УПАКОВКА ДЛЯ
ИЗДЕЛИЙ
МАШИНОСТРОЕНИЯ
ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
Москва
Стандартинформ
2006
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
УПАКОВКА ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Общие требования
Packing for products of engineering industry.
General requirements.
|
ГОСТ
23170-78
|
Постановлением
Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 7 июня 1978 г. №
1546 дата введения установлена
01.07.80
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к
упаковке изделий машиностроения и должен применяться при разработке
нормативно-технической документации на упаковку групп или конкретных видов
изделий, в том числе на экспорт.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Упаковка должна соответствовать требованиям
настоящего стандарта и нормативно-технической документации на изделия
конкретных видов.
1.2. Упаковка совместно с консервацией должна
обеспечивать сохраняемость изделий при их транспортировании и хранении в
течение сроков, установленных в нормативно-технической документации на изделия
конкретных видов.
1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
1.3. Изделие или его составные части, транспортируемые в
виде отдельных групповых мест, могут в целом не иметь упаковки, если позволяют
конструктивные особенности изделия, его консервация, условия транспортирования,
хранения и сроки сохраняемости. При необходимости производят защиту отдельных
мест изделий.
1.4. Упаковка не должна иметь острых выступающих частей
(гвоздей, концов проволоки и т.д.), углов, кромок и поверхностей с
неровностями, которые могут нанести повреждения транспортным средствам, их
внутреннему оборудованию, упаковке других грузовых мест и обслуживающему
персоналу.
1.5. Группа изделий и варианты временной защиты должны
соответствовать требованиям ГОСТ 9.014, стандартам или техническим условиям на изделия
конкретных видов.
1.6. Маркировка грузов - по ГОСТ 14192, стандартам или техническим условиям на изделия
конкретных видов.
1.5 - 1.6. (Измененная редакция, Изм. № 1).
1.7. Для обеспечения свободной погрузки и выгрузки
габаритные размеры упакованных изделий и (или) их составных частей должны
устанавливаться с учетом размеров грузовых люков, площадок транспортных средств
и габаритов погрузки, а также правил и требований к размещению и перевозке
грузов, установленных на транспорте соответствующего вида.
(Измененная
редакция, Изм. № 2).
1.8. Упаковка экспонатов для ярмарок и выставок должна
соответствовать требованиям ГОСТ 20519.
1.9. (Исключен, Изм. № 1).
1.10. Параметры
транспортных пакетов, способы и средства пакетирования должны соответствовать
требованиям ГОСТ 24597 и устанавливаться в стандартах или технических
условиях на изделия конкретных видов.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.11. Изделия, транспортируемые в районы Крайнего Севера и
приравненные к ним местности, должны упаковываться по ГОСТ 15846.
(Введен
дополнительно, Изм. № 1).
2.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ УПАКОВКИ
2.1. Упаковку следует выбирать в зависимости от
конструктивных особенностей изделий, условий хранения, транспортирования и
сроков сохраняемости.
Упаковку по функциональному назначению в части защиты
от внешних воздействующих факторов подразделяют на внутреннюю упаковку,
транспортную тару и средства амортизации и крепления изделий в таре и других
средствах упаковки.
2.2. В зависимости от требований к защите изделий от
климатических факторов внешней среды устанавливают следующие категории упаковки
(КУ):
КУ-1 - для защиты от прямого попадания атмосферных
осадков, брызг воды и солнечной ультрафиолетовой радиации, ограничения
проникания пыли, песка, аэрозолей;
КУ-2 - для защиты от проникания атмосферных осадков,
брызг воды и солнечной ультрафиолетовой радиации, пыли, песка, аэрозолей;
КУ-3 - для защиты от проникания атмосферных осадков и
аэрозолей, брызг воды, пыли, песка, солнечной ультрафиолетовой радиации и
ограничения проникания водяных паров и газов;
КУ-4 - для защиты от проникания атмосферных осадков и
аэрозолей, брызг воды, пыли, песка, солнечной ультрафиолетовой радиации,
водяных паров и газов (герметичная упаковка).
Каждая предыдущая категория упаковки является
облегченной по сравнению с последующей.
Варианты внутренней упаковки должны соответствовать
требованиям ГОСТ
9.014, стандартам или техническим условиям на изделия конкретных видов в
зависимости от категории упаковки каждого изделия, сроков защиты, условий
хранения и транспортирования, применяемых средств противокоррозионной защиты.
Примечание.
Защиту изделий без упаковки или частичную защиту изделий по п. 1.3, а
также упаковку, обеспечивающую меньшую степень защиты, чем упаковка категории
КУ - 1, следует обозначать КУ - 0.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.3. Условия хранения - по ГОСТ 15150.
2.4. Условия
транспортирования в части воздействия климатических факторов - по ГОСТ 15150, а в части механических - по таблице.
Условия транспортирования и их обозначения
|
Характеристика условий
транспортирования
|
Легкие (Л)
|
Перевозки
железнодорожным транспортом без перегрузок
Перевозки
автомобильным транспортом без перегрузок: по дорогам с асфальтовым и бетонным
покрытиями (дороги 1-й категории) на расстояние до 200 км; по булыжным
(дороги 2 и 3-й категории) и грунтовым дорогам на расстояние до 50 км со
скоростью до 40 км/ч
Перевозки
различными видами транспорта:
воздушным,
железнодорожным транспортом в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом,
отнесенным к настоящим условиям, с общим числом перегрузок не более 2
|
Средние (С)
|
Перевозки
автомобильным транспортом с общим числом перегрузок не более 4:
по
дорогам с асфальтовым и бетонным покрытиями (дороги 1-й категории) на
расстояние от 200 до 1000 км;
по
булыжным (дороги 2 и 3-й категорий) и грунтовым дорогам на расстояние от 50
до 250 км со скоростью до 40 км/ч
Перевозки
различными видами транспорта:
воздушным,
железнодорожным транспортом в сочетании их между собой и с автомобильным
транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л с общим числом
перегрузок не более 4 или к настоящим условиям транспортирования
Перевозки
водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям
транспортирования Л, с общим числом перегрузок не более 4
|
Жесткие (Ж)
|
Перевозки
автомобильным транспортом с любым числом перегрузок:
по
дорогам с асфальтовым покрытием (дороги 1-й категории) на расстояние свыше
1000 км;
по
булыжным (дороги 2 и 3-й категорий) и грунтовым дорогам на расстояние свыше
250 км со скоростью до 40 км/ч или на расстояние до 250 км с большей
скоростью, которую допускает транспортное средство
Перевозки
различными видами транспорта:
воздушным,
железнодорожным транспортом и водным путем (кроме моря) в сочетании их между
собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортирования
Л и С с общим числом перегрузок более 4 или к настоящим условиям
транспортирования;
водным
путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям
транспортирования С, с любым числом перегрузок
Перевозки,
включающие транспортирование морем
|
Примечание.
К условиям Л и С могут быть отнесены перевозки гужевым транспортом, на аэросанях,
санных прицепах к тракторам на расстояние в пределах, установленных для
перевозок автомобильным транспортом.
Дополнительные требования к условиям
транспортирования устанавливаются в стандартах или технических условиях на
изделия конкретных видов, при условии обеспечения сохраняемости.
2.5. Вид и тип транспортной тары устанавливаются в
стандартах или технических условиях на изделия конкретных видов в зависимости
от массы, габаритных размеров изделий, условий транспортирования и хранения и
требований к защите.
При транспортировании изделий в закрытых транспортных
средствах или под укрытием в условиях Л их допускается перевозить:
без упаковки;
с защитой отдельных частей изделий;
с применением тары и вспомогательных упаковочных
средств в соответствии с приложением 2.
2.6. Изделия, транспортируемые в условиях Л и С открытыми
транспортными средствами при бесперегрузочных перевозках, в зависимости от
требований к защите изделий допускается перевозить без упаковки с учетом правил
перевозки грузов, действующих на транспорте соответствующего вида.
2.7. В зависимости от конструктивных особенностей изделий
для обеспечения их сохранности в условиях транспортирования Ж необходимо
предусматривать в нормативно-технической документации на конкретные виды
изделий на таре дополнительные крепления в виде поясов, угольников, планок и
т.д.
2.4 - 2.7. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2.8. В зависимости от конструктивных особенностей изделий
упаковка должна содержать средства амортизации или крепления изделий в таре при
помощи прокладок из гофрированного картона, губчатой резины, пенопласта,
спиральных пружин, войлока и т.д.
2.9. Размеры тары - по ГОСТ 21140.
Для изделий, габариты которых не соответствуют
размерам тары по ГОСТ 21140,
допускается устанавливать ее размеры в нормативно-технической документации на
конкретные виды изделий, при этом должны учитываться габаритные размеры и масса
упаковываемых изделий, необходимость применения вспомогательных средств и
средств крепления изделий в таре, количество изделий в единице тары, способ
транспортирования, оптимальный расход тароматериалов, максимальное
использование площади или вместимости транспортных средств.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.10. В нормативно-технической документации на упаковку конкретных групп
или видов изделий обозначение категорий упаковки и условий транспортирования должны
соответствовать принятым в настоящем стандарте.
2.11. Сопроводительная документация, прилагаемая к изделиям, должна быть
герметично упакована в пакет, изготовленный из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354, или пленки поливинилхлоридной пластифицированной технической по ГОСТ 16272 толщиной от 0,10 до 0,30 мм, или другого водонепроницаемого материала.
Типы пакетов, прочность и герметичность сварных швов - по ГОСТ 12302. При хранении изделий в условиях 1 и 2 по ГОСТ 15150 или при транспортировании контейнерами допускается упаковывать
документацию в пакеты из бумаги по ГОСТ 8828. Типы пакетов, прочность клеевых швов - по ГОСТ 24370.
Упакованная документация
должна помещаться в контейнер, тару или вложена в металлический карман по ГОСТ
24634, прикрепленный к таре. Если изделие не упаковано, то пакет с
документацией закрепляется на самом изделии.
При транспортировании
изделий отдельными грузовыми местами документацию укладывают в грузовое место №
1.
По согласованию с
потребителем допускается для упаковывания сопроводительной документации
применять пленку меньшей толщины, а также помещать сопроводительную
документацию неупакованной, если она размещается внутри изделия, где
обеспечивается ее сохраняемость при транспортировании и хранении.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
3.
ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ УПАКОВКИ
3.1. Упаковку совместно с изделием следует проверять на соответствие
требованиям настоящего стандарта в части воздействия механических и
климатических факторов.
Кроме того, упаковку
проверяют на соответствие требованиям нормативно-технической документации и
рабочим чертежам.
3.2. Испытания упаковки следует проводить по стандартам и техническим
условиям на группу изделий или на изделие конкретного вида.
4.
ТРЕБОВАНИЯ К УПАКОВКЕ ИЗДЕЛИЙ, ТЕХНИЧЕСКОЙ И СОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ЭКСПОРТА
4.1. Упаковка изделий, предназначенных для экспорта, должна
соответствовать требованиям настоящего стандарта, требованиям заказа-наряда
внешнеторговой организации, требованиям экспортных дополнений к стандартам и
техническим условиям, устанавливающим специальные требования к продукции,
предназначенной для экспорта, требованиям стандартов и рекомендаций СЭВ, ИСО и
МЭК.
4.2. Допускается применять новые упаковочные средства и материалы по
согласованию с внешнеторговой организацией.
4.3. Упаковка изделий, предназначенных в страны с умеренным климатом, но
транспортируемых через районы с тропическим климатом, должна обеспечивать
защиту изделий от воздействия всех факторов тропического климата по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15151.
4.4. Для изделий, транспортируемых в страны с тропическим климатом или
транспортируемых через эти страны, техническая и сопроводительная документация
должна быть упакована в два герметичных пакета, изготовленных из полиэтиленовой
пленки по ГОСТ 10354 толщиной от 0,10 до 0,30 мм
каждый. Типы пакетов, прочность и герметичность сварных швов - по ГОСТ 12302.
Техническую и
сопроводительную документацию перед упаковкой в пакеты из полиэтиленовой пленки
допускается заворачивать в бумагу марки А по ГОСТ 8273 или марки Е по ГОСТ
7247, или марки Б, или марки М-70А по ГОСТ 2228, или марки П по ГОСТ 1760.
Марка бумаги и толщина
полиэтиленовой пленки должны устанавливаться в стандартах или технических
условиях на изделия конкретных видов. В случае размещения технической и
сопроводительной документации внутри упаковки категорий КУ-3 и КУ-4 вместе с
изделием второй пакет для документации можно не применять.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.5. В наружный пакет с документацией должен быть вложен вкладыш из бумаги
или картона с четкой надписью на русском языке и языке, указанном в
заказе-наряде внешнеторговой организации, «Техническая и
сопроводительная документация», которую можно прочесть, не вскрывая пакета.
4.6. Для изделий, транспортируемых в неупакованном виде,
техническую и сопроводительную документацию упаковывают в герметичный пакет из
полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354 толщиной не менее 0,10 мм. Типы пакетов, прочность и
герметичность сварных швов - по ГОСТ 12302.
4.7. Для изделий, транспортируемых в страны с тропическим
климатом, один экземпляр упаковочного места должен быть уложен в герметичный
пакет из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354 толщиной не менее 0,10 мм. Типы пакетов, прочность и
герметичность сварных швов - по ГОСТ 12302. Пакет дополнительно обертывается в бумагу по ГОСТ 8828 или упаковывается во второй пакет из полиэтиленовой
пленки качеством не ниже первого пакета и размещается в металлическом кармане
по ГОСТ 24634. На кармане должна быть нанесена надпись «Упаковочный
лист» на русском языке и на языке, указанном в заказе-наряде внешнеторговой
организации.
Если в заказе-наряде
внешнеторговой организации язык, на котором должна быть сделана надпись, не
указан, допускается наносить ее на русском и английском языках.
4.6, 4.7. (Измененная редакция,
Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ
2*
Справочное
ПЕРЕЧЕНЬ
тары и вспомогательных упаковочных средств
1. Ящики:
дощатые крупного габарита с
обшивкой древесноволокнистыми плитами;
решетчатые, включая
обрешетки;
фанерные (толщина фанеры 3
мм);
из гофрированного или
сплошного склеенного картона;
из древесноволокнистых
материалов.
2. Барабаны:
фанерные (толщина фанеры не
более 4 мм);
картонно-навивные;
металлические (толщина
листовой стали не более 0,4 мм).
3. Мешки:
бумажные многослойные;
полиэтиленовые; тканевые.
4. Бумажно-пленочная обертка.
5. Чехлы.
6. Связки.
7. Потребительская тара.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
* ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (Исключено, Изм. № 2).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН
Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от
07.06.78 № 1546
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5. Ограничение срока действия
снято по протоколу № 2-92 Межгосударственного совета по стандартизации,
метрологии и сертификации
6. ИЗДАНИЕ (январь 2006 г.) с
Изменениями № 1, 2, утвержденными в июне 1985 г., феврале 1989 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения. 1
2. Требования к выбору упаковки. 2
3. Требования к контролю упаковки. 4
4. Требования к упаковке изделий, технической и сопроводительной
документации, предназначенных для экспорта. 4
Приложение
2. Перечень тары и вспомогательных упаковочных средств. 5
|