Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

15 страниц

304.00 ₽

Купить ГОСТ 7518-83 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на однофазные сухие трансформаторы мощностью 63 В А и автотрансформаторы мощностью от 250 до 1000 В А, включаемые в сеть переменного тока с номинальной частотой 50 Гц и номинальным напряжением 127 и 220 В, в том числе предназначенные для экспорта, используемые для питания бытовых электро- и радиоприборов.

 Скачать PDF

Стандарт соответствует СТ СЭВ 4133-83 в части, касающейся величин испытательных воздействий и методов испытаний

В стандарт введен международный стандарт МЭК 742-83

Оглавление

1. Типы и основные параметры

2. Технические требования

3. Требования безопасности

4. Правила приемки

5. Методы испытаний

6. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

7. Гарантии изготовителя

 
Дата введения01.07.1984
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

24.03.1983УтвержденГосударственный комитет СССР по стандартизации1817
ИзданИздательство стандартов1983 г.
ИзданИПК Издательство стандартов2001 г.

Transformers for domestic apparatus. Specifications

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТРАНСФОРМАТОРЫ ДЛЯ БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

БЗ 3-2001


Издание официальное

ИIIК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ГОСТ

7518-83

ТРАНСФОРМАТОРЫ ДДЯ БЫТОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИБОРОВ

Технические условия

Transformers for domestic apparatus. Specifications

OKU 34 6X82 34 6883

Дата введения 01.07.S4

Настоящий стандарт распространяется на однофазные сухие трансформаторы мощностью 63 В А и автотрансформаторы мощностью от 250 до 1000 В А. включаемые в сеть переменною тока с номинальной частотой 50 Гц и номинальным напряжением 127 и 220 В. в том числе предназначенные для экспорта, используемые для питания бытовых электро- и радиоприборов (далее — -электроприборы).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. Трансформаторы и автотрансформаторы должны изготовляться следующих типов:

ТБ-63 — понижающие трансформаторы, служащие для согласования номинальных напряжений электроприборов и электрической сети;

АП Б-400. АПБ-630 и АП Б-1000 — переходные автотрансформаторы, служащие для согласования номинальных напряжений электроприборов и электрической сети;

АРБ-250 и АРБ-400 — регулировочные автотрансформаторы, служащие для обеспечения номинального напряжения на электроприборах в случае колебания напряжения сети путем ручной регулировки.

Схема условного обозначения трансформаторов

Т    Б    -    63

Т рансформатор Бытовой

Номинальная мощность. В А

Схема условного обо (качения автотрансформаторов

АП    Б    -    400

Автотрансформатор

Переходной

Бытовой

Номинальная МОЩНОСТЬ, В • А

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

Е    ©    Издательство    стандартов. 1983

© И П К И здательство стандартов. 2(Х) 1 Переиздание с Изменениями

Электронная версия

Л    Р    Б    -    250

Автотрансформатор___

Регулировочный-

Бытовой

Номина1ьная мощность. В Л

1.2. Основные параметры трансформаторов и автотрансформаторов должны соответствовать указанным в табл. I.

Таблица I

Типы

трансфер-

Номинальная

мощность

Номинальное напряжение обмотки (первичной). па1ключае-мон к сети.

В

Напряжение обмотки (вторичной), подключаемой к нагрузке.В

КПД при номинально»

Масса кг. не батсс

шторок и автотрансформаторов

Кат ОКИ

на зажимхх вторичной обмотки. В А

номиналь

ное

при холостом холе.не более

при

номинальной

нагрузке

нагрузке и коэффициенте мощности 1. %.не менее

ТБ-63

34 6882 1001

63

220

ИЛИ

127

6.3

12.0

24.0

36.0

6.6

13.0

26.0 39.0

6.3±0.3

12±0.6

2411,2

36И.8

84

2.0

АПБ-400

34 6883 1201

400

220

220

230

22016

95

2,6

АПБ-630

34 6883 1301

630

И

127

и

127

и

133

и

12714

95

3.7

АП Б-1000

34 6883 1401

1000

%

5.6

АРБ-250

34 6883 2101

250

220

220

230

210

93

2,7

АРБ-400

34 6883 2201

400

или

127

или

127

ши

133

или

120

94

3.2

Примечания:

1.    Вторичные обмотки трансформаторов должны иметь отпайки на все укатанные в табл. I напряжения, при этом номинальная мощность обеспечивается при наибольшем напряжении, а на остатьных отпайках мощность снижается пропорционально уменьшению напряжения.

2.    Для автотрансформаторов типа АРБ напряжения на вторичных обмотках, указанных в табл. I. должны обеспечиваться (путем ручной регулировки) при изменении напряжения на первичных обмотках в диапазоне:

150— 250 В — для автотрансформаторов с номинальными напряжениями первичных обмоток 220 В;

85—148 В — для автотрансформаторов с номинальными напряжениями первичных обмоток — 127 В.

Расширение диапазона изменения напряжения на первичных обмотках в сторону его увеличения не ограничивается.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.    Трансформаторы* должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и образцам-эталонам, утвержденным в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.2.    Номинальные значения климатических факторов — по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543 для категории размещения 4. климатического исполнения УХЛ. Высота установки над уровнем моря не более 1000 м.

2.3.    Регулировка напряжения у регулировочных автотрансформаторов должна производиться с разрывом или без разрыв:! цепи, плавно или ступенями нс более 10,5 В при номинальном напряжении сети 220 В и не более 6 В при номинальном напряжении сети 127 В. Для ступенчатого регулирования должны применяться переключатели с длительностью разрыва цепи нс более 100 мс. На органах регулирования напряжения или вблизи их на оболочке должны быть нанесены символы по ГОСТ 24899.

* Если нет особых указаний.пол трансформаторами подразумеваются и автотрансформаторы.

ГОСТ 7518-83 С. 3

2.4.    Регулировочные автотрансформаторы должны иметь встроенный указатель напряжения (вольтметр или иной индикатор напряжения), позволяющий контролировать вторичное напряжение с погрешностью нс более ±5 %.

Допускается применять любой указатель напряжения, шкала которого должна быть освещенной или самосветяшейся (для пороговых или аналогичных индикаторов).

(Измененная редакция. Изм. № 1).

2.5.    Обмотки трансформаторов должны изготовляться из алюминиевых шли медных обмоточных проволов.

Обмотки трансформаторов и регулировочных автотрансформаторов с плавным регулированием должны изготовляться из медных обмоточных проволов.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.6.    Для включения в сеть трансформатор должен иметь несъемный соединительный шнур, длина которого от места выхода его из трансформатора до плоскости, из которой выхолят контактные штыри пилки, должна быть нс менее 1.5 м.

Если контактные штыри вилки расположены перпендикулярно оси шнура, длина шнура устанавливается от места выхода из трансформатора до ближайшего края плоскости вилки, из которой выхолят контактные штыри.

Требования к шнурам — по ГОСТ 7399.

Сечение каждой жилы шнура должно быть не менее:

0,5 мм2 — для трансформаторов типа ТБ-63;

0.75 мм2 — для остальных автотрансформаторов.

Шнур должен быть снабжен штепсельной лвуполюсной вилкой с цилиндрическими контактами. предназначенной для включения в розетки по ГОСТ 7396.0.

Присоединение соединительного шнура к трансформатору должно быть выполнено способом Y по ГОСТ 27570.0.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

2.7.    Для подключения нагрузки в трансформаторе должны быть предусмотрены контактные гнезда, допускающие включение двухполюсной волки с цилиндрическими контактами по ГОСТ 7396.0.

2.8.    Сопротивление изоляции обмотки трансформаторов по отношению к их магнитным системам и оболочкам (если они металлические) после испытания на влагостойкость должно быть не менее 5 МОм.

2.9.    Трансформаторы должны выдерживать индуктированное двойное номинальное напряжение.

2.10.    Трансформаторы и переходные автотрансформаторы при номинальной нагрузке должны допускать работу в продолжительном режиме при повышении напряжения питающей сети до 250 В (или до 148 Вс номинальным первичным напряжением 127 В).

2.11.    Превышение температуры обмоток и поверхности магнитной системы трансформатора над температурой окружающего воздуха 35 *С при номинальном напряжении сети и номинальной нагрузке не должно быть более 70 *С при нагревостойкости изоляционных материалов по классу А ГОСТ 8865.

2.11.1.    При работе в продолжительном режиме понижающих трансформаторов и переходных автотрансформаторов с номинальной нагрузкой при верхних значениях напряжения питающей сети, указанных в п. 2.10. превышение температуры обмоток не должно быть более 90 *С.

2.11.2.    Превышение температуры короткозамкнутого витка в регулировочных автотрансформаторах при самом неблагоприятном режиме работы не должно быть более 80 *С.

2.11.3.    Превышение температуры оболочек и рукояток (маховиков) при номинальной нагрузке и при неблагоприятном режиме работы нс должно превышать 30 *С — для металлических и 50 ‘С — из других материалов.

Примечание. Неблагоприятным режимом работы считают:

наименьшее напряжение сети (по п. 1.2. примечание 2) на первичной обмотке при включенной номинальной нагрузке и максимально допустимой температуре окружающей среды — для регулировочных автотрансформаторов с регулировкой напряжения изменением числа витков первичной обмотки:

максимальное значение напряжения сети (по п. 2.10) на первичной обмотке при прочих условиях по предыдущему абзацу — для трансформаторов и регулировочных автотрансформаторов с регулировкой напряжения изменением числа витков вторичной обмотки.

2.12.    Оболочки трансформаторов должны выдерживать удары с энергией 0,5 Дж.

Трансформаторы в упаковке при транспортировании должны выдерживать ударные нагрузки

I степени жесткости по ГОСТ 16962 и воздействие механических факторов внешней среды по группе условий эксплуатации М23 по ГОСТ 17516.

2.13.    Металлические части трансформаторов должны быть изготовлены из металлов, стойких к коррозии, или иметь защитное покрытие. Для открытых поверхностей магнитной системы доста-

Электронная версия

точной зашитой следует считать стой лака. Магнитопроводы, полностью закрытые обмотками и изоляцией, могут нс иметь защитных покрытий.

2.14.    Вероятность безотказной работы трансформаторов за 1500 ч наработки должна быть нс менее 0.96.

Показатели надежности устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ 17446:

установленная безотказная наработка — Ту £ 4500 ч;

средняя наработка на отказ — Та £ 4.0 • 10* ч;

средний срок службы - Гм i 1.8 ■ 10* ч;

среднее время восстановления — Гй 0,3 ч:

среднегодовая наработка — 1500 ч.

Г1 римсчаннс. Контроль установленной безотказной наработки Ту и среднего срока службы Гс, проводят для изделий, разработанных и модернизированных после 01.07.89. 'контроль средней наработки на отказ для изделий, разработанных до 01.07.89. проводят при Т0 2 1500 ч.

2.15.    Конструкция трансформатора должна быть ремонтопригодной и обеспечивать: контролепригодность в части приспособленности изделия к рациональным методам и средствам диагностирования;

доступность к местам технического обслуживания и ремонта с инструментом, а также возможность разборки и сборки без применения специальных приспособлений и инструментов;

легкосъемность в части рационального расчленения трансформатора и его сборочных единиц и позволять демонтаж его составных частей;

возможность применения прогрессивных технологических процессов.

2.16.    Уровень унификации конструкции каждого типа трансформатора с базовой моделью должен быть нс менее 60 %. Ба юная модель, сборочные единицы и детали, подлежащие унификации, определяются головной организацией по виду продукции.

2.17.    К трансформатору должны быть приложены запасные предохранители в количестве 2 шт. и руководство по эксплуатации по ГОСТ 26119.

2.14—2.17. (Измененная редакция. Изм. № 1).

2.18.    Трансформаторы должны иметь термовыключатсли. отличающие их от электрической сети при температуре обмоток, равной 145 *С (для трансформаторов, разрабатываемых с 01.07.89).

(Введен дополнительно. Изм. № 1).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1.    По степени защиты от поражения электрическим током трансформаторы должны соответствовать классу 11, по степени защиты от влаги — обычному исполнению по ГОСТ 27570.0.

3.2.    Токи утечки, пути утечки токов и воздушные зазоры между различными частями трансформатора — по ГОСТ 27570.0.

3.3.    Изоляция частей, находящихся под напряжением, должна выдерживать без пробоя и перекрытия в течение 1 мин испытательное переменное напряжение частоты 50 Ги. приложенное в трансформаторах:

между соединенными вместе обмотками и оболочкой — 4000 В;

между соединенными вместе обмотками и токопроводящими частями, отделенными от токо-ведущих частей только основной изоляцией — 1500 В:

между первичной и вторичной обмотками — 4000 В;

в автотрансформаторах:

между обмоткой и оболочкой — 4000 В;

между обмоткой и токопроводящими частями, отделенными от токоведущих частей только основной изоляцией — 1500 В.

При проведении испытаний на надежность (пп. 2.14 и 5.18) значение ззе питательного напряжения снижается на 35 %, время испытаний при этом увеличивается вдвое.

3.1—3.3. (Измененная редакция, Изм. № I).

3.4.    Трансформатор должен иметь в первичной цепи плавкий предохранитель.

3.5.    Конструкция штепсельных гнезд в части обеспечения безопасности от поражения электрическим током при включении вилки присоединительного шнура нагрузки — но ГОСТ 7396.0.

3.6.    Корректированный уровень звуковой мощности не должен превышать 34 дБ4 при номинальной нагрузке и наибольшем напряжении питающей сети, указанных в п.2.10.

3.7.    На трансформаторах должны быть нанесены надписи: «Сеть», которая наносится вблизи выхода несъемного шнура из трансформатора, и «Нагрузка*, которая наносится вблизи контактных

ГОСТ 7518-83 С. 5

гнезд для включения нагрузки. На регулировочных автотрансформаторах, кроме этого, должны быть нанесены надписи: •Больше». •Меньше» около элементов регулировки напряжения.

Перемещение элемента регулирования вверх, от себя, вправо или по часовой стрелке (когда оператор обратен лицом к шкале указателя напряжения) должно соответствовать увеличению напряжения на выходе автотрансформатора. Перемещениям в обратном направлении должно соответствовать уменьшение напряжения.

Для трансформаторов, рассчитанных на несколько номинальных первичных или вторичных напряжений, обязательно наличие указателя положения переключателя, а при отсутствии его — соответствующая напряжению маркировка зажимов.

3.8. Проверю! на пожароопасность проводится по ГОСТ 12.1.004 в режимах: короткого замыкания в обмотках трансформаторов со стороны нагрузки и в условиях ухудшения охлаждения.

Вероятность возникновения пожара не должна превышать 2 10 6 в год.

Примечание. Для изделий, разрабатываемых с 01.07.89, вероятность возникновения пожара нс должна превышать 10 6 в год.

3.6—3.8. (Измененная редакция, Изм. № 1).

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1.    Для проверки соответствия трансформаторов требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить квалификационные, приемо-сдаточные, периодические, типовые испытания. Определение видов испытаний — по ГОСТ 16504.

4.2.    Квалификационные испытания

4.2.1.    Испытаниям должны подвергаться три трансформатора, взятые методом случайного отбора по ГОСТ 18321 от установочной партии 200—300 трансформаторов, изготовленных на оборудовании и оснастке, предназначенных для серийного производств;!.

Испытания проводятся по программе и в последовательности, указанным в табл. 2.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.3.    Приемосдаточные испытания

4.3.1.    Испытаниям должен подвергаться каждый трансформатор по программе, указанной в подпунктах 1—3, 5, II. 12. 17 и 18 табл. 2. Последовательность испытаний уста нашивается прсд-приятием-изготовителем. Проверку КПД и комплектности упаковки проводят на 0,5 % суточного выпуска трансформаторов, но нс менее чем на четырех трансформаторах.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.4.    Периодические испытания

4.4.1.    Испытаниям (кроме испытаний на надежность) должны подвергаться три трансформатора. взятые методом случайного отбора по ГОСТ 18321 от партии 200—300 трансформаторов, прошедших приемосдаточные испытания, по программе и в последовательности, указанным в подпунктах 1—3. 8. 11 — 13. 16. 17, 26. 18, 20, 21. 23 табл. 2.

Таблица 2

Вил испытания и проверки

Номер пункта

технических требований

методов испытаний

1. Проверка комплектности

2.17

5.19

2. Проверка наличия вольтметра

2.4

5.8

3. Проверка наличия шнура

2.6

5.10

4. Проверка наличия предохранителя

3.4

5.23

5. Проверка противокоррозийной зашиты

2.13

5.17

6.    Проверка материала обмоток

7.    Проверка наличия штепсельных гнезд для подключении

2.5

5.9

нагрузки

2.7 и 3.5

5.11 и 5.24

8.    Проверка массы

9.    Проверка степени зашиты от поражения электрическим

1.2

5.6

током и от проникновения влаги

3.1

5.20

10. Проверка присоединения соединительного шнура

2.6

5.10

11.    Проверка вторичного напряжения на холостом ходу

12.    Проверка напрааления движения 'элемента регулирова-

1.2

5.3 и 5.4

иия напряжения и наличия надписей

13. Проверка вторичного напряжения и пределов регулиро-

3.7

5.26

вания регулировочных автотрансформаторов

1.2

5.3 и 5.4

Продолжение тааг. 2

Номер пункта

DILI ML IIW I.IIIMM И

технических требований

методов испытании

14. Проверка плавности регулирования вторичного напряжения

2.3

5.7

15. Проверка токов утечки, путей утечки и воэлушных зазоров

3.2

5.21

16. Проверка сопротивлсния изоляции

2.8

5.12

17. Проверка изоляции переменным напряжением промышленной частоты

3.3

5.22

18. Проверка КПД

1.2

5.5

19. Испытания на нагрев

2.10-2.11.3

5.14-5.15.2

20. Механические испытания

2.12

5.16

21. Проверка корректированного уровня звуковой мощности

3.6

5.25

22. Климатические испытания

2.2

5.2

23. Испытания на надежность

2.14

5.18

24. Проверка на пожарную опасность

3.8

5.27

25. Проверка оперативной трудоемкости ремонта

2.15

5.28

26. Проверка электрической прочности изоляции обмоток индуктированным напряжением повышенной частоты

2.9

5.13

Периодичность испытаний — один раз в 12 мес.

Периодичность испытаний на надежность — один раз в 36 мес.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.5.    Типовые испытания

4.5.1. Испытаниям должны подвергаться три трансформатора, взятые методом случайного отбора по ГОСТ 18321 от партии трансформаторов, изготовленных на оборудовании и оснастке, предназначенных для серийного производства, по программе квалификационных испытаний.

4.6.    Если при квалификационных, периодических или типовых испытаниях параметры транс-форматоров не удовлетворяют хотя бы одному из требований стандарта, то должны быть проведены повторные испытания удвоенного числа трансформаторов, взятых от той же партии.

При неудовлетворительных испытаниях на надежность выпуск трансформаторов прекращается и возобновляется после внедрения мероприятий, обеспечивающих уменьшение вероятности отказов, выявленных при испытаниях. Из первых партий трансформаторов, изготовленных после возобновления производства, производится новая выборка трансформаторов и испытания на надежность повторяются.

Если при испытаниях удвоенного числа трансформаторов будет выявлено хотя бы одно несоответствие параметра требованиям стандарта, результаты испытаний считаются неудовлетворительными и окончательными.

(Измененная редакция. Изм. № I).

4.7.    При приемке трансформаторов заказчиком на соответствие требованиям настоящего стандарта число отобранных трансформаторов должно быть не менее 1 % от партии, но не менее 4 шт. За партию принимают число трансформаторов одного типа, полученных по одному документу.

При неудовлетворительных результатах испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания удвоенного числа трансформаторов, взятых от той же партии.

Если при испытаниях удвоенного числа трансформаторов будет выявлено хотя бы одно несоответствие параметра требованиям стандарта, результаты испытаний считаются неудовлетворительными и окончательными и распространяются на всю партию.

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1.    Общие положения

5.1.1.    Ike испытания должны проводиться при нормальных климатических условиях, указанных в ГОСТ 15150. разя. 3.

5.1.2.    Электрические и тепловые испытания должны проводиться от источника синусоидального напряжения, отвечающего нормам на качество электрической энергии по ГОСТ 13109.

При этом допустимое отклонение от номинальной частоты — нс более ±5 %.

Диаметр применяемых при тепловых испытаниях термопар, если нет особой оговорки, нс

ГОСТ 7518-83 С. 7

должен быть более 0.35 мм. Провода термопар должны быть прижаты к испытуемой детали на расстоянии не менее 10 мм от места установки горячего спая. Значение напряжения при испытаниях регулируют и поддерживают с точностью ±1 % регулятором напряжения, например, типов РНО-250-2, ЛАТР-1М, АОСН-8—220.

5.1.3.    Все испытания должны проводиться на полностью собранных трансформаторах. Допускается проводить испытания на неполностью собранных трансформаторах, сети это требуется по условиям испытания и если последующая сборка не влияет на результаты испытаний.

5.1.4.    Электрические измерения при испытаниях следует выполнять электроизмерительными приборами класса точности не хуже 0.5; допускается применение частотомеров класса точности I.

Если схема и измерительные приборы вносят в результаты измерения погрешность 1 % и более, то в этом случае в результаты измерений необходимо вносить соответствующие поправки.

5.2. Климатические испытания (п. 2.2).

5.2.1.    Для проверки на влагостойкость трансформатор в упакованном виде помешают в камеру влажности, температуру в которой доводят до (25 ± 2) *С. Через 2 ч повышают относительную влажность в камере до (93 ± 2) % и выдерживают трансформатор в таких условиях в течение 48 ч, после чего трансформатор извлекают из камеры, выдерживают 12 ч в нормальных климатических условиях, распаковывают и измеряют сопротивление изоляции на соответствие требованиям п. 2.8.

Затем трансформатор проверяют на соответствие требованиям п. 3.3; при этом испытательные напряжения должны быть снижены на 50 %.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.2.2.    Испытание на холодостойкость при температуре транспортирования и хранения проводят методом 204-1 по ГОСТ 16962.

В камеру холода трансформатор помещают в упакованном виде, выдерживают при температуре минус 60 *С в течение 12 ч. извлекают из камеры, выдерживают в течение 12 ч при нормальных климатических условиях и измеряют сопротивление изоляции по п. 2.8. Сопротивление изоляции должно быть не менее 5 МОм. Затем трансформатор испытывают на соответствие требованиям п. 3.3.

5.3.    Проверку вторичного напряжения (п. 1.2) трансформаторов (кроме регулировочных автотрансформаторов) проводят при холостом холе с помощью вольтметр;!. При этом на первичную обмотку полают номинальное напряжение. При измерении вторичного номинального напряжения под нагрузкой к вторичной обмотке подключают номинальную нагрузку.

Под номинальной нагрузкой следует понимать резистор, на котором при номинальном вторичном напряжении трансформатора выделяется мощность, равная номинальной мощности трансформатора. Трансформаторы считают выдержавшими испытания, если вторичные напряжения соответствуют ука занным в табл. 1.

5.4.    При проверке вторичного напряжения и пределов регулирования регулировочных автотрансформаторов (п. 1.2) элемент регулирования напряжения перемещают в сторону «Меньше» до упора и включают автотрансформатор при холостом ходе на напряжение 250 В (148 В — для автотрансформаторов с номинальным первичным напряжением 127 В); при этом напряжение, измеренное на контактах «Нагрузка», не должно быть более 230 В и соответственно 133 В.

Затем подводимое напряжение уменьшают до 150 В (до 85 В — для автотрансформаторов с номинальным первичным напряжением 127 В) и перемещают элемент регулирования напряжения в сторону «Больше» до упора, включают номинальную нагрузку; при этом напряжение, измеренное на контактах «Нагрузка», не должно быть менее 210 В и соответственно 120 В.

5.5.    КПД трансформаторов (п.1.2) определяют как частное от деления вторичной мощности на первичную, измеренные при номинальном первичном напряжении и при номинальной нагрузке по схеме, указанной на чертеже.

Электронная версия

Для измерения КПД регулировочных автотрансформаторов ручку регулятора напряжения устанавливают до упора в сторону увеличения напряжения на выходе, а на вход подают такое напряжение, чтобы на выходе установилось номинальное напряжение при номинальной нагрузке.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

5.6.    Массу трансформатора (п. 1.2) определяют путем взвешивания полностью собранного трансформатора на рычажных весах с погрешностью нс более 0,5 % от взвешиваемой массы, например на рычажных настольных гирных весах типа ВНО-Юм или на циферблатных настольных весах типа РН-10Ц13у.

5.7.    Значения напряжения (п. 2.3) на выходе регулировочного автотрансформатора со ступенчатой регулировкой определяют следующим образом:

устанавливают переключатель в крайнее положение в сторону «Больше» и при холостом ходе включают автотрансформатор на такое напряжение, чтобы на вторичной стороне установилось номинатыюс напряжение;

переводят переключатель на одну ступень в сторону «Меньше»; при этом вторичное напряжение нс должно изменяться более чем на 10,5 (6) В;

снова устанавливают на вторичной стороне номинальное напряжение путем изменения первичного напряжения;

переводят переключатель еще на одну ступень в сторону «Меньше», измеряя при этом вторичное напряжение, которое не должно измениться более чем на 10.5 (6) В.

Испытания проводят на всех положениях переключателя.

5.8.    Наличие встроенного указателя напряжения (п. 2.4) проверяют визуально, наличие и исправность устройств;! освещения шкалы проверяют на включенном автотрансформаторе при номинальном вторичном напряжении.

5.9.    Внешний вил. качество отделки, материал обмоток (п. 2.5). маркировка должны проверяться визуально на соответствие образцу-эталон у и рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

5.10.    Длина шнура, сто сечение и присоединение к трансформатору (п. 2.6) проверяют стандартными линейными мерами, визуально и испытанием по ГОСТ 27570.0. При приемосдаточных испытаниях проверяют качество шнура и вилки внешним осмотром.

5.8—5.10. (Измененная редакция. Изм. № 1).

5.11.    Проверку контактных гнезд (п. 2.7) проводят путем включения вилки в гнездо отключенною от сети трансформатора. Усилие при разъеме контактов вилки с гнездами розетки по ГОСТ 7396.0.

5.12.    Проверку сопротивления изоляции обмоток (п. 2.8) проводят мегомметром напряжением 500 или 1000 В после испытания на влагостойкость по п. 5.2.1.

В трансформаторах с тороидальными магнитными системами, к которым при испытании нельзя подвести электрод без нарушения целостности конструкции, измерение сопротивления изоляции между обмотками и магнитной системой разрешается не проводить.

5.13.    Испытание обмоток индуктированным напряжением (п. 2.9) проводят следующим образом. При холостом ходе трансформатора к одной из обмоток прикладывают двойное номинальное для данной обмотки напряжение: при этом частота прикладываемого напряжения должна быть не менее удвоенной номинальной частоты.

Продолжительность испытания в минутах вычисляют по формуле

где/, и/— соответственно.номинальная частота и частота при испытании.Гп.

Во всех случаях длительность испытаний должна быть не менее 2 мин. При приемо-сдаточных испытаниях время допускается сократить до I мин.

Режим подъема и снижения напряжения — по ГОСТ 1516.2.

Трансформатор считают выдержавшим испытание, если не произошло пробоя, поверхностного разряда или снижения показаний включенного в цепь вольтметр;!.

5.14.    Возможность длительной эксплуатации трансформаторов при повышенном напряжении сети (п. 2.10) проверяют по п. 5.15.2.

5.15.    Испытание на нагрев (пп. 2.10—2.11.3).

5.15.1. На время испытаний трансформатор устанавливают на фанеру толщиной не менее 20 мм с черной матовой поверхностью. Фанера должна иметь такие размеры, чтобы расстояние от ее краев до установленного на ней трансформатора было не менее 100 мм.

Трансформатор при испытании не должен охлаждаться быстрыми потоками воздуха, нагрс-

ГОСТ 7518-83 С. 9

ваться тепловой радиацией или подвергаться другим воздействиям, которые могут повлиять па результаты испытаний.

Температуру окружающей среды (воздуха) измеряют не менее чем тремя термометрами, помешенными на середине высоты трансформатора и на расстоянии нс менее 0.5 м от него. За температуру окружающей среды принимают среднее арифметическое показаний всех термометров.

Температура воздуха в помещении во второй половине испытаний не должна изменяться более чем на ±2 *С.

Превышение температуры обмоток над температурой окружающей среды (воздуха) вычисляют по формуле

<? = ',- 'о. =    (Т-'«>+ 'ох - to,;

г\

где I, — температура обмотки в нагретом состоянии,*С;

'oi и 'ох ” температу ра окружающей среды при измерении сопротивления обмотки соответственно в нагретом и холодном состоянии: г, — сопротивление обмотки постоянному току в установившемся режиме нагрев;» при температуре /„.Ом:

г, — сопротивление обмотки постоянному току в холодном состоянии при температуре Ом;

Т — коэффициент.равный 235 *Сдля медных обмоток и 245 *С — для алюминиевых обмоток.

Сопротивление обмотки в холодном состоянии гх определяют двойным мостом по методике ГОСТ 3484.2.

Для определения сопротивления обмотки в горячем состоянии проводят нагрев трансформатора методом непосредственной нагрузки. Испытуемый трансформатор включают на номинальное первичное напряжение, а на вторичную сторону включают номинальную нагрузку. Регулировочные автотрансформаторы испытывают при таком первичном напряжении, при котором по п. 5.5 получен наименьший КПД.

Превышение установившейся температуры контактирующего витка обмотки с подвижным контактом определяют термопарой, которую припаивают к витку на расстоянии не более 3 мм от места соприкосновения витка с подвижным контактом.

Поперечное сечение каждого провода термопары не должно быть более 0.1 поперечного сечения провода витка. Место, в котором припаяна термопара, лат ж но быть защищено от излишков припоя.

Температуру магнитной системы (сети она доступна) определяют термопарами, которые устанавливаются в местах наибольшего вероятного нагрева (например, во внутренних углах). При типовых испытаниях рекомендуется устанавливать термопары во время сборки трансформатора в места, в которые после сборки нет доступа. Термопары в магнитную систему устанавливают путем припайки к листам магнитной системы или путем «защемления» между листами.

Испытание на нагрев ведут до установившейся температуры. Температуру трансформатора считают установившейся, если превышение температуры нс изменяется более чем на I ‘С в течение 2 ч. Контроль режима нагрева и фиксирование установившейся температуры ведут по термопарам, которые установлены в магнитной системе. По достижении установившейся температу ры трансформатор отключают от источника питания и сразу же измеряют сопротивление обмотки двойным мостом по схеме, по которой измерялось сопротивление в холодном состоянии. Измерения повторяют 10—12 раз через каждые 15—40 с.

По кривой остывания (сопротивление в зависимости от времени) экстраполяцией по одному из методов ГОСТ 3484.2 определяют сопротивление гг, соответствующее моменту отключения трансформатор;! от источника питания.

Трансформатор считают выдержавшим испытание на нагрев, сети превышения температур его элементов нс превосходят значений, указанных в пп. 2. И—2.11.2.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

5.15.2. Испытания на нагрев (пп. 2.10 и 2.11.3) проводят до установившейся температуры трансформатора при температуре окружающей среды (35 ± I) *С. для чего трансформатор помещают в специальную камеру или термостат. Термометры или термопары в этом случае размешают на середине высоты трансформатора и на расстоянии нс менее 0.2 м от него.

Трансформаторы считают выдержавшими испытания, сети превышения температуры нс превзошли указанных в п. 2.11.3 и под воздействием нагрев;] нс возникло видимых визуально деформаций и оплавлений деталей из пластмасс.

5.16. Механическую прочность оболочки трансформатора (п.2.12) проверяют по ГОСТ 27570.0 на верхних элементах корпуса, повреждение которых возможно и при нормальной эксплуатации.