Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

46 страниц

349.00 ₽

Купить СНиП III-Б.1-62 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила распространяются на производство и приемку земляных работ, выполняемых землеройными и землеройно-транспортными машинами на строительстве: промышленных, жилых, гражданских и специальных зданий и сооружений; наружных газопроводов, нефтепроводов, водопроводов и трубопроводов канализации и теплоснабжения; сооружений рельсового, безрельсового и воздушного транспорта; гидротехнических и мелиоративных сооружений; линий связи и электропередачи

  Скачать PDF

Заменяет:
Действие завершено 01.01.1972

Оглавление

1. Общие указания

2. Подготовительные работы

Корчевка пней, удаление кустарника, уборка камня

Водоотвод

Транспорт грунта

Разбивка земляных сооружений

3. Производство земляных работ

Траншеи и котлованы

Транспортные земляные сооружения

Засыпка прогалов для водопропускных труб в насыпях и отсыпка конусов мостов

Гидротехнические земляные сооружения

Оросительные каналы

Дренажные каналы

Дамбы обвалования и регулирование рек

Судоходные каналы и каналы промышленного назначения

Разработка грунтовых карьеров для гидротехнических сооружений

Возведение насыпей гидротехнических напорных сооружений

Вертикальная планировка площадок

Обратная засыпка котлованов и траншей

Уплотнение грунтов

Планировка поверхности земляных сооружений

Укрепление поверхности земляных сооружений

Земляные работы в зимних условиях

4. Производство земляных работ в особых условиях

Земляные работы в районах распространения вечномерзлых грунтов

Земляные работы в районах распространения песков (пустынях, полупустынях)

5. Контроль за качеством. Приемка работ

Общие требования

Контроль за качеством насыпей

Дорожные насыпи

Напорные гидротехнические насыпи

Приемка земляных работ

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть 111, раздел Б

Г лава 1

ЗЕМЛЯНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

СНиП Ш-БЛ-62

За/и    ъиш    &иа_»/-£■ 1-?-*

£ J •? С    .    V    олй 10. Об1.    У-1

- SeT'/'H* 19Н'-с- --33

Москва— 1 963

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III, раздел Б

Hennas Опеха&ки

Глава 1

Е'Л у-СУ е. АЭ

КТ еч с. у$~/у S

ЗЕМЛЯНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Поправки,

Ш€-бе е. £

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

СНиП Ш-Б.1-62

Утверждены

Г осу дарственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 26 декабря 1962 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, АРХИТЕКТУРЕ И СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ Москва — 1963

10 -

2.42.    В пределах забоев и отвалов устраиваются преимущественно грунтовые профилированные дороги без покрытия, но с уплотнением проезжей части. В наиболее неблагоприятных условиях устраиваются дороги с одним из видов покрытий, указанных в п. 2.41.

2.43.    В скальных грунтах покрытия дорог выполняются непосредственно по грунту путем подсыпки толщиной 4—6 см по тонкому выравнивающему слою укатанной карьерной мелочи, что предусматривается проектом производства работ. Наибольший размер щебня 30—40 мм.

2.44.    На дорогах малого протяжения, но с интенсивным движением тяжелого транспорта (автомобили, тракторные поезда) и коротким сроком эксплуатации применяются сборноразборные железобетонные (сплошные или колейные) покрытия из плит на однослойном или двухслойном песчаном основании, выполняемые в соответствии с проектом производства работ.

2.45.    Отвод поверхностных вод от полотна временных рельсовых и автомобильных дорог должен быть обеспечен устройством нагорных канав и кюветов.

При высоте насыпи до 0,6 м кюветы следует устраивать треугольного сечения глубиной 0,3 м с пологими внутренними откосами (1 :3). При высоте насыпи свыше 0,6 м сечение кюветов принимается трапецеидальным шириной по дну 0,4 м с крутизной откосов 1 : 1,5 и глубиной не менее:

0,2 м — в гравийных и песчаных грунтах;

0,4 м — в супесях и пылеватых песках;

0,6 м — в суглинках и глинах.

Продольный уклон кюветов должен составлять не менее 0,2%.

2.46.    Сооружение насыпей и разработку выемок для временных автомобильных дорог следует осуществлять преимущественно бульдозерами или скреперами, а их профилирование — грейдерами.

2.47.    В качестве временных землевозных дорог на слабых грунтах, болотах и заболоченных участках допускается использование сплошных поперечных настилов и колейных покрытий из заранее заготовленных деревянных сборных элементов (щитов и др.).

2.48.    Снежные землевозные дороги устраиваются в соответствии с проектами ограниза-ции строительства и проектами производства работ и, как правило, размещаются по трассам существующих летних землевозных дорог. Прн устройстве снежных дорог по целине ос

нования под дороги предварительно очищаются от камней, кустарника и пней.

Ширина проезжей части однопутных снежных дорог должна составлять не менее 5 м, а двухпутных — не менее 9 м.

2.49. Ледяные переправы через водоемы сооружаются только однопутными с выполнением их согласно проектам. Для встречного движения в соответствующих местах устраиваются смежные (вторые) переправы на расстояниях 20 м и более от первых.

Устройство переправ для груженых автомобилей весом до 8 г разрешается при толщине льда не менее 35 см, а весом до 12 г—при толщине льда не менее 45 см. При недостаточной прочности береговой полосы льда должны сооружаться съезды в виде бревенчатых настилов.

При устройстве переправ необходимо вести постоянное наблюдение за толщиной и состоянием льда. В пределах каждой переправы лед должен расчищаться от снега полосой на ширину до 20 м.

РАЗБИВКА ЗЕМЛЯНЫХ СООРУЖЕНИИ

2.50.    Перед началом земляных работ, связанных со строительством линейных земляных сооружений, в обязательном порядке производится восстановление трассы на местности. Положение оси трассы прочно закрепляется знаками, обеспечивающими возможность быстрой и точной разбивки работ. После восстановления и закрепления трасса сдается геодезической партией по акту строительной организации.

2.51.    Производство земляных работ допускается только после постановки разбивочных знаков.

В городских условиях должны быть отбиты в натуре «красная линия» и «линия регулирования застройки», причем соответствующие исполнительные чертежи должны передаваться строительной организации.

2.52.    До начала земляных работ производятся инструментальная проверка состояния имеющихся и установка дополнительных реперов в соответствии с проектом сооружения. В необходимых случаях, кроме того, производится проверка реперов в плане.

Обнаруженные неточности опорной геодезической сети должны быть устранены до начала работ.

2.53.    Установка реперов для транспортных


сооружений производится через 2 км один от другого в стороне от оси трассы, а также у всех искусственных сооружений и на станционных площадках. У каждой выемки глубиной более 5 м и у каждой насыпи высотой более 5 м, а также у каждого мостового перехода устанавливаются не менее двух реперов.

2*54. Закрепление разбивки земляных работ производится деревянными кольями с установкой выносных столбов вне расположения земляных сооружений, резервов, кавальеров и т. д. Столбы, определяющие высотные отметки, должны иметь форму реперов.

Закрепление основных точек и разбивоч-ных осей в наиболее характерных точках производится железобетонными, металлическими и иными прочными знаками.

В скальных грунтах положения точек разбивки на оси линии и установка выносных столбов могут быть обозначены пересечением двух канавок, высеченных в скале. Точки при этом обкладываются обломками камней, а надписи обозначаются масляной краской.

2.55.    Поперечные профили земляных сооружений разбиваются через каждые 50 м на прямых участках трассы и через каждые 20 м на закруглениях, а также на всех пикетах и плюсах.

2.56.    Разбивку земляных работ следует производить при помощи геодезических инструментов с тщательным соблюдением проектных осей и отметок сооружения. При разбивке насыпей должна предусматриваться их последующая осадка.

Высотная разбивка земляных работ производится согласно проектным отметкам посредством визирок между точками.

2.57.    В процессе производства земляных работ должна быть обеспечена сохранность всех вынесенных знаков закрепления разбивки осей, углов и реперов. В случае повреждения знаки следует немедленно восстанавливать.

2.58.    Выполненные на стройке геодезические работы подлежат обязательному актированию с приложением к актам схем разбивки и привязки к опорной геодезической сети.

3. ПРОИЗВОДСТВО ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

ТРАНШЕИ И КОТЛОВАНЫ

3.1. Ширина траншей по дну для укладки трубопроводов без учета креплений должна приниматься согласно табл. 5.

3.2.    Ширину траншей для трубопроводов, укладываемых в каналах или защищаемых специальной конструкцией, следует принимать равной А+0,2 м, где А— ширина канала, включая толщину стенок защитной конструкции.

3.3.    При необходимости спуска людей в траншею наименьшая ширина в свету между досками крепления траншеи или шпунтами либо между основаниями откосов траншеи должна составлять 0,7 м. При Отсутствии необходимости спуска людей в траншею ширина между указанными поверхностями может быть уменьшена.

3.4.    Ширина траншей для кирпичных, бетонных и железобетонных коллекторов при необходимости устройства дренажных лотков и специальных водоотливных приспособлений, а также для сложных искусственных оснований и иных подземных сооружений принимается согласно указаниям проекта.

3.5.    При разработке грунта землеройными машинами ширина траншей должна соответствовать ширине режущей кромки рабочего органа машины.

Ширина котлованов и траншей, выполняемых с креплениями и предназначенных для

Таблица 5

Ширина траншей для укладки трубопроводов

Ширина траншей по дну без учета креплений в м

Способ укладки трубопроводов

I для стальных и чугунных трубопроводов

для бетонных, железобетонных, керамических и пластмассовых трубопроводов

для бетонных и железобетонных трубопроводов на фальцах и муфтах

1. Плетями или отдельными секциями независимо от наружного диаметра D.....

0+0,3

2. Отдельными трубами при наружном диаметре D до 0,5 м . .

0+0,5

0+0,6

£>+0,8

3. Отдельными трубами с наружным диаметром D более 0,5 м .

£>+0,8

0+1

£>+1.2

Примечание. Ширина тра

ншей для

укладки

трубопроводов диаметром свыше

820 мм.

а также

на кривых участках трассы особо устанавливается

проектом производства

работ.


устройства в них фундаментов и других подземных сооружений, назначается с учетом общей толщины конструкций крепления опалубки бетонных и железобетонных конструкций и гидроизоляции, а также в зависимости от принятого способа производства работ.

3.6.    Рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками без креплений разрешается только в грунтах естественной влажности и при отсутствии грунтовых вод. Глубина выемки не должна превышать:

1м — в насыпных, песчаных и гравелистых грунтах;

1,25 м — в супесчаных и суглинистых грунтах;

1,5 м — в глинах;

2,0 м — в особо плотных нескальных

грунтах.

Работы по сооружению фундаментов и других подземных устройств в траншеях без креплений (с вертикальными и близкими к ним стенками) следует осуществлять незамедлительно вслед за отрывкой грунта во избежание осыпания или оползания последнего.

3.7.    Рытье траншей многоковшовыми и ро

торными экскаваторами в связных грунтах (суглинки, глины) без креплений для укладки трубопроводов плетями при помощи кранов допускается на глубину не более 3 м.

В местах спуска рабочих в траншею для стыкования плетей и выполнения других работ следует устраивать местные откосы или крепления.

Для обеспечения проектного уклона дна траншеи поверхность грунта по трассе трубопровода должна быть спланирована до начала отрывки. Планировка выполняется при помощи машин — преимущественно с автоматическими приспособлениями.

3.8.    Разработка траншей и котлованов на глубину, превышающую пределы, указанные в п. 3.6, производится с откосами или с креплением вертикальных стенок в соответствии с проектом производства работ.

3.9.    Наибольшую крутизну откосов котлованов и траншей без креплений при наличии благоприятных гидрогеологических условий следует принимать по проекту производства земляных работ и в соответствии с табл. 6.


Крутизна откосов котлованов и траншей глубиной более 5 м при любых гидрогеологических условиях, а также глубиной менее 5 м при неблагоприятных гидрогеологических условиях, вызываемых оползнями, сдвигами,

просадками и т. п., или наличии грунтов послойного сложения и распыляемых (раздуваемых) устанавливается проектом сооружения.

ЗЛО. Планировка откосов котлованов и траншей во всех грунтах, кроме скальных.

Таблица 6

Наибольшая допустимая крутизна откосов котлованов и траншей в грунтах естественной

влажности

Глубина выемки в м

до

1,5

от 1,5 до 3

от 3

до 5

Вид грунта

Угол между направлением откоса и горизонталью в град

Отношение высоты откоса к его заложению

Угол между направлением откоса и горизонталью в град

Отношение высоты откоса к его заложению

Угол между направлением откоса и горизонталью в град

Отношение высоты откоса к его заложению

Насыпной...........

76

1:0,25

45

1:1

38

1:1,25

Песчаный и гравийный, влаж-

ный (ненасыщенный).....

63

1:0,50

45

1:1

45

1:1

Глинистый

Супесь...........

76

1:0,25

56

1:0,67

50

1:0,85

Суглинок .........

90

1:0

63

1:0,5

53

1:0,75

Глина ...........

90

1:0

76

1:0,25

63

1:0,5

Лессовый сухой......

90

1:0

63

1:0,5

63

1:0,5

Примечания: 1. При глубине выемки

свыше 5 м

крутизна откоса устанавливается по

расчету.

2. Крутизну откосов котлованов и траншей в глинистых грунтах, переувлажненных дождевыми, сне-

говымн (талыми) и другими водами, следует

уменьшать против указанной в табл, о до крутизны 1:1(45 ).

Об уменьшении крутизны откоса производитель работ обязан составлять акт (см.

гл. Ш-А.11-02).

3. Крутизна откосов траншеи для трубопроводов, прокладываемых в скальных грунтах,

устанавли-

вается проектом в зависимости от способов разработки грунтов и предохранения трубопровода от повреждений при опускании труб или плетей.



может не производиться. В скальных грунтах после производства взрывных работ с откосов должны быть удалены неустойчивые куски породы.

3*11. Складирование материалов и движение транспорта и строительных машин вдоль бровок траншей допускаются не ближе чем на расстоянии, определяемом расчетом устойчивости стенок или откосов.

3.12.    Отвалы грунта при отрывке котлованов и траншей размещаются преимущественно с одной стороны выемки. В пределах населенных пунктов и промышленных предприятий отвалы размещаются в зависимости от местных условий.

В районах с сильными продолжительными ветрами отвалы раздуваемых грунтов размещаются с подветренной (противоположной направлению ветра) стороны траншеи (котлована).

3.13.    Необходимость крепления вертикальных стенок траншей и котлованов устанавливается проектами производства земляных работ в зависимости от состояния грунта, дебита грунтовых вод и глубины выемки.

3.14.    Крепления вертикальных стенок траншей глубиной до 3 ж должны быть инвентарными. Крепления выполняются с учетом требований табл. 7.

3.15. Крепление котлованов и траншей по мере их обратной засыпки следует разбирать,

а-ша

за исключением случаев, когда удаление креплений является технически невозможным или может вызвать осадку существующих сооружений.

3.16.    Недобор грунта при разработке котлованов и траншей при помощи землеройных машин сверх установленных проектом допусков (в пределах 5—10 см) не разрешается.

3.17.    Разработку котлованов гидротехнических сооружений (шлюзов, плотин и др.) следует осуществлять с оставлением в основании защитного слоя, предусматриваемого проектом. Защитный слой следует удалять лишь непосредственно перед началом общестроительных работ по возведению указанных сооружений, При определении в проектах размеров защитного слоя должна учитываться возможность повреждения основания котлована тяжелыми строительными машинами. При наличии скальных грунтов толщину защитного слоя следует устанавливать в зависимости от принятой согласно главе СНиП Ш-Б.4-62 величины зарядов для рыхления вышележащего массива.

3.18.    После удаления защитного слоя подошву выполненного в скальном грунте котлована гидротехнического сооружения необходимо освидетельствовать обстукиванием, после чего дефектные места зачистить.

После зачистки подошвы с удалением каменной мелочи подошву котлована следует промыть сильной струей воды, а в холодное время года продуть сильной струей сжатого воздуха.

3.19.    Переборы грунта в котлованах и траншеях ниже проектных отметок основания (заложения) конструкций (фундаментов и др.) или трубопроводов сверх допусков, установленных проектом, не разрешаются.

Примечания:    1.    При    рыхлении    грунта    взрыв

ным способом переборы допускаются не более чем на

25 см.

2. Для гидротехнических сооружений допускаемые величины переборов грунта устанавливаются проектом.

3.20.    Случайные переборы грунта в отдельных местах должны быть заполнены грунтом, однородным с разрабатываемым в выемке. Грунт, которым заполнены переборы, должен быть доведен до естественной плотности. В особо ответственных случаях места переборов заполняются тощим бетоном. При этом способ заполнения следует согласовать с проектной организацией.

3.21.    Перед опусканием в траншею плетей трубопроводов необходимо произвести очист-

Таблица 7

Виды крепления траншей с вертикальными стенками

Грунтовые условия

Глубина траншей в м

Вид щитов

1. Грунты связные естественной влажности при отсутствии или при незначительном притоке

До 3

грунтовых вод.....

С прозо-рами Сплошные

То же.........

2. Грунты разные повы-

3—5

шенной влажности . . .

Независимо от глубины

9

Примечания: I. При сильном притоке

грунтовых, вод и возможном выносе частиц грунта применяется шпунтовое крепление.

2. Конструкции креплений траншей глубиной

более 3 м устанавливаются по индивидуальным проектам.


ку оснований траншеи от осыпавшегося грунта и засыпать неровности (ямы).

3.22.    Основания под стальные, чугунные и синтетические трубопроводы в траншеях, разработанных в скальных грунтах, выравниваются слоем песчаного или местного грунта толщиной не менее 0,1 м, не содержащего комьев, камней, крупных корней и т. п.

3.23.    Траншеи для укладки трубопроводов и котлованы под фундаменты и иные подземные сооружения должны быть вырыты без нарушения естественной структуры грунта в основании.

Подчистку дна траншей и рытье приямков в местах стыкования труб следует производить непосредственно перед укладкой труб.

3.24.    Котлованы и траншеи, основания которых подлежат уплотнению, следует разрабатывать с недобором грунта против проектных отметок на 0,25—0,6 м. Величина недобора устанавливается в проекте производства работ и при необходимости уточняется по результатам опытного уплотнения.

3.25.    Разработка выемок и котлованов в слабых водонасыщенных грунтах при необходимости глубинного уплотнения песчаными сваями производится с недобором грунта до проектной отметки, устанавливаемым в проекте производства работ, но не менее чем на 1 м.

Если в указанных грунтовых условиях котлован уже выкопан до проектной отметки, или если за основание принимается существующая поверхность слабого водонасыщенного грунта, то перед уплотнением этого грунта сваями необходимо произвести подсыпку дна котлована на высоту не менее 1 м.

3.26.    В проектах производства земляных работ по разработке котлованов следует предусматривать преимущественно одноковшовые экскаваторы, оборудованные прямой лопатой или драглайном, а также бульдозеры и скреперы (самоходные, прицепные), а по разработке траншей — одноковшовые экскаваторы, оборудованные обратной лопатой или драглайном, а также цепные и роторные многоковшовые экскаваторы.

3.27.    Во избежание обрушения грунта с откосов котлованов и траншей и нарушения несущей способности их оснований (дна), разработку котлованов и траншей, а также выполнение в них последующих строительных работ, а затем обратную засыпку грунта следует осуществлять в предельно короткие сроки.

3.28.    Разработка котлованов и траншей, отрывка которых производится в непосредственной близости и ниже уровня заложения существующих сооружений, может осуществляться лишь при условии принятия мер против осадки этих сооружений и предварительного согласования необходимых мер с организациями, эксплуатирующими указанные сооружения.

3.29.    Разработка котлованов и траншей в зимнее время без креплений, но с замораживанием грунта в стенках допускается на глубину не более 4 м при условии, если такое замораживание обеспечивает прочность и устойчивость откосов.

Рытье котлованов и траншей в сухих песчаных и гравелистых грунтах с промораживанием откосов не допускается.

3.30.    Прокладка трубопроводов тоннельным способом, а также способами прокалывания и продавливания грунта осуществляется по правилам главы СНиП Ш-Д. 10-62.

3.31.    Работы по укладке подводных трубопроводов через водные преграды допускаются только после приемки соответствующих переходов.

Каждый створ должен быть закреплен створными знаками и реперами, устанавливаемыми вне рабочей зоны на обоих берегах водной преграды и привязанными к опорным пунктам. Углы поворотов трассы перехода допускается располагать не ближе 50 м от уреза меженнего горизонта воды и не ближе десятикратной высоты берега.

До начала работ по устройству перехода для трубопровода через водную преграду необходимо установить вне зоны производства работ временный водомерный пост. Отметка нуля рейки или свай водомерного поста должна быть привязана нивелировкой к высотной съемке трассы трубопровода.

3.32.    Уменьшение заглубления подводного трубопровода против проектного не допускается, за исключением случая обнаружения на трассе трубопровода не предусмотренных проектом скальных грунтов.

Изменение глубины траншеи, т. е. отметки заложения подводного трубопровода, подлежит согласованию с проектной организацией, а также с организациями ведомств речного или морского флота по принадлежности, в том числе с соответствующей местной организа-иией.

3.33.    Заглубление трубопровода ниже дна пересекаемой водной преграды, в зависимости


от местных гидрогеологических особенностей, следует осуществлять путем предварительной, т. е. до укладки трубопровода, разработки подводной траншеи или путем последующего заглубления уложенного трубопровода.

3.34.    Ширина подводной траншеи по дну определяется в зависимости от способа ее разработки, заносимости наносами и характера грунта. Во всех случаях указанная ширина должна превышать диаметр трубопровода не менее чем на 1 м.

3.35.    Подводные траншеи могут разрабатываться взрывным способом или путем использования землечерпательных снарядов, землесосных и скреперных установок, экскаваторов, установленных на плавучих средствах, и специальных механизмов, сконструированных для заглубления уложенных подводных трубопроводов.

Разработка подводных траншей в скальных грунтах производится путем взрывания накладных или шпуровых зарядов с последующей уборкой разрыхленного грунта. Накладные подводные заряды применяются для разработки траншей глубиной до 1 ж, а заряды в шпурах (скважинах) — для разработки траншей глубиной более 1 м.

Примечание. Средства механизации для разработки подводных траншей, требующие использования труда водолазов (гидроэлеваторы, пневматические грунтососы, гидромониторы), как правило, не допускаются и могут применяться только при условии обоснования в проекте производства работ.

3.36.    До начала работ по устройству каждого створа подводных переходов для укладки трубопроводов следует производить промеры глубины воды.

Если «черные» отметки дна водоема окажутся выше проектных отметок дна траншей, то глубину траншеи для укладки трубопровода следует увеличить до отметок, установленных проектом.

В местах же, где «черные» отметки окажутся ниже проектных отметок дна траншеи для укладки трубопровода, причем защитный слой сверх последнего явился бы недостаточным, глубину траншеи необходимо принимать с соответствующим пересчетом проектных отметок заложения трубопровода. При этом строительная организация должна составить акт с участием заказчика и проектной организации и направить его для переработки проекта в проектную организацию.

3.37.    Разработка подводных траншей в зимнее время с целью последующей укладки

трубопроводов после прохождения весеннего паводка не допускается.

3.38.    Перед укладкой трубопровода в подводную траншею следует произвести промер глубин по проектному створу и составить акт о готовности траншеи. Промеры глубин и ук-кладка -трубопровода должны быть произведены в присутствии представителя заказчика, причем промеры глубин выполняются немедленно после окончания земляных работ.

3.39.    Трубопровод должен быть подготовлен к укладке до окончания работ по устройству подводной траншеи.

3.40.    В местах пересечения траншеи для подводного трубопровода с бронированным кабелем связи последний должен быть расположен над трубопроводом не менее чем на 0,5 м. При прокладке кабеля связи в трубе указанное расстояние может быть уменьшено до 0,15 м.

3.41.    Уменьшение проектной толщины защитного слоя грунта над трубопроводом при обратной засыпке подводных траншей не допускается.

3.42.    Перед засыпкой подводных траншей грунтом следует произвести повторные (см. пп. 3.36 и 3.38) промеры глубин воды с установлением отметки верха уложенного трубопровода, причем составляются исполнительные профили и акт.

ТРАНСПОРТНЫЕ ЗЕМЛЯНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

3.43.    Крутизна откосов выемок постоянных земляных транспортных сооружений устанавливается проектом данного сооружения по результатам геотехнических исследований грунтов.

3.44.    При разработке глубоких выемок кавальеры могут располагаться с обеих сторон выемки.

При поперечном склоне местности кавальеры, расположенные с верховой стороны, должны защищать выемку от стока воды с нагорной стороны, а расположенные с низовой стороны — допускам отвод воды с площадки между выемкой и кавальером за его пределы.

3.45.    Устройство кавальеров не допускается:

а)    на территории промышленных предприятий, станционных площадок и населенных пунктов;

б)    в местах, где кавальеры могут способствовать образованию снежных или песчаных заносов.

з*


3.46.    Высота кавальера должна устанав-ливаться в зависимости от принятых средств механизации земляных работ.

Крутизна откосов кавальера, обращен* ных в сторону выемки, допускается не свыше 1 : 1,5.

3.47.    Расстояние между бровкой выемки и подошвой кавальера должно составлять не менее 5 м при сухих и плотных грунтах и 10 м при слабых, а на снегозаносимых уча* стках трассы — определяться проектом производства работ с учетом требований к снегозащите.

3.48.    Разработку выемок в пределах заболоченных участков следует выполнять по специальным проектам.

3.49.    Сбор и удаление поверхностных вод из пределов дорожных выемок и грунтовых карьеров во время производства земляных работ должны обеспечиваться:

а)    приданием поверхности забоев продольного и поперечного уклонов; общий продольный уклон подошвы забоя в сторону начала разработки следует принимать не менее 0,5%, а поперечный — не менее 2%;

б)    устройством в необходимых случаях временных водоотводных канав и лотков.

3.50.    Отвод воды из выемок, выполняемых в сложных топографических, геологических и гидрогеологических условиях (наличие крутых водоносных напластований, высокого уровня грунтовых вод и др.), следует осуществлять по особым проектам.

3.51.    Возведение транспортных сооружений средствами гидромеханизации выполняется с соблюдением правил главы СНиП Ш-Б.2-62.

3.52.    При выборе машин для разработки я транспорта грунтов при возведении транспортных земляных сооружений можно руководствоваться табл. 8.

Таблица 8

Выбор (примерный) машин для разработки грунтов при возведении земляных транспортных сооружений

Высота насы-

Дальность

Виды земляных сооружений

пи или глуби-

перемещения

Основные машины для разработки грунта

на выемки в м

грунта в м

1. Насыпи из двусторонних ре-

Для ИИЖ-

8—15

Грейдер-элеваторы самоходные или прицепные

зервов

него слоя

с трактором

Автогрейдеры тяжелые (при дальности перемещения грунта свыше 8 м)

Автогрейдеры тяжелые с грейдер-элеваторным

оборудованием

2. То же

До 1

До 50

Бульдозеры на тракторе мощностью 100 л. с.

и более

1-2

50—100

Скреперы

3. Насыпи из выемок или из спе-

Не регла-

До 100

Бульдозеры на тракторе мощностью 100 л. с.

циальных резервов (карьеров)

ментиру-

и более

при продольном перемещении грунта

ется

Скреперы емкостью 6—8 и*3

То же

100—300

»

Свыне 300

Самоходные скреперы емкостью 9 л*3

Экскаваторы одноковшовые

Роторные многоковшовые экскаваторы с кон-

вейерными перегружателями

4. Насыпи на косогорах при продольном перемещении грунта

я

До 500

Скреперы прицепные емкостью до 6 м3 Бульдозеры универсальные на тракторе мощ-

ностыо 100 л. с. и более

5. Полунасыпи-полувыемки на ко-

*

о

со

к

То же

согорах

Я

6. Выемки с перемещением грун-

До 2

, 100

Экскаваторы одноковшовые, оборудованные

та в кавальер

Более 2

драглайном

7. То же

Не регла-ментиру-

Экскаваторы одноковшовые и роторные

ется

Примечание. Выбор типоразмеров транспортных средств — автомобилей-самосвалов и самосваль-

ных прицепов—производится с учетом состояния дорог и

мостов по пути перевозки грунтов, а также

объема работ по приведению дорог в соответствие с выбранной грузоподъемностью транспортных средств.



3.53. При выборе транспортных средств для отвозки грунта, разработанного при помощи одноковшовых экскаваторов, следует руководствоваться табл. 9.

Таблица 9

3.54.    Разработка выемок небольшой длины, а также выемок в скальных грунтах одноковшовыми экскаваторами может производиться лобовыми или продольными проходками.

При разработке выемок продольными проходками землевозные пути (автомобильные, рельсовые) могут располагаться в одном или разных уровнях с подошвой забоя параллельно ходу экскаватора.

При разработке выемок лобовыми проходками транспортные средства располагаются позади экскаватора, на одном уровне с ним.

Продольные уклоны проходок не должны превышать уклонов, допускаемых для движения транспортных средств.

Примечание. Продольные проходки экскаватора могут быть параллельными, лучеобразными или ломаными.

3.55.    Отсыпку насыпей на местности с уклоном менее 1 : 10 при сухом основании и обеспеченном стоке поверхностных вод следует производить непосредственно на естественную поверхность грунта при условии соблюдения требований п. 3.58.

Растительный слой (дерн) с поверхности основания допускается не удалять, за 'исключением участков с нулевыми отметками и уча

стков основания под насыпи высотой менее 0,5 м,

3.56.    На косогорах с устойчивыми грунтами в основании насыпи последнее подготавливается с соблюдением следующих требований:

а)    при поперечном уклоне косогора от 1 : 10 до 1 :5 и высоте насыпи до 1 м дерн должен быть срезан; при большей высоте насыпи срезка дерна не требуется, но перед отсыпкой насыпи из глинистых грунтов основание должно быть вспахано;

б)    на косогорах с крутизной от 1:5 до

1    :3 в основании насыпи нарезаются уступы; на косогорах, сложенных из дренирующих грунтов (рыхлые пески, гравий, галька, обломки слабовыветривающихся пород и т. п.), не покрытых растительностью, устройство уступов не требуется.

3.57.    При возведении насыпей на периодически увлажняемых основаниях (коэффициент консистенции поверхностного слоя глинистых грунтов в сухое время года не более +0,75) до начала отсыпки необходимо обеспечить отвод поверхностных вод и произвести осушение основания согласно проекту.

3.58.    При возведении насыпей высотой до

2    м из глинистых грунтов на основаниях, постоянно находящихся в состоянии переувлажнения (коэффициент консистенции поверхностного слоя более +0,75), необходимо либо произвести предварительное осушение этих грунтов, либо удалить слой слабого грунта, либо отсыпать нижний слой насыпи из дренирующих грунтов.

Примечание. При возведении насыпей высотой более 2 м выполнение этого требования не обязательно при условии допустимости величины осадки переувлажненного основания, определяемой в проекте сооружения

3.59.    Скальные предварительно разрых* ленные, а также крупнообломочные и песчаные грунты (за исключением пылеватых песков и легких супесей), содержащие более 50% частиц крупнее 0,25 мм и не более 6% глинистых частиц диаметром менее 0,005 ммдопускаются для отсыпки насыпей без ограничения.

3.60.    Тяжелые и пылеватые супеси, содержащие менее 50% частиц крупнее 0,25 мм, а также суглинки в твердом и тугопластичном состоянии с коэффициентом консистенции не более +0,25 для отсыпки насыпей допускаются без ограничения.

3.61.    Применение для отсыпки насыпей глинистых грунтов, указанных в п. 3.58, но находящихся в мягкопластичном состоянии

Выбор транспортных средств для перемещения грунта, разрабатываемого одноковшовыми экскаваторами

Емкость ковша экска-

Рекомендуемые транспортные средства при дальности возки грунта в один конец

ватора в м

до 1 км

1 км и более

До 0,65 0,65-1,5

Тракторные тележки и вагонетки емкостью до 10 ж3 с мо-товозной или паровозной тягой, думп-торы, транспортеры

Автосамосвалы грузоподъемностью 3,5—5 т Автосамосвалы грузоподъемностью 5—10 т

1

ю

Тракторные тележки и вагонетки емкостью 10 м3 и выше с мотовозной или паровозной тягой

Автосамосвалы грузоподъемностью 10—25 т и вагоны-самосвалы (думпкары) с паровозной или мотовозной тягой


(коэффициент консистенции более + 0,25), допускается только при возможности уплотнения этих грунтов при движении по ним транспортных средств, а также при возможности обеспечить устойчивость откосов возведенных из них насыпей и прочность основной площадки земляного полотна.

3.62.    Возведение насыпей из жирных глин, а также меловых, тальковых и трепельных грунтов, как правило, не допускается.

Дерн, котельные шлаки, моренные и сланцевые глины, а также грунты с содержанием гипса более 5% не допускаются для отсыпки частей пойменных и периодически подтопляемых насыпей, располагаемых ниже отметки наибольшего уровня воды с учетом высоты подпора и набега волны на откос.

Нижнюю часть насыпей, подверженных постоянному подтоплению, а также насыпей, отсыпаемых в воду, следует сооружать из скальных предварительно разрыхленных или крупнообломочных грунтов, крупного песка и песка средней крупности, легких супесей, содержащих более 50 %] частиц крупнее 0,25 мм и менее 6% глинистых частиц диаметром менее 0,005 мм.

3.63.    Возведение насыпей с применением жирных глин, меловых, трепельных и тальковых грунтов допускается лишь по индивидуальным проектам.

3.64.    Укладка верхнего слоя грунта, содержащего дерн, допускается в насыпи, располагаемые на местности с поперечным уклоном менее 1 :5, только при высоте насыпей более 1 м. При этом дерн должен быть размещен в нижнем слое.

3.65.    Слежавшиеся котельные шлаки допускаются только в насыпи высотой до 6 м и лишь в незатопляемых местах. При этом шлаки должны быть послойно уплотнены независимо от способа укладки. В шлаках допускается не более 15%' несгоревшего угля.

3.66.    Кислые и нейтральные металлургические шлаки допускаются в насыпи без ограничения, а основные шлаки могут применяться только при условии, если они пролежали в отвалах не менее одного года.

3.67.    В насыпи не допускаются:

а) засоленные грунты, содержащие:

более 8% легкорастворимых солей при хлоридном и сульфатно-хлоридном засолении;

более 5% таких солей при сульфатном, хлоридно-сульфатном и содовом засолении;

степень засоленности грунтов должна про

веряться до начала производства земляных работ;

б) торф и ил, а также песок с примесью ила и илистые суглинки.

Примечание. Применение в насыпях более засоленных грунтов, чем предусмотрено в п. «а», а также частичное применение торфа (п. «б») и грунтов с содержанием гипса в количестве более 5% в нижних слоях насыпей допускается лишь в случаях (как исключение) при неблагоприятных местных условиях с целью избежать подвоза грунта издалека и лишь по индивидуальным проектам с выполнением обязательных мер по предупреждению возможных аварий.

3.68.    Насыпи высотой 0,8—1,2 му сооружаемые на болотах, должны возводиться из крупного песка и песка средней крупности, гравия, гальки, щебня и камня слабовыветри-вающихся пород.

При высоте насыпей над поверхностью болота более 1,2 м кроме указанных грунтов допускаются мелкие непылеватые пески, а также легкие супеси, содержащие более 50% частиц крупнее 0,25 мм и менее 6% глинистых частиц диаметром менее 0,005 мм.

3.69.    Насыпи следует отсыпать преимущественно из однородных грунтов. При необходимости отсыпки насыпей из неоднородных грунтов должны соблюдаться следующие условия:

а)    поверхность слоев из менее дренирующих грунтов, располагаемых под слоями из более дренирующих, должна иметь уклон не менее 4% от оси насыпи к краям;

б)    поверхность слоев из более дренирующих грунтов, располагаемых под слоями менее дренирующих, должна быть горизонтальной;

в)    откосы из более дренирующих грунтов не должны прикрываться менее дренирующими грунтами;

г)    нарушение указанного (пп. «а», «б» и «в») чередования дренирующих и недренирующих слоев во избежание образования водяных мешков не допускается;

д)    возведение насыпей из неоднородных грунтов, состоящих из песка, суглинка и гравия, допускается лишь в виде естественной карьерной смеси.

3.70.    Поверхность каждого отсыпаемого слоя при производстве земляных работ по устройству насыпей следует поддерживать в состоянии, исключающем возможность образования скоплений и застоев воды.

3.71.    Грунт, перемещаемый из выемки в насыпь, во избежание его ссыхания в комья или переувлажнения должен разравниваться и уплотняться до окончания каждой смены.


3.72.    Отсыпку слоев грунта следует вести от краев насыпи к середине. На переувлажненных и слабых основаниях, а также болотах отсыпка ведется от середины насыпи к краям до достижения насыпью высоты 3 м, а далее— от краев к середине.

3.73.    Покрытие откосов насыпей грунтами с менее дренирующими свойствами по сравнению с грунтами, уложенными в основное тело насыпи, запрещается, за исключением покрытия песчаных откосов глинистым грунтом, имеющего целью защиту от выдувания.

3.74.    Отсыпка насыпей с эстакад допускается в случае, если перемещение транспортных средств по склонам и дну глубокого лога является затруднительным или при необходимости открытия рабочего движения по линии до окончания отсыпки насыпи. Отсыпаемый с эстакад грунт должен разравниваться горизонтальными слоями и уплотняться.

Конструкция эстакад должна быть простой и допускать свободный проход машин, при помощи которых производится разравнивание и уплотнение грунта.

3.75.    Отсыпка насыпей «с головы» допускается при пересечении ими узких и глубоких логов при условии укладки грунта наклонными слоями и использования грунтов, указанных в п. 3.59. При этом водопропускные трубы с целью предупреждения их деформаций следует засыпать горизонтальными слоями по всей длине одновременно с обеих сторон лога.

3.76.    Насыпи в грунтах без искусственного уплотнения при наличии надежного основания следует отсыпать с запасом на осадку, величина которой принимается до:

6% — при скальных грунтах;

9%'—в нескальных грунтах.

Величина осадки должна уточняться в проектах земляных сооружений в зависимости от высоты насыпи и способа производства работ.

3.77.    Для насыпей, которые по условиям соблюдения руководящего уклона не могут быть отсыпаны с полным запасом на осадку, допускается принимать неполную величину запаса на осадку при условии отклонения от руководящего уклона не более чем на 2% и соответствующего уширения основной площадки дорожного полотна.

3.78.    Пазухи между водоотводными канавами и откосами насыпей следует засыпать одновременно с возведением последних.

Отсыпка насыпей на косогорах до устрой

ства продольных водоотводных канав запрещается.

3.79.    Послойную отсыпку насыпи прирельсовом транспорте грунта следует производить преимущественно с двух путей при последовательной их подъемке.

При отсыпке с одного пути укладка грунга в насыпь ведется при последовательной подъемке пути и с разравниванием отдельных слоев отсыпаемого грунта. Послойное разравнивание грунта производится бульдозерами или автогрейдерами.

3.80.    Для перемещения грунта в насыпи могут применяться звеньевые ленточные транспортеры, отсыпка грунта которыми производится преимущественно с эстакад или «с головы». При погрузке грунта на транспортеры при помощи экскаваторов или бульдозеров следует использовать бункера-питатели.

3.81.    При сооружении земляного полотна под вторые пути железных дорог и расширении проезжей части автомобильных дорог должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасное и бесперебойное движение соответственно поездов или автотранспорта по существующим железнодорожным путям или временным объездам. Машины и механизмы для производства земляных работ должны располагаться при этом за пределами габарита приближения строений.

3.82.    Засыпку ликвидируемых кюветов и лотков при разработке выемок для второго пути железных и для расширения проезжей части автомобильных дорог следует выполнять грунтом, однородным с основанием, тщательно трамбуя его. При этом крепления кюветов и лотков предварительно разбираются и удаляются, а дерн с откосов кюветов срезается.

3.83.    Ширина присыпки к существующей насыпи под первый путь или под расширяемую автомобильную дорогу при устройстве второго пути (расширении дороги) должна составлять не менее 3 м.

При расширении дороги на откосе существующей насыпи должны быть нарезаны уступы шириной 1 —1,5 м с уклоном 10—20% в полевую сторону.

Насыпи расширяемых дорог следует сооружать из грунтов, однородных с грунтами существующей насыпи, либо из грунтов с лучшими дренирующими свойствами.

При возведении насыпей расширяемых дорог на болотах необходимо обеспечить устойчивость существующей насыпи и безопасное движение по расположенной на ней дороге.


Глава СНиП Ш-Б.1-62 «Земляные сооружения. Общие правила производства и приемки работ» разработана НИИОМТП АСиА СССР при участии ЦНИИС и Союз-дорНИИ Государственного производственного комитета по транспортному строительству СССР, Государственного проектного института Гидропроект, Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР, Всесоюзного НИИ ВНИИСТ СССР, ГПИ Гипроводхоз Министерства сельского хозяйства СССР, Всесоюзного института Оргэнергострой Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР и ГПК и НИИ морского транспорта СокьморНИИПроект Минмирфлота СССР.

С введением в действие главы 111-Ь. 1-62 отменяются: глава 1П-Б.1 СНиП издания 1955 г. и «Технические условия на производство и приемку земляных и буровзрывных работ» СН 49—59, разделы 1 и IV.

Р е д а к т о р ы — инженеры А. И. БОКУНЯЕВ (Госстрой: СССР), Н. В. ИСАЕВ (Междуведомственная комиссия по пе

наук

и канд. техн.

ресмотру СНиП), Л В. РОГОВСКИИ

М. к. НЕКЛЮДОВ (НИИОМТП АСиА СССР)

За существующей насыпью должно быть организовано регулярное наблюдение. В случае необходимости следует производить ее испытание.

Примечание. Если существующая насыпь была сооружена из песчаных, гравелистых или скальных грунтов, то устройства уступов при расширении насыпи на откосе не требуется, но с поверхности откоса следует удалить дерн.

вести, начиная от откосов выемки. Отсыпка насыпей из выемок ведется послойно.

3.88. Фронт работ каждого грейдер-элеватора должен быть в пределах 1,2—3 км, а длина захватки не менее 400 м. Для разработки барханных сыпучих песков, глинистых грунтов с влажностью более 24% и грунтов, содержащих крупные камни (валуны), грейдер-элеваторы применять не следует.

Примечание. Использование грейдер-элеватора при фронте работ менее 250 м не допускается.


3.84.    Подсчет потребного количества транспортных средств для перевозки грунта следует вести с учетом оптимальной производительности, принятой для разработки грунта землеройной машины, а также принятых транспортных средств при данных грунтовых и топографических условиях и заданной дальности возки.

При выборе типов землеройных машин и транспортных средств необходимо учитывать состояние дорог, в том числе мостов для движения автотранспорта.

3.85.    Разработку выемок скреперами следует начинать и вести от бровок выемки к середине продольными слоями согласно проекту производства работ.

Образующиеся в поперечном сечении выемки уступы срезаются грейдерами, автогрейдерами или бульдозерами при окончательной планировке откосов — по мере разработки выемки через каждые 2 м по глубине.

Разгрузка грунта в насыпь производится равномерно по ее ширине продольными полосами, начиная от бровок, по направлению к оси насыпи.

При разработке скреперами плотных грунтов необходимо производить их предварительное рыхление.

3.86.    Дальность возки грунта при работе скреперами определяется в проекте производства работ в зависимости от их типа (самоходные, прицепные) и емкости ковша.

3.87.    При разработке выемок, грунтовых карьеров или резервов при помощи бульдозеров с перемещением грунта непосредственно в насыпи или кавальеры, а также при устройстве полувыемок-полунасыпей на косогорах следует руководствоваться п. 3.56 и табл. 8.

При разработке сухих плотных, а также гравелистых и щебенистых, грунтов следует применять бульдозеры с зубьями на ноже для рыхления грунта.

Разработку выемок бульдозерами следует

ЗАСЫПКА ПРОГАЛОВ ДЛЯ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ В НАСЫПЯХ И ОТСЫПКА КОНУСОВ мостов

3.89.    Необходимость оставления в насыпях прогалов для сооружения водопропускных труб должна быть обоснована проектом организации строительства.

Ширину прогала понизу следует назначать из расчета обеспечения расстояния между каждым торцом насыпи и трубой, необходимого для работы бульдозера, — не менее 4 м. Общая ширина прогала понизу должна составлять не менее 10 м.

3.90.    Засыпку водопропускных труб следует производить с уплотнением горизонтальными слоями по всей ширине насыпи, применяя тот же грунт, из которого возводится насыпь. Грунт должен укладываться одновременно с обеих сторон трубы на одинаковую высоту.

3.91.    При отсыпке насыпи из скального грунта или из грунтов, содержащих крупные камни, водопропускная труба во избежание ее механических повреждений должна быть предварительно засыпана песчаным или глинистым грунтом на высоту не менее 1 м над верхом трубы.

3.92.    Конусы мостов и участки насыпей, примыкающих к устоям мостов, следует отсыпать из гравелистых или песчаных (за исключением пылеватых) грунтов. Длина этих участков поверху должна быть не менее высоты устоя плюс 2 м, а понизу — не менее 2 м. Для отвода воды из-за устоев должны быть устроены дренажи.

В устоях с обратными стенками пространство между ними заполняется теми же грунтами.

Отсыпка конусов и участков насыпи за устоями производится одновременно горизонтальными слоями с необходимым уплотнением.


Строительные нормы и правила

СНиП Ш-Б.1-62

Земляные сооружения. Общие правила производства и приемки работ

Взамен главы Ш-Б.1 СНиП издания 1955 г, и СН 49—59


Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства


1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1.    Настоящие правила распространяются на производство и приемку земляных работ, выполняемых землеройными и землеройно-транспортными машинами на строительстве: промышленных, жилых, гражданских и специальных зданий и сооружений'; наружных газопроводов, нефтепроводов, водопроводов и трубопроводов канализации и теплоснабжения; сооружений рельсового, безрельсового и воздушного транспорта; гидротехнических и мелиоративных сооружений; линий связи и электропередачи.

1.2.    Земляные работы, связанные со строительством тоннелей, автомобильных дорог, железнодорожных и водных путей, гидротехнических сооружений, с устройством кессонов, с горными выработками, буровзрывными работами, землечерпанием и гидромеханизацией, выполняются с соблюдением: а) общих правил, излагаемых в настоящей главе; б) дополнительных правил разделов III части СНиП—А, Б, Г, Д, Е, И, К (главы III-A.1-62; Ш-А.2-62; Ш-А.4-62; Ш-А.6-62; Ш-А.7-62; Ш-Б.2-62; Ш-Б.3-62; Ш-Б.4-62; Ш-Б.7-62; Ш-Б.8-62; Ш-Б.10-62; Ш-Г.4-62; Ш-Г.6-62; Ш-Д.1-62; Ш-Д.2-62; Ш-Д.3-62; Ш-Д.4-62; Ш-Д.5-62; Ш-Д.9-62; Ш-Д.10-62; Ш-Д.П-62; III-E.2-62; Ш-И.2-62; Н1-И.З-62; Ш-И.4-62; III-K-1-62; III-K2-62 и в) правил «Техники безопасности в строительстве»—Ш-А.11-62.

1.3.    Правила настоящей главы являются обязательными при производстве земляных работ и должны учитываться при составлении проектов организации строительства и проектов производства работ.

1.4.    Отступления от правил настоящей главы, вызванные особенностями конструкций со

оружений, местными условиями или новыми принятыми на строительстве механизированными способами производства земляных работ, не предусмотренными настоящими правилами, допускаются при надлежащем обосновании в проектах производства земляных работ.

1.5.    Проекты производства земляных работ выполняются в порядке и объеме согласно главе СНиП Ш-А.6-62 и должны выдаваться на производство не позднее чем за два месяца до начала работ.

1.6.    При наличии особых условий, не предусмотренных правилами настоящей главы, в проектах производства земляных работ должны быть разработаны специальные требования и мероприятия.

К числу особых условий относятся:

а)    проходка выемок при значительных притоках грунтовых вод, заболоченности участков, наличии вечномерзлых грунтов, оползней, сдвигов грунта и карстовых явлений;

б)    разработка котлованов и траншей глубиной более 3 м или сложной конфигурации, требующих специальных креплений;

в)    подготовка оснований под насыпи и производство работ по возведению сооружений на них при возведении насыпей на проса-дочных грунтах либо при наличии ила, торфа, притока грунтовых вод, плывунов и т. п.;

г)    выполнение насыпей, возводимых с использованием местных грунтов, требующих для их укладки специальных мероприятий;

д)    укрепление откосов многослойными одеждами.

1.7.    Решения, принимаемые в проектах производства земляных работ, должны основываться на утвержденных проектах организации строительства, разрабатываемых в со-

Утверждены

Внесены

Государственным комитетом

Срок введения 1 июля 1963 г.

Академией строительства и архитектуры СССР

Совета Министров СССР по делам строительства

26 декабря 1962 г.

1*



ставе проектов промышленных предприятий, комплексов жилых поселков, специальных сооружений, отдельных крупных объектов.

1.8.    Разделы земляных работ, входящие в состав проектов организации строительства промышленных предприятий, жилых поселков и иных комплексных сооружений, надлежит разрабатывать с соблюдением требований главы СНиП III-A.6-62. В эти разделы включаются балансы земляных масс, разрабатываемых и перемещаемых в пределах строительной площадки. Балансы составляются с расчетом наивыгоднейших распределения и перемещения грунта при наименьшем объеме повторных перевалок, а также целесообразной последовательности производства земляных работ на различных объектах данной строительной площадки.

1.9.    Земляные работы в пределах комплексов зданий и сооружений (строительных площадок промышленных предприятий, линейных сооружений и др.), а также отдельных объектов следует вести круглогодично, распределяя эти работы на теплый и холодный (зимний) периоды с учетом необходимости и экономичности своевременной подготовки к выполнению последующих строительно-монтажных работ.

В зимних условиях земляные работы производятся с соблюдением правил раздела 3 настоящей главы.

Выполнение больших объемов земляных работ в зимних условиях допускается лишь при надлежащем технико-экономическом обосновании.

1.10.    Земляные работы в местах расположения действующих подземных, коммуникаций допускаются только после принятия мер, исключающих повреждение коммуникаций, и лишь при наличии письменного разрешения организации, ответственной за их эксплуатацию.

Разработка грунта в местах расположения действующих электрических кабелей допускается лишь в присутствии представителя организации, эксплуатирующей кабельную сеть, и с предварительным установлением точного расположения каждого кабеля.

1.11.    В местах обнаружения действующих подземных коммуникаций и иных сооружений, не обозначенных в имеющейся исполнительной документации, земляные работы должны быть приостановлены с вызовом на место представителей организаций, эксплуатирующих эти сооружения, и одновременным ограж

дением указанных мест и принятием иных необходимых мер по предохранению обнаружен ных подземных устройств.

1.12.    Производство земляных работ на крупных объектах (строительные площадки промышленных предприятий, жилые массивы, гидротехнические узлы электростанций, аэродромы и др.) и на строительстве линейных сооружений (дорог, путей, каналов, линий электропередачи и связи, трубопроводов и др.) следует осуществлять поточным методом.

Земляные работы, связанные со строительством линейных сооружений, следует выполнять преимущественно механизированными колоннами.

1.13.    Последовательность выполнения отдельных процессов земляных работ линейных сооружений принимается с учетом следующих общих правил:

а)    осушительные работы, а также работы по устройству нагорных канав и водоотводных лотков выполняются до начала основных земляных работ;

б)    подготовка оснований под насыпи — срезка или вспахивание дерна, корчевка пней, нарезка уступов на косогорах и удаление непригодных грунтов — производятся до начала отсыпки насыпей;

в)    вскрытие грунтовых резервов и карьеров — осуществляется с опережением против отсыпки насыпей, определяемым проектами производства земляных работ в зависимости от конкретных условий;

г)    закрытые дренажи для осушения планировочных насыпей и дренирования оснований земляных сооружений — устраиваются до начала отсыпки грунта;

д)    планировка и укрепление откосов выемок, насыпей, грунтовых резервов и кавальеров — производятся лишь после выполнения основных земляных работ;

е)    производство работ по дренажу, планировке и укреплению откосов выемок и др. (см. пп. «г» и «д») — допускается только при надлежащем обосновании в проекте производства земляных работ;

ж)    вертикальная планировка территорий — выполняется с учетом грунта, вынимаемого из выемок, котлованов и траншей согласно общему балансу земляных масс;

з)    планировка территорий в местах расположения подземных коммуникаций, фундаментов зданий и сооружений, а также других подземных устройств — производится лишь


после окончания соответствующих общестроительных работ;

и)    участки территории, на которых фундаменты и подземные коммуникации сооружаются до отсыпки планировочных насыпей, допускается оставлять временно неспланирован-ными;

к)    отрывка траншей под укладку трубопроводов — выполняется в увязке с общим потоком работ по прокладке последних;

л)    работы по окончательной планировке полотна дорог взлетно-посадочных полос аэродромов и на др. участках, где предусмотрено устройство искусственных покрытий, — производятся непосредственно перед производством работ по устройству самих покрытий.

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

КОРЧЕВКА ПНЕЙ, УДАЛЕНИЕ КУСТАРНИКА, УБОРКА КАМНЯ

2.1.    Корчевка пней и удаление кустарника перед производством земляных работ должны осуществляться:

а)    на участках, предназначенных для разработки мелких выемок, траншей, канав и резервов,— при их глубине не более 0,5 ж;

б)    под дорожными насыпями — при их высоте до 1 ж для рельсовых путей и до 5 ж для безрельсовых дорог;

в)    в пределах оснований аэродромов и гидротехнических земляных сооружений — независимо от высоты насыпей;

г)    в пределах линий магистральных подземных трубопроводов — на ширину полосы согласно указанию в проекте производства земляных работ;

д)    в пределах планировочных насыпей — при высоте отсыпки до 0,5 ж;

е)    в пределах территории выемок, резервов и грунтовых карьеров, используемых для отсыпки качественных насыпей.

2.2.    В местах возведения насыпей высотой более указанной в п. 2.1 «б» допускается пни не корчевать, а лишь срезать сверх уровня грунта не выше чем на 20 см при сооружении насыпей железных дорог и не выше чем на 10 см — насыпей безрельсовых дорог.

2.3.    На участках расположения выемок, канав или грунтовых резервов глубиной более 0,5 м необходимость корчевки пней и удаления кустарника устанавливается в зависимости от вида и типоразмера землеройной машины, принятой для разработки грунта.

2.4.    Работы по корчевке пней и удалению 2—1258

кустарника должны быть механизированы, причем рекомендуется применять следующие машины:

а)    при диаметре пней до 30 см — тракторы, бульдозеры и корчеватели-собиратели на тракторах мощностью до 70 л. с.;

б)    при диаметре пней 30—40 см — бульдозеры и корчеватели-собиратели на тракторах мощностью 80—100 л. с., а также экскаваторы со специальным оборудованием;

в)    при диаметре пней более 40 см — кор-чевательные лебедки и машины, бульдозеры на тракторах мощностью 140 л. с. и более;

г)    кусторезы — в зависимости от размеров кустарника.

При диаметре пней более 30 см или наличии замерзшего грунта для их корчевки допускаются взрывные работы.

2.5.    Выкорчеванные пни и кустарник уда-» ляются за пределы соответствующего земляного сооружения — насыпи, выемки, котлована, траншеи — для их использования или уничтожения.

2.6.    Необходимость и способ предварительного удаления камней (валунов) в процессе разработки выемок устанавливаются проектом производства работ в зависимости от:

а)    размеров и характера выемки (траншеи, канала и т. д.);

б)    размеров камней и их положения относительно проектной отметки подошвы (дна) выемки;

в)    вида и типоразмера намеченных к использованию землеройных машин и средств землевозного транспорта.

2.7.    Сбор камней (валунов) на участке производства земляных работ в отдельные отвалы производится при помощи корчевателей-собирателей или бульдозеров. Негабаритные камни предварительно дробятся на куски взрывным способом согласно требованиям главы СНиП Ш-Б.4-62.

Примечание. В отдельных случаях допускается удалять камни путем закапывания в грунт на месте выемки на глубину не менее 0,3 м от проектной подошвы (дна) выемки. Этот способ запрещается в местах устройства корыт под дорожные и аэродромные покрытия, а также в пределах траншей для подземных трубопроводов и в основаниях гидротехнических сооружений.

2.8.    При отвозке погрузка камней (валунов) производится одноковшовыми экскаваторами и тракторными погрузчиками.

2.9.    Транспортирование крупных камней (валунов) на небольшие расстояния (до


150 м) может осуществляться при помощи бульдозеров или корчевателей-собирателей. Транспортирование камней на расстояние свыше 150 м производится преимущественно в автосамосвалах, а также при помощи тракторов с пэнами или прицепами.

2.10.    Поверхность грунтовых карьеров и резервов, а также выемок, в пределах которых производится разработка грунта для направления в земляные сооружения, должна быть предварительно очищена от растительного грунта, остатков корней деревьев и кус-* тарника.

Срезка растительного грунта производится преимущественно бульдозерами и скреперами.

ВОДООТВОД

2.11.    Все виды выемок (котлованы, траншеи, канавы и др.), а также грунтовые карьеры должны быть защищены от стока поверхностных вод одним из указанных ниже способов.

Водоотвод обеспечивается путем осуществления постоянных или временных устройств до начала производства основных работ. Постоянные водоотводные устройства предусматриваются в основных проектах сооружений, так как являются необходимыми для эксплуатации последующих работ, а временные — в проектах производства земляных работ.

В число способов водоотвода входят:

а)    размещение отвалов грунта или кавальеров с нагорной стороны выемок;

б)    устройство специальных оградительных обвалований;

в)    надлежащая планировка территории, прилегающей к выемке;

г)    устройство водоотводных канав с нагорной стороны выемок.

2.12.    Расстояние между верхней бровкой откоса выемки и ближайшей к выемке нагорной канавой при отсутствии между ними отвала грунта или кавальера должно составлять не менее 5 м при устройстве постоянной выемки и не менее 3 м при устройстве временной выемки.

Между подошвой кавальера (отвала грунта), расположенного со стороны нагорной канавы, и ближайшей к нему бровкой выемки должно быть обеспечено крепление поверхности грунта в пределах 1—5 м в зависимости от фильтрационной способности (водопроницаемости) грунта и снегозаносимости территории.

Ширина бермы между подошвой полевого откоса насыпи и бровкой низового откоса водоотводной (нагорной) канавы должна быть не менее 3 м.

2.13.    Поверхность грунта между выемкой для линейного земляного сооружения и нагорной канавой, устроенной для ограждения выемки от воды, планируется с уклоном 2—4% в сторону нагорной канавы. При наличии кавальера вдоль откоса выемки отсыпается банкет с треугольным поперечным сечением высотой до 0,6 м, а вдоль банкета устраивается за-банкетная ранава с продольным уклоном не менее 0,5%. Расстояние между бровкой выемки и подошвой ближайшего к последней откоса банкета должно составлять не менее 1 м.

2.14.    Если кавальер располагается с низовой (по косогору) стороны выемки, то отвод воды с территории, расположенной между кавальером и выемкой, обеспечивается путем устройства продольной канавы с уклоном не менее 0,5%. устраиваемой вдоль полевого откоса кавальера. При этом через каждые 50— 100 м в кавальере оставляются разрывы для выпуска воды в указанную канаву.

2.15.    Если из болот, расположенных в зоне выемок (котлованов, траншей) или соответствующих кавальеров, происходит фильтрация воды, вредно отражающаяся на устойчивости откосов, то до разработки выемок эти болота подлежат осушению согласно специальному проекту.

2.16.    Работы по устройству всякого рода канав, траншей и других линейных выемок следует начинать с низовой стороны, причем в местах с пониженными отметками при наличии грунтовой воды устраиваются приямки для сбора и откачки последней.

2.17.    Разработка грунта ниже горизонта' грунтовых вод производится с применением открытого механизированного водоотлива или искусственного понижения уровня грунтовых вод.

2.18.    При разработке выемок в лессовых грунтах необходимо принимать дополнительные меры против застоя воды во время производства работ. Крепление траншей, если оно предусмотрено проектом, следует производить вслед за их отрывкой.

2.19.    Выпуск воды из нагорных и забанкет-ных канав, кюветов, дренажей и других водоотводных устройств, а также из грунтовых резервов и карьеров должен осуществляться в пониженные точки местности, удаленные от земляного сооружения.


7

СНиП Ш-Б.1-62

2.20.    Все водоотводные устройства должны поддерживаться постоянно в исправном состоянии, для чего периодически очищаться и по мере необходимости исправляться. Застой воды в водоотводных устройствах не допускается.

2.21.    Размеры (поперечные сечения) и уклоны водоотводных канав всех видов назначаются по расчету на пропуск по канавам наибольшего расхода воды.

2.22.    Скорость течения воды в водоотводных канавах (по дну) не должна превышать величин, указанных в табл. 1.

2.23.    Продольный уклон водоотводных канав должен составлять не менее 0,3% (в исключительных случаях 0,2%). В пределах болот и речных пойм уклон может быть уменьшен, но не ниже чем до 0,1%.

2.24.    Разработка водоотводных канав производится преимущественно при помощи плужных, многоковшовых и роторных канавокопателей (экскаваторов) в зависимости от глубины канав. Для глубоких дренажных траншей следует применять одноковшовые экскаваторы.

2.25.    Заполнение дренажных траншей дренирующими материалами следует вести с одновременной разборкой креплений согласно проекту и со строгим соблюдением правил техники безопасности в строительстве, указанных в главе СНиП Ш-А.11-62.

При устройстве многослойных дренажей разграничение слоев по вертикали достигается при помощи щитков, поднимаемых по мере заполнения траншеи.

ТРАНСПОРТ ГРУНТА

2.26.    При механизированной разработке выемок и механизированной отсыпке насыпей грунт может транспортироваться: автомобилями-самосвалами, прицепными и полупри-цепными самосвальными автомобильными и тракторными тележками, думпкарами широкой и узкой колеи, транспортерами, вагонетками с мотовозной тягой и другими механизированными транспортными средствами. Выбор транспортных средств производится в соответствии с видами и объемами земляных работ, дальностью возки и сравнительной технико-экономической эффективностью средств в конкретных условиях. Способы транспортирования грунта предусматриваются в проектах производства земляных работ.

2.27.    Если перевозка грунтов в пределах строительной площадки осуществляется по постоянным и временным землевозным (рельсовым, автомобильным) дорогам, то устройство и содержание последних должно обеспечив вать быстроту перевозок и надлежащее использование транспортных средств.

2.28.    Ширина однопутного земляного полотна рельсовых землевозных путей должна составлять:

а)    при нормальной колее — 4,6—5 м с балластом и 4,2—4,5 м без балласта;

б)    при узкой колее (750 мм)—2,4—2,7 м с балластом и 2—2,3 м без балласта.

Таблица 1

Допускаемые скорости течения воды по дну водоотводных канав при глубине потока 1 м

Наименование грунтов, в которых производится отрывка канав

Допускаемая скорость течения воды в м сек

1. Илистый с фракциями размером 0,005—0,05 мм..........

0,35

2. Песок мелкий и средний и супесок с фракциями 0,25—1 мм .

0,5—0,6

3. Песок крупный с фракциями 1—2 мм и суглинки с 12—18% глинистых частиц.......

1—2

4. Лессовидный грунт с фракциями 0,005 мм..........

1

5. Торф разложившийся......

0,4-1

6. Торф неразложившийся ....

1—2

7. Суглинок с 18—30% глинистых частиц размером 0,005 мм . . .

1,2-1,4

8. Гравий и мелкая галька с зернами 5—25 мм.........

1,5

9. Глина с 30—40% глинистых частиц размерами 0,005 мм . . . .

1,5

10. Глина с 40% и более глинистых частиц .............

1,6-1,8

11. Галька средняя с гравием с зернами 25—40 мм........

2

12. Галька крупная размерами 40 — 75 мм.............

2,5

13. Галька, смешанная с валунами, размером 75—200 мм......

3

14. Валуны и рваный камень размерами более 200 мм.......

3,5

15 Конгломерат мягкий, мергель, сланцы ............

4

16. Известняки, песчаники. средние и плотные...........

5-7

17. Граниты, диабазы, базальты . .

Не ограничивается

2*



Примечание. Меньшие значения в пп. «а» и

«б» относятся к земляному полотну на скальных грунтах, щебне, гравии и чистом песке.

2.29.    Предельный уклон рельсовых землевозных путей не должен превышать:

а)    при нормальной колее:

3%—с паровозной и тепловозной тягой; 4% —с электровозной тягой;

б)    при узкой колее 750 мм — 3% независимо от вида тяги.

2.30.    Наименьший радиус закруглений рельсовых землевозных путей должен составлять:

а)    при нормальной колее — 200 м, а в особо сложных условиях 135 м;

б)    при узкой колее—100 ж, а в особо сложных условиях может быть менее 100 м в зависимости от конструктивных особенностей подвижного состава.

2.31. Типы рельсов и количество шпал на 1 км землевозных путей назначаются в зависимости от ширины колеи, вида путей и нагрузки на ось подвижного состава с учетом данных табл. 2.


Таблица 2

Типы рельсов и количество шпал для землевозных путей

Визы путей

Нагрузка на ось

в т

25 и более

25—18.5

18.5-6,5

6,5—4

4

менее 4

в) Рельсовые нормальной колеи (1524 мм)

Стационарные (главные):

тип рельса.............

Р-43

Р-43

Р-38

_

_

число шпал в шт. на 1 км пути . . .

1840

1600

1440

Передвижные (погрузочные, отвальные):

тип рельса.............

Р-43

Р-50

Р-43

P-3S

Р-43

число шпал в шт. на 1 км пути . . . 6) Рельсовые узкой колеи (750 мм)

1920

1840

1606

Стационарные (главные):

тип рельса .............

_

_

18

15

11

число шпал в шт. на 1 км пути . . .

1715

1572

1286

Передвижные (погрузочные и отвальные): тип рельса.............

__

_

18

15

11

число шпал в шт. на 1 км пути . . .

1715

1715

1572


2.32.    Стационарные землевозные пути, рассчитанные на срок службы от одного года и более, а также стрелочные переводы независимо от срока службы следует балластировать.

При наличии местных дренирующих грунтов балластировку следует производить теми же грунтами.

Толщина балластного слоя землевозных путей принимается согласно табл. 3 в зависимости от величины нагрузки на ось подвижного состава.

2.33.    Рельсовые погрузочные пути у экскаваторного забоя следует располагать согласно проекту производства земляных работ.

Таблица 3 Толщина балластного слоя землевозных путей

при ширине колеи в мм

Балластный слой

Колея 1524 | Колея 750

Нагрузка на ось в т

бо;.ее 25

18,5—25

i

менее 18,5

| ДО 6,5

тГ

о

V

V 2

Толщина балластного слоя в см

30

20

15

25

20

15

При работе нескольких экскаваторов каждый из них, как правило, должен иметь свой погрузочный путь.

2.34.    Работы по устройству земляного полотна землевозных путей осуществляются преимущественно бульдозерами и скреперами, а укладка и передвижка пути — путеукладчиками. путерихтовщиками, путеподъемниками, передвижными кранами, бульдозерами и шпалоподбоечными машинами.

2.35.    Укладку, перекладку и текущее содержание рельсовых землевозных путей следует вести специальными путевыми бригадами.

2.36.    Тип (ширина, вид покрытия) автомобильных землевозных дорог назначается в проектах организации строительства и проектах производства работ в зависимости от принятого вида транспортных средств (автомобили-автосамосвалы, тракторы), объемов перевозок грунта, интенсивности движения по дорогам, продолжительности службы дорог и климатических условий местности.

Ширина стационарных (магистральных; дорог, а также участков дорог в пределах въездов и съездов для выемок, котлованов и карьеров должна обеспечивать двухпутное движение. Однопутные дороги допускаются при кольцевом движении, а также при их малой грузонапряженности.

2.37.    Ширину полосы движения автомобильных землевозных дорог следует назначать в зависимости от ширины принятых видов автомобилей, принимая следующие соотношения:

ширина автомобиля в м....... 2,4 2,7 3,4

ширина полосы движения в м .. 3,5 3,8 4,7

Ширина земляного полотна автомобильной дороги определяется числом и шириной полос движения и обочин.

Число полос движения устанавливается в зависимости от заданной пропускной способности дороги и каждой ее полосы.

Ширина одной обочины должна составлять 1 м. В стесненных условиях и при отсутствии надолб и парапетов указанная ширина может быть уменьшена до 0,5 м.

2.38.    Руководящий уклон автомобильных землевозных дорог следует принимать равным 5%, а при наличии гладкого покрытия (асфальтобетонного, цементобетонного, щебеночного, обработанного черными вяжущими материалами) — 7%. В местах выездов из котлованов и грунтовых карьеров допускаются уклоны дорог до 8%.

Примечание. В сложных топографических условиях местности или при малой напряженности движения уклон автомобильных землевозных дорог допускается повышать до 9%, а при наличии специального обоснования — до 15%.

2.39.    Радиусы закруглений автомобильных землевозных дорог следует назначать в пределах 60—100 м. Наименьший радиус при движении по дороге двухосных автомобилей принимается равным 15 м, а трехосных — 20 м.

Сопряжение двух смежных кривых, направленных в разные стороны, при радиусах закруглений 200 м и менее должно иметь прямую вставку длиной не менее 50 м.

Примечание. В особо стесненных условиях прямую вставку допускается уменьшать.

2.40.    Проезжую часть автомобильных землевозных дорог в пределах закруглений радиусом до 125 м следует выполнять с ушнрени-ем полотна в соответствии с табл. 4.

Уширение полотна проезжей части дороги в местах закруглений при однополосной или многополосной проезжей части изменяется против табл. 4 пропорционально числу полос движения.

Уширение полотна проезжей части осуществляется с внутренней стороны кривой.

2.41. Для автомобильных землевозных дорог следует применять один из следующих видов покрытия проезжей части в зависимости от интенсивности движения по дороге:

а)    грунтовые профилированные, улучшенные добавками и укрепленные вяжущими материалами;

б)    грунтощебеночные и грунтогравийные, обработанные вяжущими материалами;

в)    щебеночные, гравийные, шлаковые;

г)    щебеночные черные, гравийные черные;

д)    бетонные сборные и монолитные (при очень интенсивном движении).

Таблица 4

Уширение полотна проезжей части автомобильных землевозных дорог

Радиус кгивой в м

9С—123 1

§

1

о

г-

4С—60

S

8

Ю

Уширение полотна двухполосной проезжей части в м ......

1

1,25

1,4

2

2,5

3