Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

140 страниц

Купить НД 2-020101-114 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ устанавливает требования к изготовлению сварочных материалов, к технологическим процессам сварки и контролю сварных конструкций. Данная часть Правил применяется при проектировании, постройке и изготовлении конструкций

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Общие требования

     1.4 Объем освидетельствований

     1.5 Техническая документация

2 Технологические требования к сварке

     2.1 Общие положения

     2.2 Сварка корпусов судов и судового оборудования

     2.3 Сварка изделий судового машиностроения

     2.4 Сварка судовых паровых котлов и сосудов, работающих под давлением

     2.5 Сварка судовых трубопроводов

     2.6 Сварка отливок и поковок

     2.7 Сварка чугуна

     2.8 Сварка плакированной стали

     2.9 Пайка твердым припоем

     2.10 Сварка алюминия и его сплавов

     2.11 Сварка меди и ее сплавов, тяжелых металлов и других нежелезных металлов

     2.12 Сварка стали высокой прочности

     2.13 Сварка титана и его сплавов

3 Контроль сварных соединений

     3.1 Общие положения

     3.2 Требования по проведению и основным параметрам неразрушающего контроля сварных соединений

     3.3 Объем неразрушающего контроля

     3.4 Оценка качества сварных соединений стальных корпусных конструкций

     3.5 Оценка качества швов сварных соединений корпусных конструкций из алюминиевых сплавов

4 Сварочные материалы

     4.1 Общие положения

     4.2 Общие требованию к сварке проб и проведению испытаний

     4.3 Покрытые электроды для ручной дуговой сварки судостроительных сталей нормальной и повышенной прочности

     4.4 Сочетания "проволока флюс" для дуговой сварки под слоем флюса

     4.5 Сварочная проволока и сочетания "проволока газ" для дуговой сварки в среде защитных газов

     4.6 Сварочные материалы для электрошлаковой и электрогазовой вертикальной сварки

     4.7 Сварочные материалы для сварки сталей высокой прочности

     4.8 Сварочные материалы для сварки коррозионно-стойкой (нержавеющей) стали и наплавки

     4.9 Сварочные материалы для сварки алюминиевых сплавов

     4.10 Сварочные материалы для сварки титановых сплавов

5 Допуск сварщиков

     5.1 Общие положения

6 Одобрение технологических процессов сварки стальных конструкций и изделий .

     6.1 Общие положения

7 Одобрение технологических процессов сварки алюминиевых сплавов

     7.1 Общие положения

8 Одобрение технологических процессов сварки титановых сплавов

     8.1 Общие положения

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия01.01.2020
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-114

Этот документ находится в:

Организации:

26.09.2018УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2019 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть XIV СВАРКА

Санкт-Петербург

2019

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2019 года.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 20IX года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МЛКО) и соответствующие резолюции Межд> народной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корте»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная загшгта»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»:

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»:

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность судов из полимерных композиционных материалов»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по констру кции и прочности навалочных и нефтенативных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО.

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships. Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УТ МАКО S11А «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Фу нкционатьные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I — XVII издаются в элечегронном виде на русском и английском языках В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части XVIII — XIX издаются только на английском языке в элекпронном виде.

( Российский морской регистр судоходства. 2019

П/ктию классификации и мктроики морских с\х)ов XIV-II

стыковых соединении судового корпуса толщиной более 20 ММ,

массивных изделий (ахтерштевня, форштевня и т. п), а также стыковых соединении, свариваемых в условиях жесткого контура (контур считается жестким, если отношение наименьшего размера контура к толщине листа меньше 60);

.8 электроды с кислым видом покрытия не должны применяться для сварки конструкций, регламентируемых частью II «Корпус».

2.2.5 Назначение категории сварочных материалов для сварки конструкций из стали высокой прочности.

Сварочные материалы должны применяться для сварки стали высокой прочности тех категорий, для которых они в соответствии с табл. 2.2.5-1 и 2.2.5-2 допущены Регистром.

Таблица 2.25-1

Для сварочных материалов, заявка на одобрение которых подана до I июля 2019 года.

Идентификация катсторий

СВарОЧНЫХ MJIOpiULtoa HO

температуре испытаний

Идентификация катсторий стали высокой прочности но температуре испытаний на ударный и ниГ.

.•V420 690)

1X420 690)

К(420690)

F(420 690)

3Y (42/69)

4

4Y <42 69)

4

+

4-

5Y (42 69)

4

Дтя сварочных материалов, заявка на одобрение которых подана I июля 2019 года и после этой даты.

Илсшификация кдтеюрий сварочных материалов но температуре мснм1аний

Идентификация катсторий стали высокой прочности но темнератхре испытаний на уларнмй и пит*

/V420960)

1X420 960)

Е<420960)

F(420 690)

3Y (4296)

4

4Y (4296)

4

4

4

5Y <42 69)

4

4

4

4

При этом следует руководствоваться следу ющими ограничениями и требованиями:

.1 область применения марки сварочного материала, в зависимости от результатов испытаний может быть ограничена одной категорией прочности основного металла без распространения на низшие категории стати высокой прочности, как указано в таблице 2.2.5-2;

Таблица 2.15-2

Дтя сварочных материалов, заявка на одобрение которых подана до I июля 2019 года.

И.кн1и4*ткани1 катсторий сварочных натерти-юв ноуровню ПрОЧНОСЖ

Идентификация катсторий стали высокой прочттости по хровито прочности

<A.'FM20

<A/F)4M)

(A/FJ500

<AF)550

(A'FXOO

<A/F)690

(3Y.5YM2

4

(3Y5YH6

4

4

<3Y5Y)50

+

4

4

(3Y5Y)55

4

4

(3Y/5Y)62

4

4

(3Y/3Y)69

ф

+

Дтя сварочных материалов, заявка на одобрение которых подана 1 июля 2019 года и посте этой даты

Икнти()«1ка1|><1 катсторий сварочных материалов гк> уровню прочности

Идентификация категорий стхти высокой прочности но хровито прочности

(A/F)420

(AF)460

(A'F)JOO

(AF)5S0

(A/F)620

<AF)690

<AF>*90

(A K)960

(3Y5YM2

+

(3Y5YX6

4

4

(3Y5Y)50

4

4

4

(3Y’5Y)55

4

4

<3Y''5Y)62

4

4

(3Y/5Y)69

4

4

(3Y/4YJ89

4

(3Y4Y)96

4

П/ювюа классификации и пост/н>йки морских судов XIV-12

.2 для выполнения сварных соединении из сталей высокой прочности, а также для сварки стати высокой прочности со статями повышенной или норматьной прочности должны применяться сварочные материалы с контролируемым содержанием диффузионного водорода и имеющие классификационные индексы Н5 или НЮ согласно табл. 4.2.3.4;

.3 для сварных соединений статей высокой прочности не рекомендуется применение одно- и двухпроходной технологии сварки. Одобрение их применения возможно только на основании дополшггсльных испытаний по одобренной Регистром программе;

.4 для сварных соединений статей высокой прочности не рекомендуется применение элсктро-шлаковой и электро газовой сварки. Одобрение их применения возможно только на основании дополнительных испытаний по одобренной Регистром программе;

.5 для сварных соединений статей высокой прочности не рекомендуется применение много-дуговой и односторонней сварки на различных типах подкладок. Одобрение их применения возможно только на основании дополнительных испытаний по одобренной Регистром программе;

.6 электроды с рутиловым и кислым типом покрытия не должны применяться для сварки конструкции из статей высокой прочности;

.7 применение для сварки статей высокой прочности сварочных материалов всех категорий, прошедших испытания в объеме требований 4.6. возможно только для соединений с толщиной основного металла не более 70 мм. Применение сварочных матернатов для сварки стати толщиной свыше 70 мм может быть допущено после проведения дополнительных испытаний по одобренной Регистром программе;

.8 для сварочных матернатов. заявка на одобрение которых подана I июля 2019 года или после этой даты, в тех случаях, когда для сварки конструкций требуются сварочные материалы категорий YX9 и Y96. а требования к конструкции дотекают применение сварного соединения с прочностью ниже чем у основного металла, могут применяться сварочные материалы, соответству ющие низшей категории из допускаемых согласно требованиям табл 2.2 5-2 для сварки статей высокой прочности. Указанные у словия должны быть согласованы с Регистром (должны быть представлены технические обоснования) в процессе одобрения технологических процессов сварки и обозначены при оформлении Свидетельства об одобрении технологического процесса сварки.

2.2.6 Назначение категории сварочных материалов для сварки конструкции из судостроительной стали, работающих при низких температурах.

Сварочные материалы для сварки монстру кций из судостроительной стати, работающих при низких температурах, должны применяться в соответствии с требованиями табл. 2.2.6. При этом, при назначении категории сварочных матернатов для сварки статей повышенной прочности с индексом F следует руководствоваться требованиями, перечисленными в 2.2.4. со следующими дополнениями:

Таблица 2.2.6

Категория сварочною материала

Категория суаостроитслитой стали

КЗ 2

F36

140

4Y. 4YS. 4YT. 4YTM. 4YV

4Y40. 4Y40S. 4Y40T. 4Y40M. 4Y40TM. 4Y0V

■+

5Y. JYS, 5YT 5YM. 5YTM. 5YV '

5Y40. SY40S. 5Y40T, 5Y40M. 5Y40TM. 5Y40V '

4

4Y42. 4Y42S. 4Y42M

5Y42. 5Y42S. 5Y42M '

4Y46. 4Y46S. 4Y46M

* 2

54 46. 3Y46S. 5Y46M '

+ *

'См.2.2.6.1.

Ч;м.2.2.6.2.

И/к/вма классификации и постройки морских cytkxi XIV-13

.1 в зависимости от степени ответственности и условии экспл>танин конструкций Регистр может назначить более высокую категорию сварочных материалов (например. 5Y вместо 4Y и 5Y40 вместо 4Y40);

.2 применение сварочных материалов категории 4Y46 и 5Y46. предназначенных для сварки сталей высокой прочности, подлежит дополнительному согласованию с Регистром

2.2.7 Назначение категории сварочных материалов для сварки конструкций из алюминиевых судостроительных сплавов.

Сварочные материалы для сварки конструкций из алюминиевых судостро1гтельных сплавов в зависимости от категории должны применяться в соответствии с требованиями табл. 2.2.7-1.

Практические области применения наиболее распространенных международных и национальных присадочных материалов, которыми следует руководствоваться при одобрении данных материалов, приведены в табл. 2.2.7-2.

Таблица 2.2.7-1

Катстория

Судостроительные алюминиевые сплавы

сиую'шою

шпернли

Межауиародиые

IIhwoiwmbk

5754

5086

5083

5383. 5456

5059

606I.6005A. 6082

1530

1550

1561

1565ч

1575

(AISiMgMn)

К \ \V\ (5754)

4

+

RB WB (5086)

4

4-

4-

RC.'WC (ЗОЮ)

4-

4-

4-

4

RC WC (5383)

4

4-

4

4

4-

4

4

4

RC WC (5456)

4

4-

4-

4-

+

4

4

RC WC (5059)

4

4-

4-

4-

4

*

+

+

RI) WD (6061)

4'

4

Rl) WD (6005Д)

4-

4-

RI) WD (6082)

4-

4

Rl/Wl (1530)

4-

R2 W2 (1550)

4-

4-

4-

4

4

4-

R3 \V3 (1561)

4

4-

4

+

4-

4

4

+

4

4

К» W3 (1363ч)

4

4-

4

4-

+

4-

+

4

4

4

4

R4W4 (1565ч)

4

4

4

4

R4 W4 (1575)

4-

4

4

RS W5 (AISiMgMn)

4-

4

Таблица 2.2.7-2

Марка сварочною

Судостроительные атючиннешс стыавы

MJiqm.Li.i

Международные

11ациоп.им1>4х'

< KV> timciiH.'

с осина

5754

5083

5383. 5456

505916061. 6005.V 6082

1530

1550

1561

1575

(AISMgMn)

Международные материалы1

\IMg3

4

4

5356

■\IMg5

4

4

4

4-

4

4

5183

AIMg4.5Mn

4

4

4

4

+

4

4

4

AlMg6Mnl

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Национальные матсриа.1ы:

СвАМтЗ

AIMg3

4

4

СвАМт 5

AIMg5

4

4

4

4

4

4

4

СвАМт61

AIMg6Mnl

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

+

001597

4

4

4

+

'Приведены оболначения наиболее распространенных присадочных материалов для сварки международных алюминиевых сплавов (способы сварки 1-41 TIG и 131 MIG) в cooihcicibhii с между народным с Гайдар том ИСО 18273.

‘Приведены обозначения марок сварочной проволоки для сварки национальных алюминиевых сплавов для судостроения в соотнспчвин с российским стандартом ГОСТ 7871 (способы сварки 141 TIG н 131    M1G)._

f/fKieu io классификации и постройки мо/кких cyfkxi XIV-14

2.3 С'ВЛРк'Л ИЗДЕЛИЙ СУДОВОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

2.3.1    Настоящие требования распространяются на сварку конструкций судового машиностроения, изготавливаемых с применением основных и сварочных материалов, отвечающих требованиям части XIII «Материалы» и настоящей части Правил. Изготовление конструкций из материалов, не регламентируемых Правилами, должно выполняться по согласованию с Регистром.

2.3.2    Выбор сварочных материалов для сварки конструкций механизмов и механических

установок пронзвод1гтся. исходя из конкретных марок стали, применяемых для изготовления, с учетом требований 2.2.4    2.2.6.

2.3.3    Если конструкции работают при повышенной температуре или в химически активной среде, сварочные материалы должны выбираться с учетом этих условий.

2.3.4    Для сварки деталей судового машиностроения из стали толщиной 30 мм и более должны применяться сварочные материалы, обеспечивающие стойкость сварного соединения против образования холодных трещин, либо изготов1гтель должен предпринять технологические меры (подогрев, термическую обработку, ограничение минимальной температлры окружающего воздуха при сварке и т. п.) для предотвращения образования холодных трещин.

2.3.5    Сварные швы конструкций, работающих при динамических нагрузках, должны быть выполнены с полным проваром. Переход от основного металла к шву должен быть плавным.

2.3.6    Применение сварки при нзготоатеннн налов судового валопровода и коленчатых валов может быть допущено по согласованной с Регистром технологии и предоставлении данных, свидетельств) юших о стабильности результатов ее применения.

Необходимые условия для этого выполнение неразрушающего контроля всех сварных швов и гарантированный предел хсталосгной прочности сварных соединений, принятый в расчетах

Объем необходимой опытной сварки и программа испытаний должны быть согласованы с Регистром до начала работ.

2.3.7    Применение сварки, наплавки, металлизации распылением и других подобных методов при изготовлении и ремонте изделий судового машиностроения может быть допущено при положительных результатах испытаний, выполненных по методике, согласованной с Регистром, и подтверждающих возможность применения данного метода на конкретном предприятии

Восстановление судовых валов из углеродистой стати (содержащей до 0,45 % углерода), изношенных или имеющих поверхностные трещины, может допускаться наплавкой, если износ или глубина трещин составляет не более 5 % диаметра вала, но не более 15 мм.

2.4 СВАРКА СУДОВЫХ ПАРОВЫХ КОТЛОВ И СОСУДОВ. РАБОТАЮЩИХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ

2.4.1 Сварные швы котлов должны иметь маркировку, по которой можно установить, какой сварщик производил сварку.

Продольные и кольцевые швы корпусов котлов должны выполняться с подваркой, за исключением случаев, когда коэффициент прочности сварного шва <р согласно табл. 2.1.6.1-1 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением» принят равным 0.7 или меньше.

Вырезы и отверстия в корпусе котла по возможности не должны перерезать кольцевые и продольные швы корпуса котла.

Возможность приварки к корпусу котлов монтажных креплений, захватов и прочих деталей должна быть указана в представляемой в Регистр для согласования документации.

Продольные и поперечные швы коллекторов, корпусов котлов и сосудов, работающих под давлением, должны выполняться встык.

П/ктию тассификации и пост/юйки морских судов XIV-15

2.4.2    Выбор сварочных матсрнаюв для сварки котлов н сосудов под давлением производится, исходя из конкретных марок стати, применяемых для их изготовления с учетом требовании

2.2.4 — 2.2.6.

2.4.3    Применение электродов с рутиловым и кислым покрытиями для сварки котлов и сосудов класса I (см. 1.3.1.2 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением») не допускается; для котлов и сосудов классов II и III — допускается при условии, если эти конструкции изготавливаются из углеродистой стати и толщина свариваемых деталей нс превышает 20 мм.

2.4.4    Термическая обработка котлов и сосудов выполняется по стандартам или принимаются во внимание рекомендации изготовителей стали.

Сварные соединения детатсн. которые в связи с их размерами или специатьной конструкцией нельзя подвергать термической обработке для снятия напряжений в целом, по согласованию с Регистром могут быть обработаны по частям. При этом обработка должна производиться равномерным нагревом достаточно широкого участка вдоль шва (около шести толщин листа с обеих сторон сварного шва) таким образом, чтобы распространение тепловых напряжений в другие районы деталей было исключено. Местная обработка сварочной горелкой нс допускается.

2.4.5    Мри заделке отверстий в котлах вварными заглушками должны выполняться требования национальных стандартов

2.4.6    Ремонт изношенных стенок котлов и сосудов наплавкой допускается только по согласованию с Регистром. Площадь наплавки должна быть не более 500 см2, а глубина — не более 30 % толщины листа. Если эти условия не выполнимы, дефектный участок следует заменить новым листом.

2.4.7    При изготовлении котлов, теплообменных аппаратов и сосудов под давлением, относящихся к классам I и II (см. 1.3.1.2 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»), для проверки механических свойств швов сварных соединений должны быть сварены контрольные планки при изготовлении единичных изделий, серийном изготовлении на головном образце изделия, при изменении конструкций основных узлов и деталей изделия и применении новых материалов и способов сварки.

Контрольные планки для изделий, относящихся к классу III. могут изготовляться по требованию Регистра

2.4.8    Контрольные планки должны прикрепляться к продольном) шву котла или сосуда таким образом, чтобы сварной шов планок являлся продолжением шва изделия. Шов планок должен свариваться при тех же технологических условиях, что и шов изделия.

Из этой пробы должны быть изготовлены и испытаны: один поперечный образец на растяжение. два поперечных образца на изгиб, три образца на ударный изгиб, вырезанных согласно рис. 4.3.3.1.

Образцы для конструкций класса III должны изготавливаться по требованию инспектора Регистра. Условия вырезки образцов из проб и проведения испытаний должны отвечать требованиям 4.2.2.

2.5 СВАРКА СУДОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

2.5.1    Тип сварных соединений трубопроводов должен соответствовать стандартам.

2.5.2    Выбор сварочных материалов для сварки трубопроводов производится исходя из

конкретных марок стали, применяемых при изготовлении с учетом требований 2.2.4    2.2.6.

2.5.3    Сварные стыковые соединения труб должны быть выполнены с полным проваром корня шва. Допу скается сварка на удаляемых подкладных кольцах.

2.5.4    Применение остающихся подкладных колец в стыковых соединениях труб допу скается в тех трубопроводах, где они не влияют отрицательно на эксплуатационные свойства Стыковые соединения фланцев с трубами не должны выполняться на остающихся под к латных кольцах.

П/xieuio классификации и постройки mojkkux сухУов XIV-16

2.5.5    Сварные соединения труб должны подвергаться термической обработке на трубах из низколегированной стали и при газовой сварке главных паропроводов, работающих при температуре свыше 350 С.

2.5.6    11ри сварке труб из хромомолибдено вон стали, содержащей 0.8 % или более хрома и более

0,16 % углерода, свариваемые кромки должны подогреваться до температуры 200    230    С.    Эта

температу ра должна поддерживаться в процессе сварки

2.5.7    Свариваемые кромки медных труб с толщиной стенок 5 мм и более перед началом сварки

должны подогреваться до температу ры 250    350 С. Сварка медно-никелевых труб должна

производиться без подогрева Применение пайки дтя соединения медно-никелевых тру бопроводов не допу скается.

2.6 СВАРКА ОТЛИВОК И ПОКОВОК

2.6.1    В следующих слу чаях сварка стальных отливок и поковок должна производиться независимо от температуры окружающего воздуха с предварительным подогревом либо должны быть приняты другие технологические меры, обеспечивающие выполнение требований к сварным соединениям:

.1 при содержании углерода в стати отливок или поковок более 0.25 %:

.2 при содержании углерода в стати отливок или поковок более 0,23 %, если эти отливки и поковки входят в состав корпуса судов ледовых классов Агс4 — Агс7 (отливки и поковки ахтерштевня. форштевня, кронштейнов гребных ватов и т. п. конструкций).

2.6.2    Температура подогрева и режим термической обработки отливок и поковок определяется в зависимости от констру кции, размеров и условий эксплу атации согласно 2.1.4. 2.1.12, 2.1.16.

2.6.3    Дефекты на стальных поковках и отливках допу скается исправлять сваркой только в тех случаях, когда была предварительно проверена свариваемость данной стати и учтены условия работы литой или кованой детали.

Исправление дефектов сваркой, как правило, должно пронзвод1ггъся до окончательной термической обработки. Заварка после нес допу скается только в исключительных случаях Дефекты, систематически появляющиеся в поковках и отливках, не допускается испраатять сваркой.

2.6.4    Заварка дефектов в отливках должна производиться после удаления литников и прибылей и тщательной очистки отливок от формовочных матернатов. окашны. посторонних включений. Места, подлежащие заварке, должны быть разделаны до здорового металла так. чтобы во всех местах была возможность обеспечить провар.

Стенки подготовленных под заварку мест должны быть пологими, а поверхность подготовленного углубления не должна иметь острых углов.

2.7 СВАРКА ЧУГУНА

2.7.1 Исправление дефектов отливок из чугуна сваркой допускается по согласованию с инспектором Регистра способом, получившим одобрение Регистра на основании результатов испытаний по программе, согласованной с Регистром.

2.X СВАРКА ПЛАКИРОВАННОЙ СТАЛИ

2.8.1 Способы сварки плакированной стати должны быть допу щены в соответствии с разд. 6 части III «Техническое наблюдение за изготовлением матернатов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением матернатов и изделий для судов: сварочные матсриаты с разд 4 настоящей части

/l/Kieu ia классификации и постройки мо/кких судов XIV-17

Форма разделки кромок деталей под сварку должна отвечать национальным стандартам или чертежам, одобренным Регистром.

Разделка кромок должна производиться механической обработкой или шлифовкой. Кромки деталей при сборке должны быть хорошо подогнаны друг к другу и не иметь смешений на плакированной стороне.

2.8.2    Коррозионная стойкость металла шва со стороны плакирующего слоя должна быть такой же. как у плакирующего слоя. Толщина коррозионностойкого слоя шва должна быть не менее толщины плакнру юшего слоя.

Химический состав металла шва на стороне плакирующего слоя (за исключением зоны корня шва) должен соответствовать химическому составу плакирутощего металла.

2.8.3    Как правило, в перву ю очередь должен быть сварен шов со стороны основного слоя и во втору ю очередь со стороны плакирующего слоя. При выполнении части шва со стороны основного слоя сварка до.тжна вестись так. чтобы не происходило расплавления плакиру ющего слоя. До сварки плакирующего слоя корень шва должен быть зачищен до чистого металла с применением только механической обработки или шлифовки. Сварка плакиру ющего слоя должна выполняться так. чтобы не было знач1гтельного смешения легированного металла с нелегнр-ованным. Для сварки плакиру ющего слоя должны применяться сварочные электроды и проволока по возможности малого диаметра. Сварка должна выполняться на малой погонной энергии. Шов со стороны плакирующего слоя должен быть выполнен по меньшей мере в два слоя. Поперечные колебания электрода при сварке плакиру ющего слоя нс допускаются. При этом на поверхности свариваемых кромок по всей толщине основного слоя предварительно должна быть выполнена наплавка высоколегированными материалами, обеспечивающими отсутствие трещин. Если ширина верхнего слоя шва такова, что ее необходимо выполнять в несколько проходов, последний проход должен выполняться по середине шва.

2.8.4    Если при сварке труб из плакированной стати двусторонняя сварка невозможна, весь шов должен быть заварен сварочными материалами, соответству ющими материалу плакиру ющего слоя При сварке тонких листов плакированной стали весь шов также должен быть выполнен сварочными материалами, соответству ющими материалу плакирующего слоя.

2.9 ПАЙКА ТВЕРДЫМ ПРИПОЕМ

2.9.1 Паяные соединения конструкций, указанных в 1.1.1, подлежат освидетельствованию Регистром и должны выполняться в соответствии со стандартами или технической документацией, согласованными с Регистром.

2.10 С ВАРКА АЛЮМИНИЯ И ЕЮ СПЛАВОВ

2.10.1    Сварочные работы должны производиться наиболее целесообразным способом, обеспечивающим качественное соединение, максимальную его прочность, химический состав, приближающийся к составу основного металла и достаточную стойкость против коррозии

2.10.2    Сварные швы должны по возможности располагаться в районах наиболее низких напряжений.

Сварка должна производиться, как правило, в нижнем положении. Снятие усиления сварных швов допу скается только по согласованию с Регистром.

2.10.3    Непосредственно перед сваркой (прихваткой) свариваемые кромки деталей из алюминия и его сплавов должны обезжириваться специальными растворителями (ацетон, спирт и др.) и зачищаться стальными проволочными щетками. Прихватки перед сваркой также должны быть зачищены стальной щеткой. При многопроходной сварке должна производиться зачистка щетками каждого предыдущего слоя перед наложением последующего.

П/хгшю классификации и пост/юйки морских cyxkte XIV-18

2.10.4    Сварочные материалы из алюминия и его сплавов перед сваркой должны быть зачищены для удаления загрязнений и оксидной пленки.

2.10.5    Допускается сварка алюминиевых сплавов на остающихся или удаляемых подкладках. Подкладки, удаляемые после сварки, должны изготавливаться из нержавеющей стати. Остающиеся подкладки должны изготавливаться из сплава той же марки, что и свариваемые детатн.

2.10.6    Мри двусторонней сварке перед натожением шва с обратной стороны необходимо удалить корень шва до чистого металла рубкой. строжкой или фрезерованием. Удаление корня шва абразивными кругами не допускается

2.10.7    Допускается горячая правка конструкций из алюминия и его сплавов. Температура нагрева при правке должна соответствовать свойствам данного сплава

2.10.8    Если при сварке применяется флюс, он должен быть по возможности нейтральным. Если же в виде исключения применялся не нейтральный флюс, после сварки он должен быть тщательно удален.

2.10.9    В районе соединения конструкций из алюминиевых сплавов на заклепках все основные сварочные работы должны быть закончены до начала клепки.

2.11 СВАРКА МЕДИ И F.E СПЛАВОВ, ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРУГИХ НЕЖЕЛЕЗНЫХ

МЕТАЛЛОВ

2.11.1    Сварка меди и ее сплавов, тяжелых металлов и других нсжслсзных металлов производится согласно требованиям стандартов н/нлн по одобренной Регистром документации.

2.12 СВАРКА СТАЛИ ВЫСОКОЙ ПРОЧНОСТИ

2.12.1    Сварочные материалы, предназначенные для сварки стали высокой прочности, должны быть допу щены в соответствии с 4.7. а применяемые при этом способы сварки согласно разд. 6 части III «Техническое наблюдение за изготовлением материалов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

2.12.2    Способ и технология сварки должны быть одобрены Регистром после выполнения техно.югн-ческнх испытаний по согласованной программе. При этом изготовитель сварных констру кций должен представить зафиксированные в документации температу ру подогрева перед сваркой, погонную энергию при сварке, термообработку после сварки, температуру между проходами.

Изготовитель должен располагать системой регистрации режимов сварки, включая температу ру между проходами, и предъявлять результаты контроля по требованию Регистра

2.12.3    Сварные соединения следует выполнять многопроходной сваркой.

Однопроходная сварка допу скается только по согласованию с Регистром.

Кажлый проход выполняется непрерывно с минимальными колебаниями ду ги

2.12.4    Не допускается зажигания дуги за пределами подготовленных к сварке кромок.

Приварка монтажных, вспомогательных средств допускается при условии выполнения

требований Регистра к сварочным материалам и к температу ре местного подогрева

Монтажные вспомогательные средства, как правило, удаляются механической резкой с последующей зачисткой заподлицо с поверхностью основного металла.

После предварительной газовой резки должна следовать механическая обработка оставшейся части и зачистка.

2.12.5    Кромки, подготовленные с использованием газовой резки, должны после этого обрабаты-нагься механическим способом. Зачистка корня шва выполняется только механическим способом. Температу ра подогрева при правке подлежит согласованию с Регистром в каждом случае. При этом должны быть обеспечены требу емые ceoiicTBa основного металла и сварного соединения

f//Kum:ia классификации и постройки мо/кких с\гк>в XIV-19

2.13 СВАРКА ТИТАНА И ЕГО СПЛАВОВ

2.13.1    Сварочные работы должны производиться наиболее целесообразным способом, обеспечивающим качественное сварное соединение, максимальную его прочность, химический состав, приближающийся к состав) основного металла.

2.13.2    Сварка может производиться во всех пространственных положениях.

2.13.3    На участках сварки скорость местных воздушных потоков не должна превышать 0.3 м/с. Измерение скорости движения воздуха до.тжно пронзвод1ггься ручными анемометрами. В связи с этим рабочие места сварщиков на сборочно-сварочных \частках должны располагаться таким образом, чтобы была исключена возможность сквозняков и местных потоков воздуха. В необходимых случаях место сварки должно быть ограждено.

2.13.4    На участках сварки не допускается проведение работ, связанных с обильным выделением пыли и дыма

2.13.5    Для обеспечения удаления загрязненного и подачи чистого воздуха производственные помещения сварки (цеха) должны иметь приточновытяжную вентиляцию. В холодное время подаваемый воздух должен быть подогретым. Работа вентиляционных установок и пневматического инструмента в цехе и на участках сварки должна быть организована так. чтобы не нарушалась газовая зашита при сварке.

2.13.6    Общая освещенность производственных помещений при проведении работ должна быть не менее 50 лк. Кроме общего освещения должно быть предусмотрено местное освещение непосредственно на рабочих местах:

не менее 75 лк — при проверке качества сварных соединений визуальным осмотром;

не менее 150 лк — при проведении операций входного контроля сварочных материалов и контроля качества их подготовки

2.13.7    Температура воздуха в помещениях в зависимости от их назначения должна быть:

нс ниже 17 °С — в помещениях подготовки сварочных материалов и обезжиривающих растворов вакхумного отжига, травления, изготовления приспособлений для поддува заицггным газом, кладовых для хранения упакованных и принятых сварочных материалов, а также контрольно-измер1ггельного инструмента;

не ниже 5 °С — в помещениях проведения очистных, газорезатсльных и сварочных работ.

Допускается выполнение сварочных работ при понижении температуры до I °С при обеспечении сохранности сварочного оборудования от замерзания воды в водяных шлангах

2.13.8    Относительная влажность в производственных помещениях подготовки присадочных материалов и в кладовых хранения упакованных и принятых сварочных материалов должна быть не более 75 %.

Допускается в период с мая по сентябрь увеличение отноагтельной влажности до 80 %. При относительной влажности в кладовых более 80 % следует включать отопительные приборы

2.13.9    Облицовка стен и пола производственных помещений до.тжна обеспечивать легкое удаление пыли и не служить источником пылеобразовання Цементный пол допхскается только в районе подъездных путей.

2.13.10    Чистота производственных помещений должна обеспечиваться периодичностью уборки с помощью пылесосов или других средств, а также периодичностью влажной уборки. Влажную уборку производственных помещений подготовки проволоки и сварки следует выполнять:

пола — не менее двух раз в смену (перед начатом работы и в обеденный перерыв);

оборудования, технологической оснастки, стеллажей и собранных конструкций под сварку — не менее одного раза в неделю;

стен на высоту до 3 м и конструкций, на которых не производятся сборочно-сварочные работы -не менее одного раза в месяц;

П/Kieiaa классификации и постройки мо/кких судов XIV-20

стен на выест более 3 м. окон. фонарей. подкрановых путей, вентиляции трубопроволов - при очередном косметическом ремонте цеха. С момента монтажа оборудования на изделии влажную сборку стен и конструкций над изделием не следует выполнять.

2.13.11    Мри подготовке деталей и конструкций к сварке следует предусматривать:

.1 механическую обработку свариваемых кромок и поверхностей.

Качество механической обработки свариваемых кромок и поверхностей подлежтгт приемке ОТК. После механической обработки свариваемые поверхности и кромки, а также поверхности деталей должны иметь следу ющу ю шероховатость по параметру Ra (нс более):

20 мкм — в соединениях листовых констру кций толщиной свыше 15 мм. выполняемых любым видом сварки.

10 мкм — в соединениях листовых конструкций толщиной менее 15 мм. выполняемых любым видом сварки, и конструкциях трубопроводов с толщиной стенки свыше 5 мм. выполняемых любым видом сварки:

5 мкм — в соединениях трубопроводов с толщиной стенки менее 5 мм. выполняемых любым видом сварки:

.2 записку мест, подлежащих сварке, а также прилегающих поверхностей.

Операция зачистки может выполняться:

механизированным или ру чным способом с помощью щеток; шлифовальными кру гами с последу ющей зачисткой металлической щеткой: борфрезой с последу ющей зачисткой металлической щеткой;

шабрением (вручную) — при подготовке тонколистовых и трубных сварных соединений; шлифовальной шкуркой — при подготовке сварных соединений трубопроводов С поверхности оксидированных деталей в районе сварного шва должен быть удален оксидированный слой на глубину не менее 100 мкм — при антифрикционном оксидировании или до металлического блеска — при защитном оксидировании;

.3 обезжиривание свариваемых поверхностей и кромок с прилегающими к ним поверхностями. При проведении операции обезжиривания необходимо применять специальные обезжиривающие средства (водные смывки, ацетон, спирт и др.) в зависимости от используемых полуфабрикатов для изготовления конструкций. При применении водных смывок участки после промывки следует протереть насу хо чистыми белыми бязевыми салфетками, а при применении ацетона или спирта — просушить на воздухе.

При сварке трубопроводов с целью уменьшения порообразования при подготовке свариваемых кромок рекомендуется проводить специальну ю очистку, включающу ю: обезжиривание в водном растворе тринатрийфосфата.

травление в растворе азотной (массовая доля 30 — 40 %) и фтористоводородной кислоты (массовая доля 3.5 — 6.0 %).

2.13.12    Дтя обеспечения качества сварных швов в процессе сварки титановых сплавов необходимо предусматривать обязательную защиту обратной стороны сварных соединений от воздействия возду ха (окислений) подду вом инертным газом методами общей защиты констру кций (в камерах с инертной контролируемой атмосферой или в вакууме) или местной защиты. Поддув инертным газом может выполняться:

специальными газозащитными приспособлениями, перемещаемыми вдоль сварного шва или устанавливаемыми стационарно;

заполнением внутреннего объема всей конструкции или се части.

Подду в защитного газа может выполняться заполнением внутреннего объема трубопроводов.

2.13.13    Перед началом сварочных работ необходимо проверить:

работу всех у злов и механизмов сварочного оборудования и цепей управления, систем газовой защиты и водяного охлаждения;

наличие на рабочем месте основных и вспомогательных материалов, необходимых для выполнения сварочных работ;

давление инертных газов в баллонах, непосредственно подключенных к сварочным постам.

Настоящее издание Л/нтил. по сравнению с изданием 2018 года, содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ ЧАСТЬ XIV. CRVPKA

1.    Глава 2.1: в пункте 2.1.9 исключена ссылка на Сборник нормативно-методических материалов Регистра СССР. Книга 4; пункт 2.1.10 исключен, нумерация пунктов 2.1.11 - 2.1. IX заменена на 2.1.10 - 2.1.17 соответственно.

2.    Глава 2.2: дополнена таблица 2.2.4.

3.    Глава 3.2: пункт 3.2.5.1 (английская версия Правил): уточнена ссылка на стандарт ИСО.

4.    Глава 3.4: уточнено на икание пункта 3.4.2 (русская версия Правил).

5.    Глава 4.1: уточнены требования пунктов 4.1.8.6 - 4.1.8.8 с учетом опыта технического наблюдения

6.    Глава 4.2: в пункт 4.2.1.2 внесены изменения.

7.    Глава 4.5: в таблицу' 4.5.1.3.2 (русская версия Правил) внесены изменения.

8.    Внесены изменения редакционного характера.

Изменения, внесенные в настоящую часть Правил, начиная с 31.05.2019. приводятся в Перечне изменении. Изменения редакционного характера в Перечень не включаются.

П/хтма классификации и тктройки морскга" судов XIV-21

2.13.14    Сварочная проволока и присадочные прутки из кладовой должны выдаваться сварщик) в количестве, необходимом для работы в течение одной смены

Перед использованием материалов сварщик обязан проверить качество поверхности проволоки и прутков, а также их чистоту путем протирки белой бязевой салфеткой.

Некачественные и загрязненные материалы подлежат возврат) в кладовую:

серый цвет побежалости без металлического блеска;

сморщенные участки, а также порошкообразный налет любого цвета

2.13.15    Качество выполненного шва необходимо оценивать по цвет) поверхности кратера серебристый без следов побежалости;

бледно-желтый (соломенный) цвет побежалости является допустимым;

другие, кроме светло-желтого (соломенного), цвета побежалости на поверхности кратера являются недопустимыми.

При окислении кратера до недопустимых цветов побежалости сварка должна быть прекращена, выявлены и устранены причины, вызывающие окисление металла, а шов (валик) — удален на всю глубину проплавления и по всей длине окисления.

Запрещается продолжать сварку или отделку швов без устранения причин, вызывающих окисление кратера

2.13.16    Если кратер шва имеет допустимый цвет побежалости, то качество защиты поверхности швов (валиков) и основного металла в процессе сварки следует оценивать также по их цветам побежатостн и внешнему вид)' поверхности.

Условно допустимые цвета побежатостн на поверхности швов и основного металла: светло-желтый (соломенный), коричневый и фиолетовый.

Недопустимые цвета побежатостн и внешний вид поверхности швов (ватиков):

синий, голубой, зеленый и светло-зеленый;

серый цвет побежатостн без металлического блеска;

сморщенные участки, а также порошкообразный натст любого цвета

В случае наличия условно допустимых цветов побежатостн. окисная пленка на поверхности швов (ватиков) и основном металле подлежит удалению. Категорически запрещается выполнять сварку по окисленным поверхностям (при любом цвете побежатостн). а также производить переплавку этих участков

Сварные швы с недопустимыми цветами побежатостн и внешним видом подлежат удалению на всю глубину проплавления.

Перед сваркой участки швов (отдельных валиков) и поверхность основного металла после удаления окислений и их зачистки, а также при возобновлении сварки после перерыва должны быть промыты растворителем.

Примечания: 1. Допустимые цвела побежалости на поверхноои кратера (светло-желтый (соломенный)), а 1акжс условно допустимые цвет побежалости на поверхности твои и основною металла (светло-желтый (соломенный), коричневый и фиолеювый) характеризуют поверхностное окисление тонку ю окисную пленку, легко удаляемую при uhihcikc стальной щеткой.

2.    При наличии на поверхности кратера любого цвета побежатостн. кроме светло-желтого (соломенною), независимо от цвета побежатостн на поверхности выполненного вантка. последний может быть окисленным на вес сечение (в связи с окислением в процессе сварки жидкой ванны) и в этом случае он поятежнт соответствующему удалению.

3.    Недопустимые цвета побежалости на поверхности швов (синий, голубой, зеленый и светло-зеленый) свидетельствуют либо о поверхностном окислении с толщиной окисттой пленки, нс поддающейся достаточному удалению зачисткой стальной щеткой, либо об объемном окислении iiaii;iaaiciiHoro мстаяла, твердость которою иреш-тшас! твердость основною металла.

Валики с недопустимыми цветами нобсжаюсти поязсжат соответствующему удалению.

4 Серый цвет побежалоетм без мс1атличсскою блеска, а также сморщенные учаокн и порошкообразный ни.тст любою цвета на наплавленном валике свидетельству ют об объемном окислении, и шов подлежит уда.теним на всю глубину проплавления

2.13.17    После сварки соединения выводные планки следует удалить, торцы деталей зачистить и выполнить контроль зачищенных мест.

IIF.PR4F.Mb M3MF.IIFHI1 И

Изменяемые пункт i.iaiui [KiiK-u

Информация но ктмсиснкям

К? и дата циркулярною письши

КОЮрЫЧ ПНкЧСНи И 1ЧС11СНИЯ

Дна нстикмия и силу

Пункт 1.2.1

Введено новое определение «Потоцкая «нерпит»

3I4-01-1289U от 18.112019

20.12.2019

Пункт 2.2.5, табтицм 2.2.5*1 и 2.15*2

Добавлены новые катеюрии сварочных. матсриаюв и требовании для сварки коне тру кций ит стати высокой прочности с учетом УТ МАКО W23 (Rcv.2 Apr 2018). Дополнительно в 2.2.5.8 внесены уточнения в соответствии с УТ МАКО W23 (Сотт 1 June 2019)

314*29* 1234ц от 31.05.2019

01.07.2019

Пункт 3.1.5

Пункт исключен

314-01-1289ц от 18.11.2019

20.12.2019

Пункт 3.2.1

Вводится новый пункт, содержащий уточненные требования исключенною пункта 3.1.5 к цжсмочтмму контролю сварных соединений с учетом ретулыатов НИР и в соответствии е табтштей 2.5.1 P\M)*aiciBa но техническому наблюдению да постройкой судов. Нумерация существующих пунктов 3.2.1 3.2.6 чаче пястей на 3.2.2 - 3.2.7 соответственно

314-01* 1289ц от 18.11.2019

20.122019

Пункт 3.2.2.Х

Ссылка на пункт 3.1.5 дамснсиа на 3.2.1

314-01* 1289ц от 18.11.2019

20.122019

Пни 3.4

По тексту т.тавы ссылка на пу нкт 3.1.5 даменетта ш 3.2.1

314-01-12890 от 18.11 2019

20.122019

Г.ива 3.5

По тексту тлавы ссылка па пункт 3.1.5 заменена iu 3.11

314-01-1289ц от 18.11.2019

20.122019

Таблица 4.1.2.3

Добавлены новые катсторин сварочных матсриаюв ятя сварки статей высокой прочности с учетом УГ МАКО W23 (Rcv.2 Apr 2018)

314-29-1234ц от 31.05 2019

01.07,2019

Пункт 4.13.1

Добавлены новые категории сварочных матсриаюв. для испытаний по отфедслсиию содержания диф-фу 1ИОННОТО водорода в наплавленном металле с учетом УГ МАКО W23 (Rev.2 Apr 2018)

314-29-1234ц от 31.05.2019

01.07.2019

Таблица 4.3.1.1

Идмсисно ус.ювное ободначснис продольных пнлиттд-ри'теских обращов ятя испытания на растяжение с учетом УТ МАКО W17 (Res 5. Маг 2018)

.314-29-1234ц от 31.05.2019

01.07.2019

Таблица 4.4.1.4

Идменетю условное обозначение ирод о. алых нилицри-чееких обрадцов лит твгпы1ания ти растяжение с учетом УТ МАКО WI7 (Rev.5. Маг 2018)

314-29-1234Ц от 31.05.2019

01.07.2019

Таблица 4.5.2.1

Идменетю уетовтюс ободтичентк проданных цилиц три-ческих обрадцов ятя испытания ти растяжсине с учетом УТ МАКО WI7 (Rev.5, Мат 2018)

314-29-1234ц от 31.05.2019

01.07.2019

Пункт 4.6.1.2

Добавлена новая катеторня ятя сварки статей повышенной прочности с учетом УТ МАКО WI7 (Rev.5, Mar 2018)

314-29-1234Ц от 31.05.2019

01.07.2019

Пункт 4.7.1.1

Уточнены требования к состояниям поставки высокопрочных статей с учетом УТ МАКС) W23 (Rcv.2 Apr 2018)

314-29-1234ц от 31.05 2019

01.07.2019

Пункт 4.7.1.3

Добавлены новые катеюрии сварочных матсриаюв ятя сварки статей ввтеокой прочности с учетом У Г МАКО W23 (Rev.2 Apr 2018)

314-29-1234ц от 31.05.2019

01.07.2019

Таблица 4.7.2 4

Добаатены новых катеторнн сварочных матсриаюв ятя сварки статей высокой прочности с учетом УГ М АКО \V23 (Rev 2 Apr 2018)

314-29- 1234ц от 31.05.2019

01.07.2019

Пункт 4.7.3.1

Уточнены требования к основному металлу ятя ниотоалення проб испытаний стыковою сварною соединения с учетом УТ МАКО W17 (Rev.5. Маг 2018)

314-29-1234ц от 31.05.2019

01.07.2019

Таблица 4.7.3.3

;|обав-киы новые катеюрии сварочных матеркавдв до стирки стак-й высокой прочности с учетом УТ МАКО W23 (Rex 2 Apr 2018)

314-29-1234ц от 31.05 2019

01.07.2019

Таблица 4.7.4.2

.'(«бдакны новые индексы ктгеюрни по чачению трстс-тл текучести с учетом УТ МАКО W23 (Rev2 Apr 2018)

314-29-1234ц от 31.05 2019

01072019

Пункт 4.7.5

/(обаак-иы у е.ювня проверки материалов на содержа нис .тиффулионтюю водорода с учетом УТ МАКО W23 (Rev.2 .Чрг 2018)

314-29- 1234ц от 31.05 2019

01.07.2019

ЧАСТЬ XIV. СВАРКА

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на сварку следующих конструкций. подлежащих освидетельствованию Регистром:

.1 корт сов судов:

.2 механизмов и механических установок:

.3 паровых котлов, теплообменных аппаратов и сосудов, работающих под давлением;

.4 трубопроводов;

.5 устройств и оборудования.

1.1.2    Настоящая часть устанавливает требования к изготовлению сварочных материалов, к технологическим процессам сварки и контролю сварных конструкций, указанных в 1.1.1.

1.1.3    Настоящая часть Правил применяется при проектировании, постройке и изготовлении конструкций, указанных в 1.1.1.

1.1.4    Настоящая часть может быть применена также при ремонте указанных в 1.1.1 конструкций в том объеме, в каком это будет признано необходимым и целесообразным.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, указаны в части I «Классификация».

Кроме того, в настоящей части Правил приняты следующие определения

Высокотемпературная пайка (пайка твердым припоем) способ пайки, при которой температура плавления припоя превышает 450 С.

Зона термического влияния прилегающий к сварному шву (или к наплавке) слой основного металла, в котором произошли структурные превращения под влиянием нагрева при сварке.

Металл шва металл, получающийся в результате сплавления при сварке основного и сварочного металлов или только основного металла

Наплавленный мета л л металл, полу чающийся в резу льтате расплавления электродов или проволоки и не содержащий практически заметной примеси основного металла.

Основной металл металл изделий, подвергающихся сварке.

Погонная энергия Е\ - электрическая энергия, расходуемая на единицу длины шва и вычисляемая по формуле /t, = W v. кДж/см. где / - сварочный ток. A; IJ- сварочное напряжение. В. v - скорость сварки, см/с.

Провар сплавление основного металла с наплавленным металлом или сплавление металлов обеих свариваемых частей.

Сварочный материал электрод, проволока флюс, защитный газ. применяемые при сварке.

1.3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.3.1 Сварка указанных в 1.1.1 конструкций должна выполняться допу щенными Регистром сварочными материалами, способами сварки, сварщиками (операторами) и признанными Регистром сварочными производствами (цехами, у частками).

XIV-6

Применение каждого способа сварки (или его разновидностей) на конкретном предприятии должно быть подтверждено результатами испытаний по согласованной с Регистром программе согласно разд. 6 части III «Техническое наблюдение за изготовлением материалов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

Одобрение Регистром сварочных материалов должно выполняться согласно требованиям разд. 4.

1.3.2 К выполнению сварочных работ на конструкциях, подлежащих освидетельствованию Регистром, должны допускаться только сварщики, прошедшие испытания согласно разд. 5.

1.4 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.4.1    Общие положения, относящиеся к освидетельствованию при изготовлении материалов и изделий, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности.

1.4.2    Освидетельствованию Регистром д.ля конструкций, указанных в 1.1.1. подлежат:

.1 сварочные материалы;

.2 технологические процессы сварки (выбор сварочных материалов, подготовка деталей под сварю, сборка, предварительный и последующий подогрев, термообработка);

.3 методы и объем контроля, критерии оценки качества швов.

1.5 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.5.1    Объем технической документации по сварке, предъявляемой на согласование по проекту судна в целом, определяется частью 1 «Классификация». Техническая документация на конструкции, указанные в 1.1.1. до.тжна содержать сведения о сварке в объеме требований тех частей Правил, к которым конструкция относится.

1.5.2    Состав технической документации на сварочные материалы при их одобрении определяется 4.1.2.1.

XIV-7

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СВАРКЕ

2.1 ОЫЦИК И0.10/ККНИЯ

2.1.1    Настоящие технологические требования применяются при сварке указанных в 1.1.1 нонстру канн.

Для выполнения сварочных работ и контроля сварных соединений на конструкциях, подлежащих освидетельствованию Регистром, предприятие должно иметь в своем распоряжении соответствующее оборудование

2.1.2    В процессе сварки при низкой температуре должны быть обеспечены такие условия работы, чтобы сварщик мог выполнить сварные соединения качественно. Рабочее место должно быть защищено от ветра и атмосферных осадков.

2.1.3    Сварку констру кций следует, по возможности, производить в закрытых помещениях, отапливаемых в зимний период. При необходимости выполнения работ на открытых площадках должны быть приняты меры для зашиты зоны сварки от ветра, влаги и холода.

При дуговой сварке в среде защитных газов следует исключить возможность нарушения газовой зашиты от ветра и сквозняков. Как правило, для обеспечения надежной газовой защиты скорость возду шных потоков в зоне сварки нс должна превышать 0,5 м/с.

Технологические процессы ду говой сварки в среде защитных газов, позволяющие выполнять качественну ю сварку при больших значениях скорости возду шных потоков, подлежат одобрению Регистром.

При выполнении работ на открытых площадках в неблагоприятных погодных условиях рекомендуется всегда производить просушку свариваемых кромок путем подогрева,

2.1.4    Сварка при отрицательных температу рах окружающего воздуха.

2.1.4.1    Если сварка констру кций выполняется при отрицательных температу рах окру жающего воздуха, должны быть приняты соответствующие меры, гарантирующие удовлетворительное качество сварных швов. К таким мерам относятся:

контроль и очистка свариваемых кромок от снега, инея и льда: просушка свариваемых кромок путем подогрева, как минимум, до 20 С; предварительный местный подогрев свариваемых кромок перед сваркой; применение теплоизолиру ющих средств:

применение технологических процессов, обеспечивающих необходимую положительную межпроходну ю температуру в процессе сварки

Выбор конкретных мер. применяемых при выполнении работ по сварке при отрицательных температурах окружающего воздуха, определяется изготовителем сварных конструкций и согласуется с Регистром в процессе одобрения технологических процессов сварки.

2.1.4.2    При обеспечении должного качества сварных соединений сварочные и все связанные с ними работы на конструкциях, подлежащих техническому наблюдению Регистра, изготовленные из судостроительной стали нормальной и повышенной прочности толщиной до 20 мм включительно, как правило, допускается производить при температуре наружного воздуха до - 25 С. При этом для конкретных условий минимально допустимая температу ра окру жающего возду ха для сварки без подогрева должна быть согласована с Регистром при одобрении технологических процессов сварки.

Подогрев кромок деталей на ширине 100 мм в обе стороны от шва. как миниму м, до 20 С должен производиться перед сваркой в следу ющих слу чаях при температуре окру жаюшего возду ха: до - 25 С для сталей повышенной прочности при толщине деталей соединения более 20 мм; ниже - 15 С для поковок и отливок корпу са судна: ниже - 10 С для деталей соединений из полу спокойной стали.

XIV-8

Подогрев следует осу щсствлять со стороны соединения, подлежащего сварке в перву ю очередь.

В случае понижения температуры окружающего воздуха в процессе сварки ниже минимально допустимого значения работы по сварке соединении следует прекратить после заполнения разделки с одной стороны соединения и выполнения подварочного шва или первого валика с другой стороны соединения Перед сваркой после перерыва в работе следует, если необходимо, провести повторный подогрев или просушку кромок.

2.1.5    Сварка трубопроводов из низколегированной стали. трубопроводов главного паропровода, а также трубопроводов. работающих при температуре более 350 С. должна пронзвод»ггься при температуре не ниже 0 С.

2.1.6    Конструктивные требования к сварным швам, обеспечивающие прочность сварных соединений, изложены в соответствующих частях Правил.

2.1.7    Разделка кромок деталей под сварку должна пронзвод1гться в соответствии со стандартами или по чертежам, одобренным Регистром.

2.1.8    Подготовка кромок под сварку должна производиться способами, обеспечивающими удовлетворение требований Правил к сварным соединениям.

2.1.9    Свариваемые кромки деталей должны быть очищены от масла влаги, окалины. ржавчины, краски и других загрязнений. Допускается сварка стазьных деталей, покрытых грунтом, без удаления последнего: в этом случае rpyirr должен быть допущен Регистром после испытаний в соответствии с 6.5.4.3 части XIII «Материалы».

2.1.10    Последовательность сварки конструкций должна быть такой, чтобы нс возникали чрезмерные остаточные напряжения и деформации.

2.1.11    Если необходим подогрев деталей перед сваркой, при установлении температуры подогрева должны быть учтены: химический состав металла, способ сварки, толщина свариваемых деталей, уровень напряжений в сварном соединении и условия леалопередачн в конструкции от зоны сварки.

При сварке сложных конструкций температура подогрева должна быть указана в представляемой для согласования Регистром документации.

2.1.12    Сварка и резка под водой, а также сварочные работы на конструкциях, с обратной стороны которых во время сварки находится вода, могут быть допущены по технологическим инструкциям н/или стандартам предприятия, включая методы контроля, применение которых согласовано с Регистром.

2.1.13    При кварке листов, пластин и т.п. в жесткий контур должны быть приняты технологические меры, снижающие напряжения от сварки. Жестким контуром считается замкнутый по периметру вырез, один из размеров которого меньше 60 толщин листов в данном месте. В сложных конструкциях контур может считаться жестким и при больших отношениях размеров выреза.

2.1.14    Правка конструкций может производиться только в ограниченном обл>еме. Допускается правка тепловая с механическим воздействием и без него При этом повреждения поверхности шва или листа не допу скаются. Температура нагрева при тепловой правке не должна превышать 650 С. но в любом случае нагрев не должен приводить к структурным изменениям в металле.

2.1.15    Термическая обработка после сварки требу ется в тех слу чаях, когда необходимо у странение остаточных напряжений.

Вид термической обработки устанавливается предприятием в зависимости от свойств материала и согласовывается с Регистром.

2.1.16    Сварка деталей, изготовленных холодной гибкой из судостроительной стали, допу скается без термической обработки, если внутренний радиус изгиба соответствует стандартам. При отсутствии таких стандартов он должен быть не менее трех толщин листа

2.1.17    Сварочные материалы с контролиру емым содержанием водорода в наплавленном металле должны храниться и перед употреблением подвергаться прокаливанию согласно рекомендациям изготовителя

X1V-9

2.2 СВАРКА КОРПУСОВ СУДОВ И СУДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

2.2.1    Сборка деталей должна производиться таким образом, чтобы напряжения, возникающие при сборке и последующей сварке, были по возможности наименьшими. Работы по прихватке должны выполняться только лицами, имеющими соответствующую квалификацию. Прихватки долж-ны выполняться сварочными материалами тех категорий, которые требуются для сварки конструкций. Прихватки не должны иметь дефектов, ухудшающих качество сварных соединений.

Прихватки должны быть проверены на отсутствие трещин пли других дефектов. Если в местах прихватки обнаружены трещины, они должны быть удатены до чистого металла и заварены При сборке должно применяться миниматьнос число временных крепежных детатей. а при их приварке или прихватке должны выполняться указанные выше требования.

Выхваты и другие повреждения основного металла, образующиеся при удалении временных креплений, должны быть ликвидированы заваркой и зачисткой с обеспечением плавного перехода к основному металлу При зачистке величина утонения основного металла не должна превышать допустимых отклонении по толщине листов, регламентируемых стандартами.

На следующих корпусных конструкциях выступающие остатки швов крепежных деталей должны быть удалены с последу ющей зачисткой (при этом допускаются утолщения, нс превышающие допусков на усиление стыковых сварных швов соответствующих констру кций):

.1 на расчетной палубе (листах и продольном наборе, включая непрерывные продольные комингсы грузовых люков);

.2 на днище (листах и продольном наборе);

.3 на бортах.

.4 на ширстреке и скуловом поясе (листах и продольном наборе);

.5 на переборках, ограничивающих цистерны;

.6 на рамном наборе в танках;

.7 на констру кциях, расположенных в районах шггененвной вибрации.

Необходимость зачистки остатков швов временных крепежных деталей на остальных конструкциях устанавливается заказчиком.

2.2.2    При сборке стыковых соединений допу скается взаимное смещение листов до 0.1 толщины листа, но не более 3 мм.

2.2.3    Допускается ремонт подрезов, превышающих значения согласно табл. 3.3.2-1 и 3.3.2-2. заваркой или шлифовкой

2.2.4    Назначение категории сварочных материалов дли сварки конструкций из сталей нормальной и повышенной прочности.

Сварочные материалы должны применяться для сварки стали тех категорий, для которых они в соответствии с табл. 2.2.4 допу щены Регистром. При этом следует ру ководствоваться следующими требованиями:

.1 для выполнения сварных соединений, в которых сталь нормальной прочности сваривается со сталью повышенной прочности, могут применяться сварочные материалы, соответствующие низшей категории из допускаемых согласно требованиям табл. 2.2.4 и настоящего пункта для каждой стали в отдельности (например, в сварном соединении сталей категорий D и Е32 могут применяться сварочные материалы категории 2);

.2 для выполнения сварных соединений, в которых свариваются стали одинаковых уровней прочности, но с разными требованиями по температуре испытаний на ударный изгиб, могут применяться сварочные материалы низшей категории из допускаемых согласно требованиям табл. 2.2.4 для каждой стали в отдельности (например, для сварного соединения сталей категорий D32 и Е32 могут применяться сварочные материалы категории 2Y);

.3 для выполнения сварных соединений из сталей повышенной прочности, а также при сварке стали повышенной прочности со сталью нормальной! прочности должны применяться сварочные материалы с контролируемым содержанием диффузионного водорода согласно табл. 4.23.4.

flfxieiua классификации и постройки морских с\х)ов XIV-10

Таблица 2.2.4

Категория

Сулостроипммия сталь

смрочио!^

матсрихм

нормальной прочности

повышенной прочности

Л

13

1)

Е

.432.

Л36

1)32.

D36

Е32,

F.36

F32.

F36

Л 40

1>*>

К40

140

1. IS. ГГ. 1М. 1ТМ. IV

4

IYS. IYT. IYM. IYTM. IYV

4

+'

2. 2S. ГГ. 2М. 2ТМ. 2V

4

+

2Y. 2YS. 2YT. 2YM. 2YTM. 2YV

4

4

4

4

4

2Y40. 2Y40S. 2Y40T. 2Y40M. 2Y40TM. 2Y40V

См. 2.2.4 4

4

4

4

4

.3. 3S. ЗТ. ЗМ, ЗТМ. 3V

4

+

4

3Y. 3YS. 3YT. 3YM. 3YTM. 3YV

4

4

4

4

4

3Y40, 3Y40S. 3Y40T. 3Y40M, 3Y40TM. 3Y40V

См. 2.2.44

4

4

4

4

4

4

4Y, 4YS. 4YT. 4YM. 4YTM. 4YV

4

4-

+

+

4

4

+

-

4Y40. 4Y40S. 4Y40T. 4Y40M. 4Y40TM. 4YV

См. 2.2.4 4

4

4

4

+

4

4

4

4

5Y40. 5Y40S, SY40T, 5Y40M. 5Y40TXI. 5Y40V

См. 2.2.4 4

4

+

4

+

4

4

+

*•

‘См. 2 2 4.5.

Применение для этих целей сварочных материалов с неконтролируемым содержанием диффузионного водорода возможно только по разрешению Регистра для сталей с углеродным эквивалентом (см. 3.2.2 части XIII «Материалы»)    0.41    после    проведения    испытании    по

одобренном Регистром программе:

.4 применение для сварки сталей нормальной прочности категорий А, В. D. Е сварочных материалов, полу чивших одобрение для соответствующих категорий сталей А40. D40. Е40 и/нли F40, возможно только для конкретных марок сварочных материалов при предоставлении положительных результатов необходимых испытаний, выполненных в соответствии с одобренной Регистром программой:

.5 применение для сварки сталей повышенной прочности сварочных материалов категории 1YS. IYT, IYM. IYTM. 1YV допускается только для соединений с толщиной металла до 25 мм включительно:

.6 сварочные материалы, выбранные по табл. 2.2.4. могут быть назначены также и для сварки иной, чем предусмотрено указанной таблицей стали, если по механическим свойствам и химическому составу эта стать эквнватентна стали, для которой был одобрен данный сварочный материал:

.7 электроды с рутиловым покрытием не должны применяться для сварки следующих соединений:

монтажных стыков между секциями.

всех стыков и пазов ледового пояса наружной обшивки,

стыков балок продольного набора.