Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

93 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В инструкции дана методика нормирования расхода и определения потребности подшипников качения на ремонтно-эксплуатационные нужды для угольной промышленности. В ней приведены индивидуальные нормы расхода на ремонт и эксплуатационного оборудования горношахтного, обогатительного и для открытых работ, примеры расчета норм расхода н потребности подшипников качения для разных уровней управления и мероприятия по их экономии. Инструкция предназначена для нормирования расхода и определения потребности подшипников качения при составлении планов материально-технического снабжения, анализа ц контроля расходования материалов. Инструкция является практическим руководством для предприятий и объединений различных бассейнов угольной промышленности.

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Методика нормирования расхода подшипников качения на ремонтно-эксплуатационные нужды для подземного способа добычи и обогащения угля

III. Методика нормирования расхода подшипников качения на ремонтно-эксплуатационные нужды для открытого способа добычи угля

IV. Основные направления по рациональному использованию и экономии подшипников качения

V. Примеры расчета сводных норм расхода подшипников качения для объединения и предприятия

VI. Нормы расхода подшипников качения

VII. Формы для расчета норм расхода подшипников качения

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

12.06.1973УтвержденМинистерство угольной промышленности СССР
РазработанУкрНИИуглеобогащение
РазработанУкрНИИГидроуголь
РазработанВНИИГидроуголь
РазработанДонУГИ
РазработанКНИУИ
РазработанПНИУИ
РазработанПечорНИУИ
РазработанПермНИУИ
РазработанКузНИИ
РазработанНИИОГР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ИНСТРУКЦИЯ

ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ДЛЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ДОНЕЦК—W3

Утверждаю. Заместитель .Министра угольной промышленности СССР В. НИКИТИН 12 июня 1973 г.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО НОРМИРОВАНИЮ РАСХОДА ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ДЛЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ДОНЕЦК-1973

где N — индивидуальная норма расхода подшипников качения на ремонт оборудования в рассматриваемых условиях, шт./ед. год;

Ыром — индивидуальная усредненная норма расхода подшипников качения на ремонт оборудования, рассчитанная по нормативам стойкости, шт./ед. год;

ДР и Дф — длительность межремонтного цикла по расчету согласно нормативам стойкости и фактическая, т. е. в рассматриваемых условиях, мес.;

К — коэффициент длительности межремонтного цикла, равный отношению длительности межремонтного цикла по расчету Др к фактической длительности Дф .

Фактическая длительность межремонтного цикла но каждому виду оборудования для объединения шахт (Дф ) определяется по фактическим ее значениям из паспортов рассматриваемого оборудования или по данным статистической отчетности. При определении фактической длительности межремонтного цикла по данным паспортов оборудования определяется среднее значение возможно большего числа фактических данных, собранных на ремонтных предприятиях или на шахтах за последние 2—3 года.

По данным отчетности фактическая длительность межремонтного цикла определяется по формуле

(2)

п — Qp«fl •

Дф г\ »

Vpcii

где Qраб — среднемесячное число единиц данного вида оборудования, находящегося в работе в среднем за год, шт.;

Qppm — количество единиц данного вида оборудования, прошедшего капитальный ремонт за этот же период, шт.

Данные о фактическом количестве оборудования, находящегося в работе за год, определяются как средние значения по квартальным данным из месячных отчетов (ф. Л'? 25-ТП, 10 раздел) за последние годы.

В месячных отчетах ф. № 25-ТП но комбинатам и Министерству в разделе 10 «Наличие основного оборудования» дан-

ные заполняются только раз в квартал, за последним месяц квартала (на 1 число). В то же время по таким видам оборудования, как проходческие комбайны, породопогрузочные машины и электровозы (без указания по типам) в годовых отчетах (форма № 25-ТП, разд. 14 и 19) имеются данные о фактическом среднемесячном числе работавшего оборудования. По этим видам оборудования можно определять длительность межремонтного цикла, пользуясь годовой (разделы 14 и 19) или месячной (раздел 10) формами № 25-ТГ1.

Полученное по отчетным данным значение длительности межремонтного цикла следует сопоставлять со значением этой величины по паспортам соответствующего оборудования.

При значительном расхождении значений длительности межремонтного цикла по нормативам стойкости и по фактическим данным следует рекомендовать соответствующим организациям (проектировавшим, изготовляющим, эксплуатирующим и ремонтирующим данную машину) разработать мероприятия по доведению фактической длительности межремонтного цикла до расчетной по нормативам стойкости. В зависимости от сроков выполнения этих мероприятий должны быть приняты для расчета норм расхода подшипников качения соответствующие прогрессивные значения длительности межремонтного цикла Дф .

Индивидуальные (объектные) нормы расхода подшипников качения на 251 единицу оборудования для шахт, разрезов и обогатительных фабрик приведены в VI разделе настоящей инструкции.

Индивидуальные нормы расхода подшипников качения-на оборудование, изготовляемое и модернизируемое машиностроительными и рудоремонтными заводами и ЦЭММ угольной промышленности, определяются по проектным данным или заводским нормам расхода.

NpeM Др Qpevi _ NPCM Др Qpa6

12    *    ' ДФ


Р «* NQpa6


(3)


Годовая потребность подшипников качения на ремонт (капитальный, текущий или всего) данного вида оборудования определяется по формуле

где Р — годовая потребность подшипников качения на ремонт данного вида оборудования, шт.;

N — индивидуальная норма расхода подшипников качения на год эксплуатации единицы оборудования в рассматриваемых условиях при принятой длительности межремонтного цикла, шт./ед. год;

Qpae — среднемесячное число единиц данного вида оборудования, находящегося в работе в среднем за год, шт.

Пример. Определение годовой потребности подшипников качения Р для капитального и текущего ремонта комбайнов 1К-52Ш и Л ГД-2.

Исходные данные: индивидуальная норма расхода подшипников качения NpCw для ремонтов комбайнов 1К-52Ш и Л ГД-2 составляет соответственно 58,9 и 40,1 шт./ед. год.

Количество комбайнов 1К-52Ш и Л ГД-2, находящихся в работе, в среднем за год Qpae поданным раздела 10 месячных отчетов ф. №25-ТГ1 но комбинату составляет соответст венно 85 и 37 штук. Длительность межремонтного цикла по расчету ДР составляет для рассматриваемых комбайнов 12 месяцев: фактическая длительность Д ф для комбайнов 1К-52Ш — 10 мес. и Л ГД-2 — 9 мес.

Годовая потребность подшипников качения на ремонты комбайнов составит

1К-52Ш Р - 58,9 Х--Х85-6000 шт.,

Л ГД-2 Р - 40,1 X — X 37 = 1980 шт.

2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ГРУППОВЫХ НОРМ РАСХОДА И ПОТРЕБНОСТИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Групповая норма расхода подшипников качения для машин, установок или оборудования одинакового назначения устанавливается по данным типовых представителей1. В качестве типовых представителей данной группы оборудования принимаются такие их типы, которые имеют наиболее широ-

кое применение в практике и незначительно отличаются по конструкции, условиям эксплуатации и ремонта от остального оборудования, составляющего данную группу.

Групповая норма расхода подшипников на ремонт и эксплуатацию оборудования определяется как средневзвешенное значение норм расхода подшипников типовых представителей для данной группы оборудования по формуле

X Nthii, Qj

Nr •= —-,    (4)

рем    П    ’    ' '

X Q,

1=1

где    — групповая норма расхода подшипников каче

ния на ремонт и эксплуатацию оборудования, шт./ед. год;

NTMfi| — индивидуальная норма расхода подшипников на ремонт и эксплуатацию единицы i-того типового представителя подгруппы оборудования, шт./ед. год;

Oi — количество единиц оборудования в i-той подгруппе, шт.;

i*=l,2,3...П    —    количество    видов    оборудования    в    под

группе.

Годовая потребность подшипников качения на ремонт и эксплуатацию группы оборудования определяется по формуле

Pr~N;cM Qpj6,    (5)

где Рг — годовая потребность подшипников качения на ремонт и эксплуатацию группы оборудования, шт.; Ораб “ общее количество единиц оборудования в группе, находящегося в работе в среднем за год (IQi ), шт.

В тех случаях, когда типовым представителем для данной группы является один тип оборудования, групповая норма расхода подшипников на ремонт и эксплуатацию оборудования N£CM равняется индивидуальной норме расхода подшипников соответствующего типового представителя NTHn

Npt-M = Ntho.

где NTHn — индивидуальная норма расхода подшипников на ремонт и эксплуатацию типового представителя группы оборудования в штуках на год эксплуатации единицы оборудования, шт./ед. год.

Если в группе оборудования нельзя выделить типовые представители из-за значительной разницы в значениях индивидуальных норм расхода подшипников, то групповая норма расхода подшипников определяется как средневзвешенное значение индивидуальных норм расхода подшипников для отдельных типов оборудования, входящих в группу, т. е. по формуле

и

£ Is* рем, Qpart,

Nr     (6)

рем    п    '    /

^ Qpa6j

где N рем, — индивидуальная норма расхода подшипников качения па ремонт i-того типа оборудования, входящего в рассматриваемую группу, шт./ед. год;

Орал, — количество единиц i-того типа оборудования, находящегося в работе в среднем за год, с соответствующей индивидуальной нормой расхода подшипников, шт.; i “ 1,2, 3,... п — количество типов оборудования.

Для отдельных видов оборудования, по которым не разработаны нормативы стойкости и нормы расхода запчастей, нормы расхода подшипников качения могут быть определены по коэффициенту сменности подшипников m другого оборудования, близкого к данному по конструкции и условиям работы,по формуле

NK„ = n ■ т = п^р-,    (7)

где Nr.eM, N'pc* — индивидуальные нормы расхода подшипников качения на ремонт и эксплуатацию соответственно для искомого оборудования и того, по которому разработаны нормативы стойкости, шт./ед. год; п, и' — количество подшипников качения в соответствующем оборудовании, шт.

3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА СВОДНЫХ НОРМ РАСХОДА И ПОТРЕБНОСТИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Сводные нормы расхода подшипников качения на ремонт и эксплуатацию орудий труда для объединения (трест, комбинат, Минугленром и др.) и предприятия определяются на основе индивидуальных или групповых норм расхода подшипников по отдельным видам (группам) орудий труда, исходя из структуры и количества орудий труда, находящихся в работе на начало текущего года путем сквозного расчета годовой потребности в подшипниках качения. При этом определяются:

а)    конкретные объекты ремонта (виды и типы орудий труда) и их количество (в работе) на начало текущего года в разрезе отдельных предприятий (шахты, обогатительные фабрики, сортировки, центральные электромеханические мастерские — ЦЭММ, рудоремонтные заводы и др.) и в целом по данному объединению. Для этого используются данные отчетности по форме *N*9 25-ТП и оперативные данные соответствующих отделов объединения или отдельных предприятий;

б)    годовая потребность в подшипниках качения на все ремонты, принятых для расчета объектов (виды и типы орудий труда), исходя из индивидуальных или групповых норм расхода для соответствующих объектов ремонта и их количества в работе по формуле

п

Pop ^ NpeM, Qpa6,    (8)

где Р0р — годовая потребность в подшипниках качения на ремонт и эксплуатацию орудий труда, шт.;

Npc-м, — индивидуальная или групповая N£CM норма расхода подшипников качения на ремонт и эксплуатацию единицы (группы) i-того оборудования, шт./ед. год;

Ор«л, — количество единиц (групп) i-того оборудования, находящегося в работе на начало текущего года, шт.;

I—1,2,3...п — количество видов и типов (групп) оборудования, принятого для расчета;

В потребность подшипников качения на ремонтно-эксплуатационные нужды включаются также расходы на прочие н\жды эксплуатации (Рпр0ч). которые не учтены при определении потребности на ремонты орудий труда. Например, потребность подшипников качения на изготовление путевых и других роликов, деталей подвесных канатных дорог, бесконечной откатки и др.

Расчет потребности подшипников качения на эти нужды производится по фактическим данным за последние 1—2 года.

Общая годовая потребность подшипников качения на ремонтно-эксплуатационные нужды Рс определяется но формуле

Рс = Pop + Рпроч,    (9)

где Рс — годовая потребность подшипников качения на ремонтно-эксплуатационные нужды объединения или предприятия, шт.;

Рпроч годовая потребность подшипников качения на

прочие нужды эксплуатации для объединения или предприятия, шт.

где Nc Фо. фа

Сводная норма расхода подшипников качения на ремонтно-эксплуатационные нужды для объединения или предприятия в штуках на 1 млн. руб. балансовой стоимости всех основных фондов или только активной части промышленно-производственных фондов и на 1000 т добычи (переработки) угля определяется по формулам

рс

<*>о ’

(Ю)

Рс

фа 1

(П)

рс

' Л ’

(12)

сводные нормы расхода подшипников качения для объединения или предприятия, шт./млн. руб., шт./ЮОО т;

балансовая стоимость всех основных фондов объединения или предприятия и только активной

части промышленно-производственных фондов, млн. руб.;

Д0 — годовая добыча (переработка) угля но объединению или предприятию, тыс. т.

III. МЕТОДИКА НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ НА РЕМОНТНО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НУЖДЫ ДЛЯ ОТКРЫТОГО СПОСОБА ДОБЫЧИ УГЛЯ

Для установления индивидуальных норм расхода подшипников качения все оборудование цикличного действия для угольных разрезов разбито на 4 группы (табл. 1). При этом в каждой группе выделены подгруппы с объекта ми-представителя ми, для которых разработаны индивидуальные нормы расхода подшипников качения.

По оборудованию непрерывного действия (экскаваторы непрерывного действия, транспортно-отвальные мосты) индивидуальные нормы установлены по всем имеющимся типам этого оборудования.

N —

Индивидуальные нормы расхода подшипников качения определяются по данным их расхода на ремонт и эксплуатацию единицы оборудования за межремонтный цикл (период между капитальными ремонтами) и выполненном за цикл объеме работ по формуле

(13)

где N — индивидуальная норма расхода подшипников качения на ремонт и эксплуатацию единицы оборудования, шт./млн. м3, шт./млн. т, шт./ткм, шт./КЮО м;

Рми — расход подшипников качения на ремонт и эксплуатацию единицы оборудования за межремонтный цикл, шт.;

Qm„ — объем работ, выполненный оборудованием за межремонтный цикл, млн. м3. млн. т, ткм, тыс. м.

Индивидуальные нормы расхода подшипников качения па ремонт и эксплуатацию оборудования для открытых работ приведены в разделе VI, табл. 34—38.

Таблица 1

Классификация горнотранспортного оборудования цикличного действия для угольных разрезов

м

Группы

оборудова

ния

* а

Оборудование, входя-

Объекты —представи

групп

шее в подгруппу

тели подгрупп

Экскаваторы

цикличного

1

СЭ-3; ЭКГ-4.6; ЭКГ-4, СЭ-ЗУ; ЭКГ-4У

ЭКГ-4

действия

2

ЭКГ-8; Э-6У; ЭВГ-4И; ЭКГ-8И

ЭКГ-8

3

ЭШ-1; ЭШ-4/40; ЭШ-5/45

ЭШ-4/40

1

ЭШ-6/60; ЭШ-8/60; ЭШ-10/60; ЭШ-10/75; ЭШ-14/65; ЭШ-14/75

ЭШ-6/60

5

ЭШ-15/90; ЭШ-15/90А; ЭВГ-6; ЭВГ 15; ЭГЛ-15

ЭШ-15/90

Электровозы

1

26Е-1; 26Е-2; 26Е-2М

26Е-1

2

2IE-1; 13Е-1; 21Е-1М; ПЭ-150

21E-I

3

EL-1

EL-1

4

EL-2; Д-94М; Д-1000М

EL-2

5

1УКГ1-1; 1У КП-1 А; А-80; ЕД-8Б

1УКГ1-1

Думпкары

1

ВС-95; ВС-100; ВС-105

ВС-100

Буровые

1

СВБК-200

СВБК-200

станки

о

С ВБ-2; БУ-2; БУ-20; УРБ-ЗАМ; УРБ-2А; БС-110/25; УШБТ-М

СВБ-2

3

БСШ-1М; БСШ-2М; 2СБШ-200

БСШ-2М

При этом индивидуальные нормы расхода подшипников качения для экскаваторов цикличного действия и электровозов установлены с учетом горнотехнических условий, которые разделены на 4 группы сложности. Для каждой группы вводится поправочный коэффициент К, учитывающий режим работ и вспомогательные работы для экскаваторов (табл. 39) п условия работы для электровозов (табл. 40).

Годовая потребность подшипников качения на ремонт и эксплуатацию учтенных орудий труда по разрезу определяется по формуле

+j!,p"’    (14>

где PJ — годовая потребность подшипников качения на ремонт и эксплуатацию учтенных орудий труда по разрезу, шт.;

Р[ — годовая потребность подшипников качения на ремонт и эксплуатацию i-топ группы оборудования цикличного действия (экскаваторы цикличного действия, электровозы, думпкары, буровые станки), шт.;

i=l,2,3,...п — количество групп оборудования цикличного действия на разрезе;

Р" — годовая потребность подшипников качения на ремонт и эксплуатацию j-того типа оборудования непрерывного действия (экскаваторы непрерывного действия и транспортно-отвальные мосты), шт.;

j = 1,2,3,... 1 — количество типов оборудования непрерывного действия на разрезе.

Годовая потребность подшипников качения по группе оборудования цикличного действия определяется по формуле

Рг= 2 Nj Qj ,    (15)

J-l

где Pr — годовая потребность подшипников качения для группы оборудования, шт.;

Nj — индивидуальная норма расхода подшипников качения на ремонт и эксплуатацию объекта пред-ставителя j-той подгруппы учтенного оборудования разреза (принимается по табл. 34—37 с учетом поправок на горнотехниче ,кие условия по табл 39 и 40), шт./млн. м3, шт./млн. т, шт./млн. ткм, шт./ЮОО м;

Qj — плановый годовой объем работы по j-той подгруппе оборудования в соответствующих единицах измерения, млн м3, млн. т.. млн. ткм. 1000 м: j-l, 2, 3,... m — количество подгрупп в данной группе.

В инструкции дана методика нормирования расхода и определения потребности подшипников качения на ремонтно-эксплуатационные нужды для угольной промышленности.

В ней приведены индивидуальные нормы расхода на ремонт и эксплуатацию оборудования горношахтного, обогатительного и для открытых работ, примеры расчета норм расхода и потребности подшипников качения для разных уровнен управления и мероприятия но их экономии.

Инструкция предназначена для нормирования расхода и определения потребности подшипников качения при составлении планов материально-технического снабжения, анализа и контроля расходования материалов.

Инструкция является практическим руководством для предприятий и объединений различных бассейнов угольной промышленности.

В данном втором издании учтены результаты экспериментальной проверки инструкции, изданной в 1970 юду.

Инструкция составлена Донецким научно-исследовательским угольным институтом (канд. тех», наук Дубинский М. И., инж. Сивакс П. X.) на базе научно-исследовательских работ, выполнен, ных но единой методике, составленной ДоиУГИ (головной), институтами угольной промышленности: ДонУГИ, КузНИУИ. КНПУИ, ПермНИУП, НечорИИУИ, ПНИУИ, УкрНИИгидроуголь, ВНИИгид-роуголь. МИИОГР (головной но открытым работам), УкрНИПуг-леобогащепие (головной по обогащению угля).

Годовая потребность подшипников качения на ремонт и эксплуатацию оборудования непрерывного действия определяется по формуле

(16)

Ри = N Q",

где Ри — годовая потребность подшипников качения на ремонт и эксплуатацию оборудования непрерывного действия, шт.;

N — индивидуальная норма расхода подшипников качения на ремонт и эксплуатацию данного типа оборудования непрерывного действия в соответствующих единицах измерения (принимается по табл. 38);

Q” — плановый годовой объем работы оборудования непрерывного действия данного типа в соответствующих единицах измерения.

(17)

Общая годовая потребность в подшипниках качения по разрезу на ремонт и эксплуатацию учтенного и неучтенного оборудования определяется по формуле

Рс = (1 +Кф)Р„р,

где Рс — годовая потребность подшипников качения на ремонтно-эксплуатационные нужды но разрезу, шт.;

Кф — отношение годовой потребности подшипников по неучтенному оборудованию к годовой потребности по учтенному оборудованию. Определяется по фактическим данным за последние 2—3 года.

Сводная норма расхода подшипников качения на ремонтно-эксплуатационные нужды для разреза устанавливается в штуках на 1 млн. руб. балансовой стоимости всех основных фондов, активной части основных фондов и в штуках на 1000 т добычи угля и определяется по формулам

(18)

(19)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Нормы расхода материалов разрабатываются в целях наиболее рационального и экономного использования материальных ресурсов. Они предназначены для:

научно обоснованного текущего и перспективного планирования потребности в материалах;

упорядочения материально-технического снабжения предприятий и их объединений;

организации контроля за рациональным и экономным расходованием материалов;

определения себестоимости продукции или работ по материалам;

определения необходимых производственных запасов и оборотных средств, расчета емкости складов и других целей.

Научно обоснованные нормы расхода материалов должны быть прогрессивными и экономичными. Для соблюдения этого требования нормы расхода должны:

учитывать степень освоения новой техники, внедрения совершенной технологии и передовых приемов и методов работы, повышение уровня научной организации и культуры производства;

отражать планируемый уровень снижения удельных материальных затрат в себестоимости продукции или работ;

предусматривать безусловное выполнение предприятиями правил технической эксплуатации и безопасности работ, осуществление планово-предупредительного ремонта основных фондов и мероприятий по улучшению условий труда;

подкрепляться конкретными организационно-техническими мероприятиями, направленными на экономию материалов и обеспечивающими достижение норм в планируемом периоде.

По мере совершенствования условий производства нормы расхода должны пересматриваться.

Нормы расхода материалов подразделяются па индивидуальные, групповые и сводные.

Индивидуальная норма расхода — это величина расхода соответствующего вида материала на единицу продукции или объема работы, устанавливаемая для данного объекта при планируемых нормообразующих факторах.

Групповая норма расхода — это величина расхода соответствующего вида материала на единицу продукции или объема работы, устанавливаемая для группы одноименных объектов при планируемых нормообразующих факторах.

Сводная норма расхода — это величина расхода соответствующего вида материала на единицу продукции или объема работы, устанавливаемая в целом для предприятия или объединения предприятий при планируемых условиях производства.

Измерителем норм расхода является отношение принятой единицы расхода соответствующего вида материала к единице продукции или объема работы (для индивидуальных норм — но данному объекту, для групповых норм — по группе одноименных объектов и для сводных норм — в целом но предприятию, объединению или отрасли).

При установлении измерителя сводных норм расхода в целом по Министерству для материалов номенклатуры Госплана СССР, используемых на ремонт и эксплуатацию основных фондов, в качестве единицы объема работы принимается балансовая стоимость всех основных фондов.

Нормативы — это показатели, характеризующие степень использования материалов при их расходовании на производственные и ремонтно-эксплуатационные нужды (коэффициент использования материала, коэффициенты извлечения, восстановления и повторного использования материала, сменность материала — срок службы и др.).

Методики нормирования расхода отдельных видов материалов с учетом условий их потребления на предприятиях угольной промышленности изложены в соответствующих инструкциях. Они составлены в соответствии с основными методическими указаниями но нормированию расхода материалов, разработанными Институтом планирования и нормативов (НИИПиН) при Госплане СССР, и исследованиями, проведенными институтами и организациями угольной промышленности.

В инструкциях приведены методики разработки индивидуальных, групповых и сводных норм расхода соответствующего материала; индивидуальные нормы расхода, нормативы и другие данные, необходимые для нормирования; примеры расчета норм и мероприятия по рациональному исполь-

зованию и экономии материалов, а также формы для определения норм расхода.

В инструкциях не приводится методика нормирования расхода материалов на нужды капитального строительства.

Ответственность за разработку и внедрение норм расхода материалов и контроль за их выполнением возлагается на главных инженеров предприятий и их объединений.

Инструкция предназначена для нормирования расхода подшипников качения на ремонт оборудования, применяемого при подземном способе добычи, открытых работах и обогащении угля.

В ней дана методика для расчета норм расхода подшипников качения на текущий ремонт, включая ремонтный осмотр, и на капитальный ремонт специальных машин, оборудования и транспортных средств, применяемых на предприятиях угольной промышленности.

Для определения расхода подшипников качения на ремонт и эксплуатацию оборудования общепромышленного назначения (энергетического, подъемно-транспортного и другого) используются нормы, разработанные ЭНИИМСОМ для технологического оборудования машиностроительных предприятий 2 и соответствующими организациями других отраслей промышленности. При использовании указанных норм п угольной промышленности следует их сопоставлять с фактическими расходами и при необходимости вносить в них коррективы.

В основу разработки норм расхода подшипников качения на ремонт и эксплуатацию орудий труда положены сроки службы деталей и узлов (нормативы стойкости), заменяемых при плановых ремонтах.

В методиках предусматривается, что эксплуатация горношахтного оборудования производится в соответствии с утвержденной системой планово-предупредительного ремонта 3, которая предназначена для обеспечения производительной

н безопасной работы оборудования, предотвращения поломок и преждевременного выхода его из строя.

В угольной промышленности установлены следующие виды планово-предупредительного ремонта:

а)    межремонтное техническое обслуживание; ежесменное техническое обслуживание; ежесуточная проверка правильности эксплуатации и технического состояния;

ежемесячные ремонтные осмотры;

б)    плановые ремонты: текущие ремонты; капитальные ремонты.

Разнообразие в угольной промышленности технологических процессов, условий эксплуатации оборудования и конструктивных его особенностей и т. д. приводит к тому, что чередование отдельных видов ремонтов, их сроки и объемы не одинаковы для различного оборудования.

Комплекс периодически повторяющихся ремонтных работ между двумя плановыми капитальными ремонтами называется ремонтным циклом, а календарное время (в часах или месяцах) эксплуатации оборудования между капитальными ремонтами — длительностью межремонтного цикла или сроком службы между капитальными ремонтами *.

Порядок расположения и чередования планово-предупредительных ремонтов в ремонтном цикле называется структурой ремонтного цикла.

К    К

РО 1Ю т,


РО РО Т, РО РО Т, РО РО



1 м-ц;


6 м-цев|

12 месяцев (8640 масон)


Длительность межремонтного цикла —


Рис. I. Структура ремонтного цикла.


* ГОСТ 13377-67. Надежность в технике. Термины. М., 1968.


Структура ремонтного цикла для очистных комбайнов типа 1К-52Ш, Л ГД-2, «Кировец» и др. изображена на рис. 1. В общем виде эта структура обозначается следующим образом:

К-РО-РО—Т|-РО—РО—Т2-РО—РО-~Т,~РО—РО-К, где К — капитальный ремонт;

Ti и Т2 — соответственно первый и второй текущие ремонты;

РО — ремонтный осмотр.

Промежуток времени между двумя очередными плановыми ремонтами любого вида называется межремонтным периодом.

В данном случае за ремонтный цикл длительностью 12 мес. должно быть произведено ремонтных осмотров РО—8, текущих ремонтов: Т{—2 и Т2—1, капитальных ремонтов, К—1, а всего 12 ремонтов. Межремонтный период от начала работы оборудования до ремонтного осмотра РО составляет 1 месяц, до текущих ремонтов: Тi—3 месяца, Т2—6 месяцев.

Для разработки ремонтного цикла, его структуры и межремонтных периодов для данного вида оборудования все его детали и узлы разбиваются на отдельные группы по стойкости.

Стойкостью детали (узла) называется гарантированное время ее работы в часах (машинное время) с износом в пределах допуска, установленного машиностроительным заводом — изготовителем оборудования или ремонтным предприятием при восстановлении детали (узла) и повторном ее использовании, т. е. практически время работы детали (узла) до ее замены при плановом ремонте или ремонтном осмотре.

В каждую группу стойкости включают только такие детали и узлы, гарантированное время работы которых не выше соответствующего межремонтного периода.

Детали и узлы угольных комбайнов со структурой ремонт-ного цикла, приведенной на рис. 1, разбиты на следующие группы стойкости.

В качестве единиц измерения (измерителя) норм расхода подшипников качения принимаются для индивидуальных норм — штуки на год эксплуатации единицы оборудования, шт./ед. год;

Группа стойкости

Стойкость детали пли узла

Межре

монтный

период,

Виды ремонтов в цикле

Количество деталей и узлов в группе, шт. (комбайн Л ГД-2)

машинное время работы, час

кален

дарное

время,

мес

1

180

1

Рп

13

II

540

3

т,

33

III

1080

6

т9

65

IV

2160

12

К

881

V

4320

24

349

VI

6480

36

._

_

для сводных норм расхода —штук подшипников на 1000т добычи угля или на 1 млн. руб. балансовой стоимости всех основных фондов или активной части основных фондов.

Все основные фонды учитываются в составе: промышленно-производственных основных фондов; производственных основных фондов других отраслей; непроизводственных основ ных фондов в соответствии с данными; формы ЦСУ СССР № 7-св «Сводный отчет о наличии основных фондов и затратах на капитальный ремонт»; формы ЦСУ СССР № 11 «Отчет о наличии и движении основных фондов и амортизационного фонда» по всем видам деятельности; формы Министерства финансов СССР -N? 5 «Движение основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов».

При этом из суммарной балансовой стоимости основных фондов (формы № 5 и 11) необходимо исключить балансовую стоимость: аппаратов, приборов, лабораторного оборудования, вычислительной техники, инструментов, хозяйственного инвентаря и прочих основных фондов, запасного оборудования; основных фондов, по которым амортизация не начисляется; белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви; библиотек, музейных ценностей и экспонатов; малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

И.МЕТОДИКА НОРМИРОВАН ИЯ РАСХОДА ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ НА РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ НУЖДЫ ДЛЯ ПОДЗЕМНОГО СПОСОБА ДОБЫЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ УГЛЯ

1. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НОРМ РАСХОДА ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Для установления индивидуальных норм расхода подшипников качения на ремонт и эксплуатацию орудии труда принимается расчетный метод нормирования по стойкости отдельных детален и узлов оборудования.

Нормы расхода подшипников качения на ремонт оборудования, по которому отсутствуют нормативы стойкости отдельных деталей и узлов, устанавливаются на основе фактических данных о расходе подшипников за последние годы.

Методы обработки данных, содержащихся в «Ведомостях нормативов стойкости деталей и узлов и норм расхода запасных частей» для соответствующего оборудования, и расчета на их базе индивидуальных норм расхода материалов изложены в сборнике инструкций по нормированию расхода проката черных и цветных металлов4.

Индивидуальные нормы расхода подшипников качения, рассчитанные на базе нормативов стойкости, являются усредненными, поскольку они составлены для средних по угольной промышленности условий эксплуатации и ремонта оборудования. Поэтому при расчете индивидуальных норм расхода на ремонт и эксплуатацию оборудования для данного объединения (трест, комбинат, Минуглепром и др.), в которых условия эксплуатации и ремонта отличаются от средних, б усредненные нормы расхода подшипников вводится поправочный бассейновый коэффициент К и норма расхода подшипников качения определяется по формуле

N = Npeu К — Npc    (1)

1

Методика определения групповых норм подробно изложена в Сборнике инструкций по нормированию расхода проката черных металлов и цветных металлов на ремонтно-эксплуатационные нужды для угольной промышленности. Донецк, 1973.

2

Единая система планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования машиностроительных предприятий. Машгиз, 1967.

3

Положение о планово-предупредительном ремонте оборудования и транспортных средств угольной и горнорудной промышленности, «Недра», 1965.

4

Сборник инструкции по нормированию расхода проката черных металлов и цветных металлов на ремонтно-эксплуатационные нужды для угольной промышленности, Донецк, 1973.