Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

78 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В методических указаниях приведены сведения, необходимые для технического обслуживания реле прямого действия и электромагнитов, встраиваемых в пружинные приводы высоковольтных выключателей 6 - 35 кВ. Методические указания предназначены для персонала энергосистем и наладочных организаций, занимающегося наладкой и техническим обслуживанием устройств релейной защиты и электроавтоматики

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общая часть

2. Указания мер безопасности

3. Техническое обслуживание реле прямого действия

     3.1. Виды, периодичность и объем технического обслуживания

     3.2. Внешний осмотр

     3.3. Проверка механической части

     3.4. Совместная регулировка отключащего механизма привода и реле

     3.5. Проверка сопротивления изоляции и испытание ее повышенным напряжением

     3.6. Проверка электрических характеристик

Приложение 1. Реле тока мгновенного действия и токовые электромагниты отключения

Приложение 2. Реле тока с ограниченно-зависимой выдержкой времени

Приложение 3. Реле минимального напряжения

Приложение 4. Электромагниты управления (отключения и включения)

Приложение 5. Блокирующее реле отделителя

Приложение 6. Протокол проверки при новом включении реле тока прямого действия РТМ

Приложение 7. Протокол проверки при новом включении реле тока прямого действия РТВ

Приложение 8. Протокол проверки при новом включении реле напряжения прямого действия РНВ

Приложение 9. Перечень приборов и устройств, рекомендуемых для технического обслуживания реле прямого действия

 
Дата введения01.05.1990
Добавлен в базу01.01.2019
Завершение срока действия01.05.1995
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

09.06.1989УтвержденСоюзтехэнерго
РазработанСредазтехэнерго ПО Союзтехэнерго
ИзданСПО Союзтехэнерго1990 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ РЕЛЕ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ

СОЮЗТЕХЭВЕРГО

Москва 1990

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ РЕЛЕ ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ


Моим


СЛУЖБА ПЕРЦОВОГО ОПЫТА ПО "СОЮЗШЗПЕРПГ


1990


- 10 -

обеспечиваться надежное удерживание серповидного рычага, и в то же время легкое шбивалие удерживащей стойки из-под планки. При увеличении зацепления планки с роликом надежность удерживания возрастает, но одновременно увеличивается усилие, необходимое для забивания стойки. Поэтому при регулировке необходимо выбирать положение стойки, удовлетворяющее обоим требованиям.

Рекомендуемое положение стойки показано на рис.1. Оно может подбираться и опытным путем о последующей проверкой результата.

Прм регулировке отключающего механизма (см.рис.1,а) может оказаться, что ролик упрется в стенку корпуса привода, а надежного удерживания еже яе будет. В этом случае шгяииа I снимается с серповидного рычага я его поверхность под планкой опиливается, при этом гг ляд на переместится вправо и зацепление ролика увеличится,

В процеоое регулировки механизма отключения следует проверять надежность удерживания серповидного рычага на ролике и усилие, необходимое для выбивания стойки с роликом из-под планки серповидного рычага.

Надажнооть удерживания проверять легким постукиванием молотка по корпусу привода во включением положении, а также многократным включением привода.

Усилие, необходимое для поворота, отключающей планки, следует измерять и сравнивать о заводскими данными (см.табл.Щ.1). Усилие следует измерять одним из способов, показанных на рис.2. Точка приложения усилия на лапке отключающей планки выбирается в месте касания лапки бойком реле. Измерение следует выполнять при включенном приводе плавным увеличением усилия; отечет показания производить в момент освобождения серповидного рычага или другого механизма расцепления привода.

у приводов, для которых заводы не приводят значения статического усилия отключения, усилив следует определять как среднее нескольких измерений.

Критерием правильной регулировки механизма отключения может быть также минимальное напряжение срабатывания электромагнита отключения, которое должно быть не более 6556 номинального;

3) отрегулировать положение отключающей плавки. Эта регулировка также влияет на положение ролика под пландой серповидного рычага, поэтому следует выполнять оовмеотно с предыдущей. При этом

- II -

a)    5)    в)

Рис.2. Схемы измерения статического усилия отключения привода

с помощью:

0    - специального приспособления и груза; б - безмена; S - дина

мометра

1    - основание приспособления; 2 - полка привода; 3 - пружина;

4 - опора; о - ролик; 6 - тросик; 7 - боек реле; 8 - груз

для механизма» показанного па рис Л Д$ положение планки необходимо выбирать таким образом» чтобы расстояние между ней и бойком реле было не менее 6 мм. Для механизма» показанного на рисД,f положение планки следует определять провалом "ломающихся" рычагов за "мертвую" точку.

Проверить состояние отключающей планки. Она должна быть без прогибов и перекосов. Осевой люфт планки в подшипниках должен быть не более 0,4 мм.

После окончания регулировки вое регулировочные винты надежно затягиваются. Крепление опоры 8 винтом 13 (см.рисЛ,£) недостаточно. Усилие» создаваемое серповидна рычагом» достаточно велико» и опора может сдвинуться. Поэтому после окончания регулировки полку привода у основания опоры, как показано на рис.1,£» следует закер-нить»

3.4.3. Согласование хода бойка реле и электромагнитов с отключавшим механизмом привода следует производить для каждого рея;. i электромагнита, установленного в приводе. При этом должна выполз: ся следующие условия:

а)    для реле Р!Ш и электромагнитов отключения касание бойком лашш отключающей шгрнкв должно происходить как можно позже» -<огда их сердечники имеют наибольшее тяговое усилие. Расстояние от бойка до лапки отключающей планки должно быть не менее 6 мм;

б)    для реле РТВ касание бойком лапки отключающей планки должно происходить после расцепления часового механизма. При этом расстояние от бойка до планки в момент расцепления часового механизма должно составлять 1-2 мм;

в)    для всех реле и электромагнитов запас хода бойка после расцепления отключающего механизма должен быть около 2 мм.

Согласование хода бойка с отключающей планкой выполнять подгибанием лапок отключающей планки иль изменением длины бойка (изменением положения головки бойка, навертыванием на конец бойка гайки) ♦

Для реле и электромагнитов, имеющих на бойках головки или гайки, должны быть приняты меры для предотвращения их самоотвинчивания при вибрации, что может привести к отказу в срабатывании.

Регулировка отключающего механизма и согласование его работы с реле прямого действия необходимо выполнять в полном объеме при любом виде технического обслуживания, выполняемого после разборки и регулировки привода.

При техническом обслуживании, не связанном с разборкой и регулировкой привода, у отключающего механизма следует проверять:

а)    надежность сдерживания серповидного рычага на ролике в соответствии с 3.4.2,2;

б)    усилие, необходимое для поворота отключающей планки, по напряжению срабатывания электромагнита отключения (3.4.2,2);

в)    затяжку всех регулировочных винтов отключающего механизма;

г)    запас хода бойков всех реле и электромагнитов после расцепления отключающего механизма (3.4.3,3).

-13 -

3*5. Проверка сопротивления изоляции и испытание ее повшеннш напряжением

Проверку сопротивления изоляции и испытание ее повышенным напряжением следует выполнять в полной схеме. Поэтому предварительно должны быть собраны цепи переменного тока и напряжения и цепи управления.

Проверить правильность соединений, соответствие их принципиальным и монтажным схемам и затяжку всех винтовых контактных соединений.

Испытание производить при закрытых кожухах, крышках и дверцах в следующей последовательности:

1)    снять заземление вторичных обмоток измерительных трансформаторов;

2)    измерить мегаомметром на 1000-2500 В сопротивление изоляции цепей управления, тока, напряжения относительно земли и между собой. Сопротивление изоляции должно быть не менее I МОм;

3)    произвести испытание изоляции всех цепей относительно земли напряжением 1000 В переменного тока в течение I мин.

При отсутствии возможности испытания переменным напряжением 1000 В допускается производить испытание мегаомметром на 2500 В или выпрямленным напряжением от специальной установки;

4)    измерить повторно сопротивление изоляции мегаомметрфм;

5)    восстановить заземление вторичных обмоток измерительных трансформаторов.

При плановых видах технического обслуживания следует выполнять только измерение сопротивления изоляции. Испытание повышенным напряжением производить в случае замены реле или их обмоток.

3.6. Проверка электрических характеристик

3.6.1. Объем и последовательность проверки

Проверка электрических характеристик реле и электромагнитов при разных ввдах технического обслуживания следует выполнять в соответствии с табл.3.1.

Таблица 3.1

Наименование проверки

Вид технического обслуживания

Н

KI

к

В

I

2

3

4

5

I. Реле РТЙ и токовые электромагниты отключения

IД. Проверка тока срабатывания на рабочей уставке

+

+

+

+

1.2. Измерение полного сопротивления обмотки реле (электромагнита) при отпущенном и подтянутом сердечнике и токе, равном току срабатывания

+

1.3. Измерение полного времени срабатывания при кратности тока реле 1,5

+

-

-

2. Реле РТВ

2*1. Проверка тока и времени срабатывания на рабочей уставке

+

+

+

+

2.2. Измерение полного сопротивления обмотки реле при отпущенном и подтянутом сердечнике и токах, равных току срабатывания

+

2.3. Настройка выдержки времени в независимой части характеристики или при заданном токе

+

+

+

2,4. Снятие зависимости времени срабатывания от тока на рабочей уставке при трех-четырехкратном значении тока

+

+

+

2.5. Измерение коэффициента возврата реле в зависимой и независимой частях характеристики

+

3. Блокирующее реле отделителя 3.1. Проверка тока срабатывания

+

+

+

3.2. Проверка на отсутствие вибрации при максимальном значении тока КЗ и включенном короткозашкетеле

+

+

4. Реле НТВ

4.1. Проверка напряжения срабатывания и возврата реле

+

+

-

+

4.2. Проверка заданной выдержки времени

+

+

+

Окончание таблицы 3.1

наименование проверки

Вид технического

Н

КС

к

Б

I

2

3

4

5

5, Электромагниты управления

5.1. Проверка напряжения срабатывания

+

+

-

5.2. Проверка действия электромагнита на включение или отключение привода при номинальном напряжении оперативного тока

+

+

+

+

Примечание, яия проверки.

Знак

указывает на необходимость выполне-

3.6.2. Проверка и настройка тока срабатывания реле и электромагнитов

З.б,2„1. Схемы регулирования тока

При выборе схемы регулирования тока для проверки реле РШ и РТВ необходимо учитывать зависимость их сопротивления от положения сердечника.

Сопротивление токовых раде и электромагнитов значительно (в я-4 раза) увеличивается при подъеме их сердечника (приложения 1,2), Увеличение сопротивления реле приводит к уменьшению тока в его обиот-ке и, следовательно, тягового усилия сердечника, которое примерно пропорционально квадрату тока.

Е результате тяговое усилие в конце хода сердечника может оказаться недостаточным для отключения привода. Поэтому схема регулирования тока должна обеспечивать практически неизменное значение тока в обмотке реле при подъеме его сердечника. На рис, 3,а приведена наиболее удобная и простая схема, в которой ток регулируется реостатом. Независимость тока в обмотке реле от положения сердечника обеспечивается подбором сопротивления реостата. Для существующих реле FCM и РТВ это условие соблюдается при сопротивлении реос-

-16 -


■o-s



PT


a)




В)


Рис.З. Схемы регулирования тока с помощью:

a v реостата; 6 - автотрансформатора; 6 - автотрансформатора, подачей в реле выпрямленного тока


тата 12-16 Ом, в 6-8 раз большем начального сопротивления реле.

Напряжение источника питания при токе 5 А и полном сопротивлении пени 16-18 Ом должно составлять около 90 В. Для стандартных напряжений 220 и 380 В сопротивление реостата должно быть порядка 50 и 80 Ом соответственно. Значение допустимого тока реостата для проверки большинства реле должно составлять 40-50 А. В отдельных случаях может требоваться реостат на значительно больший ток.

На рис.3,6 показана схема, в которой регулирование тока осуществляется автотрансформатором. Постоянство тока в обмотке реле при движении сердечника обеспечивается добавочным сопротивлением, значение сопротивления которого по изложенным выше соображениям должно составлять 13-16 Ом. Возможности этой схемы ограничены, так как при указанном значении добавочного сопротивления существующие регулировочные автотрансформаторы позволяют получить максимальное значение тока в реле порядка 15 А.


- 17 -

Провеса электромагнитных реле, реарирулдих на денствущее значение переменного тока, может производиться с использованием выпрямленного тока.

При использовании выпрямленного тока сопротивление реле мало зависит от положения его сердечника и ток в реле остается практически неизменным в течение процесса срабатывания реле. В этом случае не требуется включать в цепь реле добавочное сопротивление, что позволяет значительно расширить диапазон регулирования тока.

На рас.3,5 показана схема проверки реле выпрямленным током. Регулирование тока осуществляется автотрансформатором АТ,напряжение с которого подается на нагрузочный трансформатор НТ (220/12 В). К низковольтной обмотке НТ через двухполупериодный выпрямитель В (В-200) подключается обмотка проверяемого реле. Измерение тока осуществляется до выпрямителя через измерительный трансформатор тока ИТ (УТТ-5).

Применение автотрансформатора ЛАТР-1 в такой схеме обеспечивает диапазон регулирования тока от 0 до 200 А.

Проверка реле выпрямленным током может производиться с помощью испытательного устройства 0ПЕ-2-230, выпускаемого Ростовским специализированным производственным предприятием "Энергоавтоыатика".

3.&.2.2* Учет погрешности трансформаторов тока при настройке тока срабатывания

При настройке реле РТМ и РТВ необходимо учитывать погрешность трансформаторов тока. Расчет трансформаторов тока по кривым 10^-ных погрешностей для реле РТМ и РТВ затруднен из-за зависимости сопротивления реле ст многих факторов; результаты его недостаточно точны.

Поэтому настройку уставок реле независимо от результатов расчетов следует вести так, чтобы автоматически учитывались погрешности трансформаторов тока. В большей мере это относится к реле РТВ, имеющим значительное сопротивление обмоток и зависимую от тока выдержку времени. Настройка реле от постороннего источника без учета погрешностей трансформаторов тока может привести к тому, что при действительном коротком замыкании выдержка времени его значительно увеличится по сравнению с расчетной.

Для полного учета погрешности трансформатора тока настройку

-18-

Рис.4. Схема проверки реле первичным током

реле необходимо выполнять первичным током по схеме рис.4.

Применение этой схемы ограничивается мощностью и массой нагрузочного трансформатора! а также первичным током срабатывания защиты. При больших первичных токах соединения необходимо выполнять короткими проводами большого сечения с наконечниками.

Проверка первичным током в комплектных распределительных устройствах с выкатными тележками выключателей требует полной выкатки тележки, прокладки длинных проводов большого сечения к трансформаторам тока, вкатывания тележки в испытательное положение.

При этом возникают серьезные затруднения в соблюдении правил техники безопасности.

Этих недостатков лишена схема, показанная на рис.5. Схема не требует тяжелой аппаратуры и с достаточной точностью учитывает погрешности трансформаторов тока.

с

Рис,5. Схема проверки реле с учетом погрешности трансформаторов тока

В этой схеме ток подается на обмотку реле, включенную параллельно вторичной обмотке трансформатора тока. Отличие этой схемы состоит в том, что сопротивление вторичной обмотки трансформатора тока включено последовательно с сопротивлением намагничивания, ко1да как в реальной схеме замещения, со-

- 19 -

ответствующей указанной на рис *4» сопротивление вторичной обмотки трансформатора тока включено последовательно с сопротивлением реле.

Проверка по схеме рас*5 дает очень небольшую (несколько процентов) ошибку по сравнению с проверкой первичным током по схеме рис.4. Это объясняется тем, что сопротивление вторичной обмотки применяемых трансформаторов тока (деоятые доли ома) значительно меньше сопротивления реле (2-5 Ом) и ветви намагничивания (десятки омов), поэтому им можно пренебречь.

3.6.2.3.    Проверка тока

срабатывания на рабочей уставке и измерение полного сопротивления реле

В соответствии с заданной уставкой следует установить переключатель отпаек или подключить требуемую отпайку на выводы оборки.

Точная настройка тока срабатывания реле РТМ осуществляется изменением воздушного зазора.

Проверка тока срабатывания реле РТВ выполнять при полностью выведенной выдержке времени (поводок поднят вверх до упора).

Ток срабатывания определять при плавном увеличении тока в обмотке до отключения привода или срабатывания отключающего механизма. Ток срабатывания на уставке следует измерять триады.

Для всех реле РТМ и РТВ разброс тока срабатывания по отношению к среднему значению не должен превышать 4^.

Погрешность тока срабатывания'относительно тока уставки по шкале не должна превышать + 10%.

Одновременно с проверкой тока срабатывания целесообразно измерять полное сопротивление -реле при отпущенном и подтянутом сердечнике при профилактическом восстановлении а наладке. Для этого параллельно обмотке реле' следует подключить вольтметр и измерить два значения напряжения на реле: при токе близком к току срабатывания, когда сердечник реле еще отпущен и при токе срабатывания, когда сердечник реле подтянут.

По полученным значениям напряжения и тока определить полное сопротивление реле для соответствующего положения сердечника.

РАЗРАБОТАНО предприятием "Срвдазтехэнерго"

ПО "Союзгехэнеpro "

ИСПОЛНИТЕЛЬ В.А.АЛИИ0В

УТВЕРЖДЕНО Производстве яяыы объединением по наладке, совершенствованию технологии в эксплуатации злектростанций в сетей "Соювтехенерго" 09.06.89 г.

Заместитель главного инженера Ф.Л.К0Г1Н

(с) CQ0 Союзтехэнерго, 1990 г.

Ответственный редактор Р.Р.Яблокова Технический редактор Б.М.Полякова Корректор В.И.Шахнович

Подгтиоаяо к печати 20.04.90    Формат    60x84    1Дб

Печать офсетная Уся.деч.л.4,65Уч.-изд.л. 4,6 Тирах 2050 экз. Заказ Л V90/90    Издат.    Л    89610

Производственная служба передового опыта эксплуатации энергопредприятии Союзтехэнерго 105023, Москва, Семеновский лер., д.15

Участок оперативной полиграфии ОТО Союзтехэнерго 109432, Москва, 2-й Кожуховский проезд, д.29,строение 6

- 2C -

3.6.3. Проверка напряжения срабатывания и возврата реле минимального напряжения и электромагнитов

Проверка реле РКВ и электромагнитов переменного тока выполнять по схеме рис.6,а.

Г®-L

у) is

5)

Рис.6. Схемы измерения напряжения срабатывания и возврата:

Напряжение срабатывания реле минимального напряжения проверять при максимальной вздержке времени (поводок установлен в крайнее верхнее положение) плавным снижением напряжения автотрансформатором АТ. Напряжение срабатывания определять по началу движения сердечника. Одновременно следует проверять надежность работы реле при напряжении срабатывания и максимальной вздержке времени. По истечении вздержки времени реле должно четко срабатывать.

Проверку производить не менее трех раз. Взвод отключающей пружины реле следует выполнять от руки

а - реле и электромагнитов пе- яаяатием на шток ременного тока; ff - электро- нажатием на шток.

магнитов постоянного тока    Напряжение    возврата    определять

при отключенном приводе медленным подъемом напряжения на обмотке реле до полного втягивания сердечника.

Напряжение срабатывания и возврата реле РНВ должно находиться в пределах норм, указанных заводом-изготовителем (приложение 3).

В случае необходимости регулировку произвести изменением натяжения пружины сердечника (для всех реле, кроме ШВ завода "Электроаппарат") .

Напряжение срабатывания электромагнитов включения и отключения проверять при действии их на привод.

Проверку электромагнитов постоянного тока следует выполнять по схеме рис .6,(5”.

Напряжение срабатывания электромагнитов включения не должно превышать 00% номинального напряжения.

УДК 621.316.925 (083.96)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ СБСШПИВАНИЮ РЕЛЕ ПРЯНОГО ДЕЙСТВИЯ

Срок действия установлен о 01.05.90 р. до 01.05.95 р.

В Методических указаниях приедены оведения, необходимые дхя технического обслуживания реле прямого действия я электромагнитов, встраяваешх в пружинные приводы высоковольтных выключат еле! 6-35 кВ.

С выходом настоящих Методических указания аннулируется "Инструкция по наладка, проверке в ехоплуатацки рало прямого действия"

СМ.,: СТО ОРГРЭС, 1975).

Методические указания предназначены для персонала энергосистем и наладочных организаций, занимающегося канадкой и техническим обслуживанием устройств релейной защиты я влектроавтоматикх.

I. СЩАЯ ЧАСТЬ

1.1.    Реле пряного действия применяются для защиты присоединений в электрических оетях напряжением 6-35 кВ.

1.2.    В Методических указаниях приедены методика к объем проверок при разных видах технического обслуживания рале прямого действия я электромагнитов управления. В приложениях 1-5 рассмотрены конструкции и принцип действия наиболее распространенных типов реле и электромагнитов. Приедены характеристики, определяющие область применения и особенности работы реле прямого действия. Даны указания по механической регулировке и технические данные рассмотренных реле и электромагнитов.

1.3.    При техническом обслуживании защит с реле пряного действия следует такие руководствоваться "Правилами технического обслуживания. устройств релейной защиты и электроавтоматики электрлчвс-

-4

ких сетей 0,4 - 36 кВ" (V.: СФ Ооюетвхэверго, 1989), "Инструкцией по проверке трансформаторов тока, используемых в схемах релейкой зациты" (If,: Энергяя, 1977), "Инструкцией по проверке трансформаторов напряжения к кх вторичных цепей” (II.: СПО Совзтехэнерго, 1979), а также вазовскими инструкциями по монтажу и эксплуатация приводов выключателей.

2. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ

Работы по проверке реле прямого действия, установленных в привод, следует выполнять о совладением правил техника безопасности при обслуживании электроустановок напряжением выше 1000 В.

Дополнительно необходимо выполнить алвдупцие меры безопасности:

а)    провод выключателя должен быть заземлен;

б)    работы по установке реле в привод н регулировке отключающего механизма привода должны производиться при отключенном положении привода н полностью отпущенной пружине;

в)    опробование действия реле на привод следует выполнять о совладением мер предооторожаоотя: не касаться движущихся частей привода, не приближаться к ним на опасное расстояние.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ШЕ ПРЯЮГО ДЕЙСТВИЯ

3.1. Виды, периодичное» и объем технического обслуживания

Техническое обслуживание реле прямого действия производится совместно о другими устройствами релейной защиты я электроавтоматики. Виды я ороки проведения технического обслуживания определяются в соответствы с "Правилами технического обслуживания устройств релейной защиты к електроавтоматики электрических сетей 0,4-35 кВ” и местным! инструкциями.

Правшами установлены следующие вида технического обслуживания:

проверка (наладка) при новом включении - Н;

первый профалак тичесияй контроль - И;

профилактическое восстановление (ремонт) - В;

профилактический контроль - К;

опробование (тестовый контроль); технический осмотр;

- 5 -

дополнительные проверки (внеочередная и послеаварийиая).

Ниже приведется объем л дается описание проверок, выполняемых при новом включении с указаниями об их сокращении при других видах технического обслуживания* В приложениях 6-8 приведены формы протоколов проверки реле прямого действия FTW, FTB и ШВ* При проверке токовых электромагнитов отключения и блокирующих реле отделителя (БРО) могут использоваться протоколы на реле PTMS а при проверке электромагнитов управления - протоке ы на реле РНВ„ В приложении 9 дается перечень приборов а устройств, рекомендуемых для технического обслуживания реле прямого действия*

3.1*1* Проверка при новом включении: подготовительные работы; внешний осмотр;

проверка механической части реле;

проверка отключающего механизма привода и совместная регулировка ею с реле;

проверка схемы: включения рел$;

проверка сопротивления изоляции и испытание повышенным напряжением;

проверка электрических характеристик реле.

3.1*2. Дополнительные проверки проводятся по мере необходимости для выяснения причин неправильного действия или отказа защиты, при частичных изменениях схем л восстановлении цепей после ремонта силового оборудования и регулировки приводов выключателей.

Дополнительные проверки выполняются в объеме, соответствующем назначению проверки по программ, составленной для каждого конкретного случая службой релейной защиты»

При прове ках любого вида необходимо учитывать, что проверка реле прямого действия является заключительным этапом всего комплекса работ по монтажу или ремонту выключателя и его привода. Результаты этой проверки позволяют судить о правильности выполнения всего комплекса работ*

Поэтому проверку установленных в привод реле необходимо производить только после окончания всех работ по монтажу или ремонту выключателя и регулировке привода.

- 6 -

3.2. Внешний осмотр

3.2.1.    При внешнем осмотре необходимо проверить:

а)    состояние обмотки реле и ее выводов;

б)    работу переключателя отпаек и надежность присоединения к нему выводов обмотки;

в)    исправность механического указателя срабатывания;

г)    плотность прилегания крышки реле к корпусу.

Все замеченные дефекты устранить. В протоколе проверки реле сделать отметки об устранении дефектов.

Hi» плановом техническом обслуживании внешний осмотр выполнить в полном объеме.

3.3. Проверка механической части

3.3.1.    Для проверки механической части реле следует демонтировать из привода и разобрать. Проверить исправность всех деталей. Особое внимание обратить на защиту деталей реле от коррозии. Заводское защитное покрытие должно быть исправно.

При наличии на деталях реле ржавчины не допускается удаление ее напильником или шкуркой. Такие детали следует заменить исправными, а восстановление защитного покрытия поврежденных деталей произвести в мастерской.

Из наиболее часто встречающихся неисправностей следует отметить следующие: погнутые и помятые гильзы; погнутые бойки, винты и шпильки для крепления; сорванная резьба винтов и гаек; отсутствие шайб; поломанные пружинные шайбы; заусенцы; разбитые детали из пластмасс.

Устранение так^х: неисправностей на месте затруднительно, поэтому поврежденные детали должны заменяться исправными.

Детали реле необходимо очистить от пыли, консервирующей заводской смазки, металлических стружек и опилок.

3.3.2.    После проверки исправности деталей реле собрать. При сборке реле следует руководствоваться указаниями по проверке и регулировке, учитывающими особенности каждого типа реле (приложения 1-5).

При оборке реле не допускается применение каких-либо видов

- 7 -

смазки, так как смазка всех видов изменяет вязкость в зависимости от окружающей температуры, впитывает в себя пыль и загустевает настолько, что может вызвать отказ в работе.

Сборку реле следует производить осторожно, не допуская перекосов и ударов. Особенно это относится к реле Рижского опытного завода "Энергоавтоматика", имеющим пластмассовые детали. При работе следует пользоваться простыми и торцевыми гаечными ключами. Не допускается применение вместо ключей плоскогубцев, так как это приводит к порче гаек и шпилек.

Для работы с переключателями с круглыш гайками необходимо иметь отвертку с прорезью в лезвии.

После сборки реле проверить от руки свободное движение всех подвижных частей и исправность часового механизма на слух (при многократных срабатываниях).

3.3.3.    Проверенные реле установить в привод. Затем повторно проверить отсутствие перекосов и свободное движение всех подвижных частей.

После этого произвести проверку отключающего механизма привода и совместную регулировку его с реле.

3.3.4.    При плановом техническом обслуживании состояние механической части реле следует проверить без снятия его с привода. Снять крышку реле и произвести внутренний осмотр, при этом проверить:

а)    отсутствие коррозии на деталях реле;

б)    затяжку всех винтовых соединений;

в)    свободный ход сердечника и штока;

г)    исправность часового механизма (на слух);

д)    неизменность параметров механической регулировки (зазоры, люфты и т.п.).

В случае обнаружения коррозии или неисправностей реле снять с привода и произвести ремонт или замену неисправных деталей.

3,4, Совместная регулировкам отключающего механизма привода и реле

3.4.1. Для надежной работы защиты с реле прямого действия после установки реле в привод работа реле и отключающего механизма

- 8 -

привода должна быть согласована. Предварительно произвести проверку я регулировку отключающего механизма. Такая регулировка необходима для приводов старой конструкции, в которых серповидный рычаг, мДдмкя^яЙ защелку и освобождающий тем самым вал выключателя, удерживается в верхнем положении с помощью стоики с роликом.

К ним относятся приводы: УПГП; ПП-61, ПИ-67 (первых выпусков), KTOI-tf, ППК-63 и nnW-IO (до 1965 г. выпуска),

В приводах ПП-67 и ППМ-1С более поздних выпусков конструкция удерживахт;его механизма изменена: гместо стойки с роликом примечен рычаг с серьгой. Такая конструкция довольно надежна и не требует регулировки удерживания серповидного рычага.

Привода выключателей ВМП-МП, ВШП-10, BMM-I0 и привод ГГПВ-10 имеют другую конструкцию механизма отключения, достаточно надежную и не требупцую дополнительной регулировки.

Перед проверкой отключающего механизма привод должен быть проверки ж отрегулирован в соответствии с заводской инструкцией по эксглуатации.

3.4.2. На рис.1 ,а приведена схема отключающего механизма приводов УПШ, ПП-61, ПП-67, Механизм работает следующим образом. При включении выключателя серповидный рычаг (на рисунке не показан) поднимается и своей планкой I становится на ролик 2 удерживающей стойки 3. Стойка прижимается пружиной 4 к задней стенке корпуса привода. При работе реле или отключающего электромагнита его боек 8 поднимается и поворачивает отключающую планку 5. Винтом 6 планка нажимает на нижнюю часть стойки 3, которая поворачивается вокруг своей оси. Ролик выкатывается из-под планки серповидного рычага вправо. Серповидный рычаг падает и отключает выключатель. Положение ролика под планкой регулируется винтом 6, отключающей планки-винтом 7.

Несколько другую конструкцию механизма отключения имеют приводы КПП-M, ППК-63 и ППМ-Ю (рис.1,6). Стойка 3 с роликом 2 удерживается в равновесии системой "ломающихся" рычагов 6,7, укрепленных одним концом в неподвижной опоре 8. Нормально рычаги находятся за "мертвой" точкой и удерживаются в этом положении изогнутой лапкой 9 отключающей планки 10. При работе реле или отключающего электромагнита боек 14 ударяет в лалку II отключающей планки и поворачивает ее, выводя рычаги из "мертвого" положения. Рычаги складыва-

- 9 -

1



Рис Л. Схема отключающих механизмов:

й - приводов УПП1, ПП-61, ПП-67; ff - приводов КПП-M, ПИК-63,

ППМ-10

ются, что позволяет стойке повернуться вокруг оси по часовой стрел* ке. Ролик выкатывается из-под планки серповидного рычага вправо, последний падает и производит отключение выключателя* Пружины 4 и 5 возвращают стойку и "ломающиеся" рычаги в исходное положение.

Положение ролика под планкой серповидного рычага регулируется перемещением опоры 3. Положение отключающей планки 10 и провал "ломающихся" рычагов 6,7 регулируются винтом 12.

Регулировку отключающего механизма привода следует выполнять в такой последовательности:

1)    проверить вращение серповидного рычага на оси. Ось и отверстие рычага должны быть точно подогнаны. Качание рычага на оси недопустимо, так как в этом случае планка рычага занимает на ролике произвольное положение и регулировка отключающего механизма нарушается;

2)    отрегулировать положение ролика под планкой серповидного рычага. При этой регулировке должны выполняться два требования: