Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

147 страниц

Купить НД 2-020101-114 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Защита и изоляция трубопроводов

     1.5 Сварка и методы неразрушающего контроля сварных соединений

2 Металлические трубопроводы

     2.1 Материал, изготовление и применение

     2.2 Радиусы погибов труб, термическая обработка после гибки

     2.3 Толщина стенок металлических труб

     2.4 Типы соединений

     2.5 Гибкие соединения

     2.6 Материалы уплотнений и изоляция

3 Трубопроводы из пластмасс

     3.1 Определения

     3.2 Область распространения. Общие требования

     3.3 Требования к трубопроводам в зависимости от их назначения и расположения

     3.4 Требования к монтажу

     3.5 Соединения пластмассовых труб

     3.6 Прокладка пластмассовых трубопроводов

     3.7 Контроль при монтаже

     3.8 Испытания трубопроводов после монтажа на судне

4 Элементы систем и трубопроводов

     4.1 Конструкция, маркировка, расположение и установка арматуры

     4.2 Фильтры

     4.3 Кингстонные и ледовые ящики. донная и бортовая арматура. Отверстия в наружной обшивке

     4.4 Автоматически действующие закрытия воздушных труб

5 Прокладка трубопроводов

     5.1 Прокладка трубопроводов через водонепроницаемые и противопожарные конструкции

     5.2 Прокладка трубопроводов в цистернах

     5.3 Прокладка трубопроводов в грузовых трюмах и других помещениях

     5.4 Прокладка трубопроводов в охлаждаемых помещениях

     5.5 Прокладка трубопроводов вблизи электро-и радиооборудования

     5.6 Прокладка трубопроводов в безвахтенных машинных помещениях

     5.7 Прокладка трубопроводов на судах катамаранного типа

     5.8 Трубопроводы с электрообогревом

6 Судовые шланги

     6.1 Конструкция шлангов

     6.2 Испытания шлангов

7 Осушительная система

     7.1 Насосы

     7.2 Диаметры трубопроводов

     7.3 Прокладка трубопроводов

     7.4 Осушение машинных помещений

     7.5 Осушение туннелей

     7.6 Осушение грузовых помещений

     7.7 Осушение грузовых насосных помещений нефтеналивных судов

     7.8 Осушение охлаждаемых помещений

     7.9 Осушение носовых помещений навалочных судов

     7.10 Осушение коффердамов

     7.11 Осушение пиков

     7.12 Осушение других помещений

     7.13 Осушение отсеков плавучих доков

     7.14 Осушение помещений, предназначенных для перевозки

8 Балластная, креновая и дифферентная системы

     8.1 Насосы

     8.2 Диаметры трубопроводов

     8.3 Прокладка трубопроводов

     8.4 Балластная система плавучих доков

     8.5 Креновая и дифферентная системы

     8.6 Балластная система навалочных судов

     8.7 Балластные системы для замены балласта в море

9 Специальные системы для перевозки грузов наливом

     9.1 Область применения

     9.2 Общие требования к трубопроводам в грузовой зоне

     9.3 Грузовая система

     9.4 Грузовые насосы

     9.5 Носовые и кормовые устройства погрузки и выгрузки.

     9.6 Система подогрева груза

     9.7 Газоотводная система

     9.8 Продувка и дегазация грузовых танков

     9.9 Система выдачи паров груза

     9.10 Общесудовые системы в грузовой зоне опасных грузов

     9.11Контроль уровня в грузовых танках и предотвращения перелива

     9.12 Система мойки грузовых танков

     9.13 Защита от статического электричества

     9.14 Контроль состава атмосферы в грузовой зоне

     9.15 Система сбора нефти нефтесборных судов

     9.16 Система инертных газов

10 Системы воздушных, переливных и измерительных трубопроводов

     10.1 Воздушные трубы

     10.2 Переливные трубы

     10.3 Переливные цистерны

     10.4 Измерительные устройства

11 Газовыпускная система

     11.1 Газовыпускные трубопроводы

     11.2 Глушители и искрогасители

     11.3 Системы уменьшения выбросов оксидов азота

12 Система вентиляции

     12.1 Общие требования к системам вентиляции

     12.2 Системы вентиляции грузовых судов валовой вместимостью 500 и более, нефтеналивных и комбинированных судов для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки 60 градусов Цельсия и выше, пассажирских судов, перевозящих не более 36 пассажиров, судов специального назначения, на борту которых находится не более 240 человек и стоечных судов

     12.3 Системы вентиляции пассажирских судов, перевозящих более 36 пассажиров и судов специального назначения, на борту которых находится более 240 человек

     12.4 Системы вентиляции нефтеналивных и комбинированных судов для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 60 градусов Цельсия и ниже

     12.5 Вентиляция машинных помещений и туннелей

     12.6 Вентиляция помещений специальной категории и грузовых помещений, предназначенных для перевозки автотранспорта с топливом в баках, а также закрытых помещений на накатных судах

     12.7 Вентиляция грузовых помещений, приспособленных для перевозки опасных грузов

     12.8 Вентиляция охлаждаемых помещений

     12.9 Вентиляция станций пожаротушения

     12.10 Вентиляция аккумуляторных помещений и ящиков

     12.11 Вентиляция ангаров для вертолетов

     12.12 Вентиляция помещений нефтесборных судов

     12.13 Вентиляция помещений, предназначенных для установки оборудования системы инертного газа

13 Топливная система

     13.1 Насосы

     13.2 Прокладка трубопроводов

     13.3 Устройства для подогрева топлива

     13.4 Устройства для удаления воды из топливных цистерн

     13.5 Устройства для сбора утечек топлива

     13.6 Наполнение цистерн запаса топлива

     13.7 Топливные цистерны

     13.8 Подвод топлива к двигателям внутреннего сгорания

     13.9 Подвод топлива к котлам

     13.10 Подвод топлива к газотурбинным установкам

     13.11 Применение в качестве топлива сырой нефти и других воспламеняющихся жидкостей с температурой вспышки 60 градусов Цельсия и ниже

     13.12 Применение природного газа (метана) в качестве топлива

     13.13 Системы заправки топливом вертолетов

     13.14 Системы сжиженного газа для хозяйственных нужд

     13.15 Система подачи топлива для камбузного оборудования

14 Система смазочного масла

     14.1 Масляные насосы двигателей внутреннего сгорания, передач и муфт

     14.2 Подвод смазочного масла к двигателям внутреннего сгорания и передачам

     14.3 Масляные насосы паровых турбин и передач

     14.4 Подвод смазочного масла к паровым турбинам и передачам

     14.5 Масляные цистерны

     14.6 Устройства для сбора утечек смазочного масла

     14.7 Подвод смазочного масла к газотурбинным установкам

15 Система водяного охлаждения

     15.1 Насосы

     15.2 Прокладка трубопроводов

     15.3 Фильтры охлаждающей воды

     15.4 Охлаждение двигателей внутреннего сгорания

     15.5 Охлаждение газотурбинных установок

     15.6 Забортные системы охлаждения

16 Система сжатого воздуха

     16.1 Число воздухохранителей и запас пускового воздуха

     16.2 Компрессоры

     16.3 Прокладка трубопроводов

17 Система питательной воды

     17.1 Насосы

     17.2 Прокладка трубопроводов

     17.3 Цистерны

18 Паропроводы и трубопроводы продувания

     18.1 Прокладка трубопроводов

     18.2 Продувание паропроводов

     18.3 Расчет паропровода на тепловые расширения

19 Конденсационные установки

     19.1 Общие положения

     19.2 Насосы

     19.3 Прокладка трубопроводов

     19.4 Контрольно-измерительные приборы

20 Системы с органическими теплоносителями

     20.1 Определения

     20.2 Требования к теплоносителю

     20.3 Система циркуляции органического теплоносителя

     20.4 Расширительная цистерна

     20.5 Цистерна запаса и сливная цистерна

     20.6 Трубопроводы и арматура

     20.7 Воздушные трубы и измерительные устройства

     20.8 Устройства для сбора утечек органического теплоносителя

     20.9 Котлы с органическими теплоносителями

     20.10 Изоляция

     20.11 Подогрев жидких грузов

     20.12 Испытание трубопроводов систем с органическим теплоносителем

21 Испытания

     21.1 Гидравлические испытания арматуры

     21.2 Гидравлические испытания трубопроводов

     21.3 Испытания устройств по предотвращению проникновения пламени в грузовые танки нефтеналивных судов

     21.4 Испытания закрытий воздушных и вентиляционных труб

     21.5 Испытания пластмассовых труб

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия01.01.2020
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-114

Этот документ находится в:

Организации:

20.11.2018УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2019 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть VIII СИСТЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

Санкт-Петербург

2019

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2019 года.

Настоящее двадцатое падание Правил составлено на основе падания 20IX года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиадания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МЛКО) и соответствующие резолюции Международной мореной органнаации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корте»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»:

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»:

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность судов из полимерных композиционных материалов»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтенативных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО.

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships. Dedicated Primarily to Cam their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УТ МАКО S11А «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I — XVII издаются в электронном виде на русском и английском языках В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части XVIII — XIX издаются только на английском языке в электронном виде.

( Российский морской регистр судоходства. 2019

/l/KHiit ta классификации и постройки мо/кких с\х)ов

VIII-II

1.4.5    Изоляции трубопроводов.

Изоляция трубопроводов должна отвечать требованиям 4.6 части VII «Механические установки» и 8.2 части XII «Холодильные установки»».

1.4.6    Защита от волнового воздействия.

1.4.6.1    Требования 1.4.6 распространяются на все морские суда длиной 80 м и более, у которых высота открытой палубы от летней ватерлинии в носовой части судна на расстоянии 1/4/, менее 0,1/, или 22 м, смотря по тому, что меньше.

Требования 1.4.6.1    1.4.6.5 не применяются к судам, построенным в соответствии с Общими

правилами по конструкции и прочности нефтеналивных судов с двойными бортами Для указанных судов необходимо применять требования 11.1.2 и 11.1.3 части XVIII «Общие правила по конструкции и прочности нефтеналивных судов с двойными бортами».

1.4.6.2    Воздушные трубы цистерн, вентиляционные трубы и их закрытия, располагаемые в носовой части открытой палубы на расстоянии 1/4 длины судна, должны обладать прочностью, достаточной для преодоления волнового воздействия в открытом морс. Требования 1.4.6 не распространяются на трубы газоотводной системы.

1.4.6.3    Расчетные нагру зки.

1.4.6.3.1    Волновое давление />. кН/м'. воздействующее на воздушные, вентиляционные трубы и их закрытия, может быть рассчитано по формуле

р - 0.bpV2CjCjCp,    <1.4.6.31)

где р —iLiouioctb морской воды (1.025 гм*);

Г    скороеib мошка поды по носовой палубе, м с:

Г ” 13,5 для значений d $ 0,5</i

V - 13.5V 2( 1 -Ad\) для 0rSd, < d< dx.

d paceтянис oi .тетей ва1сртинии до оифьпой палубы, ч,

</i    0.1/, или 22 м в зависимости от тою. что меньше, м;

С,/ коэффициент формы, принимаемый равным:

03 — ДЛЯ труб.

13 для воыушных груб ИЛИ ИСН1И.ТЯЦИОННЫХ IO.IOBOK.

0.8 ДIX HCpniKXIMIO расположенных воиутннмх Труб ИЛИ 1КН1НЭХЦИОШ1МХ IUIOBOK ЦИ 1ИН. фИЧ«ХЮЭЙ формы.

С, — коэффициент, учитывающий ударную нагрузку, принимаемый равным 3,2;

Ср коэффициент. учитывающий степень «нцищенноети. принимаемый равным:

0.7 для тру’б и вентиляционных головок, распаюженных непосредственно за ват налом ом или полубайт,

1.0 где-либо еще или непосредственно и фальшбортом.

1.4.6.3.2    Силы, воздействующие на трубы и закрытия в горизонтальном напраатенни. могут быть рассчзгганы по формуле (1.4.6.3.1) с учетам наибольших проектных площадей каждого из компонентов

1.4.6.4    Требования к прочности.

1.4.6.4.1    Изгибающие напряжения и нагру зки для воздушных и вентиляционных труб должны определяться в наиболее опасных зонах: районе палубной втулки, сварных или фланцевых соединениях, нижних углах поддерживающих книц Изгибающие напряжения не до.тжны превышать 0.8а, . где а, предел текучести или условный предел текучести стати при удлинении 0.2 % при комнатной температуре. Независимо от натнчия защиты от коррозии, прибавка на коррозию должна состаатять не менее 2 мм.

1.4.6.4.2    Для стандартных возду шных труб высотой 760 мм с закрывающими головками стандартной площади толщина труб и укрепляющих элементов у казана в табл. 1.4.6.4.2. В качестве подкрепления до.тжны устанавливаться радиально располагаемые кницы числом нс менее трех.

Толщина книц должна быть нс мснсс 8 мм. минимальная длина нс мснсс 100 мм. высота соответствовать у казанной в табл. 1.4.6.4.2. но нс выше фланца для подсоединения закрытия. Основания книц на палубе должны быть соответству ющим образом подкреплены

1.4.6.4.3    Для труб дру гой высоты нагрузки и подкрепления должны выбираться в соответствии с 1.4.6.3 и 1.4.6.4. Кницы при установке должны быть необходимой длины и толщины, соответствующей их высоте. Толщина груб должна выбираться не менее указанной в 10.1.4.

/l/Kieu ia классификации и постройки морских cytkxi VIII-I2

Таблица 14.6.4 2

Толщина cirwiK' н vk-priLiumiitiiv • н-vminut для ciaiuapnii.u н<м minii.iv ipiCi м,кон>Н 760 мм

Диамсip ipvv'iu номинальный, мм

Толщина ipvfuj mhihiuxii.iuu. мм

Максимальная ilkmiijul проекции тякрыжя. см:

Hiacoia кницы, мм

50

6.0

520

65

6.0

480

SO

6.3

460

100

7.0

380

125

7.8

300

130

8.5

300

175

8.5

300

200

8.5°

1900

300:>

250

8.5°

2500

300:>

300

8.5П

3200

300;>

350

8.5‘>

3800

300:>

400

8.5°

4500

300:>

1 Кницы должны устанавливаться при толщине трубы менее 10.5

мм или когда площадь

1.4.6.4.4 Толщина труб и высота книц для стандартных вентиляционных труб с вентиляционными головками высотой 900 мм указаны в табл. 1 .4.6.4 4. Кницы, когда это требуется, должны соответствовать указаниям 1 .4.6.4.2.

Таблица I.4.6.4.4

То. ШИШИ ltrllllLIUIlllOIIIII.IV ipvfl II VKprlL 1ИИ>11111V 1.ИМС1П0М НИ ipjfp lll.InllMII Will VIM

Дна\1С1р IpN&J 1ЮМMIIX1Ы114Й.

ми

Толщина |р>Г«ы минимальная, мм

Максимальная iLiouia.ii. проекции икрышя. см*

Висом кницы, мм1

80

6.3

460

100

7.0

380

150

8.5

300

200

8.5

550

250

8.5

880

300

8.5

1200

350

8.5

2000

400

8.5

2700

450

8.5

3300

500

8.5

4000

‘'Для труб другой нысотм должны примсня11>ся требования 1.4.6.4.5.

1.4.6.4.5    Для вентиляционных труб высотой более 900 мм использование подкрепляющих книц или альтернативных подкреплений должны быть проверены расчетом на прочность.

1.4.6.4.6    Все комплекту ющие части и соединения воздушных и вентиляционных труб должны быть способны выдержать нагру зки, определенные в соответствии с 1.4.6.3.

1.4.6.5 Вентиляционные головки вращающегося типа для установки в районе, у помянутом в 1.4.6.2. не допу скаются.

1.5 СВАРКА И МЕТОДЫ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

1.5.1 Сварка и методы неразру шающего контроля сварных соединений тру бопроводов должны соответствовать требованиям 2.5 и разд 3 части XIV «Сварка».

f/fKieuia классификации и постройки мо/кких cytkw VIII-I3

2 МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ТРУБОПРОВОДЫ

2.1 МАТЕРИАЛ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

2.1.1    Материалы труб и арматуры, их испытание должны отвечать требованиям части XIII «Материалы».

Топливные трубопроводы должны быть выполнены из стати или другого материала, отвечающего требованиям Регистра в отношении прочности и огнестойкости Эти требования распространяются на масляные трубопроводы, расположенные в машинных помещениях, и трубопроводы, проводящие другие воспламеняющиеся нефтепродукты, включая гидравлические и термальные жидкости, если они расположены в помещениях, имеющих источники воспламенения.

Применяемые при изготовлении арматуры покрытия или детали из неметаллических материалов должны быть совместимы с проводимой средой при рабочем давлении во всем диапазоне рабочих температур.

Трубы и арматура систем пожароту шения должны соответствовать 3.1.4.2 части VI «Противопожарная защита».

2.1.2    Трубы и армату ра из у глеродистой и углеродисто-марганцевой стали, как правило, должны применяться для сред с температу рой не выше 400 С. низколегированной не выше 500 С.

Применение этих сталей для сред с температу рой выше указанной может быть допу щено при у словии, «по их механические свойства и предел длительной прочности за 100000 ч отвечают дейст-вующнм стандартам и гарантируются изготовителем стали при данной повышенной температуре

Трубы и арматура для сред с температурой выше 500 С должны изготавливаться из легированной стали. Это требование не распространяется на газовыпускные трубопроводы.

2.1.3    Трубы из меди и медных сплавов должны быть бесшовными или другого типа, одобренного Регистром.

Медные трубы для трубопроводов классов lull должны быть бесшовными.

Трубы и арматура из меди и медных сплавов, как правило, должны применяться для сред с темпе-рагу рой не более 200 С. а медно-никелевых сплавов для сред с температу рой не более 300 С. Бронзовая армату ра может быть допу щена для сред с температу рой до 260 С.

2.1.4    Трубы и арматура из серого чугуна могут применяться для трубопроводов класса III. используемых при температу ре окру жающей среды не ниже -15 С, при этом предел прочности серого чугуна для труб должен быть не менее 200 МПа. а для корпусов арматуры и фасонных элементов - не менее 3(H) МПа. За исключением гру зовых трубопроводов, допустимое рабочее да&леиие в трубопроводах из серого чугуна не должно превышать I МПа. а для паропроводов -0.3 МПа.

Применение труб и арматуры из серого чугуна допускается для грузовых трубопроводов с давлением до 1.6 МПа проходящих по верхней палубе, внутри гру зовых танков и отстойных цистерн, за исключением маннфольдов. их клапанов и соединений для подключения грузовых шлангов.

Серый чугу н не должен применяться для:

.1 труб и арматуры с температу рой среды выше 220 С;

.2 труб и арматуры, подвергаемых гидравлическим ударам, повышенной деформации и вибрации;

.3 труб, непосредственно связанных с наружной обшивкой корпу са;

.4 арматуры, устанавливаемой непосредственно на наружной обшивке корпуса и таранной переборке;

П/Kieu ia классификации и постройки морских с\хк>в VIII-14

.5 арматуры, устанавливаемой непосредственно на топливных и масляных цистернах, находящихся под гидростатическим напором, если она не защищена от механических повреждений одобренным Регистром способом:

.6 систем объемного пожароту шения:

.7 балластных тру бопроводов внутри гру зовых и отстойных танков.

2.1.5    'Грубы и арматура из чугуна с шаровидным графитом могут применяться для трубопроводов классов II н III. включая трубопроводы батластной, осушительной и грузовой систем, если относн-тельнос удлинение этого чу гу на составляет не менее 12 %. При относительном удлинении менее требуемого область применения труб и армату ры из шаровидного графита должна быть такой же. как это указано в 2.1.4 для серого чугуна.

Рабочая температу ра для элементов трубопроводов из шаровидного чугуна на перлитной или ферритно-перлитной основе не должна превышать 300 С. а для чугуна на ферритной основе 350 С.

Ударная вязкость (AT’If) чугуна с шаровидным графитом для трубопроводов и арматуры, используемых при температуре ниже — 15 С. должна быть не менее 20 Дж/см".

Донная и бортовая армату ра, армату ра, упомяну тая в 4.3.2.4. 4.3.2.6 - 4.3.2.7. а также арматура, устанавливаемая на таранной переборке, топливных н масляных цистернах может быть изготовлена из чугуна с шаровидным графитом, имеющего полностью ферритную структуру согласно табл.

3.9.3.1 части XIII «Материалы».

2.1.6    Трубы диаметром до 50 мм и арматура из ковкого чугуна ферритной стру ктуры с относительным удлинением более 12 % могут применяться для систем тру бопроводов, у помянутых в 2.1.5. при рабочей температуре не ниже — 15 Си не выше 350 С и при рабочем давлении до 2 МПа

Область применения труб и армату ры из ковкого чу гу на с относительным удлинением менее 12 % должна быть такой же. как у казано в 2.1.4 для изделий из серого чугуна.

2.1.7    Применение труб, фасонных элементов, а также корпусов фильтров, арматуры и других элементов трубопроводов из алюминиевых сплавов не допускается в топливной системе и системе смазочного масла. Требования настоящего пу нкта применимы в полном объеме для систем гидравлики с горючими жидкостями в машинных помещениях категории А и других помещениях повышенной пожароопасности.

2.1.8    Пробки и резьбовая часть палубных втулок измср>гтсльны.х труб на открытых палубах должны быть из бронзы или лату ни.

2.1.9    Смотровые стекла на топливных и масляных трубопроводах должны быть жаростойкими.

2.1.10    Материалы, отличные от стати, с температу рой плавления менее 930 С и относительным удлинением менее 12 % могу т применяться для компонентов двигателей, ту рбин, зу бчатых передач и других механизмов, содержащих топливо, масло для следу ющего применения:

.1 внутренние трубопроводы, которые в случае отказа не могут вызвать выброс воспламеняющейся жидкости на двигатель или в машинное помещение:

.2 компоненты, на которые возможно попадание жидкого аэрозоля только изнутри во время работы двигателя, например, крышки двигателей, лючки картеров, крышки распределительных валов, контрольные лючки и поддоны При этом давление внутри этих компонентов и всех их элементов, должно составлять менее 0.1X Н/мм*. а объем жидкости в них после отстоя должен быть не более 100 л. или

.3 в слу чае, отличном от 2.1.10.1 и 2.1.10.2. компоненты, у становленные на двигателе должны удовлетворять критериям испытаний на огнестойкость в соответствии со стандартами ISO 19921: 2005/19922: 2005 или другими стандартами, признанным Регистром эквивалентными, и сохранять при пожаре механические свойства, достаточные для своего назначения.

П/хнииа классификации и постройки морских cyOtw V1II-15

2.2 РАДИУСЫ ПОГИЬОВ ТРУБ. ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ПОСЛЕ ГИБКИ

2.2.1    Внутренний радиус погиба труб проду вания котлов должен быть не менее 3.5 d\ Ы\ — вну тренним диаметр тру бы).

Внутренний радиус погиба стальных и медных труб, работающих под давлением более 0,49 МПа или с температурой среды, превышающей 60 С. а также радиус погиба труб, компенсирующих тепловые расширения, должен быть не менее 2.5d (d    наружный диаметр

трубы).

По согласованию с Регистром может быть допу щена технология гибки с меньшим радиу сом при условии, что в процессе гибки не происходи утонения стенки трубы ниже величин, определенных в 2.3.

2.2.2    Горячая гибка стальных тру б, как правило, должна производиться при температуре 1000 850 С с возможным снижением этой температу ры в процессе гибки до 750 С.

Дтя труб, гибка которых производится при температурном режиме, указанном выше, применяется следу ющее:

.1 для труб из углеродистой, углеродисто-марганцевой и углеродисто-молибденовой стати термообработка после гибки не требуется;

.2 трубы из хромомолнбденовой стати I Сг 0.5 Мо с толщиной стенки более 8 мм должны подвергаться термообработке со снятием напряжений при температуре 620    680    С;

.3 трубы из хромомолнбденовой стати 2.25 Cr I Мо и из хромомолнбденованадневой стати 0.5 Сг — 0.5 Мо — 0.25 V любой толщины должны подвергаться термообработке со снятием напряжений при температуре 650    720    С.    кроме    труб с толщиной стенки нс более 8 мм.

диаметром не более 100 мм и с макенматьной рабочей температурой до 450 С, для которых термообработка может не производиться.

2.2.3    Если горячая гибка производится при температурах, находящихся за пределами, у казанными в 2.2.2. трубы после гибки должны подвергаться термообработке в соответствии с табл. 2.2.3.

Таблица 2.2.3

Сталь

Термообработка и температура. “С

Умсро/тистая и ут.тсролисто-март анисы*

Нориа-шиння.

«ко-

940

Уг лсролис гомодибж нома

0.3 Мо

1(орч.г1И1диия.

900

940

XpoMouaiitfviciioibu

1 Сг — 0.5 Мо

||ориа.1И1ацня.

900 -

960

Хромомолибкцоваа

Отпуск.

640

720

2.25 Cr — 1 Мо

1|»рЧД.1И1ЛЦИЯ.

900-

960

Хромомсиибтс1к>ва11а.лнс1Ы1Я

Отпуск.

650-

7К0

0.5 Сг — 0.5 Мо — 0.25V

Нсрма. пт таким.

930-

9X0

Отпуск.

670

720

2.2.4    После холодной гибки с радиусом, равным четырем наружным диаметрам и менее, как

правило, трубы должны подвергаться полной термообработке в соответствии с табл. 2.2.3. Однако во всех случаях термообработке со снятием напряжений до.тжны подвергаться утлероднетомо-либденовые 0.3 Мо трубы с толщиной стенки нс менее 15 мм при 580 — 640 С. хромомолнбдсновые 1 Сг 0.5 Мо трубы с толщиной стенки не менее 8 мм при 620    680    С.

а хромомолибденовые 2.25 Cr I Мо и хромомолибденованадиевые 0.5 Сг 0.5 Мо 0.25 V тру бы с толщиной стенки не менее 8 мм. диаметром не менее 100 мм и рабочей температу рой выше 450 С должны подвергаться термообработке со снятием напряжений при 650 — 720 С.

2.2.5    Грубы из меди и медных сплавов, за исключением труб контрольно-измерительных приборов, должны быть подвергнуты отжигу до гидравлического испытания.

П/xieiaa классификации и пост/юпки морских с\хк>в VIII-16

2.2.6 Предварительный нагрев перед сваркой н термическая обработка после сварки должны пронз-воднться в соответствии с требованиями 2.5.5    2.5.7    части    XIV    «Сварка»

2.3 ТОЛЩИНА СТЕНОК МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГРУБ

2.3.1 Толщина стенок металлических труб (кроме чугунных), работающих под внутренним давлением, должна соответствовагь большему из значении опрсдс-лснных из табл, 2.3.Х или из следу ющей формулы:

- Sp+b + c    (2.з.

1 — (а/100)

2<np + Р

So теоретическая тапцина стенки, мм:

</ наружный диаметр трубы. мм;

р расчетное давление, определяемое согласно 2.3.2. МПа:

— коэффициент прочности. принимаемый согласно 2.3.3: b прибавка. учи тмваюгцая фактическое утонение трубы при гибке. принимаемая сосгасно 2.3.4. мм: гг допускаемое нормальное напряжение, онредсдясмос согласно 2 3 5    2.3.7.    МПа:

с нриоавка на коррозию, принимаемая по табл. 2.3.1-1 дня стальных труб тт табл. 2.3.1-2 для труб и» цветных металлов, мм:

а минусовый 11рои июдсIвенный допуск на толщину cichkh трубы. %. (сети используются ф\бы без минусового допуска, а = 0).

МрпГипта с ни Knppuuuii им ста.п.пых ipifi

Таблица 13.1-1

Рабочая среда, щипаче вне трубопровода

с. мм

Псрстретый пар

0.3

Насымкннмй пир

О.Х

Змеевики дли подогрева поды и нефтепродуктов в цистернах и трутовых тапках

2.0

Питательная вода в открытых системах

1.5

То же. в лакрицах системах

0.5

Продувание котлов

1.5

Сжатый вотдух

1.0

Гидросистемы (масляные)

0.3

С маточное масло

0.3

Гот пиво

1.0

Груювые трубо1фоволга

2.0

Сжиженный тат

0.3

1 р>б.>нрово,ты хаюлилмкмо агента

0.3

Пресная вода

О.Х

Морская подл

3.0

При меча пня: 1. Корро тонная прибавка может быть снижена по согласованию с

Регистром для труб.

шцнщенных от коррогии нанесением специальных покрытий, облицовок и т. тт.

2. Если применяются трубы настали е достаточной норро(ионной стойкостью, прибавка на корролню может быть

умснынсна до нудя.

3 Для труб, проходящих и гигетертгях и на открытых палубах, табличные китченим должны быть увеличены на

прибавку от влияния наружной среды, которая принимается для соответствуйкчцей среды но данной таблице.

2.3.2 За расчетное давление, по которому производится расчет на прочность трубопроводов, до.тжно приниматься максиматыюе рабочее давление в системе При у становке предохранительных клапанов за расчетное принимается наибольшее давление их открытия. Трубопроводы и элементы систем трубопроводов, которые не защищены предохранительным клапаном или мот быть отключены от своего предохранительного клапана, должны быть рассчитаны на максимально возможный напор на выходе присоединенных насосов.

П/киш/а классификации и постройки мо/кких с\х)ов VII1-17


Таблица 2.3.1-2

HpilftlllUCU I* 1Ы K<>p|MHIIM ,vn ipvfi 111 IHM-UIMX VICIU.LKIH II C1I.UIUNI

Материал труб

С, мм

Мель, латунь, медно-о.юванне i ыс н подобные сплавы. та исключением содержащих свинец

0.8

Мсдокышкслсные сплавы (с содержанием никеля > 10 %)

0.5

Примечание. Нели применяются трубы из специальных сплавов с достаточной коррозионной стой-костыо.

прибавка на коррозию может быть уменьшена до нуля.


Для трубопроводов. содержащих подогретое топливо, расчетное давление должно выбираться в соответствии с табл. 2.3.2.


Таблица 2.3.2

Опрелг-и-ннг расчстнщо muni ни ,ti« ч>1 чинит систем

Рабочее давление Р.

Рабочая температура Т. °С

МПа

Нс более 60

Колее 60

Нс более 0.7

О.ЗМПа иди Рт,х (больнее из даух)

ОД МПа или Рпшх (большее ш двух)

Ьо.к-с 0.7

Рашх

1.4 МПа или Рашх (больиия величина)


Для трубопроводов рулевого привода расчетное давление принимается в соответствии с 6.2.8.1 части IX «Механизмы».

В особых случаях, не предусмотренных Правилами, расчетное давление подлежит специальному рассмотрению Регистром.

2.3.3    Коэффициент прочности ф в расчетах на прочность принимается равным единице для бесшовных труб и одобренных сварных труб. признанных эквивалентными бесшовным.

Для других сварных труб значение коэффициента прочности ф назначается с учетом требовании пу нкта 2.1.6.1-1 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением».

2.3.4    Прибавка, учитывающая фактическое утонение трубы при гибке, должна назначаться таким образом, чтобы напряжения в изогнутой части тру бы от вну треннего давления не превышали допускаемых.

Если значения фактических утонений при гибке отсутствуют, прибавка, b мм. может быть определена по форму ле

b^OASoj--    (2.3.4)

где К средний раите погиба фубы. мм.

2.3.5    В расчетах на прочность допускаемые напряжения для труб принимаются с у четом следу ющих свойств материала и условий работы:

Д» 20 временного сопротивления при комнатной температуре. МПа.

R, / I минимального предела текучести при расчетной температуре. МПа:

Яо.2 / условного предела текучести при расчетной температуре. МПа:

/?,',!*? <юо предела длительной прочности за 100 ООО ч при расчетной температу ре. МПа: R'rrT I -процентного предела ползучести за 100 000 ч при расчетной температуре, МПа За расчетную температуру / для определения допускаемых напряжений принимается максимальная температура среды внутри тру б.

2.3.5.1 Для труб из углеродистой или легированной стали допускаемые напряжения принимаются равными наименьшему значению из следу ющих:


R„, 2о'2.7; R, /. t 1.8 или /?о.2,/1,8; R


100 ООО


1.8;


Л 100 ООО

р\У»Ц .


1.0.


П/ювию классификации и постройки морских с\хк>в VIII-18

Если расчетная температура не входит в область ползучести материала, допускаемые напряжения по предел) ползучести можно не рассматривать

2.3.5.2 Для труб из меди и медных сплавов допускаемые напряжения определяются по

табл. 2.3.5.2.

Таблица 2.3.5.2

. (iiimKjiMi.il- цаприл-тми о .ця (руб ш меди и медных сн/шиоп

MaicpHxi груб

Гсрчичсскаи

обрлбопед

Временное

сонрошв-книс.

МПа

я*** МПа, при icMticpaiype среды.

X

50

75

100

125

150

175

200

225

250

275

300

Медь

Огжи1

220

41

41

40

40

34

27

19

.Vi юм ии нс пая брони

То же

320

78

78

78

78

78

51

25

Мслно-никелевый сплав 95 5 и

_ * _

270

69

69

68

66

64

62

59

56

52

48

44

90 10

Мслно-иикс.1свый сп.i.i* 70 30

360

81

79

77

76

74

72

70

68

66.

64

62

Примечания: 1.11ромсжу (очные шачения опрсдсляюкя интерполяцией.

2.3.5.3 Допускаемые напряжения для труб из алюминиевых и титановых сплавов при расчетах на прочность принимаются равными наименьшему значению из следующих: R„,2o 4.0; /?0 -»,/1.6;

да?0*/!*.

Если расчетная температура не входит в область ползучести материала допускаемые напряжения по пределу ползу чести можно не рассматривать

2.3.6    Паропроводы с наружным диаметром 80 мм и более для перегретого пара с темпе-ратурон 350 С и выше должны рассчитываться на прочность от усилий, вызываемых тепловыми расширениями, а фланцевые соединения — на прочность и плотность.

Расчет паропровода на прочность от усилий, вызываемых тепловыми расширениями, должен отвечать требованиям 18.3.

2.3.7    Детали тру бопроводов из чугуна должны нують толщину стенки мм. нс менее определяемой по формуле

W=*(0.5+0.00 \D,\    (2.3.7)

где /), условный диаметр. мм;

к ко |ффнцисн1. принимаемый ранным

9 — для фуб:

14 — для 1ройникои и корп\сон клапанов:

12 — для соединений.

Kpoyic этого, толщина стенок труб и ару«ат> ры из чугу на под внутренним давлением должна быть не менее определяемой по формуле (2.3.1). при этом: поправка на утонение при изгибе b = 0; коэффициент запаса прочности ф принимается равным:

I для труб и соединительных муфт;

0.4 для колен, тройников и крестовин:

0,25 для корпусов арматуры;

допускаемое напряжение о определяется с учетом 2.1.4.3. 2.1.4.6 и 2.1.5.5 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

прибавка на коррозию с для забортной воды составляет:

4 мм для чу гуна ферритной и фсрр1гго-перлнтной структуры и 3 мм для чугу на перлитной структуры;

для сред с низкой коррозионной активностью по согласованию с Регистром прибавка на коррозию может быть снижена.

2.3.8 Толщины стенок труб из стали, меди, мед-ных и титановых сплавов должны приниматься нс менее у казанных в табл. 2.3.8.

VIII-19

MlTIIIIM.I. Н.Н.1И ИЧ1НШ1.1 IIMIKTI МГШ. LllflOKIIV 1 py Г>. M«|

Таблица 2-3-8

lUpVA-

Трубы

HUM

Utaucip.

Стальные

Медные

Иг

H i кор-

Иг

MM

медных

ро мои-

ста-

I рубопро-

Boviyni-

Трубоиро-

Осушительные.

Трубопроводы систем

станок

II- • v 1 И

поп 11.1

волы CMC-

иыс. перс-

волы

воздушные.

углекислотного пожаротушения

КОЙ

| VI lOlfC

icm. та

• IHBIIUC.

габор т ной

переливные и

С1Д.1И

1 шли

ИСКЛЮЧС-

Ml-

воды

И 1\10рИ ТСЛЬНЫС

oi 6а.иона до

OI ПУСКОВЫХ

IIHCU

мертель-

(осу miiie.ii.-

трубы.

нескорых

К.1ДГ1ДМОП до

UJ'JIIIIUN

III4C Тр\бЫ

ныс.

проходящие ЧСрСТ

клапанов

ВЫПУСКНЫХ

втрафих

цистерн.

бахтас 1 iliac.

бах исты с и

сопел

3 — 7

встроен-

во доту-

топливные

ных я

■тения н Т.П.;

цистерны;

корпус

балластные трубы.

су дна, u

проходящие черст

исключе-

топливные

мнем

цистерны;

ujuimm

топливные тру-

в трафс 5. а

ботфоводы.

также и.

нромпяшие мере ч

10.1.4

баяпвстные

цистерны

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

II

Менее 8

1.0

1.0

0.7

8.0

1.2

1.0

0.8

1.0

0.8

10.2

1.6

1.0

0.8

1.0

0.8

12.0

1.6

1.2

1.0

1.0

1.0

13.5

1.8

1.2

1.0

1.0

1.0

16.0

1.8

1.2

1.0

1.0

1.0

17.2

1.8

1.2

1.0

1.0

1.0

19.3

1.8

1.2

1.0

1.0

1.0

20.0

2.0

1.2

1.0

1.0

1.0

21.3

2.0

3.2

3.2

2.6

1.2

1.0

1.6

1.0

25.0

2.0

3.2

3.2

2.6

1.5

1.2

1.6

1.0

26.9

2.0

3.2

3.2

2.6

1.5

1.2

1.6

1.0

30.0

2.0

3.2

4.0

3.2

1.5

1.2

1.6

1.0

33.7

2.0

3.2

4.0

3.2

1.5

1.2

1.6

1.0

38.0

2.0

4.5

3.6

6J

4.0

3.2

1.5

1.2

|.б

1.0

42.4

2.0

4.5

3.6

6J

4.0

3.2

1.5

1.2

|.б

1.0

44.5

2.0

4.5

3.6

6J

4.0

3.2

1.5

1.2

1.6

1.0

48.3

2_3

4.5

3.6

6J

4.0

3.2

2.0

1.5

1.6

1.5

51.0

2J

4.5

4.0

6J

4.5

3.6

2.0

1.5

1.6

1.5

54.0

2,3

4.5

4.0

6J

4.5

3.6

2.0

1.5

|.б

1.5

57.0

2J

4.5

4.0

6J

4.5

3.6

2.0

1.5

1.6

1.5

60.3

2J

4.5

4.0

6J

4.5

3.6

2.0

1.5

10

1.5

63.5

2J

4.5

4.0

6J

5.0

.3.6

2,0

1.5

10

1.5

70.0

2.6

4.5

4.0

6.3

5.0

3.6

2.0

1.5

10

1.5

76.1

2.6

4.5

4.5

6J

5.0

3.6

2.0

1.5

10

1.5

82.5

2.6

4.5

4.5

6J

5.6

4.0

2.0

1.5

10

1.5

88.9

2.9

4.5

4.5

7.1

5.6

4.0

2.5

2.0

10

10

101.6

2.9

4.5

4.5

7.1

6.3

4.0

2.5

2.0

10

10

108.0

2.9

4.5

4.5

7.1

7.1

4.5

2.5

2.0

10

10

114.3

3.2

4.5

4.5

8.0

7.1

4.5

2.5

2.0

13

2.0

127.0

3.2

4.5

4.5

8.0

8.0

4.5

2.5

2.0

13

2.0

133.0

3.6

4.5

4.5

8.0

8.0

5.0

3.0

2.5

13

10

139.7

3.6

4.5

4.5

8.0

8.0

5.0

3.0

2.5

13

2.0

152.4

4.0

4.5

4.5

8.8

8.8

5.6

3.0

2.5

13

2.0

159.0

4.0

4.5

4.5

8.8

8.8

5.6

3.0

2.5

13

10

168.3

4.0

4.5

4.5

8.8

8.8

5.6

3.0

2.5

13

2.0

177.8

4.5

5.0

5.0

8.8

3.0

2.5

13

2.0

193.7

4.5

5.4

5.4

8.8

3.5

3.0

13

15

219.1

4.5

5.9

5.9

8.8

3.5

3.0

16

15

244.5

5.0

6.3

6.3

8.8

3.5

3.0

16

15

267.0

5.0

6.3

6.3

8.8

3.5

3.0

16

15

273.0

5.0

6.3

6.3

8.8

4.0

3.5

19

3.0

298.5

5.6

6.3

6.3

8.8

4.0

3.5

19

3.0

.323.9

5.6

6.3

6.3

8.8

4.0

3.5

3,6

3.0

VIII-20

Продолжение math. 13.8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

355.6

5.6

6.3

6.3

8.8

4.0

3.5

3.6

3.0

368.0

5.6

6.3

6.3

8.8

4.0

3.5

3.6

3.0

406.4

6,3

6,3

8.8

4.0

3.5

4.0

3.0

419.0

6.3

6.3

8.8

4.0

3.5

4.0

3.0

457.2

6.3

6.3

8.8

4.0

3.5

4.0

3.0

508.0

4.5

4.0

4.0

.3.5

Примечания: I. Уьачмшс в 1аб«тк нищими и диаметры грхб woiyr по сомж'онанию с Регистром приниматься по ближайшим размерам, хклчаммыч я национальных и межлчнародных ciaitupiax

2.    Ураганные я ia Яш не ишемия нс фебхют увеличения i о. пинии на минусовый допуск при иио1пя.книи и на утонение при гибке трубы.

3.    Mihihmxiuum uxntnnu стенок труб диаметром более 450 мм должна вмбирап-ся л соотнетстии с сомасопаниммн Ретистром ei.iii upi.iMM. при чом се нсличина нс должка приниматия менее, чем укачано .гоя труб диаметром 450 мм

4.    Минимальные внутренние диаметры осушительных, и мерительных, воздушных и переливных труб должны приниматься согласно 7.2.3. 10.1.12. 10.2.8 и 10.4.7. соответственно.

5 Для труб, члшншеннмх от коррсчин нанесением специальных покрытий, облицовок и т. п„ минимальная толщина стенок труб, перечисленных в графах 3. 4 и 5. может быть снижена на ве.тичииу. не превы1иак1нтук> I мм.

6.    Укачанные в трафах 3 и 5 Мишины ,ия ичмсритсльных труб относятся к участкам труб, расположенным вне цистерн. ;ьтя которых чи трубы пре.аииичены

7.    Для труб с ретьбовымн еослинсмнямн толщина стенки укатана для минимальной толщины в нарсчлиной части трубы.

8.    Укатанные в фафах 6 и 7 ни ниши применяются для труб, оцинкованных ктмутри.

9.    Минимальные толщины стенок осушительных и балчаептых трубопроводов, прохолящих череч тручояме танки, а также нищими стенок футовых трубопроводов должны бып. нс менее укачанных в 9.10.1.

10.    Тиб типа нс распространяется на трубы для таювыпускной системы.

11.    Дм утлскислопюй системы кичкою дав. тения танцина стенок труб от ре юрку ара до выпускных ехнтсл должна приниматься по тртфе 7.

12.    Танцина стенок ф\б от шпитатов и сточных фуб до.тжты быть не менее требуемой 4.3.2.

13.    Толщина стенок ба.ыастных и воздушных труб, тфохо.чящих черет тру-товые танки, до.тжна отвечать требоминям табт. 9.10.1.


2.4 ТИПЫ СОЕДИНЕНИЙ

2.4.1    Допускается использование сварных, фланцевых, резьбовых и механических соединений, выполненных в соответствии со стандартами, одобренными Регистром.

2.4.2    Сварные соединения.

2.4.2.1    Сварные стыковые соединения могут выполняться как с принятием спсциатьных мер по обеспечению полного провара корня сварного шва. так и без таковых. Сварные стыковые соединения с полным проваром м специальными мерами по обеспечению качества корня шва. например, выполненные с использованием двустороннего шва. подкладного кольца или другими эквивалс1ггными мерами, допускаются для тру бопроводов всех классов и диаметров.

Сварные стыковые соединения с полным проваром без спсциатьных мер по обеспечению качества корня шва допускаются для трубопроводов классов II и III без ограничения диаметров.

2.4.2.2    Сварные муфтовые и раструбные соединения должны выполняться с использованием муфт, раструбных элементов адекватных размеров, отвечающих требованиям согласованных Регистром стандартов. Сварные муфтовые и раструбные соединения могут применяться для трубопроводов класса III независимо от диаметра трубопровода

В отдельных случаях такие соединения могут использоваться для трубопроводов классов lull нару жным диаметром до ХХ.9 мм. за исключением тру бопроводов, содержащих токсичные среды, и условии эксплуатации при повышенных усталостных нагрузках, усиленной коррозии или эрозии

2.4.2.3    Выполнение сварочных работ и осуществление неразрушающего контроля должны соответствовать 2.5 и 3.2 части XIV «Сварка».

2.4.3    Фланцевые соединения.

2.4.3.1 Размеры и форма фланцев м соединительных болтов должны отвечать согласованным Регистром стандартам.

Используемые уплотнения должны быть совместимы с проводимой средой при расчетных даазении и температу ре.

Настоящее издание Правил, по сравнению с изданием 20/Я года, содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ ЧАСТЬ VIII. СИСТЕМЫ II ТРУБОПРОВОДЫ

1.    Раздел 3: уточнено требование пункта 3.3.1.2 с учетом опыта технического наблюдения

2.    Раздел 4: внесено изменение в наименовании раздела;

уточнены требование пунктов 4.3.2.3 и 4.3.2.6 с учетом опыта технического наблюдения.

3.    Раздел 5: в пу нкт 5.1.2 внесены изменения с учетом требовании резолюции ИМО MSC.421 (принята 15 июня 2017г.).

4.    Раздел 7: уточнено требование пу нкта 7.1.2;

в пункт 7.1.3 внесены изменения с учетом требовании MSC.421 (принята 15 нюня 2017г.); в пункте 7.14.1 уточнены ссылки.

5.    Раздел X: уточнено требование пункта Х.7.7 с учетом опыта технического наблюдения.

6.    Раздел 9; уточнено требование пу нкта 9.10.4 с учетом опыта технического наблюдения

7.    Раздел 10: уточнено требование пу нкта 10.4.9.

8.    Раздел 12: внесено изменение в пу нкт 12.1.2.3.

9.    Раздел 13: в пункт 13.7.Х внесены изменения с учетом унифицированных требовании МАКО М76 (Apr 2016):

в пункт I3.X I внесены изменения с у четом требовании рекомендации МАКО № 151 (July 2017); внесено изменение в наименовании главы 13.11;

в пункт 13.11.1 внесены изменения с учетом принятия Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (Кодекс МКТ).

10.    Раздел 15: уточнены требования пунктов 15.1.1.1— 15.1.15 с учстоу! опыта технического наблюдения

11.    Раздел 21: внесено изменение в наименовании главы 21.4.

уточнено требование пу нктов 21.4.1 и 21.4.2 с учетом опыта технического наблюдения.

12.    Внесены изменения редакционного характера

Внесены изменения на основании ЦП No. 313-6X-1I95 от IX.02.2019.

В пунктах 21.4.1 и 21.4.2 уточнены требования.

Изменения, внесенные в настоящую часть Правил, начиная с 13.05.2019. приводятся в Перечне изменений. Изменения редакционного характера в Перечень не включаются.

Правила классификации и постройки мо/х-ки.х cytkxi VIII-2I

Фланцевые соединения должны выбираться с учетом требований согласованных Pei негром национальных или международных стандартов в зависимости от проводимой среды, расчетного давления и температу ры, внешних и циклических нагрузок, а также расположения трубопровода.

2.4.3.2 Соединения фланцев н труб должны выполняться в соо1вегсгвии с рис. 2.4.3.2.

Рис. 2 4 3 2

Другие типы соединений фланцев и труб могут быть допущены Регистром после специального рассмотрения.

2.4.3.3 Выбор типа соединения фланцев и труб в зависимости от класса трубопровода должен выполняться в соответствии с габл. 2.4.3.3.

Таблица 24 3 3

К.тасс трубо-i ipoao.ia

Токсичные, коррогионио-акшинмс и трючме среды, сжиженный а а I1

Гош нво. ена точное масло, трючес 1 трапшчсскхк масло

Пар

Прочие срсльг

1

II

III

Л. в'

А. В. С

А. В А. В. С

А. В. С

А. В м Л. В. С. D-Л. В. С. I)

А. В Л. В. С. D\ Е?* А. В. С. D. А®

'При расчетном давлении более 1 МПа — только тип .4.

;13клк1чая вату, вонух. глш. жюрючсс гидравлическое мас.ю.

Тип В — только для труб с номинальным диаметром 150 мм и менее.

4При расчетной температу ре более 400 С — только тип А.

5Типм Су, /> и Е (см. рис. 2.4.3.2) нс должны применяться при расчетом icMiicpaiypc более 250 С. лДая типа Е технология отбортовки должна быть одобрена Регистром.

2.4.4 Резьбовые соединении.

2.4.4.1 Резьбовые соединения должны выполняться в соответствии с требованиями одобренных национальных тип международных стандартов. Эти соединения не дотжны использоваться в

перечень ИЗМЕНЕНИИ

ИтМСМЯСМЫС пункты маки радк.пя

Информация но тиснениям

№ н .дата циркулярною письма, которым внесены изменения

Дата вс тун. тения

в силу

Пункт 9.16.6 2

Дополнены требования к индикации положения гапорных клапанов н к покаштням текущею состояния системы инертною там УМ МЛКО SC285 (July 2018) и SC286 (July 2018)

313-68-12370 от 06.06 2019

06.062019

Пункты 9.16.7.6.1 и 9.16.7.6.2

Уточнено применение положений УИ МЛКО SC284 (July 2018)

313-68-1237ц от 06.06 2019

06.06 2019

Пункт 9.16.1215

Уточнено требование к нсчявисимой туковой сипиинпоции с учетом положений УИ МЛКО SC287 (July 2018)

313-68-12370 от 06.06 2019

06 062019

Пункт 13.116

Уточнена ссылка

313-69-1220ц от 13.05.2019

01.07.2019

Пункт 13.12.11

Уточнена ссылка

313-69- 1220ц от 13.05.2019

01.07.2019

ЧАСТЬ VIII. С ИС ГЕМЫ И ТРУБОПРОВОДЫ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящем части Правил распространяются на следующие системы и трубопроводы. применяемые на судах:

.1 осушительные и сточные:

.2 балластные, креповые и днфферентные:

.3 специальные системы наливных и комбинированных судов;

.4 сжиженных газов:

.5 с токсичными средами:

.6 паропроводы и трубопроводы продувания;

.7 питательные и конденсатные;

.8 топлива;

.9 смазочного масла;

.10 водяного охлаждения;

.11 сжатого воздуха:

.12 воздушные, газоотводные, переливные, измерительные;

.13 газовыпускные:

.14 вентиляции:

.15 открытые паропроводы от прсдохрам1гтельных клапанов;

.16 очистки и мойки танков:

.17 гидравлических приводов:

.18 с органическими теплоносителями.

Специальные требования к системам, нс указанным выше, приведены в соответствующих частях Правил.

Системы и трубопроводы стоечных судов должны отвечать требованиям настоящей части Правил в той мере, насколько они применимы и достаточны, если ниже не оговорено иное.

Дополнительные требования к системам судов полярных классов (см. 2.2.3.1 части I «Классификация») содержатся в раза. 3 части XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна».

1.1.2    Жидкое топливо, применяемое на судах, должно отвечать требованиям 1.1.2 части VII «Механические установки».

1.1.3    Механизмы и дру гие элементы систем, указанных в 1.1.1. должны сохранять работоспособность в условиях окружающей среды, приведенных в 2.3 части VII «Механические установки».

1.1.4    Насосы, вентиляторы, компрессоры и их электроприводы, применяемые в системах, которые регламентируются требованиями настоящей части, должны отвечать требованиям частей IX «Механизмы» и XI «Электрическое оборудование».

Устройства автоматизации систем должны отвечать требованиям части XV «Автоматизация». Теплообменные аппараты и сосуды под давлением, применяемые в системах, должны отвечать требованиям части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением».

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.2.1 В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Арматура запорные, регулирующие и предохранительные устройства, предназначенные для управления движением, распределения и регулирования расхода и других параметров

VIII-6

перемещаемой среды путем полного или частичного открытия или закрытия проходного сечения.

Донно-бортовая арматура - запорная арматура, устаноаленная на наружной обшивке судна или на кннгстонных и ледовых ящиках, предназначенная для закрытия отверстии в наружной обшивке судна

Килевой охладитель (keel cooler) забортный охладитель, представляющий из себя один или несколько герметичных каналов, являющихся частью корпуса судна, через которые прокачивается охлаждаемая среда.

Огнестойкость трубопровода способностьтрхбопровода сохранять прочностные и функциональные характеристики в течение устаноалснного времени при воздействии пламени.

Проточный охладитель (box cooler) забортный охладитель, представляющий из себя теплообменный аппарат, в котором охлаждаемая среда прокачивается через змеевики охлаждения, расположенные в специальной выгородке с отверстиями в бортовой обшивке для обеспечения естественной циркуляции забортной воды.

Система совоку пность трчбопроводов. механизмов, аппаратов, приборов, устройств и емкостей, предназначенных для выполнения определенных функций по обеспечению эксплуатации судна.

Трубопровод совокупность труб, арматуры, фасонных элементов, соединений тр\б. любых внутренних и наружных облицовок, покрытий изоляции, деталей крепления и защиты труб от повреждений, предназначенных для транспортировки жидких, газообразных и многофазных сред, а также передачи давления и звуковых волн.

Трубопровод ответственного назначения трубопровод, повреждение которого может привести к разлив) горючей среды в машинных помещениях, затоаленню. утечке токсичных сред, отказ) системы, обеспечивающей работ) главных и вспомогательных двигателей, потере хода или управления.

Фасонные элементы трубопроводов колена, тройники, переборочные и палубные стаканы и другие детали трубопроводов, предназначенные для разветвлений линий тр\бопро-водов. изменения направления движения транспортируемой среды и обеспечения нспронн-цаемостн корпусных конструкций.

1.3 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1    Общие положения, относящиеся к порядку классификации, освидетельствованиям при постройке, а также требования к технической документации, предьяаляемой на рассмотрение Регистру, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части I «Классификация».

1.3.2    По вид)' проводимой среды и ее параметрам трчбопроводы подразделяются натри класса в соответствии с рис 1.3.2 и табл. 1.3.2. В зависимости от класса трчбопровода определяются виды испытаний, типы соединений, режимы сварки и термообработки.

Класс /

л

Класс II

Класс III

Теитратура I. ‘С

Рис. 1.3.2

VIII-7

Таблица 1.3.2

1 IpoBO. |ИЧ1аЯ cpc.u

K-iacc 1 (р>р: иди />/•)

Юиес II

Класс III

(p<Pl ИЛИ / </|)

Токсичные ИЛИ aipCCCHBNUC коррозионные срс.чы

(к ! специальных мер ripe, toe торожное 1 и1

При наличии специальных мер ||рслос1орож1юс1м 1

13оС1иаМС11ЯКМЦ1К01 Среды. ПССЮ*р<ШС .to ■ CMik.fuiNpt.1 выше uAtiiejvmpi.i вспышки Н.И С ICMItCfUIXpoA вспышки ниже 60 "С2, сжиженные iau

Бед спсцидльных мер прелое торожное1 и1

При наличии специальных мер прсдосюрожнос1И

Пар1

Оринические теплоносители'

Топливо, смамчное млело, масло дм 1Н.|рлп.1И'*еекнх cttcieu'

р> 1.6 иди Г>300 р> 1.6 иди Г>300 р> 1.6 иди Г> 300

Любое сочс1аиие дакксния icMiKpaixpbt. кроме ишемий. ШШШ1.П ;ыя классов I и III Любое сочетание . ыик-ннн icMiKcpaixpu. кроме (качений. чкадмшых ям классов I и III Любх еочегаиие .иикк-ния lextiKpaixpu. кроме немений, ч катанных для классов I и III

Ж0-7 и /<П0 р«0.7 и /<150 Ж 0.7 и /< 60

Прочие среды ш

р>4 или 1 > 300

Любое сочетай»*: лнч кення 1сч1кратхры. крочк ишемий. чкааниых ли классов I и III

Ж 1.6 и /<200

'Класс II нс нричк'няс1ся для токсичных сред ‘Грузовые трубопроводы имск'1 класс III.

V расчсшос давление. МПа (см. 2.3.2.); / расчсшая температура. С (см. 2.3.5).

^Включая воду, поддул. гады. нсвосила меняющиеся гидравлические жидкости

'be(напорные трубопроводы (сточные, переливные, водлушные. таловмпускныс и отводные от предохранительных К.ШШ1ЦЦ] щ.шш;ццц ш кмщгмгш шкь?! ыаух 111.___

1.3.3 Трубы. арматура трубопроводов классов I и II. доннам и бортовая, дистанционно-управляемая, газоотводная, закрытия воздушных труб, гибкие соединения (включая компенсаторы). а также арматура, устанавливаемая на форпнковон переборке, подлежат освидетельствованию Регистром в процессе их изготовления.

1.4 ЗАЩИТА И ИЮ1ЯЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ

1.4.1    Конструктивные меры по защите от коррозии.

1.4.1.1    Мри проектировании и монтаже судовых трубопроводов забортной воды с целью уменьшения их коррозионно-эрозионного износа должно учитываться следующее:

.1 число разъемных соединении должно быть минимальным Разъемные соединения должны располагаться в местах, доступных для осмотра, обслу живания и ремонта:

.2 число запорных устройств на трубопроводах должно быть минимальным при условии нормального функционирования системы. Арматура должна располагаться в местах, доступных для осмотра, обслуживания и ремонта;

.3 тру бопроводы должны выполняться с минимальным числом погибов. Радиу сы погибов тру б должны быть не менее 2.5 их наружных диаметров. При необходимости применения погибов с меньшими радиусами следует использовать специальные фасонные элементы.

.4 применение сварных колен из секторов для тру б с условным диаметром менее 200 мм не допускается. Число секторов для колена 90 должно быть не менее трех. Применение изогнутых или сварных фасонных элементов для изготовления бортовых или кингстонных патрубков не допу скается (см 4.3.2.10);

.5 применение тройников, отростков, ответвительных шту церов, приварышей и других элементов не должно приводить к уменьшению проходного сечения магистрали в местах их установки:

VIII-8

.6 средняя расчетная скорость потока, определенная по формуле (1.4.1.1.6). не должна превышать значений, указанных в табл. 1.4.1.1.6.

Таблица 1.4.1.1.6

Материал трубопровода

Допусти*» скорость поток*, и с

Сталь, в юм число оцинкованная. чугун с шаровидным трафитом

2.5

Мель

0.9

Алюминием» латунь

2.0

Мсдво*ннюелсмас сплавы:

CuNi 5 Fc

2.0

CuNi 10 Fc

2.5

CuNi 30 Fe

3.5

Титановые спины

10.0

Примечания: 1. Для трубопроводов диаметром более 50 мм с <

■асонными элементами, имеющими радиусы

скруглени» в местах сопряжений с м;н не три п.ю<). 15 диаметра последней

и более, гнутыми обводами радиусом погиба

более 2.5 наружных диаметров, без сварных поворотов и дроссельных диафрагм, скорости потока могут быть на 30°..

выше укатанных в таблице

2 И осушительной, балластой. диффсрстпной и креповой системах допустимые скорости потока мот быть на

30 °« выше у катанных в таблице с учетом возможного увеличения скорости согласно примечания 1.

3. 13 нсзаполненных постоянно водой трубопроводах водопожарной системы, орошения, водяных завес, сттринк-

лерттой допускается у величение скорости потока до э м с.

4.13 системах с титановыми трубами и армату рой из других материалов при определении допустимых скоростей

определяющими являются -тлсмстпы. изготовленные из других материалов

Соответствие настоящим требованиям средней скорости потока Vcp в упомянутых выше участках трубопроводов, а также мсжкингстонных каналах должно быть подтверждено расчетом по формуле

Гср-ЖХ/2,    (1.4.1.1.6)

где Q — максимальный расход на расчетном участке, м' ч.

</ пну|рснний диаметр трубопровода, мм.

1.4.2    Защита от обшей равномерной коррозии.

1.4.2.1    Стальные трубы забортной воды, а также воздушные и измерительные трубы балластных цистерн после гибки и сварки должны быть защищены от коррозии способом, одобренным Регистром. В качестве защиты могут применяться:

.1 цинковое покрытие, наносимое горячим способом. Толщина слоя цинкового покрытия должна быть не менее 50 мк. В зависимости от назначения тру бопроводов Регистр может потребовать увеличения толщины покрытия:

.2 цинконаполненные лакокрасочные покрытия толщиной не менее 120 мк.

J эффективные лакокрасочные защитные покрытия (эпоксидное или анатогичное ему по водостойкости).

При выборе типа покрытия следует принимать во внимание его стойкость к среде, транспортируемой системой, в соответствии с условиями эксплу атации трубопровода

Допу скаются атюминисвыс покрытия тру бопроводов в батластных танках, в гру зовых инертизируемых танках, а также во взрывоопасных зонах на открытой пату бе при условии защиты их от ударов. Применение цинкового или дру гого металлического покрытия труб не освобождает от мер по защтттс тру бопроводов от контактной коррозии.

1.4.3    Зашита от контактной коррозии.

1.4.3.1    При соединении тру б из разнородных метатлов в системах забортной воды должен быть принят один из следу ющих способов зашиты от контактной коррозии: нанесение затишного покрытия на вну тренние поверхности тру бопроводов, элсктронзоляцня. протекторная защита применение «жертвенных» патрубков (см. 1.4.3.5).

1.4.3.2    Защитное гидронзолнрующес покрытие (полимерное, лакокрасочное или другое одобренного Регистром типа) наносится на поверхности контактирующих металлов, омываемых

VIII-9

«бортной водой, по длине нс менее 5 номинальных диаметров трубы от точки контакта (но не требуется более I м). Для титановых сплавов вместо гидроизоляции допускается поверхностное оксидирование Рекомендуется применять покрытия вместе с другими способами защиты от контактной коррозии.

1.4.3.3    Элсктронзоляцня разнородных металлов производится путем установки электроизолирующих соединений При этом должны выполняться следующие требования:

.1 для защиты от котактной коррозии теплообменных аппаратов, другого оборудования и подсоединяемых к ним труб следует устанавливать одно электроизолирующее соединение в месте контакта разнородных металлов, а второе — на расстоянии нс менее 5 номинальных диаметров этих труб;

.2 для защиты от контактной коррозии труб и соединяемой с ними армату ры, сильфонных компенсаторов и дру гих подобных элементов тру бопроводов, изготовленных из разнородных металлов, электроизолирующие соединения следует у станавливать с обеих сторон этих элементов;

.3 для защиты от котактной коррозии соединяемых между собой труб, изготовленных из разнородных металлов, между ними следует установить с помощью электроизолирующих соединений с обоих концов трубу длиной не менее 5 номинальных диаметров этих труб, изготовленную из материала любой из соединяемых труб:

.4 для защиты корпу сных конструкций от контакта с донно-бортовой армату рой из цветных сплавов следует устанавливать электроизолиру ющие соединения с обоих концов донно-бортовой арматуры, а также на самой трубе н се отростках на расстоянии не менее 5 номинальных диаметров трубы, если материалы трубы и корпу са судна образу ют электрическую пару. Донно-бортовую и путеву ю арматуру следует также электронзолнровать от всех видов соединений (трубопроводов управления, обогрева, продувания и т. п). способных образовать контакт по металлу между армалурой и корпусом судна При у становке на донно-бортовой армату ре второй запорной армату ры из того же металла их следует электронзолнровать как еднну ю констру кцию;

.5 трубы с двумя и более электроизолирующими соединениями должны изолироваться от подвесок;

.6 конструкция электроизолирующего соединения должна быть одобрена Регистром, должна обладать необходимой герметичностью, испытываться гидравлическим давлением в соответствии с

21.2 и обладать электрическим сопротивлением в сухом состоянии (до заполнения системы) не менее 10 кОм и не менее I кОм после -заполнения системы и гидравлических испытаний

1.4.3.4    Протекторная защита должна применяться при контакте элементов систем забортной воды, изготовленных из металлов, у казанных в табл. 1.4.3.4.

Таблица 1.4.3.4

Сочетание металлов

Материал, подверженный

Материал

киррожи

про к-к юра

Углеродно та*, ни i колет и ро влипли

Меди латунь, брони, меди» никелевые сплавы.

Углеродистая,

мл 1 с риала

сталь, чугун

корро жонно-стойкля сталь, титановые сплавы

н инголс 1 нро- ван >ия стать, ч>туи

Лату нь

Медь, л а тп., брони, медно-нике-

Коррозионно-стойкая сталь аустенитною

левые сплавы

класса, плановые сплавы

Медь, латунь, брони.

мслно-никслсвыс силами

Медь, .татунь

Корротноиио-скейкам сталь, не являющаяся аустенитной

Медь, .птунь

Брони, мслно-никслсвис аплви

Коррогиоиио-с той кая сталь, нс являющаяся а>стсиитной

Возможна коррозия любого указанного

Коррожомно-стойкая сталь

Титановый сплав

материли

Коррозионно-стойкая

Коррозионно-стойкая cia.il. ауете-

Коррозионно-стойкая сталь, не являющаяся

сталь

питою fc.uk.va. iKiaiionbic силами

аустенитной

Латунь

Брони, медь, мелно-никелевые сплавы

Возможна коррозия любого у к а т а н и о г о

П/нтаа классификации и мктроики лю/ккчх с\хк>в VII1-10

1.4.3.4.1    Протекторы должны устанавливаться непосредственно между поверхностями сопряженных разнородных металлов При невозможности установки протекторов в месте сопряжения допускается устанавливать их на защищаемой поверхности как можно ближе к месту контакта (не более одного внутреннего диаметра) трубы.

1.4.3.4.2    В трубопроводах с арматурой и трубами из разнородных металлов необходимо устанавливать протекторы за каждым клапаном по ходу потока. Для постоянно закрытых клапанов и на участках с переменным направлением движения потока протекторы должны быть установлены с обеих сторон клапана

1.4.3.4.3    Коррозионно-стойкая сталь, оловяннстая и марганцовистая латунь, алюминиевая бронза могут применяться для работы в морской воде только при наличии протскгорной защиты

1.4.3.4.4    При монтаже протекторов должен быть обеспечен надежный электрический контакт протек-тора с защищаемым изделием.

1.4.3.4.5    Конструкция протектора должна допускать его замену, которая осуществляется после окончания срока его службы. При этом герметичность соединений нс должна нарушаться.

1.4.3.4.6    Срок службы протекторов должен быть не менее 2.5 года (для защиты кннгстонных и бортовых патрубков — не менее трех лет) и должен определяться по формуле

Т- A    (1.4.3.4.6)

где Т—срок службы npoicKiopa. лег,

\/ —масса рабочею металла протек юра. кг.

S площадь защищаемой поверхности, м\ при ном защищаемую поверхность трубы принимаю! равной площади внутренней поверхности подлине 5 внутренних диаметров:

Л ко и)>фи11иснт. ранный 0.7$ для цинковою протектора и 1.71 для стального протектора.

1.4.3.5 При невозможности использования других способов защиты от контактной коррозии допускается применение «жертвенных» патрубков

1.4.3.5.1    «Жертвенный» патрубок — толстостенный цилиндрический участок трубы из у глеродистой стали, предназначенный для смещения зоны контакта элементов трубопроводов, изготовленных из цветных металлов и сплавов, от ответственных стальных конструкций и оборудования. «Жертвенный» патру бок не должен иметь внутреннего покрытия.

1.4.3.5.2    «Жертвенные» патру бки должны изготавливаться механическим способом из поковок или проката. Длина «жертвенного» патрубка должна быть не менее 1.5 внутреннего диаметра трубы.

Уплотнительную поверхность фланца «жертвенного» патрубка, находящуюся в контакте с разнородным металлом, необходимо защитить от контактной коррозии путем наплавки или другим одобренным способом нанесения металла на контактиру ющий элемент.

1.4.3.5.3    Запас на износ стенок «жертвенного» патрубка должен обеспечивать срок слу жбы трубопровода не менее 10 лет из расчета су ммарной скорости коррозии стенок 1.5 мм/год.

1.4.3.5.4    «Жертвенный» патрубок должен располагаться в досту пном для осмотра и замены месте. На судне должен находиться запасной «жертвенный» патру бок.

1.4.3.5.5    Разборка осмотр поверхностей контакта и замеры толщин стенок «жертвенных» патру бков должны производиться нс реже одного раза в 5 лет.

1.4.4 Защита от избыточного давления.

1.4.4.1    Тру бопроводы, в которых может возникнуть давление, превышающее расчетное, должны быть оборудованы предохранительными устройствами, которые должны исключать повышение давления в трубопроводах выше расчетного.

Отвод жидкости от предохрангпельных клапанов насосов, перекачивающих воспламеняющиеся жидкости, должен направляться во всасывающу ю полость насоса или приемный трубопровод. Указанное требование нс распространяется на центробежные насосы

1.4.4.2    Если на трубопроводе предусматривается редукционный клапан, за ним должен устанавливаться манометр и предохранительный клапан.

Допускается у стройство байпаса реду кцнонного клапана