Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

45 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Стратегия представляет собой отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в янтарной отрасли

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Оценка современного состояния, проблемы и возможности развития янтарной отрасли

III. Цели и индикаторы Стратегии

IV. Механизмы реализации Стратегии, обеспечивающие достижение долгосрочных целей

V. Сроки и этапы реализации Стратегии

VI. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

VII. Оценка объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии

VIII. Нормативно-правовое обеспечение реализации Стратегии

Приложение № 1. Основные геммологические свойства янтаря

Приложение № 2. Запасы и прогнозные ресурсы янтаря в Российской Федерации

Приложение № 3. Объемы экспорта обработанного и необработанного янтаря в 2009 - 2016 годах

Приложение № 4. Плановые значения целевых показателей реализации Стратегии развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 года

Приложение № 5. Экономические показатели развития янтарной отрасли в 2017 - 2025 годах

 
Дата введения15.09.2017
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

15.09.2017УтвержденПравительство Российской Федерации1966-р
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 18.09.2017. Номер опубликования: 0001201709180004
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 сентября 2017 г. № 1966-р МОСКВА

1.    Утвердить прилагаемую Стратегию развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).

2.    Минпромторгу России обеспечить:

в 3-месячный срок разработку с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Правительства Калининградской области проекта плана мероприятий по реализации Стратегии и представление его в Правительство Российской Федерации;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Калининградской области реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией;

мониторинг и контроль реализации положений, предусмотренных Стратегией.

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2017 г. № 1966-р

СТРАТЕГИЯ

развития янтарной отрас:ш Российской Федерации на период до 2025 года

I. Общие положения

Стратегия развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Стратегия представляет собой отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в янтарной отрасли.

Стратегия разработана с учетом положений прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года и изменившихся макроэкономических и отраслевых показателей.

Прогнозные показатели Стратегии определены на основе индикаторов государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 311 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года", и Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением

По оценкам, полученным на основе данных западной государственной инспекции пробирного надзора о ювелирных изделиях, поступивших на опробование и клеймение, в 2015 году на территории Калининградской области было произведено около 1135 тыс. ювелирных изделий из золота и серебра со вставками из янтаря общей массой около 3,7 тонны (рост по сравнению с 2014 годом на 18 процентов и 15 процентов соответственно).

По итогам анализа современного состояния янтарной отрасли в Российской Федерации были выявлены следующие проблемы, являющиеся причинами отставания России от стран - лидеров мирового янтарного рынка:

неразвитость рыночных механизмов образования цен на янтарное сырье;

дисбаланс спроса и предложения янтарного сырья на внутреннем рынке;

значительные объемы незаконной добычи и контрабанды янтаря;

недостаточно высокие темпы технологического перевооружения, обновления основных фондов организаций по добыче и переработке янтаря;

недостаточно высокий уровень внедрения новых технологий и методов производства на всех производственных уровнях в янтарной отрасли (начиная от щадящих методов добычи и транспортировки сырья, заканчивая производством конечной продукции);

низкая международная конкурентоспособность производителей продуктов переработки янтаря;

удаленность производителей янтарной продукции от основных рынков сбыта;

утрата научного и производственного потенциала в сфере глубокой переработки янтаря;

значительное отставание российских производителей янтарной продукции от зарубежных конкурентов в сфере маркетинга;

недостаточное использование туристического потенциала Калининградской области как мирового центра добычи и переработки янтаря;

несовершенство системы государственного регулирования отрасли, в том числе наличие пробелов в сфере технического регулирования, избыточность таможенных требований при перемещении продуктов переработки янтаря-сырца.

Указанные системные проблемы янтарной отрасли стимулируют сложившуюся практику незаконной перепродажи янтарного сырья на экспорт, сдерживают развитие переработки на территории Российской Федерации и закрепляют за Россией роль источника сырья в цепочках добавленной стоимости в мировой янтарной отрасли.

Единственным легальным поставщиком янтарного сырья российского происхождения на внутренний рынок и главным мировым поставщиком янтаря-сырца является Калининградский янтарный комбинат.

Непрозрачная ценовая политика и монопольное положение Калининградского янтарного комбината, неэффективное с точки зрения стратегического планирования управление производством и ориентация предприятия на экспортные поставки необработанного сырья длительное время сдерживали развитие переработки янтаря в Российской Федерации.

В качестве основных негативных последствий неурегулированности вопросов, связанных с монополией на янтарь-сырец на внутреннем рынке и неоптимальной производственной и сбытовой политикой российского добывающего предприятия, являются:

значительные колебания цен на янтарное сырье; неоправданное перераспределение доходов в пользу торговых организаций, получающих прибыль от арбитража в результате значительного разрыва между ценами мирового рынка и отпускными ценами Калининградского янтарного комбината;

рост масштабов нелегальной добычи, теневого оборота и незаконного вывоза янтарного сырья; потери бюджетов всех уровней;

невозможность нормального планирования финансовохозяйственной деятельности переработчиками янтаря, в основной массе являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства;

уход с рынка ряда переработчиков янтарного сырья, переориентация переработчиков на работу с другими поделочными материалами; общее сокращение занятости в янтарной отрасли.

В частности, в связи с низкой активностью региональных переработчиков янтаря на сырьевой бирже, обусловленной отсутствием у большинства участников янтарного рынка опыта совершения биржевых сделок, фактически не работал биржевой механизм формирования цен на янтарь-сырец.

Преодолению негативных явлений в российской янтарной отрасли среди прочего препятствовали нелегальная добыча на территории Калининградской области и хищение янтаря с месторождений и других производственных площадок, принадлежащих Калининградскому янтарному комбинату.

По состоянию на 2016 год большая часть продукции российских переработчиков янтаря не соответствовала современным тенденциям и пользовалась низким спросом по сравнению с конкурирующей продукцией иностранного происхождения, фактически отсутствовали отечественная школа дизайна и система профессиональной подготовки в сфере разработки и производства ювелирных изделий с янтарем.

Становление российской школы дизайна ювелирных изделий со вставками из янтаря требует объединения усилий многих переработчиков. Так, примером успешной кооперации может служить сотрудничество в рамках Ассоциации производителей и переработчиков янтаря, члены которой производят оригинальные изделия из янтаря и драгоценных металлов, янтаря и дерева, янтаря и кожи.

В то же время основная масса российских производителей продуктов переработки янтаря относится к подобным проектам настороженно и воспринимает другие предприятия подотрасли в качестве конкурентов, а нс потенциальных партнеров.

В начале 2014 года государственное унитарное предприятие "Калининградский янтарный комбинат" было преобразовано в открытое акционерное общество, 100 процентов находящихся в федеральной собственности акций которого было передано в качестве имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".

В 2015 году Калининградским янтарным комбинатом было утверждено разработанное с учетом позиций других российских участников янтарного рынка и органов государственной власти Российской Федерации и Калининградской области положение о горгово-сбытовой политике, установившее правила равного доступа к янтарному сырью для всех участников рынка, а также принято решение об организации биржевых (организованных) торгов янтарным сырьем на площадке акционерного общества "Биржа "Санкт-Петербург".

Таким образом, исключаются ранее имевшие место занижение прейскурантных цен на продукцию Калининградского янтарного

комбината по сравнению с ценами мирового рынка, ограничение возможностей российских переработчиков по приобретению янтаря-сырца необходимого качества.

Наряду с разработкой месторождений янтаря в соответствии с условиями государственных лицензий официальными недропользователями на территории Калининградской области получила широкое распространение безлицензионная добыча янтаря.

Использование примитивных технических средств позволяет добывать янтарь с глубины до 15 метров. При незаконной добыче, как правило, собираются только крупные и средние фракции янтаря, используемые в ювелирном производстве.

Статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольную добычу янтаря, а также сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном и (или) переработанном виде предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.

Поскольку величина административных штрафов для граждан, совершающих указанные правонарушения, не превышает 5 тыс. рублей, при существующих ценах на янтарь-сырец деятельность по незаконной добыче янтаря остается экономически выгодной даже при условии уплаты административных штрафов.

Росту масштабов незаконной добычи янтаря среди прочего способствуют нерешенные проблемы занятости населения в отдельных муниципальных образованиях Калининградской области.

Основным направлением борьбы с незаконной добычей янтаря и оборотом самовольно добытого янтаря и продуктов его переработки является ужесточение ответственности, делающей указанные действия экономически невыгодными. По мнению Министерства внутренних дел Российской Федерации, снижению криминогенных факторов в сфере незаконной добычи янтаря-сырца способствовало бы установление административной ответственности за скупку незаконно добытого янтаря-сырца.

При этом репрессивные меры могут быть эффективными только в комплексе с мерами социального характера, обеспечивающими лиц, вовлеченных в противоправную деятельность, легальными возможностями заработка.

Объемы экспорта необработанного и обработанного янтаря в 2009 - 2016 годах приведены в приложении № 3.

Начиная с 2014 года официальный экспорт необработанного янтаря-сырца из России практически полностью прекращается, в несколько раз возрастает экспорт обработанного янтаря. Именно с этого периода Калининградский янтарный комбинат начал осуществлять 100-процентную продажу янтаря-сырца на внутренний рынок.

В то же время в 2014 году было зафиксировано резкое увеличение вывоза необработанного янтаря российского происхождения из Республики Казахстан за пределы Евразийского экономического союза. Так, по сравнению с предыдущим годом его экспорт вырос в 10 раз -с 10,6 до 108,2 тонны. Данная ситуация сложилась в результате использования участниками внешнеэкономической деятельности пробелов в нормативных документах Евразийского экономического союза, регламентирующих экспорт необработанного янтаря.

В целях исключения нанесения ущерба янтарной отрасли в 2015 году по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при поддержке Федеральной таможенной службы были внесены соответствующие изменения в новую редакцию Положения о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза минерального сырья. Установлено, что при вывозе минерального сырья с территории государства - члена Евразийского экономического союза, не являющегося государством, на территории которого добыто это минеральное сырье, экспортер в качестве документов, удостоверяющих законность добычи минерального сырья, представляет заключение (разрешительный документ) на экспорт необработанного янтаря с таможенной территории Евразийского экономического союза, выданное уполномоченным на выдачу заключений (разрешительных документов) органом государства - члена Евразийского экономического союза, на территории которого добыто это минеральное сырье (в России -Федеральная служба по надзору в сфере природопользования). Кроме того, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 апреля 2014 г. №53 внесено изменение в ТНВЭДЕАЭС, которым для необработанного янтаря выделена отдельная подсубпозиция 2530 90 000 1.

Первоначальные меры дали определенный положительный результат. В 2015 году экспорт необработанного янтаря за пределы Евразийского экономического союза через Республику Казахстан снизился почти в 2 раза (до 61,2 тонны).

По результатам заседания Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Евразийского экономического союза в марте 2016 г. было рекомендовано обеспечить контроль за правильностью классификации необработанного янтаря в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и проверять наличие в лицензиях на экспорт необработанного янтаря, страной происхождения которого заявлена Российская Федерация, указанных заключений (разрешительных документов), выданных Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Вместе с тем, по информации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,    в    2015 - 2016 годах заключения

(разрешительные документы) на экспорт необработанного янтаря с таможенной территории Евразийского экономического союза участникам внешнеэкономической деятельности Федеральной службой по надзору в сфере природопользования не выдавались.

Сопоставление данных    о    добыче, переработке, запасах

и экспорте янтаря из различных источников позволяет предположить, что в 2014 - 2016 годах значительная часть янтаря, добытого в Калининградской области, была вывезена за пределы Российской Федерации с нарушением таможенного законодательства для переработки в других странах. При этом ввиду экспортно-сырьевой ориентации российской янтарной отрасли доля калининградских переработчиков на мировом рынке изделий из янтаря не превышает 5 процентов. В настоящее время дальнейший передел янтарного сырья в основном осуществляется на территории других стран.

Таким образом, необходимо продолжить мероприятия, направленные на увеличение доли переработки янтаря-сырца внутри страны, а также на работу по борьбе с нарушениями таможенного законодательства при его экспорте.

Основными факторами конкурентоспособности предприятий янтарной отрасли в современных условиях являются технологические инновации, разработка новых видов продукции, внедрение в производственные процессы наилучших доступных технологий и методов бережливого производства, а также совершенствование системы управления качеством.

В целом по состоянию на 2016 год янтарная отрасль России характеризовалась низким уровнем инвестиций и, как следствие, низким уровнем обновления основных фондов. Использование изношенных основных фондов и устаревших технологий добычи и доводки янтарного

сырья Калининградским янтарным комбинатом приводило к потерям на всех этапах производственной цепочки (в результате порчи янтаря и масштабного хищения).

Значительное отставание от ведущих зарубежных стран сложилось также и в сегменте переработки янтарного сырья.

Оборудование, применяемое российскими производителями продуктов переработки янтаря, не соответствовало современному уровню развития техники и уступало техническим решениям, используемым польскими, литовскими и китайскими переработчиками.

Использование ручного труда в ряде производственных операций приводило к низкому выходу конечной продукции и порче янтарного сырья. В подотрасли практически не применялись станки с числовым программным управлением, комплексные автоматизированные линии для обработки янтаря и драгоценных металлов.

Российскими переработчиками янтаря практически не использовалась такая ключевая информационная технология, как трехмерное моделирование, что также негативно сказывалось на их международной конкурентоспособности.

Основными причинами отставания Российской Федерации от ведущих зарубежных стран по уровню технологического развития янтарной отрасли являются:

низкий уровень инвестиций в добычу и переработку янтаря; недостаточное финансирование научно-исследовательских и опытноконструкторских работ;

отсутствие у российских переработчиков стимулов увеличивать производственную эффективность;

ориентация на экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью;

дефицит высококвалифицированных инженерных и научных кадров; низкий уровень внутриотраслевой кооперации; удаленность научных исследований в сфере производства и использования продуктов переработки янтаря от потребностей участников янтарного рынка;

неразвитость механизма государственно-частного партнерства в янтарной отрасли.

Росту конкурентоспособности российской янтарной отрасли длительное время препятствовало фактическое отсутствие специализированных учреждений профессионального образования.

В связи с этим Правительством Калининградской области была организована подготовка специалистов по обработке янтаря на базе государственного бюджетного учреждения Калининградской области профессиональной образовательной организации "Художественнопромышленный техникум".

В целях совершенствования материальной базы этой образовательной площадки необходимо провести реконструкцию здания указанного учреждения.

Предполагается, что в будущем в систему профессиональной подготовки кадров для янтарной отрасли также войдут многопрофильные центры прикладных квалификаций, создаваемые в рамках государственночастного партнерства.

Эффективное государственное регулирование является важным фактором повышения конкурентоспособности национальной отрасли, поскольку понятность и стабильность регулятивной среды, а также предсказуемость ее изменений снижают трансакционные издержки рыночных субъектов.

По состоянию на 2016 год отсутствовали эффективные механизмы сбора официальной статистической информации о состоянии янтарной отрасли, действовал целый ряд избыточных норм в сфере оборота и вывоза продуктов переработки янтаря, в том числе ювелирных изделий с янтарем и янтарной бижутерии, препятствующих реализации указанных товаров за границами Калининградской области и превращению региона в мировой центр янтарного производства.

Так, отсутствие в общероссийских классификаторах видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) и ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) отдельного кода для деятельности по производству продуктов переработки янтаря не позволяло оперативно формировать достоверную информацию о таких важных параметрах янтарной отрасли, как число хозяйствующих субъектов, занятость и создание добавленной стоимости.

Кроме того, классификация изделий из янтаря в сочетании с деревом, металлами и другими материалами в одних и тех же группировках с изделиями, не содержащими янтаря, в соответствии с общероссийскими классификаторами продукции по видам экономической деятельности

OK 034-2007 (КГ1ЕС 2002) и OK 034-2014 (КПЕС 2008) не позволяла вести статистический учет производства ряда востребованных на рынке и выпускаемых в относительно больших количествах изделий с янтарем.

В результате уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации фактически были лишены возможности принимать упреждающие меры государственного регулирования отношений в сфере добычи, переработки янтаря, оборота янтаря и продуктов его переработки, направленные на защиту интересов и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, а также соблюдение законных экономических интересов российских хозяйствующих субъектов.

Развитию янтарной отрасли также препятствовал механизм таможенного оформления янтарьсодержащей продукции, связанный с действием на территории Калининградской области правового режима Особой экономической зоны.

Так, вывоз продуктов переработки янтаря, в том числе изготовленных в сочетании с другими поделочными материалами, с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза требует подтверждения статуса таких товаров как товаров Евразийского экономического союза.

Урегулирование вопроса возможно путем законодательного закрепления норм, определяющих возможность перемещения отдельных категорий товаров (изделий, полностью произведенных из янтаря, а также изделий из драгоценных металлов, которые не могут быть помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны) без представления документов, подтверждающих статус таких товаров как товаров Евразийского экономического союза.

Бережное отношение к явлениям материальной и нематериальной культуры, связанным с добычей, обработкой янтаря и его использованием, может быть основой стратегии продвижения продукции янтаря, ориентированной на туристический спрос.

"Янтарный туризм" наиболее успешно развивается в Польше и Литве, активно использующих культурное измерение в целях продвижения продуктов переработки янтаря.

Как показывает практика этих стран, в целях привлечения туристов могут быть использованы традиции, сформировавшиеся в последние 10 - 20 лет.

В 12 городах Польши, в том числе в Гданьске, Варшаве, Кракове, Мальборкс, Катовице и Ченстохове находятся государственные и частные

музеи и коллекции, в которых собраны уникальные образцы натурального янтаря, исторические предметы и произведения современных художников с янтарем.

Ряд исторических городов Польши включен в трансграничный маршрут Янтарного пути. В приморском поселке Янтар проходит ежегодный чемпионат мира по ловле янтаря.

Литовская Республика использует янтарь как притягательный туристский бренд, именуя его "литовское золото". Янтарная тематика активно используется для создания культурных и туристических объектов: художественных галерей и других музеев, туристических маршрутов. Развивается также событийный туризм.

Гостям Литвы предлагается несколько одно- и многодневных вариантов обзорного маршрута по стране под общим названием "Балтийский янтарный путь: наследие, туризм и ремесло".

С 2004 года в г. Вильнюсе ежегодно проводится международная выставка Amber Trip, являющаяся крупнейшей специализированной выставкой ювелирных изделий в странах Балтии.

При этом Российская Федерация значительно отстает от стран-лидеров в сфере развития янтарного туризма и недостаточно полно использует культурное измерение янтаря для продвижения продуктов его переработки и повышения туристической привлекательности Калининградской области как центра добычи и переработки янтаря.

Калининградская область, обладая крупнейшими промышленными запасами янтаря, а также отдельными объектами культурной и туристической инфраструктуры, является наиболее перспективным субъектом Российской Федерации с точки зрения возможностей развития янтарного туризма. Партнером Калининградской области мог бы стать г. Санкт-Петербург, обладающий такими уникальными объектами, как реконструированный янтарный кабинет короля Пруссии Фридриха I.

По результатам анализа текущего состояния развития "янтарного туризма" в Калининградской области были выявлены следующие основные проблемы:

отсутствие системы продвижения янтаря в качестве исторического и культурного феномена;

отсутствие брендинговой стратегии, направленной на формирование у потребителей янтаря предпочтений в отношении янтарной продукции Калининградской области, которая ассоциировалась бы с культурными явлениями и историей региона;

Правительства Калининградской области от 2 августа 2012 г. №583 "О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу".

Стратегия нацелена на достижение показателей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. №208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года", исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 "О долгосрочной государственной экономической политике", а также на решение задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

В Стратегии учтены решения Правительства Российской Федерации, направленные на обеспечение социальной стабильности и устойчивое развитие экономики, а также положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Стратегия является документом, определяющим государственную политику в сфере развития янтарной отрасли, а также основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развитие янтарной отрасли.

II. Оценка современного состояния, проблемы и возможности развития янтарной отрасли

Янтарь является полезным ископаемым органического происхождения и представляет собой окаменелую смолу ископаемых хвойных деревьев. Будучи поделочным материалом, янтарь находит широкое применение в ювелирной промышленности и в производстве бижутерии (здесь и далее термин "поделочный материал" используется в значении "необработанный минерал или органическая субстанция,

низкая эффективность продвижения Калининградской области в туристической среде в качестве центра добычи и переработки янтаря, европейского исторического и культурного центра, связанного с янтарем;

низкая привлекательность для иностранных участников специализированных выставочно-ярмарочных предприятий, проводимых в Калининградской области.

III. Цели и индикаторы Стратегии Целями Стратегии являются:

формирование конкурентоспособной, устойчивой янтарной отрасли, обеспечивающей внутренний и внешний рынки качественной и конкурентоспособной продукцией;

формирование производственных, образовательных, культурных центров, обеспечивающих долгосрочное развитие янтарной отрасли; увеличение занятости населения.

Для достижения целей Стратегии необходимо решить следующие задачи:

стимулирование создания новых перерабатывающих производств; развитие конкурентной среды в янтарной отрасли, приведение отношений в сфере сбыта янтаря-сырца и продуктов его переработки в соответствие с нормами антимонопольного законодательства;

стимулирование вывоза из Российской Федерации янтарных полуфабрикатов и конечных продуктов переработки янтаря-сырца;

совершенствование    пространственного    размещения

перерабатывающих предприятий;

содействие формированию устойчивых производственных и коммерческих отношений между предприятиями янтарной отрасли;

стимулирование внедрения современных технологий и оборудования в добывающее и обрабатывающее производства;

стимулирование саморегулирования и самоорганизации янтарной отрасли;

совершенствование государственного регулирования янтарной отрасли, в том числе в сфере стандартизации;

создание имиджа Калининградской области (г. Калининград) как центра художественной обработки и изучения янтаря;

использование туризма для продвижения продуктов переработки янтаря.

обладающие такими свойствами, как красота, редкость, долговечность и ценность, и, как правило, подвергаемые таким видам обработки, как шлифование и полирование").

Основными продуктами переработки янтаря являются янтарные полуфабрикаты (кабошоны, заготовки и др.), золотые и серебряные ювелирные изделия со вставками из янтаря, янтарная бижутерия, изделия бытового и декоративного назначения, предметы интерьера, изготавливаемые из янтаря полностью или частично, а также янтарная канифоль, янтарное масло, янтарная кислота и ее производные.

По состоянию на 2016 год каких-либо межгосударственных или национальных стандартов, классифицирующих янтарь как особую разновидность поделочных материалов, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации введено в действие не было.

В настоящее время янтарь учитывается Общероссийским классификатором полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ) ОК 032-2002 под кодом 145029295. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) включает позицию 32.12.11.140 "Янтарь обработанный".

Янтарная отрасль представляет собой совокупность предприятий, осуществляющих деятельность по добыче янтаря и производству продуктов его переработки. Деятельность предприятий янтарной отрасли в основном включается в группировки видов экономической деятельности 08.99.31 "Добыча драгоценных и полудрагоценных камней, кроме алмазов", 32.12.5 "Производство ювелирных изделий, медалей из драгоценных металлов и драгоценных камней", 32.12.7 "Обработка янтаря и производство изделий из янтаря", 32.13 "Производство бижутерии и подобных товаров" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

В соответствии с единой Таможенной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) янтарь агломерированный, гагат (черный янтарь) учитываются в подсубпозиции 2530 90 000 1.

Вместе с тем классификаторы, применяемые в международной практике в торговле поделочными материалами, относят янтарь наряду

с другими природными материалами, как например, жемчуг или кораллы, к органическим поделочным материалам, органическим субстанциям, поделочным камням (самоцветам) органического происхождения.

Советская минералогическая школа (Е.Я.Киевленко, А.Е.Ферсман и другие) рассматривала янтарь в качестве ювелирно-поделочного камня I порядка (наряду с лазуритом, жадеитом, нефритом, малахитом, горным хрусталем) или поделочного материала (цветного камня) II порядка (наряду с лепидолитом, фукситовым сланцем, серпентином, агальматолитом и другими минералами и группами минералов).

Используемая в российской практике классификация естественных ювелирных и поделочных материалов в соответствии с ведущими технологиями обработки, известная как технологическая классификация А.И.Цюрупы, или классификация ВНИИЮвелирпрома, относит янтарь к ювелирно-поделочным камням мягкой и средней твердости, поддающимся термообработке.

Процесс трансформации смолы в янтарь на сегодняшний день изучен не полностью. По информации отраслевого издания Gems. Their Sources, Descriptions and Identification издательства Elsevier (Нидерланды), основной составляющей данного процесса является полимеризация смолы растений под действием высокой температуры и давления в бескислородных (анаэробных) условиях. Образованный в результате данного превращения твердый природный материал копал после испарения оставшихся летучих веществ становится янтарем.

Продолжительность времени трансформации растительных смол в копал, а затем в янтарь зависит от условий внешней среды и составляет от 2 до 10 миллионов лет.

Имеющиеся на сегодняшний день данные позволяют предположить, что основные мировые месторождения янтаря возникли в результате длительного нахождения растительных смол под слоем морской воды.

С точки зрения химии янтарь является углеводородом -органическим соединением углерода, водорода и кислорода. В то же время состав конкретных образцов янтаря, определяющий их цвет и другие важные свойства, зависит от таких факторов, как вид дерева, из которого была образована смола, условия и длительность нахождения древесной смолы в анаэробных условиях, и различается в зависимости от месторождений.

Так, в балтийском янтаре (в отличие от других разновидностей янтаря) содержится от 3 до 8 массовых процентов сукциновой (янтарной)

кислоты. Данный факт позволил выделить балтийский янтарь в отдельную группу ископаемых смол под названием "сукциниты'1.

Основные геммологические свойства янтаря приведены в приложении № 1.

Янтарь является широко распространенным полезным ископаемым. Основными типами месторождений янтаря являются морские и прибрежно-морские россыпи.

По оценкам, мировой ресурсный потенциал янтаря (включающий подтвержденные запасы и ресурсы) составляет более 1 млн. тонн. Значительные запасы и ресурсы янтаря известны в России, Польше, Украине, Литве, Белоруссии и ряде других стран. При этом наиболее крупными запасами высококачественного янтаря, пригодного для использования в производстве ювелирных изделий, обладают Россия (37,5 тыс. тонн), Польша (12 тыс. тонн) и Белоруссия (6,7 тыс. тонн). Высококачественный янтарь добывается в Доминиканской Республике, Китае, Японии и ряде других стран, но сведения об их запасах отсутствуют.

Наиболее важные с точки зрения перспективы промышленного освоения залежи янтаря сосредоточены в Балтийско-Днепропетровской янтароносной провинции, расположенной на территории Калининградской области, а также Литвы, Польши и Украины. Более 98 массовых процентов янтарного сырья, встречаемого в границах указанной геологической провинции, представляет собой сукцинит (балтийский янтарь). Редко встречаются такие разновидности янтаря, как геданит, глессит, беккерит и стантинит.

Глубина залегания янтароносной толщи пород на территории Калининградской области составляет от 5 до 60 метров, Украины - от 2 до 3 метров, Польши - от 100 до 150 метров.

Запасы янтаря в Калининградской области локализованы в относительно компактных месторождениях, в то время как запасы янтарного сырья в Польше и на Украине распределены по площади в несколько тысяч квадратных километров.

Таким образом, Россия имеет естественные конкурентные преимущества на мировом рынке янтаря-сырца. Запасы данной ископаемой смолы в Калининградской области имеют сравнительно малую глубину залегания и хорошо локализованы.

Основные залежи янтарного    сырья сосредоточены в

Калининградской области, на территории которой расположено около

90 процентов разрабатываемых мировых запасов янтарного сырья. При этом более половины территории, на которой располагаются залежи янтаря, находится на землях лесного фонда.

По состоянию на 1 января 2016 г. в государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации на территории Калининградской области были учтены Приморское и Пальмникенское месторождения, а также месторождение Филино с суммарными балансовыми запасами янтаря категорий А, В и Сь равными 111,1 тыс. тонн, запасами категории Сг - 54,6 тыс. тонн, суммарными забалансовыми запасами всех категорий - 6,5 тыс. тонн.

Запасы янтаря категорий А, В, С\ на Приморском месторождении составляли 109,5 тыс. тонн и являлись крупнейшими в мире. Запасы янтаря категорий А, В и С| на Пальмникенском месторождении составляли 1,6 тыс. тонн, на месторождении Филино - 41,8 тонны.

На Приморском и Пальмникенском месторождениях осуществляется вся промышленная добыча янтаря в Российской Федерации. Янтарь на указанных месторождениях добывается открытым (гидравлическим) способом.

Данные месторождения отличаются высокой концентрацией полезного ископаемого: 1 кубометр янтароносной породы содержит в среднем 0,5 килограмма янтаря, а на отдельных участках -до 1,5 килограмма ископаемой смолы.

По двум проявлениям янтаря на территории Калининградской области были учтены апробированные прогнозные ресурсы. В частности, по состоянию на 1 января 2016 г. для Шатровского участка прогнозные ресурсы категории Р| составляли 42,7 тыс. тонн, для Дунаевского участка прогнозные ресурсы категории Рг составляли 20,9 тыс. тонн.

Балансовые запасы и прогнозные ресурсы янтаря в Российской Федерации приведены в приложении № 2.

Для 8 объектов, расположенных в Калининградской области (Надеждинское, Могайкинское, Романовское, Пионерское проявления, проявления Покровской и Ладушкинской групп, Майский и Поисковый участки), также были оценены запасы янтаря категории Сг в объеме 161,9 тыс. тонн и прогнозные ресурсы янтаря категории Pi в объеме 15,5 тыс. тонн (не учитываются в государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации).

Указанные проявления янтаря в Калининградской области могут быть в перспективе переведены в категорию месторождений.

В других субъектах Российской Федерации выявлено 23 проявления янтаря (в Ненецком автономном округе - 1, в Красноярском крае - 6, в Томской области - 1, в Сахалинской области - 8, в Камчатском крае - 5, в Чукотском автономном округе - 2).

Прогнозные ресурсы янтаря категории Pj оценены для Янтардахского проявления в Красноярском крае (24 тонны) и Найбинского проявления в Сахалинской области (30 тонн).

В категорию месторождений могут быть переведены Касское, Янтардахское проявления, проявление Кресты в Красноярском крае, Найбинское проявление в Сахалинской области и Малошестаковское проявление в Камчатском крае.

По состоянию на 1 января 2017 г. в России действовало 7 лицензий на пользование янтарьсодержащими недрами, из них:

2    лицензии на разведку и добычу янтаря на Пальмникенском и Приморском месторождениях, выданные акционерному обществу "Калининградский янтарный комбинат" (далее - Калининградский янтарный комбинат);

3    лицензии на геологическое изучение (поиски и оценку) месторождений янтаря в границах Кутузовского, Низовского, Добринского участков в Зеленоградском и Гурьевском районах Калининградской области, выданные обществу с ограниченной ответственностью "Ойл инвест";

2 лицензии на геологическое изучение месторождений янтаря в границах Ковровского и Храбровского участков в Зеленоградском и Гурьевском районах Калининградской области, выданные обществу с ограниченной ответственностью "Гермес".

Добыча янтаря в Российской Федерации осуществляется Калининградским янтарным комбинатом на Приморском и Пальмникенском месторождениях в Калининградской области, причем добыча на Пальмникенском месторождении после 2002 года ведется периодически. Объемы добычи Калининградским янтарным комбинатом в 2009 - 2016 годах находились в пределах 330 тонн.

На долю переработки приходится основная часть добавленной стоимости в цене готовых изделий из янтаря. Переработка янтаря создает спрос на янтарное сырье, способствует развитию таких сопутствующих производств, как мебельное производство, производство изделий бытового и декоративного назначения, что, в свою очередь, способствует технологическому развитию отрасли в целом.

Общая емкость мирового рынка ювелирной продукции с янтарем и иных продуктов переработки данной ископаемой смолы оценивалась в 2014 году на уровне 1,74 млрд, долларов США, причем наибольшим спросом указанные товары пользовались в Индии, Китае, Японии и государствах - членах Европейского союза.

Главными тенденциями развития мирового янтарного рынка, от учета которых зависит конкурентоспособность предприятий по обработке янтаря, в настоящее время являются увеличение доли янтарной продукции, адаптированной под нужды конкретных потребителей, и возникновение новых рыночных сегментов.

По состоянию на 2016 год мировым лидером в сфере переработки и изготовления изделий из янтаря являлась Польша. Так, на долю этой страны приходилось около 70 процентов мирового объема производимых ювелирных изделий с янтарем.

Лидерство Польши на мировом рынке продуктов переработки янтаря связано с исторически сложившейся специализацией польских ювелиров на изготовлении ювелирных изделий и бижутерии с янтарем.

Традиции ювелирного производства, а также эффективная политика государственной поддержки переработки янтаря позволили сформировать в Поморском воеводстве Республики Польша янтарный промышленно-туристический кластер. Так, только в г. Гданьске ежегодно перерабатывается более 100 тонн янтаря, а на долю изделий с янтарем приходится 90 процентов оборота ювелирных фирм данного региона.

На территории Поморского воеводства расположен целый ряд научных, культурных организаций и профессиональных отраслевых объединений, занимающихся янтарной тематикой, в том числе Музей янтаря. Гданьский центр янтаря. Поморская ремесленная палата и др.

По состоянию на 2016 год в янтарной отрасли Польши действовало около 1,5 тыс. частных малых и средних предприятий, обеспечивающих занятость более 7 тыс. человек.

Янтарная переработка была включена в число 15 приоритетных национальных отраслей, получающих поддержку на государственном уровне, и субсидируется в рамках программы "Янтарь - достояние Польши".

Государственная поддержка оказывается янтарной отрасли по таким основным направлениям, как финансовое стимулирование, поддержка экспорта, проведение маркетинговых исследований и поддержка выставочно-ярмарочной деятельности.

Государственная поддержка в сфере внешнеэкономической деятельности позволила польским компаниям значительно нарастить присутствие в таких ключевых с точки зрения сбыта готовой продукции странах, как Китай, и тем самым способствовала укреплению позиций польских предприятий на мировом янтарном рынке.

Значительную роль в развитии янтарной отрасли Польши сыграли национальные и международные саморегулируемые ассоциации предприятий:    Гданьская    ассоциация    ювелиров,    Польская    торговая

янтарная палата, Всемирный совет по янтарю, Международная янтарная ассоциация.

Существенное развитие также получила экспортно ориентированная янтарная отрасль Литвы - основного конкурента Польши на мировом янтарном рынке. По экспертным оценкам, в 2016 году на долю литовских производителей приходилось около 18 процентов мирового рынка ювелирных изделий с янтарем.

Литовская переработка янтаря обеспечивается сырьем, добываемым на территории самой Литовской Республики и импортируемым из России, Украины и Польши.

По оценкам представителей янтарной отрасли, специализирующихся на переработке янтаря, рынок янтарного сырья в Литве в значительной степени наполняется за счет контрабанды янтаря-сырца из Калининградской области и Украины.

Несмотря на высокий уровень развития переработки янтаря в Литве, часть янтаря-сырца российского происхождения реэкспортируется литовскими предприятиями.

Центром янтарного производства в России является Калининградская область. В связи с несовершенством учета в системе государственной статистики деятельности по производству продуктов переработки янтаря не представляется возможным достаточно точно определить такие ключевые параметры подотрасли по переработке янтаря, как занятость, совокупный оборот и добавленная стоимость.

По экспертным оценкам, в 2016 году на территории Калининградской области производство золотых и серебряных ювелирных изделий и бижутерии с янтарем, сувениров, предметов интерьера и полуфабрикатов из янтаря легально осуществляло около 200 предприятий и индивидуальных предпринимателей. В подотрасли по переработке янтаря было занято около 2 тыс. человек (ориентировочно).