Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

66 страниц

Купить ГОСТ Р 58122-2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Определяет связь между электромобилями (EV), включая электромобиль на аккумуляторных источниках питания и гибридный автомобиль с подзарядкой от электросети, и оборудованием электроснабжения электромобиля (EVSE). Поскольку частями этой системы связи являются контроллер связи электромобиля (EVCC) и контроллер связи оборудования электроснабжения (SECC), то в стандарте описывается взаимодействие (связь) между этими компонентами. Хотя в стандарте основное внимание уделяется зарядке электромобилей, он может относиться и к другим транспортным средствам. Стандарт разъясняет термины, определения и общие требования, а также случаи использования в качестве основы для других частей стандарта. В стандарте дается общий обзор и общее понимание аспектов, влияющих на процесс зарядки, на порядок осуществления оплаты и выравнивания нагрузки. В стандарте не рассматривается внутренняя связь между аккумуляторной батареей и зарядным оборудованием в ТС, а также взаимодействие SECC с другими поставщиками электроэнергии или оборудованием (за исключением некоторых сообщений, относящихся к процессу подзарядки). Все соединения, осуществляемые в обход SECC, а также способ обмена сообщениями не входят в область применения, и считаются особыми случаями использования.

 Скачать PDF

Содержит требования ISO 15118-1:2013

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Требования

     5.1 Концепция осуществления связи

     5.2 Общие факторы

     5.3 Требования, специфические для пользователя

     5.4 Требования, относящиеся к производителям оборудования

     5.5 Требования к функциональности

6 Продавцы электроэнергии

     6.1 Общие положения

7 Элементы сценария использования

     7.1 Общие положения

     7.2 Начало процесса зарядки [A]

     7.3 Установление связи [B]

     7.4 Обработка сертификата [C]

     7.5 Идентификация и авторизация [D]

     7.6 Постановка целей и составление графика зарядки [E]

     7.7 Контроль зарядки и повторное составление графика [F]

     7.8 Дополнительные услуги [G]

     7.9 Окончание процесса зарядки [H]

Приложение A (справочное) Архитектура инфраструктуры зарядки

Приложение B (справочное) Безопасность

Приложение C (справочное) Примеры зарядки, полученные на основе сценариев использования .

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочного национального стандарта международному стандарту, использованному в качестве ссылочного в примененном международном стандарте

Библиография

 
Дата введения01.06.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

02.10.2018УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии687-ст
РазработанФГУП НАМИ
ИзданСтандартинформ2018 г.

Road vehicles. Vehicle to grid communication interface. Part 1. General information and use-case definition

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

58122-

2018

(ИСО15118-1:2013)

ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ

Интерфейс связи автомобиль — электрическая сеть

Часть 1

Общая информация и определение случаев использования

(ISO 15118-1:2013, MOD)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2018

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 октября 2018 г. № 687-ст

4    Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту ИС015118-1:2013 «Транспорт дорожный. Интерфейс связи автомобиль — электрическая сеть. Часть 1. Общая информация и определение случаев использования» (ISO 15118-1:2013 «Road vehicles — Vehicle to grid communication interface — Part 1: General information and use-case definition». MOD) путем изменения разделов «Нормативные ссылки» и «Библиография», внесения отдельных фраз и слов, которые выделены в тексте курсивом.

Ссылка на международный стандарт заменена ссылкой на национальный стандарт Российской Федерации.

Сведения о соответствии ссылочного национального стандарта Российской Федерации международному стандарту, использованному в качестве ссылочного в примененном международном стандарте. приведены в дополнительном приложении ДА

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© ISO, 2013 — Все права сохраняются ©Стандартинформ, оформление. 2018

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

3.49    режим semi online (semi online): Состояние, при котором SECC либо любое другое устройство могут быть подключены к глобальной сети, но при этом нет строгой необходимости в обязательном их подключении.

3.50    формуляр об услугах; SDR (service detail record): Пакет данных о зарядке или услуге по текущей сессии, включая всю информацию, необходимую электромобильному оператору для выставления счетов или информирования участника сессии зарядки.

Примечание — Некоторые данные могут поступать из EVSE Некоторые данные исходно принадлежат платформе Clearing House электромобильного оператора Некоторые данные могут быть подготовлены на платформе Cleanng House электромобильного оператора Также это могут быть записи, которые следует отправить на платформу Clearing House электромобильного оператора для выставления счетов или предоставления информации потребителям

3.51    поставщик услуг (service provider): Косвенный участник заряда, предоставляющий клиентам услуги технического сервиса для оборудования зарядных станций.

Примечание —Для активации может быть использован идентификатор контракта

3.52    контроллер связи оборудования электроснабжения; SECC (supply equipment communication controller): Контроллер связи зарядного устройства, который осуществляет обмен информацией с одним или несколькими контроллерами электромобиля (EVCC) согласно требованиям ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2). Контроллер связи SECC способен взаимодействовать со всеми вовлеченными косвенными участниками заряда.

Примечание1 — Более подробная информация о возможных архитектурах приведена в приложении А

Примечание2 — SECC может объединять функции управления каналами ввода и вывода данных, шифрования данных, а также обмена данными с электромобилем

3.53    постановка целей (target setting): Функция, обеспечивающая предоставление пользователю следующей информации:

-    время отбытия:

-    количество энергии, необходимое для зарядки или доступное для разрядки;

-    график зарядки;

-    тип передачи электроэнергии.

3.54    условие запуска сценария (trigger): Событие, которое запускает или является условием для запуска сценария использования.

3.55    сценарий использования (use case): Описание поведения системы при ее отклике на входящие запросы.

Примечание 1 — В инженерных системах сценарий использования описывает, «кто» и «какие взаимодействия» может выполнять с данной системой Методика сценариев использования применяется для определения рекомендуемых сценариев поведения путем разбора потоков сценариев управления в соответствии с функциональными требованиями

Примечание 2 — В настоящем стандарте термин «сценарий зарядки» используется одновременно с термином «сценарий использования»

3.56    дополнительные услуги; VAS (value-added services): Компоненты, не обязательные для процесса простой зарядки электромобиля.

3.57    соединитель ТС (vehicle coupler): Средства, обеспечивающие ручное подключение гибкого кабеля к электромобилю с целью зарядки тяговых аккумуляторных батарей, состоящие из двух частей: штепсель зарядного устройства и ответная часть на автомобиле.

3.58    взаимодействие ТС с электросетью; V2G (vehicle to grid): Взаимодействие электромобиля с электросетью осуществляется с помощью штепсельного разъема. Взаимодействие включает в себя процессы зарядки, разрядки, а также передачу данных по интерфейсу двунаправленной связи.

Примечание — Первая часть настоящего определения взята из документа Рабочей группы V2G Domain Expert Working Group, SGIP, NIST.

3.59    пользователь TC (vehicle user): Физическое или юридическое лицо, использующее ТС и предоставляющее информацию о деталях использования ТС. что в свою очередь влияет на работу инфраструктуры зарядки.

Примечание — Вся предоставляемая информация, такая как пробег и возможное время постановки ТС на зарядку, необходима для создания наиболее приемлемого сценария зарядки (см приложение А)

4    Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:

BMS — система управления аккумуляторной батареей

DCH    — центр расчета спроса

ECU    — электронный блок управления

ЕЕМ    — счетчик электроэнергии

EIM — средства внешней идентификации

ЕМОСН — электромобильный оператор расчета потребления электроэнергии

ЕР    — поставщик электроэнергии

EV    — электромобиль

EVCC    — контроллер связи электромобиля

EVSE — оборудование электроснабжения электромобиля

FO    — оператор парка электромобилей

GW    — межсетевой шлюз

HAN — домашняя система учета электроэнергии

HLC — связь в соответствии с протоколом высокого уровня

HMI    — человеко-машинный интерфейс

LAN    — локальная система учета электроэнергии

МО    — оператор счетчика электроэнергии

OEM    — производитель оборудования

PLC    — коммуникационная сеть

РлС    — подключить и зарядить

PU    — терминал оплаты

PWM — широтно-импульсная модуляция

RCD — устройство защитного отключения

SDR —детализация услуг

SECC    — контроллер связи оборудования электроснабжения

USER    — пользователь ТС

VAS    — дополнительные услуги

V2G    — подключение ТС к электросети

5    Требования

5.1 Концепция осуществления связи

Требования настоящего стандарта формируют базовую основу для всех возможных сценариев использования и имеющих к ним отношение ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2]. Понятие коммуникации в контексте данного стандарта можно подразделить на две концепции: «передача базовых сигналов», а также связь по протоколу высокого уровня (High Level Communication). В настоящем стандарте и в ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) речь идет о связи в соответствии с протоколом высокого уровня. Связь в соответствии с протоколом высокого уровня используется для обеспечения таких операций, как идентификация. осуществление платежей, выравнивание нагрузки сети и оказание дополнительных услуг.

Взаимозависимость между этими двумя концепциями описана в стандартах ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2]. В контексте «базовой передачи сигналов» определены такие понятия, как состояние ТС. обслуживание системы управления для обеспечения безопасности и включения процесса зарядки (см. 3.25).

В случаях зарядки от сети переменного тока электромобиль (EV) сам контролирует процесс зарядки. В случае зарядки от сети постоянного тока контроль зарядки осуществляет зарядное устройство, расположенное в EVSE.

Обмен информацией с сетью на основе протокола высокого уровня происходит в случае, если EV и EVSE оборудованы устройствами связи, работающими с протоколом высокого уровня.

Будет рассмотрено несколько опций. Взаимодействие между EV и EVSE. обеспечивающее реализацию этих опций, описано в 7.3:

со стороны EVSE:

-    EVSE не поддерживает связь в соответствии с протоколом высокого уровня;

-    EVSE поддерживает связь в соответствии с протоколом высокого уровня;

-    EVSE необходима связь в соответствии с протоколом высокого уровня;

со стороны EV:

-    EV не имеет никаких средств осуществления связи в соответствии с протоколом высокого уровня;

-    EV поддерживает связь в соответствии с протоколом высокого уровня.

-    EV необходима связь в соответствии с протоколом высокого уровня.

Существуют комбинации, для которых необходимо учитывать время ожидания по причине первоначального несоответствия коммуникационных возможностей. Продолжительность указанного времени ожидания не должна превышать паузы, приемлемой для пользователя. Определение времени ожидания дается в ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2]

5.2    Общие факторы

Изложенные ниже общие требования формируют основу для определения элементов сценариев использования, которые описаны в разделе 7:

-    механизмы, которые определены в [2). используются для привязки каждого контроллера связи электромобиля (EVCC) к соответствующему контроллеру связи оборудования электроснабжения (SECC);

-    обмен некоторыми данными между электромобилем и косвенным участником заряда является конфиденциальным. При обмене данными используется соответствующее шифрование;

-    передаваемые данные защищаются от изменения или несанкционированного копирования (взлома);

-    электроэнергия, предоставляемая оператором станции зарядки, измеряется с помощью EVSE (если требуется отдельное формирование счетов для оплаты) или учитывается как доля общего энергопотребления.

Принципы формирования счетов, например на почасовой основе, определяются электромобильным оператором и вклющются в соглашение (основанное на договоре) между оператором и покупателем.

Примечание 1—В ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) описаны сценарии угроз безопасности, для противодействия которым вводятся меры защиты (см приложение В)

Примечание 2 — Часть оплаты за электроэнергию также может быть включена в другие счета (например, в оплату за парковку).

Примечание 3 — Национальное законодательство предусматривает использование сертифицированного счетчика для измерения предоставляемой электроэнергии в кВт/ч

Примечание 4 — Отсутствует прямая связь между EVCC и интеллектуальным счетчиком, который определен в настоящем стандарте Полученными со счетчика данными будут обмениваться EVCC и SECC в зависимости от сценария использования В настоящем стандарте связь между SECC и интеллектуальным счетчиком не рассматривается

5.3    Требования, специфические для пользователя

5.3.1 Безотказность, готовность, обработка ошибок и сообщение об ошибках

Зарядка:

-    заканчивается к определенному моменту времени;

-    в исключительных случаях, а именно, при несоблюдении графика зарядки; в случае если электромобиль не может быть заряжен к заявленному моменту времени, то в максимально короткие сроки должна быть запущена специальная процедура информирования пользователя об ошибке (см. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2)).

В процессе согласования графика зарядки из-за необходимости выравнивания загрузки электрической сети протокол должен включать в том числе инструменты оповещения о том. могут ли быть выполнены параметры целевых установок или нет.

В случае если указанный график зарядки не может быть выполнен, то должна быть повторно запущена процедура согласования графика зарядки, содержащего альтернативные варианты.

Производители электромобилей или электромобильные операторы могут выбрать подходящие способы информирования клиентов о непредвиденных отклонениях от графика зарядки.

Любые ошибки должны быть обнаружены и зафиксированы оборудованием электроснабжения электромобиля или электромобилем. Обработка ошибок выполняется в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2), [2] и ГОСТ Р МЭК 61851-1.

5.3.2 Соблюдение конфиденциальности

Частная информация и данные пользователя должны быть доступны для прочтения только адресатам. которым они предназначены.

Частная информация передается только при необходимости.

5.4    Требования, относящиеся к производителям оборудования

График зарядки рассчитывается косвенным участником заряда с помощью оборудования электроснабжения электромобиля или электромобилем на основе информации от пользователя, зарядной установки и электросети Полученная информация передается в сеть с целью обеспечения планирования зарядки других электромобилей.

При необходимости контроллер связи электромобиля и контроллер связи оборудования электроснабжения обеспечивают возможность адаптации графика зарядки в отношении любой из сторон.

Примечание 1 — График зарядки условно можно разделить на следующие фазы перенос момента начала зарядки, прерывание процесса зарядки и выполнение зарядки.

Примечание 2 — Электрические или физические ограничения оборудования электроснабжения электромобиля и электропроводки имеют более высокую приоритетность, чем запрашиваемый график зарядки

Для хранения сертификатов или другой относящейся к пользователю/покупателю информации касательно процесса зарядки должны быть выполнены следующие требования (см. дополнительную информацию в приложении В):

a)    следует обеспечить в течение всего жизненного цикла электромобиля возможность изменять информацию о покупателе при следующих обстоятельствах:

-    при производстве электромобилей;

-    при поставке электромобиля покупателю и начале эксплуатации электромобиля;

-    при изменении покупателем контракта на получение электроэнергии;

-    при истечении срока действия сертификата;

-    при замене в ремонтной мастерской контроллера связи или компонента, хранящего данные пользователя/покупателя электромобиля;

-    при утилизации ТС;

-    в случае кражи ТС;

b)    следующие требования и граничные условия должны выполняться для любого типа данных, связанных с пользователем:

-    ограниченная возможность хранения и обработки данных электронным блоком управления, которые относятся к электромобилю или к сертификатам;

-    поскольку электромобиль может быть изготовлен за несколько месяцев до его поставки покупателю. то никаких данных о будущем покупателе, а также контракте не может быть записано на стадии производства;

-    установка сертификата, предусмотренного производителем, может быть выполнена в момент изготовления;

-    электромобиль может эксплуатироваться более 20 лет;

-    необходимо обеспечить возможность техобслуживания электромобиля в независимых ремонтных мастерских.

5.5    Требования к функциональности

5.5.1 Ограничение мощности для контроля сети или для локального контроля энергии

SECC информирует EVCC о максимальной имеющейся мощности с целью оптимизации потребления энергии локальной сетью. EVCC должен информировать SECC об уровне максимально допустимой мощности заряда.

Ю

Поддержка электромобилем по настоящему стандарту. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2] не должна мешать передаче базовых сигналов в случае, если зарядная установка не поддерживает связь в соответствии с протоколом высокого уровня (см. подробную информацию в таблице 2).

Примечание — Для оптимального использования сети EVCC может предоставлять информацию о необходимом обьеме электроэнергии и наличии свободного времени на заряд Эта информация позволяет планировать оптимальный график зарядки, а также возможность повторного планирования

5.5.2    Ограничение нагрузки с целью защиты EVSE

Максимальный ток заряда для EVSE не должен превышать установленных значений для зарядного устройства, а также ограничений поставщика электроэнергии и допустимого значения для зарядного кабеля.

SECC сообщает EVCC максимально допустимый ток. которым может быть заряжен электромобиль на данный момент. Его значение должно соответствовать току, который может быть обеспечен при условии отсутствия перегрузки зарядного оборудования.

Если зарядный ток превышает установленный лимит, то EVSE должно прервать процесс зарядки с использованием стандартных процедур, предусмотренных ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2). а в случае возникновения аварийной ситуации — с помощью процедуры оповещения соответствующим сигнальным оборудованием.

5.5.3    Санкционирование услуг по зарядке

EVSE идентифицирует себя на электромобиле и выполняет контроль возможности начала зарядки. Как правило. EVSE должно позволять осуществить заряд в случае, если пользователь ТС имеет возможность оплаты электроэнергии. Для этой цели EVCC предоставляет контрактный сертификат, либо пользователь предоставляет кредитную/дебетовую карту или кладет на депозит наличную сумму посредством EVSE.

В случае санкционирования сертификатом процесса зарядки протокол разрешает обмен информацией. имеющей отношение к контракту, между контроллерами EVCC и SECC.

При каждом соединении ТС и EVSE происходит процедура валидации на доступ к информации о контракте. Процедура завершается разрешением на доступ или запретом доступа. Также, при необходимости. доступ может предоставить пользователь. Это должно выполняться, чтобы предотвратить несанкционированное использование оборудования.

Если пользователь ТС представляет в EVSE информацию о платеже, то обмена информацией не происходит.

Примеры — информация о парковке (стоимость включается в сбор за парковку), средство внешней идентификации (EIM), дебетовая/кредитная карта, наличная оплата, мобильная платежная система.

5.5.4    Модернизация

Для того чтобы модернизировать существующие EVSE посредством добавления какого-либо компонента. должны быть определены системы связи, поддерживающие протокол высокого уровня, которые делают возможной модернизацию существующей инфраструктуры в соответствии с требованиями настоящего стандарта. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2].

Кроме того, в случае если новый компонент в полной мере не интегрируется с существующими компонентами EVSE (отдельная архитектура Control Pilot /SECC). то SECC заново должен узнать и установить физические ограничения для EVSE.

6 Продавцы электроэнергии

6.1 Общие положения

На рисунке 1 представлены все непосредственные и косвенные участники заряда, а также их функции по запуску процедуры. Перечисленные участники могут быть прямо или косвенно вовлечены в процесс зарядки, указанный 8 настоящем стандарте. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2]. В разделе 7 описание элементов сценария использования объединит, где это применимо, этих участников и функции.

Первичные продавцы электроэнергии

Вторичные продавцы электроэнергии

Электромобиль


/Оборудование^

электроснабжения

электромобиля


Связной

ИХфОПЛОр

электромобиля


ISOrtCC

16118


Связной контрол пор оборудования электромобиля


Звркдмов 1

усройсчю J


ЭБУ


Счетчи*

злектро-


Коитапор


Ппаткахв

устройство


)(


Мвиамный

интерфейс


Платформе Омлпд Ноте электромобиля оператора

'

Платформа иоимодействия Demand Clearing Ноте

f-

Производитель

оборудования

Оператор парке ТС

Эгектромобильмый

оператор

Оператор

ресгредв/ы’впьной

системы

Оператор

учета

электроэнергии

Провайдер

электроэнергии


ПаЛЫОввтвТЪЧ.

ТС


Рисунок 1 — Общий обзор и примеры участников в общем сценарии


Непосредственные участники заряда электроэнергии напрямую участвуют в процессе зарядки. Обмен информацией между EVCC и SECC определяется всеми уровнями эталонной модели взаимодействия открытых систем (OSI) в соответствии с [8].

Пользователь ТС играет важную роль в процессе зарядки электромобиля, поскольку непосредственно использует зарядную инфраструктуру. В связи с этим важно понимать порядок взаимодействия между системой зарядки и пользователем ТС. Тем не менее настоящий стандарт не устанавливает требования к пользователю с точки зрения его поведения или последовательности производимых им манипуляций. Всякий раз при использовании термина «пользователь ТС» в качестве объекта применения требований, термин несет рекомендательный смысл, а именно — что мог бы делать пользователь ТС в рассматриваемой ситуации. При этом данный термин не определяет конкретное поведение пользователя ТС. Хотя настоящий стандарт не приводит протокол взаимодействия между непосредственными и косвенными участниками заряда, однако в ГОСТР 58123 (ИСО 15118-2) существуют указания, которые включают элементы обмена данными между участниками.

Примечание! — Косвенные участники заряда могут быть вовлечены в процесс зарядки, поскольку они предоставляют информацию для EVCC, которая необходима для процесса зарядки В зависимости от сценария использования они могут участвовать в процессе зарядки, хотя их отношения не описаны в настоящем стандарте, ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2] С учетом характеристик, специфичных для разных стран, предоставление информации для SECC может быть сделано централизованными участниками заряда, такими как финансовый оператор и DHC, а также оператором учета электроэнергии или непосредственно косвенными участниками заряда, т. е поставщиком электроэнергии или оператором системы ее распределения

Примечание2 — Не все непосредственные участники заряда электроэнергии обязательно расположены рядом с EVSE


7 Элементы сценария использования

7.1 Общие положения

В данном разделе дается классификация элементарных случаев использования системы связи между EVCC и SECC. Взаимодействие с целью выполнения сценариев использования определено в ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2]. Если ни электромобиль, ни EVSE не имеют устройства связи в соответствии с протоколом высокого уровня, то используется передача базовых сигналов.

12


Процесс зарядки разбит на восемь функциональных групп с целью дальнейшего разделения процесса на элементарные сценарии использования (см. рисунок 2) Для каждой группы имеется несколько элементарных сценариев использования. Каждый сценарий использования должен представлять собой комбинацию из элементарных сценариев использования (см. приложение С).

Все возможные сценарии элементарного использования (см. таблицу 1) указаны ниже:

a)    начало процесса зарядки: инициирование начала процесса между ТС и EVSE после физического подключения ТС к силовой розетке. Инициирование устанавливает основу для дальнейшего процесса зарядки, например наличие PWM, связи в соответствии с протоколом высокого уровня и т.п.;

b)    установление связи: устанавливает связь и соответствующее соединение между EVCC и SECC;

c)    обработка сертификатов: все. что относится к сертификатам;

d)    идентификация и авторизация: методы идентификации и санкционирования:

e)    целевая установка и составление графика зарядки: передача информации от электромобиля, от SECC и косвенного участника заряда для начала процесса зарядки, а также сама зарядка;

f)    контроль и повторное планирование зарядки: этапы процесса зарядки;

д) дополнительные услуги: элементы, которые непосредственно не требуются для зарядки электромобилей;

h) процесс окончания зарядки: условия для передачи сигналов об окончании процесса зарядки.

Существуют различные вариации внедрения сценариев использования в зависимости от EVSE. электромобиля или бизнес-модели, используемой для процесса зарядки. Рисунок 2 дает представление обо всех элементах сценариев использования, сгруппированных по функциям. Примеры даны в приложении С.

Примечание — Группы не указывают на порядок, в котором будут внедряться элементы, а также какие элементы обязательные, а какие —дополнительные

F

Начало зарядки

1 в

Установление связи

1 =

Обработка сертификата

Г

Идентификация, аутентификация и авторизация

I-

Постановка целей и составление графика зарядки

1'

Контроль зарядки и повторное составление графика

Дополнительные услуги

LlJ

Окончание зарядки

Рисунок 2 — Функциональные группы элементов сценариев использования

Таблица 1 — Общий обзор элементов сценария использования

Наименование/группирование элементов сценария использования

А1

Начало процесса зарядки с принудительной связью в соответствии с протоколом высокого уровня

А2

Начало процесса зарядки с действующими одновременно требованиями ГОСТ Р МЭК 61851-1 и связью в соответствии с протоколом высокого уровня

Окончание таблицы 1

Наименование группирование элементов сценария использования

В1

Установление связи между EVCC/SECC

С1

Обновление сертификата

С2

Установка сертификата

D1

Санкционирование использования сертификатов контракта, выполненных в EVSE

D2

Санкционирование использования сертификатов контракта, выполненных с помощью косвенного участника заряда электроэнергии

D3

Санкционирование в EVSE с использованием внешних учетных данных, выполненных в EVSE

D4

Санкционирование в EVSE с использованием внешних учетных данных, выполненных с помощью косвенного участника заряда электроэнергии

Е1

Зарядка от сети переменного тока с выравниванием нагрузки в соответствии с протоколом высокого уровня

Е2

Оптимизированная зарядка с составлением графика для косвенного участника заряда электроэнергии

ЕЗ

Оптимизированная зарядка с планированием в электромобиле

Е4

Зарядка от сети постоянного тока с выравниванием нагрузки в соответствии с протоколом высокого уровня

Е5

Возобновление санкционированного графика зарядки

F0

Контур зарядки

F1

Контур зарядки с обменом информации об измерении

F2

Контур зарядки с прерыванием от SECC

F3

Контур зарядки с прерыванием от EVCC или пользователя ТС

F4

Компенсация реактивной мощности

F5

Взаимодействие ТС с сетью

G1

Дополнительные услуги

G2

Информация о зарядке

Н1

Окончание процесса зарядки

7.2 Начало процесса зарядки [А]

Существуют два, приведенных ниже, варианта, когда EVSE поддерживает связь в соответствии с протоколом высокого уровня:

- А1) для EVSE необходима связь высокого уровня, тогда PWM сигнал на уровне 5% (в соответствии с ГОСТ Р МЭК 61851-1). EVSE не разрешает подать питание, так как ТС не поддерживает связь высокого уровня;

-А2) связь по протоколу высокого уровня является необязательной, EVSE будет обеспечивать электроснабжение даже тех электромобилей, которые не поддерживают связь в соответствии с протоколом высокого уровня.

Различные комбинации EVSE и электромобиля, которые поддерживают или не поддерживают связь в соответствии с протоколом высокого уровня, а также то, как эти варианты обрабатываются, показаны в таблице 2.

Таблица 2 — Комбинации возможностей обмена данными между электромобилем и EVSE

EV по настоящему стандарту, ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2] не реализуется

EV по настоящему стандарту. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и /2/ реализуется, но не требуется

EV по настоящему стандарту. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и (2) реализуется и требуется

EVSE по настоящему стандарту, ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и 12) не реализуется

Зарядка в соответствии с передачей базовых сигналов — не входит в объем настоящего стандарта, ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2]

Граничное условие сбоя элемента сценария использования А1/А2 на стороне электромобиля Не установлена связь в соответствии с протоколом высокого уровня Зарядка в соответствии с передачей базовых сигналов — не входит в объем настоящего стандарта, ГОСТ Р 58123 (ИСО 151182) и [2J

Зарядка невозможна

Окончание таблицы 2

EV по настоящему стандарту. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и (2) не реализуется

EV по настоящему стандарту. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2] реализуется, но не требуется

EV по настоящему стандарту. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и (2) реализуется и требуется

EVSE по настоящему стандарту. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2] реализуется, но не требуется

Граничное условие сбоя элемента сценария использования А1/А2 на стороне EVSE Не установлена связь в соответствии с протоколом высокого уровня Зарядка в соответствии с передачей базовых сигналов — не входит в объем настоящего стандарта. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2]

См. элемент сценария использования А1/А2

См элемент сценария использования А1

EVSE по настоящему стандарту. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2] реализуется и требуется

Граничное условие сбоя элемента сценария использования А1 на стороне EVSE Зарядка невозможна

См. элемент сценария использования А1

См элемент сценария использования А1

Примечание1 — Не реализовано = функциональность отсутствует

Реализовано, не требуется = функциональность присутствует, применение задействуется, если ответная часть также обладает реализованной функциональностью

Реализовано, требуется = функциональность присутствует, применение обеспечено принудительно Если функциональность отсутствует у ответной части, то зарядка невозможна

Примечание 2 — Последовательные диаграммы о потоке сообщений и взаимодействии описаны в ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) Временная диаграмма о взаимодействии между настоящим стандартом, ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и ГОСТ Р МЭК 61851-1 описана в (2)

7.2.1 Начало процесса зарядки с принудительной связью по протоколу высокого уровня (таблица 3)

Таблица 3 — Начало процесса зарядки с принудительной связью по протоколу высокого уровня

Тип

Описание

1 Наименование элемента сценария использования

Начало AC/DC зарядки с принудительной связью в соответствии с протоколом высокого уровня (настоящий стандарт, ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2] в соответствии с требованиями ГОСТ Р МЭК 61851-1

2 Идентификатор элемента сценария использования

А1

3 Цели

Установление связи в соответствии с протоколом высокого уровня

4 Описание

Данный сценарий использования охватывает начальную передачу сигналов PWM (ГОСТ Р МЭК 61851-1) or EVSE с 5 % рабочим циклом, чтобы установить связь в соответствии с протоколом высокого уровня и зарядку уровня 3/уровня 4

Задействованы следующие первичные элементы электромобиль, EVSE, EVCC и SECC.

Описание сценария

-    соединить кабель между электромобилем и EVSE.

-    EVSE показывает рабочий режим PWM;

-    электромобиль обрабатывает рабочий режим PWM;

-    EVCC и SECC устанавливают связь на физическом уровне и уровне передачи данных (подробная последовательность указана в [2]);

-    устанавливается связь (сценарий использования функциональной группы В)

Окончание таблицы 3

Тип

Описание

5 Предварительные требования

Электромобиль физически подклкчен к EVSE.

Электромобилю и EVSE необходима функция управления и передача базовых сигналов в соответствии с ГОСТ Р МЭК 61851-1

Электромобиль и EVSE имеют устройство связи в соответствии с протоколом высокого уровня с учетом требований ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2]

6 Требования

Успешная настройка связи в соответствии с протоколом высокого уровня на уровне передачи данных

Период процесса инициирования должен соответствовать (2).

Условия автоматического запуска процедуры - для EVSE электромобиль правильно подключен к EVSE;

-для электромобиля наличие подключения и требуемого рабочего цикла PWM. который показывает связь в соответствии с протоколом высокого уровня ГОСТ Р МЭК 61851-1

7 Граничные условия

Условия выполнения

-    успешная настройка связи HLC на уровне передачи данных Граничные условия сбоя:

-    не установлена связь HLC на уровне передачи данных или сбой сигнала PWM;

-    отсутствует правильная инициализация SECC и EVCC Увеличенный период ожидания в процессе привязки

7.2.2 Начало процесса зарядки с одновременным выполнением требований ГОСТ Р МЭК 61851-1 и связью в соответствии с протоколом высокого уровня (таблица 4)

Таблица 4 — Начало процесса зарядки с одновременным выполнением требований ГОСТ Р МЭК 61851-1 и связью в соответствии с протоколом высокого уровня (HLC)

Тип

Описание

1 Наименование элемента сценария использования

Начало процесса зарядки с одновременным выполнением требований ГОСТ Р МЭК 61851-1 и связью в соответствии с протоколом высокого уровня

2 Идентификатор элемента сценария использования

А2

3 Цели

Установление связи в соответствии с HLC одновременно с режимом заряда 3 в соответствии с ГОСТ Р МЭК 61851-1

4 Описание

Этот сценарий использования характеризуется начальной передачей базовых сигналов (ГОСТ Р МЭК 61851-1) от EVSE, связью в соответствии с HVL и работает одновременно с режимом зарядки 3

Примечание — Оператор зарядной установки может предложить решение по снижению скорости передачи данных, если связь в соответствии с протоколом высокого уровня дает сбой из-за выдачи разрешения на зарядку в соответствии с ГОСТ Р МЭК 61851-1.

Задействованы следующие первичные элементы EV. EVSE, EVCC, SECC

Описание сценария

-    соединить кабель между электромобилем и оборудованием EVSE,

-    EVSE устанавливает рабочий цикл в диапазоне от 10 % до 96 % (это указывает, что связь в соответствии с протоколом высокого уровня не требуется).

-    электромобиль обрабатывает рабочий цикл PWM, который находится в диапазоне от 9 % до 97 %;

-    EVCC и SECC устанавливают связь на физическом уровне и уровне передачи данных (подробная последовательность указана в [2).

-происходит установление связи (сценарий использования — функциональная группа В)

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Обозначения и сокращения............................................................8

5    Требования .........................................................................8

5.1    Концепция осуществления связи....................................................8

5.2    Общие факторы..................................................................9

5.3    Требования, специфические для    пользователя.........................................9

5.4    Требования, относящиеся к производителям оборудования.............................10

5.5    Требования к функциональности...................................................10

6    Продавцы электроэнергии............................................................11

6.1    Общие положения...............................................................11

7    Элементы сценария использования.....................................................12

7.1    Общие положения...............................................................12

7.2    Начало процесса зарядки (А] ......................................................14

7.3    Установление связи [В]...........................................................17

7.4    Обработка сертификата [С] .......................................................18

7.5    Идентификация и авторизация    [DJ..................................................20

7.6    Постановка целей и составление    графика зарядки [Е] .................................25

7.7    Контроль зарядки и повторное составление графика (F)................................30

7.8    Дополнительные услуги (G)........................................................35

7.9    Окончание процесса зарядки (Н)    ...................................................37

Приложение А (справочное) Архитектура инфраструктуры зарядки............................38

Приложение В (справочное) Безопасность................................................49

Приложение С (справочное) Примеры зарядки, полученные на основе сценариев использования . .54 Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочного национального стандарта

международному стандарту, использованному в качестве ссылочного

в примененном международном стандарте..................................59

Библиография........................................................................60

Окончание таблицы 4

Тип

Описание

5 Предварительные требования

Электромобиль физически подключен к EVSE Электромобилю и EVSE необходима передача базовых сигналов Электромобиль и EVSE имеют устройство связи в соответствии с HVL с учетом требований ГОСТ Р 58123 (ИСО 15116-2) и [2]

6 Требования

Успешная настройка связи в соответствии с HVL на уровне передачи данных Период инициирования должен соответствовать [2]

Условия автоматического запуска процедуры:

-для EVSE электромобиль правильно подключен к EVSE;

-для электромобиля штепсельный разъем должен соответствовать требованиям ГОСТ Р МЭК 61651-1

7 Граничные условия

Условия выполнения

-    успешная настройка связи в соответствии с HVL на уровне передачи данных. Граничные условия сбоя

-    не установлена связь в соответствии с HVL на уровне передачи данных.

-    сбой сигнала PWM,

-    отсутствует инициализация SECC и EVCC Увеличенный период ожидания в процессе привязки

7.3 Установление связи [В]

7.3.1 Установление связи EVCC/SECC (таблица 5)

Таблица 5 — Установление связи EVCC/SECC

Тип

Описание

1 Наименование элемента сценария использования

Установление связи EVCC/SECC

2 Идентификатор элемента сценария использования

81

3 Цели

Цель данного сценария использования — это установление связи между EVCC и SECC. а также правильная инициализация

4 Описание

Отсутствует обмен информацией между EVCC и SECC на уровне применения Задействованы следующие первичные элементы EVCC, SECC.

5 Предварительные требования

Процесс подключения в соответствии со сценарием использования А1 или А2 прошел успешно

6 Требования

SECC и EVCC должны иметь возможность обмена информацией EVCC обменивается информацией с SECC по протоколу, описанному в ГОСТ Р 56123 (ИСО 15116-2) Период установления связи должен соответствовать требованию ГОСТ Р 58123 (ИСО 15116-2) EVCC и SECC обмениваются информацией о текущей версии протокола по ГОСТ Р 58123 (ИСО 15116-2) и используют самую последнюю версию общего протокола

7 Граничные условия

Условия выполнения

-    SECC и EVCC подключены надлежащим образом, т е EVCC способен посылать первый запрос в SECC на уровне применения в соответствии с согласованной версией протокола ГОСТ Р 58123 (ИСО 15116-2)

Граничные условия сбоя

-    сбой передачи версии протокола ГОСТ Р 56123 (ИСО 15116-2)

Введение

Международная организация по стандартизации (ИСО) объединяет национальные организации по стандартизации — участников ИСО (комитет — член ИСО). Разработка международных стандартов осуществляется, как правило, техническими комитетами ИСО. Каждый комитет — член ИСО. заинтересованный в участии в проектах по определенной тематике, для которой был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации, правительственные и неправительственные, связанные с ИСО, также принимают участие в работе объединения. ИСО непосредственно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехнических изделий.

Методики, использованные для разработки настоящего стандарта и для его дальнейшего применения. содержатся в директивах ИСО/МЭК. часть 1. В частности, следует отметить различные критерии. используемые для утверждения разных типов документов ИСО. Настоящий стандарт составлен в соответствии с редакторскими правилами части 2 директив ИСО/МЭК (www.iso.orQ/directives).

Следует иметь в виду, что некоторые положения настоящего стандарта могут быть объектом патентных прав. ИСО не будет нести ответственность за идентификацию какого-либо одного или всех патентных прав. Детали любого патентного права, выявленного при разработке стандарта, должны находиться в введении и/или в перечне полученных патентных заявок ИСО (www.iso.orQ/patentsV

Любое фирменное наименование, используемое в настоящем стандарте, является информацией для удобства пользователей и не означает его одобрения.

Толкование значения специфических терминов ИСО и выражений, относящихся к оценке соответствия. а также информация о строгом соблюдении ИСО принципов Всемирной торговой организации (ВТО) в отношении технических барьеров в торговле (ТБТ) содержатся в URL-адресе: www.iso.org/foreword.html.

Настоящий стандарт разработан при сотрудничестве с Техническим комитетом МЭК ТС 69 «Электрические транспортные средства и электрические промышленные грузовые дорожно-транспортные средства».

ИСО 15118 под общим названием «Транспорт дорожный. Интерфейс связи автомобиль — электрическая сеть» состоит из следующих частей:

-    Часть 1. Общая информация и определение случаев использования:

-    Часть 2. Требования к протоколу сетевого и прикладного уровней;

-    Часть 3. Требования к физическому уровню и уровню передачи данных.

Следующие части находятся в процессе подготовки:

-    Часть 4. Тест на соответствие протоколов сетевого и прикладного уровней;

-    Часть 5. Тест на соответствие физического уровня и уровня передачи данных.

Продолжающийся энергетический кризис, а также необходимость снижения выброса загрязняющих веществ, оказывающих влияние на парниковый эффект, заставили производителей предпринять серьезные усилия по снижению энергопотребления выпускаемых транспортных средств. В настоящее время производители заняты разработкой транспортных средств, передвигающихся частично или полностью на электрической тяге. Такие транспортные средства уменьшат зависимость транспорта от ископаемых источников энергии, улучшат глобальную энергоэффективность экономики и уменьшат выброс в атмосферу двуокиси углерода от дорожного транспорта в случае, если электроэнергия будет получена из возобновляемых источников. С целью заряда аккумуляторных батарей, установленных на борту подобных транспортных средств, потребуются специальные инфраструктурные объекты.

Большая часть работы по стандартизации, которая относится к размерам и спецификации электрического оснащения инфраструктурных объектов зарядных станций, а также интерфейсам транспортных средств, уже реализована в соответствующих стандартах или группах МЭК. Однако вопрос, касающийся передачи информации от транспортного средства на местный объект и в сеть, пока не проработан на достаточном уровне.

Такая связь дает преимущества для оптимизации энергоресурсов сети и системы выработки электроэнергии. Это объясняется возможностью подзаряжать транспортные средства в оптимальный, с точки зрения энергосбережения, промежуток времени. Необходимо также разработать эффективную и удобную систему оплаты. Необходимый канал связи может использоваться в будущем для стабилизации электрической сети, а также для предоставления дополнительных информационных услуг, которые нужны для эффективной эксплуатации электромобилей.

ГОСТ P 58122—2018 (ИСО 15118-1:2013)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ

Интерфейс связи автомобиль — электрическая сеть Часть 1

Общая информация и определение случаев использования

Road vehicles Vehicle to grid communication interface Part 1 General information and use-case definition

Дата введения — 2019—06—01

1    Область применения

Настоящий стандарт определяет связь между электромобилями (EV). включая электромобиль на аккумуляторных источниках питания и гибридный автомобиль с подзарядкой от электросети, и оборудованием электроснабжения электромобиля (EVSE). Поскольку частями этой системы связи являются контроллер связи электромобиля (EVCC) и контроллер связи оборудования электроснабжения (SECC). то в стандарте описывается взаимодействие (связь) между этими компонентами. Хотя в стандарте основное внимание уделяется зарядке электромобилей, он может относиться и к другим транспортным средствам (далее — ТС).

Стандарт разъясняет термины, определения и общие требования, а также случаи использования в качестве основы для других частей стандарта. В настоящем стандарте дается общий обзор и общее понимание аспектов, влияющих на процесс зарядки, на порядок осуществления оплаты и выравнивания нагрузки.

В стандарте не рассматривается внутренняя связь между аккумуляторной батареей и зарядным оборудованием в ТС. а также взаимодействие SECC с другими поставщиками электроэнергии или оборудованием (за исключением некоторых сообщений, относящихся к процессу подзарядки). Все соединения. осуществляемые в обход SECC, а также способ обмена сообщениями не входят в область применения и считаются особыми случаями использования.

Примечание 1 — Электрические дорожно-транспортные средства относятся к ТС категорий М (используемые для перевозки пассажиров) и N (используемые для перевозки грузов) (для сравнения с ЕСЕЯР ANS/WP. 29/78 ev.2) Это не препятствует ТС других категорий попадать под требования стандарта

Примечание2 — Настоящий стандарт предназначен для обработки набора сообщений ГОСТ Р 58123 (ISO 15118-2 2014) Отсутствие какого-либо конкретного сценария использования в настоящем стандарте не подразумевает, что его не нужно использовать применительно к другим необходимым сообщениям

ПримечаниеЗ — Настоящий стандарт и ГОСТ Р 58123 (ISO 15118-2 2014) применяются независимо от используемой среды передачи данных Однако эта серия стандартов выпущена для согласования уровней передачи данных, указанных в соответствующих стандартах данной серии

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р МЭК 61851-1-2013 Система токопроводящей зарядки электромобилей. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р 58123-2018 (ISO 15118-2:2014) Транспорт дорожный. Интерфейс связи автомобиль — электрическая сеть. Часть 2. Требования к протоколу сетевого и прикладного уровней

Издание официальное

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по [1]:

3.1    участник (actor): Субъект, объект, организация или техническая система, напрямую или косвенно взаимодействующие с зарядной инфраструктурой.

3.2    количество электроэнергии для зарядки (amount of energy for charging): Количество электроэнергии. необходимое для обеспечения 100 %-ной степени заряда аккумуляторной батареи.

Примечание — Может включать количество электроэнергии, потребляемой электромобилем для других функций помимо зарядки аккумуляторной батареи

3.3    аутентификация (authentication): Процедура взаимодействия между EVCC и SECC либо между пользователем ТС (USER) и EVSE или косвенным участником заряда (SA). позволяющая убедиться в том. что предоставленная информация (см. идентификация) корректна, достоверна или относится к EVCC. USER или SECC.

3 4 санкционирование/авторизация (authorization): Процедура, которая позволяет EVSE проверить наличие разрешения на зарядку электромобиля.

3.5    передача базовых сигналов (basic signalling): Физическая передача сигналов в соответствии с функцией управления, описанной в ГОСТ Р МЭК 61851-1 (приложение А).

3.6    система управления аккумуляторной батареей; BMS (battery management system): Электронное устройство, контролирующее или управляющее электрическими характеристиками и тепловыми функциями системы аккумуляторных батарей и обеспечивающее взаимодействие между системой аккумуляторных батарей и другими устройствами ТС.

3.7    сертификат (certificate): Электронный документ, использующий цифровую сигнатуру с целью идентификации общего ключа.

Примечание — Настоящий стандарт, ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2] описывают несколько сертификатов. используемых для различных целей (например, контрактный сертификат, включая идентификатор контракта). а также сертификаты производителя оборудования

3.8    зарядное устройство (charger): Преобразователь электроэнергии, выполняющий необходимые функции для зарядки аккумуляторной батареи.

3.9    управление зарядкой (charging control): Функция, подтверждающая максимальный зарядный ток, который может подаваться от EVSE в соответствии с графиком зарядки.

Примечание — Величина фактического тока зарядки аккумуляторной батареи должна контролироваться системой управления аккумуляторной батареей BMS

3.10    сценарий зарядки (charging scenario): Сочетание различных алгоритмов для выполнения определенных режимов зарядки.

3.11    график зарядки (charging schedule): Режим, содержащий предельные значения мощности для зарядки электромобиля в определенные моменты времени.

Примечание — В процессе зарядки электромобиль должен как можно точнее выполнять предельные требования графика зарядки с целью обеспечения возможности балансировки мощности оператором системы распределения энергии (DSO).

Пример — График рассчитывается на основании таблицы тарифных расценок, а также информации о графике работы электросети с учетом соответствующих ограничений по величине тока, т.е. используя минимально возможную величину тока.

3.12    временной интервал зарядки (сессия) (charging session): Период времени между началом (подсоединение кабеля) и окончанием процесса зарядки (отсоединение кабеля).

Примечание — В течение одной сессии заряд может не происходить, могут производиться один или несколько циклов заряда, подготовительные или завершающие операции

3.13    контактор (contactor): Электрически управляемый переключатель, используемый для коммутирования силовой цепи.

Примечание 1 — В отличие от размыкателя цепи контактор не предназначен для прерывания тока короткого замыкания

Примечание 2 — Применительно к процессу связи контактор инициирует подачу электропитания в контур

3.14    идентификатор контракта (ID-контракт): идентификатор, который используется контроллером связи SECC или косвенным участником заряда (SA) для активации процесса зарядки и предоставления сервисных услуг (включая выставление счетов).

Примечание — ID-комтракт заключается с потребителем услуг по зарядке электромобилей Информация по контракту может быть привязана как к ТС. так и к физическому лицу Физическое лицо в данном случае — это владелец электромобиля

3.15    разрешение (credential): Документ, подтверждающий разрешение на зарядку электромобиля.

3.16    потребность и прогноз (demand and prognosis): Функция, определяющая ограничения в поставке электроэнергии в зависимости от технических возможностей локального оборудования, которые фактически влияют на процесс зарядки.

Пример — Тарифные расценки, учитывающие стоимость электроэнергии, сведения о выработке С02 при производство электроэнергии, долю возобновляемой энергии в зависимости от времени пользования электросетью, потребность в электроэнергии на данный промежуток времени, детали контракта с указанными в нем ограничениями по нагрузке. График поставки электроэнергии, содержащий зависимость загруженности электросети от временного промежутка роботы конкретного EVSE, с учетом места установки и местного потребления электроэнергии.

3.17    центр расчета спроса; DCH (demand clearing house): Юридическое лицо, осуществляющее согласование нагрузки в электросети.

Примечание1 — Центр расчета спроса реализует взаимодействие между двумя типами оборудования SECC и той частью электросети, которая подключена непосредственно к данному SECC Скорее всего, данную функцию будет выполнять системный оператор

Примечание 2 — Центр расчета спроса и оператор счетчика электроэнергии могут обмениваться информацией друг с другом, а также с другими субъектами, осуществляющими указанную деятельность

Пример — Платформа DCH обычно выполняет следующие функции:

-    сбор всей необходимой информации от всех элементов электросети, такой как: сведения о текущей или прогнозируемой нагрузке локальных трансформаторов, распределение нагрузки в сети, силовых подстанциях, передающей сети, передающих подстанциях, электростанциях, включая установки возобновляемой электроэнергии, а также о прогнозируемых графиках зарядки, формируемых EVCC;

-    объединение собранной информации об электросети в «профиль сети» и передача данных на SECC/EVCC;

-    формирование предложения по графику зарядки подключенных к сети электромобилей, которое запрашивается SECC на основании полученного профиля электросети;

-    выдача SECC данных, которые необходимы для обновленного графика зарядки в случае изменения профиля электросети;

-    SECC, в свою очередь, будет информировать DCH при изменении графика зарядки электромобиля.

3.18    время отбытия (departure time): Момент времени, когда пользователь намерен отключить автомобиль от зарядного устройства и покинуть место зарядки.

3.19    оператор системы распределения; DSO (distribution system operator): Субьект. ответственный за стабильность напряжения в распределительной электросети (электросеть среднего и низкого напряжения).

Примечание 1 — Распределение электроэнергии является конечным этапом физического предоставления электроэнергии в точку потребления (например, конечному пользователю, EVSE или оператору парковки).

Примечание 2 — Сеть распределения электроэнергии получает энергию от сети передачи энергии и далее поставляет ее потребителям Обычно подобная сеть включает линии электропередачи среднего напряжения, электрические подстанции и распределительные электросети низкого напряжения с соответствующим оборудованием В зависимости от национальных нормативных требований оператор системы распределения может также отвечать за учет расхода электроэнергии.

3.20    электромобильный оператор (E-mobility operator): Субъект, с которым потребитель заключает контракт на все услуги по эксплуатации электромобиля.

Примечание 1 — Как правило, электромобильный оператор выполняет ряд других функций Например, функции слот-оператора (сделка за наличный расчет) или поставщика электроэнергии, которые тесно взаимодействуют с оператором системы распределения и оператором учета электроэнергии Эту роль также могут выполнять производитель оборудования либо непосредственно энергосистема

Примечание2 — Электромобильный оператор утверждает идентификаторы контрактов, заключенных со своими потребителями, которые были получены от электромобильного оператора платформы Clearing либо от других электромобильных операторов, либо от операторов площадки, с которыми он взаимодействует

Примечание 3 — Электромобильный оператор предоставляет своим потребителям идентификаторы контрактов

3.21    электромобильный оператор платформы Clearing (E-mobility operator Clearing House): Субъект, осуществляющий взаимодействие между двумя партнерами-лосредниками с целью предоставления услуг по оценке роуминга в отношении контрактов различных электромобильных операторов для:

-    сбора всей необходимой контрактной информации об идентификаторе контрактов, электромобильном операторе, канале связи с электромобильным оператором, тарифах на роуминг, дате вступления контракта в силу, его окончания и т.п.;

-    предоставления SECC подтверждения, что электромобильный оператор произведет оплату в соответствии с идентификатором данного контракта (подтверждение достоверности контракта);

-    передачи формуляра по услуге (SDR) после каждой процедуры зарядки с целью согласования необходимых процедур между электромобильным оператором и поставщиком электроэнергии по указанному контракту.

Примечание — Платформа Cleanng House, электромобильный оператор и оператор учета могут обмениваться информацией друг с другом, а также с другими поставщиками электроэнергии

3.22    счетчик электроэнергии; ЕЕМ (electric energy meter): Прибор для измерения расхода электроэнергии путем суммирования потребляемой мощности за определенное время, соответствующее требованиям [3]. [4] и [5].

Примечание — В отдельных случаях требуется получение сведений о количестве потребленной электроэнергии Эти сведения следует передать посредством SECC в оборудование EVCC, в то время как для других сценариев не требуется отдельный счетчик электроэнергии Электромобиль может получить эту информацию и использовать ее согласно требованиям производителя оборудования

3.23    поставщик электроэнергии; ЕР (electricity provider): Косвенный участник заряда — поставщик электрической энергии.

3.24    электромобиль (electric vehicle, EV): Любое ТС, приводимое в движение электродвигателем, который получает электроэнергию от подзаряжаемой аккумуляторной батареи или от других переносных источников электроэнергии (заряжаемых и использующих электроэнергию от источника вне ТС, таких как бытовая либо городская электросети), разработанное для использования на улицах, дорогах или автомагистралях.

3.25    контроллер связи электромобиля; EVCC (electric vehicle communication controller): Встроенная в электромобиль система, обеспечивающая взаимодействие между ТС и контроллером связи SECC с целью выполнения определенных функций.

Примечание — Такими функциями могут являться, например, контроль входных и выходных каналов, шифрование или передача данных между ТС и SECC.

3.26    оборудование электроснабжения электромобиля; EVSE (electric vehicle supply equipment): Проводники, включая фазовые, нейтральные, а также провода защитного заземления, блоки сопряжения электромобиля, соединенные разъемы, а также другое вспомогательное оборудование, устройства, розетки электропитания либо оборудование, установленное с целью подачи электроэнер-

гии от электросети зданий к электромобилю, позволяющее, при необходимости, обеспечить взаимодействие между всеми указанными устройствами.

3.27    электронный блок управления; ECU (electronic control unit): Блок, предоставляющий информацию о ТС.

3.28    выбор типа подаваемой электроэнергии (energy transfer type): Элемент, позволяющий электромобилю выбирать необходимый тип передаваемой электроэнергии в случае, если EVSE и сам электромобиль поддерживают множественные режимы зарядки, которая может осуществляться с помощью различных вилок и розеток согласно [6], [7].

3.29    идентификатор оборудования электроснабжения электромобиля; EVSE ID: Однозначная идентификация места зарядки.

Примечание — SECC предоставляет идентификатор оборудования электроснабжения (EVSE). Данный идентификатор включает в себя идентификатор оператора EVSE и идентификатор розетки электропитания, выдаваемый оператором EVSE

3.30    оператор оборудования электроснабжения электромобиля (EVSE operator): Лицо, осуществляющее управление и техобслуживание площадки, где производится зарядка.

3.31    дополнительные средства идентификации; EIM (external identification means): Любые дополнительные средства, позволяющие пользователю идентифицировать свой контракт или автомобиль.

Пример — NFC, RFID. SMS.

3.32    оператор парка электромобилей; FO (fleet operator): Лицо (физическое/юридическое), эксплуатирующее несколько электромобилей, которое может иметь контракты с электромобильным оператором.

3.33    график энергопотребления сети (grid schedule): Функция, устанавливающая доступный уровень мощности в определенный момент времени на основании данных о состоянии локальной электросети.

Примечание — К параметрам для составления графика электросети относятся, например, фактическая и прогнозируемая потребность в электроэнергии в данном районе, а также возможность ее подачи

3.34    связь в соответствии с протоколом высокого уровня; HLC: Двунаправленная цифровая связь с использованием протокола передачи сообщений, а также физический уровень и уровень передачи данных, определенные в настоящем стандарте. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2].

3.35    человеко-машинный интерфейс; HMI (human machine interface): Интерфейс, позволяющий пользователю ТС получать информацию о процессе зарядки и вводить данные в систему зарядки.

Примечание 1 — Вся отображаемая или вводимая пользователем информация передается посредством человеко-машинного интерфейса

Примечание 2 — Человеко-машинный интерфейс может быть реализован в виде функции электромобиля, EVSE, мобильного телефона и пр.

3.36    идентификация (identification): Процедура для EVCC или пользователя ТС. с помощью которой передается идентифицирующая информация, которая используется с целью получения доступа, в основном, чтобы обеспечить возможность оплаты. К этой информации относятся сертификат контракта. номер кредитной карты и пр., и/или процедура для SECC, обеспечивающая передачу идентификатора EVSE в связной контроллер EVCC.

Примечание — С целью упрощения в настоящем стандарте. ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2] термин «идентификация» включает также предоставление доступа к поступающей идентифицирующей информации, те подтверждение корректности информации или ее принадлежности к EVCC, пользователю ТС или SECC

3.37    селектор уровня (level selector): Функция для выбора самого низкого тарифа из таблицы тарифных расценок, графика работы электросети и локального физического лимита, а также передачи данных в функцию подготовки графика.

Примечание —Данная функция может быть реализована в электромобиле или в EVSE

3.38    оператор учета электроэнергии; МО (meter operator): Лицо, несущее юридическую ответственность за установку и техобслуживание счетчика электроэнергии (ЕЕМ).

3.39    производитель оборудования; OEM (original equipment manufacturer): Производитель, осуществляющий выпуск продукции или компонентов, которые приобретает компания и продает их в розницу под маркой компании.

Примечание1 — Под производителем оборудования подразумевается компания, которая первоначально изготовила продукцию

Примечание2 — При ссылке на автозапчасти производитель оборудования указывает замену для частей, выпущенных производителем исходной запчасти

3.40    блок оплаты; PU (paying unit): Устройство, устанавливаемое на EVSE. которое обеспечивает разпичные способы оппаты.

Примечание — Если выбор способа оплаты осуществляет EVCC. то блок оплаты указывает SECC. имеет ли потребитель доступ к этой системе Пример способа оплаты: EIM, наличность, кредитные карты и пр

3.41    функция управления (pilot function): Любые средства, электронные или механические, обеспечивающие соответствие условий безопасности или передачи данных, которые необходимы для данного режима работы согласно требованиям ГОСТРМЭК 61851-1.

3.42    подключить и зарядить; РпС (plug and charge): Режим идентификации, при котором потребителю требуется лишь подсоединить свое ТС к EVSE. При этом автоматически осуществляются все процедуры зарядки, и от водителя не требуется дальнейшего вмешательства в процесс зарядки.

Примечание — Аспекты зарядки могут включать контроль нагрузки, предоставление доступа и выставление счетов

3.43    силовая розетка (power outlet): Розетка или. в случае жесткого кабеля, соединитель, которые обеспечивают передачу электроэнергии на электромобиль. Обычно их следует устанавливать со стационарной электропроводкой.

3.44    идентификатор силовой розетки (power outlet ID): Идентификация силовой розетки для ТС.

3.45    непосредственный участник заряда (primary actor): Субъект или техническая система, напрямую взаимодействующие с зарядной инфраструктурой и непосредственно участвующие в процессе заряда электромобиля.

3.46    широтно-импульсная модуляция; PWM (pulse width modulation): Управление импульсами, при котором ширина импульса или частота либо оба эти параметра модулируются в рамках одного периода с целью создания необходимой формы волны.

3.47    таблица тарифных расценок (sales tariff table): Функция, предоставляющая информацию о стоимости услуги за определенный промежуток времени.

Примечания

1    Таблица тарифных расценок содержит данные для подготовки графика зарядки

2    Таблица тарифных расценок предоставляется косвенным участником зарядки, например поставщиком электроэнергии или оператором мобильной связи

3    В таблице тарифных расценок должны быть отражены «соотношения между потребностью в электроэнергии и возможным предоставлением электроэнергии поставщиком», а также «доля используемой энергии, полученной из экологически чистых источников» (например, ветряных генераторов, фотоэлектрических устройств).

4    Информация о выбранном тарифе должна быть включена в формуляр об оказанных услугах

5    Таблица тарифных расценок может периодически обновляться Таблицы могут отличаться для разных стран и поставщиков электроэнергии

6    Для одного потребителя может существовать несколько таблиц тарифных расценок

7    Информация в таблице тарифных расценок должна быть организована таким образом, чтобы допустимые отклонения в работе электросети не приводили к нехватке электроэнергии для зарядки электромобиля или к повышению расценок

8    Контрактное ограничение по току может изменяться в зависимости от времени суток, например более низкое потребление в дневное время и более высокое ночью

3.48    косвенный участник заряда (secondary actor): Организация, косвенно обеспечивающая процесс заряда эпектромобиля или оказывающая дополнительные сервисные услуги.

Примечание 1 — Косвенные участники заряда могут обмениваться между собой различным типом информации

Примечание 2 — Косвенные участники заряда могут быть одним юридическим лицом