Купить Методические рекомендации — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Правила пользования таблицами
Таблица А. Показатели уровня развития подростков г. Ленинграда
Схема оценки морфо-функционального состояния
Примеры пользования таблицами
Таблица 1. Средние показатели физического развития юноши
Таблица 2. Средние показатели физического развития девушки
Таблица 3 для оценки показателей физического развития юношей 14 лет
Таблица 4 для оценки показателей физического развития юношей 15 лет
Таблица 5 для оценки показателей физического развития юношей 16 лет
Таблица 6 для оценки показателей физического развития юношей 17 лет
Таблица 7 для оценки показателей физического развития юношей 18 лет
Таблица 8 для оценки показателей физического развития девушек 14 лет
Таблица 9 для оценки показателей физического развития девушек 15 лет
Таблица 10 для оценки показателей физического развития девушек 16 лет
Таблица 11 для оценки показателей физического развития девушек 17 лет
Таблица 12 для оценки показателей физического развития девушек 18 лет
Таблица 13. Определение веса по росту стоя и росту сидя (юноши 14 лет)
Таблица 14. Определение веса по росту стоя и росту сидя (юноши 15 лет)
Таблица 15. Определение веса по росту стоя и росту сидя (юноши 16 лет)
Таблица 16. Определение веса по росту стоя и росту сидя (юноши 17 лет)
Таблица 17. Определение веса по росту стоя и росту сидя (юноши 18 лет)
Таблица 18. Определение веса по росту стоя и росту сидя (девушки до 14 лет)
Таблица 19. Определение веса по росту стоя и росту сидя (девушки 15 лет)
Таблица 20. Определение веса по росту стоя и росту сидя (девушки 16 лет)
Таблица 21. Определение веса по росту стоя и росту сидя (девушки 17 лет)
Таблица 22. Определение веса по росту стоя и росту сидя (девушки 18 лет)
Таблица 23. Жизненная емкость легких (жел), сила мышц кисти и становая сила
Таблица 24 для определения возраста при оценке показателей физического развития
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2019 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Разработан | Ленинградский НИИ гигиены труда и профессиональных заболеваний |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР ЛЕНИНГРАДСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГИГИЕНЫ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ г. ЛЕНИНГРАДА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЛЕНИНГРАД* 1975
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР ЛЕНИНГРАДСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГИГИЕНЫ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ г. ЛЕНИНГРАДА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЛЕНИНГРАД «197 5
ТАБЛИЦА 3 для оценки показателей физического развития юношей 14 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение табл. 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТАБЛИЦА 4 |
для оценки показателей физического развития юношей 15 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
11
Продолжение табл. 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТАБЛИЦА 5 |
для оценки показателей физического развития юношей 16 лет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
12
Продолжение табл. 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
ТАБЛИЦА 6 для оценки показателей физического развития юношей 17 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение табл. 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ТАБЛИЦА 7 для оценки показателей физического развития юношей 18 лет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение табл. 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ТАБЛИЦА 8 для оценки показателей физического развития девушек 14 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение табл. 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
ТАБЛИЦА 9 для оценки показателей физического развития девушек 15 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ТАБЛИЦА 10 для оценки показателей физического развития девушек 16 лет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
Методические рекомендации разработаны в лаборатории гигиены труда подростков Ленинградского научно-исследовательского института гигиены труда и профессиональных заболевании доктором медицинских наук 3. В. ДУБРОВИНОЙ.
Рекомендованы к изданию Ученым советом института.
Сдано в набор 10/1-75 г. Подписано к печ. 6/V-75 г. М-36847. Формат 60x90f/ie. Объем 2lU п. л. Заказ 10. Тираж 800. Ордена Трудового Красного Знамени тип. им, Володарского Лениздата. 191023, Ленинград, Фонтанка, 57.
ТАБЛИЦА 11 для оценки показателей физического развития девушек 17 лет | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
При оценке физического развития подростков необходимо определить, соответствует ли уровень развития возрасту и дать характеристику морфолого-функционального состояния организма (Е. П. Стромская и соавт., 1974, С. М. Тромбах и соавт,, 1974 и др.).
Заключение о соответствии уровня физического развития обследуемого подростка нормальному возрастному варианту может быть сделано на основании комплекса показателей: длины тела, костной зрелости, стадий полового развития и др. Морфолого-функциональное состояние может быть оценено по соответствующим таблицам «возрастным стандартам» антропометрических показателей и некоторым описательным признакам. В основу оценки морфолого-функционального состояния организма в настоящее время предлагается принимать не только абсолютные величины отдельных антропометрических или функциональных показателей, но в еще большей степени их взаимную связь, гармоничность развития. (Рекомендуемая схема для оценки морфолого-функционального состояния подростка приводится ниже).
Материалом для создания предлагаемых таблиц по индивидуальной оценке некоторых показателей физического развития послужили данные углубленного весеннего медицинского освидетельствования подростков г. Ленинграда в 1972 г., проведенного Лен-горздравотделом совместно с Ленинградским НИИ гигиены труда и профзаболеваний. В разработку включены результаты обследования 11174 человек — учащихся общеобразователньых школ и профтехучилищ, работающих подростков, студентов техникумов и ВУЗа, юношей и девушек в возрасте от 13 лет 6 месяцев до 18 лет 5 месяцев 29 дней на день обследования. При определении средних показателей каждая возрастно-половая группа была составлена с учетом фактического соотношения числа подростков различных учебно-производственных групп и, таким образом, является репрезентативной. Естественно, что группа 14-летних состояла только из учащихся школ, а группа 18-летних представлена в основном учащимися профтехучилищ, работающими подростками и студентами. В каждой возрастно-половой группе было не менее 400 человек.
Е. П. Стромская и соавт. Гигиена и санитария, 1974, 4.
С. М. Тромбах и соавт. Вопросы антропологии, 1974, вып. 47.
3
Ниже приводятся оценочные таблицы для основных антропо-метрических показателей двух типов:
1) на основе парной корреляционной зависимости (роста сидя, веса и окружности грудной клетки от роста стоя), так называемые шкалы регрессии, и 2) на основе множественной регрессии, при которой учитывается взаимосвязь трех признаков (роста стоя, роста сидя и веса). Кроме того, для трех функциональных показателей (жизненной емкости легких — ЖЕЛ, силы сжатия правой кисти и становой силы) приведена таблица в сигмальном отклонении.
Для удобства вычисления возраста каждого подростка приведена таблица 24.
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ТАБЛИЦАМИ
Обозначения, принятые в таблицах: х, у — средние арифметические величины;
а — среднее квадратичное отклонение («сигма»);
Яу(х) — коэффициент парной регрессии, показывающий, на какую величину изменяется один признак (у) при изменении другого (х) на единицу;
Ri — частный коэффициент регрессии веса по росту стоя при исключении влияния роста сидя;
R2 — частный коэффициент регрессии веса по росту сидя при исключении влияния роста стоя;
Он — частное квадратичное отклонение («парциальная сигма регрессии»), характеризующее степень рассеяния данного антропометрического показателя (у) у подростков одной возрастно-половой группы, имеющих одинаковый рост (х);
oXyz — множественная сигма регрессии веса по росту стоя и росту сидя.
В качестве средних показателей роста стоя приняты варианты, находящиеся в пределах х±1а. Рост стоя от х +1,1 ст до х + 2а и от х— 1,1а до х — 2а отнесен, соответственно, к выше среднему и ниже среднему. Варианты роста стоя в пределах (х+2,1а) — (х + За) отнесены к высоким, а в пределах (х — 2,1а) — (х — За) —к низким.
В таблице 3—12 приведены средние (в пределах у±1ав) показатели роста сидя, веса, окружности грудной клетки при различном росте стоя, с учетом or— сигмы регрессии;
В таблице 13—22 приведены показатели веса при различных сочетаниях роста стоя и роста сидя. При этом_ в таблицы включены только_показатели роста стоя в пределах х±2а, роста сидя — в пределах у±2аи, т. е. для средних, выше- и ниже средних величин. В этих же таблицах приведены значения частных коэффици-
4
ентов регрессии (Ri и R2), а также множественной сигмы регрессии (аху2).
При оценке показателей физического развития подростка нужно прежде всего вычислить возраст обследуемого (табл. 24). Для этого из года обследования нужно вычесть год рождения и показатели месяцев со знаком ( + ) прибавить, а со знаком (—) вычесть из числа лет. Далее оценивается рост стоя по таблицам соответствующего пола и возраста (табл. 3—12) и соответствие данному росту двух других показателей (веса и окружности грудной клетки). Показатель «должного» веса при данном сочетании роста стоя и роста сидя уточняется по таблицам множественной регрессии (табл. 13—22). Наконец, в таблице 23 определяется соответствие мышечной силы среднему возрастному варианту.
Для комплексной оценки физического развития может быть рекомендована схема, предложенная Е. П. Стромской и соавт., 1974, с небольшой модификацией, которая должна облегчить широкое использование этой схемы врачами. Так, прежде всего необходимо определить, соответствует ли уровень биологического развития подростка нормальному возрастному варианту. Средние показатели уровня физического развития юношей и девушек г. Ленинграда приведены в табл. А.
Таблица А
Показатели уровня развития подростков г. Ленинграда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
данные о развитии вторичных половых признаков обследуемого подростка с приведенными в табл. А, можно сделать заключение о биологическом уровне развития (соответствует ли оно возрасту, опережает или отстает от возраста). Морфо-функциональное состояние оценивается по схеме: |
5
Схема оценки морфо-функционального состояния | |||||||||||||||
|
ность груди превышают у+1сщ и трудно определить причину такого превышения (за счет ли развития мускулатуры или избыточного жироотложения), дополнительным уточняющим показателем может явиться величина мышечной силы: если показатели динамометрии достаточно высоки и приближаются или превышают верхнюю границу нормы для данного возраста, то это обстоятельство позволяет отнести излишек веса и окружности груди за счет развития мускулатуры и, соответственно, обследуемый подросток с большим правом может быть отнесен к группе с гармоничным развитием.
Показатели становой силы и ЖЕЛ также могут служить дополнительными критериями морфо-функционального состояния, особенно в неясных случаях, но, ввиду очень большой вариабиль-ности этих показателей, они не включены в схему оценки.
Приведенная выше схема оценки предполагает обязательную характеристику состояния развития мускулатуры и подкожно-жирового слоя во время медицинского освидетельствования.
ПРИМЕРЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ ТАБЛИЦАМИ
Юноша А. М., 16 лет 4 месяца. Рост стоя 173 см, за прошедший год длина тела увеличилась на 3 см, развитие волосяного покрова— Рз; рост сидя 91 см, вес 52 кг, окружность груди 80 см, сила сжатия правой кисти 35 кг, левой — 26 кг, становая сила ПО кг, ЖЕЛ 4100 см3.
По таблице А находим, что длина тела, годовая прибавка роста и развитие волосяного покрова на лобке соответствуют среднему возрастному варианту. Следовательно, уровень биологического развития А. М. соответствует возрасту. По табл. 5 устанавливаем, что у А. М. величина окружности груди находится в пределах ±1ctr, т. е. в пределах средних величин, а вес ниже сред-
6
него варианта (т. е. ниже 54,5 кг). Это различие в 2,5 кг меньше одной парциальной сигмы регрессии (6,25 кг), следовательно, вес этого подростка может быть отнесен к категории «ниже среднего». Этот вывод может быть уточнен по данным табл. 15. На пересечении граф «173» (рост стоя) и «91» (рост сидя) находим «должный» вес при данном сочетании — 62,9±7,1 кг (с учетом а^уг).
Показатели силы сжатия кисти, становой силы и ЖЕЛ А. М. также находятся в пределах х±1сх, т. е. являются средними. Следовательно, основные антропометрические и некоторые функциональные показатели А. М. относятся к категории средних, но вес его ниже среднего «должного» на 3,8 кг (или на 1,5а). По приведенной выше схеме А. М. должен быть отнесен к группе с дисгармоничным развитием из-за дефицита веса (поскольку оценка физического развития производится по наиболее отклоняющемуся от нормы признаку). А. М. нуждается в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на выравнивание веса.
Девушка Л. К., 17 лет 5 месяцев. Рост стоя 152 см, за прошедший год рост не изменился. Развитие вторичных половых признаков: Ма4, Рз, menses с 13 лет. Рост сидя 84 см, вес 62 кг, окружность груди 88 см, сила сжатия правой кисти 16 кг, левой 21 кг, становая сила 58 кг, ЖЕЛ 3200 см3.
По табл. А. находим, что по величине годовой прибавки роста и степени развития вторичных половых признаков уровень биологического развития Л. К. соответствует возрасту, но рост ниже нормального среднего варианта. По табл. 11 определяем, что рост Л. К. относится к категории «ниже среднего». Таким образом, по одним показателям уровень биологического развития Л. К. соответствует возрасту, по другому (длине тела) отстает от возраста. В подобных случаях большее значение следует придавать уровню развития вторичных половых признаков. Следовательно, развитие Л. К. можно считать соответствующим возрасту. Однако, в таких случаях особенно необходима дополнительная информация о морфо-функциональном состоянии. По табл. 11 определяем, что вес и окружность груди у Л. К. выше y+laR, соответственно, на 2,9 кг и 1,5 см. Эти отклонения меньше 1 ан, следовательно, и вес, и окружность груди у Л. К. могут быть отнесены к категории «выше среднего». «Должный» вес Л. К. при данном сочетании роста стоя и роста сидя (табл. 21) равен 52,4 ±6,6 кг, следовательно, вес Л. К. по крайней мере, на 3 кг избыточен. У Л. К. большая сила сжатия левой руки по сравнению с правой, поэтому оценка мышечной силы ведется по динамометрии левой руки. (В табл. 23 приведена сила сжатия основной работающей руки.) Сила сжатия кисти и становая сила у нее ниже средних величин для данного возраста. Следовательно, развитие Л. К. происходит дисгармонично, ее избыточный вес обусловлен, видимо, в основном повышенным жироотложением, по мышечной силе она явно отстает от своих сверстников. По приведенной схеме Л. К. должна быть отнесена к группе с дисгармоничным развитием. Ей необходим контроль за диетой, занятия физкультурой.
Таблица /
СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНОШИ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Таблица 2
СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВУШКИ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |