ГОСТ 28300-89
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАЛЫ КАРДАННЫЕ ТЯГОВОГО ПРИВОДА
ТЕПЛОВОЗОВ И ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДОВ
ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ,
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
МОСКВА
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАЛЫ КАРДАННЫЕ ТЯГОВОГО
ПРИВОДА ТЕПЛОВОЗОВ
И ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДОВ
Типы, основные
параметры и размеры, технические требования
Cardan shafts of traction drive of diesel
locomotives and diesel trains.
Types, main parameters and dimensions, technical requirements
|
ГОСТ
28300-89
|
Дата введения 01.01.91
Настоящий стандарт распространяется на
карданные валы привода от силовой установки на колесные пары магистральных,
маневровых и промышленных тепловозов, а также дизель-поездов и автомотрис с
нагрузкой колесной пары на рельсы от 100 до 250 кН железных дорог.
Требования к качеству продукции,
обеспечивающие ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения,
охраны окружающей среды, изложенные в пп. 1.1, 1.3, 2.2, 2.3 (в части требований к
гарантированному осевому зазору), 2.4 - 2.7, 2.9, 2.11 - 2.17, 3.1 - 3.5, 4.1, 4.2, 6.1, 6.2, разд. 5,
являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. Типы, основные
параметры и размеры валов должны соответствовать указанным на черт. 1, 2 и в
таблице.
Тип 1
Черт.
1
Тип 2
Черт. 2
Размеры
в мм
Наименование параметра и
размера
|
Значение параметра и размера
для валов типов
|
1
|
2
|
Крутящий
момент по пределу текучести, кНм
|
31
|
43
|
60
|
80*
|
21
|
40
|
Диаметр
фланца D
|
250
|
285
|
315
|
350
|
235
|
325
|
Диаметр
габарита вращающегося вала между шарнирами при отсутствии излома D1, не
более
|
280
|
300
|
310
|
375
|
270
|
300
|
Диаметр
окружности центров отверстий фланца D2
|
218
|
245
|
280
|
310
|
205
|
293
|
Диаметр
центрирующей выточки D3 (поле допуска Н8)
|
140
|
175
|
175
|
220
|
-
|
-
|
Диаметр
центрирующего выступа фланца D¢3 (поле
допуска h8)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
223
|
315
|
Внутренний
диаметр опорной поверхности фланца D6, не
более
|
140
|
175
|
175
|
220
|
155
|
250
|
Диаметр
отверстия под болты фланца d
|
Номин.
|
18
|
20
|
22
|
14
|
17
|
Поле
допуска
|
В11
|
С11
|
Н11
|
Н9
|
Количество
|
8
|
10
|
8
|
Глубина
центрирующей выточки фланца h, не
менее
|
6
|
7
|
8
|
-
|
-
|
Высота
центрирующего выступа фланца h¢, не менее
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
5
|
Расстояние
от центра шарнира до присоединительной поверхности фланца l, не более
|
135
|
140
|
150
|
170
|
110
|
125
|
Минимальная
длина вала при заказе Lmin
|
750
|
800
|
850
|
1150
|
720
|
735
|
Изменение
длины вала за счет перемещения в шлицах DL, не менее
|
45
|
45
|
50
|
55
|
50
|
45
|
Толщина
фланца t
|
18
|
20
|
22
|
25
|
15
|
21
|
Допустимый
дисбаланс для каждого шарнира, г × мм
|
700
|
1300
|
2000
|
9000
|
500
|
3000
|
*
Допускается отклонение по крутящему моменту минус 2 кН × м.
(Измененная
редакция, Изм. № 1, 2).
1.2. В зависимости от способа центрирования фланцев
карданного вала относительно фланцев присоединяемых валов карданные валы
изготовляют типов:
1 - с центрирующей выточкой (см. черт. 1);
2 - с центрирующим выступом (см. черт. 2).
Валы типа 2 применяют по согласованию с
заказчиком.
1.3. Конструкция
шарниров валов должна допускать угол излома (меньший угол между осью фланца и
осью средней части вала) не менее 12° для
типоразмера с крутящим моментом 21 кН × м по таблице
и 15° для остальных типоразмеров.
1.4. Подвижные элементы
вала, обеспечивающие изменение его длины, должны изготовляться в виде шлицевого
соединения с эвольвентным профилем зубьев в соответствии с ГОСТ
6033.
Допускается по согласованию с заказчиком применение шлицевого соединения с
прямобочным профилем зубьев.
1.5. В шарнирах должны применяться игольчатые
или роликовые подшипники.
По согласованию с заказчиком могут
применяться подшипники других видов.
1.6. Требуемая длина вала должна быть
согласована между заказчиком и изготовителем карданных валов.
1.7. Пример
условного обозначения карданного вала, имеющего максимальный
кратковременно допустимый крутящий момент по пределу текучести 31 кН × м с Lmin = 750 мм и климатического исполнения У для
категории размещения 1.1:
Вал карданный ВК-31-750 У 1.1 ГОСТ 28300-89
1.2 - 1.7. (Измененная редакция, Изм. №
1).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Карданные валы должны быть
работоспособны при климатических условиях, установленных для соответствующих
единиц тягового подвижного состава, или по согласованию между заказчиком и
изготовителем валы могут изготовляться в других климатических исполнениях.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.2. Оси отверстий в
проушинах под подшипники обеих вилок должны располагаться в одной плоскости.
Допустимое несовпадение в одной плоскости осей отверстий в проушинах не более 6°.
Положение вилок относительно друг друга
следует маркировать совпадающими стрелками после балансировки карданного вала.
2.3. В шарнирах должен
быть обеспечен гарантированный осевой зазор по торцам шипов крестовины. Между
торцом шипа и дном кольца (стакана) подшипника или крышей проушины
рекомендуется устанавливать плавающий подшипник скольжения из полиамида или
другого материала с аналогичными свойствами.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.4. Болтовые соединения
фланцев карданных валов, приведенных в таблице, должны иметь подвижную посадку.
Для валов типа 1 позиционный допуск осей отверстий под болты во фланцах в
радиусном выражении - 0,1 мм, для валов типа 2 - 0,2 мм.
2.5. Карданные валы проверяют на критическую
частоту вращения (nкр, с-1), рассчитываемую по
формуле
где h - коэффициент, равный 0,203 × 104;
D4 - наружный диаметр трубы или вала;
D5 - внутренний диаметр трубы, м (для сплошного вала D5 = 0);
L - расстояние между центрами шарниров, м.
Допускаемая предельная частота вращения
карданных валов в процессе эксплуатации должна быть не более 70 % критической
частоты вращения. Критическую частоту вращения указывают в паспорте.
2.4, 2.5. (Измененная редакция, Изм. № 2).
2.6. Каждый вал должен
быть подвергнут динамической балансировке. Значения дисбаланса не должны
превышать указанных в таблице.
2.7. Для смазывания
подшипников шарниров, шлицевого соединения и других элементов вала должны
применяться консистентные смазки. Использование жидких смазок запрещается.
2.8. Разрешается употребление одноразовой
смазки подшипниковых узлов и шлицевого соединения без замены ее и добавления до
очередной разборки вала, а также систем смазки, предусматривающих регулярное
пополнение смазочного средства в процессе эксплуатации.
Тип системы смазки и тип смазки устанавливают
по согласованию между изготовителем и заказчиком.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.9. Уплотнения
подшипников шарнира и шлицевого соединения должны исключать утечку смазки и
попадания пыли, влаги и т.п. в полость узлов трения. Не допускается утечка
смазки через пресс-масленки, резьбовые и другие соединения.
2.10. В системе смазки
валов должны применяться масленки по ГОСТ 19853. Конструкция уплотнений, масленок и
смазочных каналов должна обеспечивать заполнение смазки в крестовину.
Расположение масленок согласовывается с заказчиком.
2.11. Габаритные
очертания узлов и деталей, окружающих вал, должны обеспечивать гарантированный
зазор вокруг вала при его работе, а также доступ к валу для его технического
обслуживания согласно ГОСТ
28.001.
2.12. Каждый вал должен быть окрашен в
соответствии с указаниями в рабочих чертежах.
2.13. Срок службы карданного вала до
капитального ремонта (при условии выполнения текущего ремонта) должен
составлять при вероятности безотказной работы 0,9 не менее 900000 км пробега
для магистральных тепловозов и дизель-поездов, 600000 км - для автомотрис, не
менее 10 лет работы для маневровых и промышленных тепловозов.
2.14. Каждый вал должен
иметь маркировку, содержащую:
1) обозначение чертежа;
2) товарный знак предприятия-изготовителя;
3) порядковый номер вала;
4) дату изготовления (месяц и две последние
цифры года);
5) клеймо технического контроля;
6) клеймо представителя железных дорог (для
валов, предназначенных их предприятиям).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.15. Размер шрифта для
маркировки - по ГОСТ
26.020.
2.16. Каждый вал должен
иметь инструкцию по эксплуатации и паспорт в соответствии с ГОСТ
2.601.
2.17. Консервация и
упаковка валов должны предохранять их от коррозии и механических повреждений
при транспортировании. Упаковка должна соответствовать ГОСТ
10198,
маркировка груза - по ГОСТ
14192.
3. ПРИЕМКА
3.1. Для проверки
соответствия валов требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные,
периодические и типовые испытания в соответствии с ГОСТ
16504.
3.2. Приемо-сдаточным испытаниям подвергают
каждый вал на соответствие требованиям нормативной документации, включающим
проверку:
1) комплектности карданного вала;
2) правильности сборки;
3) состояния защитного покрытия;
4) наличия маркировки по п. 2.14;
5) шарниров на легкость вращения;
6) подвижности и величины перемещения в
шлицевом соединении;
7) величины углового перемещения шарниров;
8) величины осевого зазора по торцам шипов
крестовины;
9) наличия достаточного количества смазки в
подшипниках и шлицевом соединении;
10) стопорения крепления деталей;
11) уплотняющих устройств полостей
подшипников и шлицевого соединения на отсутствие повреждений;
12) динамической балансировки вала согласно
п. 2.6.
(Измененная
редакция, Изм. № 2).
3.3. Периодические испытания должны
проводиться не реже одного раза в четыре года не менее чем на двух валах. При
периодических испытаниях валы испытывают на выносливость и долговечность
подшипников шарниров.
3.4. Типовые испытания проводят при
существенных изменениях конструкции или технологии изготовления, способных
повлиять на прочность и долговечность вала. Объем этих испытаний,
устанавливаемый в зависимости от характера внесенных изменений, включает
следующие испытания:
1) испытания на выносливость вала в сборе при
действии динамического вращающего момента;
2) испытания на долговечность подшипников
шарниров;
3) исследование напряженного состояния
деталей при статическом крутящем моменте;
4) определение крутящего момента по пределу
текучести и крутильной жесткости вала;
5) испытание на разрушение статическим
крутящим моментом;
6) испытания на износ телескопического
шлицевого соединения.
Испытания проводят не менее чем на двух валах
или на деталях вала.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
3.5. Периодические и
типовые испытания валов на выносливость и долговечность должны проводиться на
стендах или испытательных машинах при форсированных режимах.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Приемо-сдаточные
испытания должны проводиться в соответствии с технической документацией на
валы.
4.2. Периодические и
типовые испытания должны проводиться по программе и методике испытаний,
утвержденной в установленном порядке.
Результаты испытаний оформляют в соответствии
с ГОСТ
7.32.
5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
Хранение и транспортирование валов должны
отвечать климатическому исполнению У категории 2 по ГОСТ
15150.
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1. Изготовитель
гарантирует соответствие валов требованиям настоящего стандарта при соблюдении
условий хранения и эксплуатации.
6.2. Гарантийный срок
эксплуатации валов устанавливается в технических условиях на соответствующие
единицы тягового подвижного состава, но не более чем до первой разборки вала.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1.
ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения
СССР
2.
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по
управлению качеством продукции и стандартам от 24.10.89 № 3160
Изменение № 1 принято
Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(протокол № 9 от 12.04.96)
За
принятие проголосовали:
Наименование
государства
|
Наименование
национального органа по стандартизации
|
Азербайджанская Республика
|
Азгосстандарт
|
Республика Армения
|
Армгосстандарт
|
Республика Беларусь
|
Госстандарт Беларуси
|
Республика Казахстан
|
Госстандарт Республики Казахстан
|
Киргизская Республика
|
Киргизстандарт
|
Республика Молдова
|
Молдовастандарт
|
Российская Федерация
|
Госстандарт России
|
Республика Таджикистан
|
Таджикгосстандарт
|
Туркменистан
|
Главная государственная инспекция Туркменистана
|
Украина
|
Госстандарт Украины
|
Изменение
№ 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и
сертификации (протокол № 14-98 от 12.11.98)
За
принятие проголосовали:
Наименование
государства
|
Наименование
национального органа по стандартизации
|
Азербайджанская Республика
|
Азгосстандарт
|
Республика Армения
|
Армгосстандарт
|
Республика Беларусь
|
Госстандарт Беларуси
|
Грузия
|
Грузстандарт
|
Республика Казахстан
|
Госстандарт Республики Казахстан
|
Киргизская Республика
|
Киргизстандарт
|
Республика Молдова
|
Молдовастандарт
|
Российская Федерация
|
Госстандарт России
|
Республика Таджикистан
|
Таджикгосстандарт
|
Туркменистан
|
Главная государственная инспекция Туркменистана
|
Республика Узбекистан
|
Узгосстандарт
|
Украина
|
Госстандарт Украины
|
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4.
ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5.
ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1999 г.) с Изменениями № 1, 2, принятыми в ноябре 1996 г.,
марте 1999 г. (ИУС 2-97, 5-99)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Типы, основные параметры и
размеры.. 1
2. Технические требования. 3
3. Приемка. 4
4. Методы испытаний. 5
5. Транспортирование и хранение. 5
6. Гарантии изготовителя. 5
|