ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система технического обслуживания и ремонта
строительных машин
ПРАВИЛА
СДАЧИ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ВЫДАЧИ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МАШИН И ИХ
СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ
Общие требования
Maintenance and repair system of building machinery.
Rules of passing to and receiving from overhaul machines and their
components. General requirements
|
ГОСТ
24408-80*
|
*
Переиздание (август 1985 г.) с Изменением № 1, утвержденным в июле 1984 г.
(ИУС 11-84).
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам
от 13 октября 1980 г. № 5033 срок введения установлен
Проверен
в 1984 г.
с 01.01.82
Несоблюдение стандарта преследуется по
закону
Настоящий
стандарт устанавливает общие требования к строительным машинам (далее - машины)
и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее - ремонт) и
выдаваемым из ремонта, а также порядок сдачи их в ремонт и выдачи из ремонта.
Стандарт
не распространяется на железнодорожные краны и плавучие земснаряды и землесосы.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Сдача в ремонт машин и их составных частей и выдача их из ремонта должны
производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 19504-74, настоящего стандарта
и стандартов на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта машин отдельных видов.
1.2. Сельскохозяйственные тракторы, включая тракторы, на
базе которых созданы машины, сдают в ремонт и выдают из ремонта в соответствии
с требованиями ГОСТ 18524-80, а
дизельные двигатели тракторного типа, применяемые на машинах по ГОСТ 18523-79. При
этом гарантии, установленные ГОСТ 18524-80,
не распространяются на строительные машины, созданные на базе тракторов.
1.3. Автомобили, на шасси которых созданы машины, и
двигатели автомобильного типа, применяемые на машинах, сдают в первый ремонт в
соответствии с требованиями ГОСТ 18506-73,
выдают из ремонта по ГОСТ 22581-77
первой комплектностью, установленной ГОСТ 18505-73
(кроме запасного колеса). Сдачу их в последующие ремонты и выдачу из ремонта
производят согласно нормативно-технической документации, утверждаемой в
установленном порядке.
1.4.
При первом ремонте машин не допускается обезличивать их базовые детали. Перечень
необезличиваемых базовых деталей приводят в технических условиях на ремонт
соответствующих машин.
1.5.
Составные части сдают в ремонт для последующего их использования при различных
видах ремонта машин агрегатным методом в условиях эксплуатации.
1.6.
Хранение машин (составных частей), ожидающих ремонта, - в соответствии с
требованиями ГОСТ 25646-83 и
эксплуатационных документов на машины конкретных марок.
Хранение
машин (составных частей), выдаваемых из ремонта, - в соответствии с
требованиями настоящего стандарта и ремонтных документов на машины конкретных
марок.
Подготовка
к транспортированию машин (составных частей) в ремонт или из ремонта
транспортом любого вида - в соответствии с требованиями настоящего стандарта,
эксплуатационных и ремонтных документов на машины конкретных марок и с
правилами, действующими на транспорте соответствующего вида.
1.7. Допускается сдавать в ремонт и выдавать из ремонта
машины без огнетушителя, средств индивидуальной защиты, питьевого бачка,
напольного коврика, светозащитного козырька и других составных частей, перечень
которых устанавливается в отраслевой нормативно-технической документации.
1.6,
1.7. (Введены дополнительно, Изм. № 1).
2. ТРЕБОВАНИЯ К МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ,
СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ
2.1. В
ремонт разрешается сдавать машины, выработавшие установленный
нормативно-технической документацией ресурс до первого или очередного ремонта и
достигшие предельного состояния.
Критерии
предельного состояния машин конкретных марок и их составных частей
устанавливаются соответствующей нормативно-технической документацией.
Допускается
сдавать в ремонт машины, не выработавшие ресурс, установленный
нормативно-технической документацией, но достигшие предельного состояния, а
также в случае аварийных повреждений. В первом случае заказчик совместно с
представителем незаинтересованной организации составляет акт о техническом
состоянии машины, в котором указывает причину неполной выработки ресурса, а во
втором - аварийный акт.
Акты
направляют вышестоящей организации по подчиненности.
Если
причиной неполной выработки ресурса явилось несовершенство конструкции машины
или низкое качество ее изготовления, в составлении технического акта должны
принимать участие соответственно представители разработчика и изготовителя
машины.
Номенклатуру
машин, на которые составляют технический акт с участием разработчика
(изготовителя), определяют по согласованию между министерством-изготовителем и
основным потребителем.
В
техническом акте указывают номер машины по системе нумерации
предприятия-изготовителя, ее наработку с начала эксплуатации или от
капитального ремонта и причины неполной выработки ресурса. Копии технических
актов направляют предприятию-изготовителю, головной организации разработчика,
головной организации потребителя, занимающейся оценкой качества машин.
Примечание. Порядок направления в ремонт
импортных машин, не выработавших ресурс вследствие несовершенства конструкции,
определяется отраслевой нормативно-технической документацией.
2.2. Машины, сдаваемые в ремонт, должны быть полностью
укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными
конструкторской документацией, за исключением инструмента, и иметь один вид
рабочего оборудования.
Все сборочные
единицы, детали и приборы должны быть закреплены, как это предусмотрено
конструкцией машины.
Машины
на пневмоколесном и автомобильном ходу сдают в ремонт с укомплектованными
колесами, кроме запасного с накачанными и годными к эксплуатации шинами.
Машины, конструкцией которых предусмотрено применение аккумуляторных батарей,
сдают в ремонт с годными к эксплуатации аккумуляторными батареями.
Допускается
для машин, сдаваемых в ремонт, отсутствие до 10 % крепежных деталей (болтов,
гаек, винтов, шплинтов) от их числа, предусмотренного конструкторской
документацией, и отдельных мелких деталей (крышек баков и радиаторов, дверных
ручек, запоров капотов, головок рычагов управления).
Комплектность
составных частей машин, сдаваемых в ремонт отдельно, должна соответствовать
требованиям отраслевой нормативно-технической документации по агрегатному
методу ремонта машин.
2.1,
2.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2.3.
Машины и их составные части, сдаваемые в ремонт, должны быть очищены заказчиком
от загрязнений, наружные неокрашиваемые поверхности (штоки гидроцилиндров,
пневмоцилиндров и др.) покрыты консервирующей смазкой, отверстия внутренних
полостей сборочных единиц (впускные и выпускные каналы двигателей,
гидронасосов, гидромоторов и др.) закрыты.
У машин,
направляемых в ремонт автомобильным, железнодорожным или водным транспортом,
должны быть слиты охлаждающая жидкость и топливо, кабина и капот опломбированы.
Допускается
снятие с машины отдельных сборочных единиц и деталей (фары, рычаги, щетки
стеклоочистителей и др.). Снятые сборочные единицы и детали должны быть
упакованы в ящики. На них должна быть составлена опись. Форма описи приведена в
рекомендуемом приложении 1.
Из
картеров составных частей машин, сдаваемых в ремонт отдельно, должно быть слито
масло.
2.4.
Машины и их составные части не принимают в ремонт при наличии:
несоответствия
комплектности требованиям пп. 1.2, 1.3 и 2.2;
неустранимых
дефектов базовых деталей, указанных в нормативно-технической документации;
сборочных
единиц и деталей, отремонтированных способом, исключающим возможность
последующего их использования или ремонта (сварка вместо предусмотренного
крепления болтами и т.п.).
Машины
(составные части) не принимают в ремонт также при отсутствии документации,
которая должна направляться вместе с ними или при неправильном ее оформлении.
Машины
с дефектами базовых деталей, устранение которых не предусмотрено действующей
нормативно-технической документацией, а также с дефектами, возникшими в
результате аварии, могут быть приняты в ремонт по соглашению между заказчиком и
исполнителем.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
3. ПОРЯДОК СДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ В
РЕМОНТ
3.1. Вместе с машиной заказчик направляет исполнителю:
а)
формуляр или паспорт машины предприятия-изготовителя;
б)
аварийный акт, если машину направляют в ремонт, вследствие аварии;
в) акт
о техническом состоянии, если в ремонт направляют машину, не выработавшую
ресурс.
При
сдаче в ремонт отдельной составной части заказчик направляет паспорт (если он
предусмотрен предприятием-изготовителем), а при его отсутствии - справку о ее
техническом состоянии. Форма справки приведена в рекомендуемом приложении 2. При
одновременной отправке нескольких составных частей в одном упаковочном месте на
них составляют опись. Форма описи приведена в рекомендуемом приложении 1.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
3.2. Документация, отправляемая вместе с машинами или
составными частями, должна быть упакована заказчиком в пакет из
водонепроницаемой бумаги или полиэтиленовой пленки, закреплена и опломбирована
на пульте управления машины или на составной части, если ее направляют в ремонт
отдельно.
3.3.
При приемке поступившей в ремонт машины или составной части исполнитель
проверяет:
а)
комплектность машины (составной части) внешним осмотром;
б)
техническое состояние машины (составной части) внешним осмотром, при помощи
средств технической диагностики или путем разборки отдельных составных частей
(сборочных единиц);
в)
наличие документации в соответствии с требованиями п. 3.1 и правильность оформления
формуляра (паспорта).
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
3.4.
На принятую в ремонт машину или составную часть исполнитель составляет акт.
Форма акта приведена в рекомендуемом приложении 1
к ГОСТ 19504-74.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОТРЕМОНТИРОВАННЫМ МАШИНАМ И ИХ
СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ
4.1.
Отремонтированные машины (составные части) должны соответствовать требованиям
нормативно-технической документации на их ремонт, разработанной в соответствии
с ГОСТ 2.602-68.
Показатели назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме
послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных
машин (составных частей) должны быть на уровне новых машин (составных частей).
Показатели послеремонтного ресурса машин устанавливают в стандартах на сдачу в
ремонт и выдачу из ремонта или в технических условиях на ремонт конкретных видов
машин.
4.2.
Каждая отремонтированная машина и составная часть должны быть испытаны в
соответствии с техническими условиями на их ремонт, приняты службой
технического контроля исполнителя, в формуляре (паспорте) машины (составной
части) должна быть произведена запись о проведенном ремонте, а на составную
часть, не имеющую паспорта, нанесено клеймо службы технического контроля.
4.3.
Приемо-сдаточные испытания отремонтированных машин (составных частей) должны
производиться с учетом требований ГОСТ 24826-81 и соответствующих документов на
конкретные виды машин.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
4.4.
Счетчик учета наработки при его монтаже на машину должен быть установлен
исполнителем на начало отсчета и опломбирован.
4.5. Отремонтированная
машина должна соответствовать требованиям ГОСТ
12.2.011-75. На машине исполнителем должны быть восстановлены все надписи,
предусмотренные конструкторской документацией на новую машину, в том числе
табличка предприятия-изготовителя при ее повреждении.
4.6.
На отремонтированной машине исполнитель должен закрепить табличку,
соответствующую требованиям ГОСТ 12969-67
и содержащую следующие данные:
а)
наименование и товарный знак ремонтного предприятия;
б)
наименование и индекс (марку) машины;
в) год
и месяц проведения ремонта;
г)
обозначение технических условий, в соответствии с которыми выполнен ремонт.
4.7. К
отремонтированной составной части исполнитель должен прикрепить этикетку
размером 60´40 мм,
указав на ней следующие данные:
а)
наименование и товарный знак ремонтного предприятия;
б)
наименование составной части;
в)
наименование и индекс (марку) машины, на которой ее устанавливают:
г)
штамп ОТК;
д) год
и месяц проведения ремонта;
е)
обозначение технических условий, в соответствии с которыми выполнен ремонт.
4.8.
Отремонтированные машины должны быть полностью заправлены маслами (смазками) и
рабочей жидкостью, в соответствии с требованиями, указанными в инструкции по
эксплуатации.
Кроме
того, машина, отправляемая заказчику своим ходом, должна быть заправлена
топливом в объеме, согласованном с заказчиком с учетом обязательной возможности
передвижения машин до ближайшего пункта заправки топливо-смазочными
материалами.
Составные
части машин, выдаваемые из ремонта отдельно, должны быть полностью заправлены
смазкой, кроме жидкой смазки картеров.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
4.9.
Кабина и капот машины, отправляемой после ремонта заказчику автомобильным,
железнодорожным и водным транспортом, должны быть опломбированы. Давление в
шинах у машин на пневмоколесном или автомобильном ходу должно быть снижено до 70
- 80 % от номинального. Документация упакована и опломбирована согласно
требованиям п. 3.2.
4.10.
Машина, отправляемая заказчику после ремонта транспортом любого вида, должна
быть подвергнута исполнителем консервации. Вид консервации должен
соответствовать ремонтным документам на машины конкретных марок в зависимости
от срока хранения (включая время транспортирования).
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
4.11.
Гидромоторы, гидронасосы, распределители, гидроцилиндры, электрооборудование,
компрессоры и радиаторы перед отправкой заказчику после ремонта должны быть
упакованы исполнителем в деревянные ящики, изготовленные по технической
документации, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ
16536-78, ГОСТ
2991-76.
4.12.
Стрелы, рукояти, ходовые тележки, передние и задние мосты, лебедки, редукторы
после ремонта транспортируют без упаковки.
4.13.
Комплектность выдаваемых из ремонта машин должна соответствовать
конструкторской документации предприятия-изготовителя (без комплекта ЗИП).
Примечание. Допускается отсутствие
некоторых мелких составных частей машины, которые не были представлены
заказчиком при сдаче машины в ремонт в соответствии с п. 1.7.
Комплектность
составных частей, выдаваемых из ремонта отдельно, должна соответствовать
требованиям отраслевой нормативно-технической документации по агрегатному
методу ремонта машин.
(Введен
дополнительно, Изм. № 1).
5. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ИЗ
РЕМОНТА
5.1.
Выдачу машин и составных частей из ремонта оформляют актом. Форма акта на
выдачу машин из ремонта приведена в рекомендуемом приложении 2 к ГОСТ 19504-74.
5.2. К
выдаваемой из ремонта машине исполнитель должен прилагать:
формуляр
(паспорт) машины предприятия-изготовителя с соответствующими записями в нем о
проведенном ремонте, а для грузоподъемных машин и компрессоров записью о первом
техническом освидетельствовании;
акт на
выдачу машины (составной части) из ремонта;
паспорта
отдельных составных частей, представленные заказчиком с машиной;
документ
о консервации и упаковке машины (составной части) - по ГОСТ 2.601-68 (при транспортировании
заказчику).
К
составной части, выдаваемой из ремонта отдельно, исполнитель должен прилагать
паспорт (если он представлен заказчиком).
Примечание. Допускается вместо документа о
консервации и упаковке выполнять соответствующие записи в формуляре (паспорте)
машины (составной части).
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
5.3.
Получая машину (составную часть) из ремонта, заказчик проверяет:
наличие
формуляра (паспорта) и записей в нем о проведенном ремонте и первом
послеремонтном техническом освидетельствовании машин, техническое состояние
которых контролирует Госгортехнадзор;
комплектность
и техническое состояние машины (составной части);
правильность
оформления акта на выдачу машины (составной части) из ремонта.
6. ГАРАНТИИ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1.
Исполнитель должен гарантировать соответствие качества отремонтированной машины
(составной части) требованиям нормативно-технической документации на ее ремонт
при соблюдении правил эксплуатации машины (составной части).
6.2.
Конкретные значения гарантийных сроков и наработок машин устанавливают в
стандартах на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта конкретных видов машин или в
другой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном
порядке и указываются исполнителем в акте на выдачу их из ремонта.
6.3. Гарантийный
срок исчисляют с момента получения отремонтированной машины (составной части)
заказчиком, а гарантийную наработку - с момента ввода отремонтированной машины
(составной части) в эксплуатацию. Показания счетчика до начала эксплуатации
должны быть занесены в формуляр (паспорт) заказчиком.
6.4.
Если в период гарантийного срока машины (составная часть) находилась в ремонте
по вине исполнителя, то гарантийный срок продлевают на продолжительность
простоя машины (составной части) в ремонте, о чем исполнитель производит
соответствующую запись в формуляре (паспорте).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
ОПИСЬ № ______________ упакованных
составных частей машины, направляемых
(ненужное
зачеркнуть)
___________________________________________________________________________
(наименование,
тип, марка и номер машины по системе нумерации
________________________________ (ненужное
зачеркнуть).
предприятия-изготовителя),
направляемой
___________________________________________________________________________
(наименование
владельца машины)
___________________________________________________________________________
(наименование
ремонтного предприятия)
Составные
части сняты, проверены, покрыты предохраняющей от коррозии смазкой
и
упакованы в ______________________________________________________________
(наименование
упаковки и число мест)
Копия
описи вложена в ящик № _______
Перечень и число составных частей, упакованных
в ящике (ящиках)
Номер
ящика
|
Наименование
составных частей
|
Номер
по каталогу
|
Число
|
|
|
|
|
Подпись (должность и фамилия)
_____________
Дата
_____________
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
___________________________________________________________________________
(наименование
и подчиненность эксплуатационного предприятия)
СПРАВКА
о техническом состоянии
составных частей, сдаваемых в ремонт
«_____»
______________19 __ г.
Настоящей подтверждается, что
составные части, наименование и число которых приведены в перечне, после
снятия с эксплуатации и перед отправкой в капитальный ремонт подсборке
негодными деталями не подвергались, соответствуют требованиям стандарта на
сдачу в капитальный ремонт строительных машин и их составных частей
Наименование
составных частей
|
Марки
(индексы) машин
|
Число
составных частей (прописью)
|
Номер
по каталогу и комплектность
|
Наработка
до капитального ремонта (в моточасах)
|
Дата
снятия с эксплуатации
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель предприятия _______________
(подпись)
Механик
предприятия _______________
(подпись)
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения. 1
2. Требования к машинам и их составным частям,
сдаваемым в ремонт. 2
3. Порядок сдачи машин и их составных частей в ремонт. 3
4. Требования к отремонтированным машинам и их
составным частям.. 4
5. Порядок выдачи машин и их составных частей из
ремонта. 5
6. Гарантии ремонтного предприятия. 6
Приложение 1. Опись. 6
Приложение 2. Справка о
техническом состоянии составных частей, сдаваемых в ремонт. 7
|