Купить Приказ 470н — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 августа 2020 г. Регистрационный № 59474
Профессиональный стандарт. Фельдшер
I. Общие сведения
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция. Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю "лечебное дело"
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
4.2. Наименования организаций-разработчиков
Дата введения | 06.09.2020 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2021 |
Актуализация | 01.01.2021 |
31.07.2020 | Утвержден | Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации | 470н |
---|---|---|---|
Разработан | Общероссийская общественная организация Ассоциация медицинских сестер России | ||
Разработан | Региональная общественная организация Ассоциация средних медицинских работников Республики Марий Эл | ||
Разработан | Региональная общественная организация Ассоциация средних медицинских работников Республики Саха (Якутия) | ||
Издан | Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) | от 26.08.2020. Номер опубликования: 0001202008260009 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минтруд России)
ПРИКАЗ
Москва
Об утверждении профессионального стандарта «Фельдшер»
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:
mhhhct!W»o ЮЛИЯМ ГШ1яий миграции
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
Регистрационный М 0X2=6"
Министр
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Фельдшер».
А.О. Котяков
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <<£/» UWtJUU- 2020 г.
1335
Регистрационный номер ................................. 1
Содержание
I. Общие сведения................................................................
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта
вида профессиональной деятельности)....................................................................................................2
III. Характеристика обобщенных трудовых функций.............................................................................3
3.1. Обобщенная трудовая функция «Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю «лечебное дело».............................................................................3
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта................................19
02.068
Код
Деятельность среднего медицинского персонала в области лечебного дела
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи, в том числе в неотложной и экстренной формах при острых заболеваниях и несчастных случаях | |||
Группа занятий: | |||
3259 |
Средний медицинский персонал здравоохранения, не входящий в другие группы | ||
(код ОКЗ7) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности: | |||
86.10 |
Деятельность больничных организаций | ||
86.90 |
Деятельность в области медицины прочая |
Определять признаки временной нетрудоспособности и признаки стойкого нарушения функций организма, обусловленные заболеваниями,
последствиями травм или дефектами_
Оформлять листок временной нетрудоспособности, в том числе в форме электронного документа_
Оформлять документы для направления пациента на медикосоциальную экспертизу в соответствии с нормативными правовыми
актами________ _ ____
Вести физиологические роды___________
Оказывать медицинскую помощь при внезапных острых заболеваниях и (или) состояниях без явных признаков угрозы жизни пациента и в режиме чрезвычайной ситуации, а также требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме, в том числе
_t несовершеннолетним_
Необходимые знания Порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации.
стандарты медицинской помощи, технологии выполнения простых
медицинских услуг_
Порядок назначения, учета и хранения лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, медицинских изделий и специальных продуктов лечебного питания _
Методы применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания при заболеваниях и (или) состояниях у детей и
взрослых_
Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, медицинские показания и медицинские противопоказания к назначению лекарственных препаратов; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции на введение
лекарственных препаратов____
Методы немедикаментозного лечения; медицинские показания и медицинские противопоказания; возможные осложнения, побочные
действия, нежелательные реакции_______ _____
Механизмы действия немедикаментозного лечения
I (физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, массаж,
иглорефлексотерания, бальнеотерапия, психотерапия)_
11орядок ведения физиологических родов и их клиническое течение_____
Технологии выявления и оценки уровня боли у взрослых и детей; правила, вилы, методы и средства лечения хронического болевого синдрома; правила оказания симптоматической помощи при тягостных расстройствах
Категории пациентов с неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями и (или) состояниями, принципы обследования, диагностики и лечения пациентов с заболеваниями в терминальной стадии развития, медицинские показания для направления пациентов в медицинскую организацию, оказывающую паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях___
Положения нормативных правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, рецептов, j отпуск лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты,
медицинских изделий, а также их хранение____ _
__Требования к ведению предметно-количественного учета лекарственных
препаратов | |
Критерии временной нетрудоспособности пациента, порядок экспертизы временной нетрудоспособности, порядок выдачи и продления листков временной нетрудоспособности | |
Классификация и критерии стойкого нарушения функций организма, обусловленного заболеваниями, последствиями травм или дефектами, порядок направления пациента на медико-социальную экспертизу | |
Этиология, патогенез, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний и (или)состояний | |
Основы организации и порядок оказания медицинской помощи населению при ликвидации медико-санитарных последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, террористических актов Принципы и организация медицинской сортировки, порядок оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных ситуациях | |
Порядок организации медицинской эвакуации в режиме чрезвычайной ситуации | |
Клинические признаки заболеваний и (или) состояний, представляющих угрозу жизни и здоровью человека | |
Другие характеристики |
[_;_ |
3.13. Трудовая функция
Наименование |
Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации |
Код |
А/03.6 |
Уровень (подуровень) |
6 |
индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов |
квазификации |
Происхождение трудовой функции
Оригинал
У Заимствовано из оригинала__
Код Регистрационный номер
оригинала профессионального
стандарта
| Трудовые действия |
Проведение доврачебного функционального обследования и оценки функциональных возможностей пациентов, в том числе инвалидов, с последствиями травм, операций, хронических заболеваний на этапах реабилитации |
Направление пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации, к врачам-специалистам для назначения и проведения мероприятий медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов | |
Выполнение назначений врачсй-снециалистов по медицинской реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации пациента или абилитации инвалидов с учетом возрастных особенностей и плана реабилитации | |
Направление пациента, нуждающегося в медицинской реабилитации, к врачу-специалисту для назначения и проведения санаторно-курортного лечения, в том числе при реализации индивидуальной программы |
реабилитации или абилитации инвалидов, с учетом возрастных особенностей | |
Проведение оценки эффективности и безопасности мероприятий медицинской реабилитации | |
Необходимые умения |
Определять медицинские показания для проведения мероприятий медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов, с учетом возрастных особенностей в соответствии с действующим порядком организации медицинской реабилитации |
Проводить доврачебное обследование пациентов, в том числе инвалидов, с последствиями травм, операций, хронических заболеваний на этапах реабилитации, проводить оценку функционазьных возможностей пациента, определять реабилитационный потенциал с учетом диагноза, возрастных особенностей | |
Применять методы и средства медицинской реабилитации пациентам по назначению врачей-спсциалистов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации с учетом диагноза, возрастных особенностей и плана реабилитации | |
Контролировать выполнение и оценивать эффективность и безопасность реабилитационных мероприятий, в том числе, при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов, с учетом диагноза, возрастных особенностей | |
Направлять пациента на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания, самостоятельно и (или) совместно с врачом в соответствии с рекомендациями врачей-спсциалистов оформлять медицинские документы | |
Необходимые знания |
Порядок организации медицинской реабилитации |
Функциональные последствия заболеваний (травм), методы доврачебного функционального обследования пациентов, в том числе инвалидов, с последствиями травм, операций, хронических заболеваний на этапах реабилитации, Международная классификация функционирования (МКФ) | |
Методы определения реабилитационного потенциала пациента и правила формулировки реабилитационного диагноза | |
Правила составления, оформления и реализации индивидуальных программ реабилитации | |
Мероприятия по медицинской реабилитации пациента, медицинские показания и противопоказания к их проведению с учетом диагноза, возрастных особенностей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, порядком медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Правила оформления и выдачи медицинских документов при направлении пациентов на санаторно-курортное лечение и на медикосоциальную экспертизу | |
Другие характеристики |
- |
3.1.4. Трудовая функция | ||||||||||||
| ||||||||||||
Происхождение Оригинал X Заимствовано из оригинала трудовой функции | г_____1_______ j________________ Код Регистрационный номер оригинала профессионального стандарта |
Проведение индивидуального и группового профилактического консультирования населения, в том числе несовершеннолетних
Трудовые действия
Выполнение работы по организации и проведению профилактических медицинских осмотров_
Проведение предсменных, предрейсовых, послерсйсовых медицинских осмотров
послесменных.
Динамическое наблюдение новорожденных и беременных женщин_
Проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения
Выполнение работы по проведению диспансеризации детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых иод опеку (попечительство) в приемную или
Выполнение работы по организации и проведению диспансеризации населения, прикрепленного к фельдшерскому участку
патронатную семью_____
Проведение диспансерного наблюдения за лицами с высоким риском развития заболеваний, а также страдающими хроническими инфекционными и неинфекционными заболеваниями и (или) состояниями
Проведение неснсцифичсских и специфических мероприятий по профилактике нсинфекционных заболеваний и коррекции факторов риска их развития, снижению детской и материнской смертности
Диспансерное наблюдение женщин в период физиологически протекающей беременности с целью предупреждения прерывания беременности (при отсутствии медицинских и социальных показаний) и с целью ее сохранения, профилактики и ранней диагностики возможных осложнений беременности, родов, послеродового периода и патологии новорожденных
Проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение инфекционной и паразитарной заболеваемости, травматизма на работе и в быту_
Проведение иммунизации населения в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем
профилактических прививок по эпидемическим показаниям______
Извещение организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора об инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваниях, отравлениях населения и выявленных нарушениях санитарно-гигиенических требований_____
Проведение профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий при регистрации инфекционных заболеваний, в том числе по назначению врача-энидемиолога_
Направление пациента с инфекционным заболеванием в медицинскую
организацию для оказания медицинской помощи___
Проводить учет населения, прикрепленного к фельдшерскому участку Проводить профилактические медицинские осмотры населения, в том
числе несовершеннолетних___
Проводить индивидуальные (групповые) беседы с населением по личной гигиене, гигиене труда и отдыха, по здоровому питанию, по уровню физической активности, отказу от курения табака и пагубного потребления алкоголя, о здоровом образе жизни, мерах профилактики предотвратимых болезней
11собходимые умения
Проводить предсменный, прсдрейсовый послерейсовый медицинский осмотр
и послесменный,
Проводить динамическое наблюдение новорожденных и беременных женщин ____
Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов медицинской организации, выполнение мероприятий по профилактике инфекций, связанных ^оказанием медицинской помощи Обеспечение личной и общественной безопасности при обращении с медицинскими отходами
Проводить работу по реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением
наркотических средств и психотропных веществ___
Составлять списки граждан н план проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения и несовершеннолетних с учетом возрастной категории и проводимых обследований_
Проводить консультации по вопросам планирования семьи
Организовывать и проводить диспансерное наблюдение женщин в период физиологически протекающей беременности
Заполнять медицинскую документацию по результатам диспансеризации (профилактических медицинских осмотров), в том числе в форме электронного документа
Проводить диспансерное наблюдение за лицами с высоким риском развития заболеваний, а также страдающими хроническими инфекционными и неинфекционными заболеваниями и (или) состояниями
Выявлять лиц, имеющих факторы риска развития инфекционных и неинфекционных заболеваний, в том числе курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь
Проводить санитарно-просветительную работу на уровне семьи, организованного коллектива о целях и задачах, объеме и порядке прохождения диспансеризации, профилактического медицинского осмотра, в том числе несовершеннолетних в образовательных организациях
Проводить опрос (анкетирование), направленный на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления без назначения врача наркотических средств и психотропных веществ, курения, употребления алкоголя и его
суррогатов_
Формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни, мотивировать население на здоровый образ жизни или изменение образа жизни, улучшение качества жизни, информировать о
программах и способах отказа от вредных привычек___
Проводить антропометрию, расчет индекса массы тела, измерение артериального давления, определение уровня общего холестерина в крови и уровня глюкозы в крови экспресс-методом, измерение внутриглазного давления бесконтактным методом, осмотр, включая взятие мазка (соскоба) с поверхности шейки матки (наружного маточного зева) и цервикального канала на цитологическое
исследование_____ ___________ _
Определять факторы риска хронических нсинфскционных заболеваний
на основании диагностических критериев___
Определять относительный сердечно-сосудистый риск среди населения, прикрепленного к фельдшерскому участку Проводить профилактическое консультирование населения с выявленными хроническими заболеваниями и факторами риска их
развития_
Выполнять работу по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) и ограничительных (карантинных) мероприятий при выявлении инфекционных
заболеваний _______
Проводить иммунизацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических
прививок по эпидемическим показаниям
Проводить осмотр и динамическое наблюдение отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, по месту жительства, учебы, работы и реконвазесцентов инфекционных заболеваний, информировать врача кабинета
инфекционных заболеваний _________ __________ ____
Применять меры индивидуальной защиты пациентов и медицинских работников от инфицирования при использовании различных медицинских технологий, соблюдать принцип индивидуальной изоляции, правила асептики и антисептики, проводить комплекс мероприятий по дезинфекции и стерилизации технических средств и
инструментов, медицинских изделий____________________
Соблюдать санитарные правила при обращении с медицинскими отходами, проводить экстренные профилактические мероприятия при возникновении аварийных ситуаций с риском инфицирования
медицинского персонала___________
Проводить оценку мер эффективности профилактического медицинского осмотра и диспансеризации на фельдшерском участке в
Необходимые знания
соответствии с критериями эффективности____
Рекомендации по вопросам личной гигиены, контрацепции, здорового образа жизни, профилактики заболеваний
Информационные технологии, организационные формы и методы формирования здорового образа жизни населения, в том числе программы снижения веса, потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением
наркотических средств и психотропных веществ
Виды медицинских осмотров, правила проведения медицинских осмотров с учетом возрастных особенностей в соответствии с нормативными правовыми актами
Порядок проведения прсдсмснных, прсдрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров
Диагностические критерии факторов риска заболеваний и (или) состояний, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний, с учетом возрастных особенностей
Порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, роль и функции фельдшера в проведении профилактического медицинского
осмотра и диспансеризации населения_____
Основные критерии эффективности диспансеризации взрослого населения
Порядок проведения диспансерного наблюдения, профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий с учетом факторов риска развития неинфскционных заболеваний, диагностические критерии факторов риска
Национальный календарь профилактических прививок, календарь
профилактических прививок по эпидемическим показаниям_
Правила иммунопрофилактики инфекционных заболеваний Порядок и правила организации санитарно-противоэпидемических, профилактических мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии с нормативными правовыми актами____________
Порядок проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в случае возникновения очага инфекции, в том числе карантинных мероприятий при выявлении особо опасных (карантинных) инфекционных заболеваний
Медицинские показания для стационарного наблюдения и лечения по
виду инфекционного заболевания и тяжести состояния пациента__
Подходы и методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, в том числе к фельдшерско-акушерскому пункту, амбулатории (к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда)
Санитарные правила обращения с медицинскими отходами, комплекс экстренных профилактических мероприятий при возникновении аварийных ситуаций с риском инфицирования медицинских работников _
Другие характеристики
3.1.5. Трудовая функция
Наименование |
|
Происхождение трудовой функции
Составление плана работы и отчета о своей работе
Трудовые действия
Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного
документа_
Учет прикрепленного населения фельдшерского участка I Формирование паспорта фельдшерского участка Анализ основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности для оценки здоровья прикрепленного
населения____
Контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом
Проведение работы по обеспечению внутреннею контроля качества и
безопасности медицинской деятельности___
Использование информационных систем в сфере здравоохранения и
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»_
Использование в работе персональных данных пациентов и сведений,
Необходимые умения
составляющих врачебную тайну_________
Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме
электронного документа_
Проводить учет прикрепленного населения фельдшерского участка
Формировать паспорт фельдшерского участка____________
Составлять план работы и отчет о своей работе______
Проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности для оценки здоровья прикрепленного
населения____________
Использовать в работе информационные системы в сфере здравоохранения и информационно-телекоммуникационную сеть
! «Интернет»__
Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну____
Координировать деятельность и осуществлять контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским
Заимствовано из оригинала
Оригинал
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Необходимые знания
1 персоналом__
Правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного
документа_
Порядок представления отчетных документов но виду деятельности
фельдшера здравпункта, фельдшерско-акушерского пункта_
Медико-статистические показатели заболеваемости, инвалидности и смертности, характеризующие здоровье прикрепленного населения.
порядок их вычисления и оценки________
| Порядок работы в информационных системах в сфере здравоохранения
и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»_____
Основы законодательства Российской Федерации о защите персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную I тайну ____
[ Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и
безопасности медицинской деятельности_
Должностные обязанности находящихся в распоряжении медицинских
_! работников_ _ _
Другие характеристики ; -___
3.1.6. Трудовая функция | ||||||||||||
|
| ||||||||||||
профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Оценка состояния, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме |
Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), состояния при осложнениях беременности, угрожающих жизни женщины, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме | |
Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), состояниях при осложнениях беременности | |
Проведение мероприятий базовой сердечно-легочной реанимации | |
Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме | |
Необходимые умения |
Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), состояния при осложнениях беременности, угрожающих жизни женщины, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме |
Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации | |
Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), состояниях при осложнениях беременности | |
Применять лекарственные препараты и медицинские изделия при оказании медицинской помощи в экстренной форме | |
Необходимые знания |
Правила и порядок проведения первичного осмотра пациента (пострадавшего) при оказании медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни |
Методика сбора жалоб и анамнеза жизни и заболевания у пациентов (их законных представителей) | |
Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пазьпация, перкуссия, аускультация) |
Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания | |
Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации | |
Порядок применения лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме | |
Правила и порядок проведения мониторинга состояния пациента при оказании медицинской помощи в экстренной форме, порядок передачи пациента бригаде скорой медицинской помощи | |
Клиническая картина при осложнениях беременности, угрожающая жизни женщины | |
Другие характеристики |
- |
4.1. Ответственная организация-разработчик
Общероссийская общественная организация «Ассоциация медицинских сестер России, город Санкт-11стсрбург
Президент Саркисова Валентина Антоновна
4.2. Наименования организацнй-разрабогчнков | ||||||||||||||||||||||||||||
|
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые |
функция |
Трудовые функции | |||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
кол |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по профилю «лечебное дело» |
6 |
Проведение обследования пациентов с целью диагностики неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений |
А/01.6 |
6 |
Назначение и проведение лечения неосложненных заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений |
А/02.6 |
6 | |||
Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуальных протрамм реабилитации или абилитации инвалидов |
Л/03.6 |
6 | |||
Проведение мероприятий по профилактике инфекционных и нсинфскционных заболеваний, укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни |
Л/04.6 |
6 | |||
Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала |
A/0S.6 |
6 | |||
Оказание медицинской помощи в жстренной форме_ |
А/06.6 |
6 |
образованием «Союз медицинских профессиональных организаций», город Екатеринбург | |
15 |
Омская региональная общественная организация «Омская профессиональная сестринская ассоциация», город Омск |
16 |
Региональная общественная организация «Ассоциация средних медицинских работников Республики Марий Эл», город Йошкар-Ола, Республика Марий Эл |
17 |
Региональная общественная организация «Ассоциация средних медицинских работников Республики Саха (Якутия)», город Якутск, Республика Саха (Якутия) |
i 18 |
Региональная общественная организация «Новосибирская профессиональная ассоциация специалистов сестринского дела», город Новосибирск |
19 |
Региональная общественная организация Ленинградской области «Профессиональная ассоциация специалистов сестринского дела», город Санкт Петербург |
20 |
Региональная общественная организация медицинских сестер Москвы, город Москва |
21 |
Самарская региональная общественная организация медицинских сестер, город Самара |
22 |
Тюменская региональная общественная организация «Тюменская областная профессиональная сестринская ассоциация», город Тюмень |
23 |
ФГБОУ ДПО «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Москва |
24 |
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Тюмень |
25 |
ФГБОУ СНО «Санкт-Петербургский медико-технический колледж» Федерального медикобиологического агентства, город Санкт-Петербург |
26 |
ГАПОУ СПО «Казанский медицинский колледж», город Казань |
27 |
ГБОУ СПО «Пензенский базовый медицинский колледж» Министерства здравоохранения Российской Федерации, город Пенза |
28 |
ГБИОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж», город Екатеринбург |
29 |
ГБОУ СГ10 «Медицинский колледж № 1», город Москва |
1 Общероссийский классификатор занятий.
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
5 Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный №27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 августа 2014 г. №420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный № 33591).
4 Приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. №83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (зарегистрирован Минюстом России 9 марта 2016 г., регистрационный №41337).
5 Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим раболжкам, формы и технических требований сертификата специалиста» (зарегистрирован Минюстом России 29 марта2013г, регистрационный №27918), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 31 июля 2013 г. № 515н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа
2013 г., регистрационный №29853), от 23 октября 2014 г. №658 и (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября
2014 г., регистрационный №34729), от 10 февраля 2016 г. № 82н (зарегистрирован Минюстом России И марта 2016 г., регистрационный № 41389).
6 Приказ Минздрава России от 6 июня 2016 г. №352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему» (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2016 г., регистрационный №42742), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 31 июля 2019 г. № 586н (зарегистрирован Минюстом России 3 октября 2019 г., регистрационный № 56127).
3.1. Обобщенная трудовая функция
Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи |
Код |
д |
Уровень |
А |
населению по профилю «лечебное |
квалификации | |||
дело» |
| ||||||||||||
профессионального стандарта |
Возможные |
Фельдшер |
наименования | |
должностей, | |
профессий |
1 Требования к профессиональному образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Лечебное дело»4 |
Требования к опыту практической работы | |
Особые условия допуска к работе |
Сертификат специалиста5 или свидетельство об аккредитации специалиста6 по специальности «Лечебное дело» Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований)7,8 Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью9 |
Другие характеристики |
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий: - дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации); - формирование профессиональных навыков через наставничество; - стажировка; - использование дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары); - тренинги в симуляционных центрах; - участие в конгрессных мероприятиях Соблюдение врачебной тайны10, принципов медицинской этики в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами Соблюдение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, нормативных правовых актов, pci-улирующих медицинскую деятельность в сфере охраны здоровья граждан |
Дополнительные характеристики
| |||||||||||||||||
3.1.1. Трудовая функция |
Проведение обследования пациентов | ||||
с целью диагностики неосложненных |
Уровень | |||
острых заболеваний и (или) |
Код |
А/01.6 |
(подуровень) |
6 |
состояний, хронических заболеваний |
квалификации | |||
и их обострений, травм, отравлений |
| ||||||
профессионального стандарта |
| Трудовые действия |
Ведение амбулаторного приема и посещение пациентов на дому |
Сбор жалоб, анамнеза заболевания и анамнеза жизни у пациентов (их законных представителей) | |
Проведение осмотра, физикального и функционального обследования пациента, оценка состояния здоровья пациента | |
Формулирование предварительного диагноза, основанного на результатах анализа жалоб, анамнеза и данных объективного обследования пациента | |
Составление плана обследования, а также направление пациента для его прохождения | |
Направление пациента для консультаций к участковому врачу-тсрапевту, врачу общей практики (семейному врачу), участковому врачу-педиатру и врачам-спсциалистам | |
Проведение осмотра беременных женщин в случае физиологически протекающей беременности и направление на пренатальный скрининг для формирования групп риска по хромосомным нарушениям и врожденным аномалиям (порокам развития) у плода | |
Проведение дифференциальной диагностики заболеваний и (или) состояний | |
Проведение динамического наблюдения за пациентом при высоком риске развития хронических заболеваний и при хронических заболеваниях и (или) состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни | |
пациента, по назначению врача | |
Определение медицинских показаний для оказания первичной медико-санитарной, специализированной и скорой медицинской помощи, а также паллиативной медицинской помощи | |
1— |
Выявление предраковых заболеваний и злокачественных новообразований, визуальных и папьпаторных локализаций и |
направление пациентов с подозрением на злокачественное образование и I с предраковыми заболеваниями в первичный онкологический кабинет медицинской организации в соответствии с порядком оказания
медицинской помощи населению по профилю «онкология»____
Проведение работы по организации диспансерного наблюдения за пациентами с высоким риском хронических неинфекционных заболеваний и с хроническими заболеваниями, в том числе с предраковыми заболеваниями, с целью коррекции проводимого лечения
и плана диспансерного наблюдения ___ ____
Выявление курящих лиц, лиц, избыточно потребляющих алкоголь, а также потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача, с высоким риском развития болезней, связанных с
уинашлди факторами_
Выявление клинических признаков состояний, требующих оказания
___медицинской помощи в неотложной форме _____
Необходимые умения Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания у пациентов
(их законных представителей)______________
Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от
пациентов (их законных представителей)____________
Оценивать анатомо-функциональное состояние органов и систем
организма пациента с учетом возрастных особенностей___
Проводить физикальное обследование пациента, включая:
I - осмотр,
I - пальпацию,
- перкуссию,
- аускультацию ______ ____ ____
Оценивать состояние пациента_____
Оценивать анатомо-функциональное состояние органов и систем
организма пациента с учетом возрастных особенностей и заболевания, проводить:
- общий визуальный осмотр пациента,
- осмотр полости рта,
- осмотр верхних дыхательных путей с использованием дополнительных источников света, шпателя и зеркал,
- измерение роста,
! - измерение массы тела,
- измерение основных анатомических окружностей,
- измерение окружности головы,
- измерение окружности грудной клетки,
- измерение толщины кожнойскладки (пликомстрия)________________
Проводить осмотр беременных женщин и направлять на пренатальный скрининг в случае физиологически протекающей беременности для формирования групп риска но хромосомным нарушениям и врожденным
аномалиям (порокам развития) у плода______
Интерпретировать и анализировать результаты физикального обследования с учетом возрастных особенностей и заболевания:
' - термометрию общую,
- измерение частоты дыхания,
- измерение частоты сердцебиения,
- исследование пульса, исследование пульса методом мониторирования,
- измерение артериального давления на периферических артериях,
_1 суточное мониторирование артериального давления,_
- регистрацию электрокардиограммы,
- прикроватное мониторированис жизненных функций и параметров,
- оценку поведения пациента с психическими расстройствами__
Проводить диагностику неосложненных острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм,
отравлений у взрослых и детей __________________
Обосновывать и планировать объем инструментальных и лабораторных исследований с учетом возрастных особенностей и наличия заболеваний Интерпретировать и анализировать результаты инструментальных и лабораторных обследований с учетом возрастных особенностей и
наличия заболеваний__
Обосновывать необходимость направления пациентов к участковому врачу-тсраневту, врачу общей практики (семейному врачу), участковому врачу-педиатру и врачам-специалистам с учетом возрастных
особенностей и наличия заболеваний______
Выявлять пациентов с повышенным риском развития злокачественных новообразований, с признаками предраковых заболеваний и злокачественных новообразований и направлять пациентов с подозрением на злокачественную опухоль и с предраковыми заболеваниями в первичный онкологический кабинет медицинской организации в соответствии с порядком оказания медицинской помощи
населению по профилю «онкология»__________
Проводить работу по организации диспансерного наблюдения за пациентами с хроническими заболеваниями, в том числе с предраковыми заболеваниями, с целью коррекции проводимого лечения
и плана диспансерного наблюдения__ __
Осуществлять диспансерное наблюдение за лицами, отнесенными по результатам профилактического медицинского осмотра и диспансеризации ко II группе здоровья, имеющими высокий или очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск
Определять медицинские показания для оказания медицинской помощи
с учетом возрастных особенностей___________
Выявлять клинические признаки состояний, требующих оказания
медицинской помощи в неотложной форме____ _____________
Выявлять курящих лиц и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, а также потребляющих наркотические средства и психотропные вещества
Необходимые знания
без назначения врача_________________
Клиническое значение и методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов
или их законных представителей___________
Правила и цели проведения амбулаторного приема и активного'
посещения пациентов на дому_____________________
Клиническое значение методики проведения медицинских осмотров и
обследований пациентов ____
Клинические признаки и методы диагностики заболеваний и (или) состояний у детей и взрослых, протекающих без явных признаков угрозы жизни и не требующих оказания медицинской помощи в
неотложной форме______ ________________________
Международная статистическая классификация болезней и проблем,
связанных со здоровьем_
Клинические признаки состояний, требующих оказания медицинской
помоищ в неотложной форме _______ ___ _ __
Клиническое значение__основных методов лабораторных и
Закономерности функционирования здорового организма человека с учетом возрастных особенностей и механизмы обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем; особенности регуляции функциональных систем организма человека при патологических процессах____
инструментальных исследовании для оценки состояния здоровья, медицинские показания к проведению исследований, правила интерпретации их результатов
Признаки физиологически нормально протекающей беременности Принципы, цели и объем динамического наблюдения пациентов с высоким риском развития или наличием заболеваний с учетом возрастных особенностей_
Этиология, патогенез, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы наиболее распространенных острых и хронических заболеваний и (или) состояний
Медицинские показания к оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара Медицинские показания и порядок направления пациента на консультации к участковому врачу-терапевту, врачу общей практики (семейному врачу), участковому врачу-недиатру и в рамам-спец папистам Медицинские показания к оказанию специализированной медицинской
помощи в стационарных условиях____
Медицинские показания для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи___
Перечень показаний для оказания паллиативной медицинской помощи, в том числе детям
I Другие характеристики | -
Методы выявления курящих и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, а также лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача_
| |||||||||||||||||||||||||
Оригинал Заимствовано из оригинала_ |
Происхождение трудовой функции
3.1.2. Трудовая функция
Трудовые действия
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Назначение немедикаментозного лечения с учетом клинической картины заболеваний и (или) состояний
Составление плана лечения пациентов с хроническими неосложненными заболеваниями и (или) состояниями, их обострениями, травмами, отравлениями_
диагноза и
Оценка эффективности и безопасности немедикаментозного лечения Проведение мероприятий по организации оказания первой помощи до
прибытия бригады скорой медицинской помощи населению при
угрожающих жизни состояниях и (или) заболеваниях_____
Направление пациентов с хроническими заболеваниями, в том числе состоящих под диспансерным наблюдением, к участковому врачу-терапевту, врачу общей практики (семейному врачу) или участковому врачу-псдиатру и врачам-специалистам с целью коррекции лечения и
плана диспансерного наблюдения__
Оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях и (или) состояниях без явных признаков угрозы жизни пациента, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме, в том
числе несовершеннолетним___ ___
Проведение медицинской сортировки и медицинской эвакуации при
оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях ___
Обеспечение своевременной госпитализации пациентов, нуждающихся в оказании стационарной медицинской помощи, в том числе женщин с патологией беременности, а также медицинской эвакуации рожениц и родильниц в родильное отделение
Посещение пациентов на дому с целью динамического наблюдения за состоянием пациентов, течением заболевания, проведения измерения и оценки показателей жизнедеятельности пациентов в динамике.
интерпретация полученных данных_______
Оказание паллиативной медицинской помощи пациентам, в том числе пациентам с онкологическими заболеваниями, нуждающимся в наркотических и сильнодействующих лекарственных средствах в
соответствии с рекомендациями врачей-специалистов __________
Отпуск и применение лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, в случае возложения на фельдшера отдельных функций лечащего врача пациентам, нуждающимся в лечении и обезболивании Реализация лекарственных препаратов и медицинских изделий при
оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи___
Обеспечение рецептами на лекарственные препараты
Направление пациентов в медицинскую организацию, оказывающую
паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, при
наличии медицинских показаний____________
Проведение экспертизы временной нетрудоспособности в соответствии
| с нормативными правовыми актами_________ _
Оформление и выдача пациенту листка временной нетрудоспособности
Ведение физиологических родов ______________
Подготовка документов для направления пациента на медикосоциальную экспертизу в соответствии с нормативными правовыми
актами ______
Необходимые умения Разрабатывать план лечения пациентов с хроническими неосложненными заболеваниями и (или) состояниями, их обострениями,
травмами, отравлениями__________
Оформлять рецепт на лекарственные препараты, медицинские изделия и
специальные продукты лечебного питания ______________
Применять лекарственные препараты, специальные продукты лечебного питания и медицинские изделия при заболеваниях и (или) состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, с учетом возрастных
особенностей, bjtom числе по назначению врача _____
I Назначать немедикаментозное лечение с учетом диагноза и клинической
картины болезни ______ ______
Оценивать эффективность и безопасность назначенного лечения Предотвращать или устранять осложнения, побочные действия, нежелательные реакции лекарственных препаратов, специальных продуктов лечебного питания. медицинских изделий и немедикаментозного лечения
Проводить следующие медицинские манипуляции и процедуры:
- ингаляторное введение лекарственных препаратов и кислорода;
- ингаляторное введение лекарственных препаратов через небулайзер;
- установка и замена инсулиновой помпы;
- пособие при парентеральном введении лекарственных препаратов;
- пункция и катетеризация периферических вен, в том числе кубитальной;
- внутривенное введение лекарственных препаратов;
- непрерывное внутривенное введение лекарственных препаратов;
- внутрипросветное введение в центральный венозный катетер антисептиков и лекарственных препаратов;
I - уход за сосудистым катетером ____
Проводить введение лекарственных препаратов:
- накожно. внутрикожно, подкожно, в очаг поражения кожи;
| - внутримышечно;
- внутрикостно, используя специальную укладку для внутрикостного доступа, внутрисуставное, околосуставное;
- интраназально, в наружный слуховой проход;
! - втиранием растворов в волосистую часть головы;
1 - с помощью глазных ванночек с растворами лекарственных препаратов;
- инстилляцией лекарственных препаратов в конъюнктивную полость;
- интравагинально, ректально, с помощью клизмы
Проводить мониторинг течения заболевания, корректировать план
лечения в зависимости от особенностей течения заболевания__
Проводить посещение пациента на дому с целью динамического наблюдения за состоянием пациента, течением заболевания, проводить измерение и оценку показателей жизнедеятельности пациента в
динамике, интерпретировать полученные данные_____
Проводить оценку интенсивности тягостных для пациента симптомов, в том числе боли, определять и документировать невербальные признаки боли у пациента, рассчитывать ранговые индексы боли, проводить
мониторинг уровня боли в движении и в покое________________
Осуществлять отпуск и применение лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, в случае возложения на фельдшера отдельных функций лечащего врача пациентам, нуждающимся в лечении и обезболивании Проводить медицинскую сортировку пораженных по степени опасности для окружающих, по тяжести состояния пострадавших и по
эвакуационному признаку_
Вести учет лекарственных препаратов_____________
Направлять пациентов в медицинскую организацию, оказывающую паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, при
наличии медицинских показаний__________ _
Обучать пациентов (их законных представителей) и лиц, осуществляющих уход, навыкам ухода _ _