Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

53 страницы

Купить 340-21-898ц — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

 
Дата введения30.05.2016
Добавлен в базу01.02.2017
Завершение срока действия01.01.2017
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-012

Организации:

30.05.2016УтвержденРоссийский морской регистр судоходства340-21-898ц
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ


ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО № 340-21от 30 052016

Касательно

внесения изменений в Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации, 2016, НД № 2-020Ю1-012 в отношении замеров остаточных толщин элементов судна

Объект наблюдения:

Суда в эксплуатации


Ввод в действие    С момента получения

Срок действия: до_01.01.2017__

Срок действия продлен до

Отменяет / наменяет / дополняет циркулярное письмо Ив    ввода


ДдТЫ


Количество страниц


53


Приложения


Заместитель генерального директора директор мирского департамент


Вносит изменения в


А Баранов


Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации. 2016, НД N9 2-020101-012


Настоящим циркулярным письмом в Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации. 2016, НД № 2-020101-012 вносится новое приложение 4 «Инструкция по замерам остаточных толщин элементов судна» в связи с аннулированием Инструкции по замерам остаточных толщин корпусов судов, НД № 2-040202-013.


Необходимо выполнить следующее:

1)    Ознакомить инспекторский состав PC и заинтересованные организации в регионе деятельности подразделений PC с указаниями настоящего циркулярного письма.

2)    Применять положения настоящего циркулярного письма при освидетельствованиях судов.


Исполнитель Баскакова Е В


341


+ 7(812)6050559


СЭД «ТЕЗИС»


16-113144


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К ЦИРКУЛЯРНОМУ ПИСЬМУ № 340-21-898Ц ОТ 30.05.2016 ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пункт 4.10.6.1. Фраза «Инструкции по замерам остаточных толщин корпусов судов» заменяется на «Инструкции по замерам остаточных толщин элементов судна, приведенной в приложении 4».

ЧАСТЬ III. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ НАЗНАЧЕНИЯ И МАТЕРИАЛА КОРПУСА

Пункты 1.5.1.1,1.7.1 и 1.7.3. Текст «Инструкции по замерам остаточных толщин корпусов судов» заменяется следующим: «Инструкции по замерам остаточных толщин элементов судна, приведенной в приложении 4».

Таблицы 1.7.1 и 1.7.2. В графе «Схема» текст «Инструкции по замерам остаточных толщин корпусов судов» заменяется следующим: «Инструкции по замерам остаточных толщин элементов судна».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, ОБНОВЛЕНИЮ И РЕМОНТУ КОРПУСОВ МОРСКИХ СУДОВ

Пункт 1.2.1. В определении «Износ язвенный» текст «См. также Инструкцию по замерам остаточных толщин корпусов судов» заменяется следующим: «См. также Инструкцию по замерам остаточных толщин элементов судна».

Пункты 2.1.3, 2.1.6, 3.1.7, 3.1.8 и З.2.З.1. Текст «Инструкции по замерам остаточных толщин корпусов судов» заменяется следующим: «Инструкции по замерам остаточных толщин элементов судна».

Пункт 3.1.4. Текст «Инструкции по замерам остаточных толщин корпусов судов и в приложении 33 к Руководству» заменяется следующим: «Инструкции по замерам остаточных толщин элементов судна».

Пункт З.2.4.1. Текст в скобках «см. также Инструкцию по замерам остаточных толщин корпусов судов» заменяется следующим: «см. также Инструкцию по замерам остаточных толщин элементов судна».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2-1. ФОРМЫ РЕГИСТРАЦИИ ЗАМЕРОВ ПАРАМЕТРОВ КОРПУСА С ДЕФЕКТАМИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пункт 4. Текст «Инструкцией по замерам остаточных толщин корпусов судов» заменяется следующим: «Инструкцией по замерам остаточных толщин элементов судна».

4.4.3    При частичном проведении замеров толщин с учетом положений 4.2 должен быть составлен отчет с указанием оставшегося обьема работ для использования следующим инспектором.

4 4.4 Перед выполнением замеров толщин операторам фирм ОЗТ совместно с судовладельцем или представителем судовладельца рекомендуется заблаговременно, т.е. на стадии планирования освидетельствования, подготовить комплект схем конструкций, которые будут замеряться.

4 4.5 После завершения замеров толщин на борту судна инспектор должен проверить и заверить своей подписью и печатью предварительный отчет о замерах толщин. Предварительный отчет по замерам толщин представляет собой черновики (например: в виде копий схем замеряемых конструкций), содержащие сведения о замеренных конструкциях, количестве замеров, о зонах значительной коррозии, элементах корпуса с чрезмерным износом и т.п.. которые заполняются и подписываются оператором ЗТ и передаются наблюдающему инспектору на протяжении всего периода выполнения замеров толщин на судне (для удобства в работе черновики могут сканироваться и представляться инспектору в электронном виде). Окончательный отчет по замерам толщин должен быть представлен инспектору до завершения освидетельствования судна. Непредъявление окончательного отчета может привести к задержке завершения освидетельствования.

4.4.6    По согласованию с ГУР. если до завершения освидетельствования у оператора нет возможности представить окончательный отчет по замерам толщин, инспектору PC допускается принять предварительный отчет. При этом инспектору необходимо убедиться, что такой отчет содержит результаты оценки, заключение о годном техническом состоянии судна и, что все конструкции, подлежащие ремонту, были отремонтированы и/или заменены до завершения освидетельствования. В таких случаях, когда до завершения освидетельствования представляется только предварительный отчет, инспектору PC в акте PC и статусе освидетельствований судна необходимо выставить требование судовладельцу о необходимости представить окончательный отчет, выполненный фирмой, выполнявшей замеры толщин, на проверку в подразделение, выполнявшее освидетельствование судна и наблюдение за замерами толщин, в срок не более 3 (трех) месяцев от даты завершения освидетельствования. До завершения освидетельствования инспектору PC в акте необходимо подтвердить годное состояние судна по результатам выполненной оценки технического состояния корпуса на основании предварительного отчета.

4.4.7    Окончательный отчет по замерам толщин проверяется инспектором PC. наблюдавшим за замерами толщин на судне, в соответствии с чек-листом (форма 6 1.04) (если замеры выполнены инспектором PC, одновременно выполнявшим замеры и освидетельствование судна, отчет проверяется персоналом, уполномоченным на выполнение проверки отчетных документов по результатам освидетельствования судна, подразделения PC, к которому относится исполнитель - инспектор PC. выполнивший ЗОТ). При проверке окончательного отчета проверяющему следует убедиться, что информация в окончательном отчете соответствует данным из предварительного отчета с учетом требований к составлению окончательного отчета (см. 4 4 8). При проверке следует убедиться, что все конструкции, подлежащие ремонту, отремонтированы и имеются соответствующие подтверждающие документы. В противном случае инспектором PC. выполняющим освидетельствование судна, должно быть выставлено требование в акте PC о необходимости выполнения ремонта таких конструкций до завершения освидетельствования Особое внимание при проверке отчета следует уделять наличию зон со значительной коррозией и корректности их переноса в сводные таблицы отчета и статус освидетельствований судна. При проверке необходимо так же убедиться, что применяется корректная терминология (название конструкций), совпадают данные по расположению поперечных переборок, рамных шпангоутов и т.п. с чертежами, отчетными документами PC и др. документацией по судну. Любое несоответствие, обнаруженное при проверке окончательного отчета, должно быть устранено до подписания и простановки печати инспектором PC. О выполнении выявленных несоответствий должна быть сделана соответствующая отметка инспектором PC в чек-листе (форма 6 1 04). По завершению проверки инспектор заверяет подписью и печатью титульный лист окончательного отчета. Заверенный инспектором PC экземпляр отчета по замерам толщин с заполненным должным образом чек-листом

6.1.04    должен быть передан в подразделение PC по наблюдению в эксплуатации в формуляр судна. В подразделении PC, ответственном за освидетельствование судна, и/или подразделении PC по наблюдению за судном в эксплуатации может быть проведена контрольная проверка отчета. В этом случае оформляется дополнительный чек-лист (форма 6.1 04). Экземпляры отчета с оригинальными подписями и штампами должны храниться на судне и у судовладельца.

4 4 8 Результаты замеров толщин корпуса должны быть оформлены в виде окончательного отчета, состоящего из схем и таблиц в объеме, определенном в разделе 7.

В отчете должны быть приведены также схемы растяжки наружной обшивки, палуб, второго дна, переборок, люковых закрытий и других замеряемых конструкций с идентификацией замеряемых элементов. По согласованию с инспектором PC. наблюдающим за замерами толщин, допускается не указывать фактические замеренные толщины на схемах, указав только места выполнения замеров. Окончательный отчет должен отражать техническое состояние конструкций корпуса судна, должны быть обозначены зоны со значительной коррозией и районы, подлежащие ремонту, если имеются. Схемы и

9

таблицы должны быть подписаны оператором замеров остаточных толщин. Отчет должен быть составлен на английском языке и, по желанию судовладельца, может содержать перевод на русский язык. В случае, если судно эксплуатируется под флагом РФ и не совершает, и не будет в дальнейшем совершать международные рейсы, отчет может быть составлен только на русском языке. К отчету по замерам толщин должна быть приложена копия доверенности фирмы ОЗТ (Приложение Е). направившей оператора на судно для выполнения замеров толщин. К отчету по замерам толщин также должна быть приложена схема общего расположения судна.

Таблицы отчета по замерам толщин должны обязательно содержать графу со значением допускаемого износа или допускаемой остаточной толщины для проведения оценки технического состояния корпусных конструкций. Оценка технического состояния корпуса судна по условиям износа является составной частью освидетельствования корпуса судна и заключается в определении допустимости замеренных износов конструкций корпуса судна и других элементов судна. Оценку состояния замеренных конструкций (сравнение результатов замеров с допускаемыми нормативами) должны выполнять операторы по замерам толщин не ниже второго уровня квалификации по стандарту ИСО 9712. Инспектор PC во всех случаях перед заверением отчета по ЗТ должен проверять качество выполненной оценки на предмет правильности назначения допускаемых нормативов, наличия незарегистрированных негодных конструкций, зон со значительной коррозией (см. 4.3.7) и т.п.

Обследование параметров деформаций и трещин, может выполняться либо PC. либо уполномоченным представителем судовладельца (см. 3.1.4 приложения 2 к Правилам). Если оператором ЗОТ по заявке судовладельца выполняется также анализ и оценка дефектов, таких как остаточные деформации (вмятин, бухтин, гофрировок и т.п., трещин и других дефектов), то отчет по ЗОТ дополняется результатами выполненных замеров и допускаемыми значениями оцениваемых дефектов. Инспектор PC выполняет проверку выполненной оценки. Сведения о деформациях и трещинах корпуса, при их наличии, должны быть оформлены в виде отчета, состоящего из таблиц и схем корпусных конструкций, на которых обнаружены остаточные деформации и/или трещины в объеме, определенном в приложении 2 к Правилам. В случае, если замеры толщин и параметров деформаций/трещин выполняются одной фирмой, рекомендуется, чтобы таблицы регистрации замеров параметров деформаций и трещин совместно со схемами были приложены к Отчету по замерам толщин. В этом случае титульный лист должен отражать информацию о фактическом содержании документа (например, откорректировано название следующим образом: «Отчет о замерах толщин, параметров остаточных деформаций и трещин).

4.4.9    Окончательные отчеты должны направляться подразделением PC. проводившим освидетельствование судна в подразделение PC по наблюдению в эксплуатации в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента завершения освидетельствования судна, в электронном (отсканированном) виде. Сканированные документы сохраняются только в формате (.pdf)- В качестве рекомендации, при направлении отчета в сканированном виде дополнительно в Регистр можно представить результаты замеров толщин корпуса в любом электронном формате (например, формате Excel-документа).

При направлении отчета по замерам толщин в электронном виде. т.е. дистиллированного из исходного файла (MS Excel, MS WORD и других программ) в Adobe Acrobat, в котором нет подписей оператора на каждом листе отчета, к отчету необходимо приложить отсканированный титульный лист отчета, содержащий все необходимые подписи и штампы как инспектора PC. так и оператора, выполнявшего замеры, а в сопроводительное письмо или на титульном листе отчета необходимо включить следующую запись: «Настоящим подтверждается, что в оригиналах отчета, направленных на судно и судовладельцу в твердой копии, имеются подписи оператора на всех страницах отчета». Запись должна быть заверена подписью и печатью инспектора.

4.4.10    Для случаев, когда окончательный отчет по замерам толщин не был представлен до завершения освидетельствования (см. 4.4.6). копия предварительного отчета должна направляться в подразделение PC по наблюдению в эксплуатации в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента завершения освидетельствования судна, в электронном (отсканированном) виде с учетом 4.4.9. В комментариях к сопроводительному письму в подразделение PC по наблюдению в эксплуатации необходимо указать то. что представлен предварительный отчет и сделать ссылку на номер акта с требованием по представлению окончательного отчета по замерам толщин в предписанные сроки. Предварительный отчет должен храниться в подразделении, где выполнялось освидетельствование судна, и у инспектора, выполнявшего освидетельствование и наблюдение за_замерами толщин, как минимум, до заверения окончательного отчета после его получения. В подразделении PC по наблюдению в эксплуатации предварительный отчет должен храниться до того момента, когда будет получен заверенный должным образом окончательный отчет и снято соответствующее требование в статусе освидетельствований судна. Решение о необходимости корректировки статуса освидетельствований судна на предмет

10

выполнения требования по предоставлению окончательного отчета ЗОТ принимает подразделение по наблюдению в эксплуатации.

4.5    Выбор мест для детального освидетельствования и замеров толщин

4.5.1    На основании оценки риска образования коррозии и опыта проектирования, могут быть установлены районы для детального освидетельствования и поперечные сечения корпуса для замеров толщин. Поперечные сечения корпуса назначаются для замеров толщин, как правило, в танках, трюмах и помещениях, где риск образования коррозии оценивается как наибольший. Выбор трюмов, танков и помещений для проведения детального освидетельствования должен первоначально основываться на величине риска образования коррозии, и должен включать балластные танки. Выбор должен опираться на принцип, что степень риска увеличивается с возрастом судна, и что неполная или ненадежная информация также является важным фактором для проведения освидетельствования. Минимальные требования к объему детального освидетельствования и замеров остаточных толщин приведены в Правилах и разделах 5 и 6 настоящей Инструкции.

4.5.2    При любом освидетельствовании, то есть очередном, промежуточном, ежегодном или другом виде освидетельствования, предшествующем названным, замеры толщин конструкций в районах, подлежащих детальным освидетельствованиям, должны выполняться одновременно с такими детальными освидетельствованиями.

4.5.3    При выборе мест для замеров толщин необходимо учитывать, что на интенсивность коррозии влияют:

1)    род перевозимого груза в трюмах и отсеках (уголь, минеральные удобрения, руда, различные нефтепродукты, соль, химикаты, кислота, рыба в бочках и др.);

2)    тип и расположение судового помещения (отсеки двойного дна под котлами или танки, попеременно используемые для жидкого топлива и балласта, насосные отделения нефтеналивных судов, места прохождения трубопроводов подогрева, льяла, отсеки с цементным или др. покрытием, сточные колодцы, танки изолированного и чистого балласта нефтеналивных судов;

3)    возможность застоя воды (например, на настилах палуб под палубными механизмами в носовой части, в районе шпигатов, в районе комингсов вентиляционных каналов).

Более интенсивной коррозии подвержены конструкции, для которых были допущены более тонкие построечные толщины (особенно в носовой и кормовой частях пояса переменных ватерлиний, приварные патрубки донной и бортовой арматуры), а также районы пересечения балок продольного и поперечного набора, главным образом на днище, где возможно появление очагов местного износа пятнами, обшивка нижних участков поперечных переборок в районе соединения с твиндечными палубами, настилом второго дна и в зонах язвенного и линейного износов (листы ледового пояса, носовые участки днищевой обшивки, пояс переменных ватерлиний, особенно в районах перехода от носового заострения к цилиндрической вставке.

Ниже перечислены конструктивные элементы судна, где может появиться канавочный износ: в районе стыков и пазов листов наружной обшивки в подводной части корпуса; на обшивке продольных и поперечных переборок нефтеналивных судов;

в околошовной зоне приварки балок набора к наружной обшивке подводной части, а также к обшивке переборок грузобалластных танков, переборок цистерн;

на обшивке днища в районе голубниц для перетока жидкости, прорезанных в стенках балок набора в танках нефтеналивных судов.

4.6    Применение, хранение и проверка оборудования для замеров толщин.

4.6.1    Требования к оборудованию для выполнения замеров толщин приведены в 3.2.1 приложения 2 к Правилам.

4.6.2    Измерительные приборы, используемые для замеров толщин, должны использоваться в соответствии с документацией, разработанной изготовителем прибора.

4.6.3    Все применяемое оборудование должно иметь серийные номера, а также присвоены инвентарные номера.

4.6.4    Для проверяемого оборудования в подразделении PC. осуществляющем замеры толщин, в фирме ОЗТ должны быть составлены отдельные журналы регистрации выполнения поверок с датами следующих поверок.

11

4.6.5    В подразделении PC. осуществляющем замеры толщин/фирме ОЗТ. должно быть назначено лицо, ответственное за хранение и поверку оборудования.

4.6.6    Поверки оборудования компетентными органами в установленные интервалы должны быть задокументированы. При выполнении на судне замеров толщин фирмой ОЗТ документы поверок должны предъявляться инспектору PC перед началом проведения работ по замеру толщин.

5 Методика замеров остаточных толщин элементов судовых корпусных конструкций

5.1    Общие положения

В целях учета особенностей ухудшения состояния корпуса судна износ принято рассматривать на участках по длине корпуса:

в средней части — на части длины судна no 0.2L в нос и в корму от миделя:

в носовой части — на части длины судна протяженностью 0.30L, расположенной в корму от носового перпендикуляра;

в кормовой части — на части длины судна протяженностью 0.30L. расположенной в нос от кормового перпендикуляра.

Такие конструкции, как поперечные и продольные переборки, настилы нижних палуб, набор внутри трюмов и танков и другие связи, особенности износа которых зависят от перевозимых грузов, целесообразно рассматривать в пределах грузового пространства. Износ конструкций в оконечностях, расположенных за пределами носового и кормового перпендикуляров, также должен анализироваться отдельно.

Вид износа элемента корпуса устанавливается визуально при общем освидетельствовании судна, исходя из опыта технического наблюдения, а также на основании выборочных замеров остаточных толщин. Остаточные толщины элементов корпуса должны, как правило, определяться методами неразрушающего контроля. Измерения глубины язвин выполняются с помощью глубиномера, индикатора часового типа. Точность измерений толщин элементов корпуса должна быть не менее 0.1 мм.

Замеры толщин необходимо выполнять с учетом требований ГОСТ Р 16908-2015 или ISO 16809-2012, смотря по тому, что применимо.

5.2    Характеристики поперечного сечения корпуса.

5.2.1    Расположение сечений по длине судна выбирается инспектором, и как правило, определяется после выполнения требуемых замеров толщин настила палубы и обшивки днища. Минимальное число поперечных сечений, подлежащих замерам, должно соответствовать применимым требованиям Правил. Одно из поперечных сечений должно быть выбрано на миделе судна. Остальные поперечные сечения должны выбираться в районах, в которых обнаружены наибольшие износы настила палубы и обшивки днища в пределах 0.4 средней части длины судна. При этом, для сухогрузных и навалочных судов сечения должны выбираться в районе люковых вырезов грузовых трюмов, для нефтеналивных судов -см. приложения 2.9-1 или 3.9-1 к части III «Дополнительные освидетельствования судов в зависимости от их назначения и материала корпуса» Правил. Протяженность сечения определяется длиной листа (настила палубы, наружной обшивки и т.д ), относящегося к сечению и выбранного из условия его состояния по результатам замеров (т е. конструктивно ослабленные и наиболее изношенные листы).

Результаты замеров элементов в поперечном сечении используются для оценки общей продольной прочности корпуса и при значительном уменьшении площади поперечного сечения палубы и/или днища со скулой (см. 2.2.1.1 приложения 2 к Правилам) требуется проверка корпуса по моменту сопротивления. Оценка потери площади поперечного сечения палубы и днища со скулой выполняется при очередных освидетельствованиях. Такая оценка может быть потребована инспектором PC также при промежуточном освидетельствовании, если на палубе и/или днище со скулой обнаружены сомнительные зоны, зоны со значительной коррозией, остаточные деформации, которые могут повлиять на характеристики поперечного сечения корпуса судна. Если обнаружено, что одно или более поперечных сечений не отвечают требованиям к продольной прочности, количество поперечных сечений для замера толщин должно быть увеличено.

5.2.2    Для всех типов судов, за исключением нефтеналивных судов длиной 130 м и более (см. Рис 52 1 - 5 2 3):

На рис. 5.2.1 - 5.2.3 показана схема замеров в типовом поперечном сечении сухогрузного и навалочных судов, которая может в какой-то части применима и к судам других типов, кроме нефтеналивных судов

12

длиной 130 м и более. Минимальная плотность замеров толщин в поперечном сечении (границы поперечного сечения должны выбираться в пределах протяженности листа обшивки и настила):

каждая продольная балка палубы, днища, борта и др. связей - в соответствии с 5.32.1;

каждая продольная рамная связь палубы, днища, борта и др. - в соответствии с 5.3.2.2;

каждый лист настила палубы, обшивки днища, борта и др. листовых конструкций, входящих в поперечное сечение, по меньшей мере, по 3 точки на лист;

на судах с поперечной системой набора - примыкающий поперечный набор, замеры которого должны выполняться в соответствии с 5.3.


7


T-rvT-rrvv


L


^7ГГ?}г


Рис. 5.2.1 Схема замеров элементов корпуса 8 поперечном сечении судна для перевозки генеральных грузов (может применяться для всех других типов судов, кроме навалочных и нефтеналивных)


V



13


Рис. 5.2.2.1 Схема замеров элементов корпуса в поперечном сечении навалочного судна с одинарными

бортами



Double Skin Bulk Carrier


Рис. 5.2.2.2 Схема замеров элементов корпуса в поперечном сечении навалочного судна с двойными бортами (замеры необходимо выполнять по ЛБ и ПрБ выбранного поперечного сечения соответственно)


14


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

К ЦИРКУЛЯРНОМУ ПИСЬМУ № 340-21-898Ц ОТ 30.05.2016

1


РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 К

ПРАВИЛАМ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ЗАМЕРАМ ОСТАТОЧНЫХ ТОЛЩИН ЭЛЕМЕНТОВ СУДНА


2


Инструкция

по замерам остаточных толщин элементов судна

СОДЕРЖАНИЕ

1    Область распространения....................................................................................................................................4

2    Нормативные ссылки............................................................................................................................................4

3    Термины. Определения. Сокращения.................................................................................................................4

3.1    Термины и определения    4

3.2    Сокращения    5

3.3    Условные обозначения    5

4    Процедура обследования изношенного корпуса................................................................................................5

4.1    Общие положения    5

4.2    Планирование    6

4.3    Порядок контролирования процесса замеров толщин на борту судна    7

4 4 Анализ и проверка    8

4.5 Выбор мест для детального освидетельствования и замеров толщин    11

4 6 Применение, хранение и проверка оборудования для замеров толщин.    11

5    Методика замеров остаточных толщин элементов судовых корпусных конструкций..................................12

5.1    Общие положения    12

5.2    Характеристики поперечного сечения корпуса.    12

5.3    Переборки, рамные шпангоуты, флоры и др. элементы корпуса.    17

5.4    Листы    28

5.5    Сварные швы и заклепочные соединения.    30

5.6    Соединительные элементы и местные подкрепления.    31

5.7    Нормирование износа корпусных конструкций    31

5.8    Требования по нормированию износа судовых устройств, мачт и др. элементов судна при оценке их

технического состояния.    31

6    Требования к объему детального освидетельствования и замеров толщин в зависимости от типа судна31

6.1    Требования к замерам толщин на всех типах судов    Ошибка!    Закладка    не определена.

7    Формы таблиц регистрации замеров толщин...................................................................................................33

7.1    Основная часть (URL).    33

7.2    Порядок оформления отчета по замерам толщин.    33

Приложение А.........................................................................................................................................................35

Приложение Б.........................................................................................................................................................40

1    Водонепроницаемые закрытия корпуса    40

2    Рулевое устройство    40

3    Якорное устройство    40

4    Сигнальные мачты    41

5    Стационарное оборудование для разделения сыпучего груза    41

6    Буксирное устройство    41

7    Швартовное устройство    41

8    Судовые трубопроводы систем, приварные патрубки донной, бортовой арматуры    42

9    Элементы спусковых устройств спасательных средств    42

10    Элементы конструкции грузоподъемных устройств    43

Приложение В.........................................................................................................................................................44

Приложение Г.........................................................................................................................................................47

Приложение Д.........................................................................................................................................................50

Приложение Е.........................................................................................................................................................51

3

1 Область распространения

1.1 Настоящая Инструкция разработана Российским морским регистром судоходства для инспекторов PC, судовладельцев, операторов судов, верфей и поставщиков услуг по выполнению замеров толщин на судах (ультразвукового контроля) для руководства в работе по замерам толщин на судах. Является обязательным документом в дополнение к приложению 2 к Правилам. Положения настоящей Инструкции применимы ко всем типам судов с классом PC и распространяются на корпуса, надстройки и рубки судов, изготовленных из сталей и алюминиевых сплавов, судовые трубопроводы и устройства. Все вопросы и предложения по настоящей Инструкции необходимо направлять в адрес Главного управления Регистра (ГУР) на электронный адрес: ships.survev@rs-class.org

Для судов, назначение, размеры и конструкция которых не соответствуют области распространения правил постройки PC, применение настоящей Инструкции является предметом специального рассмотрения Регистром.

2 Нормативные ссылки

2.1

При разработке настоящей Инструкции учтены требования следующих нормативных документ

1)

Рекомендация МАКО № 54 «Руководство по допуску, применению, использованию и освидетельствованию полутвердых покрытий в балластных танках»;

2)

Рекомендация МАКО № 72 «Техника безопасности при осмотре ограниченных судовых пространств»;

3)

Рекомендация МАКО № 77 «Руководство для инспекторов по контролю за процессом выполнения замеров толщин»;

4)

Рекомендация МАКО № 78. «Инструкция по безопасному использованию переносных трапов при детальном освидетельствовании корпусных конструкция судна»;

5)

Рекомендация МАКО № 82 «Справочник инспектора. Термины и определения, касающиеся освидетельствований судовых корпусных конструкций»;

6)

Рекомендация МАКО № 87 «Рекомендация по поддержанию и ремонту покрытия в балластных танках и комбинированных грузо/балластных танках нефтеналивных судов»;

7)

Рекомендация МАКО № 90 «Руководство по обеспечению доступа к судовым корпусным конструкциям»;

8)

Процедурное требование МАКО № 19. «Процедура выполнения замеров толщин»;

9)

Процедурное требование МАКО № 37. «Процедура по безопасному доступу в замкнутые пространства»;

Ю)

Инструкция по определению межкалибровочных интервалов средств измерений, используемых на предприятиях и судах морского транспорта.

11)

ГОСТР ИСО 16809-

Контроль неразрушающий. Контроль ультразвуковой. Измерение

2015

толщины. (ИСО 16809-2012)

3 Термины. Определения. Сокращения

В тексте настоящей Инструкции используются термины, определения и сокращения, приведенные в Руководстве по качеству, а также в нормативных документах, на основании которых разработана настоящая Инструкция. Иные термины, определения и сокращения, используемые в настоящей Инструкции, приведены ниже.

3.1 Термины и определения

Замеры толщин - комплекс работ, связанных с выполнением замеров остаточных толщин корпусных конструкций, устройств, трубопроводов и сосудов под давлением судов и плавучих сооружений.

4

Неразрушающий метод контроля - метод, при котором контроль состояния объекта производится без нарушения целостности конструкции и материала.

Техническое состояние корпуса - совокупность параметров, определяющих прочность, жесткость, непроницаемость корпуса и изменяющихся вследствие возникновения и развития дефектов в процессе эксплуатации судна.

Чрезмерный износ - такая степень износа, которая выходит за пределы допустимой величины износа.

Интенсивный износ - степень износа с твердой и/или отслаивающейся окалиной (продукты коррозии), включая питтинг, распространяющегося на более чем 70 % площади рассматриваемого района с очевидным уменьшением толщины.

Определения, не упомянутые в настоящей главе, приводятся в Правилах постройки, настоящих Правилах и приложении 2 к ним.

3.2 Сокращения

ЗТ, ЗОТ - замеры толщин;

МАКО - Международная ассоциация классификационных обществ:

НК - неразрушающий контроль;

Отчет - Отчет по замерам толщин в виде схем, таблиц и описаний;

Руководство - Руководство по техническому наблюдению за судами в эксплуатации;

Р.ж. - ребро жесткости;

Сокращения, не упомянутые в настоящей главе, приводятся в Правилах постройки, настоящих Правилах и приложении 2 к ним.

3.3 Условные обозначения

«X», «У» - расположение мест замеров толщин на рисунках.

4 Процедура обследования изношенного корпуса

4.1 Общие положения

4.1.1    Настоящий раздел регламентирует определение технического состояния корпуса и его элементов в зависимости от обнаруженных износов во время освидетельствования судна.

4.1.2    Техническое состояние корпуса по условиям износа устанавливается по результатам сопоставления фактических замеров толщин с нормативами, определенными в соответствии с требованиями Правил

4.1.3    Корпус должен быть подготовлен судовладельцем для детального освидетельствования и замеров толщин: изоляция и зашивка вскрыты и демонтированы, продукты коррозии удалены с замеряемых поверхностей, подготовлены леса и другие средства для доступа к замеряемым конструкциям, танки дегазированы и т. д.

4.1.4    Метрологические свойства применяемых средств измерений должны отвечать требованиям действующих нормативных документов, согласованных Регистром.

4.1.5    Техническое состояние корпуса, главным образом, определяется на основании результатов замеров толщин с учетом следующего:

если замеры толщин, которые требуется проводить в рамках классификационных освидетельствований корпусных конструкций, осуществляется не самим классификационным обществом, они должны проводиться в присутствии инспектора.

При проведении замеров должно обеспечиваться присутствие инспектора на борту судна в объеме, необходимом для контроля за процессом. Это также относится и к замерам толщин в рейсе.

Определение технического состояния объектов наблюдения производится Регистром с использованием норм допускаемых износов.

Замеры толщин должны выполняться, как правило, неразрушающим методом. В случае необходимости замеры могут выполняться другими методами измерения.

4.1.6    Требования к поставщикам услуг.

5

Замеры толщин, если не выполняются инспектором PC. должны выполняться признанными Регистром или. в обоснованных случаях при наличии действующих СП. ИКО - членами МАКО (см. сайт МАКО http://www.iacs.orq.uk/shipdata/data.aspx?paqeid=3&sectionid=6). организациями, осуществляющими замеры толщин на судах (далее - фирмы ОЗТ) в присутствии инспектора PC в объеме, необходимом для контроля за процессом (это требование распространяется и на замеры толщин, выполняемые в рейсе). Требования к признанию фирм ОЗТ. квалификации персонала фирм, к квалификации персонала Регистра, выполняющего замеры толщин в соответствующих разделах ПТНПС.

4.1.7 Требования к инспекторам PC. выполняющим дефектацию корпуса, в т.ч. замеры толщин.

При выполнении замеров толщин, параметров деформаций, трещин и других дефектов корпусных конструкций специалистами PC. сохраняется порядок действий, установленный настоящей Инструкцией для специалистов фирм ОЗТ. В подразделениях PC. в штате которых имеется персонал для выполнения замеров остаточных толщин, необходимо руководствоваться схемой работы, указанной в Приложении Д. В этих подразделениях должны вестись, как минимум, списки и документы сертифицированных специалистов, назначенных для выполнения замеров толщин, графики подготовки/подтверждения квалификации специалистов, документация по используемому оборудованию, графики прохождения необходимого технического обслуживания, поверок/калибровки оборудования, журналы учета выполненных работ. Требования к квалификации специалиста PC для выполнения замеров толщин приведены в приложении 2 к Правилам Выдача Свидетельств о профессиональной подготовке! (форма 7.1.34) специалистам PC. выполняющим замеры толщин, не требуется.

4.2 Планирование

4.2.1    Перед началом проведения замеров толщин, требуемых Правилами при промежуточных и очередных освидетельствованиях, должно быть проведено совещание с участием наблюдающего инспектора(ов), капитана судна или его представителя, назначенного капитаном судна или компанией, и имеющего соответствующую квалификацию, присутствующего представителя судовладельца и представителя фирмы ОЗТ с тем. чтобы обеспечить безопасность и хорошую организацию освидетельствований и замеров толщин, которые должны быть проведены на борту судна. На совещании инспектору PC должна быть представлена доверенность фирмы ОЗТ, направившей конкретного оператора/контролера на судно(суда) для выполнения замеров толщин. Доверенность должна иметь оригинальные подписи и печать фирмы ОЗТ (пример доверенности приведен в Приложении Е). Копия доверенности должна быть приложена к Отчету по замерам толщин.

По результатам совещания составляется протокол (см. Приложение А) с одним из приложений (в зависимости от типа и возраста судна и вида освидетельствования), которые должны быть подписаны всеми участвующими сторонами. Форма протокола и приложений размещены на официальном сайте PC в разделе «Информация для клиентов» в подразделе «Дополнительная информация по освидетельствованию судов в эксплуатации», по адресу http://rs-class.org/ru/add_info/index.php (русскоязычный сайт) и http://www.rs-class.org/en/add_info/index.php (англоязычный сайт).

4.2.2    Рекомендуется, чтобы замеры толщин проводились за один цикл и одной компанией. В случае, если замеры толщин разбиваются на несколько стадий в течение времени, разрешенного для освидетельствования, и/или проводятся несколькими фирмами, каждый раз должно организовываться отдельное совещание.

4.2.3    При проведении совещания должно быть согласовано взаимодействие между инспектором(ами), оператором(ами) по замеру толщин и представителем(ями) владельца, как минимум, в отношении следующего:

.1 регулярного предоставления инспектору отчетов о замерах толщин в соответствии с согласованным графиком проведения замеров толщин (например, в конце каждого рабочего дня. когда выполнялись замеры);

.2 оперативного уведомления инспектора при обнаружении:

чрезмерного коррозионного износа (выше допустимых пределов) и/или повышенного общего коррозионного износа или язвенного / канавочного износа:

дефектов конструкций, таких как вмятины, трещины, бухтины, выпучины и др. видов деформирования конструкций;

отрывов конструкций и/или сквозных разрушений в конструкциях;

коррозии сварных швов.

4.2.4    При проведении замеров толщин во время промежуточного и очередного освидетельствования инспектору PC необходимо задокументировать в чек-листе (форма 6.1.01) место и дату проведения совещания, а также фамилии лиц. присутствовавших на совещании: инспектора(ов). капитана судна или

6

представителя, назначенного капитаном или компанией и имеющего соответствующую квалификацию. представителя(ей) судовладельца и представителя(ей) компании, выполняющей замеры толщин.

4.2.5    Также на совещании должно быть согласовано и отражено в протоколе следующее, график проведения замеров толщин;

условия проведения замеров толщин и обследования корпусных конструкций;

планируемый объем освидетельствования и замеров толщин (определяется необходимое количество точек для замеров в соответствии с требованиями правил и зоны, которые должны быть подвергнуты детальному освидетельствованию и замерам толщин);

наличие на борту необходимых чертежей с построечными размерами связей корпуса;

процедура проведения дополнительных замеров в зонах со значительной коррозией;

условия связи между исполнителем работ, судовладельцем и инспектором;

инспектор, осуществляющий освидетельствование судна, совместно с исполнителем работ, определяет окончательный объем замеров толщин после общего освидетельствования корпуса и корпусных конструкций судна.

4.2.6    При выполнении замеров толщин исполнителю работ необходимо:

ознакомиться с документами PC. построечной документацией судна и/или объекта и результатами предыдущих замеров толщин;

представить схему замеров уполномоченному представителю заказчика или. в необходимых случаях, наметить места под точки замеров;

после подготовки площадок (точек) выполнить замеры толщин и зафиксировать их результаты на схемах, стандартных бланках или в текстовых описаниях.

4.2.7    Все работы должны выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов PC и с соблюдением техники безопасности.

4.2.8    При проведении замеров толщин и обследования корпусных конструкций нефтеналивных судов, навалочных судов, комбинированных судов, рудовозов и химовозов (судов ОРП) необходимо учесть требования Программы расширенного освидетельствования, одобренной или разработанной PC.

4.3 Порядок контролирования процесса замеров толщин на борту судна

4.3.1    Инспектор PC определяет окончательный объем и места проведения замеров толщин после общего освидетельствования типовых пространств на борту судна. Если судовладелец предпочитает начать замеры толщин до начала общего освидетельствования, инспектор уведомляет его, что планируемый объем и места проведения замеров толщин подлежат подтверждению на основании общего освидетельствования. По результатам общего освидетельствования инспектор может потребовать проведение дополнительных замеров толщин.

4.3.2    Инспектор PC осуществляет руководство измерительными операциями, выбирает места для замеров таким образом, чтобы полученные данные в целом отражали состояние конструкции в замеряемой зоне.

4.3.3    Замеры толщин для определения характера и степени распространения коррозии, которая может в первую очередь повлиять на общую прочность корпуса, должны систематически проводиться для всех продольных связей корпуса, указания по замеру которых приведены в соответствующих разделах Правил, под наблюдением инспектора PC.

4.3.4    Если в результате замеров толщин будет обнаружено наличие значительной или чрезмерной коррозии, должны быть выполнены дополнительные замеры толщин с целью определения границ зоны значительной/чрезмерной коррозии и выявления участков конструкции, подлежащих ремонту или замене.

4.3.5    Замеры толщин корпусных конструкций, подлежащих детальному освидетельствованию выполняются одновременно с таким детальным освидетельствованием.

4.3.6    Число замеров толщин для конструкций, находящихся в зонах с ХОРОШИМ состоянием защитного покрытия, может быть определено инспектором PC особо. Решение принимается инспектором PC с учетом выполнения достаточного детального осмотра и замеров толщин для подтверждения действительного общего состояния конструкций под защитным покрытием. При этом инспектором PC должна быть выполнена подробная фотосъемка всех объектов, объем замеров толщин которых был сокращен.

4.3.7    Если при ежегодном, промежуточном или очередном освидетельствовании выполняются замеры толщин корпусных конструкций в зонах со значительной коррозией, обнаруженных при предыдущих

7

освидетельствованиях, и по результатам замеров и оценки выявляется, что замеренные конструкции больше не относятся к зонам значительной коррозией, инспектор PC. выполняющий освидетельствование судна, должен удостовериться в:

4.3.7.1    точности показаний средства измерений (ультразвукового толщиномера). Если показания толщиномера не верны, инспектору необходимо потребовать выполнение повторных замеров остаточных толщин всех конструкций, которые были к описываемому моменту замерены, с применением поверенного и откалиброванного толщиномера.

4.3.7.2    правильности выбранной оператором схемы, количества точек замеров конструкций и их соответствия требованиям Правил. Если замеры выполнены не в соответствии с требованиями Правил, инспектору PC необходимо потребовать повторного выполнения замеров толщин в полном соответствии с требованиями Правил.

4.3.7.3    правильности оценки результатов замеров (необходимо проверить правильность назначения верхнего предела зоны значительной коррозии, корректность работы условного форматирования в формах Excel отчета ЗОТ и т.п.). В случае обнаружения несоответствия инспектору PC необходимо потребовать выполнения повторной оценки результатов замеров. При необходимости, инспектор может обратиться в ГУР за помощью.

Решение об исключении каких-либо конструкций из сводной таблицы зон со значительной коррозией должно быть обосновано инспектором PC и отражено в отчетных документах PC (например, форма 6.1.03), а также в статусе освидетельствований с учетом выполнения всех проверок, указанных в

4.3.7.1 - 4.3.7.3.

4.3.8    До начала замеров толщин инспектор PC должен:

проверить тип оборудования (необходимо удостовериться, что будет использоваться прибор, в котором применяется импульсный способ эхолокации (осциллоскоп либо цифровые инструменты с использованием многократного эха). Инструменты, действующие на основе одиночного эхо-сигнала, могут применяться на поверхностях, не имеющих покрытия, после того, как эти поверхности будут должным образом очищены.

удостовериться. что оборудование поверено в соответствии с признанными государственными/международными стандартами и имеет надлежащую маркировку;

присутствовать при калибровке, которая должна проводиться в соответствии с размерами и типами материалов;

проверить квалификационные документы оператора(ов) для того, чтобы удостовериться в достаточных навыках и компетентности оператора;

-    ознакомиться с результатами предыдущих замеров толщин, историей ремонта корпусных конструкций судна, записями в статусе освидетельствований судна и отчетных документах PC по результатам предыдущих освидетельствований по корпусной части.

4.3.9    В обязанности инспектора PC. контролирующего проведение замеров, входит: присутствие на борту судна в объеме, необходимом для контроля за процессом; контроль качества проведения замеров;

согласование количества замеров и уточнение участков конструкций для проведения замеров в ходе проведения работ (инспектор осуществляет руководство измерительными операциями, выбирает места для замеров таким образом, чтобы полученные данные в целом отражали состояние конструкции в данной зоне);

-    в необходимых случаях, выполнение фотосъемки объектов;

-    проверка правильности оформления отчетной документации;

проверка и заверение отчетной документации по замерам толщин корпусных конструкций.

4.4 Анализ и проверка

4 4 1 После завершения замеров толщин инспектор должен удостовериться, что весь объем замеров толщин выполнен и подтвердить, что отсутствует необходимость дальнейших замеров (см. 4.4.5). либо указать места проведения дополнительных замеров толщин. В любом случае, дополнительные замеры по требованию инспектора PC должны быть выполнены до завершения текущего освидетельствования.

4 4 2 С учетом 4.3.6. если объем замеров толщин был сокращен, то этот факт должен быть отражен инспектором PC в акте, в отчете по замерам толщин или в протоколе совещания перед замерами толщин с обоснованием правильности принятого решения.

8