитанный на горизонтальное усилие не менее 50 кН. Расстояние от оси скважины до якоря должно быть не бойее 120 м.

3.2.6.    Монтаж наземной части производится в следующем порядке: сначала монтируется машина, затем технологические платформы.

3.2.7.    Сборка рабочего органа выполняется с помощью крана, используется специальная монтажная рама, входящая в комплект оборудования машины, которая в процессе сборки устанавливается над монтажной скважиной.Правильность сборки породоразрушающей части проверяется периодическим проворачиванием режущих штанг вручную трубным ключом. Штанги должны проворачиваться вручную плавно, без заеданий. Перед монтажом очередной секции производится продувка воздушных трубок эрлифта с целью проверки их состояния.Продувка осуществляется сжатым воздухом от компрессора.

3.2.8.    В зависимости от глубины проходимой щели к работе под -готавливается от одного до трех эрлифтов: при глубине щели до 25-27 м - один, до 40-42 м - два, до 50 м - три эрлифта. Заборные окна эрлифтов располагаются на тех же глубинах.

3.2.9.    Спуск рабочего органа в монтажную скважину производится с помощью крана соответствующей грузоподъемности. На рабочий ор -ган при необходимости устанавливаются дополнительные грузы, располагаемые со стороны, противоположной режущим штангам. Они устанавливаются при проходке щели в более крепких породах. Если по -следние залегают в разрезе в виде пропластков, то грузы распола -

12

гаются в интервале их залегания. Если таких пропластков несколь -ко и они равномерно распределены по всей мощности разреза, то дополнительные грузы (масса одного rpysa 500 кг, длина 0,8 м) рас -пределяются по длине рабочего органа также равномерно. Количество дополнительных грузов, устанавливаемых по длине, обусловливается крепостью пород, в которых проходится цель. Касса I пог.м рабочего органа за счет установки грузов может изменяться от 290кг (без грузов) до 790-850 кг.

3.2.10.    Собранный и опущенный в монтажную скважину рабочий орган соединяется с ведущей секцией машины при помощи болтов. Тех -нологические платформы связываются с машиной и между собой по -средством жестких сцепок. Эрлифтные трубы соединяются с успокой -телями ситогидроциклонных установок гибкими шлангами. К воздуш -ным трубкам эрлифтов подключаются шланги от компрессоров.Трос тяговой лебедки подсоединяется к якорю. Все электродвигатели через блоки управления подключаются к понизительной подстанции. Проверяется правильность подключения электродвигателей машины и технологического оборудования.

3.2.11.    Производится проверка работы всех узлов машины и комплектующего оборудования на холостом ходу. С этой целью снача л а включаются ситогидроциклонные установки (СГУ), емкости которых предварительио заполняются глинистым раствором (например, с по -мощью промывочного насоса, расположенного на ТП-2). Уровень гли -нистого раствора в скважине при опробовании работы махины не должен падать ниже 0,5 ы от поверхности земли. Рабочий орган поднимается в крайнее верхнее положение, и включаются в работу эрлиф -ты, при этом глинистый раствор из емкостей СГУ должен поступать в монтажную скважину. После того, как работа эрлифтов опробована, включают вращение режущих штанг, привод гидроцилиндров осевого качания рабочего органа и ведут наблюдения за работой машины и комплектующего оборудования в течение 10-15 циклов осевых качаний рабочего органа. При отсутствии неполадок машина и комплектую нее оборудование считаются подготовленными к ведению работ по проходке щели.

3.2.12.    Технологическая схема подготовительных работ приведена в прил.2.

3.3. Вывод машины БМ-0,5/50-2м на рабочий режим

3.3.1. Особенностью работы настоящей машины является то,что в процессе проходки ее рабочий орган отклонен от вертикали под уг -

13

лом от 5 до 25°. Это обусловливает специфику вывода машины на рабочий режим, который подбирается таким, чтобы исключить изгиб и поломку рабочего органа при выводе его из монтажной скважины в процессе зарезки дели.

3.3.2.    Для щелей глубиной до 25 м порядок вывода машины на рабочий режим следующий. Включаются в работу механизмы машины и вспомогательного оборудования, кроме тяговой лебедки.

3.3.3.    Тяговую лебедку включают на минимальную скорость ч0,5 м/ч) и начинают зарезку щели при непрерывном перемещении малины. Периодически (через 0,5 ч) производится замер отклонения от вертикали рабочего органа (по отклонению опорной рамы).

3.3.4.    Через каждые 0,5 ч работы машины производится контроль напряженного состояния рабочего органа по величине его изгиба. С этой целью останавливаются механизмы вращения штанг и осевого качания рабочего органа и отпускается трос тяговой лебедки.Если изгиб органа в допустимых пределах, то машина остается на месте, в этом случае проходка продолжается на прежнем режиме. Если обнаружен недопустимый изгиб рабочего органа, который устанавливается по стремлению машины отодвинуться назад при выключенной подаче,то его на малой скорости снова подводят к забою, выключают тяговую лебедку и проводят проработку забоя на месте до тех пор, пока изгиб органа не будет устранен.

3.3.5.    По достижении рабочим органом стабилизированного угла отклонения от вертикали (остается постоянным по мере зарезки ще -лк) скорость подачи машины постепенно увеличивается пока стабилизированный угол не достигнет следующих значений: при проходке щели в мягких породах 8-12°, в более крепких - 18-25°.

3.3.6.    При глубине щели более 25 м порядок вывода машины на рабочий режим следующий. Включаются в работу все ее механиз м ы, кроме тяговой лебедки. При этом рабочий орган должен занимать положение, при котором его породоразрушающие резцы находятся непо -средственно у стенки монтажной скважины. Затем с помощью тяговой лебедки на скорости, не превышающей 1,0 м/ч, машина продвигается на 100-150 мм; далее лебедка выключается и производится проработка при неподвижной машине в теченио 10-15 мин. После этого привод рабочего органа выключается и отпускается трос лебедки. Если ма -шина при этом смещается назад, то это свидетельствует о значитель-ном изгибе рабочего органа. Для его устранения производится по -вторная проработка забоя при неподвижной машине до тех пор, пока орган но примет прямолинейную форму (смещения машины назад пре -

14

кратятся). После этого производятся очередная подача машины на 100-150 мм с последующей проработкой забоя на месте в течение ГО-13 мин и контролем изогнутости рабочего органа. Такие операции повторяются до тех пор, пока не стабилизируется угол отклонения рабочего органа от вертикали (замеры угла производятся перед каждой очередной подачей машины]:

3.3.7. Если достигнутая средняя скорость недостаточна, величину дискретных перемещений машины увеличивают до 300 мм и все описанные операции повторяются. После стабилизации угла отклонения рабочего органа от вертикали проходка продолжается при непрерыв -ном движении машины со скоростью

г

где у - допустимая скорость непрерывной подачи машины, равна я среднедостигнутой в конце ее вывода на рабочий режим, м/с; величина перемещения, м; " время перемещения машины на эту величину, с; t2 - время проработки на месте, с.

3.4. Проходка щели

3.4.1.    Проходка щели машиной БМ-0,5/50-2м осуществляется при непрерывной подаче. После вынужденных остановок работа малины возобновляется с последовательного включения эрлифта ( при крайнем верхнем положении рабочего органа ), ситогидроциклонных устано -вок, вращения режущих штанг, механизма качания рабочего органа и тяговой лебедки.

3.4.2.    С целью исключения обвалов стенок щели, она постоянно должна быть заполнена глинистым раствором. Колебания уровня до -пускаются в пределах 0,5-1,0 м от поверхности земли. При использовании растворов с низкой стабильностью, большим суточным отстоем, а также в тех случаях, когда несвязные породы залегают непо -средственно у поверхности земли, к заполнению щели глинистым ра -створом предъявляются более жесткие требования: уровень колеба -ния раствора не должен превышать 0,2-0,3 ю.

3.4.3.    Частоты вращения режущих штанг и осевых качаний рабочего органа обусловлены оптимальным шагом резания, который для принятых резцов составляет 25-30 мм. В существующем варианте маши -ны, имеющем амплитуду возвратно-поступательных перемещений рабо -чего органа 1000 мм, указанный шаг обеспечивается при следующих частотах: качаний рабочего органа - одно в минуту, вращения

15

УДК 624.134.16:622/62?

В методических указаниях изложена технология проход -ки щелей для противофильтрационных завес и несущих "стен в грунте" с помощью разработанных институтом ВИОГЕМ бар-ражных машин БЫ-Ю/0,5-1м и ЕМ-0,5/50-2м глубиной проходки соответственно до 10 и 50 м.

Указания предназначены для использования при проектировании противофильтрационных завес и несущих "стен в грунте", а также для производственников, ведущих работы по проходке щелей.

Работа составлена сотрудниками лаборатория сооружения противофильтрационных завес ОСГР ВИОГЕМ канд. техн. наук Л.Е.Гончаровым, инженерами И.П.Оболенцевым, В.П.Болото -вым. Утверждена секцией НТС 19 декабря 1979 г. в качестве методических указаний.

V^/Всссокомый каучко-исс/н'icean-.ibCKMA и проектно-конструкторский институт по осушению месторождений лилейных ископаемых, специальным гор -ным работам, рудничной геологии н маркшейдерскому делу (ВИОГЕМ), 1U80.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с усилением мер по охране окружающей среды все большее значение приобретают такие способы защиты от обводнения разраба -тываемых месторождений полезных ископаемых и промышленных объек -тов, которые обеспечивают сохранение природных запасов от истощения и загрязнения.

Эффективным способом подобной защиты является использование противофильтрационных завес (ПФЗ)* сооружаемых вокруг разработок месторождений и промыаленных объектов. Одним из перспективных видов ПФЗ на небольшие глубины являются завесы, выполненные путем проходки в горном массиве щели (узкой глубокой траншеи) с последующим заполнением ее водонепроницаемым материалом. При заполне -нии щели несущим материалом (бетоном, железобетоном) образуются "стены в грунте" - элементы прогрессивного способа возведения подземных сооружений.

Настоящие методические указания посвящены первой технологической операции сооружения ПФЗ и несущих "стен в грунте" - проходке в горном массиве щелей.

Сущность способа проходки заключается в том, что в объеме щели порода разрушается механическим способом и удаляется зрлифтом.Для гидротранспорта породы и обеспеченжя устойчивости стенок щели она в процессе проходки заполняется глижистым раствором.

Машины ЕМ-10/0,5-1м для проходкш щелей глубшной до 10 м, шириной 0,5 м в породах с 4 до 5-6 по М.М.Протодьяконову разработаны в институте ВИОГЕЫ и выпускаются (опытная партия) Тульским опытным заводом насосного и бурового оборудования треста пСою8 -вахтоосушение".

Машина БЫ-0,5/50-2м для проходки щелей глубиной до 50 м, шириной 0,5 м в породах с / до 2-3 по М.М.Протодьяконову разработана и изготовлена (опытный образец) институтом ВЙОГЕМ. Для нужд Минчермета СССР согласно утвержденному техническому заданию заво-дом-изготовителем этих машин определены ЭПМ ВИОГЕМ,

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОХОДКИ ЩЕЛИ В ГОРНОМ МАССИВЕ

1.1.    Перед началом проходки щели необходимо провести подгото -вительные работы. Первым этапом этих работ является разбивка на местности трассы завесы, подъездных дорог для доставки необходимых материалов, подвозки глинистого раствора от растворного узла и транспортировки породы за пределы строительной площадки, трассы электролинии, траншеи для складирования шлама, извлеченного из щели. В зависимости от принятой организации работ могут быть разбиты трассы водопровода и растворопровода.

1.2.    По трассе завесы проводится детальная геологическая раз -ведка с целью уточнения характеристик проходимых пород, мощности и глубины залегания водоупора. Бурение разведочных скважин производится на 2,0-3,0 м глубже подошвы завесы.

1.3.    По трассе завесы выполняется планировка полосы шириной 6,0 м. Максимальный уклон трассы не должен превышать 0,01. Грунт насыпи обязательно уплотняется катками, ее отсыпка ведется по -слойно с уплотнением каждого слоя. Одновременно может быть произведена (в зависимости от принятого проекта производства работ) планировка подъездных путей для подвозки к щели глинистого раст -вора и вывозки разрушенной породы.

1.4.    Для складирования разрушенной породы на строительной площадке с одной из сторон трассы завесы проходится траншея на рас -стоянии не мэнее 3,5 м от оси завесы. Поперечное сечение траншеи определяется количеством сбрасываемого шлама, зависящего от глу -бины проходимой щели и принятой организации работ: будет ли раз -рушенная порода складироваться полностью или частично использо -ваться для приготовления противофильтрационного материала, будет ли полностью вывозиться за пределы строительной площадки или частично. Вместо траншеи можно возводить "карты отстоя" путем отсыпки грунтовых дамб. При погрузке разрушенной породы на транспорт -ные средства или использовании ее в качестве противофильтрацион -ыого материала при обратном замыве щели траншея может не прохо -диться.

1.5.    Вдоль трассы завесы за пределами полосы планировки укла -дываются, если предусмотрено проектом, трубопроводы для пода ч я воды и глинистого раствора, диаметры их определяются проект ной производительностью машины. На трубопроводах через каждые 25-30 м устанавливаются закрытые съемными заглушками отводы для

подсоединения к ним шлангов, подающих в цель воду или глинис -

тый раствор.

1.6.    Параллельно трассе завесы, на расстоянии, обеспечива -ющеи безопасную работу основного и вспомогательного оборудования, сооружается линия электропередачи. Комплекс машин, работающих на завесе (по проходке щели, ее заполнению и т.д.), включает передвижную понизительную подстанцию соответствующей мощности.

1.7.    По трассе завесы укладывается переносной рельсовый путь из инвентарных секций, соединенных стандартными накладками. Ширина колен - 3500 мм, длина пути - 40-50 м. По мере передви -женин машины освободившиеся секции пути снимаются и укладива -ются впереди нее. Если в сцепе с барражжой машиной или в непо -средственной близости за ней работает комплекс по заиолненжю щели протнвофидьтрационным материалом - длина рельсового пути соответственно увеличивается.

1.8.    При залегании у поверхности неустойчивых песчано-гравий -ных пород по оси трассы проходится передовая траниея под фораахту глубиной 0,8-1,0 м с креплением стенок монолитным бетоном или съемными железобетонными крепежными плитами.Ширина траншеи в свету должна быть на 100-150 мм больше, чем ширина проходимой щели.

1.9.    При расположении уровня грунтовых вод непосредственно у поверхности земли перед проходкой щели в месте производства работ необходимо выполнить предварительное водопоиижение, снизив уро -вень на 1,0-1,5 м.

1.10.    Технологическая схема подготовки трассы приведена в прил. I и 2.

2. ПРОХОДКА ЩЕЛИ ГЛУБИНОЙ ДО ГО М В ПОРОДАХ С КОЭФФИЦИЕНТОМ КРЕПОСТИ ДО ( = 5-6 ПО М.М.ПРОТОДЬЯКОНОВУ

2.1. Барражная машина ЕМ-Ю/0,5-1ы

Барражная машина БМ-Ю/0,5-1м предназначена для проходки щелей шициной 0,5 м, глубиной до 10 м в породах крепостью до f = 5-6 по М.М.Протодьяконову. Проходка ведется циклично, заходками. Ра -бочие чертежи машины разработаны ОКБ ВИОГЕМ в 1974 г. и дорабо -таны в соответствии с рекомендациями междуведомственной комиссии в 1976 г.

Схема машины представлена на рисЛ» где изображены:    I - про

мывочный насос; 2 - ситогидроциклонная установка; 3 - успокоитель пульпы; 4 - рукав; 5 - шланг; 6 - сальнжк-вертлюг; 7 - трос; 8 -буровая мачта;9 - ротор; 10 - лебедка; II - привод бурового станка; 12 - ходовая тележка; 13 - рельсовый путь; 14 - квадрат -ная штанга; 15 - шаблон; 16 - стабилизатор-утяжелитель; 17 - по -родоразрушающее долото; 18 - глинистый раствор; 19 - заборное окно эрлифта; 20 - гидравлическое шагающее устройство; 21 - гвдро -цилиндр; 22 - направляющие; 23 - тележка очистной установки,

2.2, Подготовительные работы

2.2Л. Трасса щели подготавливается согласно пЛ.

2.2.2.    Перед началом монтажа машины В1-ГО/0,5-1м по оск ПФЗ проходится траншея глубиной I,0-1,5 м, длиной 7,0-8,0 к, ияриной О,8-1,2 м, в которой сооружается форшахта соответствующих пара -метрог

2.2.3.    На уложенном рельсовом пути из рельсов марки Р-43 (зажимные кулачки механизма перемещения рассчитаны на работу с рельсами этого типа, в случае переделки кулачков могут быть использованы более тяжелые рельсы) монтируются наземная часть маиины и тележка с ситогидроцжклонной установкой и буровым насосом.

2.2.4.    Привод маиины, с итогидроцик лонная установка и проявочный насос подключаются к передвижной понизительной подстан пин, мощность которой соответствует суммарной мощности мамин и меха -HH8M0B, работающих на данном участке.

2.2.5.    Подключаются к гидросистеме установки цилиндры переме -щения машины вперед-назад, проверяется работа парораспределителя и цилиндров с целью установления правильности их действия, надежности фиксации, отсутствия самопроизвольного включения, выключения, возникновения перекосов и т.д,

2.2.6.    На рельсы устанавливаются эксцентриковые зажимы, которые должны свободно перемещаться по рельсу при выдвижении нтоков цилиндров и надежно захватывать рельс (Р-43) при втягивании што -ков, а с максимально раскрытыми щеками овободно без перекосов проходить стыки с накладками.

2.2.7.    Машина с помощью гидроцилиндров эксцентриковыми зажимами раскрепляется на месте с целью исключения ее перемеще н я я по рельсам.

2.2.8.    Гидрораспределитель переключается в положение "мачта".

7

затем мачта поднимается и раскрепляется. Собирается буровой инструмент, состоящий ив долота, стабилизатора и ведущей бурильной трубы с сальником-вертлюгом. Сальник-вертлюг соединяется шлангом с промывочным стояком, установленным на мачте, а стояк - с буровым насосом.

2.2.9.    Отрытая траншея заполняется глинистым раствором, и с прямой промывкой проходится монтажная скважина диаметром 500 мм, глубиной на 1,0 м, превышающей проектную глубину щели.

2.2.10.    По окончании бурения монтажной скважины машина с помощью гидроцилиндра и эксцентрикового зажима перемещается вперед на 500 мм. Отсоединяется и смещается в сторону ротор бурового агрегата. Направляющий шаблон вставляется в специальные пазы на платформе и опускается в пробуренную скважину. Установка шаблона осуществляется краном или с помощью собственной лебедки и мач -ты. К направляющему шаблону подсоединяется цилиндр подъема и проверяется перемещение шаблона в пазах платформы: оно должно быть свободным без перекосов и расклиниваний.

2.2.11.    Долото со стабилизатором устанавливается под ротором в рабочее положение в направляющий желоб шаблона, ведущая буриль -ная труба (квадрат) поднимается в верхнее положение.

2.2.12. Ротор устанавливается на место, ведущая труба опуска -ется через ротор и подсоединяется к стабилизатору; эрлифт, смон -тированный в направляющем шаблоне, с помощью шланга соединяется с ситогидроциклонной установкой, а его воздушная трубка - с комп -рессором типа ЭК-9М (ДК-9М).

2.2.13.    Перед началом проходки щели опробуется гидравлическая система машины путем кратковременного включения в работу эрлифта, промывочного насоса и ситогидроциклонной установки.

2.2.14.    Технологическая схема подготовительных работ приведена в прил.1.

2.2.15.    Для монтажных работ может быть использован любой передвижной кран грузоподъемностью 20 т.

2.3. Проходка щели

2.3.1. Проходка щели барражной машиной БМ-Ю/0,5-1м произво -дится вертикальными цикличными находками, величина которых сос -тавляет 200-300 мм. В качестве породоразрушающего инструмента используются буровые долота лопастного (для мягких пород) и шаро -шечного (для более крепких пород) типов. Порода, разрушенная до-

лотом, удаляется с забоя заходки струей глинистого раствора и падает на дно щели, откуда восходящим потоком глинистого раствора с помощью эрлифта выдается на поверхность. Поднятая на поверхность растворо-породная пульпа направляется на ситогидроциклонную установку. Очищенный раствор подается обратно в щель, а разрушенная порода сбрасывается в отвал. По достижении заходкой проектной глубины буровой инструмент поднимается на поверхность, машина пере -мещаотся вперед на величину заходки, и весь цикл работ повторяется.

2.3.2.    В процессе бурения заходки реактивные силы забоя, действующие на долото в сторону выработанного пространства (возникающие из-за несимметричной по отношению к оси долота формы забоя и неодинакового напряженного состояния породы в различных его точках), воспринимаются направляющим шаблоном, жестко связанным с платформой машины в горизонтальной плоскости.

2.3.3.    Осевая нагрузка на долото в процессе проходки вели за -ходками создается весом бурового инструмента. Проходка ведется на первой скорости вращения ротора агрегата (НО об/мин). Более высокие скорости нежелательны, так как с ах ростом увеличивается динамическая нагрузка на шаблон. Расход глинистого раствора для промывки долота и забоя проходимой заходив должен составлять 10-15 л/г.

2.3.4.    Производительность эрлифта выбирается иэ условия полного удаления разруваемой породы из щели, что происходит при скорости восходящего потока непосредственно у заборного окна пульпо -подъемной трубы не менее 1,0 м/с при содержании твердых частиц в пульпе в пределах 10 ♦ 12% по объему.

2.3.5.    В процессе проходки щели должен осуществляться контроль за осадком шлама, который допустим в пределах 0,2 м на каждые 10 м глубины щели. Если высота осевшего шлама превышает указанную величину, то при необходимости пройденный участок очищается от шлама повторной проходкой, а в дальнейшем для снижения количества выпавшего шлама необходимо повысить стабильность глинистого раствора, увеличить производительность эрлифта или, в крайнем случав, снизить скорость проходки щели.

2.3.6.    С целью снижения интенсивности износа шламовых насосов с итогидроциклонной установки и исключения их преждевременной поломки необходимо ежесменно очищать емкость установки от осевшего шлама.

2.3.7.    При каждой остановке проходки щели, эрлифт работает в

9