Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

169 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Методических рекомендациях изложены основные положения и методы разработки пятилетних и годовых планов шахт в условиях работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. В них учтены новые положения по планированию и его организации, вытекающие из Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и других документов государственных органов

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Раздел 1. Основные организационно-методические положения

Раздел 2. Планирование привоза продукции

Раздел 3. Планирование технического развития производства

Раздел 4. Планирование экономической эффективности производства

Раздел 5. Планирование капитальных вложений

Раздел 6. Планирование материально-технического обеспечения

Раздел 7. Планирование труда и заработной платы

Раздел 8. Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности

Раздел 9. Планирование фондов экономического стимулирования

Раздел 10. Планирование социального развития коллектива

Раздел 11. Планирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

Раздел 12. Разработка финансового плана

Раздел 13. Нормы и нормативы

Приложение 1. Пример расчета средней продолжительности отпуска рабочих по добыче угла

Приложение 2. Примеры расчета коэффициентов списочного состава рабочих по добыче угля, применяемых при разработке месячных планов

Приложение 3. Коэффициенты списочного состава рабочих по добыче угля для различных режимов работы и различной продолжительности очередного отпуска, применяемые при разработке месячных планов

Приложение 4. Расчет фонда заработной платы промышленно-производственного персонала по добыче угля по шахте (примерная форма)

Приложение 5. Смета затрат на производство

Приложение 6. Расчет услуг промышленного характера капитальному строительству, капитальному ремонту и на сторону (примерная форма)

Приложение 7. Расчетный баланс расходов и доходов (примерная форма)

Приложение 8. Перечень методических документов по расчету норм и нормативов для планирования на шахтах (по состоянию на 01.02.89)

Приложение 9. Перечень нормативных документов по расчету норм и нормативов, подлежащих разработке и обновлению в 1989 - 1990 гг.

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

29.05.1989УтвержденМинистерство угольной промышленности СССР9-35-17/321
РазработанЦНИЭИуголь
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГЛАВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (ЦНИЭИугодь)

U"'.

IPfeiJ РЕк„мЕ„дли-и

ПО ПЛАКИРОВАНИЮ НА ШАХТАХ

МОСКВА - 1989

1


02.01.02

Г" код



ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ    г-    „    1

г г г р    Производственным    объединениям

по добыче угля (сланца)* шахтам

121910. Ноасм. проспект Калики, д. 23    (ПО    СПИСКУ/    •

29 *05>89 н,    9-35-17/321

и* /*_______

Направляем Методические рекомендации по планированию на шахтах для использования их при разработке пятилетних и годовых планов в условиях работы предприятий отрасли на полном хозяйственном расчете и самофинансировании.

Рекомендации не исключат1 применения других организационных и методических подходов при разработке планов с учетом особенностей производственно-хозяйственной деятельности конкретных шахт, руководствуясь при этом положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении).


водства товаров народного потребления, использования трудовых ресурсов, местных видов сырья и материалов)*'.

1.8. Исходные данные для разработки пятилетнего плана шахты включают:

-    контрольные цифры;

-    государственный заказ;

-    долговременные экономические нормативы;

-    лимиты.

При разработке плана следует исходить из того, что: контрольные цифры устанавливают минимальные уровни эффективности производства. Они не носят директивного характера и не ограничивают инициативу трудовых коллективов, оставляя им широкий простор для выбора решений;

государетведный заказ гарантирует удовлетворение первоочередных общественных потребностей на угольную продукцию и должен включаться в план в полном объеме;

долговременные экономические нормативы должны быть стабильными в течение всей пятилетки и обеспечивать тесную увязку общегосударственных интересов с интересами трудовых коллективов. Они призваны создавать такие экономические условия деятельности шахт, при которых последним выгодно изыскивать пути наиболее эффективного удовлетворения спроса на угольную продукцию, повышение ее качества, выходить-на контрольные шя£ры, активно внедрять достижения научно-технического прогресса.

Экономические нормативы утверждаются объединением и доводятся до шахт заблаговременно до начала разработки пятилетнего плана;

лимиты устанавливают предельные размеры централизованных капитальных вложений и централизованно распределяемых материальных ресурсов для обеспечения потребностифоизводства и строительства.

В числе исходных данных до шахт рекомендуется доводить1*': а) й    Л°№)0№№&    ДйВД»

1)    Производство промышленной продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении (расчетно);

2)    Производство промышленной продукции в натуральном выражении:

-    добыча угля общая;

*^Если объединение и шахта находятся на территории одной области, согласование проекта плана производится объединением.

**^По мере совершенствования хозяйственного механизма состав доводимых исходных данных может изменяться.

- из общего объема угля - для коксования;

-    выпуск угля крупных и средних классов;

-    выпуск конпентрата с обогатительной фабрики, находящейся в

составе шахты;

-    из общего количества конпентрата -кояпентрат для коксования;

-    выпуск брикетов с брикетной фабрики, находящейся в Составе шахты;

3)    Показатели качества угольной продукции;

4)    Прибыль;

5)    Рост производительности труда в промышленности;

6)    Важнейшие показатели научно-технического прогресса;

7)    Проведение вскрывающих и подготавливающих выработок;

8)    Показатели развития социальной сферы;

9)    Показатели охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

б) в состаде государетвежого заказа:

1)    Поставка угля;

из общего объема доставки угля:

-    уголь для коксования;

-    уголь населению (рыночный фонд);

-    уголь на экспорт;

2)    Ввод в действие важнейших производственных мощностей за счет всех источников финансирования;

3)    Ввод в действие природоохранных объектов за счет всех источников финансирования (по важнейшим объектам);

4)    Ввод в действие объектов социально-культурной сферы за счет всех источников финансирования:

-    жилых домов;

-    дошкольных учреждений;

-    общеобразовательных школ;

-    объектов здравоохранения;

-    объектов культуры и искусства;

5)    Заготовка и сдача лома и отходов черных и цветных металлов (по видам);

6)    Поставка непродовольственных товаров народного потребления в розничных иенах;

7)    Объем реализации платных услуг населению;

8)    Пиломатериалы*


,в) в составе экономических нормативов:

2)    Норматив отчислений от расчетной прибили в государственный (в том числе местный) бюджет*

3)    Норматив отчислений от прибыли объединению** ^;

4)    Норматив отчислений от прибыли в фонд развития производства, науки и техники и в резерв объединения^ );

5)    Норматив отчислений от амортизации, предназначенной на полное восстановление основных фондов, в фонд развития производства, науки и техники и в резерв объединения х ;

6)    Норматив образования фонда социального развития;

7)    Норматив образования фонда материального поощрения;

8)    Норматив образования общего фонда заработной платы;

9)    Норматив предельного уровня запасов товарно-материальных ценностей на рубль объема товарной продукции, работ и услуг (на период 1989-1990 годов);

10)    Нормативное соотношение между темпами прироста средней заработной платы и производительности труда;

г) в составе лимитов:

1)    Лимит государственных централизованных капитальных вложений, строительно-монтажных и подрядных работ для нового строительства, проведения крупномасштабных мероприятий по техническому перевооружению и реконструкции производства, технике безопасности, охране труда и природы1*';

2)    Лимит централизованно-распроделяемых материально-технических ресурсов с учетом экономии.

1.9. Годовые планы, начиная с тринадцатой пятилетки, разрабатываются шахтой самостоятельно,полностью опираясь при этом на показатели своего пятилетнего плана на соответствующий год. Исходя из этого, разработка годовых планов осуществляется в следующем порядке.

В установленные сроки (как правило,в марте-апреле) шахта определяет на предстоящий год плановые объемы добычи угля,выпуска продуктов обогащения, выполнения различных работ и услуг,а также другие показатели экономического и социального развития (исходя из заданий пятилетнего плана), широко обсуждает намечаемые предложения в трудовом коллективе, представляет их объединению.

Объединение рассматривает предложения шахт, проводит совместно с ними работу по уточнению и увязке отдельных показателей с учетом новых задач и изменившихся условий, а.также принимает решения

Дй.В?а1ШЗДЦйИ допросам, х )Для шахт на самостоятельном балансе

хх )При утверждении шахтам второго уровня расчетных цен данный норматив не устанавливается.

12

В этот же период шахты решают в объединении и других организациях вопросы обеспечения намечаемой программы работ необходимыми материально-техническими ресурсами и выполнения подрядных работ.

По результатам рассмотрения проекта плана шахта вносит в него необходимые уточнения, обсуждает его в трудовом коллективе и представляет окончательный вариант годового плана объединению по установленным им формам и системе показателей. Утверждение плана производится в порядке, установленном объединением.

1.10.    Пятилетний и годовые вланы шахты разрабатываются по следующим разделам:

1)    Производство продукции

2)    Техническое развитие производства

3)    Повышение экономической эффективности производства

4)    Капитальные вложения

5)    Материально-техническое обеспечение

6)    Труд и заработная плата

7)    Себестоимость, прибыль и рентабельность

8)    Фонда экономического стимулирования

9)    Социальное развитие коллектива

10)    Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

11)    Финансовый план

12)    Нормы и нормативы

1.11.    Годовые планы шахты разрабатываются с распределением показателей по кварталам, а квартальные - по месяцам. При этом распределение экономических показателей по периодам планирования необходимо увязывать с предусмотренными планом объемами добычи угля на соответствующие периоды.

1.12.    В разработке пятилетних и годовых планов принимают участие все отделы и службы шахты (по соответствующим разделам и показателям) . Для обоснования плана и обеспечения увязки всех его разделов они представляют в плановый отдел следующие материалы:

Производственная служба

-    мероприятия по обеспечению выполнения плановых заданий по добыче угля, проведению и ремонту горных выработок, производительности труда и другим теашико-экшомическим показателям шахты;

-    мероприятия по обеспечению намечаемой нагрузки на очистной забой, совершенствованию работы шахтного транспорта;

-    мероприятия по извлечению и повторному использованию металлической 1фепи;

-    мероприятия (с объемами намечаемых работ) по тушению породных отвалов.

13

Тармчр.^кяя служба

-    расчеты производственной мощности шахты и ее технологических звеньев (с участием производственной службы);

-    мероприятия по устранению "узких мест" (с участием производственной службы);

-    графики ввода и выбытия очистных забоев;

-    основные параметры очистных и подготовительных забоев (эксплуатационная мощность пласта, производительность I м^ пласта, сред-недействупцая длина очистного забоя, сечения подготовительных выработок и др.);

-    графики перекрепления и погашения горных выработок;

-    планируемые среднесуточные нагрузки на очистные забои и среднемесячные скорости проведения подготовительных выработок;

-    графики внедрения новой техники, передовой технологии и механизации основных производственных процессов;

-    технологические И общие нормы расхода материалов;

-    графики и паспорта ведения горных работ;

-    схемы рациональной отработки пластов угля с различной зольностью для обеспечения оптимального уровня качества;

-    намечаемые объемы работ по восстановлению земель,нарушенных горными работами;

-    основные мероприятия по обеспечению безопасных условий труда с указанием необходимой численности работников, фонда заработной платы и материалов.

Энергомеханическая служба

-    схемы расстановки оборудования, машин, механизмов, конвейерных, кабельных я водопроводных сетей;

-    общешахтные я технологические нсрмы расхода электроэнергии, запасных частей, смазочных материалов, топлива, воды на технологические нужды, ремонтно-эксплуатационные нормативы, а также нормативы использования оборудования и горных машин;

-    позиционные списки на ремонт машин, оборудования, транспортных средств и инструментов, намечаемую стоимость услуг, оказываемых шахте рудоремонтным заводом, ЦЭМЫ и другими организациями;

-    перечень установок и механизмов, подлежащих автоматизации;

-    расчет установленной мощности электродвигателей и трансформаторов;

-    мероприятия (с указанием объемов работ) по снижению расхода топлива, электро- и пневмоэнергии, повышению косинуса "фи”, замене угля, расходуемого на производственно-технические нужды,низкосортными углями или другими видами топлива;

14

-    объемы работ по очистке шахтных вод и предотвращению выбросов вредных веществ в атмосферу;

-    объемы работ, связанных с выполнением мероприятий по экономии питьевой и технической воды на производственные нуяды(промышленные котельные, компрессорные, холодильные и дегазационные установки и др.).

(адайа_др^адаааши шла.« дадабомой-алаи

-    нормы выработки и расценки на очистные, подготовительные, ремонтные и другие сдельные работы, тарифные ставки и склады работников шахты;

-расстановку штата рабочих на подсобных и вспомогательных работах;

-    смету использования средств фонда материльного поощрения;

-    анализ выполнения норм выработки и мероприятия по их совершенствованию;

-    нормативы численности рабочих-повременшиков;

-    расчет соотношения между темпами прироста средней заработной платы и производительности труда.

Вшаазаш

-    фактическую стоимость основных средств и материалов, погашаемых в сметно-нормализованном порядке;

-    фактическую балансовую стоимость промышленно-производственных основных фондов;

-    стоимость выбывающих основных фондов;

-    остаточную стоимость основных фондов, принимаемых для расчета потоняых ставок;

-    фактическую себестоимость остатков угля на складах и г.д.

Служба технического контроля качества

-    нормы качества добываемого и отгружаемого угля по шахте, участкам и забоям;

-    мероприятия по улучшению качества добываемого и отгружаемого угля по шахте, участкам и забоям (с участием технологической службы).

Ответственность за достоверность и обоснованность представляемых материалов несут руководители соответствующих отделов и служб шахты.

На основе указанных выше материалов и расчетов плановый отдел шахты разрабатывает перспективные и текущие планы и производит взаимную увязку всех оазделов.

I.I3. Годовые, квартальные и месячные планы по участкам и цехам (бригадам) разрабатываются, утверждаются и доводятся до ис-

15

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР ГЛАВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (ЦНИЭИуголь)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ НА ШАХТАХ

МОСКВА — 1989

В Методических рекомендациях изложены основные положения и методы разработки пятилетних и годовых планов шахт в условиях работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. В них учтены новые положения по планированию и его организации, вытекавшие из Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и других документов государственных органов*

СДАНО В ПРОИЗВОДСТВО И ПОДПИСАНО В ПЕЧАТЬ 15.06.1988. ФОРМАТ 60x90/16. ПЕЧАТЬ ОФСЕТНАЯ. БУМАГА ДЛЯ МНОЖ. АППАР. УСЛ.ПЕЧ.Л. 10.50. УСЛ.КР. ОТТ. 10,75. УЧ.-ИЗД.Л. 10,28.

____ТИРА^_22Р0    _ЭКЗ|.    _ 3AKA3_Nj47J _ ИЗЦ,_1* М-^0.35______

ДНИЭИУГОЛЬ. МОСКВА, 103012. ПР. САПУНОВА. Д. 13/15. ТИПОГРАФИЯ, 1-Й СМОЛЕНСКИЙ ПЕР., Д. 10/5.

© ЦНИЭИуголь, 1989

ВВЕДЕНИЕ

В системе мер по совершенствованию хозяйственного механизма поставлена задача - решительно переломить застойные явления в развитии народного хозяйства страны, придать ему должный динамизм, существенна повысить эффективность общественного производства, создать условия для активизации творческой инициативы и социалистической предприимчивости трудовых коллективов. Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС выработал программу радикальной реформы управления экономикой. Важнейшей органической частью ее осуществления Пленум определил коренную перестройку всей системы планирования, которая пришла в противоречие с новыми условиями и задачами развития народного хозяйства на современном этапе. В практике планированжя подучили широкое распространение метода чрезмерной централизации, подмены деятельности предприятий и их мелочной опеки. Вследствие этого ограничивалась инициатива трудовых коллективов, снижалась их ответственность за конечные результаты работы.

Для усиления планового воздействия на развитие народного хозяйства признано необходимым существенно изменить систему формирования планов на всех уровнях хозяйственного управления, повысить действенность централизованного планирования, существенно расширить границы хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций в соответствии с новыми условиями их работы на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. В этих целях предусматривается радикально изменить формы и методы планового руководства, привести их в соответствие с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) на основе творческого применения принципов подлинного демо1фатического централизма.

Задача состоит в том, чтобы перейти на такие методы разработки планов, которые способствовали бы повышению заинтересованности трудовых коллективов в изыскании внутрипроизводственных резервов для систематического наращивания объемов выпускаемой продукции, улучшения ее структуры и качества, повышения технического уровня производства и производительности труда, экономного расходования материальных и финансовых ресурсов, йлесто командно-директивного планирования с утверждением сверху многочисленных показателей разработка планов в новых условиях хозяйствования должна осуществляться самими предприятиями на основе долгосрочных стабильных экономических нормативов с широким участием в формировании проектов плавов трудовых коллективов.

Настоящие Методические рекомендации разработаны с учетом

5

этих исходных принципов и предназначены для составления пятилетних и годовых (квартальных» месячных) планов шахт и их структурных подразделений (участков и цехов) в условиях работы предприятий и объединений отрасли на полном хозрасчете и самофинансировании. В них отражены новые положения по планированию и его организации, вытекающие из Закона СССР о государственном предприятии (объединении) и других документов директивных органов.

Методические рекомендации содержат ряд новых разделов, в том числе по планированию повышения эффективности производства, материально-технического обеспечения, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Переработаны применительно к новым условиям хозяйствования организационно-методические положения по планированию. Здесь освещены более совершенная процедура разработки пятилетнего и годовых планов и измененные сроки их составления, порядок обсуждения проектов планов в трудовых коллективах и согласования с местными Советами народных депутатов. &<есто утверждавшихся ранее объединением многочисленных показателей приведен ограниченный перечень исходных данных, используемых шахтами в качестве основы для формирования своих пятилетиях планов.

Методика планирования производства продукции дополнена особенностями исчисления плановых объемов товарной продукции в действующих оптовых и расчетных ценах, выделены в отдельный подраздел и более подробно изложены методы планирования зольности добываемого ж отгружаемого шахтой угля, а также порядок определе-норм зольности по участкам и забоям. В разделе дополнительно наложены вопросы планирования производства товаров народного потребления ж оказания платных услуг.

Новые принципы положены в основу разработки плана технического развития производства. Это вытекает из того, что в условиях экономических методов управления признано целесообразным отказаться от практики утверждения пахтам большого числа заданий, определяющих решение частных вопросов, и перейти к доведению им в составе контрольных цифр важнейших обобщающих показателей научно-технического прогресса, которые не носят директивного характера, а являются лишь ориентирами, достижение которых должно обеспечивать наиболее эффективное и сбалансированное развитие угледобывающего производства.

6

Значительные изменения вяеоены в метода и принципы планирования капитальных вложений о учетом новых положений по их финансированию. При этом учитывалось, что в новых условиях хозяйствования техническое перевооружение, реконструкция и расширение действующего производства должны осуществляться за очет заработных коллективами предприятий хозрасчетных фондов и привлекаемых кредитов банка.

Детально освещены порядок и метода разработки плана материально-технического обеспечения шахт о учетом того, что в уо-ловиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования признано целесообразным отказа твоя от фондирования всей номенклатуры материальных ресурсов, поставляемых в порядке нейтрализованного распределения и предоставить предприятиям право самостоятельно приобретать необходимые ресурсы через оптовую торговлю. В централизованном порядке по лимитам распределению подлежат только отдельные виды материальных ресурсов, имеющие первостепенное значение для формирования темпов и пропорций общественного’ производства, решения ключевых задач развития экономики страны и роста благосостояния народа.

С целью обеспечения более тесной зависимости выделяемых шахтам средств на оплату труда с конечными результатами их работы в Методических рекомендациях предусмотрен нормативный метод образования общего фонда заработной платы. Суть его состоит в том, что нормативы устанавливаются шахтам в пятилетием плане ( с распределением по годам ), на основе которых они самостоятельно определяют расчетную величину общего фонда заработной платы на соответствующий год в зависимости от намечаемого объема производства.

Внесены изменения и уточнения в методики планирования производительности труда, себестоимости добычи угля, фондов экономического стимулирования и других плановых показателей.

В разделе "Нормы и нормативы! изложены основные принципы и рекомендуемые метода определения удельных норм и нормативов расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, а такие нормативов использования производственных ысщяосгей и оборудования.

7

Раздел I. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЩОННСМЛБГОдаВСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Шахта по добыче угля (сланца)2^ осуществляет свою деятельность в области планирования, руководствуясь постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам перевода предприятий про-ыипленности на полный хозяйственный расчет и самофинансирование,положениями Закона СССР о государственном предприятии (объединении).относящимися к ее деятельности, и директивами центральных плановых органов, Минуглепрома СССР, Положением о шахте, с использованием в качестве пособия настоящих методических рекомендаций.

1.2.    Главной формой планирования экономического и социального развития шахты является пятилетний план с распределением показателей по годам, разрабатываемый ею самостоятельно. При этом по шахтам, освоинпим проектную мощность, предусматривается, как правило, равномерное распределение объема добычи угля по годам пятилетки, беэ отнесения нарастающих нагрузок на последние ее годы.

1.3.    Для своевременной и качественной разработки проекта пятилетнего плана рекомендуется издавать приказ администрации шахты, определяющий порядок и сроки его составления, а также ответственных лиц за их соблюдение и обоснованность намечаемых показателей.

1.4.    При разработке проекта пятилетнего плана используются в качестве основы следующие материалы:

-    решения директивных органов по вопросам развития производственного объединения и отрасли в целом ,а также экономического и социального развития соответствующего региона (в части,относящейся

к деятельности шахты);

-    комплексные отраслевые, территориальные программы развития и научно-технические программы;

-    рекомендации научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций и прогнозы развития новой техники и прогрессивной технологии;

-    достижения в угледобывающем производстве на передовых отечественных и зарубежных шахтах;

-    мероприятия по реализации принятых к исполнению наказов избирателей.

1.5.    Для повышения обоснованности разрабатываемых планов и первоочередного учета в них интенсивных факторов экономического роста на каждой шахте целесообразно проводить предварительно всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности с целью выявления внутрипроизводственных резервов и определения реальных

и наиболее эффективных путей реализации намечаемых задач, х) Далее по тексту - "шахта"

Проведение анализа следует ориентировать на выявление "узких мест", сдерживающих повышение уровня использования производственных мощностей шахт, наращивания объемов добычи угля и выпуска продуктов его обогащения (рассортировки), улучшение хозрасчетных результатов работы трудовых коллективов, а также на изменение путей для комплексного решения социальных вопросов.

1.6.    Для снижения трудоемкости плановых расчетов и обеспечения полной сбалансированности и взаимоувязки плана по разделам его разработку рекомендуется осуществлять с использованием экономи-ко-матератических моделей (ЭМЫ) и средств вычислительной техники (ВТ), системы прогрессивных норм и нормативов. При этом применение ЭММ и ВТ должно быть сориентировано прежде всего на выполнение вариантных расчетов с целью определения приоритетных и наиболее эффективных направлений развития производства и мероприятий научно-технического прогресса, выявления "узких мест" и диспропорций в технологических процессах.

1.7.    Разработка пятилетнего плана экономического и социального развития шахты осуществляется в следующем порядке.

До начала его разработки шахта представляет объединению свои предложения по объемам добычи угля, его обогащению (рассортировке) и другим важнейшим технико-экономическим показателям.

Объединение рассматривает эти предложения и на основе исходных данных планирования, доведенных ему вышестоящим органом,разрабатывает и доводит исходные данные по шахтам.

На основе этих данных шахта приступает к разработке проекта плана экономического и социального развития на предстоящую пятилетку (с распределением показателей по годам).

Для активного вовлечения трудящихся в процесс разработки плана его проект рассматривается на Совете трудового коллективам профсоюзном комитете шахты,после чего выносится на обсуждение общего собрания (конференции) трудящихся.

По результатам обсуждения проект плана корректируется и представляется объединению по установленным им формам и системе показателей.

После рассмотрения и согласования проекта плана в объединении, внесения в него необходимых, уточнений, план шахты утверждается в соответствии с порядком, установленным объединением.

В тех случаях, когда объединение и шахта расположены на территории различных областей (республик ), проект плана согласовывается шахтой с исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов (по вопросам развития социальной сферы,охраны природы, произ-

У