Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

75 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе приводятся методические положения порядка сравнения, оценки и выбора способов спуска в рудник и выдачи на поверхность самоходного крупногабаритного оборудования в собранном состоянии по наклонным транспортным съездам и вертикальным грузовым стволам. Определяются объемы сравниваемых видов работ и учитываемых затрат для наклонных съездов и вертикальных грузовых стволов. Устанавливаются главные влияющие факторы и дается количественная оценка сравниваемых видов работ и затрат, определяются экономические эффективные области применения наклонных транспортных съездов и вертикальных грузовых стволов

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Исходные положения и выбор конкурирующих вариантов

2 Определение объемов сравниваемых видов работ и учитываемых затрат

3 Факторы и количественная оценка их влияния на экономическую эффективность применения

4 Метод установления экономической эффективности применения способов спуска в рудник и выдачи на поверхность самоходных машин и тяжелых грузов

5 Установление эффективных областей применения наклонных транспортных съездов и вертикальных грузовых стволов

6 Пример выбора рационального способа спуска в рудник и выдачи на поверхность самоходных машин и крупногабаритных грузов

7 Заключение

Литература

Приложение. Характеристики выработок вскрытия, подъемных и транспортных средств на отечественных рудниках, использующих наклонные съезды

     Характеристики вспомогательных стволов, используемых для спуска и подъема крупногабаритного и самоходного оборудования

     Основные параметры и стоимость проходки транспортного съезда при углах наклона 6, 8, 10 и 12 градусов

     Основные параметры, стоимость средств транспортирования груза и людей по наклонным съездам и затраты на содержание обслуживающего персонала

     Величины суммарных учитываемых затрат при использовании вспомогательного съезда с углом наклона 6 градусов

     Величины суммарных учитываемых затрат при использовании вспомогательного съезда с углом наклона 8 градусов

     Величины суммарных учитываемых затрат при использовании вспомогательного съезда с углом наклона 10 градусов

     Величины суммарных учитываемых затрат при использовании вспомогательного съезда с углом наклона 12 градусов

     Основные параметры и стоимостные величины для определения капитальных затрат на проходку и крепление вертикального грузового ствола

     Параметры и стоимостные величины для определения капитальных затрат на приобретение основного подъемного оборудования вертикального грузового ствола

     Основные параметры и стоимостные величины для определения затрат по зарплате персонала, обслуживающего вертикальный грузовой ствол

     Величины суммарных учитываемых затрат при использовании вертикального грузового ствола

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанИнститут проблем комплексного освоения недр
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ИНСТИТУТ


ПРОБЛЕМ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ НЕДР

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАКЛОННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СЪЕЗДОВ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ ГРУЗОВЫХ СТВОЛОВ

МОСКВА 1084

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ НЕДР

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАКЛОННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СЪЕЗДОВ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ ГРУЗОВЫХ СТВОЛОВ

Москва 1084

Рис» 4* Грузовой ствол ш его оборудование щш спуска и подъема крупногабаритного и самоходного оборудования;

1 - грузовой ствол; 2 - груз; 3 - надшахтное здание;

4 - кабель-кран грузоподъемностью 30-80 т; 5 - траверса; 6 - монтажные камеры; 7 - мостовой электрический кран грузоподъемностью 20 т; 8 - грузовая платформа; 9 - ляды для перекрытия ствола; 10 - самоходная платформа для доставки грузов «о горизонтам*

Накопленный опыт эксплуатации недостаточен для установления экономической эффективности применения наклонных транспортных съездов и вертикальных грузе в ы х стволов* В связи с этим возникла настоятельная необходим

11

мость разработки методики оценки ш выбора экономически целесообразных способов спуска и выдачи самоходного и крупногабаритного оборудования ш собранном состоянии по наклонным съездам и вертикальным грузовым стволам и установления области эффективного применения каждого из способов*

Для конкретных условий технико-экономи ч е с к о му анализу должно предшествовать выявление схем вскры т и я с конкурирующими вариантами способов спуска в рудник к выдачи на поверхность самоходных машин и крупногабаритного оборудования в собранном состоянии.

Исходными предпосылками для выявления конкурирующих схем вскрытия и способов спуска и выдач*: самоходных средств и крупногабаритного тяжелого оборудования являются:

1. Основные горно-геологические факторы - глубина залегания к распространения рудных тел. Для крутона-дающих тел учитывается влияние вертикальной глубины их распространения! а для пологих - длина рудного тела п о падению! то есть возможное число эксплуатационных этажей в шаге вскрытия* Угол падения рудных тел, углы сдвижения налегающих и вмещающих пород /2, стр, 5/*

2* Величина запасов руды в шахтном поле, измене?* ние их с глубиной распространения рудных залежей по падению.

3* Условия, ограничивающие применение отделы* ы х схем вскрытия и способов спуска в рудник и выдачи на поверхность самоходных машин и тяжелого крупногабаритно -го оборудования: весьма сложный и неблагоприятный рельеф местности для закладки портала наклонного тренспор т -ного съезда, вертикального грузового ствола, размещения промплошадки, подъездных путей и других коммуняка ци й

вблизи месторождения!

залегание рудных тел под морским дном, водоем а -ми, реками, под водоносными горизонтами, в карст о в ы х

породах ш плывунах /2, стр* 5-0/*

4, Условия, сложившиеся на разрабатываемом месторождении:

глубина ведения очистных и подготовительных работ

в шахтном поле}

наличие, назначение и глубина действующих рудо-подъемных! вентиляционных стволов и их местоположение в шахтном поле*

размеры шахтного поля та простиранию и вкрест простирания|

необходимость сокращения сроков и объемов работ для вскрытия и подготовки запасов нижних горизонтов с увеличенным шагом действующего рудника;

возможность и целесообразность повторной подземной разработки рудных запасов в шахтном поле (для прогнозирования величины угла сдвижения вмещающих пород при повторной отработке запасов в целях предопределени я будущих трассы ш параметров наклонного транспортного съезда или месторасположения вертикального грузового ствола в шахтном поле на' глубину для последующего этапа разработки).

При сравнении вскрытий и способов спуска в рудник и выдачи на поверхность самоходных машин и тяжелого крупногабаритного оборудования в аналогичных условиях число и функции рудоподъемных, вентиляционных стволов и схемы подготовки запасов эксплуатационных и концентра -ционных горизонтов, средства подземного транспорта, рудоперепускные системы, дробильно-перегрузочные комплексы, а также порядок и системы разработки принимаю т с я идентичными.

2, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ СРАВНИВАЕМЫХ ВИДОВ РАБОТ И УЧИТЫВАЕМЫХ ЗАТРАТ

Виды затрат и их определен ие,

За основной критерий при определении экономииео-кой эффективности применения наклонных транспортных съездов и вертикальных грузовых стволов принимается минимум учитываемых - приведенных затрат (суммы учитываемой части себестоимости и приведенных капитальных вложений). Поэтому необходимо определить объемы, а за-

13

тем затраты для тех видов работ, которые для конкурирующих способов спуска в рудник и выдачи на поверхность самоходных машин и крупногабаритных грузов отличаются* К их числу следует отнести затраты на:

1)    проведение наклейных транспортных съездов;

2)    проведение вертикальных грузовых стволов;

3)    поддержание наклонных съездов;

4)    поддержание грузовых стволов;

5)    автотранспортные средства;

6)    подъемные средства грузового вертикального ствола;

7)    содержание автотранспортных средств;

8)    содержание подъемных средств вертикального грузового ствола;

9^ содержание персонала, обслуживающего наклонный съезд и автотранспорт;

10) содержание персонала, обслуживающего грузовой вертикальный ствол.

Стоимость всех других видов работ, одинаковая для сравниваемых способов и схем вскрытия, не учитывается.

Затраты по пунктам 1-10 учитываются в сравниваемой части себестоимости 1 т руды, а затраты по пунктам 1,2, 5, G - при определении приведенных капитальных вложений (см, формулы /2/, /3/)^слгсгр. 20-77 ,

Методы определения объемов сравниваемых видов работ и учи тываемых затрат.

Отдельные объем? ?ые и стоимостные величины в зависимости от характера их изменения (простота или сложность определения, а также необходимость расчета по частям) и число влияющих факторов устанавливаются статистическим методом, прямыми расчетами или методом вариантов.

Для определения каждого вида затрат должен быть применен такой способ распета, который дает наибольшую достоверность. Статистический способ определения основывается на фактических и проектных данных и применяется, когда объемы и затраты по сравниваемым видам работ

обеспечивают допустимую точность расчетов* Этим методом определяются затраты на проведение наклонных транспортных съездов, вертикальных грузовых стволов.

Затраты на приобретение автотранспортных средств для наклонных съездов и подъемного оборудования вертикальных грузовых стволов определяются непосредствен но путем обработки проектных и фактических данных.

При способе прямых расчетов для установления укрупненных показателей последовательно устанавливаются объем, а затем и затраты сравниваемых видов работ в зависимости от геологических и горнотехнических факторов. Этим способом определяются расходы на поддержание наклонных съездов и вертикальных грузовых стволов. Предварительно в зависимости от геологических и горнотехнических факторов устанавливают длину и объем ежегодно поддерживаемых съездов и стволов. Определив расходы на поддержание 1 м выработок, подсчитывают расходы на поддержание, отнесенные на 1 т руды.

При определении сравниваемых объемов работ и затрат использовались материалы норм технологического проектирования горнорудных предприятий /7,9/ и норм амортизационных отчислений /8/.

Все учитываемые затраты суммируются и в конечном виде для сравниваемых способов спуска в рудник и выдачи на поверхность самоходных машин и крупногаба ри т -ного тяжелого оборудования выражаются формулами /2/ и /3/.

Для схем вскрытия с наклонными транспорт н ы м и съездами /рис. 2/ с углом их наклона 6°, 8°, 10° и 12° результаты определения учитываемых затрат для сравниваемых видов работ и отдельные виды затрат сведены в табл. 3, 4, а суммарные учитываемые затраты - в табл. 5-8 и даны в приложении.

Для схемы вскрытия с вертикальны ми гру з о в ыми стволами (рис. 3) результаты определения учитываемых затрат для сравниваемых видов работ и отдельные виды затрат приведены в табл. 9—11, суммарные же учитываемые затраты - в табл. 12, см, приложение.

15

3, ФАКТОРЫ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ЩЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАКЛОН -НЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СЪЕЗДОВ И ВЕРТИКАЛЬНЫХ ГРУЗОВЫХ стволов

Как ужа отмечалось, главными факторами, предопределяющими экономическую эффективность применений наклонных транспортных съездов и вертикальных грузовых стволов являются* глубина вскрытия месторождения /Нвск/, валичиша углов наклона транспортных съездов / J3 /, годовая производительность рудника /А/*

Анализ суммарных учитываемых затрат для еже м вскрытия с наклонными - J? 6°, 8°, 10° и 12° транс— портными съездами, приведенных в приложении - табл. 5-8 и для схем вскрытия с грузовыми вертикальными стволами в приложении - табл. 12, позволил количественно оценить влияние каждого фактора на экономическую эффективность и область применения способов транспортирования самоход* ных машин и крупногабаритных грузов в подземных рудниках.

Не все из сравниваемых видов работ м затрат в одинаковой степени влияют на экономически эффективные области применения сравниваемых вариантов.

Графики на рис. 5 иллюстрируют характер и величины влияния шага вскрытия (Нвок )» годовой производительности рудника (А) и угла наклона съездов (J3 ) на суммарные учитываемые за тралы ( £н*) при приме н е н им транспортных съездов с углами наклона 6°t 8°, 10° и 12° и вертикального грузового ствола {    ).

Так» из графиков 1 и б на рис. 5 видно» что при Нвсх ш 400м ш А *» 0,5 шж.т суммарные учитываемые затраты ( Згна) для транспортного съезда с углом 0°на в% ниже суммарных учитываемых затрат ( jfie ) при исполь-зованга в этих условиях вертикального грузового ствола! при И век ** 600 м эти затраты равные    ); при

НВск ** 800 м суммарные учитываемые затраты при использовании транспортного съезда превышают на 11 %# а при Нвскш 1200м - На 23% суммарные учитываемые за-

траты, приходящиеся на вертикальные грузовые стволы ш их подъемное оборудование*

Из этого можно сделать вывод о том, что при Hacjt от 400 до 1000 м и А » 0,5 млн.т суммарные учитываемые затраты ( З'иа ) для транспортных съездов с fl т б° и вертикальных грузовых стволов ( & Н } отличаются незначительно,

С увеличением угла наклона транспортных съезд ов суммарные учитываемые затраты во всем диапазоне глу— бин вскрытия (Нвск ** 400-1200 м) резко снижаются и отличаются от суммарных учитываемых затрат, приход я — щихся на использование вертикального грузового ствола млн наклонного съезда с j? * 6° в этих условиях (см,графики 2, 3, 4 и 1, 5 на рис, 5),

Наряду с глубиной вскрытая, угол наклона съездов (JS) оказывает существенное влияние на их протяженность и на суммарные учитываемые затраты ( ^на) ~ графики 2, 3 и 4 на рис, 5.

Величина    ,    приходящаяся    на    использование    съез

дов с J& ж 1C? при Нвск » 400 м и А ■ 0,5 мля,т на 38%, а при Н»ск ш 1200м - график 3 на рис* 5 на27% ниже суммарных учитываемых затрат Jr 6а. в случае приме-* нения вертикального грузового ствола*

При Нвск ш 400 м и применении дли спуска ш рудник и выдачи на поверхность самоходных машин и крупногабаритных грузов транспортного съезда с J3 » 12° суммарные учитываемые затраты ( ^на ) на 45 %, а при Нвск* 1200м - на 37 % ниже затрат    на    использован и е

ш этих условиях вертикального грузового ствола - см,гра-фих 4 на рис, 5*

Из графиков 1-5 на рис, 5 и данных табл, 4-8 и 12 (см, приложение) видно, что с ростом годовой производительности рудника (А) доля суммарных учитываемых затрат ( Jthgl и    )    снижается.

Так, при А * 0,5 млн,т с увеличением шага вскрытия от 400 до 1200 м суммарные учитываемые затраты (5»4 для транспортного съезда с углом наклона J3 * 8° возрастают с 0,47 до 1,33 руб/т, то есть в 2,8 раза, а при J3 « 12° возрастают с 0,32 до 0,72 руб/т - в 2,5раза.

Суммарные упитываемые затраты    в    этих    условиях

для вертикального грузового ствола увеличиваются с 0,58 до 1,14 руб/т мм примерно в 2 раза (см.графики 1,4 и 5 на рис* 5)*

При А в 12 млн,т с увеличением шага вскрытия от 400 до 1200 м суммарные учитываемые затрата () для транспортного съезда с J3 =» 6° изменяются от 0,05 до ОД2 руб/т или в 2,4 раза; для съездов J3 «12° от 0f04 до 0,07 руб/т или в 1,75 раза; для вертикального грузового ствола (<Увг) возрастают в этих условиях от 0,05 до ОД О руб/т или в 2 раза*

Из приведенных выше графиков 1-5, рис* 5, и данных табл* 4-8 и 12 (см*приложение) видно, что с повышением годовой производительности рудника величины суммарны ж учитываемых затрат    во    всех    примятых    диапазо

нах глубины вскрытия (Нвск = 400-1200 м) и угла наклона съездов (J3 ® 6°, 8°, 10° и 12°) резко снижаются*

Анализ расчетных данных, приведенных в приложен и и - табл* 4-8 и 12, показал, что во всех значениях величин годовой производительности рудника от 0,5 до 12 млн.т и шага вскрытия от 400 до 1200 м наибольшую долю в обшей сумме затрат при применении транспортных съездов ( <&на) занимают приведенные затраты на проходку наклонного съезда и приобретение вспомогательного автотран с -порта - от 40 до 62 %. В общей сумме учитываемых затрат при использовании вертикального грузового ствола ( ^gz) приведенные затраты на проходку вертикаль н ого грузового ствола и приобретение его подъемного оборудо — вания составляют от 38 до 54 %*

В рассматриваемых условиях из всех текущих расходов - учитываемой части себестоимости наибольшая доля приходится иа содержание и ремонт автотранспортных средств наклонных транспортных съездов и содержание и ремонт верти кал ън ого грузового ствола и его подъем ной установки - от 8 до 25 % общих суммарных учитываемых затрат (Эти расходы возрастают с увеличением глубины-шага вскрытия ш резко снижаются с увелич е-нием годовой производительности рудника (шахты)*

ИНГ нжш, ш

Рис, 5т Влияние величин шага вскрытия, годовой производителвнести рудника и угла наклона транспортных съездов на суммарные учитываемые затраты при применении наклонных съездов и вертикальных грузовых стволов:

1    — транспортный съезд с углом наклона 6°;

2    - 8°;    3    -    10°;    4    -    12°;    5    -    вертикаль

ный грузовой ствол.

19

Затраты на содержание персонала, который обслуживает наклонные съезды и его автотранспорт, составляют от в до 1в% общих суммарных учитываемы* затрат (3*#) .возрастая с увеличением шага вскрытия. При применении вертикально-* го грузового ствола затраты на содержание персонала по обслуживанию ствола и его подъемных средств составляют от 20 до 10 % общих суммарных учитываемых за т ра ^

(Jf It )i снижаясь с увеличением шага вскрытия*

4* МЕТОД УСТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПОСОБОВ СПУСКА В РУДНИК И ВЫДАЧИ НА ПОВЕРХНОСТЬ САМОХОДНЫХ МАШИН И ТЯЖЕЛЫХ ГРУЗОВ

В качестве критерия для определения экономя ч е с к к эффективного способа спуска в рудник и выдачи на поверхность самоходного оборудования и тяжелых крупногабаритных грузов принимаются приведенные аатраты на 1 т руды по статьям, отличающимся для сравниваемых ва ри а н тов (9, стр* 10-12)*,

Экономическую эффективность использования наклонных транспортных съездов и вертикальных грузовых стволов можно в общем виде представить выражением

<3^* <    * (1) (при Аconit)'

где - есть суммарная величина приведенных затрат на проведение, поддержание наклонного съезда, приобретение и эксплуатацию автотранспортных среде 13, руб/т;

Згбг ~ то жо на проведение, поддержание вертикального грузового ствола, приобретение и эксплуатацию его подъемного оборудования, руб/т*

УДК 622.2 72*627,34

Методкка разработана на основе исследований, выполненных в 1974-1978 г Is, з Институте проблем комплексного освоения недр АН СССР по темам гРаз витке техники подземных рудников СССР не 1976-1080 гг/ и 'Развитие технологии добыта полезных ископаемых на подземных рудниках СССР до 1080 г»ш« Раздел 5. Т^сновные направления совершенствования вскрытия и подготовки мощных месторождений в связи с техническим перевооружением подземных рудников*.

Приводятся методические положения порядка сравнения, оценки и выбора способов спуска в рудник н выдачи не повер;шость самоходного* крупногабаритного оборудования в собранном состояния по наклонным транспорт н ы м съездам и вертикальным грузовым стволам. Определяются объемы сравниваемых видов работ и учгхдоваемых затрат дам наклонных съезд» ш вертикальных грузовых стволов. Устанавливаются главные влияющие факторы ш дается количественная оценка сравниваемых видов работ и затрат.

Определяются экономически эффек?евиые сблас ти применения наклонных Т|мюспоргнь1Х съездов н вертикальных грузовых стволов.

Для иллюстрация использования данной методы к а рассмотрен пример установления я :шномйчвской эффективности применение транспортного съезда и в@(тика льн о го ствола в условиях от ого из отечественных рудных месторождений.

Ответственный редактор

академик    М.К.Агошкоа

где А - годовая производительность рудника (шахты), т; Би — балансовые извлекаемые запасы руды, т;

Нкк - глубина - шаг вскрытия, м;

Ji — угол наклона транспортного съезда, град;

(Хна - стоимость проведения наклонного транспорт ого съезда, руб/м;

(Х#г - стоимость проведения и крепления вертикального грузового ствола, руб/м; ём ~ затраты на приобретение и содержание автотранспортных средств, руб;

-    затраты на приобретение и содержание подъемных средств грузового ствола, руб;

Qm-* затраты на содержание персонала, обслуживаю — шего наклонный съезд и автотранспорт, руб; затраты на содержание персонала, обсл vtt в шего грузовой ствол, руб;

-    0,12 - нормативный коэффициент ' ^активное ти капитальных вложений;

-    0,04 (4%) - величина амортизационных отчисле-ний;х>

0,3 (30%) - величина амортизационных отчислений;*)

1,8 - начисления на зарплату**)

ж) „

Принимается по нормам технологического проектирования /7/ и нормам амортизационных отчислений /8/.

21

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях дальнейшее повышение эффективности подземной разработки рудных месторождений невозможно без совершенствования схем ш парам е т р о в вскрытия и подготовки запасов ывхтньо полей» на основе широкого использован** самоходного» вибрационного и другого мшаного оборудования*

Главными конегруктивными элементами под з е много рудника являются горные выработки* Обшая стоимость выработок вскрытия, окон эствольных двор* в I м тгистральных транспортных выработок составляет на многих рудникех более 00% стгшиттт тмшштж производственных фондов рудника.

Схемы прсстранственного эасиотсжения выработок вскрытия и подготовки рудных запасов в шл ттном поле, их параметры ш общий объем» последовательность проведения ш погашения зависят от принятых порядка и способа подземной разработки залежей» используемых типотаз'меров технк веских средств на стадиях очистной выемки» ь дзем-иого транспорта» механического дробления и выдачи руды на поверхность

Важнейшей особенностью рудедобывающего предпримет является постоянное перемещение рабочих мест добычных участке» как по горизонтали, так и по вертикали.

Периодическое наращивание производственной мощности руднике в <шажт), увеличение глубины и интенсивности разработки» концентрации горных работ» использов а и и е современных выоедшпроис вопител ьных технических средств подземной добыч» руды (тс есть перевооружение новой техникой)» стремление к сосредоточению тех я и ч е с к и х среде гв подземных основных и вспомогательных служб на руде выданных горизонтах - все это существенно измени е т условия вскрытия " подготовки месторождения и его эксплуатации /4» стр. 87-101/.

Известно, что совершенствование /обновление/ техники и технологий подземной разработки происходит периодически, через 12-15 лет. В связи с этим как в нашей стране» так и за рубежом примерно через такие промежутки времени осуществляют техническое перевооружение под-

4

земных рудников и шахт.

Это позволило усовершенствовать на определенных этапах технологию добычи руды во многих ее звеньях, изменить параметры п конструктивные элементы систем разработки, вскрытия и подготовки запасов, повысить интенсивность, технико-экономические показатели под з о м ной разработки, а также масштабы добычи руды /1, стр. 1-8/.

С созданием и использованием новых высокопроизводительных самоходных машин для бурения и заряжания взрывных скважин, погрузки и доставки руды, транспорт -рования людей, материалов и других грузов в рудник и из него наступил новый этап технического перевооружений и совершенствования твшопогнп к наращиваний годовой добычи подземных рудников.

Широкое применение мобильных самоходных средств позволило на подземных рудниках упростить схемы вскрытия н подготовки запасов в шахтном поле /б, стр,56-68/.

Практика свидетельствует, что вскрытие и подготовка наклонными съездами с передвижением по ним самоходных средств позволяют весьма эффективно разрабатывать мощные залежи руд от крутопадающих до пологих различными системами - с массовым этажным и подэтажи ы м обрушением, с закладкой выработанного пространства^ ха*** мерно-столбовой к со сплошной выемкой. Широкое использование самоходного оборудования привело к существенному изменению схем вскрытия и подготовки рудных запасов ш конструктивных параметров очистных блоков /рис, 1/,

При использовании на подземных рудниках самоходного оборудования неизбежно возникает проблема спуска и доставки самоходных машин и тяжелого крупногабаритно го оборудования с поверхности к очистным блокам и выдачк машин ш их отдельных узлов на поверхность.

Раз бсркв самоходных машин и крупногабаритно го оборудования на отдельные узлы, а затем их сборка связаны с большими затратами труда и времени.

Другой путь - спуск и выдача машин в подвешен -ном состоянии под клетью по вертикальному стволу трудоемок ш опасен.

Этот вопрос подвергался серьезному обсуждению на

2

Рис» I» Схемы вскрытия ж подготовки рудных запасов блоков к очистной выемке, основанные аа применении самоходного оборудования: а - пологая залежь: I- очистные камеры; 2- целик; 3- спиральная выработка;

б - крутопадающая залежь : 1- подетажная выработка; 2- вентиляционный горизонт; 3- спиральная выработка; 4- основной горизонт.

координационном совещании в 1976 г. в НИГРИ /г.Кривой Рог/, в котором автор данной роботы принимал участи е как ответственный исполнитель по теме "Развитие техники подземных рудников СССР на 1976-1980 гг*".

Академик М.И.Агошков рекомендует обратить особое внимание на установление экономической эффективности спуска в рудник и выдачи на поверхность самоходных машин и тяжелого оборудования в собранном состоянии.

Этому посвящено исследование, основные результаты которого изложены ниже.

Методика разработана старшим научным сотрудником, кандидатом технических наук А.С.Воронюком и пред -назначается для использования проектантами и инженерно-техническими работниками предприятий горнорудной отрасли при выборе рациональных способов спуска в рудник и выдачи на поверхность самоходного оборудования, крупногабаритных тяжелых грузов и людей.

1* ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫБОР КОНКУРИРУЮЩИХ ВАРИАНТОВ

Анализ современного отечественного и зарубежного опыта подземной разработки рудных месторождений позволил установить, что непременным условием обос по ч о н и я принципа "независимости" и "поточности" /то есть одновременного и независимого ведения очистной выемки, транспортирования руды и производства подготовительных работ в нескольких эксплуатационных этажах/, а также повышения эффективности использования самоходного оборудования на подземных работах и усовершенствования спуска в рудник и выдачи ко него машин, людей и других грузов при вскрытии с уволи^-и-ным шагом является проходка с поверхности наклон и ых транспортных съездов или специальных вертикальных грузов стволов /4, стр. 90- 101/.

Выявлено два отличительных способа, обеспечивающих надежный спуск в рудник и выдачу на поверхность самоходных маплш н тяжелого крупногабаритного оборудевл-

7

Hit si а собранной состоянии;

1* По наклонным транспортным съездам, широко используемым на зарубежных подземных рудниках, а в последние 10-15 лет и на отечественных рудниках /рис„2/.

2» По вертикальным грузовым стволам, оборудованным кабель-кранами и грузовыми площадками, применяемым преимущественно на отечественных рудниках /рис. 3 и

Подтверждением этому может служить успешны й опыт эксплуатации самоходного оборудования на отечественных рудниках Миргалимсай комбината 'Лчполиметалл*, Молодежный и Солнечный комбината 'Солнечный*, Север -ный комбината 'Печенганикель* и др, /приложение, табл.1 ^ где с поверхности на эксплует шионные и основной рудо-выданной горизонты пройдены наклонные съезды. По этим съездам передвигаются в рудники и из них на поверхность самоходное оборудование и автотранспорт.

Опыт эксплуатации наклонных вспомогательных транспортных съездов на этих рудниках подтверждает возможность и целесообразность оперативно, быстро и без значительных затрат перемещать самоходное оборудована л с одного горизонта на другой, а также производить его ремонт на поверхности! резко сократить число вспомогательного персонала, занятого на трудоемких процессах по спуску в шахту и транспортированию по выработкам материалов,обо-рудования, а также и на других вспомогательных пронес -сах.

Если раньше на руднике Миргалимсай для вы д а ч и на поверхность по подземным выработкам и вертикальному клетевому стволу одной самоходной машм**ы затрачивалось в 0-7 О чел/смену, то в г а стоящее время - 1-2 чел/смену. Экономический аффект от использования наклонного съезда в условиях этого рудника составил 60 ,шс«руб. в год / 6, стр* 107/*

В последние годы институтами Министерства цветной металлургии СССР, ГИПроиветмет, ВНИПИГорцветмет, Гипроникель, Казгипроцветмет выполнен ряд проектов^ которых заложены передовая высокопроизводительная технология подземной добычи руды и предусмотрена проходка с

f*»c. ft. Перспективам схема мкогоетажхогс шйшрытш а шоштштршшошшымж горхеоктамк ж тршмйШйр^Шыш съездом! 1~'рудоаодъешшй сшжтшйш шшйм| шшшложшй сънд дли самоходного обозудом* шт ш твг0тртймртт§ 8- шшшшттшштш ттш% |1шм« шшшрштщ I- коацвятромомпй г»* мвоят; а- *фоО«льяо*аорегдо«очт1|Д 1шщ§ т- шштчтьшж рудое f^f«| Н<~ перший шт iiiu-тш| la - елвдомця* тшг тйшршшш*

поверхности на глубину 350-500 ы наклонных съездов дли самоходного оборудования и автотранспорта на основные и эксплуатационные горизонты» Съезды предназначены для однополосного движения /с тупиковыми заездами/ и одновременно обслуживают 2-3 этажа высотой от 50-00 до 90 м. Протяженность съездов от 1200-2100 до 0000 м, сечение 15—24 угол наклона от 5-0 до 10-12°»

На крупных действующих отечественных рудниках Джезказганского комбината /0, стр* 100/, рудниках производственного объединения ^Апатит* и др., использующих самоходное оборудование на очистных работах, для его

спуска и выдачи пройдены ш для проектируемых рудников предусматриваются вертикальные грузовые стволы, оборудованные кабед|у~крвнамн грузоподъемностью от 30 до 80т щ грузовыми площадками (приложение, табл* 2 и рис* 4 )#

Рис* 8* Перспективная схема мяогоетаяяого вскрытия с кояцеятрацяоияшш горизонтами ж вертикалымим Гру80В1Ш стволом: I- рудоподъемный скиповой ствол| 2- слепой мажломммй съезд; 3- вентиляционный ствол; 4™ грузовой ствол, оборудованный кабель-краном и грузовой площадкой; 5-концентрационный горизонт; б- дробилымо~пере~ груэочмый комплекс; 7- капитальный рудоспуск.