Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

146 страниц

Купить НД 2-030101-026 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство предназначено для инспекторского состава, экипажей судов и судовладельцев

 Скачать PDF

Оглавление

Часть 1. Положения по техническому наблюдению

1 Общие положения

     1.1 Область применения

     1.2 Определения и пояснения

2 Освидетельствования

     2.1 Виды освидетельствований

     2.2 Объем освидетельствований

     2.3 Выдаваемые свидетельства

3 Техническая документация

Часть II. Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения нефтью

1 Определения и пояснения

2 Виды и объем освидетельствований

3 Требования МАРПОЛ 73/78 к нефтеналивным судам

     3.1 Танки изолированного балласта

     3.2 Отстойные танки

     3.3 Грузовые танки

     3.4 Система мойки танков сырой нефтью

     3.5 Требования Приложения I к МАРПОЛ 73/78 к двойному корпусу нефтеналивных судов

     3.6 Деление на отсеки и остойчивость

4 Расчет условных повреждений корпуса нефтеналивных судов и предполагаемого вылива нефти

5 Сепараторы на 15 млн минус 1 степени

     5.1 Общие положения

     5.2 Технические требования нормативных документов

6 Сигнализаторы на 15 млн минус 1 степени

     6.1 Общие положения

     6.2 Технические требования нормативных документов

7 Устройство автоматического прекращения сброса

8 Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти

     8.1 Общие положения

     8.2 Технические требования нормативных документов

     8.3 Прибор для определения содержания нефти

9 Приборы для определения границы раздела "нефть-вода"

10 Системы перекачки, сдачи и сброса нефтесодержащих смесей

     10.1 Общие положения

     10.2 Требования нормативных документов к системам перекачки, сдачи и сброса нефтесодержащих смесей

11 Сборные танки

     11.1 Танки нефтесодержащих льяльных вод

     11.2 Танки нефтяных остатков (шлама)

     11.3 Конструкция и оборудование сборных танков

12 Другие средства для удаления нефтяных остатков(шлама)

13 Защита топливных танков судов

     13.1 Определения и пояснения

     13.2 Требования нормативных документов к топливным танкам и их трубопроводам

14 Применение требований Приложения 1 к МАРПОЛ 73/78 к ПБУ, МСП и ПНК

15 Применение требований Приложения 1 к МАРПОЛ 73/78 к нефтеналивным судам валовой вместимостью менее 150 и иным судам валовой вместимостью менее 400 во всех районах

16 Применение требований Приложения 1 к МАРПОЛ 73/78 к нефтеналивным судам по предотвращению загрязнения при перекачивании нефтяного груза с судна на судно в море

17 Требования по использованию или перевозке нефти в Антарктике

Часть III. Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения при перевозке вредных нефти в Антарктике

1 Определения и пояснения

2 Виды и объем освидетельствований

3 Конструкция судов для перевозки вредных жидких веществ наливом

4 Требования к оборудованию судов для перевозки вредных жидких веществ наливом

     4.1 Оборудование для мойки танков

     4.2 Насосы и трубопроводы зачистной системы

     4.3 Системы сброса и удаления остатков груза

     4.4 Отстойные танки

5 Прибор контроля остойчивости

6 Перевозка растительных масел

7 Требования нормативных документов к оборудованию судов, не являющихся химовозами

Часть IV. Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения сточными водами

1 Определения и пояснения

2 Виды и объем освидетельствований

3 Оборудование для сбора, хранения, обработки и сброса сточных вод

     3.1 Общие положения

     3.2 Сборные танки

     3.3 Установки для обработки сточных вод

     3.4 Системы для измельчения и обеззараживания сточных вод

     3.5 Оборудование для удаления сточных вод

4 Контрольно-измерительные устройства

5 Применение требований Приложения IV к МАРПОЛ 73/78 к судам, не подпадающим под эти требования

Часть V. Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения мусором

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем технического наблюдения

2 Оборудование и устройства для сбора, хранения и переработки мусора

     2.1 Общие положения

     2.2 Устройства для сбора и хранения мусора

     2.3 Устройства для измельчения и прессования мусора

     2.4 Инсинераторы

Часть VI. Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Освидетельствования и объем технического наблюдения

2 Контроль за выбросами с судов

     2.1 Озоноразрушающие вещества

     2.2 Окислы азота (NO)

     2.3 Окислы серы (SO)

     2.4 Летучие органические соединения (VОС)

     2.5 Сжигание на судне

     2.6 Требования к энергоэффективности судов

3 Требования нормативных документов к ГГБУ, МСП и ТIЯК.

Приложение 1. Инструкция по применению требований пересмотренного Приложения V к МАРПОЛ 73/78

Приложение 2. Инструкция по освидетельствованию судов на соответствие требованиям нормативных документов о предотвращении загрязнения атмосферы с судов озоноразрушающими веществами

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30
РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 13.02.18

РУКОВОДСТВО

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ 73/78

НД № 2-030101-026

Санкт-Петербург

2018

Руководство по применению положений Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ 73/78), утверждено в соответствии с действующим положением и вступает в силу с 1 апреля 2018 года.

Настоящее Руководство составлено на основе положений Приложений I, П, Щ V и VI к МАРПОЛ 73/78 с учетом поправок, резолюций, циркуляров и унифицированных интерпретаций ИМО и МАКО, а также с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

Руководство предназначено для инспекторского состава, экипажей судов и судовладельцев.

ISBN 978-5-89331-328-4

В случае расхождений между текстом на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу

© Росхяшский морской регистр судоходства, 2018

2 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

2.1 ВИДЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

2.1.1    В части предотвращения загрязнения нефтью каждое нефтеналивное судно валовой вместимостью 150 и более и каждое иное судно валовой вместимостью 400 и более подлежат освидетельствованиям в соответствии с резолюцией ИМО АЛ 104(29).

2.1.2    В части предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом, каждое судно, перевозящее эти вещества, подлежит освидетельствованиям в соответствии с резолюцией ИМО А.1104(29).

2.1.3    В части предотвращения загрязнения сточными водами каждое судно, совершающее международные рейсы, валовой вместимостью 400 и более, а также каждое судно, совершающее международные рейсы, валовой вместимостью менее 400, на котором разрешена перевозка более 15 чел., в соответствии с правилом 4 Приложения IV к МАРПОЛ 73/78 подлежит освидетельствованиям в соответствии с резолюцией ИМО А.1104(29).

2.1.4    В части предотвращения загрязнения мусором каждое судно подлежит освидетельствованиям при наличии поручения Администрации в соответствии с 2.2.4 части III «Освидетельствование судов в соответствии с международными конвенциями, кодексами, резолюциями и Правилами по оборудованию морских судов» Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации.

2.1.5    В части предотвращения загрязнения атмосферы касательно требований главы 2 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 каждое судно валовой вместимостью 400 и более, а также каждая ПБУ, МСП и иная платформа подлежат перечисленным ниже освидетельствованиям в соответствии с правилом 5.1 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 и резолюцией ИМО А.1104(29) для удостоверения того, что конструкция, оборудование, системы, устройства и материалы судна полностью удовлетворяют применимым к ним требованиям и находятся в годном состоянии:

.1 первоначальному освидетельствованию перед вводом судна в эксплушшщю ши перед первичной выдачей Международного свидетельства о предотвращении загрязнения атмосферы (Свидетельство IAPP) (форма 2.4.6) с

Дошлншием (форма 2.4.23) в соответсгаии с правилом 6 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78;

.2 освидетелъствоюнию д ля возобновления Свидетельства IAPP через промежутки времени, не превышающие 5 лец за исключением тех случаев, когда применимы правила 9.2, 9.5, 9.6 или 9.7 Приложения VI ж МАРПОЛ 73/78;

.3 промежуточному освидетельствованию в пределах 3 мес. до или после второй ежегодной даты или в пределах 3 мес. до или после третьей ежегодной даты вышеуказанного свидетельства, которое проводится вместо одного из ежегодных освидетельствований для его подтверждения, указанных в 2.1.5.4;

,4 ежегодному освидетельствованию в пределах 3 мес. до или после каждой ежегодной даты вышеуказанного свидетельства, включая общую проверку конструкции, оборудования, систем, устройств и материалов суща, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства и материалы содержатся в соответствии с правилом 5.5 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 и продолжают удовлетворять условиям эксплуатации, для которых судно предназначено;

.5 внеочередному освидетельствованию в зависимости от обстоятельств, которое должно производиться в ходе ремонта в результате обследований или каждый раз, когда производится какой-либо серьезный ремонт или замена в соответствии с правилами 5.5 и 5.6 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78. Освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что необходимый ремонт или замена были произведены качественно, применяемый материал и результаты такого ремонта или замены во всех отношениях удовлетворительны, и судно во всех отношениях отвечает применимым к нему требованиям.

2.1.6 В части предотвращения загрязнения атмосферы двигателем каждый двигатель, на который распространяются требования правила 13 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 (см. 2.2.1 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы» настоящего Руководства), подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям:

.1 первичному освидетельствованию на предприятии (изготовителе) в соответствии с Техническим кодексом по NOx и разработанным на его основе Руководством по применению положений Технического кодекса по контролю выбросов окислов азота из судовых дизельных двигателей;

.2 после монтажа на судне каждый двигатель, имеющий Международное свидетельство по предотвращению зирязнения атмосферы двигателем (Свидетельство EIAPP) (форма 2.4.40) с Дополнением (форма 2.4.41), подлежит первоначальному освидетельствованию до его ввода в экс-

плуатацию в соответетвии с резолюцией ИМО А.1104(29). Результат этого освидетельствования является основанием (в части выполнения требований правила 13 Приложения VI ж МАРПОЛ 73/78) для выдачи Свидетельства IAPP (форма 2.4.6) три первоначальном освидетельствовании судна на соспвегстие Приложению VI к МАРПОЛ 73/78;

.3 освидетельствованию для возобновления Свидетельства LAPP, промежуточному и ежегодному освидетельствованиям в соответствии с резолюцией ИМО АЛ 104(29), которые проводятся как часть освидетельствований судна, требуемых правилом 5 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, для того, чтобы убедится, что двигатель продолжает полностью удовлетворять положениям правила 13 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 и Технического кодекса по NOx.

По результатам первоначального и периодических освидетельствований судовых дизельных двигателей, на которые распространяются требования правила 13 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, в пункте 2.2Л Дополнения (форма 2.4.41) к Свидетельству IAPP (форма 2.4.6) делаются соответствующие отметки в соответствии с руководством в циркуляре ИМО МЕРС. 1/Circ.849.

2Л.7 В части энергоэффективное™ судов касательно требований главы 4 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 каждое судно валовой вместимостью 400 и более, которое подпадает под требования главы 4 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям, в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.203(62), принимая во внимание Руководство 2014 года по освидетельствованию и сертификации конструктивного коэффициента энергоэффективности (EEDI), приведенное в резолюции ИМО МЕРС254(67) с поправками, внесенными резолюцией ИМО МЕРС261(68):

Л первоначальному освидетельствованию перед вводом нового судна в эксплуатацию и до выдачи Международного свидетельства об управлении энершэффекгивностъю судна (Свидетельство IEE) (форма 2.4.3). По результатам освидетельствования должно быть подтверждено, что достигнутый конструктивный коэффициент энергоэффективности (достигнутый EEDI) Одна соответствует требованиям главы 4 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 и что План управления энергоэффективностью судна (SEEMP), требуемый правилом 22 Приложения VI, находится на борту судна;

.2 полному или частичному освидетельствованию, в зависимости от обстоятельств, после значительного переоборудования нового судна, к которому применимы требования по EEDI. По результатам освидетельствования должно быть подтверждено, что достигнутый EEDI судна пересчитан и соответствует требсшаниям правила 21 Приложения VI к

13

МАРПОЛ 73/78 с учетом понижающего тэффициента X в табл. 2.6.4 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы» настоящего Руководства, применимого для типа и размеров переоборудованного судна во временной фазе, соответствующей дате контракта на постройку или дате закладки киля, или дате поставки, установленных для этого судна до его переоборудования;

.3 в случаях, коща значительное переоборудование нового или существующего судна настолько существенно, что к этому судну должны применяться требования как к вновь построенному, то должна быть определена необходимость проведения первоначального освидетельствования для подтверждения достигнутого EEDI.

По результатам освидетельствования должно быть подтверждено, что достигнутый EEDI судна рассчитан и соответствует требованиям правила 21 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 с учетом понижающего коэффициента X, указанного в табл. 2.6.4 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы» для типа и размеров переоборудованного судна на дату заключения контракта на его переоборудование или, при отсутствии контракта, на дату начала переоборудования. По результатам освидетельствования должно быть подтверждено, что SEEMP, требуемый правилом 22 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, находится на борту судна;

.4 для существующих судов подтверждение наличия на борту SEEMP, требуемого правилом 22 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, должно быть выполнено при первом промежуточном освидетельствовании или освидетельствовании судна для возобновления Свидетельства IAPP в соответствии с 2.1.5.2 и 2.1.5.3, что произойдет раньше на или после 1 января 2013 г.

2.1.8 После проведения любого вышеуказанного освидетельствования не допускается производить без санкции Российского морского регистра судоходства1 никакие изменения в конструкции, оборудовании, системах, устройствах и материалах, подлежащих освидетельствованиям.

2.2 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

2.2.1 Объем освидетельствований и интервалы между ними приведены в табл. 2.2.1.

Условные обозначения:

Таблица 2.2.1


О — осмотр с обеспечением, при необходимости, доступа, вскрытия или демонтажа;

С — наружный осмотр;

М — замеры износов, зазоров, сопротивления изоляции и тш,;

Н — испытания давлением (гидравлические, пневматические);

Р — проверка в действии механизмов, оборудования и устройств, их наружный осмотр;

Е — проверка наличия действующих документов и/или клейм о поверке контрольных приборов соответствующими компетентными органами, если они подлежат таковой.

Объект освидетельствования

Освидетельствование судна

о

0

1

0)

0

1

6 |

1

S

О

ш

§

1

ш йя ю 3 о О

8

1

1

S | в

&

в

1

в

111

1

2

3

4

5

6

1 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения нефтью

1.1

Танки (изолированного балласта, отстойные, грузовые, топливные, сборные нефтяных остатков (шлама) и нефтесодержащих льяльных вод)

О

О

1.2

Система мойки танков сырой нефтью

ОНР

Р

Р

ОНР

1.3

Сепаратор на 15 млн-1

ОР

Р

Р

ОМР

1.4

Сигнализатор на 15 млн-1

ЕМР

МР

МР

ЕМР

1.5

Устройство автоматического прекращения сброса

ОР

Р

Р

ОР

1.6

Стандартное сливное соединение

с

с

с

с

1.7

Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом балластных и промывочных вод

ОМР

МР

МР

ОМР

1.8

Прибор для определения содержания нефти

ЕМР

МР

МР

ЕМР

и

Приборы для определения границы раздела «нефть-вода» в отстойных танках

ЕМР

МР

МР

ЕМР

1.10

Система перекачки и сдачи нефтесодержащих

ОР

Р

р

ОР

льяльных вод

1.11

Система перекачки, сдачи и сброса нефтяных остатков (шлама)

ОР

р

р

ОР

1.12

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

Е

Е

2 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения вредными жидкими

веществами, перевозимыми наливом

2.1

Танки (изолированного балласта, отстойные, грузовые)

ОН

О

2.2

Насосы, трубопроводы, устройства для выгрузки груза и обеспечения зачистки танков

ОР

Р

Р

ОМР

2.3

Вентиляционное оборудование для удаления остатков груза

ОМР

P

Р

ОМР

2.4

Оборудование для мойки хантов

ОР

P

Р

ОР

2.5

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

Е

Е

15

Окончание табл. 2.2.1

1

2

3

4

5

б

3 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения сточными водами

3.1

Установка для обработки сточных вод

ОР

ОМР

3.2

Система для измельчения и обеззараживания

ОР

ОМР

сточных вод

3.3

Сборные танки

О

О

3.4

Система сдачи и сброса сточных вод

ОР

ОР

3.5

Стандартное сливное соединение

с

С

3.6

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

4 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнении мусором

4.1

Установка для сжигания мусора (инсинерагор)

ОР

Р

P

ОМР

4.2

Устройства для обработки мусора

ОР

Р

ОР

4.3

Устройства для сбора мусора

с

С

с

4.4

Контрольно-измерительные приборы

Е

£S

Е

5 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения атмосферы

5.1

Двигатели, на которые распространяется правило 13 Приложения VI к МАРПОЯ 73/78

ОМР

ОМ

ОМ

ОМР

5.2

Устройства для перевода работы двигателей на низко-сернистое топливо

ОР

р

ОР

ОР

5.3

Система очистки выхлопных газов для уменьшения выбросов SOx

ОМР

р

р

ОМР

5.4

Одобренное средство для обеспечения соответствия двигателя применимому пределу выбросов N0*

ОМР

р

р

ОМР

5.5

Система сбора паров летучих органических соединений

ОР

р

р

ОР

5.6

Инсинераторы

ОМР

р

р

ОМР

5.7

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

Е

Е

2.3 ВЫДАВАЕМЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

2.3.1 По поручению администраций и по результатам первоначальных освидетельствований судов или освидетельствований для возобновления свидетельств» а также первичных освидетельствований двигателей Регистр выдает следующие документы:

.1 Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (Свидетельство IOPP) (форма 2.4.5) каждому нефтеналивному судну валовой вместимостью 150 и более с Дополнением (форма 2.4.26) и каждому иному Одну валовой вместимостью 400 и более с Дополнением (форма 2.4.20),

которые совершают рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам» находящимся под юрисдикцией других сторон МАРПОЛ 73/78;

.2 Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом (форма 2.4.7) каждому судну, предназначенному для перевозки вредных жидких веществ наливом и совершающему рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других сторон МАРПОЛ 73/78;

.3 Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (форма 2.4.9) каждому судну валовой вместимостью 400 и более и каждому судну валовой вместимостью менее 400, на котором разрешена перевозка более 15 чел., которые совершают рейсы в порты или ж удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других сторон МАРПОЛ 73/78;

.4 Свидетельство о соответствии оборудования и устройств судна требованиям Приложения V к МАРПОЛ 73/78 (форма 2.4.15) каждому судну, совершающему рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других сторон МАРПОЛ 73/78 по заявке судовладельца;

.5 Свидетельство LAPP (форма 2.4.6) с Дополнением (форма 2.4.23) каждому судну валовой вместимостью 400 и более» совершающему рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других сторон МАРПОЛ 73/78;

,6 Свидетельство EIAPP (форма 2.4.40) с Дополнением (форма 2.4.41) каждому двигателю, на который распространяются требования правила 13 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, и установленному на судне, которое совершает международные рейсы, вне зависимости от валовой вместимости судна на весь срок эксплуатации этого двигателя;

.7 Свидетельство ГЕЕ (форма 2.4.3) с Дополнением (форма 2.4.3.1) каждому судну валовой вместимостью 400 и более» которое подпадает под требования главы 4 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 и совершает рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других сторон МАРПОЛ 73/78.

17

3 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

3,1 При первоначальных оотвдетельствованиях судов на соответствие требованиям МАРПОЛ 73/78 должна быть проведена проверка наличия на судне всей требуемой документации в соответствии с 19.7.5, 19.7.6, 19.8.3, 19.9.3, 19.10.3 и 19.13.3 части V «Техническое наблюдение за постройкой судов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий д ля судов (в зависимости от того, что применимо).

В дополнение к вышеуказанному на судне также необходимо проверить наличие следующей документации:

.1 одобренной документации по эксплуатационным методам и балластировке для нефтеналивных судов со специальной балластировкой, если применимо;

,2 Инструкции пользователя системы быстрого доступа к компьютеризированным береговым программам расчета остойчивости в поврежденном состоянии и остаточной шнстружтнвной прочности, Договора с береговым центром выполнения расчетов аварийной остойчивости и остаточной конструктивной прочности, а также копии Свидетельства о соответствии предприятия (форма 7.1.27) этого берегового центра (для нефтеналивных судов дедвейтом 5000 т и более);

.3 Журнала озоноразрушающих веществ, если применимо;

,4 одобренного Руководства по эксплуатации системы очистки выхлопных газов (схема А) (ЕТМ-А), если применимо, в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.259(68);

.5 одобренного Руководства по эксплуатации системы очистки выхлопных газов (схема В) (ЕТМ-В), если применимо, в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.259(68);

.6 копии Свидетельства о соответствии выбросов SOx — Свидетельства об одобрении устройства систем очистки выхлопных газов (форма 2.4.42), если применимо;

.7 одобренного Руководства по мониторингу выбросов SOx на суд не (ОММ), если применимо, в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.259(68);

.8 одобренного Судового плана соответствия выбросов SOx (SECP) в соответствии с резолюцией ИМО МЕРС.259(68);

.9 процедуры выполнения операции по подготовке судовой топливной системы для работы на низкосернистом топливе с содержанием серы, в соответствии с правилом 14.4 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, при входе в район контроля выбросов SOx и соответствующего судового журнала для регистрации количества низкосернистого топлива в каждом танке, а также

даты, времени и местонахождения судна в момент завершения вышеуказанной операции;

.10 Плана управления летучими органическими соединениями (План управления VOC) (для нефтеналивных судов, перевозящих сырую нефть, если применимо);

.11 одобренного Плана операций по перекачиванию нефтяного груза с судна на судно (для нефтеналивных судов при операциях с 1 января 2011 г., если применимо) (План операции STS);

.12 программы и результатов испытаний для определения количества остатков в грузовых танках, насосах и присоединенных трубопроводах судов, на которых допускается перевозка вредных жидких веществ наливом;

.13 Плана управления энергоэффективностью судна (SEEMP) (если применимо, в соответствии с 2.6.8 части VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнений атмосферы»);

.14 Технического файла по EEDI (если применимо в соответствии с правилами 20 и 21 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78).

3.2 При освидетельствовании для возобновления свидетельств, ежегодном и промежуточном освидетельствованиях судов на соответствие требованиям МАРПОЛ 73/78 должна быть проведена проверка наличия на судне документации в соответствии с 3.1, а также следующей документации:

.1 Удостоверения соответствия согласно положениям системы оценки состояния (CAS) (для нефтеналивных судов, если применимо);

.2 полного комплекта актов предыдущих освидетельствований, включая результаты замеров размеров связей корпуса, записи о проведенных ремонтах, а также Акта освидетельствования нефтеналивного судна в рамках CAS;

.3 журналов регистрации параметров судовых двигателей, подпадающих под требования Технического кодекса по NOx;

.4 накладных на поставку бункерного топлива.

19

ЧАСТЬ П. КОНСТРУКЦИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ

1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.1 В настоящей части приняты следующие определения и пояснения.

Бортовой танк — любой танк» примыкающий к бортовой обшивке судна.

Водоизмещение судна порожнем — водоизмещение судна в метрических тоннах бет груза, топлива» смазочных масел, балластной, пресной и котельной питательной воды в танках, расходных материалов, продовольствия, а также экипажа, пассажиров и их багажа.

Дедвейт (DWT) — разность между водоизмещением судна по грузовую ватерлинию» соответствующую назначенному летнему надводному борту в воде с плотностью 1,025 т/м3, и водоизмещением порожнем.

Длина (L) — длина, равная 96 % полной длины судна по ватерлинии, проходящей на высоте, отмеренной от верхней кромки киля и равной 85 % наименьшей теоретической высоты борта, или длина судна от передней кромки форштевня до оси баллера руля по той же ватерлинии, если эта длина больше. На судах, спроектированных с дифферентом, ватерлиния, по которой измеряется их длина» должна быть параллельна конструктивной ватерлинии. Длина (L) измеряется в метрах.

Ежегодная дата — день и месяц каждого года, которые будут соответствовать дате истечения срока действия Свидетельство ЮРР (форма 2.4.5).

Жидкое топливо — тяжелые дистилляты или остатки сырой нефти, или смеси таких материалов, предназначенные для использования в качестве топлива для производства теплоты или энергии, качество которых эквивалентно спецификациям» приемлемым для ИМО.

Значительное (существенное) переоборудование — переоборудование судна:

которое существенно изменяет размерения или грузовместимость судна; или

которое изменяет тип судна; или

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. Положения по техническому наблюдению..............7

1    Общие положения................ 7

1.1    Область применения........ 7

1.2    Определения и пояснения ....................... 9

2    Освидетельствования............ 11

2.1    Виды освидетельствований........ 11

2.2    Объем освидетельствований. ............................ 14

2.3    Выдаваемые свидетельства. ..................... 16

3    Техническая документация ............................ 18

Часть П. Конструкция, оборудование и устройства судов

по предотвращению загрязнения нефтью.................20

1    Определения и пояснения ............................. 20

2    Виды и объем освидетельствований ............. 28

3    Требования МАРПОЛ 73/78 к нефтеналивным судам.......28

3.1    Танки изолированного балласта..........................28

3.2    Отстойные танки............... 30

3.3    Грузовые танки ......................................32

3.4    Система мойки танков сырой нефтью ............. 32

3.5    Требования Приложения I к МАРПОЛ 73/78

к двойному корпусу нефтеналивных судов.................. 33

3.6    Деление на отсеки и остойчивость........................36

4    Расчет условных повреждений корпуса

нефтеналивных судов и предполагаемого вылива нефти..... 37

5    Сепараторы на 15 млн”1 ............................. 39

5.1    Общие положения ............... 39

5.2    Технические требования нормативных документов............39

6    Сигнализаторы на 15 млн”1 ...... 44

6.1    Общие положения .............. 44

6.2    Технические требования нормативных документов............44

7    Устройство автоматического прекращения сброса..........46

8    Система автоматического замера, регистрации и управления

сбросом нефти ................. 47

8.1    Общие положения .. ..................................47

8.2    Технические требования нормативных документов............47

8.3    Прибор для определения содержания нефти. ................48

9    Приборы для определения границы раздела «нефть-вода» ... 50

3

цель которого, по мнению Администрации, заключается в значительном продлении срока службы судна; или

которое изменяет судно иным образом, но в такой степени, что, если бы оно являлось новым судном, оно подпадало бы под действие соответствующих положений МАРПОЛ 73/78, не применимых к нему как к существующему судну.

Несмотря на положения данного определения:

переоборудование нефтеналивного судна дедвейтом 20000 т и более, поставленного 1 июня 1982 г. или до этой даты, как оно определено в правиле 1.28.3 Приложения I к МАРПОЛ 73/78, которое выполняется для того, чтобы судно отвечало требованиям правила 18 указанного Приложения, не рассматривается как значительное для целей указанного Приложения;

переоборудование нефтеналивного судна, поставленного до 6 июля 1996 г., как оно определено в правиле 08.5 Приложения I к МАРПОЛ 73/78, которое выполняется для того, чтобы судно отвечало требованиям правила 19 или правила 20 указанного Приложения, не рассматривается как значительное для целей указанного Приложения;

изменения или модификации, требуемые для перемещения существующего ПНК (FPSO, FPO или FSO) на другой участок, не рассматриваются как значительное переоборудование для целей Приложения I к МАРПОЛ 73/78.

Изолированный балласт — балластная вода, принятая в танк, который полностью отделен от грузовой и топливной систем и предназначен только для перевозки балласта либо балласта или грузов, не являющихся нефтью или вредными жидкими веществами.

Комбинированное судно — судно, предназначенное для перевозки или нефти наливом, или твердых грузов навалом.

Мгновенная интенсивность сброса нефти — интенсивность сброса нефти в литрах в час в любой момент, деленная на скорость судна в узлах в тот же момент (определение не применимо к FPSO/FSO в месте эксплуатации, поскольку это определение применяется, когда судно находится в пути).

Мидель судна — середина длины судна L.

Насос, предназначенный для удаления нефтяных остатков (шлама) — любой насос, используемый для удаления нефтяных остатков (шлама) через стандартное сливное соединение, указанное в правиле 13 Приложения I к МАРПОЛ 73/78, или любой насос, используемый для перекачивания нефтяных остатков (шлама) к любым другим одобренным средствам для удаления нефтяных остатков

21

10    Системы перекачки, сдачи и сброса

нефтесодержащих смесей.............................. 52

10.1    Общие положения ............................ 52

10.2    Требования нормативных документов к системам перекачки,

сдачи и сброса нефтесодержащих смесей...................52

11    Сборные танки.....................................    55

11.1    Танки нефтесодержащих льяльных вод ............. 55

11.2    Танки нефтяных остатков (шлама) ........................ 56

11.3    Конструкция и оборудование сборных танков ............... 60

12    Другие средства для удаления нефтяных

остатков (шлама).................................... 61

13    Защита топливных танков судов. .......................62

13.1    Определения и пояснения .............................. 62

13.2    Требования нормативных документов к топливным танкам

и их трубопроводам.................................. . 62

14    Применение требований Приложения I к МАРПОЛ 73/78

к ПБУ, МСП и ИНК . . ...............................66

15    Применение требований Приложения I к МАРПОЛ 73/78 к нефтеналивным судам валовой вместимостью менее 150 и иным судам: валовой вместимостью менее 400

во всех районах ................ 67

16    Применение требований Приложения I к МАРПОЛ 73/78 к нефтеналивным судам по предотвращению загрязнения

при перекачивании нефтяного груза с судна на судно в море . 69 17 Требования по использованию или перевозке

нефти в Антарктике ......................... .     70

Часть Ш. Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом ........ 71

1    Определения и пояснения ............................. 71

2    Виды и объем освидетельствований ........... 73

3    Конструкция судов для перевозки вредных жидких веществ

наливом . ..........................................73

4    Требования к оборудованию судов для перевозки вредных жидких веществ наливом ............................. 74

4.1    Оборудование для мойки танков ............. 74

4.2    Насосы и трубопроводы зачистной системы.................74

4.3    Системы сброса и удаления остатков груза ....... 74

4.4    Отстойные танки......................... 76

4

5    Прибор контроля остойчивости........................77

6    Перевозка растительных масел......................... 78

7    Требования нормативных документов к оборудованию судов,

не являющихся химовозами ........................... 79

Часть IV. Оборудование и устройства судов по предотвращению

загрязнения сточными водами ......................... 81

1    Определения и пояснения ...................... 81

2    Виды и объем освидетельствований ..................... 82

3    Оборудование для сбора, хранения, обработки и сброса сточных вод ........................................ 83

3.1    Общие положения.................. .    83

3.2    Сборные танки ...... 84

3.3    Установки для обработки сточных вод..................... 84

3.4    Системы для измельчения и обеззараживания сточных вод. ..... 85

3.5    Оборудование для удаления сточных вод................. .    85

4    Контрольно-измерительные устройства .................. 87

5    Применение требований Приложения IV к МАРПОЛ 73/78

к судам, не подпадающим под эти требования............. 88

Часть V, Оборудование и устройства судов по предотвращению

загрязнения мусором.................................89

1    Общие положения .............. 89

1.1    Область распространения...............................89

1.2    Определения и пояснения .............................. 89

1.3    Объем технического наблюдения ................. .    90

2    Оборудование и устройства для сбора, хранения

и переработки мусора ........................ .     91

2.1    Общие положения .............. 91

2.2    Устройства для сбора и хранения мусора.. ...... 91

2.3    Устройства для измельчения и прессования мусора ........... 92

2.4    Инсинераторы.......................................93

Часть VI. Оборудование н устройства судов по предотвращению

загрязнения атмосферы........ 95

1    Общие положения...................................95

1.1    Область распространения.     .....95

1.2    Определения и пояснения    .. ............................95

1.3    Освидетельствования и объем технического наблюдения ...... 100

2    Контроль за выбросами с судов........................ 101

2.1    Озоноразрушающие вещества................. 101

2.2    Окислы азота (NOx) ...................... 102

2.3    Окислы серы (SO*) .................................. 110

5

2.4    Летучие органические соединения (VOC) ................. 112

2.5    Сжигание на судне................................... 113

2.6    Требования к энергоэффективности судов .......... 113

3 Требования нормативных документов к ПБУ^ МСП и ПНК . 123 Приложение 1. Инструкция по применению требований

пересмотренного Приложения V к МАРПОЛ 73/78 .......... 124

Приложение 2. Инструкция по освидетельствованию судов на соответствие требованиям нормативных документов о предотвращении загрязнения атмосферы

с судов озоноразрушающими веществами ................. 136

6

ЧАСТЬ L ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1,1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1.1    Положения Руководства по применению положений Международной конвенции МАРПОЛ 73/781 с поправками» внесенными резолюцией ИМО МЕРС.265(68), применяются при освидетельствованиях судов и судового оборудования на соответствие требованиям приложений к МАРПОЛ 73/78 и резолюций ИМО с учетом унифицированных интерпретаций (УИ) ИМО и МАКО.

1.1.2    Требования Приложения I к МАРПОЛ 73/78 с поправками, внесенными резолюцией ИМО МЕРС .265(68) (часть П «Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения нефтью»), если специально не предусмотрено иное, применяются ко всем судам, как указано в правиле 2 Приложения I к МАРПОЛ 73/78 с поправками, внесенными резолюцией ИМО МЕРС.265(68).

1.1.3    Требования Приложения II к МАРПОЛ 73/78 с поправками, внесенными резолюцией ИМО МЕРС.265(68) (часть Ш «Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом»), если специально не предусмотрено иное, применяются ко всем судам, на которых допускается перевозка вредных жидких веществ наливом, как указано в правиле 2 Приложения II к МАРПОЛ 73/78 с поправками, внесенными резолюцией ИМО МЕРС.265(68).

1.1.4    Требования Приложения IV к МАРПОЛ 73/78 (часть IV «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения сточными водами») применяются к следующим судам, совершающим международные рейсы» как указано в правиле 2 Приложения IV к МАРПОЛ 73/78 с поправками, внесенными резолюцией ИМО МЕРС.265(68):

ХВ дальнейшем: — Руководство,

7

.1 новым судам валовой вместимостью 400 и более;

,2 новым судам валовой вместимостью менее 400, на которых допускается перевозка людей в количестве более 15 чел,;

.3 существующим судам валовой вместимостью 400 и более через пять лет после вступления в силу Приложения IV к МАРПОЛ 73/78 с поправками, внесенными резолюцией ИМО МЕРС.265(68), то есть после 27 сентября 2008 г.;

.4 существующим судам валовой вместимостью менее 400, на которых допускается перевозка людей в количестве более 15 чел., через пять лет после вступления в силу Приложения IV к МАРПОЛ 73/78 с поправками, внесенными резолюцией ИМО МЕРС.265(68), то есть после 27 сентября 2008 г.

На существующие суда, указанные в 1Л.4.3 и 1Л.4.4, под флагом государств, Администрации которых дали поручение Регистру, должны быть проведены после 27 сентября 2008 г. первоначальные освидетельствования с целью выдачи Международных свидетельств о предотвращении загрязнения сточными водами (форма 2.4.9) (если такие свидетельства ранее не были выданы).

Администрация должна обеспечить, чтобы существующие суда, указанные в 1.1.4.3 и 1.1.4.4, кили которых заложены, или которые находились в подобной стадии постройки до 2 октября 1983 г., оборудовались, насколько это практически осуществимо, для выполнения требований по сбросу сточных вод в соответствии с правилом 11 Приложения IV к МАРПОЛ 73/78 с поправками, внесенными резолюцией ИМО МЕРС.265(68).

1Л.5 Требования Приложения V к МАРПОЛ 73/78 с поправками, внесенными резолюцией ИМО МЕРС.265(68) (часть V «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения мусором»), если специально не предусмотрено иное, применяются ко всем судам, как указано в правиле 2 Приложения V к МАРПОЛ 73/78 с поправками, внесенными резолюцией ИМО МЕРС.265(68).

1.1.6 Требования Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, принятого резолюцией ИМО МЕРС.176(58) (часть VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы»), с поправками в части энергоэффективности судов, принятыми резолюциями ИМО МЕРС.203(62), МЕРС.251(66) и МЕРС.278(70), если специально не предусмотрено иное в правилах 3, 5, 6, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22 и 22А Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, применяются ко всем судам, как указано в правиле 1 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, и к каждому судовому дизельному двигателю с выходной мощностью более 130 кВт, как указано в правиле 13 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78.

1.1.7 В соответствии со статьей 4 МАРПОЛ 73/78 любое нарушение требований этой Конвенции, где бы оно не происходило, в том числе в месте, находящемся под юрисдикцией стороны Конвенции, включая территориальные моря, запрещается.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1,2,1 В настоящем Руководстве приняты следующие определения и пояснения.

Администрация — правительство государства, под юрисдикцией которого действует судно. По отношению к судну, которому дано право плавания под флагом какого-либо государства. Администрацией является правительство этого государства.

Валовая вместимость — вместимость судна, рассчитанная в соответствии с положениями Приложения I к Международной конвенции по обмеру судов 1969 г. или в соответствии с положениями другой конвенции, которая вступит в силу вместо вышеуказанной конвенции.

Дата закладки киля суд о в и з армированного волокнами пластика — дата укладки первого конструктивного армированного слоя или с наружной, или с внутренней стороны матрицы (шаблона/мастер-модели) в соответствии с одобренным схемой (графиком) укладки слоистого материала корпуса.

Дата поставки — дата (день, месяц и год) завершения освидетельствования, на основании которого выдается Свидетельство (то есть дата первоначального освидетельствования, выполняемого перед введением судна в экшлуагацию, если Свидетельство выдается впервые).

ИМО — Международная морская организация.

Кодекс МКХ — Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом.

МАРПОЛ 7 3 /7 8    — Международная конвенция по

предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколами 1978 г. и 1997 г. к ней, с учетом поправок, принятых Комитетом по защите морской среды ИМО.

Морская плавучая буровая установка (ПБУ) —судно, способное производить буровые работы и/или осуществлять добычу ресурсов, находящихся под дном моря, например, нефти, газа, серы или соли.

Морская стационарная платформа (МОП) —морское нефтегазо-промысловое сооружение, состоящее из верхнего строения и

9

опорного основания, зафиксированное на все время использования на грунте и являющееся объектом обустройства морских месторождений нефти и газа.

Плавучий нефтегазодобывающий комплекс (ПНК/ F Р U) — самоходное или несамоходное плавучее морское сооружение, включая:

плавучие сооружения для добычи, подготовки, хранения и отгрузки углеводородов (FPSO);

плавучие сооружения для добычи, подготовки и отгрузки углеводородов (FPO);

плавучие хранилища (FSO); морские одноточечные причалы (SPM).

Подобная стадия постройки — стадия, на которой: начато строительство, которое можно отождествить с определенным судном; и начата сборка этого судна, причем масса использованного материала составляет не меньше 50 т или один процент расчетной массы материала всех корпусных конструкций, в зависимости от того, что меньше.

Сброс — любой сброс с судна вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества, какими бы причинами он ни вызывался, включая любую утечку, слив, удаление, разлив, протекание, откачку, выделение или опорожнение.

Сбросом не считается:

сброс в значении, предусмотренном Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; или выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов морского дна; или

выброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований по уменьшению или ограничению загрязнения.

Судно — эксплуатируемое в морской среде плавучее средство любого типа, включая суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, подводные суда, а также ПБУ, МСП, ПНК и другие плавучие или стационарные платформы.

Технический кодекс по NOx — Технический кодекс по контролю за выбросами окислов азота из судовых дизельных двигателей.

1

Далее — Регистр, PC.