Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

16 страниц

Купить Методические указания — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

Профилактика инфекционных болезней

Коммунальная гигиена

Гигиена питания

Гигиена труда

Гигиена сельскохозяйственного труда

Гигиена детей и подростков

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОЮЗА ОБЩЕСТВ КРАСНОГО КРЕСТА И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА СССР

О ПОДГОТОВКЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ САНИТАРНЫХ ИНСПЕКТОРОВ И ИХ РАБОТЕ

1966 г.

(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)

г. Москва

Методические указания подготовлены Центральным научно-исследовательским институтом санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР.

шенство, бруцеллез, туляремия, гельминтозы и др.), с ветеринарно-санитарными правилами содержания домашних животных и мерами борьбы с грызунами.

Учитывая, что выполнение этих мероприятий в значительной степени зависит от самого населения, общественные-сани-тарные инспектора, вместе с домовыми, квартальными, уличными и другими общественными комитетами должны использовать самодеятельность населения и привлекать его к озе ленению, благоустройству дворов, улиц, площадей, скверов и парков, а также содержания в надлежащем порядке не только своих домов, но и самих квартир. В случае необходимости общественные санитарные инспектора помогают работникам санитарно-эпидемиологических станций в принятии соответствующих мер воздействия к нерадивым работникам ЖЭК, ЖКО и жильцам, а также доводят до сведения партийных и профсоюзных организаций (по месту работы виновных) о нарушении санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил, с целью принятия по отношению к ним мер общественного воздействия. В целях санитарной охраны открытых водоемов, используемых для хозяйственно-питьевых целей, особенно в сельских местностях, общественные санитарные инспектора следят, чтобы места забора воды для бы-товых нужд населения, и также места для купания населения, полоскания белья и купания животных были бы строго определены в каждом населенном пункте. Общественные санитарные инспектора помогают также в осуществлении контроля за санитарным состоянием колодцев. Они должны следить за наличием общего ведра при колодце для забора воды: за содержанием водоразборных колонок и разъяснять населению значение правильности пользования ими.

Общественные санитарные инспектора помогают работникам санитарно-эпидемиологических учреждений в осуществлении надзора за проведением мероприятий по санитарной охране водоемов, атмосферного воздуха и почвы от загрязнения выбросами промышленных предприятий.

Гигиена питания

На занятиях с общественными санитарными инспекторами но ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ слушателей знакомят с действующими санитарными правилами работы предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли.

При изложении этого материала следует подчеркнуть специальные санитарные требования, предъявляемые к предприятиям и работающим, роль и значение профилактических медицинских осмотров, лабораторных обследований на бак-

терио и глистоносительство, особое значение соблюдения персоналом личной гигиены.

В целях профилактики токсикоинфекций значительное внимание должно быть уделено ознакомлению слушателей с санитарными требованиями к обработке и хранению продуктов питания, особенно скоропортящихся, а также ознакомлению с признаками недоброкачественности продуктов (мяса, рыбы, консервов, кондитерских изделий и т. п.), с путями элементарных заражений людей через непастеризованное молоко, молочные и другие продукты (туберкулез, бруцеллез, брюшной тиф и др. кишечные инфекции).

В предприятиях общественного питания, продовольственных магазинах, на складах, базах, колхозных рынках, пищевых промышленных предприятий общественные санитарные инспектора участвуют в проверке выполнения санитарных требований по содержанию производственных помещений, их оборудованию, правил мытья посуды, соблюдения требований сбора пищевых отходов, их хранения и удаления; проверяют соблюдение правил защиты продуктов от грызунов, тараканов и мух, правильность хранения уборочного материала, дезинфицирующих средств, спецодежды и т. д.

Общественные санитарные инспектора используются также для контроля за гигиеническими условиями труда работающих, за чистотой помещений и рабочих мест, правильной эксплуатацией вентиляционных устройств, исправностью печей в пекарнях и т. д. (при этом они не должны в процессе своей работы превышать предоставленные им права и решать вопросы, выходящие за пределы их компетенции). В случаях подозрения на недоброкачественность продуктов и необходимости изъятия пробы для лабораторного анализа, общественные санитарные инспектора должны немедленно сигнализировать специалистам санитарно-эпидемиологических станций (санитарно-эпидемиологических отделов районных больниц сельских районов).

Гигиена труда

При подготовке общественных санитарных инспекторов по ГИГИЕНЕ ТРУДА следует после прохождения общей части программы проводить занятия непосредственно на промышленном предприятии. В процессе занятий необходимо, чтобы промышленно-санитарный врач определил задачи, которые стоят перед общественными санитарными инспекторами конкретно по каждому производству, ознакомил бы общественных санитарных инспекторов с действующими санитарными правилами по устройству, содержанию и эксплуатации того предприятия, где предстоит работать общественному санитар-

10

кому инспектору, с вопросами профилактики профессионала ных отравлений и профессиональных заболеваний, а также с требованиями к содержанию санитарно-бытовых помещений.

Слушатели должны быть ознакомлены с вопросами кон-троля за наличием и правильным использованием индивидуальных защитных приспособлений, со спецификой санации рук и т. д.

Следует уделить внимание ознакомлению слушателей с основными профессиональными заболеваниями, мерами их гфофилактики, с законодательством цо охране труда и технике безопасности; необходимо разъяснить, какую ответственность несут руководители предприятий за обеспечение мероприятий по охране труда и защите людей от заражения, какие льготы предоставлены правительством по оплате больничных листов и пенсий по инвалидности для заболевших в результате профессиональных вредностей и заражения.

Работая по окончании обучения на промышленных предприятиях, общественные санитарные инспектора под руководством санитарного врача санитарно-эпидемиологической станции (санитарно-эпидемиологического отдела районной больницы сельского района) или др. медицинского работника, систематически ведут контроль за санитарным состоянием производственных и культурно-бытовых помещений промышленных предприятий и за выполнением санитарных правил. Они следят за осуществлением мероприятий по предупреждению загазованности цехов, загрязненности воздуха производственной пылью, по борьбе с шумами, вибрацией и т. п.

Значительное место в работе общественных санитарных инспекторов должны занимать вопросы личной гигиены рабочих, контроль за содержанием рабочего места, за исправностью и чистотой спецодежды и правильностью ее использова кия, особенно при работе с раздражающими веществами, кон-1роль за наличием средств для смазывания рук, правильным хранением ядовитых веществ. Общественные санитарные инспектора следят за наличием защитных приспособлений в цехах с вредными условиями труда.

Общественные санитарные инспектора знакомят рабочих с мерами профилактики утомления, с организацией режима питания, питьевого режима в горячих цехах, организацией рабочего места, значением индивидуальных защитных приспособлений, с мерами профилактики микротравм и простудных заболеваний, а также значением производственной гимнастики.

И

Гигиена сельскохозяйственного труда

При обучении общественных санитарных инспекторов по ГИГИЕНЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРУДА должно быть уделено большое внимание санитарным требованиям к производственным и культурно-бытовым помещениям сельскохозяйственных объектов, к устройству полевых станов, условиям работы животноводческих ферм и пр.

При изложении мер предупреждения таких инфекционных заболеваний, как сибирская язва, бруцеллез, бешенство, слушатели должны быть ознакомлены с путями заражения, ролью личной гигиены при контакте с больными животными, значением профилактических прививок для определения групп населения.

После прохождения общей части программы, практические занятия следует проводить непосредственно в колхозе и в совхозе. Медицинскому работнику еще до начала занятий необходимо определить конкретные задачи, стоящие перед общественными санитарными инспекторами. В зависимости ст этого общественные санитарные инспектора знакомятся с санитарными правилами по их устройству, содержанию и эксплуатации, с вопросами профилактики профессиональных заболеваний и отравлений ядохимикатами, с требованиями, предъявляемыми к транспортировке, хранению ядохимикатов и работе с ними, а также к надлежащему содержанию санитарно-бытовых помещений.

Осуществляя контроль на участках работы с ядохимикатами, общественные санитарные инспектора проверяют соблюдение санитарных правил при протравливании ядохимикатами семенного фонда.

Общественные санитарные инспектора, привлекаемые к осуществлению санитарного надзора за сельскими населчшны-ми местами, должны следить за санитарным состоянием полевых станов, дворов, домов колхозников, общежитий рабочих РТС, МТС и совхозов, школ, столовых, магазинов, детских садов-ясель, источников водоснабжения, животноводческих и птицеводческих ферм. Знакомясь с условиями быта колхозников, они разъясняют значение своевременной уборки помещений, борьбы с мухами, паразитами и т. д.

Общественные санитарные инспектора осуществляют санитарный надзор в полеводческих тракторных бригадах, животноводческих и молочных фермах, принимают участие в разработке оздоровительных мероприятий среди сельского населения и контроле за их осуществлением. В частности, на молочных фермах общественные санитарные инспектора следят за

12

соблюдением правил личной гигиены доярками, за соблюдением санитарных правил при дойке коров, при транспортировке молока и за своевременным прохождением ими лабораторных обследований на бактерио- и глистоносительсгво, за правильностью хранения и вывоза навоза и т. л.

Гигиена детей и подростков

При подготовке общественных санитарных инсиектопов по ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И 'ПОДРОСТКОВ необходимо дать пред; ставлеиие об основах физического и гигиенического воспитания подрастающего поколения. Здесь должна быть подчеркнута роль школы, дошкольных учреждений, медицинских работников, педагогов и родителей в коммунистическом воспитании детей и подростков.

Слушатели, подготовляемые для работы в качестве общественных санитарных инспекторов в этой области, должны получить сведения о гигиене учебных занятий, трудового обучения, о режиме работы и отдыха учащихся в школе и домашних условиях. Нужно познакомить их с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к помещениям школ и детских учреждений, к их оборудованию, освещению, отоплению и т. д.

Особенно четко должны быть преподаны обучающимся задачи и обязанности общественных санитарных инспекторов, прикрепленных к школам, детским яслям-садам, профессионально-техническим училищам, школам-интернатам.

Общественные санитарные инспектора в области гигиены детей и подростков должны контролировать санитарное содержание помещений общеобразовательных школ, школ-интернатов, профессионально-технических училищ, детских яслей-садов и других учебно-воспитательных учреждений с обращением особого внимания:

—    на благоустройство участков, спортивных площадок и их озеленение и т. д.;

—    условия организации горячих завтраков и обедов в школах, наличие питьевой воды;

—    осуществление гигиенических условий пребывания учащихся: хорошее естественное и искусственное освещение, проветривание помещений мастерских, правильную расстановку парт, оборудование и содержание физкультурного зала в школе, соблюдение правил по технике безопасности и т. п.;

—    поддержание чистоты и порядка в гардеробных, туалетах, умывальниках, в буфетах и т. д.

13

Общественные санитарные инспектора принимают участие в проведении слетов школьного санитарного актива и смотра школьных санитарных постов. Они оказывают помощь при проведении пропаганды медицинских и гигиенических знаний среди школьников и родителей, участвуют в организации викторин, вечеров вопросов и ответов, лекций и бесед для родителей, смотров лучших санитарных бюллетеней и выставок, помогают оборудовать школьный уголок научно-популярной санитарно-просветительной литературой, организуют уголок здоровья и т. д.


Начальник Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР П. Лярский


Заместитель Председателя Исполнительного Комитета Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР

3. Майорова


Л 26339 от 19/ХИ 1966 г. Зак. 1756


объем 1 п. л.


Тир. 5С00


Типография Министерства здравоохранения СССР


2 июля 1966 г.

№ 633-66

Главным санитарным врачам союзных и автономных республик, краев, областей, округов, городов, районов, бассейнов, портов и линейных участков на водном транспорте

Главным врачам домов санитарного просвещения Председателям центральных, республиканских (АССР), краевых, областных, городских, районных комитетов обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

О ПОДГОТОВКЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ САНИТАРНЫХ ИНСПЕКТОРОВ И ИХ РАБОТЕ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)

По мере роста общего благосостояния и санитарной культуры трудящихся самодеятельность населения в области оздоровления внешней среды и в проведении санитарно-оздоровительных мероприятий принимает все более широкие размеры.

Дальнейшее развитие социалистической демократии требует более широкого привлечения населения к проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий, а также дальнейшего расширения контрольных функций общественности за соблюдением гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

Санитарно-эпидемиологическая служба широко привлекает общественных санитарных инспекторов для осуществления текущего надзора за санитарным состоянием жилых зданий, культурно-просветительных и коммунальных объектов, пищевых и промышленных предприятий, объектов сельскохозяйственного производства, учебных заведений и культурно-бытовых учреждений.

В настоящее время, в период технического прогресса, комп-лексной механизации производства и химизации народного хозяйства, роль санитарно-эпидемиологической службы, а также общественности, привлекаемой к государственному санитарному надзору, неизмеримо возрастает. В связи с этим к специалистам санитарно-эпидемиологической службы и к работникам комитетов обществ Красного Креста и Красного Полумесяца предъявляются большие требования в отношении подбора и обучения общественных санитарных инспекторов.

1

Деятельность их регламентируется специальным Положением. утвержденным в 1964 г. Министерством здравоохранения СССР и Исполкомом СОКК и КП СССР по согласованию с ВЦСПС.

Общественные санитарные инспектора выделяются коллективами организаций, учреждений, предприятий и др. на два года из числа добровольно согласившихся работать в этой об-ласти и инициативных рабочих, служащих, колхозников, активистов домовых комитетов, обществ Красного Креста и Красного Полумесяца по согласованию с фабрично-заводскими, местными комитетами профсоюза, правлениями колхозов или общественными домовыми комитетами (в зависимости от места работы или места жительства общественного санитарного инспектора).

Общественные санитарные инспектора утверждаются главным врачом санитарно-эпидемиологической станции или заведующим санитарно-эпидемиологическим отделом районной больницы сельского района.

Общественный санитарный инспектор работает под руководством врача или среднего медицинского работника санитарно-эпидемиологической станции или санитарно-эпидемиологического отдела районной больницы сельского района.

Общественный санитарный инспектор обязан:

—    принимать участие в осуществлении противоэпидемических и профилактических мероприятий (в проведении дезинфекционных мероприятий, в Организации и проведении прививок и т. д.);

—    принимать участие в осуществлении текущего санитар кого надзора;

—    периодически контролировать, как выполняются и реа лизуются предложения медицинских работников о проведении оздоровительных мероприятий.

—    сигнализировать работникам санитарно-эпидемиологических станций и санитарно-эпидемиологических отделов районных больниц сельских районов о выявленных нарушениях и невыполнении требований органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы;

—    вносить предложения и ставить вопросы о нарушениях санитарного режима на объекте (перед администрацией, перед общественными организациями, в местной печати);

—    добиваться осуществления благоустройства территории обслуживаемых объектов и территории дворов, улиц, садов, скверов, мест общественного пользования и др.;

—    систематически помогать медицинским работникам в организации пропаганды медицинских и гигиенических зна-

2

ний среди населения своего участка, в первую очередь, в проведении мероприятий, направленных на гигиеническое обучение и воспитание групп населения.

Обучение общественных санитарных испекторов осуществляется медицинскими работниками санитарно-эпидемиологи ческих учреждений по 20-часовой программе (по профилю гигиены сельскохозяйственного труда — по 22-часовой программе), утвержденной в 1964 г. Министерством здравоохранения СССР и исполкомом СОКК и КП СССР.

Учебный план и программа занятий по подготовке общественных санитарных инспекторов состоят из общей и специальной частей и включают необходимый минимум основных эпидемиологических и гигиенических вопросов.

При проведении занятий должны быть широко использованы наглядные тематические пособия:    диапозитивы,    диа

фильмы, плакаты, альбомы, таблицы, муляжи, показательные санитарные бюллетени и т. п., а также демонстрация санитарко-просветительных кинофильмов В помещении, где проводятся занятия, рекомендуется оформлять тематическую санитарно-просветительную выставку, витрину, показ предметов санитарной техники, дезинфицирующих средств, прививочных препаратов и т. п. Все это поможет слушателям понять и легче усвоить преподаваемый материал.

Обучение актива не должно ограничиваться только изложением теоретическою материала. Непосредственно на объектах должны проводиться практические занятия, имеющие целью обучить общественного санитарного испектора методике обследования объекта, составлению актов обследования научить приемам дезинфекции с применением основных дезинфицирующих средств в очагах инфекционных заболеваний, научить, как правильно организовывать «уголки здоровья», фотовыставки, сатирические стенные газеты и т. д.

При проведении санитарно-просветительной работы среди населения и обучении актива нельзя ограничиваться только демонстрацией наглядных пособий (альбомов, таблиц, диапозитивов, диафильмов и т. п.). Эта работа должна в основном строиться на конкретных, взятых из жизни примерах: на разборе вспышек или отдельных случаев инфекционных заболеваний, на анализе причин их возникновения, на материалах обследования санитарного состояния местных объектов (производственные предприятия, населенные пункты или участки, детские учреждения, водоисточники, магазины, рынки и др.), на конкретных задачах и мероприятиях по санитарному благоустройству, снижению и ликвидации заболеваемости. Эти примеры следует использовать также в целях изжития вред-

3

ных для здоровья обычаев, традиций и привычек, распространенных среди населения.

Проводя занятия, преподаватели должны прививать общественным санитарным инспекторам приемы и навыки в работе по борьбе за здоровый быт и оздоровление условий внешней <.реды (атмосферный воздух, вода и водоемы, почва).

До качала занятий по подготовке общественных санитарных инспекторов главный врач санитарно-эпидемиологической станции, заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом районной больницы сельского района проводит инструктивнометодическое совещание с санитарными врачами и эпидемиологами, выделенными для проведения занятий. На совещании обсуждаются вопросы, относящиеся к методике обучения общественных санитарных инспекторов и правильного использования наглядных пособий.

Дом санитарного просвещения или санитарно-эпидемиологическая станция комплектуют в помощь преподавателям и слушателям методическую литературу, наглядные пособия. При необходимости санитарно-просветительные фильмы могут быть получены нд время демонстрации их из местных контор кинопроката.

Занятия удобнее всего проводить с группой не более 30 человек 2 раза в неделю по 2 часа. Таким образом, продолжительность занятий рассчитана на 5—6 недель.

Общая часть программы (13 часов) является обязательной при подготовке общественных санитарных инспекторов всех профилей.

На занятиях по общей части программы особое внимание должно быть обращено на понимание общественными санитарными инспекторами своей роли в осуществлении текущего надзора за проведением санитарно-оздоровительных мероприятий, на овладение методами работы.

Общественные санитарные инспектора должны быть ознакомлены также с формами организации самодеятельности населения по оздоровлению быта, благоустройству населенных мест и конкретных объектов, по проведению «месячников чистоты», массовых санитарных рейдов и т. д.

Следует обратить особое внимание общественных санитарных инспекторов на их роль в осуществлении мероприятий по повышению санитарной культуры населения. Общественные санитарные инспектора должны ознакомиться с основными формами и методами санитарной пропаганды и принимать в последующем непосредственное участие:

а) в организации аудитории для лекций, бесед, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, викторин устных

4

журналов, просмотра санитарно-просветительных кинофильмов;

б) в осуществлении санитарно-просветительных мероприятий посредством:

—    устной пропаганды (проведение бесед на определенную тему, передач бесед по местному радио через радиоузлы колхозов, совхозов и промышленных предприятий); тексты бесед должны быть апробированы специалистами.

—    печатной пропаганды (сбор материалов в стенную газету, для доски вопросов и ответов, участие в местной многотиражной газете; распространение среди населения санитарно-просветительной литературы, листовок, лозунгов, памяток, брошюр, плакатов);

—    наглядной пропаганды (участие в организации «санитарных уголков», постоянных и передвижных выставок по охране здоровья населения, оформление стенной газеты, санитарных бюллетеней, «окон сатиры», «окон здоровья» и т. д.).

Общественные санитарные инспектора должны быть обучены правилам пользования проекционной аппаратурой для демонстрации санитарно-просветительных диапозитивов и диафильмов и магнитофоном для проигрывания пленок с записью беседы или лекции врача.

Кроме того, в процессе обучения общественные санитарные инспектора должны участвовать вместе с медицинскими работниками в организации комнат и уголков здоровья при домоуправлениях, на крупных промышленных и сельскохозяйственных объектах, в домах культуры и т. д.

Профилактика инфекционных болезнен

При проведении занятий по разделу «Инфекционные болезни и их профилактика» следует исходить из краевой патологии и эпидемиологической обстановки в данной местности. В связи с этим некоторые темы, изложенные в учебном плане, могут быть заменены или дополнены более актуальными для данного периода и для дайной местности.

Так, например, в районах с природными очагами зоонозных инфекций слушатели должны быть ознакомлены с основами эпизоотологии, эпидемиологии и профилактики соответствующих инфекций (чумы, туляремии, лептоспирозов, кле щевого энцефалита и др.).

В районах, где имеются очаги зоонозных инфекций в колхозных, совхозных или индивидуальных животноводческих хозяйствах, в программу обучения включаются соответствующие темы по эпизоотологии, эпидемиологии и профилактики заболеваний, передающихся от сельскохозяйственных живот-

иых (бруцеллез, сибирская язва, туберкулез, гельминтозы. ящур и др.).

В программу обучения должны быть включены также темы, дающие слушателям основные представления о возможных путях заноса на территорию СССР карантинных инфекций (холеры, оспы, чумы, сыпного тифа и др.) и мерах профилактики. Более подробно этот раздел программы освещается в пограничных районах СССР, особенно в местностях, связанных с международными транспортными линиями (порты, аэропорты, автотрассы международных сообщений).

Для того, чтобы общественные санитарные инспектора по окончании обучения могли быть максимально полезны в проведении текущего санитарного надзора и профилактических мероприятий, необходимо их ознакомить с основами учения о болезнетворных микробах, вирусах, их выживаемости во внешней среде, о роли больного и бактерионосителя как источника инфекции, о путях распространения инфекции, об иммунитете естественном и прививочном и т. д.

В этом разделе общественные санитарные инспектора получают основные знания о кишечных инфекциях, инфекциях дыхательных путей, кровяных инфекциях, знакомятся с методикой проведения противоэпидемических мероприятий в инфекционном очаге и т. п.

Специализированные медицинские учреждения, например, трахоматозные диспансеры, противочумные станции, отделы особо опасных инфекций санитарно-эпидемиологических станций и др. могут готовить общественных санитарных инспекторов соответствующего профиля, причем в этих случаях обучаемые должны быть предварительно ознакомлены с основным минимумом знаний по основной программе.

При изложении материала по кишечным инфекциям необходимо дать общую характеристику этой группе инфекций (общность источников, путей распространения, мер профилактики и пр.), а затем особенно выделить такие инфекции, как брюшной тиф, паратифы, дизентерия, пищевые токсикоинфек-ции, ботулизм, инфекционный гепатит, гельминтозы, бруцеллез.

Общественные санитарные инспектора должны получить понятие об условиях и механизме заражения кишечными инфекциями, о причинах, поддерживающих и способствующих заболеваемости, а также о роли водного пути передачи инфекции при брюшном тифе. Они должны быть ознакомлены с уровнем и особенностями заболеваний в данной местности, с системой мероприятий по улучшению санитарного благоустройства населенных мест (обеспечение населения доброкаче-

6

ственной питьевой водой, правильный сбор, обезвреживание и удаление отбросов, борьба с мухами, обеспечение требуемого гигиенического режима на пищевых предприятиях, содержание в чистоте дворов, жилищ) и т. д.

При ознакомлении слушателей с инфекциями дыхательных путей (дифтерия, скарлатина, корь, грипп, коклюш), необхо-димо особо разъяснить механизм и пути передачи этих инфекций, роль профилактических осмотров детей при приеме их в детские учреждения, о значении предохранительных при-вивок в профилактике дифтерии и коклюша, о своевременной вакцинации и ревакцинации, выявлении лиц, бывших в контакте с инфекционным больным, соблюдении карантина, пра-вил личной гигиены и других мер личной и общественной профилактики.

Излагая сведения о кровяных инфекциях (сыпной тиф, малярия, туляремия, чума, энцефалит и др.) следует осветить трансмиссивный механизм передачи возбудителей, эпидемиологическое значение природных очагов, роль источников и кровососущих переносчиков, меры профилактики.

Характеризуя отдельные заразные болезни, преподаватель должен кратко ознакомить слушателей с первыми признаками проявления того или иного заболевания, его течением и последствиями. Сведения о профилактике инфекционных заболеваний должны сочетаться с разъяснением вопросов личной и общественной гигиены, гигиены быта, играющих роль в охране здоровья и ликвидации инфекционных заболеваний.

Во время практических занятий слушатели должны быть ознакомлены с простейшей дезинфекционной аппаратурой, дезинфекционными, дезинсекционными и дератизационными средствами, с основными методами дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

После окончания занятий по этому разделу программы со слушателями ведутся занятия по излагаемым ниже разделам. Для каждого профиля работы общественных санитарных инспекторов прилагается специальная часть программы раздела «Текущий санитарный надзор» (по семичасовой программе). Зта профилированная подготовка соответствует характеру предстоящей работы общественных санитарных инспекторов по различным разделам: коммунальной гигиене, гигиене питания, гигиене труда, гигиене сельскохозяйственного труда и гигиена детей и подростков.

Коммунальная гигиена

Занятия по КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ должны проводиться с учетом общей подготовки слушателей. Освещают-

7

ся основные вопросы гигиены планировки и застройки населенных мест.

Слушатели должны освоить основы санитарных требований к водоснабжению и канализации населенных мест, санитарной охране атмосферного воздуха, водоемов и почвы, к жилым и общественным зданиям; к содержанию предприятий коммунально-бытового и культурного обслуживания населения. Необходимо ознакомить их с возможными источниками загрязнения внешней среды и мерами по предупреждению загрязнений. Освещаются также основные понятия о вредном влиянии шума на здоровье населения и о роли общественно сти в осуществлении мероприятий по борьбе с бытовыми шумами. Излагая материалы по коммунальной гигиене, следует подчеркнуть контрольные функции общественных санитарных инспекторов в этих вопросах.

Общественные санитарные инспектора, работающие в области коммунальной гигиены, привлекаются к осуществлению контроля за выполнением санитарных требований, предъявляемых к санитарному состоянию территории населенных пунктов, мест общественного пользования (парков, скверов, общественных уборных, стадионов, дворов, улиц, предприятий коммунального хозяйства—прачечных, бань, парикмахерских, комбинатов бытового обслуживания и др.). Следует разъяснить общественным санитарным инспекторам особенности санитарных требований, предъявляемых к различным объектам контроля.

При обследовании, например, парикмахерских, общественные санитарные инспектора проверяют правильность и тщательность уборки пола, содержания инвентаря, наличие ведра с крышкой для сбора волос, умывальников, мыла, полотенца для мытья рук мастеров перед приемом каждого клиента, дезинфицирующих средств для обработки инструментов, кисточек, наличие спецодежды у работающих, достаточное количество салфеток для обслуживания посетителей и т. д.

Общественные санитарные инспектора, прикрепленные к жилым кварталам требуют от населения соблюдения тишины в быту, содержания в чистоте территории дворов жилых домов и надворных построек, в том числе мест размещения мусоросборников, своевременного удаления мусора, мытья и правильной дезинфекции мусоросборников, привлекают население для совместного проведения дератизационных мероприятий в квартирах.

Слушатели должны быть ознакомлены с ролью домашних животных, синаитропных грызунов, их экто-и эндопаразитов в возникновении и передаче инфекционных заболеваний (бе-