Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

93 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила технической эксплуатации содержат все требования, предъявляемые действующими Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах к подъемным установкам на проходке стволов, регламентируют требования и указания по всем параметрам скоростного режима, подъемным сосудам, прицепным устройствам, направляющим рамкам, копрам и копровым шкивам, лядам, машинному залу и т.п.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Подъемные машины

     1. Типы машин

     2. Тормоза

     3. Контрольно-измерительная аппаратура и защитные блокировочные устройства

     4. Система привода

     5. Персонал, отвечающий за эксплуатацию подъемной машины

Глава 2. Машинный зал

Глава 3. Управление машиной

     1. Скоростной режим

     2. Спуск - подъем людей и грузов

     3. Зазоры между направляющими рамками и раструбами полков

Глава 4. Меры предосторожности при обслуживании электрического оборудования подъема

Глава 5. Канаты

Глава 6. Подъемные сосуды

Глава 7. Прицепные устройства

Глава 8. Направляющая рамка и рамколовители

Глава 9. Проходческие копры и копровые шкивы

     1. Проходческие копры

     2. Копровые шкивы

Глава 10. Сигнализация

Глава 11. Ревизии подъемных установок

Глава 12. Ответственность за нарушение «Правил технической эксплуатации подъемных установок при проходке вертикальных стволов шахт»

Приложение 1. Инструкция для машинистов шахтных подъемных установок на проходке вертикальных стволов

Приложение 2. Инструкция для механиков и электрослесарей подъемных установок на проходке вертикальных стволов

Приложение 3. Ревизии подъемных установок

Приложение 4. Книга записи осмотра подъемной установки

Приложение 5. Книга записи осмотра подъемных канатов и их расхода

Приложение 6. Книга приема и сдачи смен

Приложение 7. Паспорт проходческой бадьи

Приложение 8. Паспорт прицепного устройства

Приложение 9. Паспорт проходческого копра

Приложение 10. Паспорт копрового шкива

Приложение 11. Перечень документов, которыми должна быть снабжена проходческая подъемная установка при сдаче ее в эксплуатацию

Приложение 12. Обязательство

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

19.05.1960УтвержденГосгортехнадзор УССР
РазработанУкрНИИОМШС
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЛАНОВАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ УССР УКРАИНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ И .МЕХАНИЗАЦИИ ШАХТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА УкрНИИОМШС

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК ПРИ ПРОХОДКЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТВОЛОВ ШАХТ

ГОСГОРТЕХИЗДАТ 1961

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЛАНОВАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ УССР УКРАИНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ ШАХТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА УкрНИИОМШС

Утверждено Госгортехнадзором УССР 19 мая I960 г.

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК ПРИ ПРОХОДКЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТВОЛОВ ШАХТ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ Москва 1961

Машинисты персонально утверждаются главным инженером шахты и ежегодно проходят всестороннее медицинское освидетельствование.

ГЛАВА II

МАШИННЫЙ ЗАЛ

§ 20. Входные двери и окна машинного зала должны открываться наружу. Проходы для обслуживающего персонала должны быть шириной не менее 1 м.

§ 21. Все ямы, переходы и мостики должны быть ограждены перилами высотой не менее 1 м. Все вращающиеся и перемещающиеся части машины должны иметь ограждение.

Если ограждение не прикрывает выступающие вращающиеся или перемещающиеся части, то они должны быть взяты в соответствующие обоймы.

§ 22. Температура машинного зала должна быть летом не выше 25°, зимой не ниже 16° и поддерживаться центральным или печным отоплением с топкой, расположенной вне здания.

Проемы для прохода канатов должны быть укрыты по всей ширине брезентовыми парусами из отдельных полос по высоте.

§ 23. При больших тепловыделениях от пусковых сопротивлений и электродвигателя машинный зал должен быть оборудован пентиляиией и установкой для охлаждения пусковых сопротивлений и двигателей.

§ 24. Машинный зал должен иметь постоянное и резервное освещение. Резервное освещение должно быть независимым от общешахтной осветительной сети. Норма освещенности должна быть не менее 50 люкс по отношению к плоскости пола.

§ 25. Здание подъемной машины необходимо содержать в чистоте. За порядок в здании отвечает машинист, за освещение и отопление — слесарь подъема.

§ 26. В здании подъема в доступных местах должны быть:

а)    огнетушители: два в подвальной части, два в машинном зале:

б)    два металлических ящика емкостью 0,2 м3 с песком и два закрывающихся металлических ящика для отработанных обтирочных материалов.

§ 27. Внутри здания подъема на видном месте должна быть вывешена табличка с надписью «Курить запрещается». Снаружи входных дверей должна быть табличка «Вход посторонним воспрещается».

§ 28. В здании подъемной машины должны находиться:    ком

плект тормозных колодок пластмассовых или деревянных (из вербы, липы, осины), комплект запасных частей, инструментов, смазочные и обтирочные материалы.

Подъемы на проходке с двигателями одинаковой характеристики

Ю

должны иметь в одном из зданий этих подъемов не менее одного полностью подготовленного к замене двигателя.

В машинном зале для каждой подъемной установки должны находиться следующие документы:

1)    паспорт подъемной машины и редуктора;

2)    акт сдачи подъемной машины в эксплуатацию;

3)    лабораторные документы по наладке подъемной установки;

4)    детальная схема тормозной системы;

5)    принципиальная и исполнительная электрические схемы;

6)    инструкция по уходу и эксплуатации за подъемной установкой;

7)    книга записи результатов осмотра подъемной установки;

8)    книга записи осмотра подъемных канатов и их расхода;

9)    книга приема и сдачи смен;

10)    графики осмотров и ремонтов подъемной установки;

11)    таблица применяемых сигналов;

12)    фамилия лица, ответственного за спуск и подъем людей;

13)    правила оказания первой помощи при поражении электрическим током;

14)    исполнительная система маслосмазки.

Схема тормозного устройства, принципиальная и исполнительная электрические схемы, инструкция для машиниста, графики осмотра и ремонта должны быть вывешены в рамках под стеклом.

На специальной стойке должна быть вывешена схема — разрез проходимого ствола с размещенными в нем полками (натяжным и подвесным) и расчетная диаграмма скорости, заменяемая ежедекадно новой по мере углубки ствола.

ГЛАВА III

УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОЙ

1. Скоростной режим

§ 29. Максимальная скорость проходческого подъема в пределах, допускаемых § 30, должна в каждом конкретном случае рассчитываться с условием обеспечения потребной производительности проходческого подъема для проектной глубины ствола.

§30. Скорость движения бадей по направляющим для чисто грузовых подъемов не должна превышать величины, определяемой из выражения

v = \ • 0,8 VU = 0,53 / Я, м/сек,

и

где Н — конечная высота подъема, м; v — наибольшая скорость, м/сек.

При подъеме и спуске людей в бадьях по направляющим наибольшая скорость не должна превышать величин, указанных в табл 1

Таблица 1

Конечная высота подъема, м.....

20

30

40

50

75

100

200

300

400 и более

Наибольшая скорость, м/сек ....

1,2

1,4

1,7

1,9

2,3

2,7

3,5

3,8

4,0

Наибольшие скорости движения для промежуточных высот подъема, которые не указаны в таблице, необходимо определять путем линейной интерполяции.

Спуск людей и грузов одноконцевыми подъемами производить с применением электродинамического торможения.

При этом схема управления подъемной установки должна предусматривать воздействие на аварийный тормоз в случае нарушения динамического торможения.

§ 31. Движение бадей без направляющих канатов допускается только на расстоянии не более 20 м от забоя.

При применении проходческих агрегатов и погрузочных машин на проходках вертикальных стволов это расстояние может быть увеличено до 40 м. Причем скорость движения грузовых бадей на этом участке не должна превышать 2 м/сек, а при подъеме и спуске, людей — 1 м/сек.

§ 32. Спуск бадьи на забой ствола на подвесной или натяжной полки обязательно производить с выдержкой их за 5 ж до посадки, § 33. Подъем бадей с забоя ствола, с подвесного или натяжного полков производить только после их успокоения и оборки дна и боков от приставших кусков породы или других предметов, для чего бадья должна быть-поднята на высоту 1,5—2 м от отметки забоя или настила полков и успокоена, после чего может производиться дальнейший подъем.

§ 34. Скорость движения бадей в периоды посадки после выдержки и подъема для успокоения, а также р периоды напуска и выборки напуска каната не должна превышать 0,3 м/сек.

§ 35. При подходе бадей к раструбам натяжного и подвесного полков замедление должно осуществляться таким образом, чтобы еще за 1,5 м до раструбов скорость движения бадей не превышала:

1 м/сек — при проходе подвесного полка 0,6 м/сек — при проходе натяжного полка.

§ 36. Паузу на успокоение бадьи необходимо принимать в пределах 5—10 гек в зависимости от емкости бадьи и ее расположения относительно центра забоя при нагрузке.

Пауза на выдержку бадьи перед посадкой на забой зависит от положения рабочих механизмов забоя в момент приема бадьи и можно принимать в пределах 5—7 сек, но не менее 3 сек.

§ 37. Наибольшая скорость движения бадей между натяжным и подвесным полками определяется из выражения

Эта скорость может равняться максимальной скорости подъемной машины, но не должна превышать 6 м/сек.

Обозначения в формуле:

а — ускорение или замедление на данном участке, м/сек2; h — путь движения бадьи между натяжным и подвесным полками, м;

v„ — скорость движения бадьи через подвесной полок, м/сек;

v„ — скорость движения бадьи через натяжной полок, м/сек.

Скорость прохода бадей через ляды нулевой рамы не должна превышать 2,0 м/сек.

§ 38. Величины ускорения и замедления не должны превышать 0,75 м/сек.

§ 39. При спуске или подъеме людей высота переподъема для проходческого подъема должна быть не менее 4 м. При положении бадьи на отметке нулевой площадки ляды верхней приемной площадки должны быть открыты. При этом высотой переподъема следует считать высоту, на которую может свободно подняться бадья от нулевой площадки до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива.

При разгрузке бадьи с породой высота переподъема должна быть не менее 2,5 м; при этом высотой переподъема следует считать высоту, на которую может свободно подняться бадья, от верхней приемной площадки до соприкосновения верхнего жимка каната с ободом направляющего шкива.

При осмотре ствола скорость движения бадьи должна быть не более 0,3 м/сек; при спуске взрывчатых материалов — не более 1,0 м/сек.

2. Спуск—подъем людей и грузов

§ 40. Спуск — подъем людей и грузов в бадьях и грузов на подъемном канате без бадьи производить под наблюдением рукоятчиков, стволовых и ответственного лица, выделенного из числа надзора и проведенного приказом по шахте. В часы спуска и подъема смены, кроме сменного машиниста, в здании подъема должен находиться подменный машинист.

§ 41. К работе в качестве рукоятчиков и стволовых могут быть допущены лица, имеющие стаж работы на шахте не менее б месяцев,

прошедшие специальное обучение по программе, утвержденной шахтостроительным комбинатом (или отраслевым управлением совнархоза) и сдавшие экзамен на право работать по этой специальности.

§ 42. Обязанности рукоятчика и стволового определяются специальными инструкциями, утвержденными главным инженером шахтопроходческого (шахтостроительного) треста.

§ 43. При приеме —сдаче смены сдающий рукоятчик (стволовой) обязан сообщить принимающему о всех замеченных им неполадках или неисправностях и о принятых мерах для устранения обнаруженных дефектов.

§ 44. Рукоятчик, принимающий смену, обязан проверить исправность сигнализации средств связи с машинистом подъемной машины и с проходчиками, прицепные устройства, ляды с механизмами открывания их и предохранительные зонты направляющих рамок.

§ 45. О всех замеченных неисправностях рукоятчик обязан немедленно сообщить начальнику проходки или горному сменному мастеру.

§ 46. Если при осмотре будут обнаружены неисправности в оборудовании, угрожающие опасностью, то до их устранения рукоятчик не имеет права производить операции по спуску — подъему грузов.

§ 47. У рабочего места рукоятчика должны быть вывешены:

а)    таблица сигналов;

б)    расписание подъема и спуска смен с указанием максимального количества людей, одновременно спускаемых или поднимаемых в бадье;

в)    фамилия лица, ответственного за спуск — подъем людей.

§ 48. Рукоятчик должен передавать сигналы машинисту подъемной машины:

а)    при подъеме людей или грузов — только после получения сигнала от стволового о подъеме;

б)    при спуске людей или грузов — после того, как все требования для посадки людей или загрузки бадьи будут выполнены.

§ 49. При спуске и подъеме людей и грузов в бадьях необходимо соблюдать следующие требования:

а)    посадка людей для спуска в ствол должна производиться только с нижней (нулевой) приемной площадки при закрытых лядах;

б)    количество людей, допускаемых к посадке, не должно превышать:

для бадей емкостью 1,0    м1 — 4    чел.

То же    1,5*    — 5    »

»    2,0    »    — 6    »

»    2,5    »    — 8    »

в) запрещается посадка в бадьи и выход людей из них, погрузка материалов и инструментов в бадьи и выгрузка их них после сиг-14

нала о подъеме или спуске, переданного рукоятчиком машинисту подъемной машины;

г)    запрещается выход из бадьи до полной остановки ее и закрытия ляд;

д)    запрещается посадка в бадью рабочих без лампы, каски и самоспасателя;

е)    запрещается посадка людей в бадьи и выход из них, погрузка материалов и инструментов в бадьи и выгрузка из них при раскрытых лядах или других проемов на нулевой раме;

ж)    запрещается подниматься или спускаться в ствол, стоя или сидя на борту бадьи, а также в загруженной бадье;

з)    при спуске и подъеме в бадье нескольких человек они должны стоять спиной друг к другу, лицом к борту бадьи;

и)    запрещается при движении бадьи выставлять за ее борт: голову, руки, одежду или предметы, опускаемые одновременно с людьми;

к)    при спуске — подъеме взрывника с ВМ запрещается посадка в бадью других лиц;

л)    материалы и инструмент, спускаемые в бадье, выступающие над ее бортами, должны быть прочно привязаны к прицепному устройству бадьи.

§ 50. При спуске — подъеме материалов, оборудования и прочего на подъемном канате без бадьи необходимо соблюдать следующие правила:

а)    длинномерные материалы и части оборудования, сегменты временной крепи, расстрелы, проводники и прочие должны быть подвешены к прицепному устройству при помощи серег или цепей с тщательной проверкой надежности их закрепления.

Длинномерные предметы должны быть связаны так, чтобы размер их в поперечном сечении не превышал 0,75 наименьших размеров раструбов. Если размер поперечного сечения длинномерных предметов превышает 0,75 размера наименьшего размера раструбов, у бадьевых проемов должны быть поставлены сопровождающие. Скорость движения длинномерных предметов в раструбах не должна превышать 0,3 м/сек;

б)    о спускаемых громоздких материалах и предметах рукоят-чик обязан предупредить машиниста подъема по переговорной трубе или телефону;

в)    спуск тяжелого и громоздкого оборудования должен производиться под наблюдением механика проходки и горного мастера. 1

туривающими балками проемов для ляд на нулевой и разгрузочной площадках должен быть не менее 100 мм.

§ 53. При применении самоопрокидных бадей зазоры между роликами бадьи и стенками раструбов на натяжном полке должны быть не менее 20 мм.

ГЛАВА IV

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПОДЪЕМА

§ 54. Персонал, обслуживающий устройства высокого напряжения, должен хорошо знать правила безопасности, специальные правила применительно к занимаемой должности и выполняемой работе и иметь удостоверение на право работы при высоком напряжении.

§ 55. Выводы обмоток и кабельные воронки электродвигателей должны быть надежно закрыты ограждениями, снимать которые во время работы двигателя воспрещается.

Вращающиеся части двигателя (контактные кольца, шкивы, муфты и открытые части валов) должны быть также надежно ограждены для защиты обслуживающего или проходящего вблизи них персонала.

§ 56. В машинном зале должен быть заземляющий контур, к которому должны быть подсоединены все металлические части электрооборудования, нормально не находящиеся под напряжением, но которые могут оказаться под ним в случае повреждения изоляции.

В отношении заземления должны соблюдать следующие правила:

1.    Запрещается применение штырей в качестве заземлителей.

2.    Общее переходное сопротивление сети заземления, измеренное у наиболее удаленных от главных заземлителей, не должно превышать 4 ом.

3.    Ежесменно дежурный электрослесарь должен производить наружный осмотр состояния защитных заземлений. В случае замеченной неисправности заземления подъемная установка должна быть немедленно отключена до приведения заземления в исправное состояние.

4.    Перед включением вновь смонтированной подъемной установки должны производить измерение сопротивления заземления общего контура и каждого токоприемника в отдельности. Осмотр всей заземляющей сети и измерение общего сопротивления заземляющей системы должны производить не реже одного раза в месяц. Результаты осмотра и измерений заземления должны заносить в Книгу осмотра и измерения заземления.

5. Производить какие-либо работы на заземлении при включенном двигателе запрещается.

§ 57. У высоковольтного распределительного устройства служащего для включения подъемного двигателя, должны находиться деревянные решетки на высоковольтных изоляторах или высоковольтные резиновые коврики.

Включение и выключение, а также прочее обслуживание по эксплуатации высоковольтных распределительных устройств должны производить в проверенных на прочность перчатках и ботах, предназначенных для работы при высоком напряжении. Боты и перчатки должны проверять каждые 6 месяцев.

§ 58. Никаких работ в цепях работающего высоковольтного электродвигателя и его аппаратуре производить не разрешается.

§ 59. В отдельных случаях, как исключение, в цепях работающего высоковольтного электродвигателя и его аппаратуры работы могут производиться только в присутствии механика проходки при соблюдении мероприятий по безопасному ведению работ, утвержденных главным механиком треста.

§ 60. Работы в цепях высоковольтных двигателей и пусковом оборудовании можно вести только при отключенном электродвигателе с соблюдением общих правил работ в устройствах высокого напряжения.

При производстве работ на электродвигателе или подъемной машине, работающей от этого электродвигателя, последний должен быть остановлен, а на привод его масляного выключателя должен быть повешен плакат: «Не включать — работают люди».

Кроме этого, необходимо отключить кабели, через которые питается высоковольтное распределительное устройство.

Категорически воспрещается производить работы в цепях высоковольтных подъемных электродвигателей без отключения масляного выключателя, только с отключенным реверсором.

Запрещается также работать в высоковольтных распределительных устройствах, в которых имеются части, находящиеся под напряжением, при этом кабели, через которые подается напряжение на щиты распределительного устройства, должны быть надежно заземлены.

§ 61. Подача напряжения на щиты высоковольтного ящика (распределительного устройства) и электродвигатель до полного окончания работ (для испытаний) разрешается только после получения от производителя работ письменного заявления о том, что все работники бригады перед подачей напряжения предупреждены.

§ 62. Работы по наладке, испытанию и ремонту высоковольтного реверсора разрешается производить только после отключения кабеля, по которому подается напряжение на реверсор от масляного выключателя и выполнения всех мер безопасности, как это предусматривается для подъемного электродвигателя, а также после

2 1397    17

отключения рубильника на щите низкого напряжения, через который питается аппаратура цепей управления.

§ 63. Работы на магнитных станциях, распределительных щитах, сборках и электрических проводках низкого напряжения производятся не менее чем двумя лицами. Шины и оборудование должны быть отключены.

У низковольтных токоприемников (магнитных станций, распределительных щитов, у сборок, под ногами машиниста подъемной машины) должны находиться резиновые коврики.

Обслуживание цепей низкого напряжения при включенном напряжении, а также управление подъемной машиной должны производить в испытанных на пробой резиновых перчатках.

§ 64. Для предупреждения ошибочного включения в отключенный рубильник или автомат прокладывают миканит и вывешивают плакат: «Не включать — работают люди».

§ 65. Раздвижные ключи, плоскогубцы, отвертки и прочий инструмент должны иметь изолированные рукоятки. Рукава одежды должны быть застегнуты или завязаны, надеты калоши и головные уборы. При замене предохранителей необходимо надеть защитные очки.

§ 66. При работе в цепи динамического торможения необходимо отключить разъединитель динамического торможения для обеспечения видимого разрыва между цепями высокого напряжения и постоянного тока.

Рубильник на низковольтном щите фидера, питающего генератор динамического торможения, должен быть отключен и на нем вывешен плакат: «Не включать — работают люди».

§ 67. Измерение сопротивления изоляции мегометром при испытании электрического оборудования должны производить только квалифицированные лица, прошедшие инструктаж по измерению сопротивления. При измерениях на высоком напряжении обязательно присутствие второго лица, имеющего электротехническую квалификацию.

Все измерения сопротивления изоляции какой-либо части электроустановки разрешается производить только после того, как эта часть полностью отключена. Производящий измерение должен расположиться так, чтобы исключалась возможность случайного прикосновения его или провода прибора к частям установки, находящимся под напряжением.

Проводники, предназначенные для подключения прибора при измерениях, должны иметь резиновую изоляцию.

§ 68. Все измерения переносными приборами, за исключением измерений специальными приборами, должны производиться на стороне низкого напряжения через измерительные трансформаторы.

§ 69. Присоединение и отсоединение приборов разрешается производить лицам, имеющим квалификацию не ниже техника; присоединение и отсоединение измерительных приборов, требующих разрыва цепи высокого напряжения (амперметры, трансформаторы 18

тока и др.), должны производить при полном отключении тех элементов сети, к которым присоединяются приборы.

§ 70. Протирку оборудования производить только при отключен ном напряжении.

ГЛАВА V

КАНАТЫ

§ 71. Выбор и эксплуатацию проходческих подъемных канатов необходимо осуществлять в строгом соответствии с правилами безопасности и указаниями, приведенными ниже.

§ 72. Для шахтных проходческих подъемных машин с цилиндрическими барабанами должны применять стальные некрутящиеся канаты закрытой конструкции, трехграннопрядные и с линейным касанием. Для бобинных подъемных машин применять плоские стальные канаты по ГОСТ 3091-55 и 3092—55.

§ 73. Канаты проходческих подъемных установок должны иметь при навеске запас прочности не ниже 7,5, как для грузо-людских подъемных установок. Запас прочности каната определяется как отношение суммарного разрывного усилия всех проволок каната к расчетной статической нагрузке. Проволоки, не выдержавшие испытания на разрыв или перегиб, в расчет суммарного разрывного усилия не принимаются.

§ 74. Расчетная статическая нагрузка подъемного каната складывается из веса подъемного сосуда с прицепным устройством, направляющей рамки, максимального груза и каната длиной от точки схода его с копрового шкива до проектной глубины проходимого ствола.

Максимальный вес груза рассчитывать как сумму весов разрыхленной породы и воды.

Вес разрыхленной породы рассчитывать по ее удельному весу в массиве с учетом крепости по шкале проф. М. М. Протодьяконова и коэффициента разрыхления.

Вес воды рассчитывать с учетом заполнения ею 50% пустот разрыхленной породы. Коэффициент заполнения бадьи породой принимать равным 1.

§75. Перед навеской подъемные и направляющие канаты должны быть испытаны на канатноиспытательной станции.

§ 76. Для испытания каната отрезается его конец длиной не менее 1,5 м. Для повторных испытаний каната отрезается кусок над последним жимком запанцировки длиной 1,5 м. Каждый образец каната, направляемый на испытание, должен быть снабжен копией заводского паспорта, заверенного шахтой, и дощечкой или металлическим ярлыком, прикрепленным к канату проволокой. На ярлыке должны быть ясно указаны: трест, шахта, номер и назначение 2*    19

подъема, канат правый или левый, заводской номер каната, диаметр каната, конструкция каната, даты навески, отрубки и отправки каната на испытание. Отрезка каната для испытания автогеном или электросваркой, как правило, не допускается. В отдельных случаях при отрезке автогеном или электросваркой необходимо отрубить не менее 250 мм от конца отреза. Оба конца каждого образца должны быть надежно обвязаны проволокой.

Канатноиспытательные станции должны наносить на ярлыке номер испытываемого каната, даты егополучения и испытания, а также данные о канате и проволоках, если они по результатам испытаний расходятся с данными, указанными предприятиями.

Отрезок каната перед испытанием должен быть осмотрен, при этом данные о всех обнаруженных дефектах (обрыве, спайке, деформировании проволоки, ржавлении и др.) заносят в свидетельство об испытании каната.

§ 77. Канаты, снятые с подъемных машин из-за недостаточной длины, могут быть использованы на проходках других стволов с обязательным прохождением испытаний.

§ 78. Снятые с подъемных машин канаты, не выдержавшие повторных испытаний, могут быть использованы в качестве направляющих канатов и для подвески проходческого оборудования после положительных результатов их испытания как грузовых.

§ 79. Каждая проволока вновь навешиваемого каната должна быть испытана на разрыв и перегиб в соответствии с действующими ГОСТами. Проволока грузо-людского проходческого каната должна быть марки В.

§ 80. При повторных испытаниях подъемных канатов нормы гибкости проволок допускается принимать по марке 1.

§ 81. Новый канат подъема должен быть забракован, если в нем при испытании перед навеской суммарная площадь поперечного сечения проволок, не выдержавших испытаний на перегиб и разрыв, составляет 6%.

§ 82. Свидетельства первичных и повторных испытаний каната сохраняются на шахтах в течение всего срока службы каната. После снятия каната все свидетельства об испытании с отметкой дат навески и снятия, а также причины снятия подлежат возврату на канатноиспытательную станцию.

§ 83. Канат подъема должен быть снят и заменен другим, если при повторном испытании его запас прочности окажется ниже шестикратного.

Канаты должны также снимать, если суммарная площадь проволок, не выдержавших повторного испытания на разрыв и перегиб, достигнет 25% общей площади поперечного сечения всех проволок каната.

§ 84. Запрещается на подъемах навешивать или продолжать работу канатами с порванными, выпученными или запавшими прядями, с узлами, «жучками» и счаленными канатами, а также ка-20

Правила технической эксплуатации подъемных установок при проходке вертикальных стволов шахт утверждены Госгортехнадзором УССР в качестве обязательного руководства для инженерно-технического и обслуживающего персонала, отвечающего за указанное оборудование на строительстве шахт.

Правила технической эксплуатации состоят из собственно правил (158 параграфов) и приложений к ним.

В приложения входят: инструкция для машинистов, инструкция для механиков и электрослесарей, раздел ревизий подъемных установок и образцы технической документации к проходческим подъемным установкам.

Правила технической эксплуатации содержат все требования, предъявляемые действующими Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах к подъемным установкам на проходке стволов, регламентируют требования и указания по всем параметрам скоростного режима, подъемным сосудам, прицепным устройствам, направляющим рамкам, копрам и копровым шкивам, лядам, машинному залу и т. п.

В электрической части Правил технической эксплуатации помещены общие требования по эксплуатации электрооборудования проходческих подъемных установок и указания по мерам предосторожности при обслуживании электрооборудования.

Инструкция для машиниста содержит правила приема — сдачи смены, управления подъемной машиной при спуско-подъемных операциях, правила ухода и надзора за узлами машины и смазки ее во время смены, правила перестановки барабанов.

В инструкции для механика и электрослесаря приведены описания возможных неисправностей в различных узлах подъемной машины и всего электрооборудования и изложены меры их устранения.

Объем, описание и сроки ревизий подъемных установок устанавливаются применительно к продолжительности проходки стволов и сопровождаются сводной таблицей.

Правила технической эксплуатации подъемных установок при проходке вертикальных стволов шахт разработаны Украинским научно-исследовательским институтом организации и механизации шахтного строительства (УкрНИЙОМШС) при участии треста Ста-линшахтопроходка.

В составлении правил участвовали ст. научные сотрудники УкрНИИОМШСа О. С. Докукин, И. И. Левиков, И. В. Тарасов, С. С Ткачев и главный механик треста Сталиншахтопроходка А. А. Марков. Руководил разработкой правил И. И. Левиков.

Правила рассмотрены заинтересованными организациями: трестами Сталиншахтопроходка, Луганскшахтопроходка, Кривобасс-шахтопроходка, комбинатом Укрзападшахтострой, Госпланом УССР, ГНТК УССР, Госгортехнадзором УССР.

Изменения и дополнения настоящих правил, вытекающие из необходимости практики и дополнительных требований Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах, обусловленных развитием и усовершенствованием техники, вносит УкрНИИОМШС по согласованию с Госгортехнадзором УССР.

ГЛАВА!

ПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ

1. Типы машин

§ 1 На проходках вертикальных стволов подъемные установки оборудуют двухбарабанными и однобарабанными подъемными машинами с цилиндрическими барабанами, а также бобинными машинами.

§ 2. Стволы при проходке могут быть оборудованы постоянными подъемными машинами, которые остаются после окончания строительства шахты для ее эксплуатации, и временными, установленными только на период проходки стволов.

§ 3. Угол отклонения (девиации) струны каната на направляющих шкивах и барабанах не должен превышать ГЗО'.

§ 4. Барабаны подъемных машин должны футеровать деревом. Сорта дерева: дуб, вяз» лиственница. Диаметр навивки первого слоя каната футерованных барабанов должен соответствовать ГОСТам 3006—52 и 8021—56. Толщина футеровки должна быть не менее 90 мм и крепиться к барабанам болтами, утопленными в дерево на J/s его толщины и закрытыми хорошо пригнанными деревянными пробками на клею. Болты, крепящие футеровку, должны осматривать еженедельно, ослабевшие — подтягивать, а негодные заменять. Допускается применение нефутерованных нарезных барабанов.

§ 5. В двухбарабанных машинах ступицы одного из барабанов должны быть заклинены на коренном валу при помощи шпонок, ступицы второго барабана свободно насажены на коренной вал. Первый барабан называется «заклиненным», второй — «холостым». Ступицы холостого барабана должны иметь легкосменяемые бронзовые втулки.

2. Тормоза

§ 6. Тормоза подъемных машин должны удовлетворять следующим требованиям:

1. Рабочий и предохранительный тормоза должны иметь независимое управление.

2.    Предохранительный тормоз должен быть обязательно с грузовым приводом.

3.    Рабочий тормоз может быть с грузовым, гидравлическим или пневматическим приводом. При гидравлическом тормозе аккумуляторный бак должен быть заполнен на 75% трансформаторным маслом и на 25% моторным маслом марки Т или машинным маслом марки Л.

4.    Тормозное усилие рабочего тормоза должно изменяться в зависимости от положения рукоятки управления, т. е. рабочий тормоз должен быть регулируемым.

5.    Предохранительный тормоз должен включаться автоматически при обрыве цепи защиты подъемной машины, а также путем нажатия ручной или ножной кнопки предохранительного торможения. Кроме того, для машин типа БЛ-1600 и ПМ-30 должно быть предусмотрено ручное срабатывание тормоза. При срабатывании предохранительного тормоза электроэнергия, питающая подъемный двигатель, должна автоматически отключаться.

6.    Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза не должна превышать 0,5 сек. Под холостым ходом предохранительного тормоза понимают время, протекающее с момента включения тормоза до возникновения тормозного момента (прижатия колодок к ободу).

7.    Усилия рабочего и предохранительного тормоза при одновременном включении не должны складываться.

8.    Исполнительный орган тормоза должен иметь блокировку» не позволяющую работать при зазоре между тормозными ободами и тормозными колодками с угловым перемещением их более 2,5 мм в верхней части и более 2 мм для тормозных колодок с параллельным перемещением последних.

9.    Тормозной момент должен быть не менее трехкратного статического момента вращения при спуске или подъеме расчетного груза для машины.

10.    При перестановке холостого барабана тормозное устройство должно развивать на одном тормозном шкиве тормозной момент, равный не менее 1,2 статического момента одной ветви каната, создаваемого весом сосуда и каната.

11.    При расчете тормозов коэффициент трения между деревянными колодками и ободом следует принимать 0,35.

Управление тормозным устройством и системы передач к нему должны быть устроены таким образом, чтобы при всех возможных повреждениях наступало надежное торможение машины.

12.    При включении предохранительного тормоза должно быть обеспечено замедление системы не менее 1,5 м/сек2 при спуске расчетного груза и не более 5 м/сек2 при подъеме расчетного груза. Всю тормозную систему должен ежесуточно осматривать слесарь по осмотру подъемной машины и заносить результаты в Книгу записи осмотра.

Главный механик стройуправления не реже одного раза в 15 дней должен производить проверку правильности работы аварийного тормоза и всех выключателей против переподъема путем искусственного переподъема при замедленной скорости. Результаты проверки записывать в Книгу записи осмотра подъемной установки.

§ 7. Помимо тормоза на случай регулировки положения барабанов или ремонта тормозного устройства в каждой подъемной машине должно быть предусмотрено специальное стопорное устройство.

При применении барабанов, допускающих дистанционное отсоединение их от вала (с целью регулирования взаимного положения подъемных сосудов), должна быть предусмотрена блокировка, обеспечивающая предварительное застопоривание переставного барабана.

3. Контрольно-измерительная аппаратура и защит ныё блокировочные устройства

§ 8. Подъемные машины и лебедки, работающие по выдаче породы, спуску — подъему людей и материалов, должны быть оснащены аппаратом (указателем глубины), показывающим машинисту положение подъемных сосудов в стволе, подвесного оборудования (подвесные и натяжные полки, проходческие агрегаты) и другие объекты, отметки которых машинисту необходимо видеть по условиям технологии и безопасности работы подъема.

§ 9. Указатель глубины должен иметь автоматический звонок, сигнализирующий машинисту о подходе поднимающейся бадьи к лядам нулевой рамы. Кроме того, при проходке ствола последовательным способом подъемная установка должна иметь концевую защиту, предусматривающую остановку бадей за 5 ж при подходе к рабочему папку во время возведения постоянной крепи.

Сигнал о подходе бадьи к лядам должен подаваться рукоятчику на нулевую площадку, когда бадья находится от ляд на расстоянии:

12

м —

при

максимальной

скорости

подъема

до

2,5

м/сек

15

э

»

»

»

>

4

»

25

»

»

»

»

»

»

6

»

25

>

»

э

»

»

»

8

»

§ 10. Положения подвесного оборудования в стволе, забоя ствола и других объектов, находящихся на пути движения подъемных сосудов, следует наносить мелом на шкале указателя.

Нанесение меток производить аккуратно мягким мелом без порчи окраски шкалы указателя глубины. Стрелки, указывающие отметки бадей, устанавливать так, чтобы верхний срез этой стрелки соответствовал днищу бадьи.

Меловые метки, указывающие отметки подвесного проходческого оборудования и неподвижных объектов, наносят по днищу (при двухконцевом подъеме — по бадье заклиненного барабана) следующим образом:

а)    отметка переподъема — по срабатыванию конечных выключателей на копре и на указателе глубины;

б)    наивысшая допустимая отметка подъема при разгрузке бадей — установкой бадьи на такую высоту, при которой направляющая рамка окажется на 100—200 лш выше ловителей в поднятом их положении;

в)    разгрузочная площадка — установкой бадьи на закрытые ляды разгрузочной площадки;

г)    нулевая отметка — установкой бадьи на закрытые ляды нулевой рамы;

д)    подвесного полка — установкой бадьи у верхней кромки верхнего этажа полка;

е)    натяжного полка — установкой бадьи у верхней кромки раструба этого полка;

ж)    забоя — установкой бадьи на забой перед взрыванием.

При проходческих агрегатах меловые метки наносят в зависимости от количества мест погрузки и разгрузки подъемных сосудов.

Установку стрепки и нанесение меловых меток должен производить машинист подъема по указанию горного мастера.

§11. Перенос отметок забоя ствола на шкале указателя глубины производить: при однобарабанных подъемных машинах — после по-двигания забоя не более чем на 1 м, при двухбарабанных — после каждой перестановки барабана.

§ 12. Перенос отметок подвесного проходческого оборудования (полки, натяжные рамы, агрегаты и др.) производить немедленно после окончания его перестановки.

§ 13. Метки, не пригодные для дальнейшего управления подъемной машиной, должны быть удалены без загрязнения шкалы.

Запрещается наносить какие-либо пометки или риски на указателе глубины наклеиванием бумажных полос или красками.

§ 14. Согласованность положения стрелок, указывающих положение бадьи относительно меток положения оборудования на указателе глубины с действительным расположением его в стволе, должен проверять при сдаче — приеме смены машинист подъема.

15. Указатель глубины должен находиться на таком расстоянии от глаз машиниста, при котором он может видеть всю шкалу.

Масштаб указателя должен быть достаточным для улавливания по его показаниям перемещения стрелки, приходящимся на 1 м пути бадьи, без напряжения зрения.

§ 16. Источник освещения указателя глубины располагать так, чтобы он освещал его шкалу, не затрудняя наблюдения машинисту. Норма освещенности шкалы указателя глубины должна быть не менее 75 люкс. а

§ 17. Каждая подъемная установка должна иметь исправно действующие:

а)    скоростемер — самопишущий указатель скорости движения машины (для машин со скоростью свыше 4 м/сек);

б)    вольтметр и амперметр (при паровых машинах — манометр);

в)    манометры, показывающие давление в тормозной системе сжатого воздуха или масла.

Каждая подъемная установка должна быть снабжена следующими исправно действующими предохранительными устройствами:

а)    концевыми выключателями, установленными на копре и на указателе глубины подъемной машины, выключающими установку и включающими предохранительный тормоз при подъеме бадей на 0,5 м выше нормального положения при разгрузке;

б)    аппаратом, выключающим установку в случае превышения нормальной скорости на 15%;

в)    предохранительным устройством (электрическим или механическим ограничителем скорости), не допускающим подхода подъемного сосуда к лядам нулевой рамы к нормальному верхнему положению со скоростью выше 2 м/сек;

г)    максимальной и нулевой защитой (для электрических подъемных машин), действующей при перегрузке или при отсутствии напряжения;

д)    блокировочным устройством, не позволяющим производить посадку бадьи на забой или проходческие полки без остановки ее для выдержки;

е)    защитой от провисания каната.

4. Система привода

§ 18. В качестве привода проходческих подъемных машин могут служить асинхронные электродвигатели с регулированием скорости при помощи металлических сопротивлений или жидкостных реостатов, а также системы приводов на постоянном токе.

5. Персонал, отвечающий за эксплуатацию подъемной машины

§ 19. Подъемная машина, как и подъемная установка в целом, находится в ведении главного механика шахты, который отвечает за ее безопасную и бесперебойную работу. Ответственность за правильную эксплуатацию подъемной машины, уход и надзор за нею во время ее работы несет дежурный машинист.

Машинистами подъемных машин могут быть назначены пица с общим производственным стажем работы на шахте не менее 3 лет, прошедшие предварительное медицинское освидетельствование, а также обучение, сдавшие квалификационной комиссии экзамен на право управления подъемными машинами и имеющие двухмесячный стаж по управлению подъемной машиной под руководством опытного машиниста.

1

Зазоры между направляющими рамками и раструбами полков

§51. Проемы в полках для пропуска бадей с направляющими рамками должны ограждаться раструбами, имеющими вверху и внизу направляющие конусные части.

§ 52. Размер зазора между бадьей или выступающей частью направляющей рамки и цилиндрической частью раструба или окон-