Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

Купить Распоряжение 20-р — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Стратегия развития электронной промышленности на период до 2030 года определяет основные направления государственной политики в сфере развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.

Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика электронной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, создания новых технологических направлений и технологий, освоения прорывных промышленных электронных технологий, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции отрасли электронной промышленности

 Скачать PDF

Оглавление

Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года

     I. Основные положения

     II. Оценка состояния электронной промышленности Российской Федерации

     III. Рынки электронной продукции

     IV. Ключевые ценности развития отрасли

     V. Цели, задачи, приоритеты и целевые индикаторы реализации Стратегии

     VI. Сценарии развития электронной промышленности

     VII. Подходы к реализации Стратегии

     VIII. Ресурсное обеспечение и источники финансирования Стратегии

     IX. Мониторинг, контроль и управление реализацией Стратегии

     Приложение № 1. Целевые значения показателей развития электронной промышленности при реализации различных сценариев социально-экономического развития страны

     Приложение № 2. Меры по управлению рисками реализации Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года

План мероприятий по реализации Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года

 
Дата введения17.01.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

17.01.2020УтвержденПравительство Российской Федерации20-р
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 22.01.2020. Номер опубликования: 0001202001220017
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 17 января 2020 г. № 20-р

МОСКВА

1.    Утвердить прилагаемые:

Стратегию развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия);

план мероприятий по реализации Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.

2.    Минпромторгу России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить мониторинг и контроль реализации положений Стратегии.

3.    Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации целевых программ и иных документов.

М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. № 20-р

СТРАТЕГИЯ

развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года

I. Основные положения

Стратегия развития электронной промышленности на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в сфере развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года.

Стратегия направлена на создание нового конкурентоспособного облика электронной промышленности Российской Федерации на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации производственных мощностей, их модернизации и технического перевооружения, создания новых технологических направлений и технологий, освоения прорывных промышленных электронных технологий, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей государства и иных заказчиков в современной продукции отрасли электронной промышленности (далее - отрасль).

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Стратегия обеспечивает реализацию следующих документов стратегического планирования:

3. Гражданская электроника

Гражданская электроника должна обеспечить широкий ассортимент современных цифровых продуктов и услуг, а также конкурентоспособность основных секторов экономики.

Благодаря внедрению достижений электроники городская среда, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт стали более комфортны, безопасны и энергоэффективны.

Вместе с тем темпы создания и освоения промышленного производства гражданской электроники не в полной мере соответствуют емкости внутреннего рынка, в первую очередь емкости таких секторов промышленной продукции, как телекоммуникационное и медицинское оборудование, бытовая техника, энергетические сети и системы безопасности. В этой связи освоение современных электронных технологий должно обеспечить спрос и рост доли российской электронной продукции на внутреннем рынке.

IV. Ключевые ценности развития отрасли 1. Ценности - ориентиры для Стратегии

В основу Стратегии заложены следующие основные ценности: способность отрасли реализовывать задачи национального развития с учетом приоритета обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры и освоения гражданских рынков;

прорыв в научно-технологическом и экономическом аспектах с учетом приоритета капитализации и инновационного развития отрасли;

консолидация ресурсов для реализации комплексных проектов и выпуска конечной продукции с учетом приоритета обеспечения участия организаций с частным капиталом, малого и среднего бизнеса, а также высокой серийности электронной продукции.

2. Вклад отрасли в реализацию национальных целей

Отрасль играет важную роль в достижении национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской

Федерации на период до 2024 года". Существенный вклад отрасль вносит в ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, а также в обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.

Безопасность важнейших элементов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации должна обеспечиваться за счет разработки и внедрения компонентной базы и изделий электроники российского производства с последующим импортозамещением. Особенно значимыми направлениями для импортозамещения являются телекоммуникационное оборудование, вычислительная техника, системы автоматизированного и интеллектуального управления.

Электронная промышленность должна обладать высоким уровнем мобилизационной готовности в период мобилизации и в военное время.

Среднегодовой темп роста рынков электроники в мире за период 2008 - 2018 годов составил более 4 процентов. По состоянию на 2018 год на долю электронной продукции в общем объеме мировой экономики приходилось около 4,2 процента. Необходимо использовать общемировую тенденцию роста влияния электронной промышленности на рост внутреннего валового продукта.

Развитие отрасли имеет и мощный социальный эффект. До 70 процентов стоимости электронной продукции формируется за счет интеллектуальной составляющей. Развитие отрасли обеспечивает рынок труда для разработчиков, системных архитекторов и конструкторов электроники на долгосрочный период.

V. Цели, задачи, приоритеты и целевые индикаторы реализации Стратегии

1. Цель, ключевые направления и задачи развития электронной промышленности

Целью развития электронной промышленности является обеспечение роста объема выручки организаций отрасли до 5220 млрд, рублей при доле гражданской продукции в общем объеме производства промышленной продукции (по выручке)    не менее 87.9 процента. Основными

направлениями    развития    отрасли    должны стать    создание

высокотехнологичной продукции на базе российских технических решений, обеспечивающей реализацию национальных проектов, а также

доминирование на внутреннем рынке электронной продукции, критически значимой для обеспечения национальной безопасности, технологического и экономического развития. При этом объем экспорта электронной продукции должен увеличиться до 12020 млн. долларов США.

Целевыми значениями показателей развития отрасли к 2030 году являются:

доля выручки от реализации российской электронной продукции в валовом внутреннем продукте страны - 3,5 процента;

доля гражданской электронной продукции, произведенной российскими организациями отрасли, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) - 57,4 процента;

доля электронной продукции, произведенной российскими организациями отрасли, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) - 59,1 процента;

выработка продукции на 1 сотрудника в электронной промышленности - 12,5 млн. рублей.

Достижение указанной цели и таких целевых значений показателей развития отрасли будет обеспечено за счет комплексного решения задач по ключевым направлениям развития отрасли. Планируется:

по ключевому направлению "Научно-техническое развитие" -обеспечить развитие и импортонезависимость электронной промышленности по направлениям, критически значимым для национальных интересов и перспективным с точки зрения обеспечения лидирующих позиций;

по ключевому направлению "Средства производства" - обеспечить требуемую материально-техническую базу ключевых процессов разработки, производства и сервисного обслуживания электронной продукции;

по ключевому направлению "Отраслевые стандарты" - обеспечить конкурентоспособность отрасли через инструменты технического и отраслевого регулирования;

по ключевому направлению "Кадры" - ликвидировать кадровые проблемы, препятствующие достижению цели развития;

по ключевому направлению "Управление" - обеспечить соответствие управленческой системы отрасли предъявляемым требованиям и вызовам внешней среды;

по ключевому направлению "Кооперация" - обеспечить эффективность технологических процессов отрасли за счет разделения труда и комплексного планирования работ;

по ключевому направлению "Отраслевая информационная среда" -обеспечить информационную базу (аналитика и ситуационный прогноз) для принятия решений;

по ключевому направлению "Рынки и продукция" - обеспечить создание и вывод на рынки востребованной электронной продукции;

по ключевому направлению "Экономическая эффективность" -увеличить добавленную стоимость электронной продукции.

2. Мероприятия и целевые индикаторы реализации Стратегии

В части ключевого направления "Научно-техническое развитие" предусматривается:

разработать и промышленно освоить технологии создания и производства цифровой электроники (процессор, контроллер, память) и системного программного обеспечения, силовой электроники, радиоэлектроники, включая СВЧ-электронику и аналоговую электронику, оптоэлектронику, фотонику и радиофотонику, в том числе:

кремниевые технологии производства электронной компонентной базы с топологическими нормами 65 - 45 нм, 28 нм, 14-12 нм, 7 - 5 нм и последующий выпуск изделий на их основе;

разработку изделий по кремниевой технологии с топологической нормой 5 нм с последующим выпуском изделий на их основе на зарубежных фабриках и переносом производств в Российскую Федерацию;

кремниевые технологии производства твердотельных средств хранения данных с топологической нормой 25 - 30 нм и количеством слоев не менее 96;

технологии производства приборов отображения информации, в частности дисплеев на основе OLED не ниже 6-го поколения с разрешениями до 2048*2048 пикселей, микродисплеев на пластинах диаметром 200 мм;

технологии производства электронной компонентной базы СВЧ-диапазона, в том числе технологии BiCMOS НВТ, НЕМТ, рНЕМТ с топологической нормой 65 - 45 нм, гетерогенную интеграцию на уровне пластины GaN on Si, SiGe, GaAs;

изделия электронной компонентной базы для терагерцового диапазона частот на основе InP и других материалов для радаров, видеосистем, медицинского оборудования и иных применений;

технологии фотоники, в том числе гетерогенную интеграцию InP с кремниевой технологией для изготовления фотонных интегральных схем, а также технологии для активных и пассивных сенсоров тепловизионных и других оптических систем;

технологии изготовления полупроводниковых лазеров, в том числе на основе GaAs, GaN, InP и соединений на их основе, для всех сфер применения, включая телекоммуникационное оборудование, лазерные сканеры, лидары;

технологии для производства силовой электроники на основе GaN, SiC, высоковольтной (до 6500В и 1200А) и высокотемпературной (до 4500С);

технологию изготовления MEMS сенсоров с топологическими нормами до 0,5 мкм;

технологии источников питания с коэффициентом полезного действия до 99 процентов;

технологии шифрования и криптозащиты, включая аппаратную реализацию технологий блокчейна;

технологии изготовления многослойных жестких, гибких и гибкожестких печатных плат (до 32 слоев), в том числе с использованием органических материалов;

технологии изготовления пластиковых корпусов; новые вакуумные технологии.

Планируется разработать и промышленно освоить ключевые технологии и производства:

полупроводниковых материалов во всех необходимых формах (поли-и монокристаллический кремний, карбид кремния, монокристаллический алмаз), эпитаксиальных структур кремния, КНИ (кремний на изоляторе), КНС (кремний на сапфире), КСДИ (кремниевые структуры с диэлектрической изоляцией), гетероэпитаксиальных структур АЗВ5, А2В6, КРТ (гетероэпитаксиальные структуры тройного соединения кадмий-ртуть-теллур) и др.;

материалов для литографии, в том числе фото-, электронно- и рснтгенорезистов, проявителей, планаризирующих и антиотражающих покрытий;

расходных технологических материалов, в том числе кислот, растворителей, травителей, специальных газов и смесей газов, металлоорганических соединений, высокочистых металлов и сплавов, мишеней, композиционных металлических материалов, клеев, паст, компаундов, лаков, флюсов, герметиков и изотопов;

оснастки для изготовления кристаллов и сборки кремниевых сверхбольших интегральных схем и полупроводниковых приборов, сверхвысокочастотных монолитных интегральных схем и полупроводниковых приборов на АЗВ5 и А2В6, радиофотонной и фотонной электронной компонентной базы, электронных модулей оптоэлектронных приемников и средств отображения информации, интегральных    полупроводниковых,    магниторезистивных,

тензорезистивных MEMS и MOEMS.

Планируется разработать:

технологии, специальные материалы, технологическое и контрольноизмерительное оборудование для производства фотошаблонов с проектными нормами 250 нм, 180 нм, 90 нм, 65 нм и 28 нм, а также решений для проектных норм 22 - 20 нм, 16-14 нм и менее для сверхбольших интегральных схем, сверхвысокочастотных монолитных интегральных схем, полупроводниковых приборов, MEMS, опто- и фотоэлектроники, радиофотоники на подложках из материалов Si, GaAs, GaN, SiC, структур КНИ (кремний на изоляторе), гетероструктур АЗВ5 (GaAs, GaN/SiC) и А2В6;

технологии производства сверхвысокочастотных монолитных интегральных схем и полупроводниковых приборов на АЗВ5, А2В6 и электронных модулей на их основе, включая технологии на GaAs (рНЕМТ, PIN, DHFET, BiHEMT, Е/D рНЕМТ, HBT), на GaN (НЕМТ, рНЕМТ), на GaAlInSbAs (mHEMT), на GaSb/InAs (НЕМТ), на InP (НЕМТ, НВТ), на Si (DMOS), на SiGe (НВТ BiCMOS), FBAR (AlN/Si/Mo/Si02) и ДДРВ (Si и SiC);

технологии производства опто- и фотоэлектронной компонентной базы, включая микродисплеи на основе OLED, диодные лазеры, включая вертикально излучающие, на основе InGaAs, InAlAs, мощные ИК-диоды на основе GaAs, микроболометры (VOx, a-Si), матричные фотоприемники на приборах с зарядовой связью, КМОП (комплементарная структура металл-оксид-полупроводник) и QWIP-структурах;

технологии производства радиофотонной электронной компонентной базы, включая сверхбыстродействующие радиофотонные

аналого-цифровые преобразователи и широкополосные радиочастотные приемники, электронные модули базовых блоков интегральной радиофотоники;

технологии производства ME MS и MOEMS, интеллектуальных сенсоров и 3D микросборок, включая инерциальные MEMS (микроаксслерометры, микрогироскопы, инклинометры), ВЧ MEMS и актюаторы (переключатели, генераторы, микроактюаторы), MOEMS (оптические переключатели, микрозеркала, микроболометры, модуляторы, кольцевые резонаторы), акустические и акустоэлектронные микросистемы (акустические фильтры, микрофоны, преобразователи частоты), преобразователи магнитного поля и магнитометрические микросистемы на их основе, MEMS для мониторинга состояния окружающей среды и биохимического анализа (датчики давления, датчики газа, датчики влажности, микрофлюидные датчики), микросистемы для человека и биологических объектов.

Необходимо внедрить практику постоянной актуализации перечня перспективных технологий отрасли в формате ежегодного отраслевого технологического прогноза, обеспечить межотраслевую интеграцию и трансфер технологий разработки и производства электронной продукции, создать технологический задел в виде программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих реализацию сквозных технологий: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, компоненты робототехники и сенсорика, промышленный интернет, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальности.

Планируется обеспечить генерацию и внедрение инновационных решений в формате отраслевых программ и банка инновационных идей, разработку и внедрение российского программного обеспечения, в том числе для телекоммуникационного оборудования.

В части ключевого направления "Средства производства" предусматривается:

обеспечить доступность современных средств проектирования и производства, в том числе через создание и развитие инфраструктуры их совместного использования; создать:

кремниевые фабрики, работающие в режиме "фаундри" для выпуска цифровых интегральных микросхем с топологическими нормами 28 нм, 14-12 нм, 7-5 нм;

фабрику с технологией гетероинтеграции с топологической нормой 65 - 45 нм для выпуска СВЧ-электроники и сенсоров;

фабрику на базе технологии SiGc для МИС, сложнофункциональных систем на кристалле для систем радиоэлектроники в диапазонах 100 ГГц и выше;

фабрику с технологией создания нанометровой ЭКБ, МИС, сложнофункциональных систем на кристалле и систем радиоэлектроники в субмилл и метровом диапазоне до 1 ТГц на базе технологий GaN-on-SC, 1пР и алмаза;

производство фотошаблонов в обеспечение производств нанометровой ЭКБ, МИС с необходимым топологическим уровнем;

производство подложек кремния (в том числе высокоомного) диаметром 200 - 300 мм и поликристаллического алмаза диаметром до 100 мм;

фабрику по производству OLED дисплеев и микродисплеев;

кремниевую фабрику для производства твердотельных накопителей данных;

фабрику многослойных (до 32 слоев) печатных плат до 8-го класса точности;

производство перспективных приемников УФ- и ИК-диапазонов, работающих в двух и более спектральных диапазонах для систем адаптивного и беспилотного управления транспортом.

Необходимо поддержать разработку, производство и использование российских средств проектирования, системного и прикладного программного обеспечения, в том числе через создание доверенной отраслевой технологической платформы, технологий производства, сырьевых ресурсов, материалов и оборудования.

Планируется обеспечить разработку и внедрение технологических процессов для реализации модели "фаундри", преемственность технических решений в виде технологической унификации и унификации по оснащаемому технологическому оборудованию, информатизацию производства для повышения производительности труда и эффективности работы организаций.

Планируется создать:

программные и технические средства систем автоматизированного проектирования, библиотеки сложнофункциональных блоков и технологии проектирования интегральных схем различных уровней интеграции, систем на кристалле и модулей типа "система в корпусе на кремнии", КНИ

(кремний на изоляторе), кремний-германий и карбид кремния, сверхвысокочастотных монолитных интегральных схем и полупроводниковых приборов на АЗВ5 и А2В6, радиофотонной и оптоэлектронной компонентной базы и электронных модулей оптоэлектронных приемников и средств отображения информации, интегральных    полупроводниковых,    магниторезистивных,

тензорезистивных МЭМС и МОЭМС;

контрольно-измерительное и испытательное оборудование и оснастку, метрологические эталоны и средства поверки для контроля функционирования и измерения параметров и испытаний сверхвысокочастотных монолитных интегральных схем, полупроводниковых приборов, электронной компонентной базы для радиофотоники и СВЧ-электронных модулей с рабочими частотами до 650 ГГц.

технологическое и инженерное оборудование, технологические линии и оснастка для серийного и опытного производства кристаллов интегральных схем различных уровней интеграции, сверхвысокочастотных монолитных интегральных схем, полупроводниковых приборов и МЭМС для модернизации существующих предприятий уровня 250- 180 нм и 90 - 65 нм для перспективных технологических линеек;

технологическое оборудование, комплектацию и оснастку для серийной и опытной сборки, измерений и испытаний интегральных схем различных уровней интеграции, полупроводниковых приборов и оптоэлектронной компонентной базы и электронных модулей, оптоэлектронных приемников и средств отображения информации, интегральных полупроводниковых МЭМС.

Необходимо усилить мощности по проектированию микроэлектроники за счет развития центров коллективного проектирования.

В части ключевого направления "Отраслевые стандарты" предусматривается:

модернизировать отраслевую систему стандартов в соответствии с существующими и перспективными международными требованиями к продукции, технологиям и организационным процессам;

обеспечить разработку национальных стандартов по перспективным видам электронной продукции с последующей их трансформацией в международные;

обеспечить преимущественное использование микроэлектроники и программного обеспечения российского производства при установлении требований (стандартов) к цифровым технологиям.

В части ключевого направления "Кадры" предусматривается: повысить привлекательность отрасли для профессиональных кадров и молодежного кадрового резерва;

привлечь в отрасль сотрудников, обладающих необходимыми технологическими компетенциями;

обеспечить подготовку, развитие и управление кадрового ресурса отрасли с приоритетом перспективных для будущих изделий и рынков специальностей;

внедрить средне- и долгосрочное планирование, ежегодный мониторинг кадровых потребностей отрасли;

обеспечить актуализацию, разработку и дальнейшее развитие системы профессиональных и образовательных стандартов;

обеспечить внедрение российских разработок в процессы подготовки и переподготовки специалистов.

В части ключевого направления "Управление" предусматривается: разработать и внедрить автоматизированную систему управления отраслью;

внедрить систему управления рисками развития отрасли; создать благоприятную для прорывного развития и капитализации отрасли нормативно-правовую базу;

обеспечить внедрение современных бизнес-моделей; привлечь к реализации Стратегии компании с частным капиталом, успешно работающие на гражданских рынках электроники.

В части ключевого направления "Кооперация" предусматривается: многократно расширить практику использования существующих производственных, научных и инженерных ресурсов, включая партнерство с иностранными организациями;

определить приоритетные направления кооперации с иностранными производителями в интересах создания и поэтапной локализации базовых технологий, микроэлектроники, оборудования и материалов;

повысить информированность о существующих кооперационных производственных и инженерных возможностях;

исключить регуляторные и организационные барьеры, препятствующие развитию кооперации;

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря

2015    г. №683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р.

Стратегия разработана с учетом:

Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г.;

Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г.;

Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря

2016    г. №646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации";

Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации";

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. №203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

паспорта национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 4 июня 2019 г. №7);

прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации;

организовать сбор, анализ, обобщение и распространение лучших практик управления кооперацией.

В части ключевого направления "Отраслевая информационная среда" предусматривается:

сформировать и развивать отраслевые базы данных, в том числе распределенные    доверенные реестры аппаратуры,    электронной

компонентной базы, компетенций и мощностей;

обеспечить развитие и унификацию средств информационного обмена в отрасли;

обеспечить актуализацию и развитие системы сбора данных для мониторинга и контроля развития отрасли;

создать цифровую систему управления и мониторинга жизненного цикла электронной продукции;

сформировать информационную среду отрасли.

В части    ключевого направления "Рынки и продукция"

преду с м атри вается:

обеспечить участие отрасли в реализации мероприятий национальных и федеральных проектов и программ;

внедрить практику регулярного анализа и прогноза развития рынков электроники в интересах системного планирования развития отрасли;

организовать внедрение российских программно-аппаратных комплексов на объектах критической информационной инфраструктуры;

стимулировать спрос на продукцию отрасли, в том числе за счет введения квот на закупку изделий электроники российского производства;

утвердить перечень ключевых компонентов микроэлектроники и обеспечить рост объемов выпуска гражданской продукции на их основе;

обеспечить государственную поддержку приоритетных отраслевых проектов и формирование производственных консорциумов;

обеспечить вывод электронной продукции российского производства на мировые рынки, в том числе по линии экспорта системных технических решений, платформ и сервисов;

определить сферы, в которых применение российских технических решений станет критически значимым приоритетом в условиях киберугроз и санкционного давления;

создать линейку доверенного электронного оборудования за счет поэтапной локализации его производства и разработки встроенного программного обеспечения в целях обеспечения технологической независимости и информационной безопасности;

29I2I9FI Л>с

постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Для реализации Стратегии необходима консолидация усилий органов государственной власти Российской Федерации, научного, научнообразовательного и предпринимательского сообществ (включая малый и средний бизнес) по формированию благоприятного правового, инвестиционного и делового климата, обеспечению необходимого технологического и кадрового потенциала.

Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики    в области развития    электронной

промышленности, а также для разработки государственных программ Российской Федерации.

И. Оценка состояния электронной промышленности Российской Федерации

1. Общее состояние электронной промышленности

Электронная промышленность - отрасль экономики, связанная с разработкой и производством электронного оборудования, модулей, компонентов и встраиваемого программного обеспечения.

Межотраслевой характер    Стратегии подразумевает включение

в    контур стратегического    планирования также    разработчиков

и    производителей материалов, технологического    оборудования

и инструментального программного обеспечения для разработки и производства электроники.

В отрасли создаются ключевые технологии разработки и производства изделий электронной компонентной базы и электронной (в том числе радиоэлектронной) продукции, а также обеспечения цифровых услуг населению страны.

К изделиям электронной компонентной базы относятся: интегральные микросхемы; полупроводниковые и вакуумные приборы;

приборы оптоэлектроники и фотоники; приборы квантовой электроники и пьезотехники; приборы микросистемной электроники; изделия пассивной электронной компонентной базы; радиоэлектронные устройства и системы на кристалле.

К электронной (в том числе радиоэлектронной) продукции относятся:

электронные (в том числе радиоэлектронные) модули и комплексированные приборы типа системы в корпусе;

электронные (в том числе радиоэлектронные) устройства и системы специального назначения;

профессиональная и потребительская электроника (в том числе радиоэлектроника).

Доля электронной промышленности в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет 1,8 процента, уровень добавленной стоимости - 60 - 80 процентов.

Электронная промышленность представлена производственными, научно-производственными, проектными и научными организациями, фондами развития, отраслевыми образовательными организациями и профессиональными объединениями, общее количество которых составляет около 1600 - 1700 организаций.

Научно-технический и производственный потенциал отрасли оказывает значительное влияние на темпы развития смежных отраслей промышленности, а также определяет уровень технологической независимости Российской Федерации.

Структурно электронная промышленность состоит из 3 основных групп:

организации с государственным участием; организации с частным российским капиталом; организации с иностранным капиталом.

По состоянию на 2019 год насчитывается 422 организации отрасли с государственным участием, 370 из которых включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Указанные организации обеспечивают около 55 процентов отраслевой выручки и включены в состав ряда интегрированных структур.

Организации с частным российским капиталом представлены 1200 преимущественно малыми и средними организациями, ориентированными в основном на коммерческие рынки, но при этом

играющими значимую роль в исполнении государственных контрактов. Такие организации обеспечивают около 23 процентов отраслевой выручки.

Организации с иностранным капиталом представлены 30 организациями, обеспечивающими до 22 процентов отраслевой выручки.

Крупнейшие организации отрасли расположены в Центральном, Приволжском, Северо-Западном, Уральском, Сибирском, Южном, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных OKpyi'ax (в порядке уменьшения концентрации организаций).

Особое место в структуре отрасли занимают организации микроэлектронной промышленности, представленные 10 организациями, осуществляющими серийное производство микроэлектроники, и 65 дизайн-центрами, осуществляющими работы по проектированию и созданию микроэлектронной продукции, обладающими необходимыми кадрами, оборудованием и технологиями.

Основными производителями микроэлектронной продукции национального уровня являются организации Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех".

2. Финансово-экономическое состояние

Электронная промышленность за период 2008 - 2018 годов показала положительную динамику развития за счет успешной реализации основных мероприятий Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года, в том числе государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".

Благодаря бюджетной поддержке обеспечено технологическое обновление почти 340 организаций, созданы новые дизайн-центры, сохранены и развиваются научно-технологические компетенции.

В период 2008 - 2018 годов ряд показателей развития отрасли имели положительную динамику:

объем выручки организаций отрасли составил 1868 млрд, рублей; доля фажданской продукции в общем объеме производства промышленной продукции (по выручке) составила 50,3 процента;

доля фажданской электронной продукции, произведенной российскими организациями отрасли, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) составила 31 процент;

доля электронной продукции, произведенной российскими организациями отрасли, в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) достигла 50,8 процента;

выработка продукции на 1 сотрудника составила 4,8 млн. рублей; объем экспорта российской электронной продукции составил 4160 млн. долларов США (рост в 4,4 раза по отношению к аналогичному показателю по результатам 2008 года);

производительность труда производственного персонала увеличилась в 4,3 раза, отраслевая выручка - в 5,6 раза по отношению к аналогичным показателям по результатам 2008 года.

3. Кадровый потенциал

Общее количество сотрудников организаций отрасли составляет около 290 тыс. человек. Средний возраст работников отрасли составляет 45-50 лет. При этом характерна низкая доля специалистов среднего возраста.

Динамика общей численности работников отрасли характеризуется стабильным ростом. Среднесписочная численность персонала в 2018 году превысила значение 2008 года на 6,6 процента. Наблюдается рост доли научного персонала.

Уровень оплаты труда сотрудников организаций отрасли с 2008 по 2018 год вырос в 2,9 раза.

Серьезной кадровой проблемой отрасли является неполное соответствие профессиональных компетенций работников предъявляемым квалификационным требованиям.

4. Научно-техническое развитие

Созданный научно-технологический задел, в том числе по направлениям нано- и микроэлектроники, СВЧ-электроники, радиационностойких компонентов, оптоэлектроники и фотоники в основном соответствует предъявляемым требованиям и ориентирован на обороннопромышленный и атомный энергопромышленный комплексы, а также ракетно-космическую промышленность.

Имеется значительный потенциал роста и в гражданской электронике, прежде всего в части СВЧ-приборов. На технологическом уровне 130 нм и более разрабатывается порядка 65 процентов общего объема выпускаемой продукции.

43614$9я1ос

Научно-исследовательский комплекс и дизайн-центры отрасли не в полной мере обеспечивают решение отраслевых задач.

5. Организация производства

Основным проблемным вопросом производственнотехнологического характера в отрасли остается дефицит современного российского производственного, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, что оказывает существенное влияние на освоение производства конкурентоспособной высокотехнологичной электронной продукции. Имеются проблемы обеспечения организаций отрасли отдельными видами полупроводниковых материалов, эпитаксиальных структур, специальных материалов, а также российскими средствами автоматизированного проектирования, системным программным обеспечением и системами управления базами данных.

Практика концентрации ресурсов на закупке оборудования, в основном иностранного производства, не обеспечивает требуемый уровень развития производства. Применение автоматизированных систем управления и контроля технологических процессов носит фрагментарный характер. Применение информационных технологий без связи с технологическим оборудованием недостаточно эффективно.

Мелкосерийное производство изделий, в основном для нужд обороны и обеспечения безопасности государства, не обеспечивает внедрение новых разработок и в ряде случаев делает невозможным создание их рентабельного производства.

В настоящее время отмечается тенденция роста потребности во внедрении информационных технологий в систему планирования отрасли, операционные процессы проектирования, разработки и производства электронной продукции, сбора отраслевой статистики, сопровождения закупочной деятельности и продвижения новой продукции. Сформированы заделы для развития единой отраслевой информационной управленческой системы.

6. Вызовы развития

Электронная промышленность функционирует в условиях ряда критических факторов внешней среды.

В политической сфере наблюдается переход к многополярному миру на фоне усиления террористических и военных угроз, включая новые типы военных конфликтов.

Экономическая сфера характеризуется гиперконкуренцией, сменой факторов экономического роста и изменением экономических моделей. Растет ресурсоемкость освоения новых технологических уровней в отрасли.

Действуют санкции и запреты на доступ к зарубежным технологиям, оборудованию и материалам. Это усложняет реализацию бизнес-процессов в отрасли, производство современной конкурентоспособной электронной продукции.

Продолжаются фундаментальные изменения на транспорте в части развития электромобилей и беспилотных транспортных средств.

Рост электронных транзакций, цифровых документов, их зависимость от инфраструктуры обработки и передачи информации требуют концентрации электронных технологий.

В социальной сфере имеют место масштабные процессы миграции, старения населения развитых стран, изменения состава востребованных профессий.

Современные электронные технологии являются ключевыми для решения перечисленных проблем.

Мировым технологическим трендом является рост объема услуг по системной интеграции электронных решений и сервисов. Темпы внедрения инноваций в электронике обусловливают высокие темны роста всего цифрового сектора.

Необходимость реализации национальных проектов на основе российских разработок является важнейшим вызовом отрасли, обеспечивает потенциальный рынок и дополнительный импульс в развитии отрасли.

III. Рынки электронной продукции

1. Основные рынки для отрасли

Основные рынки для отрасли можно разделить на 3 категории: традиционные рынки - сформировавшиеся и технологически зрелые рынки;

новые рынки - новые сегменты традиционных рынков, проходящие стадии активного роста, формирования собственной структуры и, как следствие, постепенного выделения в качестве самостоятельных рынков;

формирующиеся рынки будущего - технологии и решения, не сформированные в качестве отдельных рынков, но потенциально способные обеспечить значительный объем потребления в перспективе.

К перспективным традиционным рынкам, выделенным по отраслевому признаку, относятся промышленная электроника, электроника для энергетики, оборонно-промышленного комплекса, аэрокосмической отрасли, навигации и радиолокации, медицинская электроника, автоэлектроника, потребительская электроника, фискальное и торговое оборудование.

К перспективным традиционным рынкам, выделенным по технологическому признаку, относятся телекоммуникационная техника, вычислительная техника, средства автоматизации и интеллектуального управления, электроника для систем безопасности и светотехника.

К новым рынкам относятся беспилотная авиация, нейроинтерфейсы, "интеллектуальная" энергетика, автоматизированный транспорт, телемедицина, средства защиты информационных систем, системы управления морским транспортом и др.

К формирующимся рынкам будущего относятся нейротехнологии и искусственный интеллект, устройства на квантовых технологиях, промышленный интернет, робототехника и сенсорика, устройства виртуальной и дополненной реальности.

2. Военная электроника

Приоритетом развития военной электроники является обеспечение необходимого качества разрабатываемых, изготавливаемых и ремонтируемых в рамках государственного оборонного заказа образцов вооружения, военной и специальной техники.

Также значительным сегментом рынка является военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами.

Рост объемов производства продукции военного назначения обусловливает увеличение спроса на российскую электронику. Производственные и технологические возможности организаций электронной промышленности должны обеспечить создание, производство, ремонт и сервисное обслуживание образцов вооружения, военной и специальной техники.