Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе дан перечень сигналов и знаков для применения в подземных горных выработках и на шахтном подземном транспорте. Изложены единые требования к сигналам и знакам, которые надлежит учитывать при разработке и модернизации средств отображения информации, при выполнении проектных работ, а также при составлении технологических паспортов и инструкций по процессам подземного транспорта.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Введение

2 Общие положения

3 Содержание и форма представления сообщений, адресуемых операторам (машинистам) шахтных транспортных машин и установок, а также лицам, пользующимся транспортными средствами и передвигающимся по горным выработкам

     3.1. Сообщения, предъявляемые машинистам рудничных локомотивов

     3.2. Сообщения, предъявляемые операторам погрузочных, разгрузочных и обменных пунктов

     3.3. Сообщения, предъявляемые операторам конвейерных линий, находящихся на автоматическом централизованном управлении и одиночных конвейеров

     3.4. Сообщения, предъявляемые машинисту грузовой подземной подъемной установки

     3.5. Сообщения, предъявляемые машинисту людской подъемной установки с перевозкой людей пассажирскими вагонетками по выработкам с углом наклона до 50 градусов

     3.6. Сообщения, предъявляемые кондуктору пассажирского поезда (на подземных подъемных установках) при перевозке людей пассажирскими вагонетками

     3.7. Сообщения, предъявляемые машинисту подземной подъемной установки с перевозкой людей по выработкам с углом наклона больше 50 градусов

     3.8. Дополнительные сообщения, предъявляемые кондуктору подвесной дороги (с канатным приводом) м канатной напочвенной дороги

     3.9. Сообщения, предъявляемые всем лицам, находящимся в горных выработках

4. Обозначения средств сигнализации, автоматики и связи на схемах путевого развития подземного транспорта

Приложение 1. Единые знаки безопасности для угольных и сланцевых шахт

Приложение 2. Знаки для предъявления сообщений на пультах операторов погрузочных, разгрузочных и обменных пунктов

Приложение 3. Примеры расстановки средств сигнализации и связи на погрузочных и разгрузочных пунктах с кратким описанием организации работ

Приложение 4. Дополнительные рекомендации по устройству сигнализации на погрузочных и разгрузочных пунктах с суточной производительностью свыше 4000 т

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР


МАКЕЕВСКИЙ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТ В ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


у у


ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИГНАЛАМ И ЗНАКАМ В ПОДЗЕМНЫХ ВЫРАБОТКАХ


И НА ШАХТНОМ ТРАНСПОРТЕ УГОЛЬНЫХ И СЛАНЦЕВЫХ ШАХТ


Донецк Облполиграфиздат 1081


МИНИСТЕРСТВО УГОЛЫЮП ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

МАКЕЕВСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТ В ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

УТВЕРЖДАЮ:

Министр угольной промышленности СССР

Б. Ф. Братченко

16 сентября 1980 г.


СОГЛАСОВАНО

с Госгортехнадзором СССР (письмо от 28.09.79 г. № 02-27/151) с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности (постановление от 16.09.80 г. пр. № 9)


ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИГНАЛАМ И ЗНАКАМ В ПОДЗЕМНЫХ ВЫРАБОТКАХ И НА ШАХТНОМ ТРАНСПОРТЕ УГОЛЬНЫХ И СЛАНЦЕВЫХ ШАХТ

Донецк Облполиграфиздат 1981


11Л. Стоп! Заяроса разрешение на дилс-

нм


Предъявляется сигнальным знаком а светофором. уп-равлагмым диспетчером (или оператором участка транспорта)


XIЛ •• Дияскк по эапративатоиу марю-WJ рмрешеегса


Разрешение выдаете • диспетчером идя средствами автоматической траигпорт-вой сигнализация


Остановит» локомотив а с помощью технических средств запросят» у диспетчер* (ада оператора

участка транспорта) разрешение и а движе-

Выполи ять    ьгршрут


XI 4 72. Ручной (го-ловмой) светильник«

Запрещающий знак Светофор**


см. я. ХМЛ


Знак 1.4 (см. при-лож. I)

Цвет — красный I»-100-450 кд*


Ручной (головной) светильник входит в щипировку шахтеров

Завком и светофором ос рвждаютси участки пути, движение во которым регулируете* диспетчером или оператором участка транспорта


Светофор


Цвет — зеленый

U-so-эоо ид*


XI.7.** Дижпис оо эапрашиысмону марж-

руту разрешается. во стрелочные яереводы а маршруте иг амегаяле-им


Разрешение выдается устройствами автоматнэаро-ваияой системы управления сигналами а стрелочиы-ма переводами


3.1 Л. Разреахается

•Ш и* грузовую ила порожияковую ветвь погрузочного**. разгрузочного идм обменного* • ауаата


Разрешена* дает оператор погрузочного. разгруаоч-иого идя обменного пункта при выполнении работ во обчгяу составов


Выполнят» маршрут с Маш! с сто. коатролвруи по световмм указателям положение стрелочных переводов а оря веоб ходимости пере водит» их в положение. соответствующее выхоли ясному маршруту

Подавать состав вагонеток на соответствующую ветвь пункта или въезжать для ерякепкн к составу вагонеток


Светсф.р


Цвет — зеленый мигающей

Т—0.7—1.5с Q —2—4


Светофорами ограждаются участи пути, движение но которым регулируете в дне ж тчером    или средствами

автоматической транспортной сигнализация Свет сферам и    ограждаются

участки пут а. движение оо которым регулируется средствами автоматизированной системы управления енг-валами и стрелками


X 1.8.1. Светофор иди Цист — зеленый сигнальный светил». 1*-ЗО-Э00 кд*

инк*


XI.9.    Двигаться а ва-

праалениа лица, вода-амцего сигнал


XIXI. Командует оператор погрудочкео пункта, нс


Управлять    локомста

ном. обеспечивая осторожное движение в натра клеями лнна. яо-

дакшего сигнал


3.IA.2. Звуковой енг- Число посылок звука, иалнаатор (гудок, св- две посылки рсяа. одиоудариыА    L>QS    дв

звонов)

XIДХ Средства ме-    Речевое    сообщение

стной телефонной или громкоговорящей проидводствеипей свази

Ручной (головной) <ве- Световой с*г*дл горм-тилаиик    доитальнмм переме

щением евгтнльмика


Светофорами (сигиальаыми лампами)    ограждаются

ветви разгрузочных и стп-цмоиарнык погрузочных пункте*

Огкалика тор устанавливав ется перед вьезхом на грузовую и порожняковую ветви обменного и передвижного погрузочного пункта Устанавливаются перед входом иа соответствую. в)в ветвь пункта


Светжаьянк входят в жигв-ровну шахтеров


в кячречюк сечении выработки


12


13


Со»6тг—ш. iptniUK«M оо<рпор»«

111. Заврос разреши Запрашивает шшкт пе- Ояеинтъ ситуацию. ***** ****** м ГРУ»- P*A »v«aom на СООТЭГТСТ- Прв готовности к об-•ую (порож вековую) вуюшую KTik пуанта (гру. некими работам дата ***** пункта    аояую или порожняковую) разрешающий стал


пунктов

311.1. Истотпя све- 311.1.1 .•    Уаааавт

та*


На рабочем месте оператора


На противоположной выработка в поп» оператора


аремяа


312. Уведомление о постановке состава вагонеток к* то катая


Уведомляет машинист ДО- Осуществлен дала-комоткаа после отцгяия от найму» передает со-достав лежкого гостам ■ стам толкателем при проезда локомотивом вере» уверенности в проев-гт ре лотам# перевод на об- де лежомотгвл аа •okbwA вута    стрелотам#    перевод


въезд» ала со (см. врвлож. 2)

• •20- ¥Г

я звуковой сагкалааа- Звуком* сягпал со-тор (гудок. еярева. провождает вхламе-дребежжаанй ввопок) вас источника света;

L> 9S дБ. Тс>1с

3111 Средстм сев- Сетевое сосАдемпе U11. Истопим 3111.1* Указа апе


R«-15 кд/мт


света яаобра мака 21.

2)


3 12.1 2. Вклютне енгналызосо светят “** **“ светового трапспараята { ыд. вясаю «Состав аа т^**т«ле* яла со ш.

»


На рабочем месте оператора

На работам месте оператора пункта, твжпологмвесжак сже-ма которого кредусматрвм-ет постановку состава мго-пется локомотявом на аккумулирующий толкатель, а передача состава с аккумулирующего толяателв яа толкатель. веремещдкщяй вагонетки непосредственно в вом посруэян (ражгрув-кв), производятся оверато. ром вуякта. При такой ор-

нве сообщена# то юг. 211 * 313 со стороны приема составов не требуется.

На противоположно* стейке выработки в пси* оператора


зрение


Сигналы предавалаялса до момента подати ответного разрешакжаего


ежгвала по в. 111


20


21


Пр«л1лтл*ст<* сикряторак рыгрумпих я погруюгаи пуксго» с    шумулирувшим

Ответственный за выпуск С. В. Бабков.

Редактор Д. Г. Стрижак. Оформление художника Ю. В. Кузнецова. Художественный редактор Ю. В. Кузнецов.

Технический редактор В. К. Колодеева. Корректор Н. А. Демьянко.

Выпущено по заказу Максспского научно-исследовательского института по безопасности работ в горной промышленности.

Сдано в набор 14.01.81. Подп. в печ. 29.05.81 БП 09493. Формат 60x84/, Бум. тип. № 2. Выс. печ. Усл.-печ. л. 3.3. Уч.-изд. л. 3,25.

Тираж 2.500 экз. Изд. № 823. Заказ 44. Бесплатно.

Облполиграфнздат. 340002. Донецк, пр. Богдана Хмельницкого. 102. Городская типография № I. 340086, Донецк. Артема, 5.

I. ВВЕДЕНИЕ

Производительная и безопасная работа всех звеньев угольных и сланцевых шахт во многом зависит от своевременности и степени полноты информационного обеспечения операторов, а также от формы предъявления сообщений.

В документе дан перечень сигналов и знаков для применения в подземных горных выработках и на шахтном подземном транспорте. Изложены единые требования к сигналам и знакам, которые надлежит учитывать при разработке и модернизации средств отображения информации, при выполнении проектных работ, а также при составлении технологических паспортов и инструкций по процессам подземного транспорта.

При составлении документа использованы результаты выполненных МакНИИ научно-исследовательских работ: 17.0720.0000 «Разработать Единые технические требования к сигналам оперативной оптической и звуковой сигнализации на подземном транспорте»; 17.4916.0200 «Провести исследования и разработать общие требования безопасности к средствам и системам сигнализации и связи на погрузочных и разгрузочных пунктах действующих шахт»; 17.4916.0300' «Провести шахтные испытания системы сигнализации и связи, выполненной в соответствии с разработанными требованиями безопасности», а также • ГОСТ 12.4.026—76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности», ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные», и материалы, собранные при поездке группы специалистов Минуглепрома СССР в Польскую Народную Республику в 1976 году.

В разработке и составлении документа принимали участие сотрудники МакНИИ — С. В. Бабков, О. С. Железняк, В. Н. Миц, И. Т. Чуйко и Минуглепрома СССР — Л. А. Чубаров.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.    Приведенный в настоящем документе перечень сообщений для предъявления операторам, подземного транспорта и рабочим в горных выработках составлен на основе анализа производственного травматизма и трудовых процессов.

На стадии разработки новых горных машин, механизмов и транспортных средств, а также новой технологии транспорта, научно-исследовательские институты и проектно-конструкторские организации должны подготавливать предложения по использованию необходимых видов сигнализации для обеспечения безопасной эксплуатации. Объем информации, форма ее представления и параметры сигналов должны быть согласованы с институтом МакНИИ.

2.2.    Форма предъявления каждого сообщения, тип кодовых признаков и уровни сигналов приняты из условий обеспечения надежного восприятия информации человеком на фоне реальных характеристик окружающей производственной среды.

2.3.    Требования к объему, содержанию и форме предъявления сообщений сгруппированы в документе по основным категориям рабочих шахтного подземного транспорта и представлены в разделе 3. В заключительной части этого раздела помещены требования к сообщениям, адресуемым всем лицам, находящимся в горных выработках.

2.4.    Предъявление сообщений в зависимости от их назначения, необходимой продолжительности и протяженности зоны действия осуществляется:

сигналами (оперативные команды, экстренные предупреждения, контрольно-осведомительная информация); знаками (запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные знаки); транспарантами и трафаретами.

2.5.    Предусматривается применение световой и звуковой сигнализации.

2.6.    Световыми сигналами регулируется движение на локомотивном рельсовом транспорте, предъявляется контрольно-осведомительная информация на пультах операторов конвейерных линий, колонках сигнализации машинистов подземных подъемных машин; дублируются звуковые предупредительные сигналы (в случае неблагоприятной шумовой обстановки); на прямолинейных участках выработок подаются оперативные команды.

2.7.    Световые сигнальные табло и транспаранты, используемые для представления контрольно-осведомительной информации операторам погрузочных, разгрузочных и обменных комплексов (узловых пунктов), должны размещаться таким образом, чтобы

4

они находились в поле зрения и вместе с тем не создавали препятствия обзору пункта. При определении высоты их установки необходимо учитывать, что угол обзора в вертикальной плоскости вверх от линии взора не должен превышать 30°.

2.8.    При предъявлении операторам узловых пунктов сигналов запроса на производство обменных работ световыми сигнальными указателями или светильниками с напряжением питания 127 В и 220 В во избежание возникновения слепящего эффекта располагать последние в нише не рекомендуется. Устанавливать их следует на противоположной стенке выработки в поле зрения оператора (угол обзора по горизонтали 90°, угол обзора в вертикальной плоскости согласно п. 2.7.).

2.9.    При озвучивании зоны выработки слышимый звуковой сигнал должен обеспечиваться на всем участке установки горного оборудования (вдоль конвейера, в зоне действия толкателя и т. п.). Интервал между излучателями звука и их расположение должны определяться проектом установки оборудования в горной выработке.

2.10.    Основные знаки безопасности для подземного транспорта («Въезд запрещен», «Проезд без остановки запрещен», «Ограничение скорости», «Отмена ограничений») аналогичны знакам, применяемым на автодорожном транспорте (ГОСТ 10807-78). Знаки «Вход (проход) запрещен», «Осторожно! Опасность взрыва», «Осторожно! Электрическое напряжение» установлены ГОСТ 12.4.026-76. Вместе с тем в свод единых знаков включены некоторые дополнительные знаки, потребность в которых обусловлена спецификой работ в подземных горных выработках (например: «Сцепляй (расцепляй) здесь!», «Дай сигнал!», «Конец контактного провода» и др.).

На шахтах с учетом конкретных условий при возникновении необходимости могут применяться дополнительные знаки, определяемые главным инженером шахты по согласованию с участковым горнотехническим инспектором.

2.11. Цвет фона и контура изображения, шрифт надписей на знаках безопасности должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности» и ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные». Знаки безопасности должны изготавливаться в соответствии с требованиями, приведенными в приложении 1.

Вместо установки знаков «Сцепляй (расцепляй) здесь!» и «Место стоянки локомотива» допускается применение покраски крепления выработки с нанесением надписи, соответствующей содержанию знака.

5

2.12.    Для удобства подвески запрещающих и предупреждающих знаков, имеющих соответственно круглую и треугольную форму, допустимо их выполнение на щитах (подложках) квадратной формы с окраской внешнего свободного поля в черный цвет.

2.13.    Не рекомендуется устанавливать в одной точке пути более двух знаков и располагать их по длине выработки с интервалом менее 15 метров.

Если на участке пути имеется несколько опасностей, требующих от человека одинаковых ответных действий, допускается установка одного предупреждающего знака «Внимание!».

2.14.    Требования в части мест установки знаков безопасности должны учитываться организациями, выполняющими проекты строительства и реконструкции шахт, горизонтов и участков.

2.15.    В эксплуатационных условиях схемы расстановки знаков безопасности на шахтном подземном транспорте должны составляться комиссией под руководством главного инженера шахты с участием представителей технической инспекции профсоюза рабочих угольной промышленности, районной горнотехнической инспекции и утверждаться руководством производственного объединения.

Размещение знаков безопасности в выработках должно быть таким, чтобы изображение на знаках было отчетливо видно с расстояния 20 метров.

Схемы расстановки знаков безопасности в процессе эксплуатации должны пересматриваться не реже одного раза в год и учитывать развитие горных работ на этот период.

2.16.    Знаки «Въезд запрещен», «Вход запрещен», «Ремонтные работы», «Ограничение скорости» («Тихий ход»), «Внимание», «Въезд дизелевозов запрещен», «Производят взрывание», «Отказ» при наличии производственной необходимости должны устанавливаться работниками шахт в оперативном порядке дополнительно к утвержденной схеме с учетом рекомендаций пункта 2.13.

2.17.    Требования пунктов документа и отдельные нормы, помеченные символом*, распространяются только на вновь разрабатываемые и модернизируемые средства рудничной сигнализации, а пункты, помеченные символом**, на проекты строительства и реконструкции откаточных выработок и объектов подземного транспорта.

2.18.    В документе использованы следующие обозначения параметров сигналов:

угловой размер знака — а

яркость объекта (источника света, светового поля сигнального табло) — Восевая сила света — 1частота звуковых колебаний — f продолжительность звучания тона — Тт полная продолжительность звукового сигнала — Тс уровень звукового давления на расстоянии 1 м по оси излучателя — L

период следования посылок при прерывистом

характере сигнала — Т

скважность прерывистого сигнала — Q

7


г. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА 11Р1ДС ТАВЛ1 НИИ РУДНИЧНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН И УСТАНОВОК. А ТАКЖЕ

И ПЕРЕДВИГАЮЩИМСЯ ПО

Содержав»*

сообщения

Отправитель сооЛюти идя ас томики его ^-.рмиромяня

Ответим* дебетами аодучатедс ссюбщгаи'

1

2

3

XI. Сообщения. Вр«дим«ЯЩ

XI.I. Вьеад лоиомота- Предьяаанется постоянно Не допускать ?чи-•а эаэреве*    вывешекимм сигнальным >м*    да м знак

ком

3.1 A Вьод ълектроао- Предъявляется «естояино Не допускать лроен-м а всподаеииа <РП» вывешенным сигнальным ли- да мен троном а не-маревым!    ком    яолигин «РП» >»

айда

Х1Д Вьод Д1м.им- Предъявляется постоянно Не допускать аов шрсаш    вывешенным сигиадьиым >м- да динедена»а п г на я

аом

* Машинисту дккдыюео момотяаа моаоредкоао* дорога не требуете* 3.1.10.1, ХП0Д XI 16. XIJ0. 3 1.»

Кондуктору моасфсдьсоеоА дороги < канатным вркаодом и канатсоЗ X1.4.2—3.1.4X• Х1Д-Х1Д 319.1. Х1ДЗ. *1.101. Машскасту саможодао* аагоити im требуется сообщения по ш. ХМ, 31.1В, 3.120, X1.2I. 3.1 22.

Есди иа маршруте меплуатирушея только меитрсоозы к исэодис'ви

В

СООБЩЕНИЯ, АДРЕСУЕМЫХ ОПЕРАТОРАМ (МАШИНИСТАМ) ЛИЦАМ. ПОЛЬЗУЮЩИМСЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ ГОРНЫМ ВЫРАБОТКАМ

Тип средста ото^жепк

Кодовые признаки, нормы га параметры сигналов и амаяов

Место установки средств отображении

I s 1

6

ивиииистам p)AaiNUi MMOT»oi<

ЗапрещиолгД )Ш Знак (см. прадож. I) На Нестомим 20 м вере;:

стопорными устройствами приемам* п.юцадса аертк-каш! с г 1*о.х» * в рудлвс— рая и надшахтном зла пи. а также на iwut • i«pJ Сотку. ведущую I *0*0-сборюну. а ваперемычеи-|)м выработку

Завышающий шк Знак (см. ирмож. I) Под кровлей выработки и

расстоянии 50 м от вогру-МУ1ИЫЯ и>китов очистных аабога пластов. опасных во ммагиым выбросам угля и гам. с Суфхаряыми выделениями, а также «мред

подготовительным ■ выработками шит III категории и саерхкаге горных

Запрещающий виад Зил к (см. првлож. I) Перед выездом в выработки. вентиляционный ре* ам которых ве обеспечивает раажажеяие выхлопных га-во« диведеиоюк до урстик сдиитариыд норм

соо^еиий во м. 3.1.1Д19, 3.1.4 9.-3.1.49. 3.19-3.19 3.1.9 I. 3.193.

«РП>. сообшс

вапокаексой дорога ве требуете* предкиалеииа сообиккай во «к. 31 1—3.13. 3.1 ЮЛ. 31.11. 31.13. 3.1.15. 3.1.16. 3190. 3.191. 3192. 3123 3.12.    3.1.49—3.1.4.6, 3J9.-9I9. 3.19.1. 3.199 3 1.10.1. 3.1.10X 31.11.

может предыавдктве* знаком по в. 3 1.1.