Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

91 страница

Купить НД 2-020101-114 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования данной части распространяются на закрытые (палубные) суда, плавающие в водоизмещающем состоянии. На парусные суда при плавании под парусами требования части распространяются в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Общие технические требования

     1.5 Опыты кренования и взвешивания

     1.6 Условия достаточной остойчивости

     1.7 Перегон судов

2 Общие требования к остойчивости

     2.1 Критерий погоды

     2.2 Диаграмма статической остойчивости.

     2.3 Метацентрическая высота

     2.4 Учет обледенения

3 дополнительные требования к остойчивости

     3.1 Пассажирские суда

     3.2 Сухогрузные суда

     3.3 Лесовозы

     3.4 Наливные суда

     3.5 Рыболовные суда

     3.6 Суда специального назначения

     3.7 Буксиры

     3.8 Дноуглубительные суда

     3.9 Суда длиной менее 24 м

     3.10 Контейнеровозы

     3.11 Суда обеспечения

     3.12 Суда смешанного (река-море) плавания

4 Требования к остойчивости плавучих кранов, крановых судов, транспортных понтонов, доков и стоечных судов

     4.1 Плавучие краны и крановые суда

     4.2 Транспортные понтоны

     4.3 Плавучие доки

     4.4 Стоечные суда

Приложение 1. Инструктивные указания по составлению Информации об остойчивости

Приложение 2. Определение опрокидывающего момента для плавучего крана

Приложение 3. Требования резолюции ИМО МSC.415(97) к остойчивости судов для обслуживания якорей, буксиров, эскортных буксиров, плавучих кранов и крановых судов

Таблица обозначений величин, принятых в части IV "Остойчивость"

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия01.01.2020
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-114

Этот документ находится в:

Организации:

10.10.2018УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2019 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ IV

остойчивость

Санкт-Петербург

2019

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2019 года

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 20IS года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной мореной организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корп\с»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»:

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»:

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность судов из полимерных композиционных материалов»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по констру кции и прочности навалочных и нефтенативных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО.

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим гру зы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships. Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УТ МАКО SNA «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I — XVII издаются в электронном виде на русском и английском языках В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части XVIII — XIX издаются в электронном виде только на английском языке.

< Российский морской регистр судоходства 2019

IV-11

расчетная комбинация цистерн распространяется на все случаи загрузки, кроме докового, независимо от фактического наличия свободных поверхностен, в том числе и для судна с полными запасами. При этом углы крена для которых определяются максимальные поправки, выбираются в зависимости от применяемых к судну критериев остойчивости (с учетом требовании к делению судна на отсеки и аварийной посадке и остойчивости, если эти требования применимы к судну).

1.4.7.4    Для судна. осуществляющего операцию по перекачке жидкостей, поправка на влияние свободных поверхностей на любой стадии операции может определяться для фактического уровня заполнения каждой цистерны на данной стадии перекачки

1.4.7.5    Поправки к начальной мстацснтричсской высоте и к диаграмме остойчивости должны рассчитываться по отдельности следующим образом.

1.4.7.5.1    Поправки к начальной метацснтрнчсской высоте Anih определяются как произведение плотностей жидких грузов на собственные поперечные моменты инерции свободных поверхностей в цистернах, рассчитанные для положения судна без крена в соответствии с категориями цистерн, определенными в 1.4.7.2.

1.4.7.5.2    Поправки к плечам диаграммы остойчивости могут быть определены одним из двух следующих способов, определяемым в зависимости от степени изменения площади свободной поверхности жидкости в цистерне при накрснснии судна и запаса остойчивости с>дна:

.1 расчет поправки базируется на использовании фактического кренящего момента от переливания жидкости в цистернах для каждого рассматриваемого > гла крена судна;

.2 расчет поправки базируется на использовании собственного поперечного момента инерции свободных поверхностей в цистернах при положении судна без крена, корректируемого для каждого рассматриваемого угла крена судна в путем умножения на sinO.

1.4.7.6    В информации об остойчивости должен быть представлен только метод, использованный при расчете поправок к плечам диаграммы остойчивости В случае, если в инструкции по оценке остойчивости вручную для нетипового случая загрузки предложен азьтсриатнвный способ, инструкция до.тжна включать пример расчета поправки на влияние свободной поверхности с разъяснением причин отличия результатов расчета поправки вручную от результатов расчетов по принятому методу.

1.4.7.7    В расчет могут не включаться цистерны, отвечающие условию

ДА/» < 0.01 Дт1П;    (1.4.7.7-1)

для плавучих кранов в расчет могут не включаться цистерны, отвечающие условию ДА/,5 < 0.02Amin.    (1.4 7.7-2)

где ДА/у,. ДА/ц кренящие монеты <>i перс, ж вини я жидкости при крене АО'и IS0.

Суммарная поправка ДЛ/|$ для цистерн, которые не включаются в расчет, не должна превышать 0,05Amj„. В противном случае соответствующие поправки должны учитываться в расчете.

Обычные остатки жидкостей в опорожненных цистернах в расчетах не учитываются при условии, что общее количество таких остатков не повлечет за собой значительного увеличения влияния свободных поверхностей на остойчивость судна

1.4.8 Случаи загрузки.

1.4.8.1    Остойчивость должна проверяться при всех случаях загрузки, указанных для отдельных типов судов в разд. 3 и 4.

1.4.8.2    Дзя судов тех типов, по которым в разд. 3 отсутствуют специальные указания, в число слу чаев загру зки, подлежащих проверке, должны быть включены следующие:

.1 судно с полным гру зом, с полными запасами:

.2 судно с полным гру зом, с 10 % запасов;

.3 судно без гру за, с полными запасами;

.4 судно без груза, с 10 % запасов

IV-12

1.4.8.3    Если в процессе нормальной эксплуатации судна предусматриваются худшие, в отношении остойчивости, случаи загрузки, по сравнению с перечисленными в 1.4.8.2 либо указанными в разд. 3. то для них также должна быть проверена остойчивость.

1.4.8.4    Мри наличии на судне твердого балласта его масса должна включаться в состав нагрузки «судно порожнем».

1.4.8.5    При всех вариантах нагрузки, возможных в эксплуатации судна, за исключением указанных в 1.4.8.2.1 и особо оговариваемых в разд. 3, допу скается, если необходимо, включать в состав нагру зки водяной балласт.

1.4.9    Диаграммы остойчивости.

1.4.9.1    Для всех рассматриваемых случаев загру зки должны быть построены диаграммы остойчивости. рассчитанные с у четом поправок на влияние свободных поверхностей жидких гру зов

1.4.9.2    При наличии отверстий. сч1ггаюшнхся открытыми, в борту, верхней палубе или в надстройках судна, через которые вода может попадать внутрь корпуса, диаграммы остойчивости считаются дсйств1ггсльными до утла заливания. При накрснсннях судна, превышающих угол заливания, судно следует считать полностью утратившим остойчивость, и диаграммы остойчивости при этом у гле обрываются.

1.4.9.3    Если распространение воды, посту пающей в надстройку через отверстия, считающиеся открытыми, ограничивается лишь данной надстройкой или частью сс. такая надстройка или часть се при углах крена, превышающих угол заливания, должна рассматриваться как несу ществующая. Диаграмма статической остойчивости при этом получает уступ, а диаграмма динамической остойчивости — излом.

1.4.10    Расчетные материалы, связанные с проверкой остойчивости, н сводные таблицы.

1.4.10.1    Для обследуемых судов должны быть представлены на рассмотрение Регистру все расчетные материалы, связанные с проверкой остойчивости (расчет нагру зки, начальной остойчивости. диаграмм остойчивости, парусности, амп.ппуд качки, крена от скопления пассажиров на одном борту, крена на циркуляции, обледенения и т.п.)

1.4.10.2    Для всех расчетных случаев загрузки должны быть состаалены сводные таблицы результатов расчета водоизмещения, положения центра тяжести, начальной остойчивости и дифферента, а также сводные таблицы результатов проверки остойчивости на соответствие требованиям настоящей части.

1.4.11    Требования к Информации об остойчивости.

1.4.11.1    Для обеспечения остойчивости судна в эксплуатации на каждое судно должна быть выдана одобренная Регистром Информация об остойчивости, содержащая следу ющие сведения:

.1 общие данные по судну;

.2 характеристика выполнения судном критериев остойчивости и указания относительно безопасности судна против опрокидывания, вытекающие из выполнения требований Регистра к остойчивости:

.3 рекомендации по поддержанию остойчивости судна и другие указания по безопасной эксплуатации:

.4 данные об остойчивости по типовым, предусмотренным заранее случаями загрузки;

.5 у казания и материалы, необходимые для определения посадки и остойчивости судна для любого эксплуатационного случая полной и частичной загрузки судна.

Определение посадки и остойчивости судна всегда должно производиться расчетным путем;

.6 инстру кции, касающиеся работы у стройств перетока.

Информация об остойчивости должна быть составлена в соответствии с указаниями приложения I к настоящей части.

1.4.11.2    Информация об остойчивости должна быть составлена по материалам крсновання судна.

Для судов, для которых в соответствии с 1.5.2.1 разрешено заменить опыт кренования опытом взвешивания, в Информации должны использоваться данные по водоизмещению и абсциссе центра

IV-13

тяжести судна порожнем, полученные по результатам взвешивания, а величина аппликаты центра тяжести судна порожнем принимается по материалам кренования.

Для судов, у которых изменения характеристик веса порожнем находятся в пределах, указанных в 1.5.2.2, в Информации должны использоваться данные по водоизмещению и абсциссе центра тяжести судна порожнем, полученные по результатам взвешивания, а величина аппликаты центра тяжести судна порожнем принимается наибольшей из определенной по опыту кренования головного судна (предыдущего судна серин) и расчетной аппликатой

Для судов, у которых изменения характеристик веса порожнем находятся в пределах, приведенных в 1.5.3, в Информации должны использоваться данные по водоизмещению и абсциссе центра тяжести судна порожнем, полученные по результатам взвешивания, а величина аппликаты центра тяжести судна порожнем принимается наибольшей из определенной по опыту кренования с>дна до переоборудования и расчетной аппликатой после переоборудования.

Для судов, которые освобождены от кренования согласно 1.5.7. в Информации об остойчивости должны использоваться водоизмещение и абсцисса центра тяжести судна порожнем, определенные по результатам опыта взвешивания, а аппликата центра тяжести судна порожнем определяется согласно 1.5.7. Одновременно в Информации указывается, что вместо кренования судно подвергалось взвешиванию, и аппликата центра тяжести судна порожнем вычислена согласно 1.5.7.

1.4.11.3 При перевозке незерновых навалочных грузов судно должно быть снабжено отдельной Информацией об остойчивости и прочности при перевозке незерновых навалочных грузов, разработанной в соответствии с 1.4.9.7 части II «Корте».

1.4.12    Требования к прибору контроля остойчивости.

Если для определения посадки и остойчивости на судне применяются компьютерные программы, то они должны быть одобрены Регистром в соответствии с требованиями разд 12 части II «Техническая документация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов; требования, относящиеся к аппаратному обеспечению, приведены в приложении 2 к части II «Корпус» настоящих Правил.

Наличие на судне одобренного Регистром программного обеспечения для контроля остойчивости и посадки судна не является основанием для исключения какого-либо раздела Информации об остойчивости.

Порядок использования программного обеспечения должен оговариваться в Руководстве пользователя прибором контроля остойчивости. Руководство должно быть составлено на языке пользователя и переведено на английский язык. При этом в Руководстве должно указываться, что исправность прибора контроля остойчивости перед его использованием контролируется судовым персоналом.

1.4.13    Требования к Руководству по безопасной замене балласта в море.

Если эксплуатирующиеся суда посещают порты, перед заходом в которые требуется замена водяного балласта в море, то они должны быть снабжены Руководством по безопасной замене балласта в море, разработанным в соответствии с Инструкцией по разработке судовых руководств по безопасной замене балласта в море.

1.5 ОПЫТЫ КРЕНОВАНИЯ И ВЗВЕШИВАНИЯ

1.5.1 Крсноваиию должны подвергаться:

.1 суда серийной постройки согласно 1.5.2;

.2 каждое судно несерийной постройки;

.3 суда после знач»ггельного ремонта, переоборудования или модернизации согласно 1.5.3;

.4 суда после укладки постоянного твердого балласта согласно 1.5.4;

.5 суда, остойчивость которых неизвестна или должна быть проверена:

.6 пассажирские суда, находящиеся в эксплуатации, через промежутки времени, не превышающие пяти лет. если это необходимо в соответствии с 1.5.5;

IV-14

.7 рыболовные суда длиной 30 м и менее, находящиеся в эксплуатации. мере:} промежутки времени не более 15 лет, а также рыболовные суда длиной более 30 м. если это необходимо в соответствии с 1.5.5;

1.5.2 Из серии судов. строящихся на каждом заводе, кренованню должны быть подвергнуты:

.1 первое, а затем каждое пятое судно серии (т.с. шестое, одиннадцатое и т.д). Для остальных судов серии по согласованию с Администрацией (по каждому судну) опыт крснования может быть заменен опытом взвешивания в соответствии с 1.5.14;

.2 серийное судно. на котором конструктивные изменения по сравнению с первым судном серин по данным расчета вызывают:

.2.1 изменение водоизмещения судна порожнем длиной /.<50 м более чем на 2 %. длиной 160 м более чем на 1 % (для промежуточных значений /. допускаемая величина отклонения определяются линейной интерполяцией); или

.2.2 изменение абсциссы центра тяжести судна порожнем более чем на 0.5 % длины первого судна серии'; или

.2.3 возрастание аппликаты центра тяжести судна порожнем, превышающее одновременно 4 см (а для плавучих кранов и крановых с>дов К) см) и величину, вычисленную по формулам:

(1.5.2.2.3-1) (1.5.2.2.3-2)

6.-*-0.1 jL/ы

й- -0.05 Ф-Л.

где Д« водоизмещение судна порожнем, г,

Д| водой смешен не судна при наихудшем, по величине Л или случае загрузки. г.

/тх максимальное плечо диаграммы е га i и ческой остойчивости при наихудшем, по его значению, расчетном случае загружи;

Л исправленная начальная мстацснтричсская высота при наихудшем, но се значению, расчетном случае загрузки.

в зависимости от того, что меньше; или

.2.4 нарушение требований настоящей части для расчетных случаев загрузки при :g = \,2zg2—0,2:gl, где :х\ (г^)    расчетная апатиката центра тяжести судна порожнем до (после)

конструктивных изменений; :к    условная аппликата центра тяжести судна порожном.

Такое судно сч1ггастся первым, в отношении остойчивости, судном новой серии, и порядок крснования последующих судов должен соответствовать требованиям 1.52.1.

1.5.3 После значительного ремонта, переоборудования или модернизации кренованню должны быть подвергнуты суда, на которых конструктивные изменения по данным расчета вызывают:

.1 изменение нагру зки (суммарная масса снимаемых и добавляемых гру зов) более чем на 6 % водоизмещения судна порожнем: или

.2 изменение водоизмещения судна порожнем более чем на 2 % или 2 т в зависимости от того, что больше; или

.3 изменение абсциссы центра тяжести судна порожнем более чем на 1.0 % длины деления су дна на отсеки или

.4 возрастание аппликаты центра тяжести судна порожнем более чем на величину, вычисленную согласно 1.5.2.2.3; или

.5 нарушение требований настоящей части Правил для расчетных случаев загрузки при у словии, оговоренном в 1.5.2.2.4.

Если в соответствии с результатами расчета крснованис не требуется, должно быть проведено взвешивание в соответствии с 1.5.14.

'Для судов, к которым применяются требования раза. 2 части V «Деление на отсеки», необходимо использован, длину деления на отсеки, определенную в соответствии с частью V «Деление на отески».

IV-15

Независимо от представленных расчетов Регистр может согласно 1.5.1.5 потребовать проведения крснования. исходя из технического состояния судна.

1.5.4    После укладки постоянного твердого балласта каждое судно должно быть подвергнуто кренованию.

Судно может быть освобождено от крснования в том случае, если будет установлено, что при укладке балласта налажен надежный контроль, обеспечивающий проектные значения массы и положения центра тяжести балласта, либо они могут быть достаточно надежно подтверждены расчетным путем.

1.5.5    С целью определения необходимости проведения опыта кренования в соответствии с 1.5.1.6 и 1.5.1.7 должно производиться периодическое взвешивание судна (опытное определение водоизмещения порожнем и абсциссы центра тяжести) для:

Л пассажирских судов:

.2 рыболовных судов длиной более 30 м после 10 лет экспл>атацин с момента постройки или последнего кренования

Взвешивание должно производиться через промежутки времени, не превышающие 5 лет.

Если по результатам взвешивания будет обнаружено отклонение водоизмещения судна порожнем более чем на 2 % или отклонение продольного положения центра тяжести более чем на I % длины судна1 по сравнению с одобренной Информацией об остойчивости, то в этом случае с>дно должно быть подвергн\то кренованию.

1.5.6    Если по результатам кренования вновь построенного судна аппликата центра тяжести судна порожнем превышает проектную величин) настолько, что это вызывает нарушение требований настоящей части, к Протоколу кренования должно быть приложено расчетное разъяснение причин таких изменений.

По результатам анализа представленных материалов, либо при их отсутствии. Регистр может потребовать проведения повторного (контрольного) кренования судна. В этом случае на рассмотрение Регистра представляются оба протокола кренования

1.5.7    За исключением с\дов. совершающих между народные рейсы, по желанию судовладельца Регистр может заментъ опыт кренования вновь построенного судна опытом взвешивания, если при аппликате центра тяжести судна порожном, увеличенной на 20 % по сравнению с проектной, требования настоящей части не нарушаются.

Если по результатам взвешивания величина водоизмещения порожнем отличается от расчетной величины более чем на 2 % или величина продольного положения центра тяжести судна порожнем отличается от расчетной величины более чем на 1 % длины деления судна на отсеки /.„ к Протокол) взвешивания должно быть приложено расчетное разъяснение причин такого расхождения.

1.5.8    Нагрузка судна при крсновании должна быть максимально близкой к его водоизмещению порожнем. Масса недостающих грузов не должна превышать 2 % водоизмещения судна порожнем, а масса излишних грузов, исключая крен-балласт и балласт согласно 1.5.9. — 4 %.

1.5.9    Метацентрическая высота с\дна при крсновании должна быть не менее 0.20 м. Дня достижения этого допускается прием необходимого балласта В случае приема жидкого балласта цистерны должны быть тщательно запрессованы

1.5.10    Дзя замеров углов наклонения при проведении опыта кренования на судне до.тжно быть установлено не менее трех веское длиной не менее 3 м. Дзя судов длиной менее 30 м допускается установка двух веское длиной не менее 2 м.

Один или более веское могут быть заменены другими одобренными Регистром измерительны-ми устройствами.

1.5.11    При качественно выполненном кренованни полученное значение мета центрической высоты принимается в расчет без вычета из него вероятной ошибки опыта

'Для пассажирских судов необходимо использован, длину делении на озсски. определенную и соолвслслвии с лребованиячи чае ли V - Деление на о лески-

IV-16

Крснованнс признается качественным:

W.-hJ

л-1



ЛгЛ*


|ДС h, моацсщричсская высота, полученная по оыслыюму замеру;

Л, ГЛ,;'/» чс1апсн1ричсская высота, полученная при крспошпти. Л — число замеров.


.1 если для каждого замера выполняется условие

Замеры, не отвечающие этому условию, исключаются из обработки с соответствующими изменениями их общего числа п и повторным вычислением метацснтрнчсской высоты hK:

Из расчета исключается не более одного замера:

.2 если вероятная ошибка опыта

.    /т,-л«)2

W /^/,-D

отвечает условию

'ИГУ <0.02(1* AJ при Ак< 2 м:    (1.5.11.2-1)

>    Щ/1    —    1    )

<0,01(4 +А*) при А,>2 м.    (1.5.11.2-2)

где ко >ффн11нсн1 (я принимается по тайл. 1.5.11.2;

К<>»фф1Ш1И'|11 ти

Таблица 1.5.11.2

п

п

я

5.4

13

4.3

9

5.0

14

4.2

10

4.8

15

4.1

II

4.6

16

4.0

12

4.5

.3 если с учетом величин А и /П1ах при наихудших, по их значениям, расчетных вариантах загру зки выполняется условие

< е. где е - 0.05/» или 0.10/*.*.    (1.5.11.3)

> /!(// — I) Д,

исходя из того, что меньше, но не менее 4 см:

.4 если общее число удовлетворительных замеров нс менее 8.

1.5.12    При невыполнении требований 1.5.11 следует принимать в расчет полученное при крснованнн значение метацснтрнчсской высоты за вычетом из него вероятной ошибки опыта, вычисленной согласно 1.5.11.2.

1.5.13    Крснованнс должно проводиться в соответствии с Инструктивными указаниями по крснованию судов (см. приложение 5 к разд. 2 Руководства по техническому наблюдению за постройкой судов) в присутствии инспектора PC.

1.5.14    Взвешивание судна должно проводиться в соответствии с Инстру ктивными у казаниями по взвешиванию (см. приложение 6 к разд. 2 Руководства по техническому наблюдению за постройкой судов) в присутствии инспектора PC.

IV-17

Взвешивание выполняется с целью:

.1 определения необходимости проведения опыта кренования в соответствии с 1.5.5;

.2 корректировки документации по остойчивости серийных и переоборудованных судов как определено в 1.4.11.2:

.3 определения характеристик счдна порожнем, освобожденного от кренования в соответствии

с 1.5.7.

1.6 УСЛОВИЯ ДОСТАТОЧНОЙ остойчивости

1.6.1    При наихудших, в отношении остойчивости, слу чаях загрузки остойчивость судов, кроме плавучих кранов, крановых судов, транспортных понтонов, доков и стоечных судов, должна отвечать следующим требованиям:

.1 судно должно, не опрокидываясь, противостоять одновременному действию динамически приложенного давления ветра и бортовой качки, параметры которых определяются, как указано в разд. 2;

.2 числовые значения параметров диаграммы статической остойчивости судна на тихой воде и исправленной начальной метацентричсской высоты должны быть не ниже у казанных в разд. 2;

.3 должно быть учтено согласно разд. 2 влияние на остойчивость последствий возможного обледенения;

.4 остойчивость судна должна отвечать требованиям разд. 3.

1.6.2    Остойчивость плавучих кранов, крановых судов, транспортных понтонов, доков и стоечных судов должна отвечать требованиям разд 4.

1.6.3    Для судов, на которые распространяются требования части V «Деление на отсеки», остойчивость в неповрежденном состоянии должна быть достаточной для того, чтобы в аварийных у словиях она отвечала этим требованиям.

1.6.4    Остойчивость судна, в символе класса которого имеется знак оснащенности судна средствами борьбы с пожарами на других судах, считается достаточной во время тушения пожара, если при одновременной работе всех лафетных стволов с максимальным расходом в направлении, соответству ющем минимальной остойчивости судна, образующийся статический у гол крена не превышает 5 .

При определении кренящего момента в качестве кренящего плеча следует принимать расстояние по вертикали между осью лафетного ствола и серединой средней осадки. При оборудовании судна подруливающим устройством расчетный кренящий момент должен быть увеличен на значение момента, возникающего при работе подруливающего устройства, относительно середины осадки судна.

1.6.5    При расширении или изменении установленных для судна постоянных ограничений по району плавания должна быть выполнена дополнительная проверка мореходности судна по методике оценки риска потерн динамической остойчивости судна, приведенной в Сборнике нормативно-методических материалов, книга двадцать четвертая. 2016 г.

1.7 ПКРКГОМ СУДОВ

1.7.1    При перегоне остойчивость судна должна соответствовать требованиям, предъявляемым к судам, плавающим в бассейне, через который предполагается соверипгть перегон

1.7.2    Судно, остойчивость которого не может быть доведена до требу емой 1.7.1. Регистр может допустить к перегону при условии, что ограничения по погоде будут соответствовать его остойчивости.

IV-18

2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСТОЙЧИВОСТИ

2.1 КРИТЕРИЙ ПОГОДЫ1

2.1.1    Требования к остойчивости, изложенные в настоящей часги. дифференцированы в зависимости от района плавания судна.

Определения ограниченных районов плавания приведены в 2.2.5 часги I «Классификация».

2.1.2    Остойчивость судов неограниченною и ограниченных Rl. R2. R2-RSN. R2-RSI4(4,5) и R3-RSN районов плавания считается по критерию погоды К достаточной, если при указанном ниже условном действии ветра и волнения выполняются требования 2.1.2.5. при этом:

.1 судно находится под действием вора постоянной скорости, направленного перпендикулярно к его диаметральной плоскости, которому соответствует плечо ветрового кренящего момента /„ | (см. рис. 2.1.2.1):

.2 от статического угла крена О,,.,, вызванного постоянным ветром и соответствующего первой точке пересечения горизонтальной прямой /и.| с кривой восстанавливающих плеч /(0). под воздействием волн судно кренится на наветренный борт на угол, равный амплитуде бортовой качки 0 (ем. рис. 2.1.2.1);

.3 на накрененное судно динамически действует порыв ветра, которому соответствует плечо кренящего момента /»2:

.4 вычисляются и сравниваются площади а и />. заштрихованные на рис. 2.1.2.1. Плоишь b ограничена кривой /(0) восстанавливающих плеч, горизонтальной прямой. соответствующей крепящему плечу /*.2, и углом крена 0*>    50°.    либо    углом заливания 0/. либо углом крена 0С,

соответствующим точке второго пересечения прямой /н2 с кривой восстанавливающих плеч, в зависимости от того, какой из этих углов меньше.

Площадь а ограничена кривой восстанавливающих плеч, прямой /*.: и углом крена, равным

0„|-0с

.5 остойчивость судна по критерию погоды К h а считается достаточной, если площадь h равна или больше плошали а. т.с. А > I.

2.1.3 Статический у год крена 0* i от действия постоянного ветра не должен превышать 16°. либо угла, равного 0.8 угла входа в во.ту кромки открытой пату бы. в зависимости or того, какой и з них меньше.

1ребованмя к статическому углу крена лесовозов и контейнеровозов изложены в 3.3 и 3.10.

'При расчете критерия погоды допускается исполыовать результаты модельных испытании, иыполненных п соответствии с требованиями Временного руководства по альтернативной оценке критерия погоды (см Сборник нормативно-методических материалов, книга восемнадцатая. 2008 г.)

IV-19

2.1.4 Расчет плеча кренящею момента от давления ветра.

2.1.4.1 Кренящее плечо lw\, м. принимается постоянным для всех углов крена и рассчитывается по формуле

/»1 “ PvA г?г/ КХХ)уД.    (2    1.4.1-1)

гас р„ — давление ветра. 11а. определяемое по табл. 2.1.4.1 в зависимости от района плавания судна;

Zy ““"Плечо napycHociH. м. принимаемое равным измеренному но вертикали рассюяник> oi центра площади парусности.4* до центра площади проекции подводной части корпуса на диаметральную плоскость, или. приСхтижснно. до середины осадки судна;

Аг—площадь парусности. м\ определяемая согласно 1.4.6;

Д —водоизмещение судна, т;

g — ускорение свободного паления, равное 9.81 м с*.

Таблица 2.1.4.1

Район платы мня судна

11 релполат ас мое давление ветра р.. Па

Значения т

Неограниченный

504

0.5

()|раннчсн11МЙ KI

353

0.5

()iранмченимй К2

252

0.52

<)|раничс1111ЫЙ R2-RSN

252

0.52

Ограниченный R2RSN(4,5)

166

0.54

0|раннчснный КЗ KSN

119

0.55

Кренящее плечо lw2 определяется по формуле

/к2= (l+*w)/wi.    (2.1.4.1-2)

где т — добавка на порывистость ветра

2.1.4.2 Для рыболовных судов длиной от 24 до 45 м давление ветра в формуле (2.1.4.1-1) может приниматься по табл. 2.1.4.2 в зависимости от расстояния Z от центра площади парусности до ватерлинии.

Таблица 2.1.4.2

£м

1

2

3

4

5

>6

Р» Па

316

386

429

460

485

504

2.1.4.3 Суда, остойчивость которых по критерию погоды не отвечает требованиям, предъявляемым к судам ограниченного района плавания R2. могут быть допу щены к эксплуатации как суда ограниченного района плавания R3 с установлением для них дополнительных ограничений с учетом особенностей района плавания и характера эксплуатации

Требования к остойчивости плаву чих кранов и крановых судов изложены в 4.1.

2.1.5 Расчет амплитуды качки.

2.1.5.1 Амплитуда качки судна с круглой скулой, град, вычисляется по формуле

0,,“ КmXtXiJrS.    (2.1.5.1)

где А — коэффициент, учи тыкающий влияние скуловых и или брускового килей и определяемый r соответствии с 2.1.5.2; значение к принимается равным 1. если кили отсутству ют.

Д'| —безразмерный множитель, определяемый но табл. 2.1.5.1-1 в зависимости от отношения ширины к осадке В d. А; —безразмерный множитель, определяемый по табл. 2.1.5.1*2 в зависимости от коэффициента общей полноты судна С+

г — параметр, определяемый по формуле г 0,73-0,6(zg-d)d. Значение г нс должно приниматься больше I;

5 — безразмерный множитель, определяемый но табл. 2.1.5.1-3 в зависимости от района плавания судна и периода качки Г. который рассчитывается по формуле

IV-20

T-lcBlyfh,

где с 0373+0,023^-0.043/..,! 00;

h — исправленная мсищамрцческам мысом (с поприикой на сноСюдныс новсрхносш жидких груюи); /•»/ —длина судна по вагердинии.

Таблица 2.1.5.1-1

Miiiwiiir.и» Л'|

Bd

<2.4

2.6

2.8

3.0

3.2

3.4

3.5

3.6

4.0

4.5

5.0

5.5

6.0

>6.5

Хх

1.00

0.96

0.93

0.90

0.86

0.82

0.80

0.79

0,78

0.76

0.72

0.68

0.64

0.62

Таблица 2.1.5.1-2

MiKBKKTf.m V}

с.

<0.45

0.50

0.55

0.60

0.65

>0.70

X,

0.75

0.82

0.89

0.95

0.97

1.00

Район ||.|а«аш1Я cvuia

Г. с

<5

6

7

8

10

12

14

16

18

>20

1(со|раничснный

0.100

0.100

0.098

0.093

0.079

0.065

0.053

0.044

0.038

0.035

(>||ХШН'К-ШШЙ К1. К2 K2-KSN.

К2 KSN(43). КЗ KSN

0.100

0.093

0.083

0.073

0.053

0.040

0.035

0.035

0.035

0.035

2.1.5.2 Для судов, имеющих ску ловые кили или брусковый киль, или то и другое вместе, коэффициент к определяется по табл. 2.1.5.2 в зависимости от отношения Ак/^:Н% в котором Ак суммарная габаритная площадь скуловых килей, либо площадь боковой проекции бру скового киля, либо су мма этих площадей, м2.

Скуловые кили не принимаются во внимание для судов ледовых классов Агс4 Агс9.

Таблица 21.5.2

Ко |фф||||11<'111 к

Ak L.,B. %

0

1.0

1.5

2.0

2.5

3.0

3.5

>4.0

к

1.00

0.98

0.95

0.88

0.79

0.74

0.72

0.70

2.1.5.3    При расчете амплитуды качки по формуле (2.1.5.1) для судна с острой скулой коэффициент к следует принимать равным 0.7.

2.1.5.4    Амплитуда качки судов, снабженных успокоителями качки, должна определяться бел у чета их работы

2.1.5.5    Промежуточные величины в табл. 2.1.5.1-1    2.1.5.2 должны определяться путем

линейной интерполяции Расчетные значения амплитуды качки следует округлить до целых градусов.

2.1.5.6    Таблицы и формулы, используемые при расчете амплитуды качки, получены применительно к судам со следующими характеристиками: Hd^ 6.5: 0J<zKd< 1.5: 7’$ 20с. Дтя судов, имеющих значения перечисленных характеристик вне у казанных диапазонов, амплитуда качки может быть определена с помощью модельного эксперимента по методике, приведенной в Сборнике нормативно-методических материалов, книга восемнадцатая. 2008 г.

Настоящее иикшие Праею, по сравнению с тдание.и 20/8 года, содержит следующие тиснения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ ЧАСТЬ IV. остойчивость

1.    Глава 1.4: в пункт 1.4.1 внесены изменения с целью исключения повтора требований 3.8 части II «Техническая документация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов:

в пункт 1.4.2.1 внесены изменения;

в пункт 1.4.7.7 (в русской версии Правил) внесены изменения с учетом резолюции ИМО MSC.267(85) «Между народный кодекс остойчивости судов в неповрежденном состоянии».

2.    Глава 1.5: в пу нкты 1.5.2.2.2. 1.5.5 внесены изменения с учетом резолюции ИМО MSC.267(85) «Между народный кодекс остойчивости судов в неповрежденном состоянии»;

в пу нктах 1.5.13 и 1.5.14 уточнены требования

3.    Глава 2.1: в пункт 2.1.4.1 внесены изменения

4.    Глава 3.3: в пункт 3.3.7.1 внесены изменения;

ну мерация пу нктов 3.3.7.2 н 3.3.7.3 изменена на 3.3.7.3 и 3.3.7.2 соответственно;

в существующие пу нкты 3.3.7.2 (в русской версии Правил) и 3.3.7.3 внесены изменения.

5.    Глава 3.5: в пункт 3.5.10 внесены изменения.

6.    Глава 3.7: введены новые пункты 3.7.1.3 и 3.7.3.5 с учетом резолюции ИМО MSC.415(97).

7.    Глава 3.8: пу нкт 3.8.4.7 исключен: ну мерация пу нкта 3.8.4.8 изменена на 3.8.4.7;

в пу нкты 3.8.7.2. 3.8.7.3 внесены изменения в связи с исключением требования по углу заката

8.    Глава 3.10: в пункт 3.10.5 внесены изменения.

9.    Глава 4.1: введен новый пу нкт 4.1.1.5 с у четом резолюции ИМО MSC.415(97).

10.    Глава 4.2: в пункт 4.2.1 внесены изменения.

11.    Введено ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «ТРЕБОВАНИЯ РЕЗОЛЮЦИИ ИМО MSC.415(97) К ОСТОЙЧИВОСТИ СУДОВ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЯКОРЕЙ. БУКСИРОВ. ЭСКОРТНЫХ БУКСИРОВ. ПЛАВУЧИХ КРАНОВ И КРАНОВЫХ СУДОВ».

12.    Внесены изменения редакционного характера

IV-2I

2.2 ДИАГРАММА СТАТИЧЕСКОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ

2.2.1    Площадь под положительной частью диаграммы статической остойчивости должна быть нс менее 0,055 мрад до угла крена 30 и нс менее 0.09 мрад до угла крена 40 либо до угла заливания 0,. в ’зависимости от того, какой из них меньше. Дополнительно, площадь между углами крена 30 и 40 или. если 0, < 40 . между 30 и 0Г должна быть нс менее 0.03 м рад.

Максимальное плечо диаграммы статической остойчивости 1тлх должно быть не менее 0.25 м для судов длиной Л<80 м и 0.20 м для судов длиной/.>105 м при угле крена 0^30 . Для промежуточных значений /. величина плеча определяется линейной интерполяцией.

Угол, соответствующий максимуму диаграммы статической остойчивости, может быть уменьшен на величину, вычисленную, как указано в 2.2.2.

При наличии у диаграммы статической остойчивости двух максимумов вследствие влияния надстроек или рубок требуется, чтобы первый от прямого положения максимум диаграммы наступил при крене не менее 25°.

2.2.2    С>дам. имеющим отношение В 1)> 2. разрешается плавание при уменьшенном угле, соответству юшем максимальному плечу диаграммы, по сравнению с требуемым 2.2.1. на величину, определяемую по формуле

Д0».ч“4О(|-2)(А'-1)О.5.    (2.2.2)

При В D> 2.5 принимается В D = 2.5: при К> 1.5 принимается А'= 1.5. Значение Д6тлх округляется до целого числа

2.2.3    Судно должно отвечать перечисленным требованиям при учете в диаграмме статической остойчивости поправки на свободные поверхности в соответствии с 1.4.7.

2.2.4    Угол заливания должен быть нс менее 50 . При меньшем значении судам может быть разрешено алавание лишь как для судов ограниченного района плавания в зависимости от выдерживаемого ветрового давления при проверке остойчивости по критерию погоды.

2.2.5    Требования к диаграмме статической остойчивости плавучих кранов и крановых судов наложены в 4.1.

2.3 МЕТАЦЕВТРИЧЕСКАЯ ВЫСОТА

2.3.1    Исправленная начальная метацснтрнчсская высота всех судов при всех случаях загрузки, за исключением «судна порожнем», должна иметь значение не менее 0.15 м.

Минимальная исправленная начальная метацснтрнчсская высота может иметь другую величину в случаях. особо оговоренных в разд. 3.

2.3.2    Начальная остойчивость судов, имеющих колодец, должна быть проверена на случай попалания в него воды

Количество воды в колодце и свободная поверхность се должны соответствовать у ровню воды по нижнюю кромку портиков в прямом положении судна с у четом поперечной погнои палубы.

При наличии у судна двух или более колодцев должна быть проверена остойчивость при затоплении одного из них. имеющего наибольшие размеры.

2.4 УЧЕТ ОБЛЕДЕНЕНИЯ

2.4.1 Для судов, плавающих в зимнее время в зимних сезонных зонах, установленных Правилами о гру зовой марке морских судов, помимо основных слу чаев загру зки, должна быть проверена остойчивость с учетом обледенения согласно указаниям настоящей главы При расчете

СОДЕ РЖА II ИЕ

ЧАСТЬ IV. остойчивость

1    Общие положения......................................... 5

1.1    Область распространения..................................... 5

1.2    Определения и пояснения.................................... 5

1.3    Объем освидетельствовании................................... 7

1.4    Общие технические требования................................. 7

1.5    Опыты крснования и взвешивания................................13

1.6    Условия достаточной остойчивости...............................17

1.7    Перегон судов...........................................17

2    Общие требования к остойчивости...............................18

2.1    Критерий погоды.........................................18

2.2    Диаграмма статической остойчивости..............................21

2.3    Метацеитрнчсская высота....................................21

2.4    Учет обледенения.........................................21

3    Дополнительные требования к остойчивости.........................23

3.1    Пассажирские суда........................................23

3.2    Сухогрузные суда.........................................24

3.3    Лесовозы..............................................24

3.4    Нативные суда...........................................26

3.5    Рыболовные суда.........................................29

3.6    Суда спсциатьного назначения..................................30

3.7    Буксиры..............................................31

3.8    Дноуглубительные суда......................................33

3.9    Суда длиной менее 24 м.....................................36

3.10    Контейнеровозы.........................................37

3.11    Суда обеспечения........................................38

3.12    Суда смешанного (река-море) плавания............................40

4    Требования к остойчивости плавучих кранов, крановых судов,

транспортных понтонов, доков и стоечных судов........................42

4.1    Плавучие краны и крановые суда................................42

4.2    Транспортные понтоны......................................55

4.3    Плавучие доки...........................................56

4.4    Стоечные с>да...........................................58

Приложение 1. Инструктивные указания по составлению Информации об остойчивости. ... 59

Приложение 2. Определение опрокидывающего момента для плавучего крана.........72

Приложение 3. Требования резолюции ИМО MSC 415(97) к остойчивости судов

для обслуживания якорей, буксиров, эскортных буксиров, плавучих кранов

и крановых судов...........................................76

Таблица обозначений величин, принятых в части IV «Остойчивость»..............89

ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ

1 ОЫЦМЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части распространяются на закрытые (палубные) суда1, плавающие в водоизмстающем состоянии. На парусные суда при плавании под парусами требования настоящей части распространяются в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо.

1.1.2    Если не оговорено иное, требования настоящей части распространяются на суда, находящиеся в эксплуатации, в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо, однако являются обязательными для судов, подвергающихся восстановительному ремонту, значительному ремонту, переоборудованию или модернизации, если в результате этого изменяется их остойчивость.

Остойчивость судов длиной менее 24 м после восстановительного ремонта, значительного ремонта переоборудования или модернизации должна отвечать или требованиям настоящей части, или требованиям, которые предъявлялись к остойчивости этих судов до восстановительного ремонта, значительного ремонта, переоборудования или модернизации.

1.1.3    Требования настоящей части не распространяются на случай загрузки «одно порожнем».

1.1.4    На основании обоснования, представленного проектантом, включающего оценку остойчивости. мореходности, заливасмости и условий конкретного района эксплу атации, значения величин, требуемых настоящей частью, могут быть снижены.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, приведены в части I «Классификация».

В настоящей части приняты следующие определения и пояснения.

Амплитуда к а ч к и — условная расчетная амплитуда качки.

Высота борта вертикальное расстояние, измеренное на миделе от верхней кромки горизонтального киля или от точки притыкания внутренней поверхности наружной обшивки к бру сковому килю до верхней кромки бимса верхней непрерывной палу бы у борта т е. патубы. ниже которой объем корпуса судна учитывается в расчетах остойчивости. На судах, имеющих закру гленное соединение указанной патубы с бортом, высота борта измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий верхней непрерывной палубы и борта, как если бы это соединение было у гловым. Если верхняя непрерывная палуба в продольном напрааленми имеет уступ и возвышенная часть палубы простирается нал точкой измерения высоты борта, высота борта должна измеряться до условной линии, являющейся продолжением нижней части палубы параллельно возвышенной части.

Гидростатические кривые кривые элементов теоретического чертежа судна.

Давление ветра условное расчетное давление ветра.

Диаграмма предельных моментов диаграмма предельных статических моментов, по оси абсцисс которой отложены водоизмещение, дедвейт или осадка судна а по оси ординат предельные величины статических моментов массы по высоте, отвечающие совоку пности различных требований настоящей части к остойчивости судна.

Длина судна длина как определено в Правилах о грузовой марке морских судов

'В разд. I настоящей части термин «судно» также включает плавучий кран, крановое судно, док. фанспоршмй понтон и сюсчнос судно, если nei особой оюворкн и отсутствуют специальные требования.

IV-6

Жидкий груз вес имеющиеся на с\дне жидкости, включая груз наливных судов, жидкие судовые запасы, балласт, воду в успокоительных цистернах и плавательном бассейне и др.

Запасы топливо, пресная вода, провизия, масло, расходный материал и т.п.

Зерно пшеница, кукуруза (маис), овес. рожь, ячмень, рис. сорго, семена бобовых и других культур и таковые в обработанном виде, если их свойства аналогичны свойствам зерна в натуральном виде.

Информация Информация об остойчивости судна.

Колодец открытое пространство на верхней палубе длиной не более 30 % длины одна ограниченное надстройками и сплошным фальшбортом, снабженным портиками.

Кренящий м о м е н т о т д а в л с н и я ветра условный расчетный момент от действия ветра.

Мидель середина длины судна.

Навалочный груз зерно и незерновой груз, состоящий из отдельных частиц и погруженный без тары.

Н а д с т р о й к а закрытое пат> бой сооружение на верхней непрерывной палубе, простирающееся от борта до борта или не доходящее до борта с>дна на расстояние не более 4 % максимальной ширины судна. Возвышенный квартердек рассматривается как надстройка

Однородный груз груз, имеющий постоянный удельный погрузочный объем.

Опрокидывающий момент условный расчетный минимальный кренящий момент, опрокидывающий судно.

Отверстия, считающиеся открытыми отверстия в верхней палубе или бортах корпуса, а также в палубах, бортах и переборках надстроек и рубок, устройства для закрывания которых в отношении непроницаемости при воздействии моря, прочности и надежности не отвечают требованиям разд. 7 части ill «Устройства оборудование и снабжение». Малые отверстия, такие как забортные отверстия судовых систем и трубопроводов, отверстия для проводов или цепей, снастей и якорей, а также отверстия шпигатов, в случае, если они погружаются в воду при угле крена, большем 30 . не счтаются открытыми. Если перечисленные отверстия погружаются при угле 30 и менее и при этом, могут явиться причиной значительного затопления внутренних помещений судна, они должны рассматриваться как открытые.

П а л у б н ы й л с с н о й груз груз леса перевозимый на открытых частях палу бы надводного борта или надстройки. Термин не распространяется на древесную массу или на подобный ей груз.

Перегон — плавание судна вне пределов у становленного ему района плавания

Переход плавание судна технического флота в пределах установленного ему района плавания

Площадь парусности площадь проекции надводной части судна (кроме плавучего крана и кранового судна) на диаметральную плоскость в прямом положении

Поправка на свободные поверхности поправка, учитывающая снижение остойчивости судна, обусловленное влиянием свободных поверхностей жидких гру зов.

Рубка закрытое палу бой сооружение на верхней палубе или палубе надстройки, отстоящее хотя бы от одного из бортов на расстояние более 4 % максимальной ширины судна, измеренной на миделе между нару жными кромками шпангоу тов, и имеющее двери, окна и подобные отверстия в наружных переборках.

Серийные суда это суда, построенные на одной и той же верфи по одним и тем же чертежам.

Специальное устройство — система, постоянно установленная на судне для оперативной оценки его начальной остойчивости (например, крсновые цистерны с указателями углов крена).

Судно порожнем — полностью готовое судно, но без дедвейта. В состав дедвейта включается жидкий балласт.

IV-7

Угол заливания угол крена, при котором происходит заливание водой внутренних помещении судна через отверстия, считающиеся открытыми, или отверстия, которые могут быть открытыми в рабочем состоянии судна по условиям эксплуатации.

Универсальная диаграмма диаграмма остойчивости судна с неравномерной, пропорциональной синусам углов крена шкалой абсцисс, семейством кривых плеч остойчивости формы для различных водоизмешений и шкалой мстацснтричсских высот (или аппликат центра тяжести судна) по оси ординат для построения прямых лучей, определяющих остойчивость веса.

III и р и на с уд и а наибольшая ширина, измеренная на уровне летней грузовой ватерлинии между наружными кромками шпангоута на судах с металлической обшивкой и между наружными поверхностями корпуса на судах с обшивкой из другого материала.

Обозначения величин, принятые в настоящей части, приведены в таблице, расположенной в конце части.

1.3 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1    Общие положения, относящиеся к порядку классификации и освидетельствований, а также требования к технической документации, представляемой на рассмотрение и одобрение Регистр), изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части I «Классификация».

1.3.2    Для каждого судна, на которое распространяются требования настоящей части. Регистр осуществляет:

.1 до постройки и переоборудования с\дна:

рассмотрение и одобрение технической документации, относящейся к остойчивости с\дна:

.2 во время постройки, переоборудования и испытания судна:

наблюдение за проведением опыта кренования или взвешивания;

рассмотрение и одобрение Информации об остойчивости;

рассмотрение и одобрение Руководства по безопасной замене балласта в море;

.3 при очередных освидетельствованиях для возобновления класса, а также после ремонта и модернизации судна:

установление изменений в нагрузке судна порожнем с целью заключения о дальнейшей пригодности Информации об остойчивости.

определение веса судна порожнем опытным путем на пассажирских и рыболовных судах и наблюдение за проведением опыта кренования и взвешивания.

1.4 ОЫ11МК ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.4.1    Расчеты должны выполняться общепринятыми в теории корабля методами.

1.4.2    Расчет остойчивости формы.

1.4.2.1    Дтя судов, эксплуатирующихся с постоянным значительным начальным дифферентом, расчеты плеч остойчивости формы должны выполняться с учетом начального днффереггга.

Расчеты плеч остойчивости формы следует выполнять с учетом сопутствующего дифферента.

В случае наличия асимметрии судна относительно диаметральной плоскости (включая помещения на палубе) плечи остойчивости формы должны рассчитываться при крене в сторон) того борта, дтя которого характеристики остойчивости имеют меньшие значения.

1.4.2.2    При расчете плеч остойчивости формы могут полностью учитываться те ярусы надстройки, которые:

.1 отвечают требованиям 7.5 части III «Устройства. обор\дованне и снабжение» к первом)’ ярусу надстройки (считая от пат\бы надводного борта); причем иллюминаторы по надежности их закрытия отвечают требованиям 7 2.1.3    7.2.1.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение»;

IV-8

.2 имеют доступ для экипажа с вышележащей открытой патубы в рабочие помещения внутри этих надстроек, а также в машинное отделение другими путями во все время, когда отверстия в переборках надстройки закрыты.

Если средняя надстройка и ют отвечают требованиям 7.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение», но двери в переборках надстроек являются единственными выходами на палубу и при этом верхняя кромка комингсов дверей надстроек погружается в воду у судна в полном грузу при угле крена, меньшем 60 , расчетная высота надстроек условно должна приниматься равной половине действительной высоты, а двери в надстройке считаются закрытыми. Если верхняя кромка комингсов дверей погружается в воду при угле крена судна в полном грузу, равном или большем 60й. расчетная высота надстройки над палубой принимается равной дсйств»пельной высоте.

1.4.2.3    При расчете плеч остойчивости формы могут быть также учтены те ярусы рубки, которые:

.1 отвечают требованиям 7.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение» к первому ярусу рубки (считая от палу бы надводного борта); причем иллюминаторы по надежности их закрытия отвечают требованиям 7.2.1.3    7.2.1.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение»;

.2 имеют дополнительный выход на вышележащую палубу.

При выполнении перечисленных условий ру бки засчитываются на полну ю высоту . Если рубки отвечают требованиям 7.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение», но отсутствует дополжгтельный выход на вышележащую палубу, то такие рубки при расчете плеч остойчивости формы не учитываются, а находящиеся под ними отверстия в палубе судна условно считаются закрытыми независимо от того, имеют они закрытия пли нет Ру бки, закрытия которых не отвечают требованиям 7.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение», при расчете плеч остойчивости формы не должны приниматься во внимание Находящиеся под ними отверстия в палубе считаются закрытыми только в том случае, если их комингсы и устройства для закрывания отвечают требованиям 7.3, 7.7 — 7.10 части III «Устройства, оборудование и снабжение».

Ру бки на пату бах, расположенных выше пату бы надводного борта, не должны у читываться при расчетах плеч остойчивости формы.

1.4.2.4    У судов, имеющих закрытия люков, отвечающие требованиям разд. 7 части III «Устройства. оборудование и снабжение», могут быть у чтены объемы люков.

1.4.2.5    На чертеже кривых плеч остойчивости формы должна быть в матом масштабе приведена схема учитываемых надстроек и рубок с у казанием отверстий, считающихся открытыми.

Должно быть указано положение точки, относительно которой рассчитаны плечи остойчивости формы.

1.4.3    Схема отсеков.

Схема непроницаемых отсеков должна содержать данные, необходимые для расчета положения центров тяжести отдельных цистерн, заполненных жидкими грузами, и величин поправок на влияние свободных поверхностей жидких грузов на остойчивость

1.4.4    План патуб.

1.4.4.1    Планы пату б должны содержать все данные для определения центров тяжести палубных грузов.

1.4.4.2    На планах патуб для пассажирских судов должна быть у казана площадь патубы. по которой могут свободно передвигаться пассажиры, и показано максимально возможное скопление людей на свободных площадях пату бы при переходе пассажиров на один борт судна (см. 3.1.2).

1.4.5    Схема расположения дверей, сходных люков и иллюминаторов. Угол заливания.

1.4.5.1    Схема расположения дверей и сходных люков должна включать все двери и сходные люки, ведущие на открытые патубы, а также все двери и люки в наружной обшивке с соответствующими ссылками на их конструкцию.

1.4.5.2    Схема расположения иллюминаторов должна включать в себя все иллюминаторы, расположенные ниже верхней непрерывной пату бы. а также в надстройках и ру бках, учитываемых при вычислении плеч остойчивости формы

IV-9

1.4.5.3 К расчетам плеч остойчивости формы каждого с>дна должна быть приложена кривая углов заливания через самое низкое считающееся открытым отверстие в борту, палубе или надстройке судна. Отверстия вентиляции машинных помещений, отверстия вентиляции пассажирских помещений и другие отверстия, которые должны быть открыты для поступления воздуха внутрь одна при плавании в штормовых условиях, должны рассматриваться как открытые отверстия даже если они оборудованы непроницаемыми при воздействии моря закрытиями.

1.4.6 Расчет парусности судна (кроме плавучего крана и кранового судна).

1.4.6.1    В площадь парусности должны быть зачтены проекции всех сплошных стенок и поверхностей корпуса, надстроек и рубок судна на диаметральную плоскость, проекции мачт, вентиляторов, шлюпок, палубных механизмов, всех тентов, которые могхт оказаться натянутыми при штормовой погоде, а также проекции боковых поверхностей палубных грузов, включая лесной, перевозка которых на судне предусматривается проектом.

Для судов, имеющих вспомогательное парусное вооружение, площадь парусности свернутых пару сов должна учитываться отдельно по чертежу бокового вида и включаться в общу ю площадь пару сности сплошных поверхностей.

Парусность несплошных поверхностей лееров, рангоута (кроме мачт) и такелажа судов, не имеющих парусного вооружения, и пару сность разных мелких предметов рекоменду ется учитывать путем увеличения вычисленной для минимальной осадки ilmm суммарной площади парусности сплошных поверхностей на 5 % и статического момента этой площади относительно основной плоскости на 10 %.

Дтя определения парусности несплошных поверхностей у судов, подвергающихся обледенению. площадь и статический момент площади парусности сплошных поверхностей относительно основной плоскости, рассчитанные для осадки    увеличиваются    в    условиях    обледенения

соответственно на 10 н 20 % или на 7.5 и 15 % в зависимости от норм обледенения, указанных в 2.4 При этом плошать пару сности несплошных поверхностей и положение ее центра тяжести по высоте относительно основной плоскости принимаются постоянными для всех слу чаев загрузки.

Дтя контейнеровозов боковая проекция палу бных контейнеров должна быть зачтена в площадь пару сности как сплошная стенка, без учета зазоров между отдельными контейнерами.

1.4.6.2    Применение указанных приближенных приемов для учета парусности иссплошных поверхностей и мелких предметов не является обязательным. По желанию проектанта эти части пару сности могут быть определены более детально.

В этом случае при вычислении парусности лееров, крановых ферм решетчатого типа, зас-читывасмыс габаритные площади должны умножаться на коэффициенты заполнения, которые принимаются:

КотффиНИСТ жюлисимя

Бет обледенения

При обледенении

Д.'|Я .ICCрои, 1.11 ямуI1JX CC1 КОЙ

0.6

Для лееров. не затянутых сеткой

0.2

1.2

Для крановых ферм решетчатою типа

0.5

0.8

Дтя рангоута, снастей и вант судов, нс имеющих парусного вооружения, коэффициенты заполнения должны приниматься по табл. 1.4.6.2 в зависимости от отношения Zo/b0, где Го возвышение точки крепления вант к мачте над фальшбортом; /><> величина разноса вант у фальшборта

Проекции надводной части корпуса, рубок и надстроек должны засчитываться с коэффициентом обтекания 1.0. Проекции констру кций круглого сечения, отдельно расположенных на палубе (труб, вентиляторов, мачт), должны приниматься с коэффициентом обтекания 0.6. При детальном подсчете площади пару сности мелких предметов, несплошных поверхностей рангоута, такелажа, лееров, вант, снастей и т.п. следу ет принимать коэффициент обтекания равным 1.0. Если проекции отдельных частей площади парусности полностью пли частично перекрывают одна другую, в расчет следует вводить площадь только одной из перекрывающих проекций.

IV-10

к">ффмШ|ГП||.| Ull-l IIKIIIIH

Табл и II л I.4.6.2

^Х'Ьо

3

4

5

6

7

8

9

10

II

12

13

14

Ko*<|x|>muxi:iiiu шю.шення:

Лс-1 0&1СЛС11ИЯ

0.14

0.18

0.23

0.27

0.31

0.35

0.4

0.44

0.48

0.52

0.57

0.61

при о&клсиснкн

0.27

0..Л4

0.44

0.51

0.59

0.66

0.76

0.84

0.91

1.0

1.0

1.0

Если перекрывающие проекции имеют различные коэффициенты обтекания, в расчет должны вводиться проекции с более высокими коэффициентами обтекания.

1.4.6.3    Для расчета плеча кренящего момента от давления ветра согласно 2.1.4 плечо парусности -у должно определяться как расстояние, м. между центром парусности и центром площади проекции подводной части корпуса на диаметральную плоскость в прямом положении судна на спокойной воде. Положение центра парусности должно определяться способом, обычно применяемым для нахождения координат центра тяжести плоской фигуры

1.4.6.4    Площадь пар>сностн и ее статический момент должны вычисляться для осатки судна </тш. Элементы парусности при остальных осадках определяются пересчетом. Допускается пользоваться линейной интерполяцией, приняв вторую точку по осадке, соответствующей летней грузовой марке.

1.4.7 Расчет влияния жидких грузов.

1.4.7.1    Влияние свободной поверхности жидкости должно учитываться в случае, когда уровень заполнения цистерны менее 98 % от максимального объема.

Влияние свободной поверхности жидкости может не учитываться. когда цистерна сплетается номинально полной, те. уровень заполнения составляет 98 % или более от максимального объема.

Дзя грузовых цистерн, считающихся номинально полными, при заполнении на 98 % от максимального объема влияние свободной поверхности должно учитываться. При этом, поправка к начальной метацс1гтрнчсской высоте должна быть вычислена как результат деления момента инерции свободной поверхности жидкости при угле крена 5° на водоизмещение судна, а поправка к плечам диаграммы статической остойчивости должна быть вычислена на основании фактического кренящего момента от переливания жидкости в цистерне для положения судна без крена.

Влияние свободной поверхности в малых цистернах может не хчнтываться в расчетах при выполнении условий, указанных в 1.4.7.7.

1.4.7.2    Цистерны, учитываемые при определении поправки на влияние свободной поверхности, могут быть отнесены к одной из двух категорий:

цистерны с постоянным уровнем заполнения (например, грузовой танк с жидким грузом, цистерна водяного балласта). Поправки на влияние свободной поверхности должны определяться для фактического уровня заполнения, предусмотренного для каждой цистерны:

цистерны с переменным уровнем заполнения (например, расходуемые жидкости, такие как. топливо, масло, пресная вода а также жидкий груз и балласт при выполнении операций по их приему, расходыванню или перекачке). За исключением того, что оговорено в 1 4.7.4. поправки на свободную поверхность должны иметь максимальные значения, определенные в пределах нижней и верхней границы заполнения каждой цистерны, предусмотренных рекомендациями по эксплуатации судна.

1.4.7.3    В число цистерн, учитываемых при подсчете влияния жидкого груза на остойчивость, должны включаться цистерны каждого вида жидкого груза и балласта, в которых по условиям эксплуатации могут быть одновременно свободные поверхности, а также протнвокреновые цистерны и цистерны системы успокоителей качки независимо от типа цистерн Для учета влияния свободных поверхностей надлежит составтъ расчетную комбинацию из одиночных цистерн или их сочетания по каждому виду жидкого груза. Из числа возхюжных в эксплуатации сочетаний цистерн по отдельным видам жидкого гру за и балласта либо одиночных цистерн следует выбрать такие, у которых влияние свободных поверхностей оказывается наибольшим. Полу ченная