Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

165 страниц

Купить НД 2-020101-105 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части распространяются на суда, построенные 1 июля 2002 года или после этой даты, навигационное оборудование которых подлежит освидетельствованию Регистром, а также на изделия указанного оборудования, предназначенные для установки на эти суда.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

2 Комплектация навигационным оборудованием морских самоходных судов

     2.1 Подразделение судов на группы

     2.2 Состав навигационного оборудования

     2.3 Источники питания

     2.4 Антенные устройства

     2.5 Запасные части и снабжение

     2.6 Техническое обслуживание и ремонт навигационного оборудования

3 Устройство помещений, предназначенных для установки навигационного оборудования. Размещение навигационного оборудования и монтаж навигационного оборудования

     3.1 Общие положения

     3.2 Ходовой мостик

     3.3 Агрегатная

     3.4 Аккумуляторная

     3.5 Помещение для установки основного прибора еврокомпаса

     3.6 Шахта лага и/или эхолота

     3.7 Размещение навигационного оборудования на судне

     3.8 Монтаж кабельной сети

4 Антенные устройства и заземления

     4.1 Общие положения

     4.2 Антенны радиолокационных станций

     4.3 Антенны аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы

     4.4 Антенны приемоиндикаторов систем радионавигации

     4.5 Датчики судового гидрометеорологического комплекса

     4.6 Заземления

5 Эксплуатационно-технические требования, предъявляемые к навигационному оборудованию

     5.1 Общие положения

     5.2 Магнитный компас

     5.3 Гироскопический компас

     5.4 Лаг

     5.5 Эхолот

     5.6 Измеритель скорости поворота

     5.7 Радиолокационная станция

     5.8 Радиолокационный отражатель

     5.9 Радиомаячная установка

     5.10 Устройство дистанционной передачи курса

     5.11 Приемоиндикаторы систем радионавигации

     5.12 Объединенные пульты управления судном

     5.13 Интегрированная навигационная система

     5.14 Система единого времени

     5.15 Электронная картографическая навигационно-информационная система

     5.16 Система управления курсом судна

     5.17 Система управления траекторией судна

     5.18 Аппаратура универсальной автоматической идентификационной системы (АИС)

     5.19 Система приема внешних звуковых сигналов

     5.20 Регистратор данных рейса (РДР)

     5.21 Упрощенный регистратор данных рейса (У-РДР)

     5.22 Система контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (КДВП)

     5.23 Оборудование системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (системы ОСДР)

     5.24 Гидрометеорологический комплекс

     5.25 Аналого-цифровой преобразователь сигналов

     5.26 Размножитель цифровых сигналов

     5.27 Электронный кренометр

6 Требования к представлению навигационной информации на судовых средствах отображения (дисплеях)

Приложение. Правила по конструкции ходового мостика, размещению оборудования и процедурам организации вахты

 
Дата введения01.01.2018
Добавлен в базу01.01.2018
Завершение срока действия01.01.2019
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-105

Этот документ находится в:

Организации:

03.10.2017УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2018 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Электронный аналое печатного издания, утвержденного 03.10.17


РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

ПРАВИЛА

ПО ОБОРУДОВАНИЮ МОРСКИХ СУДОВ

Часть v

НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


НД№ 2-020101-105

Санкт-Петербург

2018

Пранила по оборудованию морских судок Российского морского регистра судоходства утверждены в С001ВОС1ВИИ с действующим положением и вс iy паю г в силу I января 2018 юда.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 2017 г. с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МЛКО) и соответствующие резолюции Международной морской opi-анизации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей:

часть I «Положения об освидетельствованиях»;

часть П «Спасательные средства»;

часть П1 «Сигнальные средства»;

часть IV «Радиооборудование»;

часть V «Навигационное оборудование».

Все части Правил издаются в электронном виде и твердой копни на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

ISBN 978-5-89331-349-9

® Российский морской регистр судоходства, 2018


11


Цель ЛИС — цель, представленная по данным сообщений от аппаратуры ЛИС.

Шахта лага и/или эхолота — специальное водонепроницаемое помещение в корпусе судна ниже ватерлинии, имеющее водонепроницаемое закрытие.

Штурман (судоводитель) — лицо, имеющее специальную подготовку и управляющее движением и маневрированием судна с помощью оборудования на ходовом мостике.

Экстраполированное перемещение цели — отображение на экране экстраполированного вектора перемещения цели, полученного измерением текущих дальности и пеленга за определенный промежуток времени.

Электронная картографическая навигационно-информационная система (ЭКНИС) — система, которая при обеспечении дублирования может признаваться в качестве средства, заменяющего применение откорректированной навигационной карты. Указанная цель достигается путем объединения информации, поступающей пз системной электронной навигационной карты (СЭНК). с данными о местоположении судна, получаемыми от навигационных датчиков, что позволяет выполнять предварительную и исполнительную прокладки и при необходимости отображать дополнительную навигационную информацию

Электронная навигационная карта (ЭНК) — база данных, стандартизованная по содержанию, структуре и формату, созданная для использования в ЭКНИС с разрешения уполномоченных государственных гидрографических служб. ЭНК содержит в себе всю картографическую информацию, необходимую для безопасного мореплавания, и может включать в себя дополнительную навигационную информацию.

1.2.3 Определения, относящиеся к правилам по конструкции ходового мостика, размещению оборудования и процедурам организации вахты, приведены в приложении.

IJ ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1 Общие положения о порядке освидетельствования навигационного оборудования, а также требования к технической документации, представляемой на рассмотрение Регистру, и указания о документах, выдаваемых Регистром на навшацион-нос оборудование, излажены в Общих наложениях о классификационной и иной деятельности, в части П «Техническая документация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением

малерихтов и изделий для судов и в части I «Положения об освидсгсльспюваннях» Правил.

1.3.2 Регистр осуществляет техническое наблюдение за разрабо1кой и проводит освидетельствования при изготовлении, установке и эксплуатации перечисленного ниже судового навигационного оборудования:

.1 компасов магнитных основных, запасных, шлюпочных, включая компасы с системами дистанционной передачи показаний;

.2 устройств дистанционной передачи курса;

J тироскопических компасов;

.4 гиромагнитных компасов и гироазимугов;

.5 лагов (относительных, абсолютных);

.6 эхолотов;

.7 измерителей скорости поворота;

.8 радиолокационных станций, включая радиолокационные станции со средствами электронной прокладки (С'ЭП), автосопровождения (С’ЛС) и автоматической радиолокационной прокладки

(САРГТ);

.9 радиолокационных отражателей;

.10 радиомаячных установок;

.11 присмоиндикаторои различных систем радионавигации;

.12 пультов управления судном;

.13 и нитрированных навигационных систем;

.14 систем судовою единою времени;

.15 электронных картофафических навигационно-информационных систем (ЭКНИС) и электронных средств их дублирования;

.16 систем управления курсом судна;

.17 систем управления траекторией судна;

.18 аппаратуры универсальной автоматической идентификационной системы (ЛИС);

.19 системы контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (КДВГТ);

.20 систем приема внешних звуковых сшиалов,

.21 регистраторов данных рсйса/упрощснных регистраторов данных рейса;

.22 оборудования системы опознавания судов и сложения за ними на дагъием расстоянии (системы ОС'ДР);

.23 гидрометеорологических комплексов;

.24 аналого-цифровых преобразователей сигналов;

.25 размножителей цифровых сшналов;

.26 электронный крсномсф;

.27 других, не перечисленные выше навигационных систем, оборудования и устройств — по требованию Репкгтра.

Навигационные приборы н устройства, указанные в пп. 21 — 29 табл. 2.2.1, подлежат освидетельствованию Регистром только в отношении проверки наличия их на судне.

1JJ При техническом наблюдении за разработкой и и процессе освидетельствования при из готов-


I/ранила no а6ор\гкжапию морских су-дон

лении судоного навигационного оборудования Регистр осуществляет свою деятельность в следующем объеме:

.1 рассмотрение технической документации на навигационное оборудование;

.2 рассмотрение программы и методики заводских испытаний опытною образца;

.3 освидетельствование при проведении заводских испытаний опытною образца,

.4 рассмотрение программы и методики судовых испытании опытного образца;

S освидетельствование при проведении судовых испытаниях опытного образца;

А рассмотрение технической документации, отражающей изменения, произведенные по результатам заводских и судовых испытаний опытного образца,

.7 освидетельствование при серийном изготовлении навигационного оборудования.

13.4 Техническая документация на навигационное оборудование, представляемая Регистру на рассмотрение, должна содержать (если применимо) следующую информацию:

.1 техническое описание;

2 структурную схему;

J чертеж общего вида;

.4 руководство по эксплуатации;

.5 инструкцию по монтажу;

.6 перечень запасных частей.

Вместе с технической документацией мотут быть представлены протоколы ранее проведенных испытаний, а также имеющиеся свидетельства и сертификат. В зависимости от титв оборудования Регистр может потребовать представления дополнительной технической документации. По результатам рассмотрения представленной технической документации заявителем должна быть согласована и представлена для одобрения программа испытаний.

Указанная техническая документация должна быть представлена не менее чем в двух экземплярах.

Опытный образец навигационного оборудования, разработанный и изготовленный по технической документации, должен пройти заводские и судовые испытания в целях установления соответствия его эксплуатационно-технических данных Правилам Регистра и технической документации. Испытания должны проводиться под техническим наблюдением Ра негре.

По окончании заводских и судовых испытаний опытного образца навигационного оборудования Ра пару должны бьпъ представлены акты и протоколы испытаний, а также фотографии нового оборудования. Вес эти материалы остаются в Pci метре и являются основанием для заклкнения о возможности применения навигационного оборудования на судах с оформлением соответствующих документов.

1.3.5 Навигационное оборудование после установки его на судно должно быть соответствующим образом отрегулировано и подлежит освидетельствованию, испытаниям его в действии и на электромагнитную совместимость.

На судах в эксплуатации при установке нового навиIанионного оборудования или замене устаревшего (вышедшего из строя и не подлежащего ремонту) до начала освидетельствования этою оборудования на рассмотрение Регистру должен быть представлен технический проект установки и рабочие чертежи.

После одобрения технического проекта и рабочих чертежей освидетельствованию на судне подлежит установленное навигационное оборудование и испытание сю в действии.

Ма судах в постройке испытания кавитационною оборудования в действии и испытания на электромагнитную совместимость всего радио- и навигационного оборудования, установленного на ходовом мостике и вблизи него, проводятся в процессе швартовных и ходовых испытаний по программам, одобренным Регистром.

Признание изделий, разработанных и изготовленных без освидетельствованття Регистром, осуществляется на основании рассмотрения технической документации (тсхничсооло описания, схем. ирогоы>-лов испытаний и тд.) и проведения испытаний в соответствии с требованиями настоящей части

1.3.7 Техническая документация для судов со знаком ОМ НО.

1J.7.I До начала постройки или переоборудования судна на рассмотрение Регистру должна быть I ipeдотаял сна следующая техническая документация:

.1 план палубы ходового мостика с расположением установленного оборудования.

Па чертежах должны быть показаны размеры рулевой рубки, а также компоновка, размеры, углы наклонения окон и расстояние между ними, крылья мостика н входы и рулевую рубку;

.2 чертеж расположения пультов управления, лицевых панелей и их коифитурация с указанием всех приборов и устройств;

.3 чертеж рабочих мест с указанием оборудования, размешенного на рабочем мссгс.

На чертежах должны быть показаны зоны затенения в руленой рубке, а также зоны видимости в горизонтальной и вертикальной плоскостях с рабочего места. Зона видимости в вертикальной плоскости должна быть показана для судна н балласте;

.4 чср1сж расположения оборудования, функционально связанного с ходовым мостиком, но размешенного за его пределами;

.5 чертеж размещения антенн и всего радиооборудования;


13


.6 чертеж системы си яти ходоного мостика с жилыми и служебными помешен им ми и системы сигнализации;

.7 чертеж электрического питания всего оборудования, размешенного на ходовом мостике;

Л чертеж системы вызова резервного помощника н' или кал тана судна (данная сисгсма может- бьгтъ заменена системой контроля дееспособности вахтенного помощника калтана с функцией экстренного вызова резервного помощника н'или капитана судна);

.9 спецификация интегрированной навигационной системы;

.10 чертеж системы контроля дееспособности вахтенного помощника капитана,

.11 перечень оборудования, устанавливаемого на ходовом мостике, с указанием сведений об изготовителе, типе оборудования, действующем типовом одобрении Регистра (если типовое одобрение оборудования требуется номенклатурой объектов технического наблюдения Регистра).

1.3.8 На каждом судне должна постоянно находиться следующая техническая документация:

.1 описание и инструкция по обслуживанию каждого типа лактационного оборудования, на русском или английском языке;

2 схемы соединений всего навигационного оборудования. UI киррск Iирован НЫС В 00О1ВС1СТВИИ оо всеми изменениями, внесенными в процессе эксплуатации.

J документ, выданный предприятием, уполномоченным изготовителем или признанным Регистром, подтверждающий выполнение работ по установке радиолокационной станции в полном соответствии с тахнической документацией изготовнгсля, проектом, одобренным Регистром, н содержащий информацию: о теневых секторах и возможных технико-эксплуатационных ограничениях;

о сопряжении РЛС с другими системами и оборудованием, а также о смешении местоположения постоянной общей опорной точки.


I/ранила no оборудованию морских cyr)o«

2 КОМПЛЕКТАЦИЯ НАВИГАЦИОННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ МОРСКИХ САМОХОДНЫХ СУДОВ

2.1 ПСГДРАХДКЛШНЕ СУДОВ ПА ГРУППЫ

2.1.1 Применительно к настоящей части псе самоходные морские суда подразделяются на группы по валовой вместимости (см. табл. 2.2.1).

2J СОСТАВ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

2.2.1    Состав навигационных приборов, устройств и инструментов, которые должны быть установлены на судне или которыми должно быть снабжено судно, определяется в зависимости от его валовой вместимости с учетом районов плавания и назначения судна в соответствии с табл. 2.2.1.

Определения районов плавания приведены в 1.2 части I «Положения об освидетельствованиях».

2.2.2    В дополнение к требованию 2.2.1 рекомендуется оборудовать суда:

.1 системой единого времени;

2    интегрированной нави1ационноЙ системой (суда валовой вместимостью более 10000);

3    измерителем скорости поворота (суда с носовым расположением ходовою мостика, а также суда, оборудованные интегрированной навигационной системой);

А радиомаячной установкой (суда, имеющие вертолет нос обеспечение);

.5 гидрометеорологическим комплексом (суда валовой вместимостью 3000 и более).

2.2.3    Все суда с дополнительными знаками в символе класса Iccbrcaker6 - Ictbrcaker9 (лсаонодыХ PCI - РС7 (суда полярных классов МАКО) должны быть оснащены, с учетом требования 2.2.1, следующим оборудованием:

устройством дистанционной передачи курса (на базе Глобальной навигационной спутниковой системы (TIICQ);

аппаратурой универсальной автоматической идентификационной системы (АИС);

лагом, обеспечивающим измерение скорости и пройденного расстояния относительно грунта (допускается использование отдельного прнемо-индикатора глобальной навигационной спутниковой системы (GPS, ГЛОНАСС или GPS/ГЛОНАСС), обеспечивающего измерение и индикацию скорости и пройденной) расстояния относительно фунта);

эхолотом, независимым от эхолота, установленного в соответствии с табл. 2.2.1;

радиолокационной станцией, работающей и диапазоне 3 ГГц (длина волны - 10 см);

средством отображения навигационной информации (мнотофункциональный дисплей);

отдельными индикаторами углового положения пера руля для каждого из независимо управляемых рулей;

приемной аппаратурой, обеспечивающей получение информационных ледовых карч и карт методы;

средством визуального отображения ледовой информации (ледовой обстановки).

2.2.4    Навигационное оборудование, требуемое согласно табл. 2.2.1, может быть заменено другим, вновь изобретенным, разработанным или модернизированным, при условии, что оно является равноценным по назначению, имеет требуемые или лучшие эксплуатационные и технические характеристики и одобрено Регистром.

2.2.5    11аиигаднонное оборудование, не предусмотренное настоящей частью, может быть допущено к установке на суда как дополнительное при условии, что ето размещение и эксплуатация не будут создавать затруднений при работе с основными навигационными приборами, влиять на их показания и снижать безопасность мореплавания.

Навигационное оборудование, устанавливаемое на судне в дополнение к основному оборудованию, предусмотренному табл. 2.2.1. должно быть одобренного Регистром типа и должно отвечать эксплуатационно-техническим требованиям, предъявляемым к основному оборудованию.

2.2.6    Если на судне предусматривается абсо-jпотный лаг; он должен отвечать требованиям 5.4.

11а судах валовой вместимостью 50000 и более, а также на других судах, где требуется установка абсолютного лага, обеспечивающего измерение скорости и пройденного расстояния относительно ipywra, и лага, обссисчинаюшсто измерение сюзрости и пройденного расстояния относительно воды, должно быть установлено два независимых устройства.

2.2.7    Электронный кренометр, предназначенный для целей навигации и/или передачи информации в регистратор данных рейса (РДР), должен отвечать требованиям 5.27.

Требования 5.27 применяются к электронным кренометрам, установленным 1 июля 2015 г. или постю этой даты, и нс применяются к электронным кренометрам, предназначенным для других целей, например, для мониторинга состояния груза.


15

Таблица 2.2.1

Количество для судов валовой вместимостью

ii.ii

Павм оциошюс оборудовшите

Пояснения

<150

>150’

>300'

>500

>3000

>10000

>5000

1

Компас магнитный основной’

1

1

1

1

1

1

1

И комплект компаса должно входить ие. юнг «горное устройство, обесие-чиваюшее взятие пеленгов по дуге горизонта в 360‘ и независимое от любою источника электрической оперши

2

Компас магнитный мл ас пой

1

1

1

1

1

1

Должен быть взаимозаменяемый с

Не требует, если обеспечивается полное дублирование основного мл пи того компаса (см. прим. 6)

3

Приемоиндияагор смстсмы/смстсм

1

1

1

1

1

1

1

Текущие координаты местополо-

ради онаам пщим'

жемия суди* должны определяться

автоматически

4

Раэкиокшисмнп* сшоя* со средством:

1

1

2

2

2

Одна радиолокационная станция

.1 электронной прокладки (СЭ1Т)

1

должна работать в диапазоне 9 ГГц

2 а1ггосопровояЕдеиив (САС)

1

2

1

1

(длина волны — 3 ем)

J автоматической радигоокаииопной прокладки (САРТ1)

1

1

3

Упрощенный регистратор данных

1*

I5

Нс требуется на судах, ис совср-

рейса ГУ-РДР)

тающих международных рейсов

6

Устрой спад дисга»( ционной передачи КУРС*’

“■

7

Компас гироскопический*

1

1

1

1

В комплект гироскопическою компаса до.тжен входить репитер

Эхолот10

(репитеры), обеспсчколющий взятие пеленгов по дуге горизонта а 360’’

8

1

1

1

1

1

9

Лаг10

1

1

1

1

1

Должен обеспечивать измерение скорости и пройденного расстояния

относите тык) вод ы

10

Лаг абсолютный10

1

Должен обеспечивать измерение скорости и пройденного расстояния

1“

относительно грунта в продольном и поперечном направлениях

11

Ал i врагу ре универсальной шпвввичес-изй идемтлфпоииэнпой системы (ЛИС)'

1

1

1

1

12

Система управлении курсом или траекторией судна

1

1

13

Измеритель скорое га поворот*

1

14

Система приема внешних звуковых

1

1

1

1

1

1

1

Требует на суд» с вьрвггым ходовым

сигналов

мостиком и судах со ловом ОМВО

15

Регистратор данных рейса (РДР)”

1

1

1

Нс требуется на судах, не совершающих международных рейсов

16

Электроннва картографическая

1

1

1

1

Должно бып. обеспечено дубли ро

и авигаи ион но-информационная

ям1ис в соответствии с 5.15.90 —

система (ЭКЛИС)'3

5.15.107

17

Оборудование системы опознавали!

1

1

1

1

1

Не требуется не судах, ис совср-

судов и слежения за ними на дальнем

тающих международных рейсов.

расстоянии (системы ОСДР)'4

Пассажирские судя, совершающие международные рейсы, должны быть оснащены данным оборудованием

н ела именно от размер*

18

Система контроля дееспособности

1

1

1

1

1

1

Суда должны быть оснашснм

вахтенною иомошнияа капитана

системой КДПП в сроки.

(КДВ11)

определенные в 1.1.7

19

Индикаторы:

Показания индикаторов должны быть

.1 уI повою положения пера рула

1

1

1

1

видны с места, откуда обычно

.2 частоты вращения, усилия и

1

1

1

1

осуществляет управление судном

направления упора гребного винта .3 шага и режима работы винта (вштгов) рету.ифуемою шла'5

1

1

1

1

А усилия и к «третей и я упора под-рулинаютего устройства (устройста)'*

1

1

1

1

Пропила по оборудованию морских судов


Окончание matii 2.2.1

иЛг

Iимитационное оборудовал**

Количество та судов валовой вместимостью

Пояснения

<150

>150’

>300'

>500

>3000

20

Рпдкаюкшиотшый отражатель17

1"

21

Лот простой (ручной), комплект

1

1

1

1

1

I

1

22

Секстан навигационный

1

1

1

1

2

23

Хронометр

1

1

1

1

1

На пассажирских судах и судах акдоьтк-

пою i пылали тдхяюй вместимостью

более 300 требуются два хрсяюмстро

24

Секундомер

1

1

2

3

3

3

23

Глобус шейный или равнозначный

1

1

1

1

I) ограничении.», районах плавания

прибор

К2, R2-KS.N, R2-RSN(4,S), R3,

R3-RSN — нс требуется

26

Бинокль призменный

1

1

1

2

3

4

4

27

Анемометр

1

2

2

2

2

Не требуется на судах ограниченного

района >1 таваикя R3

28

Барометр-втероид

1

2

2

2

2

2

29

Кренометр

1

1

1

2

2

2

2


'Кклюхая пассажирские суда, независимо от размеров.

’Должна обеспечиваться дистанционном передач* потаканий основною мм питою компаса в основному посту управления рулем.

’Используемая система радионавигации (тобюыма навигационная спутишввя системе или наземная радаоимигашкжни система) должна быть доступна для использования в любое время в течение предполагаемого рейса.

*Ести требуется установка дву» радиолокационных стжшЛ, они должны работал, независимо друг от друттх

’Нс требуется на судах, построенных 1 июля 2002 года или после згой даты (см. 1.1.5).

'Должна обеспечиваться передача информации о курсе в оборудование, предусмотренное пп. 4.4.1,11 таблицы.

тНе требуется, если на судне установлен гироскопический яаагас, обсспечиааюший передачу информации о курсе в оборудование, предусмотренное пп. 4, 4.1, 11 таблицы.

’Должна обеспечиваться передача информации о курсе в оборудование. предусмотренное пунктами 4. 4.2.4.3, 11 таблицы. а также — визуальной информации о курсе на аварийный пост управления ружм. Витуальная информация о курсе на аварийном посту управления рулем должна обеспечиваться репнтером гироиомпвеа

*На судах валовой вместимостью менее 1600 требуется, насколько ото практически возможно.

,0Дцииежые устройство жохотов к доплеровских лет», Грсдадпачаатыт ла jviaixmmr iu суда, аяюршанчцис рейсы а оаорап видах (см. рыолкошио ИМО MSC3S6(94)) и имевшие в ехмлохе класса знак ледового касса Icebreaker или Л rot Лгс9, дитжны быть заиышены от 1хжрежденма ямом.

"Не требуется на трутовых судах, не совершающих международных рейсов

1’Пассажирские суда, ооафшкжвю международное рейсы, датжнм быть оборуацяони регистратором данных рейса нснаисимо от ражгеро.

,3Судв. совсршаюшие междуиародиые рейсы, должны быть оснащены электронной картографической нзаигационно-к к формой к оиной системой в сроки, определенные в 1.1.8. На судах, к яглорым требования 1.1.8 не примошмы, установка ЭКНИС ис требуется при наличии на судне откорректированных бумажных морских навагациомиых карт для выполнения предварительной и кспотинтсльной прокладок на протяжении предполагаемого рейса

14 Суда, независимо от даты их постройки, оборудованные аппаратурой универсальной автоматической идентификационной системы и предназначенные к плаванию иастючителько а пределах морского района Л1, освобождаются от оснащение оборулэггсттисы системы ОСДР.

'5Устаиапливьется при наличии винта (влитое) регулируемого шага.

1'Устанавливается при наличии подруливающею устройства (устройств).

17Нс требуется, если эффективная площадь рассеяния судна достаточна для его обнаружения с помощьюрадиолокационной станции в диапазонах 9 и 3 ГГц (длина волны — 3 и 10 см, соответственно).

1'Условна снабжения изложены в части III «Сигнальные средств».

Примечания: 1. Несамоходные суда, предназначенные для буксировки и толкания я море или для длительной стоянки ил якоре вис акватории портов и рейдов, имеющие на борту людей, датжнм был. снабжены биноклем, ручным лотом и кренометром.

2.    На судах смешанною (река-морс) плавания, совершающих рейсы по внутренним под нам путям (знаки ограничения района плавания в символе класса судна R2-RSN и R3-RSNI, датжна был. предусмотрена дополнительная радиолокационная ciamoii, отвечающая требованиям 5.7.59. В случае, если на таких судах установлена радиолокационная станция, а по той мерс отмечающая всем требованиям 5.7. наличие дополнительной радиолокационной станции нс требуется.

3.    На судах патовой вместимостью до 3000 допускается установка второй радиолокационной станции с минимальным диамором рабочей зоны ис мел ее требуемого 5.7.2.

4.    Па судах, оборудованных радиолокационной станцией со средством прокладки (СЭ11. С АС или САР1Г) з^или системой управления траекторией судна, должен быть установлен лаг, измеряющий скорость судна относительно воды.

5.    На судах головой амсстимоешо 500 и боке, по мяюс 10000, построенных до 1 солября 1984 п, навгчис лап» нс требуется при условии, •по он ис был предусмотрен проектом судна при сто постройке.

6.    На судах, контракты на постройку которых подтиситы 1 января 2007 г. или после этой даты, в качестве запасного мвгнитоого компаса

датусяжеюг испо-алэит. тироаяэгшчосюгй ночное, который дапкеп получен, тление от осиояною и ibmpkohioio истоыммтв зпекгричеавэй анергии, а также от переходюго ис плитка. пэторым может являться вккуму.иторпам битпрся. При этом тпнэй iироодхтичсети юмнле не мажп рассьоттрюяться гзх требуемый п. 7 дал евшей табтицы а отнешенкм судов валовой ьмсстомостью 500 и более._


2.3 ИСТОЧНИКИ ПИ ТАНИЯ

2.3.1 Вес навш-ационнос оборудование, установленное на судне, должно быть обеспечено питанием


от основного и аварийного источников электрической энергии.

2.3.2 Распределительный щпг навигационною оборудования должен получать питание от главною


Настоящее издание Нравих по сравненно е изданием 2017 года, содержит следующие изменения и допагнения.

ПРАВИЛА ПО ОБОРУДОВАНИЮ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ V. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1.    Пункты 1.3.2, 2.2.3, 3.2.18, 3.7.1.2, 3.7.19.2, 4.2.2, 5.1.26: уточнены требования с целью исключения

нечетких формулировок, таких как «является предметом специального рассмотрения Регистром)» и «является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром».

2.    Пункт 2.5.2 удален с целью исключения нечеткой формулировки «являются в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром».

3.    Глава 1.3: в пункт 1.3.4 внесены изменения в отношении перечня представляемой Регистру на рассмотрение технической документации.

4.    Г лава 2.4: в пункт 2.4.1.3 внесены изменения.

5.    Глава 3.1: в пункте 3.1.4 уточнено требование к наню анионному оборудованию, обеспечивающему безопасное возвращение судна в порт.

6.    Глава 5.1: в пункт 5.11.8 внесены изменения в отношении многосистемного радионавигационного приемника с учетом резолюции ИМО MSC.401(95).

7.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ V. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1    Обшис положения............. 5

1.1    Обдаст», распространения......... 5

1.2    Определения л пояснения......... 7

1.3    Объем освидетельствований........II

2    Комплектация нани1 ационным оборудованием морских самоходных судов. .    14

2.1    Подразделение судов на труппы..... 14

2.2    Состав навигационного оборудования    . .    14

2.3    Источники пит имя........... 16

2.4    Антенные устройства.......... 18

2.5    Запасные части и снабжение....... 18

2.6    Техническое обслуживание и ремонт

навигационного оборудования...... 19

3    Устройство помешений, предназна

ченных для установки навигационного оборудования. Размещение навигацион

ного оборудования и монтаж

кабельной сети............. 20

3.1    Общие положения............ 20

3.2    Ходовой мостик............. 20

3.3    Агрегатная................ 30

3.4    Аккумуляторная............. 31

3.5    Помещение для установки основного

прибора гирокомпаса........... 31

3.6    Шахта лага и или эхолота........ 31

3.7    Размещение навигационного оборудования на судне.............. 31

3.8    Монтаж кабельной сети......... 36

4    Антенные устройства и заземления . .    38

4.1    Общие положения............ 38

4.2    Антенны радиолокационных станций . .    38

4.3    Антенны аппаратуры универсальной

автоматической идентификационной системы................. 38

4.4    Антенны приемоиндикагоров систем

радионавигации............. 39

4.5    Датчики судового гидрометеорологического

комплекса................ 39

4.6    Заземления................ 39

5    Эксплуатационно-технические требования,

предъявляемые к навигационному оборудованию.............. 40

5.1    Общие положения............ 40

5.2    Магнитный компас............ 43

45

46

47

48

49

64

65

65

66

76

77 93

93

102

5.3    Гироскопический компас.........

5.4    Лаг....................

5.5    Эхолот..................

5.6    Измеритель скорости поворота......

5.7    Радиолокационная станция........

5.8    Радиолокационный отражатель......

5.9    Радиомаячная установка..........

5.10    Устройство дгкгганционной передачи курса .

5.11    Приемоиндикаторы систем

радионавигации..............

5.12    Обьсдинснныс пульты украшения

судном ..................

5.13    Интегрированная навигационная

система..................

5.14    Система единою времени.........

5.15    Электронная картографическая навиго-

ционно-информацнонная система.....

5.16    Система управления курсом судна. . . .

103

105

107

107

ПО

111

113

114

115

116

116

118

5.17    Система управления траекторией

судна ..................

5.18    Аппаратура универсальной автоматической идстификационной системы (АИС). . .

5.19    Система приема внешних звуковых

сигналов.................

5.20    Регистратор данных рейса (РДР).....

5.21    Упрощенный регистратор данных

рейса (У-РДР)..............

5.22    Система контроля дееспособности вахтенного помощника капитана (КДВП) .

5.23    Оборудование системы опознавания судов

и слежения за ними на дальнем расстоянии (системы ОСДР).............

5.24    Гидромстеороло1пческий комплекс . . .

5.25    Аналого-цифровой преобразователь

сигналов.................

5.26    Размножитель цифровых сигналов. . . .

5.27    Электронный кренометр.........

6 Требования к представлению навигационной информации на судовых средствах отображения (дисплеях)........

125

Приложение. Правила но конструкции ходового мостика, размещению оборудования и процедурам организации вахты...........


ЧАСТЬ V. НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОЬЛЛСГЬ клейкое1ПНН1НИ

1.1.1    Требования настоящей часто распространяются на суда, построенные 1 июля 2002 г. или после згой даты, навигационное оборудование которых подлежит освидетельствованию Регистром, а также на изделия указанного оборудования, предназначенные для установки на эти суда. Требования 5.7 настоящей части Правил распро-сграняются на радиолокационные станции, установленные 1 июля 2008 г. или после этой даты.

Требования 5.15 настоящей части распространяются на электронные картографические навитациоимо-ииформационные системы, установленные I января 2009 г. или после этой даты.

На суда валовой вместимостью менее 150, совершающие любые рейсы, суда валовой вместимостью менее 500. не совершающие международных рейсов, и рыболовные суда требования настоящей части распространяются в случае, если администрацией, под флагом которой судно совершает плавание, не принято иное решение о комплектации этих категорий судов навигационным оборудованием.

1.1.2    Суда, построенные до 1 июля 2002 г., должны отвечать требованиям части V Правил, действовавших до I июля 2002 г.1, и требованиям

1.1.3 — 1.1.5 настоящей части.

1.1.3    На судах, построенных до 1 июля 2002 г., нс позднее первого освидетельствования после 1 июля 2002 г. должен быть установлен присмопнднкатор системы или систем радионавигации, отвечающий требованиям 5.11 и пригодный для постоянного использования в районе эксплуатации судна для автоматического определения и корректировки текущих координат судна.

1.1.4    Все пассажирские суда, независимо от размера, и суда валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы и построенные до 1 июля 2002 г., должны быть оборудованы аппаратурой автоматической идентификационной системы (ЛИС) в следующие сроки:

пассажирские суда — нс позднее I июля 2003 г.;

наливные суда2 — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 1 июля 2003 г.;

суда валовой вместимостью 50000 и более (иные, чем пассажирские и наливные суда) — не позднее 1 июля 2004 г.;

суда валовой вместимостью 300 и более, но менее 50000 (иные, чем пассажирские и наливные суда) — не позднее первою освидетельствования оборудования и снабжения после I июля 2004 г. или 31 декабря 2004 г., в зависимое! и ог тою, что наступит ранее.

Пассажирские суда, независимо от размере, и грузовые суда, включая наливные, валовой вместо-мосгъю 500 и более, нс совершающие международных рейсов и построенные до I июля 2002 г., должны быть оборудованы аппаратурой автоматической идентификационной системы (ЛИС) нс ikxvincc I июня 2008 г.

1.1.5 Пассажирские суда, совершающие международные рейсы и построенные до I июля 2002 г., должны быть оборудованы регистратором данных рейса (РДР) в следующие сроки.

пассажирские накатные суда (пассажирские суда ро-ро) — нс позднее первого освидетельствования после I июля 2002 г.;

пассажирские суда (иные, чем пассажирские накатные суда (пассажирские суда ро-ро)) — не позднее 1 января 2004 г.

Грузовые суда, включая наливные, совершающие международные рейсы и построенные до I июля 2002 г., должны быть оборудованы упрощенным регистратором данных рейса (У-РДР) в следующие сроки:

суда валовой вместимостью 20000 и более - во время первого планового докования после I июля 2006 г. но нс позднее I июля 2009 г.;

суда валовой вместимостью 3000 и болос. но менее 20000 во время первого планового докования после 1 июля 2007 г., но нс тюзднсс 1 июля 2010 г.

РДР, установленные I июля 2014 г. или после этой даты, должны отвечать эксплуатациоино-гсхиичсским требованиям 5.20.

Регистратор данных рейса считается установленным I июля 2014 г. или после этой даты если: контракт на постройку судна заключен I июля 2014 г. или после этой даты; либо

судно построено I июля 2014 г. или после этой даты (см. определение «Суда построенные» в 1.2).

Для судов иных, чем упомянутые выше. РДР считается установленным I июля 2014 г. или после этой даты, если.

контрактной датой поставки РДР на судно является 1 июля 2014 г. или последующие даты; либо фактической датой поставки РДР на судно (в случае, если контрактом нс определена дата поставки) является 1 июля 2014 г. или последующие даты

'|Цгмкяа по оборуцопаооо морских су*» корки* 1999 г, с. 211 — 264 (с учетам Ыаиетсмо! тиснений и дооатоеиий 1 (2000 г.) и № 2 (2001 г.)).

'Определение wiwworo сура приведено * «ости I «Ктвесификаси*» Пропил клэтфоэит и постройки морепп сук».



I/ранила no оборудованию морских cyrion


РДР. установленные до 1 июля 2014 г., должны отвечать эксплуатационно-техническим требованиям 5.20. действовавшим до I января 2014 г.

1-1-6 Пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда, вклкмая высокоскоростные |руэовыс суда, валовой вмссгимосгъю 300 и более, совершающие международные рейсы и построенные 31 декабря 2008 г. или после згой дагы. должны быть оснашены оборудованием системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии.

Пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда, включая высокоскоростные грузовые суда, валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы, построенные до 31 декабря 2008 г. и предназначенные к плаванию в морских районах А1 и А2 или в морских районах А1, А2 и АЗ должны быть оснащены оборудованием ОСДР не позднее первого освидетельствования радиооборудования после 31 декабря 2008 г.

Пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда, включая высокоскоростные грузовые суда, валовой вместимостью 300 и более, совершающие международные рейсы, построенные до 31 декабря 2008 г. и предназначенные к плаванию в морских районах AI, А2, АЗ и А4, должны быть оснашены оборудованием системы ОСДР не позднее первого освидетельствования радиооборудования после I июля 2009 г. Однако в том случае, если такие суда совершают рейсы в пределах морских районов AI, А2 и АЗ, то оборудование системы ОСДР должно быть установлено на них нс позднее первого освидетельствования радиооборудования после 31 декабря 2008 г.

Суда, независимо от даты их постройки, оборудованные аппаратурой универсальной автоматической идентификационной системы и предназначенные к плаванию исключительно в пределах морского района AI, освобождаются от оснащения оборудованием системы ОСДР.

1.1.7 Все пассажирские суда, независимо от размера, и грузовые суда валовой вместимостью 150 и более, построенные I июля 2011 г. или после згой даты, должны быть оборудованы системой кингроля дееспособности вахтенною помощника кдгтитана (КДВП).

1.1.7.1 Вес пассажирские суда, независимо от размера, и фу зовыс суда валовой вместимостью 150 и более, построенные 1 июля 2002 г. или после этой даты вплоть до 1 июля 2011 г., должны быть оборудованы системой КДВП в следующие сроки: пассажирские суда — нс позднее первого освидетельствования пассажирскою судна после I июля 2012 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 3000 и более — нс позднее первою освидетельствования оборудования и снабжения после I июля 2012 г.;

фузовме суда валовой вместимостью 500 и более, но менее 3000 — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после I июля 2013 г.;

футовые суда валовой вместимостью 150 и более, но мсисс 500 — нс позднее первою освидетельствования оборудования и снабжения после I июля 2014 г.

1.1.7.2 Вес пассажирские суда, независимо от размера, и фузовые суда валовой вместимостью 150 и более, построенные до I июля 2002 г., должны быть оборудованы системой КДВП в следующие сроки: пассажирские суда - нс позднее первого освидетельствования пассажирского судна после I января 2016 г.;

грузовые суда валовой вместимостью 3000 и более - нс позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после I января 2016 г;

Фузовые суда валовой вместимостью 500 и более, но менее 3000 - нс позднее первою освидетельствования оборудования и снабжения после I января 2017 г.;

фузовые суда валовой вместимостью 150 и более, но менее 500 - не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после I января 2018 г.

1.1.8 Электронной картографической навигационно-информационной системой (ЭКПИС) должны быть оснащены следующие суда, совершающие международные рейсы:

пассажирские суда валовой вмссгимосгъю 500 и более, построенные I июля 2012 г. или после этой даты;

наливные суда валовой «исстимостыо 3000 и более, построенные 1 июля 2012 г. или после этой даты;

фуэовыс суда валовой вместимостью 10000 и (юнее (иные, чем наливные суда), построенные I июля 2013 г. или после этой даты;

фузовые суда валовой вместимостью 3000 и более, но менее 10000 (иные, чем наливные суда), построенные 1 июля 2014 г. или после этой даты.

Суда, совершающие международные рейсы, должны быть оборудованы ЭКНИС в следующие сроки: пассажирские суда валовой вмссгимосгью 500 и более, посфосниыс до 1 июля 2012 г., — нс позднее первого освидетельствования пассажирского судна после 30 июня 2014 г.;

наливные суда валовой вмссгимосгью 3000 и более, построенные до 1 июля 2012 г., — нс позднее первою освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2015 г.;

фузовые суда валовой вместимостью 50000 и более (иные, чем наливные суда), построенные до I июля 2013 г., нс позднее первого осяидстсльсг-


7


тюкания оборудования и снабжения после 30 июня 2016 с;

грузовые суда валовой вместимостью 20000 и более, но мснсс 50000 (иные, чем наливные суда), построенные до 1 июля 2013 г., — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 нюня 2017 к;

грузовые суда валовой вместимостью 10000 и более, но менее 20000 (иные, чем наливные суда), построенные до 1 июля 2013 г., — не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 30 июня 2018 г.

1.1.9    Настоящая часть Правил устанавливает требования, которым должно отвечать навигационное оборудование, а также помещения, в которых оно устанавливается, и определяет количество навигационных инструментов, приборов. устройств и их размещение на судне.

1.1.10    Требования настоящей части также распространяются на суда в постройке п в эксплуатации, независимо от размеров, тоннажа и даты постройки, оборудование на ходовом мостике которых позволяет осуществлять безопасное судовождение одним человеком, и в символе класса которых введен дополнительный знак ОМВО в соответствии с 2.2.7 части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

1.1.11    К жестко сочлененному плавучему средству, состоящему из го;псающего и толкаемою судов, спроектированному в качестве специально предназначенного единого соединения буксира и баржи, требования настоящей части применяются как к единому судну.

1.2 ОИРКДГЛКНИЯ и поненкния

1.2.1    Определения и пояснения, относящиеся к обшей терминологии Правил, приведены в части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов.

1.2.2    В настоящей части приняты следующие определения.

Автономный контроль целостности в приемнике — метод или алгоритм, посредством которого вся информация, принимаемая приемной частью нрисмоиндикатора системы/ систем радионавигации, автоматически обрабатывается для осуществления контроля целостности нани1 ационных сигналов.

Активизация цели ЛИС — активизация пассивной цели АИС для отображения дополнительной графической и буквенно-цифровой информации по ней.

Активная цель АИС — цель, активизированная автоматически или вручную для

отображения дополнительной информации о параметрах ос движения в фафичсском виде.

Альманах — данные и параметры находящихся на орбите спутников навигационной системы.

Базовое отображение — объем данных СЭНК, который не может быть удален с экрана и отображается постоянно для любых районов плавания и при любых обстоятельствах, но не рассматривается как достаточный для безопасного мореплавания.

Вахтенный помощник капитана — лицо, ответственное за безопасность мореплавания, осуществляющее судовождение, маневрирование и использование оборудования, установленного на ходовом мостике, до смены друтим помощником капитана.

Время перестроения изображения на дисплее ЭКНИС — промежуток времени с момента, когда изображение начинает перестраиваться, до момента, когда построение нового изображения завершено.

Время регенерации изображения на дисплее ЭКНИС — промежуток времени с момента выполнения соответствующего действия оператором до момента, когда последующее перестроение завершено.

Выбранная цель — выбранная вручную цель для отображения подробной информации в буквенно-цифровом виде на отдельной зоне средства отображения данных. Цель должна обозначатся условным символом «Сопровождаемая выбранная цель».

Главный пост управления судном — рабочее место на ходовом мостике, обеспечивающее вахтенному помощнику капитана обзор, и оборудованное веем необходимым для осуществления им маневрирования и управления судном.

Глубина — вертикальное расстояние от поверхности воды до фунта.

Дееспособность вахтенного помощника капитана — способность лица, несущего вахту, выполнять свои служебные обязанности в полном объеме без посторонней помощи и своевременно реагировать на вес аварийно-предупредительные сигналы, а также сигналы проверки дееспособности.

Дисплей —электронное средство отображения информации в буквенном, цифровом или графическом виде.

Дкр/Тцр — дистанция кратчайшего сближения/ время до точки кратчайшего сближения. Предельные значения этих величин относительно собственного судна устанавливаются оператором радиолокационной станции.

Закрытый ходоиой мостик — ходовой моегик без крыльев с шириной рулевой рубки, ранной или превышающей ширину судна


к

IIpaкила no пбору'доканию морских судом


3 а х и а т — выбор целей и ввод их для сопровождения.

Захват радиолокационной цели — процесс обнаружения цели, взятия ос в обработку с последующим сопровождением.

Зона видимости — горизонтальный угол, в пределах которою возможно беспрепятственное наблюдение за окружающей обстановкой с рабочего места на ходовом мостике.

Зона запрета захвата — зона, установленная оператором радиолокационной станции, в которой нс осуществитстся захват целей.

Зона захвата/активиэации — зона, установленная оператором, в которой автоматически захватываются радиолокационные цели и активизируются цели АИС.

Излучаемые помехи — помехи, излучаемые корпусом оборудования (кроме непосредственного излучения антенных устройств оборудования).

Изобата — линия на карте, соединяющая точки равных глубин.

Исполнительная прокладка — действия по контролю плавания по запланированному маршруту.

Истинная скорость цели — скорость движения цели относительно грунта или воды.

Истинное движение цели — комбинация истинного курса и истинной скорости цели.

Истинный ветер — реально существующее над водной поверхностью горизонтальное движение воздуха, обнаруживаемое с помощью приборов.

Истинный курс цели — направление движения цели относительно грунта или воды, выраженное величиной угла, отсчитываемого от направления на север.

Истинный пеленг цели —направление на цель от обшей опорной точки собственного судна или от местоположения другой цели, выраженное величиной утла, отсчитываемого от направления на истинный север.

Кажущийся ветер — движение воздуха, получающееся в результате геометрического сложения истинного и курсового ветров.

Компас магнитный основной — магнитный компас, не зависящий от любого судового источника электроэнергии и обеспечивающий определение курса судна и представление показаний па глинный ноет управления рулсм.

Компас магнитный запасной — резервный магнитный компас, обеспечивающий выполнение функций основного магнитного компаса и взаимозаменяемый с ним.

Крылья ходового мостика — части ходового мостика по обе стороны от рулевой рубки судна, которые обычно доходят до борта судна

Курс судна — направление носа собственною судна, выраженное величиной уша от 0 до 360е, отсчитываемого от направления на север.

Курсовой ветер — движение воздуха, направление которого противоположно курсу судна, а скорость равна скорости судна

Курсовой угол цели — направление на цель от постоянной обшей опорной точки собственного судна, измеряемое величиной утла от 0 до 180' на правый или левый борт, между носовой частью продольной оси судна и направлением на цель.

Наблюдение — одна из основных функций вахтенного помощника капитана, осуществляемая с помощью зрения и слуха, а также имеющихся на судне технических средств, для целей оценки навжационной ситуации и риска столкновения.

Наведение судна на цель — маневрирование, которое выполняется для выведения судна на курс, соответствующий пеленгу на заданную цель, и удержания его на этом курсе.

Навигация — процесс принятия решения и управления курсом и скоростью судна при движении из одного пункта в другой, с учетом окружающих условий и интенсивности судоходства.

Наливное судно — для целей настоящей части означает нефтеналивное судно, нефтеналивное судно ( > 60 'С), нефтеналивное судно (> 55 'С), нефтесборнос судно, исфтссборное судно ( > 60 °С), г азовоз1, химовоз1, комбинированное судно, определения которых приведены в части I «Классификация» Правил классификации н постройки морских судов.

Навигационное оборудование — судовые технические средства, которыми укомплектовано судно для решения задач навигации.

Навигационное устройство —судовое техническое средство, предназначенное для решения одной или нескольких задач навигации.

Навигационный инструмент — судовой навигационный прибор, предназначенный для выполнения работ вручную при решении задач навигации.

Навигационный прибор — прибор, предназначенный для выполнения отдельных функций по измерению навшацнонных параметров, обработке, хранению, передаче, отображению и рС1истрации данных при решении задач навигации на судне.

Нормальные условия (для судна со знаком ОМ ВО) — условия, при которых нее системы и оборудование ходового мостика находятся н рабочем состоянии, а мстсороло1ичссис условия и интенсивность судоходства не создают чрезмерной нагрузки для вахтенного помощника капитана.

Пасюмаее онредмепие применимо при нерсиомое этими судами •оаиаменяоиииса жидких ipyiov



9


Носитель информации — средство, предназначенное для хранения данных и их считывания с помощыо соответствующего оборудования.

Обобщенное отображение — совмещенное воспроизведение на дисплее информации от нескольких навигационных приборов или систем.

Обсервация — определение mccib судна цугом измерения нескольких навигационных параметров.

О М В О — знак символа класса: управление судном одним вахтенным на ходовом мостике.

Опасная цель — цель, у которой прогнозируемые (прсдвычислснные) дистанция и время до точки кратчайшего сближения (Д^ и Т*,,) меньше величин, установленных судоводителем. Обозначается соответствующим символом (см. графу «Описание» в табл. 5.7.58-3).

Относительная скорость цели — скорость цели относительно данных о скорости собственного судна.

Относительный курс цели — направление движения цели относительно направления движения собственного судна.

Относительный пеленг (курсовой угол цели) — направление на цель от собственной опорной точки местоположения судна, выраженное величиной угла, отсчитываемого от диаметральной плоскости судна.

Отображение — воспроизведение на дисплее или другом индикаторном усгройсгве информации от навигационного прибора, устройства или системы.

Пассивная (не активизированная) цель АИС — цель, указывающая на наличие и ориентацию судка, оборудованного АИС, в определенной точке. Эта цель должна отображаться условным символом «Пассивная цель». 11икаюй дополнительной информации по пассивной цели нс должно представляться до тех пор, пока цель нс будет активизирована

Переброс сопровождения цели — ситуация, при юэгорой данные о сопровождаемой цели ложно ассоциируются с данными о другой сопровождаемой цели или несопровождаемым дао-сигналом.

Последние местоположения — ранноудаленные но времени отметки предыдущих местоположений сопровождаемой радиолокационной цели или активной цели АИС и собственного судна. Отметки последних местоположений могут быть истинные или относительные.

Постоянная общая опорная точка — место на собственном судне, к которому привязаны все измерения в гори тот альной плоскости, такие как: дальность до цели, пеленг на цель, относительный курс и скорость, дистанция и время до точки кратчайшего сближения (Д^ и Т^,). Такой точкой на судне, как правило, является место на ходоиом мостике. откуда обычно осуществляется управление судном.

Постоянная общая опорная система сопряжения — функция или подсистема интегрированной навигационной системы (ИНС) для сбора, обработки, хранения, и распределения данных и информации, обеспечивающая единую и обязательную базу (эталон) для иных функций и подсистем в ИНС, а также для другого подключенного к ней оборудования, если оно предусмотрено на судне.

Потерянная цель —цель, представляющая самое последнее действительное местоположение до того, как прием обновленных данных по этой цели прекратился, >та цель должна отображаться условным символом «Погорянная цель».

Предварительная прокладка — действия, выполняемые при осуществлении планирования маршрута и решении сопутствующих навигационных задач.

Проигрывание (имитация) маневра — функция, используемая судоводителем в навигационных целях и для предотвращения столкновения и обеспечивающая содействие в принятии решения по выполнению намечаемого маневра, путем отображения прогнозируемого будущего состояния всех сопровождаемых радиолокационных целей и активных целей ЛИС в результате имитации маневра собственного судна.

Пульт — устройство, объединяющее органы управления, контроля, средства отображения информации и связи, необходимые для решения одной или нескольких задач на определенном рабочем месте.

Путевая точка — точка на заданной траектории движения судна, условное обозначение и координата которой занесены в прог рамму управления.

Рабочая зона экрана — область экрана, в пределах которой отображается графическая информация карты и/или радиолокационное изображение, исключая области экрана, выделенные для отображения другой информации.

Рабочее место — место на ходовом мостике, оборудованное для решения одной или нескольких задач вахтенным помощником капитана, а также капт-аном судна или лоцманом.

Радиолокационная прокладка — полный процесс обнаружения цели, ее сопровождения, вычисления параметров и отображения информации.

Радиолокационная цель — любой объект, стационарный или подвижный, местоположение и передвижение которого определяются с помощью радиолокационной станции путем измерения дальности и пеленга.

Растровая картографическая навигационно-информационная система (РКНИС) — режим работы электронной картографической навигационно-


Чратиа по оборудованию морских суг)он

информационной системы, при котором озображасгся растровая навигационная карга (РНК), а также данные о местоположении судна, получаемые от навигационных датчиков, что позволяет выполнить предварительную и исполнительную прокладки и, при необходимости, отображать дополнительную нави1ационную информацию.

Растровая навигационная карта (РНК) — факсимильная копия бумажной карты или коллекции карт, подготовленная и распространенная уполномоченной гидрографической службой.

Регистратор данных рейса (РДР) — устройство, предназначенное для сбора, записи и хранения данных о рейсе, включающее в себя: средства кодирования и записи информации; средства сопряжения с датчиками информации; носитель информации, заключенный в специальный контейнер; источник питания от судовой сети и встроенный резервный источник питания.

Резервный помощник капитана — лицо, которое необходимо вызвать, в случае, если требуется помощь на ходовом мостике.

Рулевая рубка — закрытая часть ходового мостика, где размещается главный пост управления судном.

Сигнал тревоги с мостика — сигнал, поступивший с ходового мостика капитану и резервному помощнику капитана в случае недееспособности вахтенною помощника.

Система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (Система ОСДР) — система, предназначенная для обеспечения глобальной идентификации судов и контроля их местоположения со стороны договаривающихся правительств.

Системная растровая навигационная карта (СРПК) — база данных, включающая в себя: базы данных РНК, корректурную информацию, дополнительную навигационную информацию.

Системная электронная навигационная карта (СЭНК) — база данных во внутреннем формате изготовителя электронной картографической навигационно-информационной системы, полученная точным трансформированием всею содержания электронной навигационной карты и ее корректуры, используемая в ЭКИНС для формирования отображения карлы и дли решения других навигационных задач. Отображенная карта является эквивалентом откорректированной бумажной навигационной кар1ы и может содержать информацию, дополненную судоводителем, и информацию, полученную от других источников.

Сопровождение — процесс последовательного учета изменения положения цели для определения параметров ее движения.

Средство отображения —дисплей или другое индикаторное устройство, которые являются составной частью навигационного оборудования или системы и обеспечивают отображение навигационной информации.

Стабилизация относительно воды — режим отображения, при котором информация о скорости и курсе определяется относительно воды, с использованием гирокомпаса и относительного лага.

Стабилизация относительно грунта — режим отображения, при котором информация о скорости и курсе определяется относительно грунта с использованием данных электронной системы определения координат.

Стандартное отображение — режим отображения минимальной информации СЭНК. предназначенный для выполнения предварительной и исполнительной прокладок. Объем отображаемой информации может быть изменен судоводителем.

Суда построенные —данное определение приведено в 1.2 части IV «Радиооборудование».

Судно со знаком ОМ ВО — судно, управляемое одним вахтенным на ходовом мостике.

Тенденция движения цели — отображение веггора экстраполированного перемещения цели через мнггуту после начала сопровождения с допустимыми погрешностями.

Упрощенный регистратор данных рейса (У-РДР) - устройство, включающее в себя блоки, обеспечивающие сопряжение с источниками входных данных, обработку и кодирование полученных данных; носитель зарегистрированной информации; источник питания от судовой сети и встроенный резерюгый источник питания.

Устойчивое состояние сопровождения — сопровождение цели, движущейся с постоянными элементами движения: после заверпгения захвата и обработки цели, или без маневра цели или собственною судна, или без переброса сопровождаемого объекта или каких-либо иных помех.

Устройство дистанционной передачи курса — электронный прибор, позволяющий получать информацию о курсе от датчика и передавать сс в другое навигационное оборудование.

Ходовой мостик — место, откуда обычно осуществляется навигация и управление движением судна, включая рулевую рубку и крылья мостика.

Целостность — способность системы радионавигации обеспечивать своевременные предупреждения о невозможности использования этой системы и навигационных целях.