МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ
ОБОЗНАЧЕНИЕ И НУМЕРАЦИЯ ЦИЛИНДРОВ
Издание официальное
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВЫЕ
Обозначение и нумерации цилиафов
Reciprocating internal combustions engines. Designation of cylinders
МКС 43.060
OKU 45 6000. 47 5000
Постановлением Государственного комитета СССР по стан, и ртам от 5 апреля 1979 г. .V? 1239 дата введения установлена
01.01.81
Ограничение срока действия снято Постановлением Гос стан, ирта от 23.05.90 St 1260
1. Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые поршневые двигатели внутреннего сгорания (далее — двигатели) и устанавливает обозначение и нумерацию цилиндров двигателя.
Стандарт не распространяется на авиационные двигатели.
Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 1205 в части судовых, тепловозных и промышленных двжатслсй.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3882—82.
(Измененная редакция, Изм. .V 1).
2. Для определения обозначения цилиндров судовых, тепловозных и промышленных двигателей наблюдатель должен располагаться на воображаемом продолжении оси коленчатою вала со стороны фланца вала основного отбора мощности.
3. Для определения обозначения цилиндров автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей наблюдатель должен располагаться на воображаемом продолжении оси коленчатого вала со стороны, противоположной фланцу вала основного отбора мощности.
4. Местонахождение наблюдателя у двигателей, у которых огбор мощности производится с обоих концов коленчатого вата или нескольких валов через встроенный редуктор, должно определяться в зависимости от назначения двигателя.
При равнозначном отборе мощности с обоих концов вата двигателя местонахождение наблюдателя устанавливает предприятие-изготовитель.
5. Обозначение цилиндров судовых, тепловозных и промышленных двигателей.
5.1. Обозначение цилиндров однорядного дви1атсли должно производиться цифрами 1,2,3... я, начиная от наблюдателя к противоположному концу двигателя, в соответствии с черт. 1. приложения 1.
5.2. Обозначение цилиндров многорядного двигателя должно производиться с помощью символов, состоящих из заглавной буквы латинского алфавита, обозначающей ряд цилиндров, и цифры, указывающей порядковый номер цилиндра в соответствующем ряду. Начинать следует от наблюдателя и производить обозначение в соответствии с черт. 2—7 приложения I.
5.3. Последовательность обозначения рядов цилиндров многорядного двигателя следует начинать с ряда, который первым пересекается воображаемой базовой полуплоскостью, вращающейся по часоиой стрелке, с осью, совпадающей с осью коленчатого вала двигателя. При этом первый ряд цилиндров, включая ряд цилиндров при ее начальном положении, должен обозначаться буквой А,
Издание официальное Перепечатка носпрсшена
★
Издание (декабрь 2002 г.) с Изменением № I, утвержденным в декабре 1983 г. (ИУС 3—84)
© Издательство стандартов, 1979 © И ПК Издательство стандартов, 2003
а цилиндры этого ряда — Л|, А2, шорой ряд — /?, а цилиндры этого ряда — В1ч R^, /^ ... Вп\
третий ряд — С и т. д.
Начальным положением полуплоскости следует считать ее горизонтальное левое положение относительно наблюдателя (соогветствует положению стрелки часов, направленной на цифру 9).
5.4. У многорядных двигателей с несколькими коленчатыми валами (двигатели с противоположно движущимися поршнями) осью вращения полуплоскости следует считать ось вала основного огбора мощности, на который передается общая (суммарная) мощность со всех цилиндров двигателя в соответствии с черт. 8 приложения 1.
5.5. У звездообразного двигателя используются символы многорядного двигателя в соответствии с черт. 9 приложения 1.
5.6. У двигателя с вертикальным расположением коленчатого вала, в связи с невозможностью установления воображаемой полуплоскости соответственно положению стрелки часов, направленной на цифр>' 9, обозначение цилиндров, как и у многорядных двигателей, производится по часовой стрелке, начиная отсчет рядов от навешенною на двигатель устройств или aipcnna, указанною предприягием-изготовителем (например топливного насоса в соответствии с черт. 10 приложения 1).
6. Обозначение цилиндров автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей
6.1. Обозначение цилиндров однорядного двигателя должно производиться цифрами I, 2, 3 ... л, начиная от наблюдателя к противоположному кош(у двигателя, в соогисгсгвии с черт. 11 приложения 2.
6.2. Обозначение цилиндров многорядных двигателей с V-, W-, //-образным и иным располо-жением цилиндров — сквозное и производится цифрами от наблюдателя к противоположному концу двигателя: первого ряда 1, 2, 3 ... л, далее следующего ряда по часовой стрелке, продолжая также от наблюдателя я + 1, л + 2, л + 3 ... л + л, затем следующего 2л + 1, 2л + 2, 2я + 3,... 2я + я и т. д. в соответствии с черт. 12—15 приложения 2.
Обозначение следует начинать с ряда, который первым пересекается воображаемой базовой полуплоскостью, вращающейся по часовой сгрелке, с осью, совпадающей с осью коленчатого вала. Начальным положением полуплоскости считается ее горизонтальное левое относительно наблюдателя положение.
7. При использовании судовых, тепловозных и промышленных двигателей в качестве автомобильных, тракторных или комбайновых и наоборот обозначение цилиндров устанавливается в соответствии с областью применения двигателя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Обязательное
ОБОЗНАЧЕНИЯ ЦИЛИНДРОВ СУДОВЫХ, ТЕПЛОВОЗНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Звездообразный двигатель с вертикальным расположением вала
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное
Обозначение цилиндров автомобильных, тракторных и комбайновых двигателей
Редактор В.Н. Копысов Технический редактор В.И. Прусакова Корректор ЕЯ- Дульнева Компьютерная верстка Л А. Круговой
Иэд. лиц. N? 02354 от 14.07.2000. Оано н набор 06.02.2003. Подписано и печать 2S.02.2003. Уел. печ. л. 0,93.
Уч.-изд. я. 0,60. Тираж 154 эю. С 9860. Зак. 177.
ИПК Издательство стандартов, 107076 Москва, Колодезный пер., 14. http://www.sundards.ru e-mail: info@standards.ru Набрано в Издательстве на ПЭВМ Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.
Плр №080102