Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе врачами-педиатрами и санитарными, сотрудниками НИИ и вузов региона Сибири и Северо-Востока
Введение
1. Методика оценки физического развития
2. Схема оценки состояния здоровья
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Актуализация | 01.01.2021 |
14.09.1982 | Принят | Зам. Начальника Главного управления научно-исследовательских институтов и координации научных исследований |
---|---|---|
21.10.1982 | Утвержден | Минздрав РСФСР |
Разработан | Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР НОВОСИБИРСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГИГИЕНЫ
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СИБИРИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА
Новосибирск, 1983
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИИ РСФСР НОВОСИБИРСКИЕ НАУЧНО^ПССЛЕдиВАТЕЛЬСКИС ИНСТИТУТ ГИГИЕНЕ
СОГЛАСОВАНО;
УТВЕРЖДАЮ:
Замначальника Главного управлений научно-исследовательских институтов и координации научных исследований ц*М*лристюк 14 сентября 1982 года
Заместитель Министра А.Г* Грачёва
21 октября 1982 года
ОЦЕНКА
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СИБИРИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА
Методические рекомендации
Новосибирск
1983
0ЦЫ1СЧ1Ш ТАЖЩ1 ж(п'1ьаа и жзлта~ ЛШНЫШСФ 3-7 ЛЕГ
(шкапы регрессии по длине тела)
14.9 15.1 .15,3 100 101 .102. *103* 104 IC5 IC6 107 Высоки* ( М *26 и Лыше) 15,5 15,7 15.9 16.1тл я |
13.9 19,1 _19,3 ”l9,5 19,7 19.9 2C.I 20*3 |
52,6 52,8 53.0 53.1 -53*3. |
57,9 58,1 58,3 "*58,5 53,6 58,8 59,0 Jdd~
№■52,3 М=93,4 6 »“ч,Зо M-I5.C ЙЬС.19 ,-Т ся |
-II-
Таблиц» 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Гальчяки 3,5 лет
Гтшипп о йтэ л ышх
Таблица 5 -12- Кальчпяи 4-х лет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 я |
|
отклонения
Низкие
(М -26
и наше)
Ниже
средняя
(от М -76
до М ~~2е)
Средние
Выше
средних
(от М + 1е
Высокие { /И + 26 i/ баше)
Та&шца 6 Мальчики 4,5 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 7 Мальчики 5 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
б*= ±1.73 = ± I.:® (5=_j4,SI *0,29 /?£ =0,28 |
Таблица 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица II | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
методические рекомендации предназначены для использования практической работе врачими-педиатрами и санитарными, сотрудниками НИИ и вузов региона Сибири и Северо-Востока.
Составители: кандидаты медицинских наук Д.И.Каганович, К.Н. Петрувичеви, А.Я.Поляков, младшие научные сотрудники А.Г.Тихомирова, Л.Н.Иоайчг.нко.
Таблица 13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В й В Д £ н и в
Детский организм, особенно раннего возраста» является наиболее плаотичным и легко подвергается влиянию различных факторов окружающей среды. В связи о этими многими исследователями подчеркивается наличие существенных отличий б показателях здоровья детей различных регионов нашей страны. Это диктует необходимость проведения своевременной и правильной оценки состояния здоровья (в том числе физического развития) детского населения, что требует от драктиеео г врачей знания современных методов и учета существующих местных кар; етров.
Большинство районов Сибири и Дальнего Востока характеризуется рядом природно-климатических особенностей: длительный период низких температур и резкие их перепада» сильные ветры, отрицательный, годовой баланс солнечной радиации и дефицит ультрафиолетовой части спектра, большие колебания атмосферного давления, гелиомагнитные возмущения. Отмечается бедность воды, почвы» растительности некоторыми микроэлементами '.иод, фтор, медь» кобальт и др.). Перечисленные природно-климатические факторы, особенно их сочетание с социально-гигиеническими особенностями районов Сибири, могут соответствующим образом влиять на формирование здоровья детского населения.
В I980-I98I гг, изучено состояние здоровья I860 детей в возрасте 3-7 лет, посещающих детские яоли-оада Новосибирской области, что позволило разработать оценочные таблицы физического развития детей дошкольного возраста.
Апробация разработанных оценочных таблиц физического развития в г.г. Нерюнгри и Якутске, Петропавловске-Камчатоком, Алтайском
крае* Томской и Кемеровской областях не выявила существенных различий физического развития дошкольников этих территориальных районов и Новосибирской области* что позволяет рекомендовать их (при отсутствии местных стандартов) для практической работы по оценке физического развития детей дошкольного возраста в указанных регионах.
- !>-
х, методика оценки ^шшкюго РАЗБИТИЯ
Индивидуальная оценка физичеокого развития производится путем сопоставления данных каждого обследованного со средними величинами показателей для данной возрастно-половой группы. Поэтому при оценке физического развития необходимо точное определение по унифицированной методике и выверенным инструментарием основных показателей физичеокого развития (длина и масса тела, окружность грудной клетки а др.) и правильное определение возраота обследуемого ребенка. Например, к возрастной группе 4 года относятся дети от 3 лет 9 мео. до 4 лет 2 мес. 29 дней; к возрастной группе 4,5 года - от 4 дет 3 мео. до 4 лет 8 мео. 29 дней и т.д.
Сущность метода состоит в том, что физичеокое развитие ребенка оценивается ксычдеконо с учетом соотношения массы тела и окружности грудной клетки о различными величинами длины тела. Оценка длины тела (роста) проводится с учетом сигмальных отклонений. Вое показатели роота с отклонениями от средней (М) в пределах * Уб считаются средними, о. + 16 до + 2ег - выше средних, от + 26 и более - выоокими, от - 1б до - 2б - ниже средних, от -26 и менее - низкими. В представленных таблицах дается готовая шкала ростовых групп. Для оценки показателей,выходящих за пределы расочитаншх в таблицах, Даны парциальные сиход (б») массы тела и окружности грудной клетки.
При индивидуальной оценке физичеокого развития дошкольников Институтом гигиены детой и подростка; М3 СССР рекомендуется выделять следующие группы:
I. Нормальное физическое развитие. Это дети, у которых ыаооа тела и окружность грудной клетки для данной ростовой группы колеблется в пределах от М-1б»до М+2б* .
-6»
2. Дети с дефицитом массы тела, отставанием окружности груди или обоих показателей более, чем на -16*.
3. Дети с избытком массы тела (более, чем М+26*).
4. Дети о резкам отставанием , о общей зацержкой физического развития (длина тела меньше М-26а).
Дети 2-4 групп физического развития нуждаются в соответствующем наблюдении и обследовании, тщательном анамнезе, проведении дополнительных исследований, включая определение зубного и костного возраста ребенка при общей задержке физического развития.
Дети, имеющие дефицит массы тела и отставание в окружности грудной клетки, подлежат наблюдению педиатра, а с избыточной массой тела и низким ростом должны направляться к эндокринологу, так как у первых может быть алиментарное ожирение, а у вторых общая задержка развития.
Примеры пользования таблицами
1. Мальчик 3-х лет, Дчина тела 96 см, масса тела - 16,1 кг, окружность грудной клетки 54 см. Заключение: мальчик среднего роста о нормальным физическим развитием.
2. Мальчик 5,5 лет Длина тела 119 см, масса тела 19,9 кг, окружность грудной клетки 57 ом. Заключение: мальчик выше среднего роста, с дефицитом массы тела и отставанием окружности грудной клетки (2 группа). Нуждается в обследовании для выяснении причин недостаточного физического развития.
3. Девочка 6 лет. Длина тела 108 см, масса тела 20,5 кг, окружность грудной клетки 57 см. Заключение: девочка среднего роста о нормальным физическим развитием.
2. СХсМА ОЦЕНКИ СОСТОЯЛИ ' сиЭПйМ
Комплексная оценка состояния здоровья приводится по предложен-
-7-
ной Институтом гигиены двгай и садросткод Минздрава СССР схеме, согласно которой на основании показателей физического развитая, данных, о функциональном состоянии систем и заболеваемости все де-ти подразделяются на 5 групп.
Первую группу составляют' здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.
Вторую группу составляют здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения (гипертрофия миндалин П степени, увеличение щитовидной железы I и П степени, часто болеющие дети, тахикардия, единичный кариес, с превышением массы тела за счет ж по отложения, но не более, чем на 19$ от возраотной нормы).
Третью группу составляют дети, больные хроничеокима заболеваниями в состоянии компенсации о сохраненными возможностями организма.
Четвертую группу составляют дети, бальные хроничвокими заболеваниями в оостоянич субкомпеноации.
Пятую группу составляют дети, больные хроничешшш заболеваниями в состояния декомпенсации.
Оценка состояния здоровья по данной охеме позволяет овоевремев-но выявлять детей, нуждающихся в диопаноерном наблюдении и профилактических мероприятиях.
-у- Т^тинг* I
Физическое развитие мальчиков 3-7 лет (статистические парам*три)
Воз раст |
| К-во р!сслед. |
T- ■ ■ Min - Max |
--p- i м |
1-------y - | t - ! ^ 1 i J i m * |
! у S |
* ~г г !*#! .. ............*......- • |
Зе |
Длина тела, см | |||||||
3 |
85 |
80 ,0-100,0 |
93,4 |
4,36 0,47 |
4,7 | ||
3,5 |
105 |
83,0”105,7 |
97 f 5 |
4,00 0,39 |
4,1 | ||
4 |
107 |
84,0-114,0 |
101,0 |
4,98 0,48 |
4,9 | ||
■1,5 |
114 |
91,0-122,0 |
104,2 |
4,76 0,45 |
4.6 | ||
5 |
120 |
94,0-120,0 |
107,3 |
4,81 0,44 |
4,5 | ||
5,5 |
ЮЗ |
100,0-126,0 |
112,0 |
4,77 0,47 |
4,3 | ||
Г> |
III |
101,0-129,0 |
114,1 |
4,79 0,45 |
4,2 | ||
6,5 |
III |
.103,0-130,0 |
116,9 |
5,04 0,48 |
4,2 | ||
г- ( |
101 |
109,0-134,0 |
119,7 |
5,20 0,52 |
4,3 | ||
Ь'.асса, |
КГ | ||||||
3 |
85 |
10,4-19,3 |
15,0 |
1,59 0,17 |
10,6 |
0,53 0Д9 |
1,35 |
3.5 |
105 |
11,0-20,2 |
15,6 |
1,75-0,17 |
11,3 |
0,70 0,31 |
1,24 |
4 |
107 |
12,8-21,4 |
16,5 |
1,86 0,18 |
11,3 |
0,70 Г ,2? |
1,32 |
4,5 |
314 |
13,6-24,1 |
17,2 |
2,10 0.20 |
12,2 |
0,78 0,34 |
1,32 |
5 |
120 |
12,6-23,3 |
18,2 |
2,21 0,20 |
12,1 |
0,63 0,29 |
1,73 |
&.5 |
ЮЗ |
14,0-27,5 |
19,S |
2,37 0,23 |
11,9 |
0,61 0,30 |
1,87 |
о |
III |
14,8-30,0 |
20,6 |
2,92 0,28 |
14,2 |
0,71 0,43 |
2,04 |
Г^5 |
111 |
15,9-34,1 |
21,9 |
3,18 0,30 |
14,f |
0*73 0,40 |
2,16 |
**у |
101 |
15,3-3’. .5 |
23,0 |
3,74 0,37 |
16.3 |
0,74 0,53 |
2,51 |
Сету; |
едость ГРУДИ, CP | ||||||
3 |
a;- |
49,0-58.0 |
52,8 |
?,Г9 0.23 |
3,9 |
0,37 0,18 |
1.93 |
3.5 |
IC2 |
48,0-61,0 |
53,6 |
2,19 0,22 |
4,1 |
0,41 0,21 |
1,99 |
4 |
TOO |
50,0-62,0 |
54,9 |
2,32 0,23 |
4,2 |
0,59 0,27 |
1,88 |
4.5 |
Til |
49,0-62 ,0 |
56 6 |
2 4- Г '3 |
4,4 |
0,57 0,30 |
2,02 |
С. |
105 |
49,0-63,0 |
'• - t p |
'*■ г'Г О **'»■*• * |
4,2 |
п цс; р о г; |
1,98 |
5.5 |
Д i* „Ч |
52,0-04,0 |
^ 0 ' F " |
п СУ^ -"i О С ь- 1' |
4,9 |
0/4.. Ч. |
о оп 1,. , W |
G |
т ч * Д*- t |
* -S* *"'' >o |
ц:; о |
,'С г. '■ * *ъ “ |
* Г '* »’■ |
;* -Л Р 31 |
о р к; *у t ■ ■ ’■ |
0,5 |
* .**4 |
£•*' C. — - » > |
5?, 6 |
О ОТ . ■ о *-»- * - »'■ ■ |
1 л ^^7 / Г : V * - чг |
*■- , ■- Р | |
+4F V |
* ■ X i |
C. * .2* -'V ‘t *v — . ч |
r* |
, г\ - , - 1 |
р1’ ^чгч Я f |
2,04 |
-9- Таблице 2
Физическое развитие девочек 3-7 лет (статистические параметры)
Воз раст |
j 'Сол-во |ИССЛед. |
п--— j Min-Max |
1-Г ; м ; |
б \ |
т • |
v 1 |
--г 2 ! |
м | |
G/f |
Длина тела, см | |||||||||
3 |
79 |
84,0-102,5 |
92,8 |
4,40 |
0,50 |
4,7 | |||
3,5 |
105 |
73,5-107,0 |
9Ь ,4 |
4,71 |
0,47 |
4,9 | |||
4 |
108 |
88,0-117,5 |
99,8 |
5,08 |
0,49 |
5,1 | |||
4,5 |
но |
89,0-120,0 |
103,3 |
5,01 |
0,48 |
4,8 | |||
5 |
104 |
96,7-120,0 |
107,3 |
5,03 |
0,49 |
4,7 | |||
5,5 |
но |
98,0-121,5 |
110,8 |
4,88 |
0,47 |
4,4 | |||
6 |
1X4 |
ТСС ,0-124,0 |
113,3 |
5,44 |
0,51 |
4,8 | |||
6,5 |
107 |
102,0-130,0 |
117,1 |
5,72 |
0,55 |
4,9 | |||
7 |
101 |
108,0-131,0 |
па,э |
4,86 |
0,48 |
4,1 | |||
■scca, КГ | |||||||||
3 |
79 |
11,1-19,9 |
14,4 |
1,70 |
0,19 |
И.8 |
0,70 |
0,27 |
1,21 |
3,5 |
105 |
10,6-19,5 |
15,2 |
1,83 |
0,18 |
12,0 |
0,57 |
0,22 |
1,50 |
4 |
108 |
12,0-22,5 |
15,7 |
2 ,05 |
0,20 |
13,0 |
0,67 |
0,27 |
1,52 |
4,5 |
ПО |
10,8-23,0 |
16,9 |
2,24 |
0,21 |
13,2 |
0,62 |
0,28 |
1,75 |
5 |
104 |
13,5-25,6 |
18,3 |
2,22 |
0,22 |
12,1 |
0,50 |
0,22 |
1,93 |
5,5 |
ПО |
13,0-27,2 |
19,3 |
2,58 |
0,25 |
13,3 |
0,65 |
0,34 |
1,96 |
6 |
114 |
13,0-26,0 |
20,0 |
2,71 |
0,25 |
13,5 |
0,71 |
0,35 |
1,90 |
6,5 |
107 |
14,8-32,0 |
21,7 |
3,21 |
0,31 |
14,8 |
0,71 |
0,41 |
2,18 |
? |
IOI |
13,8-31,6 |
22,5 |
3,51 |
0,36 |
15,9 |
0,63 |
0,46 |
2,78 |
Окружность |
груди, |
см | |||||||
3 |
79 |
48,0-57,0 |
52,0 |
1,96 |
0,23 |
3,8 |
0,49 |
0,22 |
1,74 |
3,5 |
105 |
47,5-58,0 |
52,6 |
2,31 |
0,24 |
4,4 |
0,62 |
0,25 |
1,96 |
4 |
108 |
48,0-58,0 |
53,0 |
2,26 |
0,22 |
4,3 0,45 |
0,20 |
2,01 | |
4,5 |
105 |
50,0-60,0 |
54,2 |
2,29 |
0,22 |
4,2 |
0,55 |
0,26 |
1,92 |
5 |
104 |
50,0-59,0 |
54,9 |
2,16 |
0,21 |
3,9 |
0,46 |
0,21 |
1,92 |
5,5 |
106 |
50,5-63,0 |
56,5 |
2,70 |
0,26 |
4,8 |
0,46 |
0,26 |
2,40 |
6 |
116 |
50,5-64,0 |
57,0 |
2,72 |
0,25 |
4,8 0,44 |
0,22 |
2,45 | |
6.5 |
107 |
52,0-69,0 |
58,4 |
3,33 |
0,32 |
5,4 |
0,44 |
0,27 |
3,00 |
7 |
100 |
50,0-67,0 |
59,5 |
2,70 |
0,27 |
4.5 |
0,53 |
0,29 |
2,30 |