Устанавливает практическое применение основных условных обозначений по ГОСТ ИСО 7904-1 с точки зрения расчетов, конструирования, изготовления и испытаний подшипников скольжения.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Условные обозначения
3.1 Условные обозначения (латинский алфавит)
3.2 Условные обозначения (греческий алфавит)
11 страниц
Дата введения | 01.07.2002 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
24.05.2001 | Утвержден | Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации | 19 |
---|---|---|---|
19.02.2002 | Утвержден | Госстандарт России | 71-ст |
Разработан | ВНИИНМАШ | ||
Разработан | МТК 344 Подшипники скольжения | ||
Издан | ИПК Издательство стандартов | 2002 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Подшипники скольжения
Ч а с т ь 2
Применение
Ы 2-2000/22
И мание официальное
МЕЖГОСУДАРСТВЕН 11Ы И СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ Минск
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 «Подшипники скольжения*. Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВН МИН МАШ) Госстандарта России
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 19 от 24 мая 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандарт танин |
Азербайджанская Республика Республика Армения Республика Беларусь Республика Катетам Кыргызская Республика Республика Молдова Российская Федерация Республика Таджикистан Туркменистан Республика Узбскистан Украина |
Азгос стандарт Арч госстандарт Госстандарт Республики Беларусь Госстандарт Республики Казахстан Кыргы зеганларт Модловастанларт Госстандарт России Талжикстанларт Главгосслужба «Туркменстандартлары* У згосстанларт Госстандарт Украины |
Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7904-2—95 «Подшипники скольжения. Условные обозначения. Часть 2. Применение*
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации но стандартизации и метрологии от 19 февраля 2002 г. N? 71-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 7904-2-2001 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с I июля 2002 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
< ИПК Издательство стандартов. 2002
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Госстандарта России
II
Содержание
1 Область применения....................................................... 1
2 Нормативные ссылки...................................................... I
3 Условные обозначения..................................................... I
3.1 Условные обозначения (латинский алфавит).................................. I
3.2 Условные обозначения (греческий алфавит)..................................6
III
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
11од||1ипникн скольжения УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Ч а ст ь 2 Применение
Plain hearings. Symbols. Part 2. Applications
Дата ввелення 2002—07—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает практическое применение основных условных обозначений по ГОСТ ИСО 7904-1 с точки зрения расчетов, конструирования, изготовления и испытаний подшипников скольжения.
Условные обозначения, приведенные в разделе 3. объединены согласно ГОСТ ИСО 7904-1. Углы и направления вращения определяют при вращении левой рукой (против часовой стрелки). то же самое применяют к частоте вращения, окружной и угловой скоростям.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ ИСО 7904-1-2001 Подшипники скольжения. Условные обозначения. Основные условные обозначения.
3 Условные обозначения
3.1 Условные оГюшачения (латинский алфавит)
А — тсплоотводяшая поверхность (корпус поверхности), удлинение при разрушении;
Д|ап — площадь контактного участка;
А — относительная плоить контактного участка;
/1р — площадь смазочного кармана;
Л, — площадь поперечного сечения;
а — расстояние, ускорение, температуропроводность;
а у — расстояние между входом в зазор и расположением оси вращения;
а у — относительное расстояние между входом в зазор и расположением оси вращения;
ast — смешение опоры подшипника;
В — (ширина), номинальная ширина подшипника, эффективная ширина подшипника пол прямым углом к направлению движения, диаметр кольцевого самоустанавливаюшсгося сегмента;
В* — относительная ширина, коэффициент ширины:
Як — наружная ширина корпуса подшипника в направлении оси;
jjo, — суммарная ширина подшипника пол прямым углом к направлению движения;
Ьм _ ширина выпускного отверстия по оси;
Ьс — ширина выпускного отверстия по окружности;
bCl — ширина смазочной канавки, ширина сливной канавки;
bv — ширина смазочного кармана;
С — номинальный зазор, концентрация, фаска:
И панне официальное
С* — относительный зазор подшипника скольжения (также <р):
Св — разность между клином или радиусом отверстия сегмента и радиусом вала многоклинового и самоустанавливаюшсгося сегментного радиального подшипника;
С[) — зазор подшипника, диаметральный зазор подшипника (разность между отверстием рали-
_ ального подшипника скольжения и диаметром вала):
Ср — среднее значение Ср,
Ср eff — эффективный диаметральный зазор подшипника:
Ср, тах— максимальное значение Ср,
Ср mjn — минимальное значение Ср,
— интервал зазора вследствие допусков на механическую обработку многоклинового радиального подшипника скольжения:
Cnwx — максимальный зазор многоклинового подшипника скольжения;
Cmin — минимальный зазор многоклинового подшипника скольжения:
C'R — радиальный зазор в подшипнике (разность между радиусом радиального подшипника _ скольжения и радиусом вала):
С R — среднее значение СR,
CR. сП- — эффективный радиальный зазор подшипника;
CR. max — максимальное значение CR:
CR min — минимальное значение CR:
Qcd — глубина клина многосегментного упорного подшипника («зазор в упорном подшипнике»);
С — удельная теплоемкость, коэффициент жесткости:
Cj — жесткость при изгибе вала;
С' — удельная теплоемкость (с р-константой):
I) — номинальный диаметр подшипника (внутренний диаметр радиального подшипника скольжения. средний диаметр опорного кольца упорного подшипника);
I)о — двойной радиус клина или сегмента в многоклиновом и самоустанаазиваюшсмся сегмен
тном радиальном подшипнике скольжения;
Dq max — максимальное значение /)в;
Dn min — минимальное значение /)в:
/)„ — диаметр корпуса подшипника;
/>, — внутренний диаметр опорного кольца упорного подшипника;
D} — диаметр вала;
0| п^1Х — максимальное значение 1)}:
D} min — минимальное значение Dp
/)„ — наружный диаметр опорного кольца упорного подшипника:
d — диаметр, коэффициент лсмпфироаншя;
</ср — диаметр капилляров: dL — диаметр смазочного отверстия;
Е — модуль упругости;
Е• — параметр (характеристика) упругости;
£в — модуль упругости подшипникового материала;
£j — модуль упругости материала ротора (поверхность скольжения);
£ы — результирующий модуль упругости:
е — эксцентриситет (эксцентриситет между осями вата и подшипника); е* — относительный эксцентриситет (также е );
ек — эксцентриситет поверхностей скольжения (сегментов) многоклинового и самоу cm на вливающегося сегментного радиального подшипника скольжения: ер — эксцентриситет вала в направлении нагрузки многоклинового радиального подшипника скольжения;
Е — нагрузка на подшипник (номинальная нагрузка);
F* — параметр нагрузки на подшипник;
£t — нагрузка на подшипник (с нлиянисм упругогндродинамики EHD);
/■*|.: — параметр нагрузки на подшипник (с влиянием EHD):
Fl. (г — нагрузка на подшипник (с влиянием EHD) при ограниченной граничной смазке;
£[ ,г — параметр нафузки на подшипник (с влиянием EHD) при ограниченной граничной смазке; F'efr — эффективный параметр нагрузки на подшипник:
Ff — сила трения;
2
rot
4J
F*
f\r
r
I
J\X
G
Я
II
Н»
HB
HRB
HRC
HV
/»•
Лсп
Лсх
^lim Л lim ^lim, tr h lim. tr
in
"min ^ min
"mm. tr ^ min. tr
ЛР
^wav ^Vav. cfT Vav. cff. Л0 Л6
''о.
/;•
max 0. max
A\v
A
A*
*A
Aj
A
/.
H
— параметр силы фения;
— нормальная сила, нормальная к поверхности скольжения;
— часть нафузки на подшипник, поглощаемая вращением ротора (действие клина):
— статическая нагрузка:
— часть нагрузки на подшипник, поглощаемая смешением вследствие сжатия (действие сжатия);
— нагрузка на подшипник в начале движения {N - 0);
— нагрузка на подшипник при остановке (/V = 0);
— нагрузка на подшипник (без влияния EHD) при ограниченной граничной смазке;
— параметр нагрузки на подшипник (без влиянии EHD) при ограниченной граничной смазке;
— коэффициент фения, функция;
— параметр трения;
— коэффициент трения в текучей среде (в области граничной смазки);
— коэффициент фения по минимальной кривой Стрибека;
— коэффициент трения в твердой среде;
— коэффициент трения при переходе к граничной смазке;
— модуль сдвига;
— ускорение tit счет силы тяжести;
— номинальная высота:
— высота корпуса подшипника;
— твердость по Бринеллю;
— твердость по Роквеллу, определяемая по шкале В;
— твердость по Роквеллу, определяемая по шкале С:
— твердость по Виккерсу:
— локальная толщина смазочного слоя (толщина слоя);
— относительная локальная толщина смазочного слоя (относительная толщина слоя);
— толщина смазочного слоя на входе:
— толщина смазочного слоя на выходе;
— глубина смазочной канавки:
— минимально допустимая толщина смазочного слоя во время работы;
— минимально допустимая относительная толщина смазочного слоя во время работы;
— минимально допустимая толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку;
— минимально допустимая относительная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку;
— минимальная толщина смазочного слоя (минимальная толщина слоя);
— относительная минимальная толщина смазочного слоя (относительная минимальная толщина слоя):
— минимальная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку;
— относительная минимальная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку:
— глубина смазочного кармана;
— волнистость поверхности скольжения:
— эффективная волнистость поверхности скольжения:
lim— максимально допустимая эффективная волнистость поверхности скольжения:
— локальная толщина смазочного слоя при г = 0;
— относительная локальная толщина смазочного слоя при с = 0:
— максимальная толщина смазочного слоя при с = 0:
— показатель толщины смазочного слоя (относительная максимальная толщина смазочного слоя при е = 0;
— показатель степени износа;
— коэффициент теплопередачи:
— парамеф теплопередачи:
— коэффициент внешней теплопередачи (эталонная площадь /1):
— коэффициент внутренней теплопередачи (смазочный слой);
— номинальная длина, длина поверхности скольжения по направлению движения, длина сегмента в круговом направлении:
— длина корпуса подшипника пол прямым углом к оси;
3
/ач — длина осевого контактного участка:
/с — длина окружного когтистого участка:
/ср — длина капилляров;
Iq — длина смазочной канавки:
/,. — длина смазочного кармана:
/wcd “ ллина клина:
М — момент, коэффициент смешивания:
Ми — момент нагружения;
Л/г — момент грсния;
т — масса;
N — частота вращения (обороты в единицу времени):
Л'* — параметр частоты вращения:
Л'в — частота вращения подшипника;
/Vcr — критическая частота вращения ваза с жестким креплением:
Ny — частота вращения нагрузки на подшипник: zVj — частота вращения вала;
/V|jm ,г — максимально допустимая переходная частота вращения:
A'min —частота вращения при минимальном трении по кривой Стрибска;
Л^, — резонансная частота вращения вала, установленного в подшипнике скольжения;
/Vlr — переходная частота вращения:
— мощность охлаждения, дополнительное охлаждение;
Р{ — фрикционная способность;
Рр — сила подкачки;
— скорость теплового потока;
Я,н amb — скорость теплового потока в окружающей среде;
/’и' f — скорость теплового потока в зависимости от фрикционной способности:
Ли. l — скорость теплового потока в смазочном материале;
— суммарная мощность (Рр + Ру):
Р — параметр суммарной мощности;
/> — локальное давление смазочного слоя, например удельная нагрузка;
р — удельная нагрузка, например нагрузка на единицу проектируемой площади:
А)уп — динамическая удельная нагрузка:
рсп — давление подачи смазки;
/Гсп — параметр давления подачи смазки;
Plim — максимально допустимое давление смазочного сдоя:
P|jm — максимально допустимая удельная нагрузка на подшипник;
Ртах — максимальное давление смазочного сдоя;
/Рпых — параметр максимального давления смазочного слоя;
Ру, — давление смазки в карманах;
рх — статическая удельная нагрузка;
р^ — удельная нагрузка в начале движения (/V » 0);
Я«р — уделыгая нагрузка при остановке (Л/ - 0);
Q — расход смазочного материала, объемный расход:
(Р — параметр расхода смазочного материала;
0с) — расход охлажденной смазки;
(?р — расход смазочного материала при подаче под давлением;
Q*p — параметр расхода смазочного материала при подаче под давлением:
С?о — эталон расхода смазочного материала;
Q| — расход смазочного материала на входе в смазочный зазор (круговое направление);
У | — параметр расхода смазочного материала на входе в смазочный зазор (круговое направле
ние);
Q, — расход смазочного материала на выходе смазочного зазора (круговое направление);
(7% — параметр расхода смазочного материала на выходе смазочного зазора (круговое направле
ние);
Qy — расход смазочного материала вследствие развития гидродинамического давления;
Q з — параметр расхода смазочного материала вследствие развития гидродинамического давления; R — внутренний рал и ус ралиалмюго подшипника скольжения;
Ra — среднее значение чистоты обработки поверхности C.L.A.;
Л,, и — среднее значение чистоты обработки C.L.A. поверхности скольжения подшипника:
R.i. j — среднее значение чистоты обработки C.L.A. сопряженной поверхности вала:
/?„ — радиус клина или сегмента многоклинового и самоустанаазиваюшсгося ссгмсггпюго радиа
льного подшипника скольжения:
/^.р — сопротивление потоку в капиллярах (гидростатический подшипник):
R} — радиус вала:
/?1ап ах — сопротивление потоку одного контактного участка в осевом направлении (гидростатический подшипник):
/?.„ с — сопротивление потоку одного контактного участка в круговом направлении (гидростатический подшипник);
Rv — сопротивление потоку одного кармана (гидростатический подшипник);
R/ — средняя высота пика до впадины;
R, в — средняя высота пика до впадины поверхности скольжения подшипника;
R, j — средняя высота пика до впадины сопряженной поверхности вала;
Re — число Рейнольдса:
ReCT — критическое число Рейнольдса;
г — повторяемость;
Sf. — надежность в зависимости от граничной смазки из-за превышения нагрузки;
Sy — надежность в зависимости от граничной смазки при более низкой частоте вращения:
So — число Зоммерфельда;
5ого1 — число Зоммерфельда (врашснис):
So^ — число Зоммерфельда (смешение вследствие сжатия);
SolT — число Зоммерфельда при переходе в граничную смазку:
s — толщина стенки;
sA — амплитуда смешения вибрации ротор;» при резонансе;
Т — температура;
7'amb — температура окружающей среды:
Тв — температура подшипника;
Гс IT — эффективная температура смазочного материала;
7^п — температура смазки на входе в подшипник;
Гсх — температура смазки на выходе из подшипника;
Гс — температура стеклования (пластические испытания):
7j — температура вала;
7l — температура смазки:
Tjim — максимально допустимая температура подшипника:
Г| — температура смазки в карманах;
7\ — температура смазки на выходе из зазора подшипника;
! — время;
U — окружная скорость, скорость скольжения (относительно диаметра вала подшипника скольжения или среднего опорного кольца упорного подшипника);
UB — окружная скорость подшипника;
Uj — окружная скорость вала;
UVim |г — максимально допустимая переходная окружная скорость;
Ur — средняя скорость потока при предварительном ограничителе гилростат1П1сского подшипника: Uxr — переходная окружная скорость;
// — составляющая скорости в х-направлении, деформация в дг-направленин. погрешность из
мерения:
V — объем, скорость поверхности в у-напрааленин. скорость псрсмсшения;
УС — коэффициент вязкости;
У1 — индекс вязкости;
v — составляющая скорости в у-направленин. деформация в ^-направлении:
W — скорость поверхности в ^-направлении, работа (энергия);
и- — составляющая скорости в г-напрааленни, деформация в ^-направлении:
И/атЬ — скорость воздуха, окружающего корпус подшипника;
X — координата параллельно поверхности скольжения, в круговом направлении:
Y — координата перпендикулярно к поверхности скольжения:
5
Z — число поверхностей скольжении (сегментов) или карманов на подшипник, образование шейки посте разрушения:
С — координата параллельно поверхности скольжения, перпендикулярно к круговому направлению (для радиальных подшипников скольжения в осевом направлении, для упорных подшипников перпендикулярно к оси вала).
3.2 Условные обо (качения (греческий алфавит) а — коэффициент теплопередачи;
а, — коэффициент линейного теплового расширения;
а, в — коэффициент линейного теплового расширения подшипника; а/. J — коэффициент линейного теплового расширения вала:
0V — коэффициент объемного теплового расширения;
Р — угол, характеризующий положение (угловое положение эксцентричности вала относительно направления нагрузки), показатель температурной вязкости;
Ph, min — У™1 между направлением нагрузки и положением минимальной толщины смазочного слоя; у — угловое положение нагрузки на подшипник (нагрузка на подшипник в вертикальном направлении: у ■ 0):
Л — разность, оператор Лапласа;
6 — угловое положение наименьшего зазора для смазки;
5В — угол нссоосностм подшипника (угловое отклонение подшипника):
6j — угол нссоосности вала (угловое отклонение вала);
£ — относительный эксцентриситет (е*). относительное удлинение:
£ — коэффициент гидравлического сопротивления:
П — динамическая вязкость смазки:
П — средняя динамическая вязкоегь смазки в зазоре;
ПС(у — эффективная динамическая вязкость смазки;
к — коэффициент сопрогиаления:
X — удельная теплопроводность:
р — относительная жесткость подшипника:
v — кинематическая вязкость смазки, коэффициент Пуассона; vB — коэффициент Пуассона (подшипник);
Vj — коэффициент Пуассона (пал);
\ — коэффициент ограничения (гидростатический подшипник);
II — изделие, параметр:
к — число Лулольфа (к = 3.141592 . . .);
р — плотность;
о — нормальное напряжение, стандартное отклонение:
т — напряжение сдвига (касательное напряжение);
Ф — коэффициент использования поверхности скольжения;
Ф — угловая координата в круговом направлении:
V — относительный зазор подшипника (также С*):
V — средний относительный зазор подшипника;
Vetr — эффективный относительный зазор подшипника;
Vman — относительный зазор изготовления многоклинового радиального подшипника скольжения: Ф1ШХ — максимальное значение у:
Vmin “ минимальное значение у;
Ф2о — относительный зазор подшипника при 20 *С (радиальный подшипник скольжения):
LI — угловой размах поверхности скольжения подшипника (сегмент); to — угловая скорость (to = 2kN );
<db — угловая скорость подшипника;
о>ь — угловая скорость (гидродинамическая);
o)j — угловая скорость вала;
(|)ге1 — относительная угловая скорость.
6
УДК 621.822.5 : 001.4 : 006.354 МКС 01.075 ГОО ОКП 41 8000
21.100.10
Ключевые слова: подшипники, подшипники скольжения, обозначения, применение
7