Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

18 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

I. Введение

II. Современное состояние геологической отрасли

III. Стратегическая цель и задачи развития геологической отрасли

IV. Приоритетные направления развития геологической отрасли

V. Ожидаемые результаты и целевые показатели развития геологической отрасли

VI. Риски реализации настоящей Стратегии

VII. Финансовое обеспечение, этапы и сроки реализации настоящей Стратегии

VIII. Система управления реализацией настоящей Стратегии

 
Дата введения21.06.2010
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия22.12.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

21.06.2010УтвержденПравительство Российской Федерации1039-р
ИзданСобрание законодательства Российской Федерацииот 28.06.2010 г. № 26, ст. 3399
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

OOQQ 1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития геологической отрасли Рос-сийской Федерации до 2030 года.

2. Минприроды России с участием заинтересованных <1>сдсральных органов исполнительной власти разработать и утвердить в месячный срок план мероприятий но реализации Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года и обеспечить его выполнение.

Москва 21 июня 2010 г. № 1039-р


Председатель Правительства Российской Федерации В. ПУТИН

УТВЕРЖДЕНА распоряжением 11равительства Российской Федерации от 21 нюня 2010 г. № 1039-р

СТРАТЕГИЯ развития геологической отрасли до 2030 года I. ВВЕДЕНИЕ

Геологическая отрасль является базовой составляющей экономики страны, представляющей собой совокупность управленческих структур, производственных и научных организаций всех форм собственности, обеспечивающих потребности государства и общества в c<j>cpe геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики, воспроизводства минерально-сырьевой базы страны, мониторинга и охраны недр.

Настоящая Стратегия учитывает тенденции изменения в сфере геологического изучения недр, отечественной и мировой минерально-сырьевой базы и анализ их текущего состояния.

Настоящая Стратегия определяет основные направления развития геологической отрасли Российской Федерации в условиях интенсификации процессов глобализации, обострения конкуренции на международных рынках минерального сырья и сервисных услуг в области геолого-разведочного производства.

II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Геологическая отрасль обеспечивает минерально-сырьевую, энергетическую и экономическую безопасность Российской Федерации, реализацию ее геополитических интересов, в том числе в Мировом океане, Арктике, Антарктике и на континентальном шельфе Российской Федерации.

Геологическая отрасль неразрывно связана с деятельностью отраслей, осуществляющих:

добычу, первичную переработку, транспортировку и реализацию минерального сырья;

использование минерального сырья производителями энергии, металлургиче-кой и химической промышленностью, строительной индустрией и агро про мы тленным комплексом.

1. Структура управления геологической отраслью

Система государственного управления геологической отраслью на федеральном уровне включает:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в c(J)epc изучения, использования, воспроизводства и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также мониторинга состояния недр;

Федеральное агентство по недропользованию и его территориальные органы, оказывающие государственные услуги по геологическому изучению недр, осуществляющие управление государственным имуществом, лицензирование недропользования, государственный учет и государственную экспертизу запасов, информации и проектов геолого-разведочных работ;

Федеральную службу по надзору в с<|>срс природопользования и ее территориальные органы, осуществляющие государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования относятся управление фондом недр общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы и участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых на своих территориях.

Координационным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов и организаций в области изучения и использования минерально-сырьевых ресурсов, является Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В настоящее время отсутствует четкое разграничение ответственности государства и бизнеса в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Поиски и оценка месторождений полезных ископаемых осуществляются как за счет средств <|)сдсралы10го бюджета в рамках государственного заказа, так и за счет средств недропользователей на лицензионной основе. При этом соотношение вкладов государства и бизнеса в геолого-разведочные работы в денежном выражении составляет в среднем соответственно 1 к 20 — для углеводородного сырья и 1 к 5 — для твердых полезных ископаемых. Геолого-разведочные работы по поиску отдельных видов твердых полезных ископаемых за счет средств недропользователей нс ведутся.

Большинство геологических организаций функционирует в <|юрмс федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, управление которыми осуществляется при минимальном участии Федерального агентства по 11едро1 юл ьзова н и ю.

2. Миформациопнп-апалитическое обеспечение геологической отрасли

Информационно-аналитическое обеспечение отрасли включает:

сбор и обработку геологической информации, а также се хранение;

создание сводной информационно-аналитической продукции, необходимой для государственного управления фондом недр;

предоставление геологической информации и информационно-аналитической продукции потребителям.

совершенствование порядка расчета и взимания иных платежей при предоставлении недр в пользование.

В части оптимизации затрат недропользователей предусматривается: совершенствование механизма осуществления государственного заказа в части включения в пего положений, определяющих особенности формирования условий торгов применительно к размещению заказа на ведение геолого-разведочных работ;

разработка укрупненных нормативов затрат на освоение месторождений по различным регионам Российской Федерации;

принятие положения о ликвидационном фонде, формируемом комнаниями-недропользователями в целях финансирования мероприятий по консервации и ликвидации предприятия, восстановлению природной среды и рекультивации земель и благоустройству территорий. Отчисления в этот фонд будут производиться недропользователями на специальный депозитный счет в любом банке на территории Российской Федерации в течение действия проекта отработки месторождения.

Кроме того, в целях развития геолого-разведочной деятельности и стимулирования рационального пользования недрами предусматривается:

совершенствование классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых в части учета экономических факторов их освоения;

разработка мер, направленных на стимулирование первооткрывателей месторождений полезных ископаемых, и дальнейшее совершенствование института нср-вооткры ватсл ьства.

3. Совершенствование информационного обеспечения геолого-разведочных работ

Совершенствование системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование геологической информации предусматривает обеспечение полноты, достоверности и оперативности предоставления геологической информации в соответствии с современными и перспективными требованиями гсол о го-раз вед оч но го производства и государственного управления в сфере недропользования.

Для достижения требуемого уровня полноты, достоверности и оперативности предоставления геологической информации предполагается решить следующие задачи:

обеспечение нормативно-правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности и коммерческого использования геологической ин(|юрмации, полученной как государственными, так и негосударственными организациями за счет различных источников финансирования;

разработка нормативно-правового обеспечения сбора, обработки, анализа и хранения геологической информации, в том числе носителей первичной геологической и геофизической информации;

актуализация форм федерального статистического наблюдения и совершенствование технологии сбора, обработки, хранения и анализа собираемых по ним данных.

Предусматривается создание системы предоставления геологической и сопутствующей информации на безвозмездной основе. Планируется предоставить геологическим компаниям возможность самостоятельной реализации продукции геологического изучения недр, полученной за счет средств внебюджетных источников. Результаты геолого-разведочных работ, выполненных на территории Российской Федерации за счет средств частных компаний, могут на протяжении определенного времени составлять коммерческую тайну, а затем должны передаваться в открытый доступ.

Для обеспечения свободного доступа к открытой геологической информации будет создан информационный портал, содержащий сведения о динамике ресурсной базы и добычи полезных ископаемых, видах, объемах, стоимости и результативности геолого-разведочных работ. Повышение оперативности предоставления в пользование основных информационно-аналитических продуктов должно обеспечиваться переводом их на электронные носители, имеющие равный статус с традиционными бумажными документами.

4. Совершенствование научно-технического обеспечения геолого-разведочных работ

Совершенствование научно-технического обеспечения геолого-разведочных работ планируется осуществлять в следующих направлениях:

разработка перспективных научных направлений, научно-технических решений, современных методов и технологий, приборов и оборудования, призванных повысить эффективность геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы страны;

разработка типовых прогнозно-геологических моделей месторождений полезных ископаемых для их выявления и оценки в различных регионах страны;

целевое изучение основных горнорудных районов страны и определение перспектив выявления новых месторождений и скрытых рудных тел в пределах рудных полей, на флангах и глубоких горизонтах отрабатываемых месторождений;

разработка и внедрение современных технологий поисков, разведки, добычи, обогащения и переработки минерального сырья, его комплексного использования, направленных на повышение энергоэффсктивности и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду;

научное обоснование закономерностей размещения и выявления на территории Российской Федерации нетрадиционных видов минерального сырья и новых типов месторождений.

Необходимой составляющей всех этапов работ, выполняемых в геологической отрасли (работы общегеологического и мииерагенического назначения, поиски, оценка, разведка и освоение месторождений), является научно-методическое сопровождение, которое обеспечивает повышение воспроизводства фонда недропользования, его ликвидной и остродефицитной частей.

Для создания единой системы отраслевых научных знаний необходимо: сохранение существующих и создание новых научных школ, совершенствование подготовки специалистов высшей квалификации;

развитие теоретических основ мониторинга, моделирования и прогнозирования опасных геологических процессов и явлений, обеспечивающих повышение точности риска и снижение ущерба от опасных геологических процессов и явлений;

проведение на постоянной основе опережающих проблемно ориентированных фундаментальных геологических исследований, обеспечивающих решение современных и перспективных прикладных задач геологической отрасли в части, касающейся: обоснования новых подходов к минерагеническому районированию территории страны и оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых, а также разработки моделей глубинного строения рудных районов;

разработки фундаментальных основ оценки ресурсного потенциала глубоких горизонтов осадочных бассейнов, прогноза уникальных и крупных месторождений углеводородов, в том числе в пределах континентального шельфа Российской Федерации и акваторий внутренних морей.

Необходимо дальнейшее развитие геофизических методов и создание современных аппаратурно-технологических средств, наиболее важными из которых являются:

аэрогсофизичсские аппаратурно-технологические комплексы с высокой разрешающей способностью;

многоканальные телеметрические системы регистрации геофизических данных с высокой частотой дискретизации;

геофизическая аппаратура на основе сверхпроводящих квантовых интерференционных датчиков, обладающих высокой чувствительностью.

Для обеспечения морских геофизических исследований на опорных профилях необходимо создание нового поколения донных станций, использующих сейсмический и электромагнитный каналы, а также канал измерения теплового потока.

Предусматривается совершенствование технико-технологического обеспечения бурения и исследования глубоких скважин, скважин на твердые полезные ископаемые и гидрогеологических скважин.

Для развития геолого-разведочных работ на континентальном шельфе Российской Федерации и в Мировом океане требуется переоборудование и переоснащение современными техническими средствами имеющихся научно-исследовательских судов и строительство новых научно-исследовательских судов.

Необходимо создать современную метрологическую базу обеспечения единства измерений при проведении геолого-разведочных работ и лабораторно-аналитических исследований.

Передовые научно-технические достижения должны определять требования к результатам и качеству геолого-разведочных работ, закрепляемые соответствующими стандартами, регламентами, рекомендациями и другими нормативными документами.

5. Инновационное развитие геологической отрасли

Переход на инновационный путь развития геологической отрасли предполагает техническое перевооружение средств получения геологической информации, се обработки, интерпретации и предоставления в пользование.

Инновационную базу средств получения геологической информации планируется развивать на основе современных измерительных, аналитических и интерпретационных аппаратурно-технологических комплексов, специализированных по видам геолого-разведочных работ и минерального сырья, а также на основе технологий интегрированного анализа и поддержки принятия управленческих решений.

Предусматривается широкое использование современных компьютеризированных систем сбора, обработки и оперативной передачи геологических, геофизических и геохимических данных. Особое значение имеет внедрение информационно-технологических решений, обеспечивающих координацию данных из официальных источников цифровой информации по недропользованию. Для этого предусматривается создание мотивационных условий, способствующих внедрению передовых технологий проведения всех видов геолого-разведочных работ.

Экономическое обеспечение инновационной деятельности предусматривает: выделение прямых инвестиций за счет средств федерального бюджета на разработку инновационных проектов, важных для решения государственных задач, не решаемых частными инвесторами;

разработку финансовых механизмов развития инновационной деятельности в сфере недропользования путем создания возможных условий для реализации лизинговых соглашений;

субсидирование процентных ставок но кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, и лизинговым договорам для компаний, осуществляющих разработку и реализацию инновационных проектов;

внесение изменений в законодательство Российской Федерации о размещении заказов в целях стимулирования инноваций и модернизации через систему государственного заказа;

освобождение на определенный период времени от уплаты таможенных пошлин ввозимого геолого-разведочного оборудования, нс имеющего российских аналогов.

6. Совершенствование кадрового обеспечения геологической отрасли

Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров предполагает разработку и реализацию программы подготовки кадров по геологическим специальностям, включающей организационные, нормативно-правовые и финансово-экономические мероприятия, направленные: на обеспечение кадрового потенциала отрасли;

на обеспечение качественной профессиональной кадровой подготовки; на оптимизацию размещения образовательных центров; на организацию мониторинга кадровой ситуации.

Обеспечение потребностей в кадровых ресурсах необходимо решать, прежде всего, за счет повышения престижа профессии геолога и закрепления в отрасли специалистов, получивших соответствующее образование. Решению этой проблемы будут способствовать:

реализация программ целевой подготовки специалистов горно-геологического профиля с высшим и средним профессиональным образованием на основе договоров на целевую контрактную подготовку, заключаемых между студентом и работодателем;

обеспечение конкурентного уровня материального вознаграждения работников отрасли;

установление вознаграждения за выслугу лет и введение социальных гарантий; признание научных достижений и достойное поощрение первооткрывательства; расширение возможности научного, профессионального и административного роста.

Обеспечение качественной подготовки кадров требует постоянного обновления знаний и реализации принципов непрерывности общей и профессиональной подготовки специалистов по всем образовательным уровням.

В общеобразовательных учебных заведениях предполагается развитие детско-юношеских геологических движений (геологические кружки, молодежные геологические партии и экспедиции, экскурсии, выставки, олимпиады и конкурсы), обеспечивающих популяризацию среди молодого поколения профессий горно-геологической направленности.

Система подготовки специалистов геологического профиля в высших учебных заведениях предусматривает:

рациональную модель подготовки специалистов, способных принимать инженерные решения в процессе практической деятельности на основе принципа неразрывного единства теоретического и практического обучения;

подготовку кадров для осуществления инновационной деятельности в области наукоемких технологий и коммерциализации результатов научных разработок;

повышение доли практической компоненты в обучении за счет увеличения роли и обеспеченности самостоятельной работы студентов с целью повышения их творческой активности;

закрс1шснис за высшими учебными заведениями и средними специальными учебными заведениями производственных организаций в качестве постоянных баз производственной практики студентов:

стимулирование заинтересованности организаций в проведении преддипломной практики с последующим трудоустройством выпускников высших учебных заведений;

развитие региональных центров (полигонов) для прохождения студентами учебной практики при ведущих высших учебных заведениях горно-геологического профиля;

переоснащение учебно-лабораторной базы образовательных учреждений и совершенствование их научно-методической базы в соответствии с текущими и перспективными задачами отрасли;

объединение учебно-образовательных ресурсов и нрофамм в единую общероссийскую систему непрерывного геологического образования и управления знаниями, а также применение в рамках этой системы инновационных технологий и методов обучения специалистов;

создание в профильных научно-исследовательских институтах кафедр высших учебных заведений, способствующих участию студентов в научно-исследовательском процессе.

Для обеспечения послевузовской подготовки специалистов и руководителей геологической отрасли планируется восстановить:

сеть учебных центров повышения квалификации, обеспечив разработку новых организационных, финансовых и методических основ их деятельности; формирование отраслевого кадрового резерва;

целевую подготовку кадров высшей квалификации для нужд геологической отрасли.

Проблему рационального размещения образовательных центров предполагается решить с учетом существующей географии учебных заведений, количественных и качественных показателей выпуска специалистов, а также задач, стоящих перед геологической отраслью на территориальном, региональном и федеральном уровнях.

Организация кадрового мониторинг геологической отрасли будет заключаться в целенаправленном отслеживании динамики и эффективности подготовки, переподготовки и использования специалистов и руководителей различных уровней геологической отрасли.

Мониторинг обеспечит решение следующих задач: получение достоверной и всесторонней кадровой информации; формирование банка данных персонала и разработка информационно-поисковой системы кадров;

систематизация, обобщение статистических данных и определение динамики и оценок состояния кадрового обеспечения;

интегрирование результатов анализа в целостную систему оценочных показателей для прогнозирования, планирования и управления кадровыми процессами;

определение направлений дальнейшего совершенствования механизма кадрового обеспечения.

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАНИИ РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Реализация настоящей Стратегии позволит перевести геологическую отрасль на качественно новый уровень, в результате чего будет достигнуто повышение геологической изученности страны, воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечение рационального недропользования и снижение ущербов от негативных процессов и явлений.

Для оценки реализации настоящей Стратегии с<|юрмирована система целевых показателей, характеризующих развитие геологической отрасли но критериям инновационного развития, кадрового обеспечения, инвестиционной привлекательности, обусловливающим развитие минерально-сырьевой базы, рост геологической изученности территории и увеличение степени охвата территорий системой наблюдений за опасными геологическими процессами и явлениями. При этом используются следующие целевые показатели:

увеличение до 70 процентов доли геолого-разведочных работ, выполняемых инновационно-активными организациями;

достижение полной обеспеченности геологических организаций специалистами высшего уровня квалификации;

обеспечение роста объемов финансирования за счет средств внебюджетных источников вследствие повышения инвестиционной привлекательности геологоразведочных работ по отношению к достигнутому уровню в 2015 году на 20 процентов, в 2020 году — на 40 процентов, в 2030 году — на 50 процентов;

обеспечение воспроизводства минерального сырья с учетом текущей и перспективной потребности в разведанных запасах, которое в соответствии с основными документами стратегического планирования социально-экономического развития страны составит соответственно в среднем в год к 2015, 2020 и 2030 годам: по нефти — до 490 млн. тонн в год, до 500 млн. тонн и до 530 млн. тонн; по природному газу — до 715 млрд. куб. метров, до 780 млрд. куб. метров и до 900 млрд. куб. метров;

по золоту — до 210 тонн, до 220 тонн и до 250 тонн;

по железной руде — до 180 млн. тонн, до 190 млн. тонн и до 200 млн. тонн; но меди — до 1100 тыс. тонн, до 1250 тыс. тонн и до 1400 тыс. тонн; но никелю — до 400 тыс. тонн, до 440 тыс. тонн и до 450 тыс. тонн; повышение уровня изученности территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей посредством проведения работ

общегеологического и специального назначения к 2012 году до 45 процентов, к 2020 году — до 50 процентов и к 2030 году — до 70 процентов;

повышение уровня изученности территорий Российской Федерации, подверженных влиянию опасных геологических процессов и явлений, к 2015 году — до 55 процентов, к 2020 году — до 60 процентов и к 2030 году — до 80 процентов.

VI. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

Для достижения поставленной цели настоящей Стратегии необходимо учитывать макроэкономические, операционные, социальные и научно-технологические риски.

Макроэкономические риски связаны с возможным ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, с высокой инфляцией, кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита.

Источниками возникновения таких рисков являются:

снижение объемов выпуска продукции наиболее ресурсоемких отраслей экономики;

неблагоприятное изменение внутренней и внешней конъюнктуры в смежных отраслях экономики;

недостаток мощностей и низкий технический уровень развития отечественного приборо- и машиностроения для геологической отрасли;

несоответствие объема выделяемых государственных инвестиций на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы требованиям настоящей Стратегии.

Нестабильность международной обстановки может оказать негативное влияние на реализацию проектов с участием зарубежных партнеров, объемы международного кооперационного сотрудничества, а также на снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга кредитного доверия к геологической отрасли со стороны кредитных организаций и международных финансовых институтов.

Операционные риски связаны с недостатками в процедурах управления, поддержки и контроля за реализацией настоящей Стратегии, в том числе с недостатками нормативно-правового обеспечения. Эффективное и динамичное развитие геологической отрасли во многом зависит от создания благоприятного правового климата для инновационного развития. Несвоевременное внесение назревших изменений в нормативную правовую базу может стать источником серьезных трудностей на пути эффективного и динамичного развития отрасли.

К операционным рискам следует отнести возможное перепрофилирование геологических организаций нри их приватизации.

Социальные риски обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров геологической отрасли для осуществления научных исследований, геолого-разведочных работ и полномочий на федеральном и региональном уровнях.

Научно-технологические риски возникают при недостаточном финансировании работ, направленных на усиление научно-технического и инновационного развития геологической отрасли, создание и внедрение современных технологий.

Риски достижения показателей воспроизводства минерально-сырьевой базы определяются также вероятностным характером геолого-разведочного процесса.

Необходимым условием эф>ф>ективной реализации настоящей Стратегии является минимизация указанных рисков, анализ промежуточных результатов ее выполнения и принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений развития геологической отрасли.

VII. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ,

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

Финансирование предусмотренных настоящей Стратегией мер предполагается осуществлять за счет средств (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников.

Направления и механизмы развития геологической отрасли в соответствии с настоящей Стратегией нацелены на повышение эффективности использования финансовых средств, предусматриваемых на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с оптимизацией организационной структуры геологической отрасли, экономическим стимулированием геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального недропользования, с созданием условий для внедрения инновационных технологий за счет средств федерального бюджета на исполнение принимаемых расходных обязательств, предусматривается уточнять но результатам рассмотрения этих обязательств в установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Стратегия реализуется в 3 этапа: первый этап — 2010—2012 годы; второй этап — 2013—2020 годы; третий этап — 2021—2030 годы.

На первом этапе предусматривается создание первоочередных нормативноправовых и экономических механизмов развития отрасли.

На втором этапе предполагается завершение институциональных преобразований, в том числе связанных с совершенствованием системы государственного управления геологической отраслью, совершенствованием системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование геологической информации, усилением научно-технического и кадрового обеспечения геолого-разведочных работ. При этом предполагается обеспечить геологическое изучение территории страны и воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, достаточных для функционирования экономики страны в условиях инновационного развития.

Реализация настоящей Стратегии на первом и втором этапах не потребует изменений финансового обеспечения геолого-разведочных работ, предусмотренных долгосрочной государственной нрофаммой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На третьем этапе в результате введения в действие нормативной правовой базы в части повышения доступности геологической информации, заявительного принципа получения и свободного оборота поисковых лицензий инвестиционная привлекательность геолого-разведочной деятельности значительно возрастет. При этом вклад недропользователей в решение проблем воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации, се континентального шельфа и акваторий внутренних морей будет определяющим. С этого времени средства федерального бюджета должны будут направляться преимущественно на региональное геологическое изучение территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики в целях обеспечения потребностей различных отраслей экономики страны и защиты се геополитических интересов. Указанные изменения найдут отражение в государственной программе геологического изучения недр.

VIII. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

Для достижения стратегической цели настоящей Стратегии формируется система управления ее реализацией, которая предполагает:

формирование плана мероприятий по реализации настоящей Стратегии и эффективной организационной модели но его выполнению;

концентрацию имеющихся ресурсов на достижении значений целевых показателей развития геологической отрасли;

создание механизма мониторинга, оценки и минимизации рисков реализации настоящей Стратегии.

Реализация настоящей Стратегии осуществляется органами государственной власти в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. При реализации настоящей Стратегии соответствующими органами государственной власти представляется в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации промежуточная отчетность о фактически достигнутых значениях целевых показателей развития геологической отрасли, проблемах и рисках, предпринимаемых мерах по их преодолению.

Координация реализации настоящей Стратегии возлагается на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Задачами координатора являются организация системы мониторинга, анализ хода реализации настоящей Стратегии и оценка достигнутых результатов, а также представление в Правительство Российской Федерации сводной отчетности и предложений по оптимизации комплекса мер и их финансового обеспечения.

Председатель Правительства Российской Федерации В. ПУГИН

Москва 21 нюня 2010 г. N° 1039-р

Получение и интерпретация геологической информации осуществляются недропользователями, научными и производственными организациями, проводящими работы по геологическому изучению и использованию недр.

Сбор, обработка, хранение и предоставление геологической информации в пользование обеспечиваются разветвленной сетью организаций, находящихся в ведении Федерального агентства но недропользованию.

Основными сводными ин(|юрмационно-аналитичсскими продуктами, имеющими ключевое значение для государственного управления <|юндом недр, являются:

государственный баланс запасов полезных ископаемых;

государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации;

государственный реестр работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых и в целях, нс связанных с добычей, а также лицензий на пользование недрами;

сводные данные федерального государственного статистического наблюдения, отражающие объемы выполненных геолого-разведочных работ в физическом и денежном выражении.

В настоящее время содержание геологической информации, ее полнота, доступность и оперативность предоставления в пользование нс полностью соответствуют потребностям геолого-разведочного производства, выработки и принятия управленческих решений. В частности, геологическая информация, полученная пользователем недр за счет собственных или привлеченных средств, является его собственностью и фактически выпадает из оборота на неопределенный срок.

Не решены вопросы сбора и хранения первичной геологической информации.

3. Научно-техническое обеспечение геологической отрасли

Геолого-разведочные работы характеризуются высокой наукосмкостью. Результатом научных исследований в геологии являются новые данные и знания о геологическом строении недр, закономерностях формирования и размещения полезных ископаемых. Эффективность геолого-разведочных работ обеспечивается внедрением прогрессивных научно-технических решений и технологий в области поисков и разведки месторождений полезных ископаемых.

Основные объемы научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы выполняются отраслевыми научными организациями, учреждениями Российской академии наук и профильными высшими учебными заведениями.

Научные исследования в геологии развиваются в условиях постоянного обновления информации о геологическом строении и минсрагеничсском потенциале недр, появления новых идей и концепций, а также изменения экономической и геополитической ситуации.

Решающее значение в развитии научных геологических исследований имеет возможность обработки и освоения огромного объема геологических, геофизических, геохимических и дистанционных данных на основе современных информационных технологий. Принципиально новым является переход от качественных оценок к количественным моделям.

Разрабатываются новые подходы к тектоническому районированию и прогнозированию открытий месторождений полезных ископаемых на основе геодинами-ческого анализа.

Существенно усовершенствованы используемые методы исследования вещества и строения недр Земли, позволяющие получать всестороннюю аналитическую характеристику геологического вещества на основе элементного и изотопного анализа, и разработаны новые такие методы. Использование новых физических методов даст возможность выявить детальные особенности внутреннего строения горных пород и минералов. Значительное повышение чувствительности геофизических методов и их комплексное применение привело к существенной детализации и новому пониманию внутреннего строения Земли.

Отмечается расширение объектов геолого-разведочных работ и их масштаба. Кроме верхних горизонтов земной коры в сферу геологических исследований уже сейчас вовлечены вся литосфера, территория континентального шельфа Российской Федерации и дно Мировою океана. Это стало возможным благодаря глубокому и сверхглубокому бурению, возросшей точности геофизических исследований, особенно различных сейсмических методов, достижениям в области экспериментальной петрологии и минералогии и изучении каменного материала глубинного происхождения, а также успехам в физике горных пород в условиях высоких температур и давлений.

К настоящему времени достаточно детально изучены нефтегазоносные и нефтегазоперспективные отложения осадочных бассейнов России на глубине до 3,5— 4,5 км. Весьма актуальным становится повышение глубинности исследований в пределах территории Российской Федерации и получение новых данных о нефтега-зоносности континентального шельфа Российской Федерации.

В практику геолого-геофизических исследований внедрены цифровые измерительные системы, а также средства автоматики и информационно-коммуникационных технологий.

Использование передовых научно-технических решений позволяет уменьшить риски, неизбежные при проведении геологических работ на ранних стадиях геологического изучения территории.

Вместе с тем в последние годы вследствие перепрофилирования ряда конструкторских и приборостроительных организаций разработка и выпуск отечественных аппаратурно-технологических комплексов и оборудования существенно сократились. Отчетливо проявилось отставание в развитии отечественных технических средств и технологий для геолого-разведочных работ от уровня, достигнутого зарубежными странами. По ряду направлений происходит замещение отечественного оборудования и технологий импортными.

Имеющиеся в распоряжении государственных геологических организаций технические средства в значительной степени изношены и морально устарели.

Выявление новых источников минеральною сырья становится все более сложным и дорогостоящим из-за усложнения условий проведения геолого-разведочных работ. Стоящие перед геологической отраслью проблемы определяют необходимость разработки новых подходов, научных теорий, методов и технологий поисков и разведки.

4. Кадровое обеспечение геологической отрасли

Подготовка специалистов геологического профиля в Российской Федерации ведется в 34 высших учебных заведениях, включая 18 технических университетов, академий и институтов, и 20 техникумах. Подготовка ведется по 15 специальностям высшего профессионального образования и 8 специальностям среднего профессионального образования.

Общий контингент студснтов-гсологов составляет около 18 тыс. человек, в том числе студентов высших учебных заведений — около 16 тыс. человек, студентов техникумов — около 2 тыс. человек. Годовой выпуск специалистов с высшим геологическим образованием составляет около 2,5 тыс. человек, со средним геологическим образованием — около 500 человек. По данным последних лет, от 30 до 50 процентов выпуски и ков-геологов работают не по специальности.

За последние 15 лет обеспеченность организаций геологической отрасли специалистами с высшим профессиональным образованием снизилась почти в 1,5 раза, выросла доля лиц пенсионного возраста и одновременно снизилась доля персонала в экономически активной возрастной категории до 40 лет. Кроме того, постоянно увеличивается отток кадров, а более 10 процентов появившихся рабочих мест остаются вакантными. По различным оценкам, дефицит молодых инженеров, экономистов и управленцев, а также других специалистов с высшим образованием в геологической отрасли составляет свыше 20 тыс. человек.

Причинами дефицита высококвалифицированных геологических кадров являются:

отсутствие мотивационных стимулов и недостаточный имидж профессии геолога для привлечения молодых и талантливых кадров и, как следствие, изменение возрастной структуры в сторону преобладания предпенсионных и пенсионных групп, в результате чего средний возраст геологических кадров, особенно в государственных организациях, составляет 50—60 лет;

слабое и неэффективное взаимодействие высших учебных заведений и других учебных заведений с успешно работающими научными и производственными геологическими организациями и комнаниями-нсдронользоватслями;

отсутствие образовательных программ, отвечающих современным требованиям; несоответствие номенклатуры специальностей подготавливаемых специалистов реальным потребностям отрасли;

отсутствие системы повышения квалификации кадров с учетом потребностей инновационного развития геологической отрасли;

отсутствие современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением геологической отрасли, способных эффективно прогнозировать и удовлетворять спрос на специалистов геологического профиля в условиях современного рынка труда.

III. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Стратегической целью развития геологической отрасли до 2030 года является формирование высокоэффективной, инновационно ориентированной системы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечивающей решение поставленных задач на современном этапе и в долгосрочном периоде. В соответствии с Основами государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. № 494-р, и долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, основными задачами геологической отрасли на долгосрочную перспективу являются:

воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, создания минерально-сырьевых основ социально-экономического развития регионов Российской Федерации и обеспечения энергетической и минерально-сырьевой безопасности;

изучение территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики для геологического обеспечения различных отраслей экономики страны и се геополитических интересов;

охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей базовых отраслей экономики;

оценка и прогноз состояния недр на территориях, подверженных опасным геологическим процессам и явлениям.

Минерально-сырьевая база является естественным конкурентным преимуществом народного хозяйства и промышленного сектора России, донором российской экономики, обеспечивающим се развитие и переход на новый технологический уклад. Экономические и геополитические интересы России и в долгосрочной перспективе будут существенно зависеть от состояния минерально-сырьевой базы, воспроизводство которой на современном технологическом уровне является центральной задачей геологической отрасли. Решение этой задачи определяется детальностью геологической изученности территории страны, результативностью и качеством геолого-разведочных работ на всех стадиях их проведения — от регионального изучения недр до разведки месторождений полезных ископаемых.

Россия располагает значительными минерально-сырьевыми ресурсами большинства используемых в мире полезных ископаемых. Годовой объем производства товарной продукции по таким видам минерального сырья, как нефть,

природный газ, угли, железные руды, алюминий, медь, никель, золото, алмазы, металлы платиновой группы, фосфорные руды и калийные соли, в стоимостном выражении составляет более 30 процентов валового внутреннего продукта Российской Федерации.

В развитии российского и мирового минерально-сырьевого комплекса отмечаются следующие основные тенденции:

повышение роли новых территорий, акваторий внутренних морей и континентального шельфа в связи с истощением ресурсной базы в традиционных районах добычи углеводородов и твердых полезных ископаемых на фоне исчерпания фонда легкооткрывасмых месторождений;

усиление внимания к новым для промышленности типам месторождений твердых полезных ископаемых, углеводородного сырья, геотермальным и гидроминеральным ресурсам;

увеличение глубин поисков и разработки месторождений полезных ископаемых; снижение качества руд вводимых в эксплуатацию месторождений и постепенное замещение выбывающих из эксплуатации месторождений богатых легкообога-тимых руд месторождениями бедных труднообогатимых руд;

перемещение геолого-разведочных работ в удаленные районы и районы со сложными горно-геологическими и климатическими условиями и слабо развитой и 11 фраструктуро й.

С развитием научно-технического прогресса изменился и продолжает меняться спектр используемых полезных ископаемых, а также отмечается сокращение потребления отдельных видов минерального сырья в сочетании с ростом других и появлением новых.

При высокой обеспеченности России общими запасами большинства полезных ископаемых в стране имеется дефицит отдельных видов минерального сырья, потребность в которых не покрывается собственной добычей и удовлетворяется за счет импорта. Причинами этого являются отсутствие или неблагоприятное геолого-географическое размещение месторождений качественных руд, а также наличие технологических сложностей добычи, обогащения и переработки минерального сырья.

Развитие минерально-сырьевой базы находится под влиянием следующих сдерживающих факторов:

отсутствует отвечающая современным требованиям геолого-картографическая основа по ряду перспективных регионов России, что сдерживает проведение опережающих прогнозно-минерагсничсских исследований и поисковых работ;

существенно сократился резерв объектов, на которых возможно получение в ближайшие годы значительных приростов запасов интенсивно добываемых полезных ископаемых;

в нераспределенном фонде недр велика доля запасов полезных ископаемых, освоение которых экономически нецелесообразно при используемых технологиях добычи, обогащения и переработки минерального сырья, а также при существующем состоянии транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;

действующая система государственного регулирования отношений недропользования нс создаст достаточных условий для привлечения инвестиций недропользователей в геолого-разведочные работы;

существующая система государственных закупок нс позволяет обеспечить непрерывное осуществление полного цикла геолого-разведочных работ от обнаружения перспективных площадей до открытия и начала освоения месторождений, продолжительность которого составляет от 5 до 15 лет.

Проблема устойчивого развития и использования минерального сырья может быть решена на основе реализации широкого комплекса мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности геолого-разведочных проектов, расширения объемов геолого-разведочных работ и повышения их э<1х|>сктив-иости, совершенствования административных и экономических механизмов регулирования недропользования, усиления научно-технического, инновационного и кадрового обеспечения геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

IV. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Развитие геологической отрасли в рамках настоящей Стратегии предусматривается но следующим приоритетным направлениям:

совершенствование системы государственного управления геологическим изучением недр и воспроизводством минерально-сырьевой базы;

повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

совершенствование системы сбора, обработки, анализа, хранения и предоставления в пользование геологической ин(|юрмации;

совершенствование научно-технического обеспечения геолого-разведочных работ; создание условий для внедрения инновационных технологий; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.

1. Совершенствование государственного управления геолого-pa $ведочиыми работами

Совершенствование государственного управления в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы будет основано на оптимизации организационной структуры геологической отрасли и развитии принципов программно-целевого планирования геолого-разведочных работ.

Необходимо конкретизировать функции и сферу ответственности государственного сектора геологической отрасли, а также разграничить вклад государства и бизнеса в воспроизводство минерально-сырьевой базы. В зависимости от вида полезных ископаемых, района проведения геолого-разведочных работ и других факторов эта граница может смещаться в ту или иную сторону.

В сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья вклад государства должен ограничиваться региональной стадией изучения новых нефтегазоносных провинций (научные исследования, бурение параметрических скважин, геофизические работы регионального масштаба, в том числе сейсмические). Более детальные геофизические исследования, включая подготовку перспективных структур к бурению, а также само поисково-разведочное бурение должны находиться в сфере ответственности нефтегазодобывающих компаний и финансироваться за их счет.

В сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых государственный заказ в ряде случаев может включать проведение геологоразведочных работ поисково-оценочной стадии, а иногда (для месторождений, имеющих первостепенное государственное и военно-стратегическое значение) — разведочной стадии.

Оптимизация организационной структуры геологической отрасли

Оптимизация организационной структуры геологической отрасли направлена на достижение следующих целей:

обеспечение государственного контроля за стратегичсски важной отраслью; повышение эффективности размещения и исполнения государственного заказа в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

обеспечение оптимального функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр;

обеспечение более качественного выполнения работ в c<j>epe геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

повышение эффективности управления имущественным комплексом геологоразведочных организаций;

создание условий для технического перевооружения геолого-разведочных организаций в соответствии с их специализацией;

формирование единого информационного пространства, консолидирующего в себе информационные потоки различной ведомственной принадлежности, относящиеся к проблемам государственного управления и инвестирования в обла-

сти геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы;

укрепление кадрового потенциала организаций, специализирующихся по видам работ и полезных ископаемых;

создание условий для диверсификации минерально-сырьевого обеспечения экономики страны за счет расширения российского присутствия на международном рынке геологических услуг.

Реструктуризация геологической отрасли предполагает:

преобразование федеральных государственных унитарных предприятий информационно-экспертного профиля в бюджетные учреждения, находящиеся в ведении Федерального агентства по недропользованию;

развитие научных организаций, осуществляющих научно-аналитическое обеспечение выполнения возложенных на Федеральное агентство но недропользованию государственных функций по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, а также совершенствование принципов управления ими;

консолидацию специализированных по видам геолого-разведочных работ и полезных ископаемых геологических организаций в форме акционерного общества, в уставный капитал которого должны быть переданы акции открытых акционерных обществ и акции преобразованных в открытые акционерные общества федеральных государственных унитарных предприятий, объединенных горизонтальными научно-производственными связями. Предполагается, что в отношении этого акционерного общества позиции акционера — Российской Федерации будут определяться Правительством Российской Федерации. Участие в управлении этим обществом предполагается возложить на Федеральное агентство но недропользованию. Финансирование сервисного обеспечения геолого-разведочного производства должно будет осуществляться за счет внебюджетных источников.

Государственный сектор геологической отрасли призван обеспечивать выполнение следующих функций:

государственное геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей, а также дна Мирового океана, Арктики и Антарктики;

локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных и новых районах с целью воспроизводства запасов минерального сырья; функционирование государственной системы лицензирования; выполнение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и проектов геолого-разведочных работ;

государственный учет запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, работ, участков недр и лицензий;

государственный мониторинг состояния недр;

государственный контроль и надзор за геологическим изучением недр и рациональным 11сдро1 юл ьзоваи исм.

Оптимизация функционирования негосударственного сектора геологической отрасли предусматривает создание условий для дальнейшего развития геолого-разведочных подразделений действующих горнорудных и нефтегазодобывающих компаний, сервисных геолого-разведочных структур, а также для формирования небольших геолого-разведочных компаний и усиления роли субъектов малого и среднего предпринимательства в проведении геолого-разведочных работ и разработке месторождений, не представляющих интереса для крупных компаний. В этих целях будут приняты следующие меры:

упрощение процедуры получения лицензии на геологическое изучение за счет собственных или привлеченных средств (вплоть до введения 'заявительного принципа) и обеспечение возможности свободного рыночного оборота поисковых лицензий;

обеспечение свободного доступа к геологической информации, полученной за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

развитие рыночных механизмов привлечения рискового капитала (бирж, финансовых институтов и других механизмов) для финансирования геолого-разведочных работ.

Для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к разработке месторождений, нс представляющих интереса для крупных компаний, предусматривается:

разработка критериев определения участков недр, нс представляющих интереса для крупных компаний;

упрощение порядка предоставления таких участков недр в пользование в целях разработки и добычи полезных ископаемых;

обеспечение возможности переуступки прав пользования такими участками недр в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства на рыночных условиях.

Совершенствование программно-целевого планирования

Программно-целевое планирование в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы будет осуществляться на основе действующих и разрабатываемых государственных программ. Получит развитие планирование геолого-разведочных работ в пределах естественных границ минерагеничсских провинций и минерально-сырьевых центров, выделяемых с учетом возможностей транспортной и энергетической инфраструктуры территорий вне зависимости от административно-территориального деления.

Минерально-сырьевые центры определяются как совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) для доставки потребителям.

Для выделяемых объектов планирования будет проводиться согласование программ геолого-разведочных работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств пользователей недр.

Такой же подход будет использоваться при подготовке программ лицензирования с учетом соблюдения следующих основных принципов:

обеспечение балансов между локализацией прогнозных ресурсов, воспроизводством и освоением запасов полезных ископаемых;

использование конкурсных (аукционных) механизмов предоставления прав пользования недрами, в том числе на близко расположенные участки недр, содержащие малые и средние месторождения полезных ископаемых, в рамках одного лота;

корректировка программ социально-экономического развития регионов, направленная на совершенствование энергетической и транспортной инфраструктуры освоения минерально-сырьевых ресурсов.

2. Повышение инвестиционной привлекательности объектов геологического изучения недр

Повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы будет осуществляться на основе совершенствования нормативно-правового обеспечения недропользования и введения механизмов экономического стимулирования геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов.

Совершенствование нормативно-правового обеспечения

Совершенетвование нормативно-правового обеспечения будет направлено на снятие административных барьеров при регулировании геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы и предусматривает:

совершенствование порядка предоставления в пользование участков недр федерального значения;

упрощение порядка формирования перечней участков недр, предоставляемых в пользование без конкурса для целей геологического изучения, а также на условиях конкурса или аукциона для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых;

упрощение порядка предоставления недропользователю права на разведку и разработку нижележащих горизонтов разрабатываемых участков недр и сопредельных участков нераспределенного фонда при выходе месторождения или отдельных его частей за пределы первоначально предоставленной лицензионной площади и последующую разработку открытых месторождений (залежей), а также введение возможности продления сроков действия лицензий с уточнением границ лицензионной площади;

создание нормативной правовой базы для геологического изучения и разработки трансграничных месторождений полезных ископаемых;

разработку и утверждение требований к содержанию технических проектов по видам полезных ископаемых;

упрощение порядка предоставления в пользование для целей проведения поисковых, разведочных и эксплуатационных работ земельных и лесных участков, находящихся во всех формах собственности, с учетом интереса собственника;

разработку и нормативное закрепление понятийного аппарата, используемого в законодательных и других нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере использования недр;

создание необходимой нормативной правовой базы для функционирования рынков частного акционерного капитала, необходимых для привлечения средств внебюджетных источников в целях осуществления работ по поиску и оценке полезных ископаемых;

введение механизма гарантировании лицу, открывшему месторождение, в том числе федерального значения, права на участие в реализации проекта по обустройству и разработке такого месторождения;

создание прозрачной системы санкций за нарушение условий пользования недрами и установление формализованных оснований для прекращения, приостановления или ограничения права пользования участками недр.

Экономическое стимулирование геолого-разведочных работ

В целях экономического стимулирования геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального недропользования предполагается введение ряда мер.

В области совершенствования системы налогов и платежей предусматривается введение следующих мер:

обоснование введения дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых;

выработка механизмов перехода в долгосрочной перспективе на налогообложение добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организации (налог на добавочный доход);

оптимизация механизма взимания экспортных пошлин на минеральное сырье и продукты его переработки.

Введение налоговых новаций планируется осуществлять в соответствии с мероприятиями, предусмотренными Министерством финансов Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В области совершенствования механизма предоставления участков недр в пользование предусматриваются следующие меры:

стимулирование геолого-разведочной деятельности компаний и снижение их инвестиционных рисков в процессе пользования недрами на участках федерального значения в части совершенствования принципов возмещения расходов недропользователей, открывших месторождения полезных ископаемых;

дальнейшее совершенствование порядка расчета разового платежа за пользование недрами;