Купить Приказ 188 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Целью Программы является профессиональное обучение вахтенных мотористов морских судов в соответствии с международными требованиями.
Целью Программы является подготовка судовых электриков в соответствии с международными требованиями.
Целью Программы является подготовка судовых поваров в соответствии с международными требованиями
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 августа 2014 г. Регистрационный № 33474
Приложение № 1. Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный моторист"
I. Общие положения
II. Учебный план
III. Учебно-тематический план общепрофессионального цикла
IV. Содержание дисциплин и разделов общепрофессионального цикла
V. Учебно-тематический план профессиональных модулей
VI. Содержание профессиональных модулей
VII. Содержание производственной (профессиональной) практики
VIII. Условия реализации настоящей Программы
Приложение № 2. Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Судовой электрик"
I. Общие положения
II. Учебный план
III. Учебно-тематический план общепрофессионального цикла
IV. Содержание дисциплин и разделов общепрофессионального цикла
V. Учебно-тематический план профессиональных модулей
VI. Содержание профессиональных модулей
VII. Содержание производственной (профессиональной) практики
VIII. Условия реализации настоящей Программы
Приложение № 3. Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Судовой повар"
I. Общие положения
II. Учебный план
III. Учебно-тематический план общепрофессионального цикла
IV. Содержание дисциплин, разделов и тем общепрофессионального цикла
V. Учебно-тематический план профессиональных модулей
VI. Содержание профессиональных модулей
VII. Учебная практика (производственное обучение) в учебных мастерских
VIII. Плавательная практика на судах
VIII. Условия реализации настоящей Программы
Дата введения | 19.12.2014 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2020 |
Актуализация | 01.01.2021 |
17.07.2014 | Утвержден | Министерство транспорта Российской Федерации | 188 |
---|---|---|---|
Издан | Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти | от 08.12.2014 г. № 49 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
П Р
мннистерстю юстиции нхснйской федерации
ЗАРе№^ИРОВАНО 1 2 3 4
Регистрационный № 3 3 ^9^
Ш'а&г/Ш 20^,
и юл
ОТ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [МИНТРАНС РОССИИ)
к приказу Минтранса России от /Фо****#
ТИПОВАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный моторист»
I. Общие положения
1. Типовая основная программа профессионального обучения в области
подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный моторист» (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»5, приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов»6 (далее - приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. № 62), положениями Международной конвенции о подготовке
и дипломировании моряков и несении вахты7 (далее - Конвенция ПДНВ) и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими профессиональный уровень лиц рядового состава морских судов.
2. Целью настоящей Программы является профессиональное обучение вахтенных мотористов морских судов в соответствии с международными требованиями.
3. Настоящая Программа содержит общепрофессиональный цикл, профессиональные модули, производственную (профессиональную) практику, вариативную часть и тренажерную подготовку.
4. Содержание вариативной части определяется образовательной организацией самостоятельно в пределах объема часов, предусмотренных учебным
якорного устройства, его составные части и расположение; швартовное устройство.
По итогам прохождения обучения проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;
6) «Грузовое, буксирное, спасательное, мачтовое устройства судна». В данном разделе изучаются: буксирное устройство; грузовое устройство со стрелами и кранами; особенности грузовых устройств ролкерных судов и лихтеровозов; грузовые люки и люковые закрытия; спасательное устройство; мачтовое устройство;
7) «Грузовое оборудование танкера. Системы танкеров. Обслуживание танков». В данном разделе изучаются: грузовое оборудование танкера; разновидности грузовых и зачистных систем; понятие и назначение насосного отделения танкера, его расположение, освещение и вентиляция; грузовые и зачистные насосы; меры по предотвращению загрязнения моря нефтепродуктами; мойка, пропаривание и вентиляция танков. Также в данном разделе изучаются: понятие и особенности вакуум-танков; системы подогрева груза, орошения палубы и газоотвода.
По итогам прохождения обучения проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала.
Итоговой формой контроля является экзамен.
15. В ходе изучения дисциплины «Основы технологии материалов» слушателей знакомят с условиями работы деталей машин и механизмов; технологическими процессами обработки материалов и эксплуатации судовых технических средств.
Дисциплина «Основы технологии материалов» включает в себя следующие разделы:
1) «Металлы, их свойства и применение. Сплавы». В данном разделе изучаются: металлические сплавы, условия их получения, чистые металлы и сплавы; физические, химические, механические свойства металлов и сплавов. Также в данном разделе изучаются: производство, классификацию и маркировку; область применения в судовом машиностроении и судоремонте чугуна, стали, латуни, бронзы, меди и ее сплавов, алюминия и его сплавов; антифрикционные сплавы и область их применения в машиностроении; твердые сплавы, металлокерамические твердые сплавы;
2) «Основы сопротивления материалов. Допуски и посадки». В данном разделе изучаются: понятие деформации твердых тел; лабораторные испытания металлов (качественный и количественный анализ, испытания механических свойств металлов и их сплавов, исследование структуры металлов; рентгенографическое, магнитное и ультразвуковое исследование); методика определения металлов по их цвету, стружке и искре. Также в разделе изучаются: допуски и посадки, классы точности; системы допусков (система отверстия; система вала); свойства металлов при статических нагрузках.
По итогам изучения раздела проводится практическое занятие по закреплению
пройденного материала;
3) «Коррозия металлов. Неметаллические материалы. Обработка металлов. Паяние и сварка». В данном разделе изучаются: общие сведения о коррозии металлов и сплавов; сущность коррозии и её виды; меры борьбы с коррозией в судовых условиях; понятие, общие сведения, классификация и область применения пластмасс; составы на основе эпоксидных смол; абразивные, изоляционные материалы; прокладочные и набивочные материалы для различных сред.
Также в ходе изучения данного раздела слушателей знакомят с назначением и видами термической и химико-термической обработки металлов, её сущностью и влиянием на свойства металлов; изучаются детали судовых механизмов, которые подвергаются этим видам обработки.
В разделе изучаются основы механической обработки металлов и сплавов, основные сведения об обработке металлов резанием; обработка металлов давлением (ковка, штамповка, прокатка, волочение, прессование); паяние металлов (общие сведения о паянии металлов; припои, флюсы, нагревательные устройства; применение пайки в судовых условиях), сварка металлов; сущность сварки и виды сварки; контроль качества сварных соединений;
4) «Основы технического черчения». В данном разделе изучаются: конструкторская документация (спецификация, чертеж, схема); технологическая документация; компоновка чертежа, условности и упрощения на чертежах деталей; обозначения на чертежах допусков и посадок, допусков формы и расположения поверхностей; эскизы, классификация, изображения и обозначения резьб. Также слушателей знакомят с правилами чтения сборочного чертежа, изучаются спецификация и деталирование сборочного чертежа.
В ходе изучения данного раздела проводятся практические занятия по выполнению эскиза и чертежа детали.
Итоговой формой контроля является зачет.
16. В ходе изучения дисциплины «Английский язык» слушатели изучают лексику и грамматику английского языка, вырабатывают навыки по пониманию устных конструкций, формулированию вопросов и ответов на английском языке с целью организации эффективного общения с руководством и коллегами.
В ходе изучения данной дисциплины проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала.
Итоговой формой контроля является зачет.
V. Учебно-тематический план профессиональных модулей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
№ п/п |
Наименование модул я/p аздел a/тем ы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля | |
лекции |
практические занятия | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
судовых паровых котлов | |||||
2.2.2 |
Конструкции вспомогательных и утилизационных котлов |
4 |
4 |
- |
- |
2.2.3 |
Каркас котла. Арматура и форсунки судовых паровых котлов. Корпус котла, циркуляция воды в котле |
8 |
4 |
4 |
- |
2.2.4 |
Топливная система котла |
2 |
2 |
- |
- |
2.2.5 |
Питательная вода |
2 |
2 |
- |
- |
2.2.6 |
Эксплуатация вспомогательных и утилизационных котлов |
10 |
6 |
4 |
- |
2.3 |
Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация |
22 |
18 |
4 |
Зачет |
2.3.1 |
Судовые вспомогательные механизмы |
1 |
1 |
- |
- |
2.3.2 |
Судовые насосы и вентиляторы |
5 |
3 |
2 |
- |
2.3.3 |
Механизмы рулевого устройства |
2 |
2 |
- |
- |
2.3.4 |
Якорные и швартовные механизмы |
3 |
2 |
1 |
- |
2.3.5 |
Грузоподъемные механизмы |
3 |
2 |
1 |
- |
2.3.6 |
Водоопреснительные установки. Устройство и эксплуатация вакуумных утилизационных установок |
2 |
2 |
- |
- |
2.3.7 |
Судовые холодильные установки |
2 |
2 |
- |
- |
2.3.8 |
Общесудовые системы |
2 |
2 |
- |
- |
2.3.9 |
Специальные системы нефтеналивных судов |
2 |
2 |
- |
- |
2.4 |
Основы электротехники, электрооборудования судов и элементы судовой электроавтоматики |
18 |
14 |
4 |
Зачет |
2.4.1 |
Основные электротехнические законы. Электрические машины |
4 |
4 |
- |
- |
2.4.2 |
Судовые электрические станции. Аппаратура судовых электростанций |
5 |
3 |
2 |
- |
2.4.3 |
Судовые электроприводы. Аппаратура управления электроприводами |
5 |
3 |
2 |
- |
2.4.4 |
Внутрисудовая электрическая сигнализация и связь. Действие электрического тока на |
2 |
2 |
- |
• |
Ж п/п |
Наименование модул я/раздел а/тс.м ы |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля | |
лекции |
практические занятия | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
человека. Тушение пожара в электроустановках | |||||
2.4.5 |
Автоматизация на судах |
2 |
2 |
- |
- |
2.5 |
Основные сведения о требованиях Конвенции ПДНВ, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года5 (далее - конвенция МАРПОЛ 73/78); Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года6 (далее -СОЛАС-74) |
4 |
4 |
- |
Зачет |
2.5.1 |
Минимальные требования к компетентности рядового состава машинной команды (вахтенные мотористы) |
4 |
4 |
- |
- |
3 |
Обеспечение безопасности плавания |
10 |
10 |
- |
- |
3.1 |
Безопасность судоходства и охрана окружающей среды |
10 |
10 |
- |
Зачет |
3.1.1 |
Правовые основы безопасности судоходства, понятие транспортной безопасности |
5 |
5 |
- |
- |
3.1.2 |
Охрана окружающей среды |
5 |
5 |
. |
- |
ИТОГО |
168 |
132 |
36 |
- |
VI. Содержание профессиональных модулей
17. Целью изучения профессионального модуля «Выполнение судовых работ» является приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков по выполнению ремонта судна.
Профессиональный модуль «Выполнение судовых работ» включает в себя изучение следующих тем:
1) «Основы организации судоремонта» (раздел «Технология судоремонта»). В данной теме изучается назначение судоремонта, раскрывается понятие технического надзора за морскими судами; изучаются общие сведения
5 Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. № 947 «О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года».
6 Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. }ft 975 «О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года».
о судоремонтных предприятиях; средства для подъема судов.
Также слушателей знакомят с видами ремонта; понятием о технологической последовательности основных этапов ремонта механизма; организацией ремонта силами судового экипажа; техникой подготовки судна к докованию и доковыми работами.
В данной теме раскрывается понятие износа механизмов, корпусов, судовых котлов и систем; изучаются мероприятия по предупреждению преждевременного износа; способы восстановления и повышения износостойкости деталей, применяемых в судоремонте; дается классификация дефектов и методов контроля, применяемых в судоремонте;
2) «Ремонт судовых вспомогательных механизмов и систем. Техника безопасности и пожарная безопасность при ремонтных работах» (раздел «Технология судоремонта»). В данной теме изучаются: техника разработки трубопроводов и их маркировки; техника очистки трубопроводов и арматуры от остатков перекачиваемой жидкости, грязи, ржавчины; техника дефектации трубопроводов, установки трубопроводов на судне, испытания трубопроводных систем; способы защиты трубопроводов судовых систем от коррозии и других разрушений.
Также в данной теме изучаются: понятие, классификация и назначение арматуры судовых систем; основные неисправности арматуры; техника разборки и ремонта арматуры; понятие и виды притирочных паст, инструментов и приспособлений, применяемых при ремонте арматуры; понятие и виды прокладочных и набивочных материалов; техника испытания арматуры; техника безопасности и пожарная безопасность при ремонте судовых систем и арматуры; характерные износы палубных механизмов и устройств; технологическая схема ремонта брашпилей, шпилей, грузовых лебедок и кранов, рулевых устройств, шлюпочных и буксирных лебедок; техника проведения испытаний механизмов после ремонта; характерные износы и повреждения судовых насосов (поршневых, центробежных, вихревых, ротационных, струйных); технологическая схема ремонта и порядок испытания насосов после ремонта; характерные износы подшипников скольжения и их ремонт; регулировка масляного зазора; характерные износы и повреждения холодильных установок; технология ремонта компрессоров, конденсатора, испарителей и теплообменников; технология сборки установки после ремонта, вакуумирование, заполнение хладагентом; техника безопасности и противопожарные мероприятия при ремонте судовых вспомогательных механизмов.
В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;
3) «Ремонт судовых ДВС» (раздел «Технология судоремонта»). В данной теме изучаются: характерные износы в деталях и узлах судовых ДВС; технология подготовки двигателя к ремонту; инструменты, приспособления, такелаж и
расходный материал, применяемые при ремонте; порядок разборки дизеля по узлам и деталям; техника производства замеров трущихся деталей; техника определения износа трущихся деталей по значениям замеров; технология использования эпоксидных смол при ремонте неподвижных деталей судовых ДВС; характерные дефекты элементов судовых ДВС; основные способы устранения дефектов.
Также в данной теме изучаются: техника сборки ДВС; общий порядок сборки судовых ДВС по деталям и узлам; техника проведения регулировочных работ и испытаний дизеля после ремонта; правила техники безопасности и противопожарные меры при ремонте судовых ДВС.
В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;
4) «Ремонт судовых паровых вспомогательных и утилизационных котлов» (раздел «Технология судоремонта»). В данной теме изучаются: понятие технического надзора за паровыми котлами; виды основных неисправностей котлов; техника подготовки котла к ремонту; способы выявления дефектов корпуса, водогрейных и дымогарных труб, коллекторов, лазов, кирпичной кладки, арматуры и гарнитуры котла; технология очистки котлоагрегатов от накипи; способы ремонта и замены дефектных труб, коллекторов; техника вальцовки и глушения дефектных труб в судовых условиях; технология проведения ремонта и испытаний арматуры котла после ремонта; технология ремонта форсунок, гарнитуры топочного устройства, обмуровки и изоляции котла; технология проведения гидравлических испытаний котла после ремонта; техника безопасности и противопожарные меры при ремонте судовых котлов.
В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала.
По итогам изучения раздела «Технология судоремонта» проводится зачет;
5) «Слесарный инструмент и основные слесарные операции» (раздел «Основы слесарного дела»). В данной теме изучаются: общие сведения, основные понятия и определения, применяемые в слесарном деле; техника разметки, рубки и резки металлов; технология опиливания, сверления, развертывания и зенкования отверстий; техника нарезания резьбы; шабровки, притирки, шлифовки и полировки; лужения, паяния, наплавки и заливки; сварки металлов; правки и гнутья; правила безопасности при выполнении слесарных работ и работе со слесарным инструментом.
В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;
6) «Классификация и применение измерительного инструмента» (раздел «Основы слесарного дела»). В данной теме изучаются: общие сведения об измерительном инструменте; раскрываются понятия штрихового, раздвижного и нераздвижного измерительного инструмента; переносного измерительного
инструмента; поверочного инструмента и приспособлений; угломерного инструмента; одномерных инструментов.
Также в данной теме изучается техника определения фактических размеров деталей с использованием измерительного инструмента.
В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала.
По итогам изучения раздела «Основы слесарного дела» проводится зачет.
18. Целью изучения профессионального модуля «Несение вахты в машинном (котельном) отделении» является приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков по устройству и эксплуатации судовых энергетических установок, судовых вспомогательных механизмов и систем, судовому электрооборудованию; навыков по ремонту двигателей и вспомогательных механизмов для несения вахты в машинном (котельном) отделении в качестве вахтенного моториста.
Профессиональный модуль «Несение вахты в машинном (котельном) отделении» включает в себя изучение следующих тем:
1) «Общие сведения, принцип действия двух- и четырехтактных судовых дизелей» (раздел «Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации»). В данной теме изучаются: принцип работы ДВС, краткая история создания судовых ДВС, их применение на судах и перспективы развития.
Также слушателей знакомят с классификацией судовых двигателей по конструктивному выполнению, способу наполнения рабочего цилиндра, способу осуществления рабочего цикла (двух- и четырехтактные), по роду применяемого топлива, способу смесеобразования, по роду рабочего цикла, степени быстроходности, направлению вращения коленчатого вала, по назначению. Помимо этого в данной теме изучаются виды маркировки судовых двигателей;
2) «Основы теории рабочего процесса» (раздел «Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации»). В данной теме изучаются: понятие и назначение индикаторных диаграмм, фаз газораспределения; виды топлива и смазочные масла для судовых ДВС, их физические и химические свойства; процессы смесеобразования и сгорания топлива в дизелях; понятие рабочей смеси и условия её получения; фазы сгорания топлива в цилиндре дизеля; тепловой баланс дизеля; возможности утилизации тепловых потерь; понятие индикаторной и эффективной мощности дизеля; наддув как способ повышения мощности дизеля; основные неисправности систем наддува и способы их устранения; основные подвижные детали двигателя; силы, действующие в кривошипно-шатунных механизмах тронкового и крейцкопфного двигателей; условия работы деталей движения;
3) «Конструкции дизелей» (раздел «Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации»). В данной теме изучаются: общие
М.Ю. Соколов
О.С. Колушкина |
сведения о деталях машин; назначение остова двигателя и его основных деталей (фундаментальных рам, станин, цилиндров, цилиндровых втулок, цилиндровых крышек и анкерных связей, рамовых подшипников); условия работы этих деталей и их конструктивные разновидности; виды материалов и способы соединения деталей остова двигателя; порядок затяжки анкерных связей.
Также в данной теме изучаются: назначение газораспределительного механизма и его отдельных деталей; виды приводов (цепной, валиковый, шестеренчатый); конструкции деталей газораспределительного механизма (распределительных валов, клапанов, толкателей, штанг); роль и регулировка зазора в приводе, техника проверки фаз газораспределения на двигателе; виды материалов, применяемых для изготовления основных деталей газораспределительного механизма; виды износов деталей в газораспределительном механизме.
В ходе изучения темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;
4) «Конструкции обслуживающих систем дизелей» (раздел «Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации»). В данной теме изучаются: назначение топливной системы дизеля; типовая топливная система тяжелого топлива (назначение и конструкция отдельных элементов); назначение сепараторов, фильтров, гомогенизаторов, подогревателей, насосов; топливная аппаратура судовых дизелей; назначение и классификация топливных насосов высокого давления, форсунок.
Также в данной теме изучаются: системы охлаждения двигателей и сжатого воздуха; типовая система охлаждения дизеля пресной водой; обработка воды в системе замкнутого охлаждения; конструкция элементов системы охлаждения; технология высокотемпературного охлаждения двигателей; назначение системы сжатого воздуха и её элементов; конструкции компрессоров, воздухохранителей, сепараторов и холодильников.
Помимо этого в данной теме изучаются: системы смазки двигателей; основы гидродинамической теории смазки; виды трения, назначение смазки, марки масел, применяемых для судовых ДВС; виды смазки; комплектация систем смазки; объединение системы смазки с системой охлаждения поршней двигателя; конструкция элементов системы смазки (масляных фильтров, холодильников, насосов).
В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;
5) «Системы пуска, реверсирования и управления главным двигателем» (раздел «Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации»). В данной теме слушателей знакомят с понятием и назначением реверсивно-пусковых устройств судовых ДВС; основными способами пуска двигателей (ручной, стартерный, пуск двигателя сжатым
воздухом).
Также в данной теме изучаются: конструкции пусковых клапанов
(автоматических и управляемых); конструкции воздухораспределителей (дискового, клапанного, золотникового); система реверсирования судовых двигателей; назначение реверсирования распределительных органов двигателя; оборудование реверсивно-пусковых устройств двигателей; виды блокировок в устройствах; схемы реверсивно-пусковых устройств двигателей «Зульцер», НВД-48, завода «Русский Дизель», Брянского машиностроительного завода.
В ходе изучения темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;
6) «Техническая эксплуатация дизелей» (раздел «Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации»). В данной теме изучаются: общие положения по подготовке судовой дизельной установки к работе; последовательность подготовки дизеля к работе после кратковременной и продолжительной стоянок судна, после ремонтных работ; последовательность выполнения операций при пуске дизеля; техника обслуживания двигателя в первые минуты работы; интенсивность прогрева и достижения оптимальных параметров судовых ДВС; вопросы, касающиеся обслуживания дизеля во время работы.
Также в данной теме изучаются: порядок подготовки двигателя к маневрам; порядок остановки двигателя и последовательность выполнения операций при реверсировании; процедура осмотра двигателя после перехода; уход за двигателем на стоянке; техника безопасности при пуске и обслуживание двигателя во время работы; регулирование работы судовых ДВС; нахождение мертвых точек движущихся деталей двигателя; проверка и установка высоты камеры сжатия; проверка и регулировка газораспределения и воздухораспределения; проверка и регулировка топливной аппаратуры; испытания двигателей (стендовые, швартовные, ходовые, теплотехнические); нормирование расхода топлива и масел; документы судовой дизельной установки.
В ходе изучения темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала.
По итогам изучения раздела «Судовые ДВС, их эксплуатация
и техника безопасности при эксплуатации» проводится зачет;
7) «Судовая пароэнергетическая установка. Понятие и свойства водяного пара» (раздел «Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации»). В данной теме слушатели изучают свойства и параметры водяного пара; виды потребителей пара на теплоходах; понятие и назначение парового котла; основные характеристики паровых вспомогательных и утилизационных котлов; классификация судовых паровых котлов; циркуляция воды и пароводяной смеси в паровых котлах;
8) «Конструкции вспомогательных и утилизационных котлов» (раздел
планом настоящей Программы.
5. Тренажерная подготовка осуществляется на тренажерах, соответствующих требованиям Раздела A-I/12 Конвенции ПДНВ.
6. Слушателями настоящей Программы могут быть лица: имеющие среднее общее образование и выше; достигшие 18-летнего возраста;
годные по состоянию здоровья на основании медицинского заключения для работы на морских судах в качестве вахтенного моториста.
7. Настоящая Программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать вахтенный моторист.
8. В результате изучения настоящей Программы слушатель должен знать: нормативные правовые акты по организации службы на судне; организацию вахтенной службы, обязанности вахтенного моториста
при заступлении, несении и сдаче вахты;
устройство морского судна, его мореходные и эксплуатационные качества; технику эксплуатации судовых энергетических установок; устройство и принцип работы двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС) и их систем;
основы устройства и принципа работы дистанционного автоматического управления ДВС;
основы устройства и принципа работы вспомогательных механизмов машинной группы;
основы материаловедения и слесарного дела;
назначение, устройство и технологию использования якорного, швартовного и палубных устройств;
классификацию, назначение, характеристики, принцип действия и конструкцию устройств и механизмов судна;
правила техники безопасности при выполнении судовых работ; расписание по тревогам, виды и сигналы тревог, организацию действий в экстремальных и аварийных ситуациях, основные мероприятия по борьбе за живучесть судна, виды и способы подачи сигналов бедствия; виды маркировки, используемые на судне;
виды пожара, виды средств и системы пожаротушения на судне, мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне, особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях, виды средств индивидуальной защиты; виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение; способы выживания на воде, приемы оказания первой медицинской помощи; требования по охране окружающей среды, комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.
9. В результате изучения настоящей Программы слушатель должен уметь:
«Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации»). В данной теме изучаются: конструкция вспомогательных огнетрубных, водотрубных и комбинированных паровых котлов, применяемых на судах пароходства; конструкции утилизационных паровых котлов;
9) «Каркас котла. Арматура и форсунки судовых паровых котлов. Корпус
котла, циркуляция воды в котле» (раздел «Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при
эксплуатации»). В данной теме изучаются: понятие, составные части арматуры котлов; топки и топочные устройства для жидкого топлива; понятие, назначение и классификация котельных форсунок (механические, паровые, ротационные, автоматизированная форсунка «Монарх»).
В ходе изучения темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;
10) «Топливная система котла» (раздел «Судовые вспомогательные
и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при
эксплуатации»). В данной теме изучаются: топливная система котла; конструкции фильтров, подогревателей и расходных цистерн; виды топлива, применяемые для судовых паровых котлов, физико-химические характеристики топлива; процедура приемки и перекачивания топлива; техника пожарной безопасности и охраны окружающей среды при приемке и перекачивании топлива;
11) «Питательная вода» (раздел «Судовые вспомогательные
и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при
эксплуатации»). В данной теме изучаются: понятия водного режима котла; питательная система котлов; водообработка и режим продувания котлов; устройства теплых ящиков; фильтров питательной воды и водоподогревателей; понятие химического анализа котловой и питательной воды;
12) «Эксплуатация вспомогательных и утилизационных котлов» (раздел «Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации»). В данной теме изучаются: тепловые потери, сопровождающие рабочий процесс паровых котлов; мероприятия, выполняемые обслуживающим персоналом, для снижения тепловых потерь (сажеобдувка, продувание котлов, контроль качества сгорания топлива, теплоизоляция); подготовка судовых паровых котлов к действию (растопка, подъем пара, ввод в параллельную работу); техника безопасности при растопке, подъеме пара.
Также в данной теме изучаются: техника обслуживания судовых паровых котлов в действии, контроль работы питательной и топливной систем котла; упуск воды в котле, действия обслуживающего персонала при упуске воды; техника вывода паровых котлов из действия; способы хранения котлов (мокрое, сухое, консервация); неисправности судовых паровых котлов; меры по устранению неисправностей; аварийные ситуации и аварии судовых паровых котлов; управление
нести ходовые и стояночные вахты в машинном (котельном) отделении в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и законодательством Российской Федерации;
понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, относящимся к обязанностям, связанным с несением ходовой вахты;
выполнять слесарные работы, работы по ремонту судовых ДВС, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем; действовать при проведении различных видов тревог;
применять средства пожаротушения, средства индивидуальной защиты и средства по борьбе с водой;
использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства; спускать и поднимать шлюпки и управлять спасательными шлюпками; действовать в аварийных ситуациях; подавать сигналы бедствия различными средствами;
уметь выполнять работы, входящие в круг обязанностей вахтенного моториста.
10. Объем настоящей Программы составляет 784 академических часа.
11. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о прохождении обучения по настоящей Программе.
II. Учебный план | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
№ п/п |
Наименование цнкла/модуля/диецнплины/ раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля | |
лекции |
практические занятия | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
V |
Тренажерная подготовка |
70 |
- |
70 |
- |
1 |
Начальная подготовка по безопасности» (Правило VI/1 Конвенции ПДНВ с поправками) |
58 |
- |
- |
- |
2 |
Подготовка по охране (для лиц, не имеющих назначенных обязанностей по охране) |
12 |
- |
- |
- |
Консультации |
8 |
8 |
- |
- | |
Квалификационный экзамен |
4 |
- |
- |
- | |
ИТОГО (включая вариативную часть и квалификационный экзамен) |
784 |
253 |
497 |
- |
III. Учсбио-тематическни план общепрофессионалыюго цикла | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
jYf п/п |
Наименование дисциплины/раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля | |
лекции |
практические занятия | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2.3 |
Правила безопасности труда на морских судах |
10 |
10 |
- |
- |
2.4 |
Элсктробезопасность на судах и базах технического обслуживания флота |
4 |
4 |
- |
- |
2.5 |
11ротивопожарная безопасность на морских судах и объектах водного транспорта |
4 |
4 |
- |
- |
2.6 |
Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на судне |
4 |
2 |
2 |
- |
3 |
Теория и устройство судна |
32 |
27 |
5 |
Экзамен |
3.1 |
Классификация судов, их мореходные и эксплуатационные качества, конструктивные особенности |
6 |
4 |
2 |
- |
3.2 |
Общее устройство судов |
6 |
6 |
- |
. |
3.3 |
Элементы и характеристики корпуса судна. Конструкции корпуса судна |
6 |
4 |
2 |
- |
3.4 |
Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение |
4 |
4 |
- |
- |
3.5 |
Рулевое устройство судна. Якорно-швартовное устройство |
2 |
1 |
1 |
- |
3.6 |
Г рузовое, буксирное, спасательное, мачтовое устройства судна |
4 |
4 |
- |
- |
3.7 |
Грузовое оборудование танкера. Системы танкеров. Обслуживание танков |
4 |
4 |
- |
- |
4 |
Основы технологии материалов |
24 |
20 |
4 |
Зачет |
4.1 |
Металлы, их свойства и применение. Сплавы |
6 |
6 |
- |
- |
4.2 |
Основы сопротивления материалов. Допуски и посадки |
4 |
2 |
2 |
- |
4.3 |
Коррозия металлов. Неметаллические материалы. Обработка металлов. Паяние и сварка |
4 |
4 |
- |
- |
4.4 |
Основы технического черчения |
8 |
6 |
2 |
- |
№ п/п |
Наименование диецнплины/раздела |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля | |
лекции |
практические занятия | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5 |
Английский язык |
40 |
20 |
20 |
Зачет |
ИТОГО |
142 |
111 |
31 |
- |
IV. Содержание дисциплин и разделов общепрофессионального цикла
12. В ходе изучения дисциплины «Основы производственной деятельности на морских судах» слушателей знакомят с основными нормами трудового законодательства Российской Федерации, организацией вахтенной службы на морских судах.
Дисциплина «Основы производственной деятельности на морских судах» включает в себя следующие разделы:
1) «Государственный флаг. Экипаж судна. Обязанности членов экипажа».
В данном разделе слушателей знакомят с законодательством, регламентирующим организацию службы на судах морского флота; понятием Государственного флага Российской Федерации, его правовым и идеологическим значением. Также в данном разделе изучаются: состав экипажа судна, основные обязанности, права
и подчиненность членов судового экипажа, порядок отдачи распоряжений по службе и их выполнение; взаимоотношения членов экипажа при исполнении служебных обязанностей; правила ношения форменной одежды; правила поведения российского моряка за границей; принцип распределения членов экипажа по службам. Также в данном разделе дается характеристика единой технической службы на судне, как новой прогрессивной формы организации труда. Помимо этого дается определение судовых служб, их назначение и состав;
2) «Основы трудового законодательства». В данном разделе слушателей знакомят с понятиями трудового права, трудового договора и порядком его заключения, основаниями его прекращения; вопросами, касающимися оплаты труда. Также слушатели изучают относящиеся к компетенции положения Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»8, нормативные правовые акты о дисциплине работников морского транспорта; требования трудовой дисциплины к каждому члену экипажа судна; меры поощрения, дисциплинарного воздействия к нарушениям трудовой дисциплины;
3) «Вахтенная служба. Основные обязанности членов вахтенной службы. Обязанности вахтенного моториста». В данном разделе слушателей знакомят
с понятием вахтенной службы (вахты) и её назначением; основными правами, обязанностями и подчиненностью вахтенного механика, обязанностями вахтенного моториста. Также в данном разделе изучаются: классификация судовых помещений, порядок их использования и распорядок на судне; права и обязанности командного состава по поддержанию должной дисциплины на судне;
4) «Организация обеспечения живучести судна. Судовые тревоги. Аварийные партии. Расписание по тревогам». В данном разделе слушателей знакомят с общесудовой организацией, видами и сигналами тревог и порядком их объявления; судовым расписанием по тревогам; понятием аварийных и авральных работ. Также в данном разделе изучаются: организация борьбы за живучесть судна, виды аварийного и противопожарного имущества, способы его размещения на судне и порядок использования.
Итоговой формой контроля является зачет.
13. В ходе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда» слушателей знакомят с основными положениями охраны труда, направленными на улучшение трудовых условий плавсостава, способами устранения причин производственного травматизма на судах морского транспорта.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда» включает в себя следующие разделы:
1) «Производственный травматизм». В данном разделе слушателей знакомят с терминами и определениями в области охраны труда, организацией работы по охране труда на судах и предприятиях морского транспорта. В ходе изучения данного раздела дается характеристика органов контроля за охраной труда на судах и базах технического обслуживания флота; изучаются виды ответственности за нарушения норм и правил охраны труда. Также дается классификация и причины производственного травматизма, проводится разбор характерных случаев на флоте;
2) «Опасные и вредные производственные факторы. Микроклимат судовой среды». В данном разделе слушателей знакомят с физическими, химическими и биологическими факторами трудового процесса, основными средствами индивидуальной и коллективной защиты, способами профилактики профессиональных заболеваний;
3) «Правила безопасности труда на морских судах». В данном разделе изучаются основные положения законодательства Российской Федерации (в том числе и международного) в области охраны труда; техника безопасности на судах, вредные производственные факторы, особенности производственного травматизма. Также в данном разделе изучаются средства индивидуальной защиты; основы обеспечения безопасности при палубных работах, в том числе на специализированных судах; подготовка к работе в шторм, во льдах, в открытом море при перегрузочных операциях;
4) «Электробезопасность на судах и базах технического обслуживания флота».
В данном разделе слушателей знакомят с понятием электробезопасности на судах, воздействием электрического тока на организм человека, основными причинами электротравматизма, мерами и средствами защиты от поражения электрическим током.
Также в разделе приводится классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током, изучаются требования к персоналу, обслуживающему электроустановки, дается характеристика групп по электробезопасности персонала, обслуживающего электроустановки. Также в разделе изучаются меры безопасности при работе с ручным электроинструментом, с переносными электрическими светильниками, техника безопасности при ремонте и обслуживании электрооборудования на судах;
5) «Противопожарная безопасность на судах и объектах водного транспорта». В данном разделе слушателей знакомят с организацией пожарной охраны в Российской Федерации и на морском транспорте, факторами пожара, причинами пожаров на морских судах. Также в разделе изучаются средства и системы тушения пожаров, классификация материалов и веществ по пожарной опасности, организация борьбы с пожаром на судах;
6) «Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве». В данном разделе изучаются: анатомия человека и функции организма, содержимое аптечки первой медицинской помощи на судне; способы оказания доврачебной помощи при ранениях, несчастных случаях, поражении электрическим током, утоплениях, ожогах, обморожениях; дается классификация ожогов. Также слушателей обучают технике проведения сердечно-легочной реанимации, непрямого массажа сердца; изучаются виды кровотечений, доврачебная помощь при венозном и артериальном кровотечении, носовых кровотечениях; открытых и закрытых ранениях; способы оказания доврачебной помощи при пищевых отравлениях, отравлениях химическими веществами, продуктами горения.
В ходе изучения данного раздела проводится практическое занятие: по сердечно-легочной реанимации; наложению повязок при ранениях; остановке кровотечения.
Итоговой формой контроля является зачет.
14. В ходе изучения дисциплины «Теория и устройство судна» слушателей знакомят с конструкцией судов, устройствами и оборудованием, применяемыми на них.
Дисциплина «Теория и устройство судна» включает в себя следующие разделы:
1) «Классификация судов, их мореходные и эксплуатационные качества, конструктивные особенности». В данном разделе изучаются: классификация судов по назначению, району плавания, материалу корпуса, способу движения, способу
поддержания на воде, типу главного двигателя, типу двигателей, по архитектурноконструктивному типу и количеству гребных валов; основные мореходные и эксплуатационные качества судов. Также в данном разделе изучаются: основные сечения корпуса судна (диаметральная плоскость, плоскости мидель-шпангоута и конструктивной ватерлинии); водоизмещение судна (объемное и весовое; в порожнем состоянии и полном грузу).
По итогам прохождения обучения проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;
2) «Общее устройство судов». В данном разделе изучаются: общее устройство и формы обводов корпуса судна; устройство внутренних помещений и надстроек судна; расположение и оборудование пассажирских помещений; главные размерения корпуса судна; теоретический чертеж судна и его назначение; соотношение главных размерений в обеспечении мореходных и эксплуатационных качеств судна; коэффициенты полноты, их величины для различных судов. Также в данном разделе изучаются: понятия грузовой марки и марки углублений, понятие минимального надводного борта;
3) «Элементы и характеристики корпуса судна. Конструкции корпуса судна». В данном разделе слушателей знакомят с понятием продольной и поперечной прочности корпуса судна, судового набора. В данном разделе изучаются элементы корпуса судна (продольная и поперечная балки, перекрытия, обшивка); характеристика систем набора корпуса (поперечной, продольной, продольно-поперечной (комбинированной и смешанной). Также в разделе изучаются конструкция отдельных перекрытий и узлов при разных системах набора, наружная обшивка судна, палубный настил, пиллерсы, комингсы; фальшборт и л верное ограждение; второе дно; конструкции поперечных и продольных переборок; назначение и конструкция водонепроницаемых дверей.
Помимо этого в разделе изучаются: назначение, виды и конструкция надстроек и рубок; штевни, тоннель гребного вала, дейдвудная труба, мортиры и кронштейны гребных валов; фундаменты под судовые двигатели и котлы; забортные трапы, шахты, световые люки; конструктивные особенности танкеров, судов с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, лихтеровозов.
По итогам прохождения обучения проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;
4) «Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение». В данном разделе изучаются: технические средства, применяемые для спасения личного состава при аварийных ситуациях; технические средства для борьбы с водой и огнем при ликвидации повреждений судов; средства для поддержания судов на плаву;
5) «Рулевое устройство судна. Якорно-швартовное устройство». В данном разделе изучаются: назначение рулевого устройства, его основные части и их расположение; специальные рули и подруливающие устройства; назначение
1
Об утверждении типовых основных программ профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями
В целях реализации частей 3 и 4 статьи 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, № 23, ст. 2878, № 27, ст. 3462, № 30 (ч. 1), ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, № 23, ст. 2930, 2933, № 26 (ч. 1), ст. 3388) приказываю:
Утвердить:
2
типовую основную программу профессионального обучения в области
подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными
требованиями по профессии «Вахтенный моторист» (приложение № 1 к настоящему приказу);
3
типовую основную программу профессионального обучения в области
подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными
требованиями по профессии «Судовой электрик» (приложение № 2 к настоящему приказу);
4
типовую основную программу профессионального обучения в области
подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными
требованиями по профессии «Судовой повар» (приложение № 3 к настоящему приказу).
Министр
Верно:
Главный специалист-эксперт отдела документационного обеспечения
5
Собрание законодательства Российской Федерации. 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326, 23, ст. 2878,
6
№ 27, ст. 3462, № 30 (ч. 1), ст. 4036, № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, 566, № 19, ст. 2289, № 22, ст. 2769, J6 23, ст. 2930,2933, 76 26 (ч. 1), ст. 3388.
7
Зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2012 г., регистрационный № 24456.
3 Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. № 871 «О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года», опубликовано в постановлениях Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, стр. 64. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 371 «О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 27 (ч. 2), ст. 2799).
8
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ет. 2207; 2001, № 22, ст. 2125; 2003, № 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, № 15, ст. 1519, № 45, ст. 4377; 2005, № 52 (ч. I), ст. 5581; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 46. ст. 5557, № 50, ст. 6246; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 30, № 29, ст. 3625; 2010, № 27, ст. 3425, № 48, ст. 6246; 2011, № 23, ст. 3253; № 25, ст. 3534, № 30 (ч. 1) ст. 4590, 4596, № 45, ст. 6335, № 48. ст. 6728; 2012, № 18, ст. 2128, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4321; 2013, № 30 (ч. 1), ст. 4058; 2014, № 6, ст. 566.