Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

23 страницы

396.00 ₽

Купить ГОСТ 20444-85 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах, автомобильных и железных дорогах.

 Скачать PDF

Заменен на ГОСТ 20444-2014

Оглавление

1 Общие положения

2 Аппаратура

3 Условия измерения

4 Проведение измерения

5 Обработка и оформление результатов измерения

Приложение 1 (обязательное) Протокол измерения шумовой характеристики транспортного потока

Приложение 2 (рекомендуемое) Расчет эквивалентного уровня звука транспортного пот ока, в состав которого могут входить автомобили, троллейбусы, мотоциклы, а также трамваи

Приложение 3 (рекомендуемое) Расчет эквивалентного уровня звука потока трамваев

Приложение 4 (рекомендуемое) Расчет эквивалентного уровня звука потока железнодорожных поездов

 
Дата введения01.01.1986
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.07.2015
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

25.04.1985УтвержденГосударственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства59
РазработанНИИЖТ МПС СССР
РазработанМосковский научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования Мосгорисполкома
РазработанНИИ московского строительства ордена Ленина Главмосстроя при Мосгорисполкоме
РазработанНИИСФ Госстроя СССР
РазработанМосковский НИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Минздрава РСФСР
РазработанЦНИИП градостроительства
ИзданИздательство стандартов1985 г.
РазработанМИИЖТ МПС

Noise. Traffic flows. Methods of noise characteristic measurement

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ШУМ

ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ

Методы измерения шумовой характеристики

ГОСТ 20444-85

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

МОСКВА

РАЗРАБОТАН

Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР

Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству Госгражданстроя

Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта МПС

Московским ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Минздрава РСФСР

Московским научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования Мосгорисполкома

Научно-исследовательским институтом московского строительства ордена Ленина Главмосстроя при Мосгорисполкоме

Московским ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институтом инженеров железнодорожного транспорта МПС

ИСПОЛНИТЕЛИ

Г. Л. Осипов, д-р техн. наук; В. Е. Коробков, канд. техн. наук; В. А. Аистов; Б. С. Зотов; Г. В. Бутаков, д-р техн. наук; Н. П. Тагер, канд. техн. наук; А. С. Прохода, канд. техн. наук; Б. Г. Прутков, канд. техн. наук; И. Л. Карагодина, д-р мед. наук; А. П. Путилина, канд. мед. наук; А. А. Гацолаев; А. Н. Смирнов; Ю. В. Полянский

ВНЕСЕН Научно-исследовательским институтом строительной физики Госстроя СССР

Директор В. А. Дроздов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 апреля 1985 г. № 59

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Шум

ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ

Методы измерения шумовой характеристики

Noise. Traffic flows. Methods of noise
characteristic measurement

ГОСТ
20444-85

Взамен
ГОСТ 20444-75

Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 апреля 1985 г. № 59 срок введения установлен

с 01.01.86

Настоящий стандарт устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах, автомобильных и железных дорогах.

Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 1996/1 и ИСО 3095 в части проведения измерения.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Измерения в соответствии с настоящим стандартом должны проводиться для оценки фактического шумового режима и составления карты шума улично-дорожной сети населенных пунктов.

1.2. Шумовой характеристикой транспортных потоков является эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА.

2. АППАРАТУРА

2.1. Измерение эквивалентного уровня звука следует проводить интегрирующими шумомерами, комбинированными измерительными системами или автоматическими устройствами, соответствующими ГОСТ 17187-81.

Допускается применение шумомеров со стрелочным индикатором уровней звука, соответствующих ГОСТ 17187-81.

2.2. Аппаратура, предназначенная для измерения шумовой характеристики, должна иметь действующие свидетельства о государственной или ведомственной поверке.

2.3. Калибровку аппаратуры необходимо проводить до и после проведения измерения шумовой характеристики транспортных потоков.

Примечание. Предпочтительными являются такие способы калибровки, которые включают поверку всей измерительной системы с измерительным микрофоном.

3. УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ

3.1. Места проведения измерения следует выбирать на участках улиц и дорог с установившейся скоростью движения транспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта.

3.2. Измерения следует проводить при условии, что поверхность проезжей части улиц и автомобильных дорог должна быть чистой и сухой, а балластный слой трамвайных и железнодорожных путей не должен быть мокрым и промерзшим.

3.3. Время проведения измерения необходимо устанавливать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков.

3.4. Измерение не должно проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с необходимо применять колпак для защиты измерительного микрофона от ветра.

3.5. При проведении измерения шума следует учитывать воздействие вибраций, магнитных и электрических полей, радиоактивного излучения и других неблагоприятных факторов, влияющих на результаты измерения, согласно инструкциям по эксплуатации приборов.

4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

4.1. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (в дальнейшем - автомобили), мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды (в дальнейшем - мотоциклы), а также троллейбусы и трамваи, измерительный микрофон должен располагаться на тротуаре или на обочине на расстоянии (7,5 ± 0,2) м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 7,5 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук.

В случае расположения улицы или дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня земли.

4.2. При проведении измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (25 ± 0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального железнодорожного пути на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня земли.

В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 25 м от оси ближнего к точке измерения железнодорожного пути, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 ± 0,1) м от уровня земли.

4.3. Измерительный микрофон должен быть направлен в сторону транспортного потока. Оператор, проводящий измерение, должен находиться на расстоянии не менее чем 0,5 м от измерительного микрофона.

4.4. Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры при проведении измерения уровней звука следует устанавливать в положение «А», а переключатель временной характеристики - в положение согласно требованиям инструкций по эксплуатации приборов.

4.5. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, должен охватывать проезд не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях.

4.6. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях.

4.7. Продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов должна составлять не менее 1 ч.

4.8. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука интервал между отсчетами уровней звука должен составлять от 2 до 3 с. Отсчет уровней звука необходимо производить как при наличии, так и при отсутствии на участке измерения движущихся транспортных средств. Значения уровней следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета.

4.9. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять уровень звука LА, дБА, в период прохождения трамвая или железнодорожного поезда перед измерительным микрофоном по среднему показанию при колебании стрелки прибора.

4.10. Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА.

4.11. Уровни звука помех, создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных потоков, должны быть не менее чем на 20 дБА ниже уровней при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств, включая помехи.

4.12. Одновременно с измерением шумовой характеристики транспортного потока следует определять его состав и интенсивность движения. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять также скорость их движения.

5. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ

5.1. Результаты измерения шумовой характеристики транспортного потока и данные по его составу, интенсивности и скорости движения должны представляться в форме протокола в соответствии с обязательным приложением 1.

5.2. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с рекомендуемым приложением 2.

5.3. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с рекомендуемым приложением 3.

5.4. Эквивалентный уровень звука потока железнодорожных поездов при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с рекомендуемым приложением 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное

ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА

1. Место проведения измерения.

2. Дата и время проведения измерения.

3. Продолжительность проведения измерения.

4. Аппаратура.

5. Эквивалентный уровень звука.

6. Форма 1 для записи измеряемых уровней звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

7. Форма 2 для расчета эквивалентного уровня звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

8. Форма 3 для определения интенсивности движения и состава транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.

9. Форма 4 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения потока трамваев.

10. Форма 5 для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения и состава потока железнодорожных поездов.

11. Схематический ситуационный план участка.

12. Поперечный разрез участка.

13. Продольный уклон проезжей части улицы или дороги.

14. Тип и состояние покрытия проезжей части улицы или дороги.

15. Тип верхнего строения железнодорожного или трамвайного пути.

16. Название организации, проводившей измерение.

17. Должности, фамилии и подписи лиц, проводивших измерение.

Форма 1

Уровни звука, дБА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 2

Интервалы уровней звука, дБА

Отметки отсчетов уровней звука в интервале

Число отсчетов уровней звука в интервале

Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %

Частные индексы

1

2

3

4

5

От 18 до 22

 

 

 

 

» 23 » 27

 

 

 

 

» 28 » 32

 

 

 

 

» 33 » 37

 

 

 

 

» 38 » 42

 

 

 

 

» 43 » 47

 

 

 

 

» 48 » 52

 

 

 

 

» 53 » 57

 

 

 

 

» 58 » 62

 

 

 

 

» 63 » 67

 

 

 

 

» 68 » 72

 

 

 

 

» 73 » 77

 

 

 

 

» 78 » 82

 

 

 

 

» 83 » 87

 

 

 

 

» 88 » 92

 

 

 

 

» 93 » 97

 

 

 

 

» 98» 102

 

 

 

 

Суммарное число отсчетов уровней звука ... Суммарный индекс ...

DLА = ...дБА. Эквивалентный уровень звука LАэкв = ...дБА.

Примечание. Формы 1 и 2 заполняются при измерении шумовой характеристики шумомером со стрелочным индикатором уровней звука.


Форма 3

Напряжение движения

Виды транспортных средств

Направление движения

Суммарное число транспортных средств

Интенсивность движения, ед./ч

Трамваи

Легковые автомобили

Грузовые автомобили, автомобили-тягачи и автопоезда

Автобусы

Троллейбусы

Мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды

Число

Интенсивность движения

Число

Доля, %

Число

Доля, %

Число

Доля, %

Число

Доля, %

Число

Доля, %

А - Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б - А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В обоих направлениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания:

1. Начало и окончание подсчета транспортных средств должны быть синхронизированы с началом и окончанием измерения уровней звука.

2. К легковым автомобилям следует относить и другие транспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля.

3. Долю транспортных средств данного вида следует рассчитывать от суммарного числа транспортных средств.

4. Интенсивность движения следует определять перемножением суммарного числа транспортных средств на коэффициент 60/Ти, где Ти - продолжительность измерения, мин.

5. Направление А - Б соответствует направлению возрастания нумерации домов.


Форма 4

Уровень звука LAi, дБА

Время проезда трамваем перед измерительным микрофоном ti, c

Длина трамвая li, м

Скорость движения трамвая vi, м/с

Время действия уровня звука (Lai - 10), дБА, ti, с

1

2

3

4

5

Примечания:

1. Скорость движения трамвая vi, м/с, следует определить по формуле

где li - длина трамвая, м;

ti - время проезда трамвая перед измерительным микрофоном, с.

2. Время действия уровня звука (Lai - 10), дБА, ti, с, следует определять по номограмме.

Форма 5

Тип поезда

Уровень звука LАi, дБА

Время проезда поезда перед измерительным микрофоном ti, с

Время проезда головной частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м tri, с

Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м txi, с

Скорость движения поезда vi, м/с

1

2

3

4

5

6

Примечание. Скорость движения поезда vi, м/с, следует определять до формуле

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА, В СОСТАВ КОТОРОГО МОГУТ ВХОДИТЬ АВТОМОБИЛИ, ТРОЛЛЕЙБУСЫ, МОТОЦИКЛЫ, А ТАКЖЕ ТРАМВАИ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

1. Диапазон подлежащих измерению уровней звука разбивают на следующие интервалы: от 18 до 22, от 23 до 27, от 28 до 32, от 33 до 37, от 38 до 42, от 43 до 47, от 48 до 52, от 53 до 57, от 58 до 62, от 63 до 67, от 68 до 72, от 73 до 77, от 78 до 82, от 83 до 87, от 88 до 92, от 93 до 97, от 98 до 102 дБА.

2. Измеренные уровни звука (форма 1 приложения 1) распределяют по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2 приложения 1. Подсчитывают число отсчетов уровней звука в каждом интервале и суммарное число отсчетов. Результаты указанных операций записывают (отметками и цифрами) в графы 2 и 3 формы 2 приложения 1.

3. Вычисляют доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 4 формы 2 приложения 1.

4. Определяют частные индексы по табл. 1 в зависимости от интервала и доли числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 5 формы 2 приложения 1.


Таблица 1

Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %

Интервалы уровней звука, дБА

От 18 до 23

От 23 до 27

От 28 до 32

От 33 до 37

От 38 до 42

От 43 до 47

От 48 до 52

От 58 до 57

От 58 до 62

От 63 до 67

Частные индексы

0,1

0

0

0

0

1

3

10

32

100

316

0,2

0

0

0

1

2

6

20

63

200

632

0,3

0

0

0

1

3

9

30

95

300

949

0,4

0

0

0

1

4

13

40

126

400

1265

0,5

0

0

1

2

5

16

50

158

500

1581

0,6

0

0

1

2

6

19

60

190

600

1897

0,7

0

0

1

2

7

22

70

221

700

2213

0,8

0

0

1

3

8

25

80

253

800

2530

0,9

0

0

1

3

9

28

90

285

900

2846

1,0

0

0

1

3

10

32

100

316

1000

3162

1,3

0

0

1

4

13

41

130

411

1300

4111

1,7

0

1

2

5

17

54

170

538

1700

5375

2,0

0

1

2

6

20

63

200

632

2000

6324

3

0

1

3

9

30

95

300

949

3000

9486

4

0

1

4

13

40

126

400

1265

4000

12648

5

1

2

5

16

50

158

500

1581

5000

15810

6

1

2

6

19

60

190

600

1897

6000

18972

7

1

2

7

22

70

221

700

2213

7000

22134

8

1

3

8

25

80

253

800

2530

8000

25296

9

1

3

9

28

90

285

900

2846

9000

28458

10

1

3

10

32

100

316

1000

3162

10000

31620

12

1

4

12

38

120

379

1200

3794

12000

37944

14

1

4

14

44

140

443

1400

4427

14000

44268

16

2

5

16

51

160

506

1600

5059

16000

50592

18

2

6

18

57

180

569

1800

5692

18000

56976

20

2

6

20

63

200

632

2000

6324

20000

63240

25

3

8

25

79

250

791

2500

7905

25000

79050

30

3

9

30

95

300

949

3000

9486

30000

94860

35

4

11

35

111

350

1107

3500

11067

35000

110670

40

4

13

40

126

400

1265

4000

12648

40000

126480

45

5

14

45

142

450

1423

4500

14229

45000

142290

50

5

16

50

158

500

1581

5000

15810

50000

158100

60

6

19

60

190

600

1897

6000

18972

60000

189720

70

7

22

70

221

700

221

7000

22134

70000

221340

80

8

25

80

253

800

2530

8000

25296

80000

252960

90

9

28

90

285

900

2846

9000

28458

90000

284580

100

10

32

100

316

1000

3162

10000

31620

100000

316200

Продолжение табл. 1

Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %

Интервалы уровней звука, дБА

От 68 до 72

От 73 до 77

От 78 до 82

От 83 до 87

Oт 88 до 92

От 93 до 97

Oт 98 до 102

Частные индексы

0,1

1000

3162

10000

31620

100000

316200

1000000

0,2

2000

6324

20000

63240

200000

632100

2000000

0,3

3000

9486

30000

94860

300000

948600

3000000

0,4

4000

12648

40000

126480

400000

1264800

4000000

0,5

5000

15810

50000

158100

500000

1581000

5000000

0,6

6000

18972

60000

189720

600000

1897200

6000000

0,7

7000

22134

70000

221340

700000

2213400

7000000

0,8

8000

25296

80000

252960

800000

2529600

8000000

0,9

9000

28458

90000

284580

900000

2845800

9000000

1,0

10000

31620

100000

316200

1000000

3162000

10000000

1,3

13000

41106

130000

411060

1300000

4110600

13000000

1,7

17000

53754

170000

537540

1700000

5375400

17000000

2,0

20000

63240

200000

632400

2000000

6324000

20000000

3

30000

94880

300000

948600

3000000

9486000

30000000

4

40000

126480

400000

1264800

4000000

12648000

40000000

5

50000

158100

500000

1581000

5000000

15810000

50000000

6

60000

189720

600000

1897200

6000000

18972000

60000000

7

70000

221340

700000

2213400

7000000

22134000

70000000

8

80000

252960

800000

2529600

8000000

25296000

80000000

9

90000

284580

900000

2845800

9000000

28458000

90000000

10

100000

316200

1000000

3162000

10000000

3162000

100000000

12

120000

379440

1200000

3794400

12000000

37944000

120000000

14

140000

442680

1400000

4426800

14000000

44268000

140000000

16

160000

505920

1600000

5059200

16000000

50592000

160000000

18

180000

569160

1800000

5691600

18000000

56916000

180000000

20

200000

632400

2000000

6324000

20000000

63240000

200000000

25

250000

790500

2500000

7905000

25000000

79050000

250000000

30

300000

948600

3000000

9486000

30000000

94860000

300000000

35

350000

1106700

3500000

11067000

35000000

110670000

350000000

40

400000

1264800

4000000

12648000

40000000

126480000

400000000

45

450000

1422900

4500000

14229000

45000000

142290000

450000000

50

500000

1581000

5000000

15810000

50000000

158100000

500000000

60

600000

1897200

6000000

18972000

60000000

189720000

600000000

70

700000

2213400

7000000

22134000

70000000

221340000

700000000

80

800000

2529600

8000000

25296000

80000000

252960000

800000000

90

900000

2845800

9000000

28458000

90000000

284580000

900000000

100

1000000

3162000

10000000

31620000

100000000

316200000

1000000000


5. Вычисляют суммарный индекс, складывая полученные частные индексы.

6. Определяют величину DLА, дБА, по табл. 2 в зависимости от полученного значения суммарного индекса.

Таблица 2

Суммарный индекс

DLА, дБА

Суммарный индекс

DLА, дБА

Суммарный индекс

DLА, дБА

Суммарный индекс

DLА, дБА

 

 

1585

32

398100

56

100000000

80

 

 

1995

33

501200

57

125900000

81

10

10

2512

34

631000

58

158500000

82

13

11

3162

35

794300

59

199500000

83

16

12

3981

36

1000000

60

251200000

84

20

13

5012

37

1259000

61

316200000

85

25

14

6310

38

1585000

62

398100000

86

32

15

7943

39

1995000

63

501200000

87

40

16

10000

40

2512000

64

631000000

88

50

17

12590

41

3162000

65

794300000

89

63

18

15850

42

3981000

66

100000000

90

79

19

19950

43

5012000

67

 

 

100

20

25120

44

6310000

68

 

 

126

21

31620

45

7943000

69

 

 

159

22

39810

46

10000000

70

 

 

200

23

50120

47

12590000

71

 

 

251

24

63100

48

15850000

72

 

 

316

25

79430

49

19950000

73

 

 

398

26

100000

50

25120000

74

 

 

501

27

125900

51

31620000

75

 

 

631

28

158500

52

39810000

76

 

 

794

29

199500

53

50120000

77

 

 

1000

30

251200

54

63100000

78

 

 

1259

31

316200

55

79430000

79

 

 

7. Эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА, вычисляют по формуле

LАэкв = DLА + 10.

Пример расчета

На магистральной улице проведены измерения уровней звука, результаты которых представлены в форме 1.

Форма 1

Уровни звука, дБА

59

63

65

64

66

65

67

67

69

71

74

75

73

71

68

69

71

70

73

74

72

68

67

65

63

63

65

67

68

70

71

72

74

72

70

69

67

67

65

64

64

66

67

67

69

70

70

72

73

75

73

71

71

69

69

68

66

68

69

71

71

70

68

67

65

66

65

63

64

66

67

66

69

70

71

71

70

69

68

68

66

67

65

66

68

70

71

70

72

74

75

73

72

70

68

69

71

70

71

68

69

71

70

72

74

76

74

75

77

75

76

74

73

71

73

70

69

71

73

75

74

76

77

77

75

76

74

73

71

70

72

69

68

70

73

71

74

75

77

75

76

73

72

69

66

68

67

66

65

63

62

63

64

61

62

60

61

63

65

64

67

68

70

73

71

72

74

74

75

74

71

70

68

70

69

67

63

62

64

67

66

68

69

71

71

73

74

72

70

73

76

75

73

70

68

66

67

69

67

65

63

65

64

65

67

66

67

69

72

73

74

76

75

77

79

77

75

76

73

71

69

66

64

63

65

63

64

63

65

67

70

71

70

72

71

73

75

74

76

77

76

74

71

70

71

69

67

68

66

65

64

62

64

68

69

72

74

75

77

80

76

73

71

69

67

68

65

67

69

68

70

71

70

72

72

69

67

64

63

61

60

63

66

65

67

70

73

74

77

75

72

70

71

69

70

68

67

65

62

61

Требуется рассчитать эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА.

Расчет производим в следующем порядке.

1. Измеренные уровни звука, представленные в форме 1, распределяем по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2. Отсчеты уровней звука в каждом интервале заносим в графу 2 формы 2 в виде отметок.

2. Подсчитываем число отметок отсчетов уровней звука в каждом интервале.

Форма 2

Интервалы уровней звука, дБА

Отметки отсчетов уровней звука в интервале

Число отсчетов уровней звука в интервале

Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, %

Частные индексы

1

2

3

4

5

От 18 до 22

"

 

 

 

» 23 » 27

 

 

 

 

» 28 » 32

 

 

 

 

» 33 » 37

 

 

 

 

» 38 » 42

 

 

 

 

» 43 » 47

 

 

 

 

» 48 » 52

 

 

 

 

» 53 » 57

 

 

 

 

» 58 » 62

//////////

12

4

4000

» 63 » 67

///////////////

//////////////

//////////////

88

30

94860

» 68 » 72

/////////////////

/////////////////

/////////////////

123

40

400000

» 73 » 77

/////////////

/////////////

/////////////

75

25

710500

» 78 » 82

//

2

0,7

70000

» 83 » 87

 

 

 

 

» 88 » 92

 

 

 

 

» 93 » 97

 

 

 

 

» 98» 102

 

 

 

 

Суммарное число отсчетов уровней звука 300. Суммарный индекс 1359360 DLА = 61 дБА. Эквивалентный уровень звука LАэкв = 71 дБА.

Результаты подсчетов заносим в графу 3 формы 2.

3. В зависимости от полученного числа отсчетов уровней звука вычисляем доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в процентах и в суммарном числе отсчетов уровней звука, которое в рассматриваемом примере равно 300. Так, например, в интервале уровней звука от 73 до 77 дБА сделано 75 отсчетов, доля которых в суммарном числе отсчетов составляет 25 %.

Полученные доли числа отсчетов заносим в графу 4 формы 2.

4. По табл. 1 приложения 2 определяем частные индексы в зависимости от интервалов (графа 1 формы 2) и доли числа отсчетов уровней звука в суммарном числе отсчетов (графа 4 формы 2).

Если в табл. 1 отсутствует значение данной доли числа отсчетов, значение частного индекса берется для доли числа отсчетов, ближайшей по величине к данной доли числа отсчетов. Так, например, для интервала уровней звука от 58 до 62 дБА и доли числа отсчетов 4 частный индекс равен 4000; для интервала от 63 до 67 дБА и доли числа отсчетов 30 частный индекс равен 94860 и т. д.

Результаты подсчетов заносим в графу 5 формы 2.

5. Вычисляем суммарный индекс, равный сумме полученных частных индексов. В настоящем примере суммарный индекс равен 1359360.

6. Для полученного суммарного индекса определяем по табл. 2 приложения 2 величину DLА, дБА, которая в данном случае равна 61 дБА (принимается значение поправки по наиболее близкому указанному в табл. 2 значению суммарного индекса).

7. Вычисляем эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА, по формуле

LАэкв = DLА + 10 = 61 + 10 = 71 дБА.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ТРАМВАЕВ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

1. Определяют среднее значение измеренных уровней звука , дБА, по формуле

где LA1, LA2 ,..., LAn - измеренные уровни звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);

n - число измеренных уровней звука.

2. Определяют среднее значение времени действия , с, уровней звука (Lai - 10) по формуле

где t1, t2, ..., tn - время действия, с, уровней звука (LАi - 10) (графа 6 формы 5 приложения 1).

3. Определяют величину поправки DLАt, дБА, по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука (LАi - 10).

Среднее значение времени действия , с, уровней звука (LАi - 10)

3

4

5

6

7

8

Поправка DLАt, дБА

-30,8

-29,5

-28,6

-27,8

-27,1

26,5

4. Определяют величину поправки 10 lgn, дБА, где п - число измеренных уровней звука.

5. Эквивалентный уровень звука LАэкв, дБ, вычисляют по формуле

LАэкв =

Пример расчета

На улице с преимущественным движением трамваев проведены измерения уровней звука и характеристик движения трамваев, результаты которых представлены в форме.

Форма

Модель трамвая

Уровень звука Lаi, дБА

Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном ti, с

Длина трамвая li, м

Скорость движения трамвая vi, м/с

Время действия ti, с, уровня (LАi - 10)

1

2

3

4

5

6

Т-2

88

1,3

15

11,5

4,7

»

82

1,2

15

12,5

4,3

»

88

2,8

30

10,7

7,4

»

88

1,4

15

10,7

5,0

»

87

1,4

15

10,7

5,0

»

88

1,5

15

10,0

5,4

»

88

1,4

15

10,7

5,0

»

86

2,7

30

11,1

7,2

»

86

l,4

15

10,7

5,0

»

87

1,3

15

11,5

4,7

»

88

1,4

15

10,7

5,0

»

86

1,2

15

12,5

4,3

»

86

1,3

15

11,5

4,7

»

87

2,7

30

11,1

7,2

»

87

1,5

15

10,0

5,4

»

86

1,4

15

10,7

5,0

»

85

1,3

15

11,5

4,7

»

86

1,4

15

10,7

5,0

»

87

2,6

30

11,5

6,9

»

85

1,2

15

12,5

4,3

Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.

1. Определяем среднее значение измеренных уровней звука

2. Определяем среднее значение времени действия уровней звука (LАi - 10)

3. Определяем величину поправки по таблице в зависимости от среднего значения времени действия уровней звука (LАi - 10)

DLАt = -28,4 дБА.

4. Определяем величину поправки 10 lgn. В рассматриваемом примере п = 20.

10 lgn = 13 дБА.

5. Вычисляем значение эквивалентного уровня звука потока трамваев, которое округляем до целого числа

LАэкв = 86,6 - 28,4 + 13 + 3 = 74,2 дБА » 74 дБА.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рекомендуемое

РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ

Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.

1. Вычисляют эквивалентные уровни звука LАэквi, дБА, отдельных поездов по формуле

где Lаi - уровень звука, дБА (графа 2 формы 5 приложения 1);

Т - продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов, с;

ti - время проезда 1-го поезда перед измерительным микрофоном, с (графа 3 формы 5 приложения 1);

vi - скорость движения i-го поезда, м/с (графа 6 формы 5 приложения 1);

ro - расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона, м; обычно ro = 25 м.

2. Эквивалентный уровень звука LАэкв, дБА, потока поездов определяют путем энергетического суммирования полученных эквивалентных уровней звука отдельных поездов LАэквi, дБА, по формуле

или при помощи таблицы.

Разность двух складываемых эквивалентных уровней звука

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15

20

LАэквi, дБА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавка к более высокому эквивалентному уровню звука, дБА

3,0

2,5

2,0

1,8

1,5

1,2

1,0

0,8

0,6

0,5

0,4

0,2

0,1

Сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы производят последовательно, начиная с максимального, в следующем порядке:

вычисляют разность двух складываемых эквивалентных уровней звука;

определяют добавку к более высокому из двух складываемых эквивалентных уровней звука по таблице в зависимости от полученной разности этих уровней;

производят сложение полученной добавки и более высокого из двух складываемых эквивалентных уровней звука.

Аналогичные действия производят с полученной суммой двух эквивалентных уровней звука и третьим уровнем и т.д.

Пример расчета

На участке территории, прилегающей к железной дороге, проведены измерения уровней звука и характеристик движения поездов, результаты которых представлены в форме. Продолжительность периода измерения составила 1 ч или 3600 с. Расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона равнялось 25 м.

Форма

Тип поезда

Уровень звука Lаi, дБА

Время проезда поезда перед измерительным микрофоном ti, c

Время проезда головной частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м tri, с

Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м txi, с

Скорость движения поезда vi, м/с

1

2

3

4

5

6

Электропоезд

85

11,6

2,2

2,1

23,2

То же

83

11,9

2,2

2,2

22,7

»

82

15,5

2,9

2,9

17,5

»

88

9,3

2,0

2,1

24,4

»

82

13,4

2,4

2,6

20,0

Пассажирский

78

23,1

2,8

2,8

17,8

Электропоезд

79

16,2

3,0

3,0

16,7

То же

82

13,1

2,4

2,4

20,8

»

89

11,0

2,1

2,0

24,4

Грузовой

80

92,0

3,9

3,6

13,4

Электропоезд

78

17,6

3,2

3,4

15,2

То же

86

8,9

1,9

2,0

25,1

Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.

1. Вычисляем эквивалентные уровни звука LАэквi, дБА, отдельных поездов по формуле

Так, например, эквивалентный уровень звука пассажирского поезда равен

 

2. Порученные эквивалентные уровни звука располагаем в ряд по степени уменьшения:

64,2; 64,2; 62,5; 60,4; 60,4; 58,5; 58,5; 58,0; 57,9; 56,2;55,9; 55,2.

3. Производим последовательное сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы, начиная с максимального. Вычисляем разность первого и второго эквивалентных уровней звука

64,2 - 64,2 = 0.

По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к одному из них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 0, добавка составляет 3 дБА.

Произведем сложение полученной добавки и одного из складываемых эквивалентных уровней звука

64,2 + 3 = 67,2.

Вычисляем разность полученной суммы эквивалентных уровней звука и третьего эквивалентного уровня звука

67,2 - 62,5 = 4,7 дБА.

По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к более высокому из них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 4,7, добавка составляет 1,3 дБА. Производим сложение полученной добавки и более высокого из складываемых эквивалентных уровней звука

67,2 + 1,3 = 68,5 дБА.

Аналогичные действия производим с полученной суммой трех эквивалентных уровней звука и четвертым уровнем и т. д. В результате сложения эквивалентных уровней звука отдельных поездов получаем значение эквивалентного уровня звука потока поездов, которое округляем до целого числа

LАэкв = 71,1 дБА » 71 дБА.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 2

2. Аппаратура. 2

3. Условия измерения. 2

4. Проведение измерения. 3

5. Обработка и оформление результатов измерения. 4

Приложение 1 Протокол измерения шумовой характеристики транспортного потока. 4

Приложение 2 Расчет эквивалентного уровня звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, троллейбусы, мотоциклы, а также трамваи. 7

Приложение 3 Расчет эквивалентного уровня звука потока трамваев. 14

Приложение 4 Расчет эквивалентного уровня звука потока железнодорожных поездов. 15