ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГКОЛЕИ 1520 (1524) мм. ОКРАСКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСТ 12549-80
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва
РАЗРАБОТАН Министерством путей сообщения ИСПОЛНИТЕЛИ
М. Ф. Вериго, В. Д. Черников, Н. А. Буше, А. П. Лавров, Т. А. Романова, Г. А. Казанский, А. М. Березовский, X. И. Пейрик, А. Л, Кузьмич, X. А. Шапиро, В. Л. Щербаков, А. Д. Казин, Н. И. Миронова, И. Я. Лемешева, С. В. Суворов, Р. Я. Штеренгарц
ВНЕСЕН Министерством путей сообщения
Зам. министра К. В, Кунаев
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 февраля 1980 г. № 931
Продолжение табл. 2 |
|
|
Условия эксплуатации по ГОСТ 9. ИМ—79 |
|
Толщина |
Наименование основных окрашиваемых поверхностей |
Материал
окрашиваемых
поверхностей |
категория
размещения
окрашиваемых
поверхностей |
группы
условий
эксплуатации |
Шпатлевки и мастики |
лакокрасочных покрытий шпатлевками, мастиками (мкм) |
стены ниже оконных проемов и пол почтовых и багажных вагонов локомотивной тяги, стены ниже оконных проемов вагонов электро- и дизель-поездов |
|
|
|
|
Нс менее 1500 |
|
* Шпатлевание поверхностей не должно производиться при обеспечении качества лакокрасочного покрытия в соответствии с классами покрытия, установленными настоящим стандартом.
** Срок введения для Ленинградского вагоностроительного завода им. Егорова с 1 января 1986 г.
Наименование основных окрашиваемых поверхностей |
Материал
окрашиваемых
поверхностей |
К Наружные поверхности кузовов:
крыши:
средняя часть |
Сталь |
свесы |
|
Сталь |
стены:
боковые |
|
Сталь |
концевые |
|
Сталь |
отделочные полосы на частях кузовов головных электро- и дизель-отоездов |
лобовых
вагонов |
Сталь |
Таблица 3 |
Условия эксплуатации по ГОСТ 9. ИМ—79 |
Класс лакокрасочных покрытий по ГОСТ 9.032-74 |
Покрывные лакокрасочные
материалы (эмали, лаки) |
Количество слоев покрывных лакокрасочных материалов |
категория размещения окра* шиваемыд поверхностей |
группы
условий
эксплуа
тации |
1 |
У1 |
VII |
По грунтовке, шпатлевке |
|
|
|
|
эмали: |
|
|
|
|
|
ПФ-115 или ПФ-1126, или |
3 |
|
|
|
УР-И61, или УРФ-1128, или |
|
|
|
|
ХВ-113, или ХС-119 |
|
|
1 |
У1 |
V |
По грунтовке, шпатлевке |
|
|
|
|
эмали: |
|
|
|
|
|
ПФ-П5 или ПФ-1126, или |
3 |
|
|
|
УР-1161, или УРФ-1128, или |
|
|
|
|
ХВ-113 |
|
|
1 |
У1 |
IV |
По грунтовке, шпатлевке |
|
|
|
|
эмали: |
|
|
|
|
|
ПФ-115 или ПФ-1126, или |
3 |
|
|
|
ПФ-1127, или УР-1161, или. |
|
|
|
|
УРФ-1128, или МЛ-152; |
|
|
|
|
|
допускаются эмали |
|
|
I |
У1 |
V |
УР-1161, или УРФ-1128 |
|
I |
|
|
|
по эмали ПФ-115 |
|
2 |
I |
У1 |
IV |
По эмали окрашенных кузо- |
|
|
|
|
bob; |
|
|
|
|
|
эмаль АС-554 |
|
3 |
|
|
|
по грунтовке АС-071 |
|
|
|
|
|
или по |
* |
|
|
|
|
эмалям АС-131 или |
> |
2 |
|
|
|
АС-59& |
|
2 |
|
|
|
с лаком АС-528 |
|
2 |
|
Стр. 10 ГОСТ «149—М |
Наименование основных окрашиваемых поверхностей
2. Наружные поверхности внутренних помещений: потолков пассажирских и служебных помещений вагонов, потолков купе, сортировочных залов почтовых и багажных вагонов:
Древесноволокнистые, древесно-стружечные, столярные, фанерные плиты и фанера
потолков кладовых почтовых вагонов и грузовых помещений багажных вагонов
3. Наружные поверхности внутренних помещений: потолков пассажирских и служебных помещений пассажирских вагонов локомотивной тяги и вагонов электро- и дизель- поездов;
потолков служебных помещений, купе сортировочных залов почтовых и багажных вагонов;
потолков кладовых почтовых вагонов и грузовых помещений багажных вагонов;
Материал
окрашиваемых
поверхностей |
Условия эксплуатации по ГОСТ 9.104-79 |
категория размещения окра* шиваемых поверхностей |
группы
условий
эксплуа
тации |
4 |
У4 |
2 |
У2 |
4 |
У4 |
2 |
У2 |
|
U
iff
8вн
л мУ
IV
V
IV |
Покрывные лакокрасочные материалы (эмали, лаки)
Без грунтовки по шпатлевке эмали:
Э-ВА-17 или Э-ВС-17, или) Э-АК-Ш, или Э-ВА-27, или}** Э-КЧ-26, или J
по грунтовке эмали:
ПФ-115, или ПФ-1126, или ПФ-1105
По грунтовке, шпатлевке эмали:
ПФ-115 или ПФ-1126, или ПФ-1105
Наименование основных окрашиваемых поверхностей
стен и грузовых полок кладовых почтовых вагонов и грузовых помещений багажных вагонов;
потолков и стен машинных помещений вагонов и дизель-поездов 4. Наружные поверхности внутренних помещений: потолков и стен туалетных помещений, потолков и стен тамбуров
5. Поверхности оборудования вну три помещения: раскладок, дверей и мебели
Материал
окрашиваемых
поверхностей
категория размещения окрашиваемых поверхностей
группы
условий
эксплуа
тации
Покрывные лакокрасочные материалы (эмали, лаки)
ПФ-115 или ПФ-1126, ПФ-1105
Древесноволокнистые, древесно-стружечные, столярные, фанерные плиты, фанера, сталь Дерево
По грунтовке, шпатлевке эмали:
ПФ-115 или ПФ-1126, или без грунтовки эмали: Э-ВА-27 или Э-КЧ-26
Лаки:
АУ-271 или УР-293, или ПФ-231, или МС-25, или ПФ-170, или ПЭ-232, или ПЭ-214, или ПФ-171, или ПФ-283
^МЙЛИ*
ПФ-115 или ПФ-1126
Продолжение табл 3 |
|
|
Условия эксплуатации по ГОСТ 9.104-79 |
|
|
Количество слоев покрывных лакокрасочных материалов |
Наименование основных окрашиваемых поверхностей |
Материал
окрашиваемых
поверхностей |
категория размещения окрашиваемых поверхностей |
Группы 1 условий эксплуатации |
giT
ip
ч g Ф
SZg |
Покрывные лакокрасочные материалы (эмали, лаки) |
6. Поверхности мебели вагонов электро-, дизель-поездов |
Дерево
Дерево,
сталь |
4 |
У4 |
IV |
Лйш:
АУ-271 или УР-293, или ПФ-231, или МС-25, или ПФ-170, или ПФ-171, или ПФ-283, или ПЭ-232, или ПЭ-214, или ХС-76
ПИ*
ПФ-115 или ПФ-И2в |
2 |
7. Поверхности котельных отделений и оборудования внутри котельных |
Сталь |
4 |
У4 |
VI |
Без грунтовки эмаль КО-822 или лак ПФ-170 с добавлением алюминиевой пудры марок ПАП-1 или ПАП-2, или эмали: ПФ-115, или ПФ-1126, или по грунтовке МС-17 |
2 |
8. Поверхности перегородок котельных отделений со стороны коридоров |
Сталь |
4 |
У4 |
|
Без грунтовки эмали:
ПФ-115 или ПФ-1126, или
ПФ-1105 |
2 |
9. Поверхности водяных баков с наружной стороны и баков силового оборудования
10. Поверхности аккумуляторных ящиков с внутренней стороны: |
Сталь |
2 |
У2 |
|
По грунтовке эмали:
ПФ-115 или ПФ-И26, или ПФ-1105 По грунтовке эмали:
ХС-759 или ХВ-785, или |
2
2 |
при установке кислотных батарей аккумуляторов |
Сталь,
дерево |
|
7 по ГОСТ
9.032-74 |
|
ХВ-785 и лак ХВ-784, или без грунтовки эмаль КФ-252 |
2
1
2 |
|
ГОСТ Ш49—SO Стр. 13 |
Продолжение табл. 3 |
Наименование основных окрашиваемых поверхностей |
Материал
окрашиваемых
поверхностей |
Условия эксплуатации по ГОСТ 9.104-79 |
Класс лакокрасочных покрытий по 1 ГОСТ 9.032-74 |
Покрывные лакокрасочные материалы (эмали, лаки) |
Количество слоев покрывных лакокрасочных материалов |
категория размещения окрашиваемых поверхностей |
группы
условий
эксплуа
тации |
при установке щелочных батарей |
Сталь, |
|
7 по |
|
По грунтовке эмали ХВ-785 |
2 |
аккумуляторов |
дерево |
|
гост |
|
или ХВ-785 и |
|
|
|
|
9.032—7.4 |
|
лак ХВ-784, или |
|
|
|
|
|
|
без грунтовки |
1 |
|
|
|
|
|
эмаль ЭП-773, или |
2 |
|
|
|
|
|
шпатлевка ЭП-00—10 |
2 |
П. Поверхности рам вагонов, те |
Сталь |
— |
— |
— |
По грунтовке эмали: |
|
лежек, подвагонного оборудования и |
|
|
|
|
ХВ-113 или ХВ-16, или |
2 |
автосцепного устройства |
|
|
|
|
ХВ-110, илиХС-119, или МС-17, |
|
|
|
|
|
|
или без грунтовки |
|
|
|
|
|
|
эмали ПФ-115, или ПФ-1126 |
|
|
Стр. 14 ГОСТ 12549—80 |
ГОСТ 12549—М Стр. 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное
ПЕРЕЧЕНЬ
лакокрасочных н вспомогательных материалов для окрашивания пассажирских вагонов |
Наименование и марки лакокрасочных материалов |
Обозначение стандартов на лакокрасочные материалы |
Грунтовки |
|
Грунтовки ФЛ-ОЗк, ФЛ-ОЗж фенольноформальде- |
ГОСТ 9109-76 |
гидные |
|
Грунтовка ФЛ-086 фенольно-формальдегидная |
ГОСТ 16302-79 |
Грунтовка ПФ-020 пентафталевая |
ГОСТ 18186-79 |
Грунтовка ПФ-0142 пентафталевая |
— |
Грунтовка ГФ-0119 глифталевая |
— |
Грунтовка ГФ-021 глифталевая |
— |
Грунтовка ХС-059 на сополимере винилхлорида |
— |
с винилацетатом |
|
Грунтовка ХС-068 на сополимере винилхлорида |
— |
Грунтовка ЭП-057 протекторная эпоксидная |
— |
Грунтовка АС-071 алкидно-акриловая |
— |
Грунтовка ПС-084 протекторная |
— |
Грунтовка АК-070 бутилметакрилатная |
— |
Грунтовки ВЛ-02, В Л-023 фосфатирующие поли- |
ГОСТ 12707-77 |
винилацетатные |
|
Грунтовка МС-067 (быв. АСГ) масляностирольная |
— |
Грунтовка УРФ-0106 полиуретановая |
““ |
Шпатлевки |
|
Шпатлевка ПФ-002 алкидная |
ГОСТ 10277-76 |
Шпатлевка ХВ-004 перхлорвиниловая |
ГОСТ 10277-76 |
Шпатлевка ХВ-005 перхлорвиниловая |
ГОСТ 10277-76 |
Шпатлевка ПЭ-0044 полиэфирная |
— |
Шпатлевка МС-006 алкидностирольная |
ГОСТ 10277-76 |
Шпатлевки ЭП-00—10, ЭГТ-00—^20 эпоксидные |
ГОСТ 10277-76 |
Шпатлевка клеевая |
|
Эмали, краски, лаки |
|
Эмали ПФ-115 пентафталевые |
ГОСТ 6465-76 |
Эмали ПФ-1126 пентафталевые |
— |
Эмали ПФ-1127 пентафталевые |
-- |
Эмали ПФ-1105 пентафталевая |
-- |
Эмали ХВ-110 перхлорвиниловые |
ГОСТ 18374-79 |
Эмали ХВ-113 перхлорвиниловые |
ГОСТ 18374-79 |
Эмаль ХВ-1'6 перхлорвиниловая |
— |
Эмали ХВ-785 перхлорвиниловая |
ГОСТ 7313-75 |
Эмаль ХС-119 на сополимере хлорвинила с вини |
ГОСТ 21824-76 |
лацетатом |
ГОСТ 18099-78 |
Эмали МЛ-152 меламиноалкидные |
Эмаль УР-1161 полиуретановая |
ГОСТ 11066-74 |
|
Продолжение |
|
|
Наименование и марки лакокрасочных материалов |
Обозначение стандартов, на лакокрасочные материалы |
Эмаль УРФ-1128 алкидноуретановая
Эмаль КО-822 кремнийорганическая
Эмаль ЭП-773 (бывшая ОЭП-4Ш—1) эпоксидная
Эмаль КФ-252 канифольная
Эмаль МС-17 алкидностирольная
Эмаль АС-599 алкидноакриловая
Эмаль АС-131 алкидноакриловая
Эмаль АС-554 алкидноакриловая флюоресцент- |
ГОСТ 23143-78 |
ная
Краска Э-ВА-17 поливинилацетатная водоэмульсионная |
ГОСТ 20833-75 |
Краска Э-ВС-17 сополимерно-винилацетатная водо- |
ГОСТ 20833-75 |
эмульсионная Краска Э—АК-111 Лак ПФ-170 пентафталевый Лак ПФ-171 пентафталевый Лак ПФ-231 пентафталевый |
ГОСТ 20833-75 ГОСТ 15907-70 ГОСТ 15907-70 |
Лак ПФ-283 пентафталевый
Лак АУ-271 алкидно-уретановый
Лак УР-293 полиуретановый
Лак МС-25 масляно- и алкидностирольный |
ГОСТ 5470-75 |
Лак ПЭ-232 полиэфирный Лак ПЭ-214 полиэфирный Лак ХВ-784 перхлорвиниловый Лак ХС-76 перхлорвиниловый Лак ХС-759 перхлорвиниловый Лак АС-528 на сополимере винилбутилового эфира с метилметакрилатом
Мастики
Мастика АПМ антикоррозионная противошумная Мастика БПМ-1 битумная противошумная Мастика АБП битумная Мастика 579 противошумная битумная |
ГОСТ 23438-79 ГОСТ 5.495-70 ГОСТ 7313-75 ГОСТ 9355-60 |
Вспомогательные материалы
Пудра алюминиевая ПАП-1 и ПАП-2 |
ГОСТ 5494-71 |
|
Пр имечание. Лакокрасочные материалы, на которые отсутствуют госу-дарственные стандарты, изготавливаются по нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Редактор А, Л. Владимиров Технический редактор Л. Б. Семенова Корректор В. М. Смирнова
Сдано в наб. 17.03.80 Подп. в печ. 19.05 80 1,0 п. л. 1,19 уч.-изд. л. Тир. 10000 Цена 5 коп.
Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов. 123557, Москва, Новопресненский пер., 3 Тип. «Московский печатник». Москва, Лялин пер.. 6. Зак. 427
Группа Д52
Изменение № 1 ГОСТ 12549-80 Вагоны пассажирские магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Окраска. Технические требования
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.12.85 № 4099 срок введения установлен
с 01.0786
Пункты 1.2.1, 1.2.2. Заменить ссылку: ГОСТ 9.025-74 на ГОСТ 9.402-80. Пункт 1.2.2. Второй абзац исключить.
(Продолжение см. с. 280)
(Продолжение изменения к ГОСТ 12549-80)
Пункт 1.1215. Заменить ссылку: ГОСТ 3191-75 на ГОСТ 3191-82.
Приложение 1. Таблица 2. Сноска **. Заменить срок: «с 1 января 1986 г.» на «с 01.01.88».
Приложение 2. Заменить ссылки: ГОСТ. 9109—76 на ГОСТ 9109-81, ГОСТ 23143-78 на ГОСТ 23143>—83, ГОСТ 9355-60 на ГОСТ 9355-81; графу «Обозначение стандартов на лакокрасочные материалы» дополнить ссылками: для «Грунтовки ГФ-0119 глифталевой» — ГОСТ 23243-78, для «Грунтовки ГФ-02Г глифталевой»— ГОСТ 25129-82!, для «Грунтовки ХС-059 на сополимере винил-хлорида с винилацетатом» — ГОСТ 12)3494-^79;
исключить слова: «Лак ПЭ-214 г!олиэфирный по ГОСТ 5.495-70».
(ИУС 4 1986 г.)
Группа Д52
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520(1524) мм. ОКРАСКА Технические требования
Passenger cars of mainline railways track 1520 (1524) mm gauge. Painting. Technical requirements
OKП 318350
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 февраля 1980 г. N9 931 срок действия установлен
с 01.01 1981 г. до 01.01 1986 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на получение лакокрасочных покрытий для вновь изготавливаемых и подвергающихся заводскому капитальному ремонту второго объема при полном удалении лакокрасочных покрытий с поверхностей цельнометаллических пассажирских, почтовых, багажных вагонов, вагонов-ресторанов, вагонов-электростанций локомотивной тяги и вагонов электро- и дизель-поездов (далее — вагоны), а также их деталях и сборочных единицах, предназначенных для работы в районах с умеренным климатом У по ГОСТ 15150-69.
Стандарт не распространяется на специальные вагоны и вагоны, подвергающиеся заводскому капитальному ремонту, не требующему полного удаления лакокрасочных покрытий с металлических частей кузовов.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Окраска вагонов должна производиться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
Работы по получению лакокрасочных покрытий на вагонах, деталях и сборочных единицах должны проводиться в помещениях при температуре не менее 10°С и относительной влажности не более 70%.
Перепечатка воспрещена © Издательство стандартов, 1980
Группа Д52
Изменение № 2 ГОСТ 12549-80 Вагоны пассажирские магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Окраска. Технические требования
Утверждено и введено в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 15.06.87 № 2047
Дата введения 91.01.88
Вводную часть изложить в новой редакции: «Настоящий стандарт устанавливает технические требования на получение лакокрасочных покрытий на вновь изготавливаемых цельнометаллических пассажирских, почтовых, багажных вагонах, вагонах-ресторанах, вагонах-электростанций локомотивной тяги и вагонах электро- и дизель-поездов (далее — вагоны), а также их деталях и сборочных единицах и на пассажирских вагонах, подвергающихся капитальному ремонту (КР-2), в соответствии с требованиями «Руководства по производству капиталь-ноге ремонта пассажирских ЦМВ», предназначенных для работы в районах с умеренным климатом У категориях размещения 1, 2, 3 по ГОСТ 15150-69.
Стандарт не распространяется на специальные вагоны».
Пункт 1.2.1 изложить в новой редакции: «1.2.1. Металлические поверхности вагонов, деталей и сборочных единиц, подготовленные к окрашиванию, должны быть очищены от продуктов коррозии, отслаивающейся окалины, сварочных брызг, формовочной земли, жировых и других загрязнений по ГОСТ 9.402^80.
Для вновь изготавливаемых и ремонтируемых литых деталей вагонов допускается применение грунтовок-модификаторов ржавчины или пенетрирующих грунтовок».
Пункт 1.2.2. Второй абзац исключить.
Пункты 1.5.1, 2l.l изложить в новой редакции: «1.5.1. Срок службы лакокрасочных покрытий на наружных металлических поверхностях кузовов должен соответствовать 6 годам, а при использовании пентафталевых и меламинных эмалей — 4 годам; на внутренних металлических поверхностях кузовов при использовании мастики 579—10 годам, мастики АПМ, пенополиуретановых материалов марки «Рипор» и ППУ-ПНЗ — 16 годам при соблюдении правил эксплуатации и ремонта. Удаление лакокрасочного покрытия на наружных поверхностях кузовов по истечении указанного срока службы допускается только в местах их разрушений выше балла 3 по ГОСТ 9.407-84.
2.1. Организация технологического процесса окрашивания вагонов должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.005-75»*
(Продолжение см. с. 182)
181
Стр. 2 ГОСТ 12J49—SO
1.2. Требования к подготовке поверхности перед окрашиванием
1.2.1. Металлические поверхности вагонов, деталей и сборочных единиц, подготовленных к окрашиванию, должны быть очищены от ржавчины, отслаивающейся окалины, сварочных брызг, формовочной земли, жировых и других загрязнений, а также от разрушившегося лакокрасочного покрытия по ГОСТ 9.025-74. Для вновь изготавливаемых и ремонтируемых литых деталей вагонов, а также для металлических конструкций вагонов, подвергающихся заводскому капитальному ремонту второго объема, допускается применение грунтовок-преобразователей или преобразователей ржавчины.
1.2.2. Качество обезжиривания перед окрашиванием должно' соответствовать 2-й степени, очистка от окислов — 3-й степени по ГОСТ 9.025-74.
Не допускается на металлических поверхностях кузовов вновь изготавливаемых вагонов наличие пятен ржавчины.
1.2.3. Внешний вид подготовленных металлических поверхностей вагонов локомотивной тяги — по ГОСТ 12406-79, вагонов электро- и дизель-поездов — по ГОСТ 9.032-74.
1.2.4. Металлические поверхности вагонов, подготовленные к окрашиванию, должны быть сухими.
1.2.5. Поверхности деревянных деталей, подготовленные к окрашиванию, должны быть чистыми и соответствовать требованиям ГОСТ 3191-75.
1.3. Требования к окрашиванию
1.3.1. Лакокрасочные материалы (грунтовки, шпатлевки, мастики, эмали и лаки) для окрашивания вагонов, деталей и сборочных единиц, количество слоев эмалей, лаков, толщины лакокрасочных покрытий шпатлевкой и мастикой, а также классы покрытий должны соответствовать требованиям, указанным в обязательном приложении 1.
1.3.2. Требования к окрашиванию деталей и сборочных единиц, не предусмотренные настоящим стандартом, устанавливаются по отраслевой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Лакокрасочные материалы, не предусмотренные настоящим стандартом — по ГОСТ 9.074-77.
1.3.3. Цвет лакокрасочных покрытий должен соответствовать художественно-конструкторской документации на вагоны, согласованной с заказчиком.
1.4. Требования к сушке лакокрасочных покрытий
1.4.1. Лакокрасочные покрытия, нанесенные на поверхности вагонов, сборочных единиц и деталей должны подвергаться горя-
ГОСТ Ш4Р—60 Стр. 3
чей или естественной сушке до степени 3 по ГОСТ 19007-73.
Допускается нанесение покрывных лакокрасочных материалов по недосушенной грунтовке и по недосушенному промежуточному слою покрывных материалов, для которых это предусматривается соответствующими стандартами и технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
1.4.2. Качество сушки должно обеопечиваться соблюдением режимов сушки, установленных предприятием-изготовителем.
1.5. Требования к долговечности лакокрасочных покрытий
1.5.1. Срок службы лакокрасочных покрытий на наружных металлических поверхностях кузовов должен соответствовать 6 годам, а при использовании иентафталевых и меламинных эмалей — 4 годам; на внутренних металлических поверхностях кузовов при использовании мастики 579—10 годам, а мастики АПМ—16 годам, при соблюдении правил эксплуатации и ремонта. Удаление лакокрасочного покрытия на наружных поверхностях кузовов по истечении указанного срока службы допускается только в местах их разрушений менее балла 5 по ГОСТ 6992-68.
1.6. Перечень лакокрасочных и вспомогательных материалов для окрашивания вагонов, деталей и сборочных единиц указан в справочном приложении 2.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Производство окрасочных работ должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.005-75, ГОСТ 12.2.003-74, ГОСТ 12.4.021—75, а при капитальном заводском ремонте и требованиям правил «Техники базопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов и участков предприятий железнодорожного транспорта».
2.2. Работники окрасочных цехов и участков должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания, зрения, кожи рук и лица, спецодеждой.
2.3. Концентрация токсических веществ в воздухе производственных помещений окрасочных цехов—по ГОСТ 12.1.005-76.
2.4. Технологический процесс удаления старого разрушившегося лакокрасочного покрытия с поверхностей кузовов вагонов ручным инструментом — по ГОСТ 17770-72 и ГОСТ 12.2.010-75.
3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМУ УХОДУ В ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗА ОКРАШЕННОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ
3.1. Для очистки загрязненных поверхностей кузовов вагонов в эксплуатации должны применяться водные специальные растворы моющих средств, биологически разрушаемые в сточных водах.
Стр. 4 ГОСТ 12549—М
3.2. Промывка вагонов должна проводиться по технологической инструкции МПС при помощи моечных машин, водоструйных щеток или другого механизированного инструмента.
4. ГАРАНТИЯ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
4.1. Предприятие-изготовитель должно гарантировать соответствие лакокрасочных покрытий на вагонах требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил эксплуатации и правильного ухода за поверхностями вагонов и при отсутствии механических повреждений.
4.2. Гарантийный срок сохранности защитных свойств лакокрасочных покрытий — в течение следующих сроков со дня подписания акта приемки вагонов:
на наружных поверхностях кузовов:
пассажирских вагонов локомотивной тяги — в течение двух лет;
вагонов электро- и дизель-поездов в течение трех лет на стенах при использовании эмалей зеленого цвета, в течение двух лет при использовании эмалей вишневого цвета и одного года — на крышах';
на подвагонном оборудовании и автосцепном устройстве — в течение двух лет.
К моменту истечения гарантийного срока состояние защитных свойств лакокрасочных покрытий должно быть по ГОСТ 6992-68 не менее балла 5 на наружных поверхностях кузовов вагонов и не менее балла 3 на подвагонном оборудовании и автосцепном устройстве.
ПРИЛОЖЕНИЕ I Обязательное
ГРУНТОВКИ, КЛАССЫ И ТОЛЩИНЫ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОКРАШИВАНИЯ ВАГОНОВ
Таблица 1 |
|
|
Условия эксплуатации по ГОСТ 9.104-79 |
|
Наименование основных окрашиваемых поверхностей |
Материал
окрашиваемых
поверхностей |
категория
размещения
окрашенных
поверхностей |
группы условий эксплуатации |
Грунтовки |
1. Сопрягаемые поверхности деталей и сборочных единиц, соединяемые болтами и заклепками* |
Сталь |
2 |
У2 |
ФЛ-ОЗк или ЭП-057, или ГФ-021, или ГФ-0И9, или ПФ-0142, или ПФ-020 |
2. Сопрягаемые поверхности деталей, подлежащих сварке прерывистыми швами или точками, а также внутренние поверхности сварных конструкций замкнутого профиля в технологически доступных местах* |
Сталь |
2 |
У2 |
ФЛ-ОЗк или лак ПФ-170 с добавлением в указанные материалы 15—20% алюминиевой пудры марок ПАП-1 или ПАП-2; ЭП-057 или ПС-084 |
3. Наружные поверхности кузовов |
Сталь |
1 |
У1 |
ФЛ-ОЗк или ГФ-021, или ГФ-0119, или ПФ-020, или ПФ-0142, или XC-Q59, иля УРФ-0106 |
4. Поверхности рам вагонов, тележек, подвагонного оборудования и автосцепного устройства |
Сталь |
|
|
ФЛ-ОЗк или ГФ-021, или ГФ-0119, или ПФ-020, или ПФ-0142, или ХС-059, или МС-067 |
|
ГОСТ 1М49—М Стр. 5 |
Продолжение табл. 1 |
|
|
Условия эксплуатации по ГОСТ 9.104-79 |
|
Наименование основных окрашиваемых поверхностей |
Материал
окрашиваемых
поверхностей |
категория
размещения
окрашенных
поверхностей |
группы условий эксплуатации |
Грунтовки |
|
Стр. 6 ГОСТ 12549-80 |
5. Внутренние поверхности кузовов (-Закрытые обрешеткой, изоляцией и обшивкой из древесных плит) кроме пола, подоконных поясов стен
6. Внутренние поверхности пола и подоконных поясов стен кузовов (закрытые обрешеткой, изоляцией и обшивкой из древесных плит)
7. Наружные поверхности водяных баков и баков силового оборудования дизель-поездов
8. Поверхности внутренних помещений вагонов (в том числе туалетных, тамбуров и машинных отделений)
9. Поверхности аккумуляторных ящиков с внутренней стороны при установке кислотных и щелочных батарей аккумуляторов
Сталь
Сталь
Сталь (кроме нержавеющей)
Сталь
столярные, древесно-стружечные, фанерные плиты, фанера Сталь, дерево
ФЛ-ОЗк или ПФ-020, или\1 ПФ-0142, или ГФ-0119 |
У2,4/1 по ФЛ-ОЗк или ПФ-020, или ГОСТ 9.032-74 ПФ-0142, или ГФ-0119, по грунтовкам В Л-023 или
В Л-02 ФЛ-ОЗк или ГФ-0119, или ПФ-0142 ФЛ-ОЗк или ГФ-0119, или ПФ-0142
ГФ-021, или ПФ-020, или
ГФ-021, или ПФ-020, или
ФЛ-ОЗж или ФЛ-086, или АК-070, или В Л-02 ГФ-021 или ГФ-0119, или ПФ-020, или ПФ-0142, или ФЛ-ОЗк
ХС-059 или ХС-068, или АК-070, или ФЛ-ОЗк
Продолжение табл, / |
|
|
Условия эксплуатации по ГОСТ 9.104-79 |
|
Наименование основных окрашиваемых поверхностей |
Материал
окрашиваемых
поверхностей |
категория
размещения
окрашенных
поверхностей |
группы условий эксплуатации |
Грунтовки |
10. Поверхности котельных отделений и оборудования внутри котельных |
Сталь |
4 |
У4 |
ФЛ-ОЗк или ГФ-021, или ГФ-0119, или ПФ-020, или ПФ-0142 |
|
Таблица 2 |
|
|
Условия эксплуатации по ГОСТ 9.104-79 |
|
Толщина |
Наименование основных окрашиваемых поверхностей |
Материал
окрашиваемых
поверхностей |
категория
размещения
окрашиваемых
поверхностей |
группы
Условий
эксплуатации |
Шпатлевки и мастики |
лакокрасочных покрытий шпатлевками, мастиками (мкм) |
1. Наружные поверхности кузовов:
боковых и концевых стен, лобовых частей головных вагонов электро- и дизель-поездов, крыш (в местах сварных швов), а также стен тамбуров и туалетных помещений |
Сталь |
1 |
У1 |
По грунтовке шпатлевки:*
ПФ-002 или ХВ-005, или ХВ-004, или МС-006, или ПЭ-0044, или без грунтовки шпатлевки ЭП-00—10 или ЭП-00—20 |
Не более 2000 |
2. Поверхности внутренних помещений вагонов
3. Внутренние поверхности кузовов, закрытые изоляцией н обшивкой из древесных плит: |
Древесно
стружечные,
фанерные
плиты,
фанера |
4 |
У4 |
По грунтовке шпатлевка ПФ-002 или клеевая шпатлевка |
|
крыши и стены (боковые, концевые, тамбурные) до нижнего уровня оконных проемов;
стены ниже оконных проемов и пол пассажирских вагонов локомотивной тяги, пол вагонов электро- и дизель-поездов; |
Сталь |
2 |
У2.4/1 по ГОСТ 9.032-74 |
По грунтовке мастики) АПМ или БПМ-1, или)** 579, или АБП ) |
Не менее 1000 Не менее 2000 |
|
Стр. 8 ГОСТ (2549—80 |
1
При подготовке поверхности методом форматирования и последующем окрашивании их мастикой АПМ допускается не грунтовать внутренние поверхности крыш и стен до нижнего уровня оконных проемов, а внутренние поверхности подоконных поясов стен и пола грунтовать только в местах сварных швов только грунтовками ВЛ-02 или В Л-023.