МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТСТАНДАРТИЗАЦИЯ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯОсновные положения
Standardization in the field of service. Basic provisions
МКС 01.120 03.080.30 ОКСТУ 0001
Дата введения 01.07.85
Настоящий стандарт устанавливает цель, задачи, объекты стандартизации и структуру комплекса нормативно-технических документов (НТД) по стандартизации в бытовом обслуживании населения.
Стандарт распространяется на работы по стандартизации, проводимые в области бытового обслуживания организациями и предприятиями, независимо от их ведомственной принадлежности.
Основные термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в приложении 1.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Целью стандартизации в бытовом обслуживании населения является нормативно-техническое обеспечение работ по бытовому обслуживанию населения, направленных на:
максимальное удовлетворение потребностей граждан в бытовых услугах; повышение эффективности и качества бытового обслуживания в соответствии с требованиями населения;
установление номенклатуры бытовых услуг и прогрессивных форм обслуживания населения.
1.2. Основными задачами стандартизации в бытовом обслуживании населения являются: установление номенклатуры показателей качества для групп однородных бытовых услуг, методов и средств их контроля;
установление прогрессивных требований к качеству услуг в бытовом обслуживании населения; установление требований к условиям и процессам обслуживания; унификация документов в бытовом обслуживании населения;
установление терминов и определений основных понятий, применяемых в бытовом обслуживании населения.
1.3. Объектами стандартизации в бытовом обслуживании населения являются: группы однородных бытовых услуг;
конкретные бытовые услуги; виды бытовых услуг; типовые технологические процессы; требования к условиям обслуживания; общие требования и нормы; порядок организации работ.
Примечание. Группы однородных бытовых услуг должны формироваться на основе классификационных группировок (подгрупп услуг) Общесоюзного классификатора бытовых услуг населению (ОКБУ Н). Виды бытовых услуг и конкретные услуги определяются по ОКБУН.
Издание официальное Перепечатка воспрещена
© Издательство стандартов, 1984 © ИПК Издательство стандартов, 2003
1.4. Категории и виды разрабатываемых стандартов должны соответствовать ГОСТ 1.0 за исключением стандартов видов: параметры и (или) размеры; типы; марки; сортамент; конструкция.
На конкретные услуги по изготовлению изделий по индивидуальным заказам и отремонтированные изделия разрабатывают технические условия в соответствии с ГОСТ 2.114.
На простейшие виды услуг разрабатывают конструкторскую и технологическую документацию (технологические регламенты, режимы, карты, инструкции и др.). Перечень простейших видов услуг утверждается министерством бытового обслуживания союзной республики.
Категорию и вид НТД следует определять в зависимости от объекта стандартизации в соответствии с приложением 2.
1.5. Построение, содержание и изложение стандартов должно соответствовать требованиям ГОСТ 1.5 с учетом особенностей, указанных в пи. 1.5.1, 1.5.2, 1.5.3.
1.5.1. Стандарты общих технических условий должны включать вводную часть и следующие разделы:
технические требования;
приемка;
методы контроля;
транспортирование, хранение и выдача заказов;
гарантии предприятия.
В разделе «Технические требования» должно быть указано, что услуги выполняются в соответствии с требованиями, отмеченными в квитанции или паспорте-заказе, по утвержденной технологии, приведен полный комплекс требований и (или) норм, определяющих основные потребительские (эксплуатационные) характеристики конечного результата услуг.
При этом технические требования к изделиям, изготовляемым по индивидуальным заказам, должны соответствовать основным требованиям, установленным в действующей нормативно-технической документации на аналогичные виды товаров народного потребления.
В данный раздел должны быть включены требования электробезопасности, пожаро- и взрывоопасности, безопасности от воздействия химических и загрязняющих веществ; требования безопасности при обслуживании машин, оборудования.
В разделе «Приемка» должен быть установлен порядок проведения приемки выполненных услуг ОТК или лицом, на которое возложены функции контроля, а также заказчиком.
В разделе «Методы контроля» должны быть определены методы проверки требований, норм и характеристик, установленных в стандарте, включая сопоставление с утвержденным образцом-моделью.
1.5.2. Стандарты общих технических требований должны включать разделы в соответствии с ГОСТ 1.5 за исключением следующих разделов:
требования стандартизации и унификации;
требования экономного использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов;
требования технологичности;
требования радиоэлектронной защиты.
Содержание требований в соответствующих разделах стандартов зависит от вида услуги. Например, в стандарте по химической чистке в разделе «Требования стойкости к внешним воздействиям» должны быть установлены требования к сохранению конструкции, фасона и размера изделия, устойчивости складки при несминаемой обработке, молестойкости, водоотталкивания и т. д.
1.2—1.5.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
1.5.3. Содержание и изложение стандартов видов правил приемки и методов контроля должно соответствовать требованиям, установленным для соответствующих разделов стандарта общих технических условий в и. 1.5.1.
1.6. Разработка, согласование, утверждение, регистрация, внесение изменений, внедрение нормативно-технических документов по ГОСТ 1.0, ГОСТ 1.2, ГОСТ 2.114, ГОСТ 2.602, ГОСТ 15.001*.
Проекты НТД на бытовые услуги согласовываются с исполкомами Советов народных депутатов.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000.
1.6.1. Проекты государственных и республиканских стандартов должны разрабатывать, как правило, базовые организации по стандартизации министерств бытового обслуживания населения союзных республик в порядке, установленном ГСС.
1.6.2. Проекты отраслевых стандартов в бытовом обслуживании населения, устанавливающих требования к ремонту и отремонтированным бытовым машинам и приборам, должны разрабатывать организации союзных министерств, являющиеся головными в производстве закрепленных за ними товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения и должны быть разосланы на отзыв министерствам бытового обслуживания населения союзных республик. Проекты отраслевых стандартов должны быть согласованы с ЦНИИбыт Минбыта РСФСР.
2. СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Комплекс нормативно-технических документов по стандартизации в бытовом обслуживании включает:
общетехнические стандарты; организационно-методические стандарты; стандарты на бытовые услуги; технические условия.
2.2. Общетехнические стандарты устанавливают: классификацию бытовых услуг; термины и определения основных понятий в бытовом обслуживании; условные обозначения (инструкция-памятка, метки, символы); номенклатура показателей качества бытовых услуг и обслуживания; требования к типовым технологическим процессам;
требования к условиям обслуживания;
общие требования к унифицированной документации в бытовом обслуживании; общие методы (расчета, анализа, испытаний, оценки);
нормы и требования по технике безопасности, охране природы, противопожарной безопасности. 2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2.2а. Организационно-методические стандарты устанавливают: организацию работ по стандартизации; правила приема и оформления заказов; порядок разработки и утверждения НТД;
построение, изложение, оформление и содержание различных видов документации.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
2.3. Стандарты на бытовые услуги должны устанавливать: общие требования к группам однородных бытовых услуг; требования к видам услуг;
требования к конкретным бытовым услугам;
технические требования к отремонтированным, изготовленным, вычищенным изделиям:
требования к приемке;
методы контроля качества;
требования к маркировке, упаковке;
требования к эксплуатации;
требования к хранению, транспортированию.
2.4. Наименование стандартов должно соответствовать требованиям ГОСТ 1.5 и содержать в заголовке классификационную группу (вид) услуг по ОКБУН. Примеры: «Ремонт обуви. Типовой технологический процесс»; «Химическая чистка. Методы контроля качества».
Если конечный результат услуги выступает в виде продукции, то стандарт имеет следующее наименование «Обувь отремонтированная. Общие технические условия».
2.3, 2.4. (Измененная редакция, Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ
Термин |
Пояснение |
1. Бытовая услуга (конкретная бытовая услуга) |
Совокупность процесса и результата целевой деятельности предприятия бытового обслуживания населения по удовлетворению конкретной бытовой потребности индивидуального заказчика |
2. Бытовое обслуживание населения |
Деятельность предприятий, направленная на удовлетворение потребностей населения в бытовых услугах |
3. Индивидуальный заказчик (заказчик) |
Гражданин, вступающий в договорные отношения с предприятием бытового обслуживания по поводу получения бытовой услуги |
4. Качество бытовой услуги |
Совокупность свойств бытовой услуги, обусловливающих ее пригодность к удовлетворению определенной потребности индивидуального заказчика в соответствии с его требованиями |
5. Качество бытового обслуживания |
Совокупность свойств бытовой услуги, процессов и условий бытового обслуживания по удовлетворению потребностей индивидуального заказчика в обслуживании данного вида |
6. Процесс бытового обслуживания |
Совокупность действий, выполняемых при бытовом обслуживании индивидуального заказчика |
7. Производственный процесс |
По ГОСТ 14.004 |
8. Технологический процесс |
По ГОСТ 3.1109 |
9. Группа однородных бытовых услуг |
Совокупность бытовых услуг, характеризующаяся общим целевым и (или) функциональным назначением и общими основными свойствами |
10. Подгруппа однородных бытовых услуг |
Составная часть группы однородных бытовых услуг, характеризующихся общим функциональным назначением и определенными потребительскими свойствами |
11. Вид бытовых услуг |
Составная часть подгруппы однородных бытовых услуг, характеризующихся общими конструктивными или технологическими решениями |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
Объекты стандартизации Категория и вид НТД
Правила и порядок организации работ
ГОСТ (организационно-методические, общетехнические)
РСТ
СТП (организационно-методические)
I
ГОСТ, ОСТ, РСТ (ОТТ, ОТУ, при необходимости стандарты других видов)
i
ОСТ, РСТ (ТУ, ОТ, при необходимости стандарты других видов)
Т
* или конструкторская и технологическая документация (технологические регламенты, режимы, карты, инструкции и др.).
ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23.08.84 № 29793. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
4. ИЗДАНИЕ (октябрь 2003 г.) с Изменением № 1, утвержденным в марте 1987 г. (ИУС 6—87)
Редактор Т.П. Шашина Технический редактор Н.С. Гришанова Корректор Н.Л. Рыбалко Компьютерная верстка И.А. Налейкиной
Изд. лиц. № 02354 от 14.07.2000. Сдано в набор 24.09.2003. Подписано в печать 04.11.2003. Уел. печ. л. 0,93. Уч.-изд.л. 0,60.
Тираж 134 экз. С 12606. Зак. 952.
ИПК Издательство стандартов, 107076 Москва, Колодезный пер., 14. http://www.standards.ru e-mail: info@standards.ru
Набрано в Издательстве на ПЭВМ Отпечатано в филиале ИПК Издательство стандартов — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.
Плр № 080102