ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВАГОНЫ ГРУЗОВЫЕ КРЫТЫЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 10935-82
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва
УДК 629.463.1 : 006.354 Группа Д52
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ВАГОНЫ ГРУЗОВЫЕ КРЫТЫЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм
Общие технические условия
Box-cars for 1520 mm gauge main line railways. General specifications
ОКП 31 8211
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 марта 1982 г. № 1390 срок действия установлен
с 01.01.83 до 01.01.88
в части п. 1.3.3
с 01.01.84
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на грузовые крытые четырехосные универсальные вагоны магистральных железных дорог колеи 1520 мм (далее—вагоны), предназначенные для перевозки штучных, тарно-штучных, пакетированных и насыпных грузов, требующих защиты от атмосферных осадков.
Стандарт не распространяется на крытые вагоны специального назначения.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Общие требования
1.1.1. Вагоны должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на конкретный вид вагонов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
1.1.2. Вагоны должны быть изготовлены в исполнении У по ГОСТ 15150-69. Допускается по согласованию с заказчиком изготовлять вагоны для других климатических условий по ГОСТ 15150—69.
Стр. 2 ГОСТ 10935-82
не менее 68,00 120,00 не более 23,25 не менее 120,00 О—Т
1.1.3. Основные параметры и размеры вагонов должны соответствовать указанным ниже:
грузоподъемность, т расчетная скорость, км/ч нагрузка от оси на рельсы, тс объем кузова, м3 . габариты по ГОСТ 9238-83 .
Примечание. По требованию заказчика допускаются другие вагонов.
1.1.4. Прочность вагонов — в соответствии с «Нормами для расчета на прочность и проектирования механической части новых и модернизированных вагонов железных дорог МПС колеи 1520 (1524) мм (несамоходных)», утвержденными Министерством путей сообщения и Министерством тяжелого и транспортного машиностроения.
1.1.5. Вагоны должны быть оборудованы: тележками но ГОСТ 9246-79;
автосиепными устройствами с поглощающими аппаратами по ГОСТ 22703-77 и ГОСТ 22253-76. Установочные размеры авто-сцепного устройства — по ГОСТ 3475-81;
автоматическими тормозами с воздухораспределителем; регулятором тормозной рычажной передачи и автоматическим регулятором грузовых режимов торможения; тормозным цилиндром по ГОСТ 3036-69; запасным резервуаром; соединительными рукавами; стояночным тормозом;
рычажной передачей, обеспечивающей постановку композиционных и чугунных колодок;
задвижными самоуплотняющимися дверями, допускающими свободное открывание в ненагруженном состоянии после выведения из лабиринтного уплотнения, с ограничительными упорами и фиксаторами их открытого положения;
вентиляционными решетками боковых загрузочных люков; скобами для подвески сигнального фонаря.
Примечание. Допускается по требованию заказчика оборудовать вагоны несамоуплотняющимися дверями без внутренней фанерной обшивы.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.1.6. Самоуплотняющиеся двери должны быть снабжены люками для отсыпки насыпных грузов. Запорные устройства люков должны быть сблокированы с запорными устройствами двери.
Несамоуплотияющнеся двери не оборудуют люками для отсыпки насыпных грузов.
1.1.7. Кузов вагона должен быть цельнометаллической конструкции.
ГОСТ t0935—82 Стр. 3
Допускается по согласованию с заказчиком изготовление кузовов раскосно-стоечной конструкции с- металлическими торцевыми стенами.
1.1.8. Крыша вагонов должна быть цельнометаллической сварной конструкции, при этом обшивку следует изготовлять из стали марки 10ХНДП по ГОСТ 19281-73. Для цельнометаллических вагонов крыша должна быть съемной при ремонте.
1.1.9. В крыше и боковых стенах вагонов должны быть предусмотрены люки для загрузки насыпных грузов. Люки должны иметь запорные устройства, исключающие возможность открывания их снаружи вагонов.
1.1.10. В крыше вагона должны быть предусмотрены печные разделки по ГОСТ 8225-67.
1.1.11. На стенах внутри вагонов должны быть установлены кронштейны для фонарей освещения. Кронштейны должны быть расположены в зоне боковых загрузочных люков и обеспечивать возможность установки и закрывания оконных рам.
1.1.12. Вагоны должны быть оборудованы несъемным оборудованием для перевозки людей.
1.1.13. Крыша вагона должна быть обшита с внутренней стороны водостойкой фанерой или древесно-волокнистыми плитами, прилегающими вплотную к металлической обшивке крыши, с нанесением на внутреннюю поверхность крыши антикоррозионного материала.
1.1.14. Торцевые и боковые стены цельнометаллической конструкции должны иметь обшивку из водостойкой фанеры.
1.1.15. Боковые стены кузовов раскосно-стоечной конструкции должны иметь обшивку из деревянных досок, соединенных «в паз» и «гребень» по ГОСТ 9330—76.
1.1.16. Двери должны быть обшиты водостойкой фанерой.
1.1.17. Для покрытия внутренних поверхностей металлических стен, крыши и дверей, по согласованию с заказчиком, допускается применять полимерные или другие материалы.
1.1.18. Пол вагонов должен быть изготовлен из досок, соединенных «в четверть» по ГОСТ 9330-76. В зоне дверного проема пол должен быть армирован рифленым металлическим листом толщиной не менее 4 мм.
Над тормозными колодками пол должен быть защищен отражателями от попадания искр.
1.1.19. Окраска вагонов — по ГОСТ 7409-73.
1.1.20. Внешний вид лакокрасочного покрытия окрашенных поверхностей вагонов должен соответствовать классу VII по ГОСТ 9.032—74.
1.1.21. Виды, методы и периодичность контрольных испытаний вагонов — по нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Стр. 4 ГОСТ 10935-82
1.1.22. Каждый вагон должен быть взвешен на вагонных весах с точностью до 50 кг.
1.2. Требования к материалам
1.2. К Несущие элементы вагонов должны быть изготовлены из низколегированной стали марки 09Г2Д по ГОСТ 19281-73 и ГОСТ 19282-73.
1.2.2. Остальные элементы вагонов допускается изготовлять из углеродистой стали по ГОСТ 380-71 и ГОСТ 1050-74.
1.2.3. Отливки стальных литых деталей вагонов — по ГОСТ 977—75 и техническим условиям на них.
1.2.4. Отливки из серого чугуна деталей вагонов — по ГОСТ 26358-84.
1.2.5. Подготовка деталей и сборочных единиц к сварке, выполнение сварочных работ, марки применяемых электродов, методы сварки швов и соединений должны соответствовать технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2.6. Деревянные детали вагонов — по ГОСТ 3191-82.
1.3. Т р е б о в а н и я к надежности
1.3.1. Срок службы вагонов до списания — 32 года.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.3.2. Срок службы вагонов до первого деповского ремонта — .2 года.
1.3.3. Срок службы вагонов до первого капитального ремонта— 34 лет,
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Конструкция вагона, расположение его и монтаж должны обеспечивать доступ при обслуживании, безопасность работы персонала, обслуживающего вагоны.
2.2. Конструкция вагонов должна позволять подъем их домкратами в груженом состоянии при ремонтах. В местах, предназначенных для постановки домкратов, должны быть установлены планки с рифленой поверхностью.
2.3. Вагоны должны быть оборудованы лестницей на одной из торцевых стен, трапом на крыше, подножками и поручнями для составителей поездов, убирающимися подножками у дверных проемов для подъема в вагон.
2.4. Опорные поверхности подножек должны быть рифлеными. Поверхность трапов должна обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала.
2.5. Конструкцией вагонов должно быть обеспечено открывание дверей изнутри и промежуточная их фиксация в открытом положении.
ГОСТ 10935-32 Стр. 5
2.6. Все выступающие детали конструкции вагонов и подвагонного оборудования не должны иметь острых углов и ребер.
2.7. На вагонах должны быть нанесены знаки безопасности и предостерегающие надписи, обеспечивающие безопасную эксплуатацию вагонов.
3. МАРКИРОВКА И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
3.1. На каждом вагоне в местах, установленные рабочими чертежами, должна быть нанесена маркировка, содержащая следующие данные:
порядковый номер вагона по системе нумерации заказчика;
грузоподъемность;
объем кузова;
массу тары;
дату выпуска вагона;
другие надписи и знаки по требованию заказчика.
3.2. На наружной поверхности хребтовой балки или боковой раме каждого вагона должна быть прикреплена табличка с указанием:
сокращенного наименования предприятия-изготовителя; товарного знака;
марки стали основных несущих элементов; года изготовления;
порядкового номера вагона по системе нумерации предприятия-изготовителя.
3.3. Вагоны должны транспортировать к месту эксплуатации по железной дороге как груз на своих осях.
3.4. Партию вагонов, направляемых в один адрес, должны сопровождать:
комплект конструкторских документов по перечню, согласованному с заказчиком: документ о качестве;
эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601-68 в объеме, согласованном с заказчиком.
4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
4.1. Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие вагонов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации и ремонта.
Гарантийный срок эксплуатации несущей конструкции вагонов цельнометаллической конструкции — 7 лет, вагонов раскосностоечной конструкции — 4 года со дня ввода вагона в эксплуатацию.
4.2. Гарантийные сроки на детали и сборочные единицы — по нормативно-технической документации на них.
Изменение № 3 ГОСТ 10935-82 Вагоны грузовые крытые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
Утверждено и введено в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21.06.88 № 2021
Дата введения 01.01.89
Пункты 1.1.3, 1.1.4 изложить в новой редакции: «1.1.3. Основные параметры в размеры вагонов должны соответствовать указанным ниже:
Грузоподъемность, т, не менее.......68
Конструкционная скорость, км/ч ...... .120
Максимальная расчетная статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, кН(тс) . . . .по ГОСТ
22780—77
Объем кузова, м3 ........... 140/1223
Габарит (ГОСТ 9238-83) ......... 1-ВМ.
Примечание. По требованию заказчика должны изготавливаться вагоны с переходными площадками и концевыми балками, приспособленными для установки буферных комплектов, с соответствующими изменениями параметров вагонов.
(Продолжение изменения к ГОСТ 10035—82)
минимальное расстояние от оси патрубка (трубы вагонной печи или кухни) до загораемых элементов* конструкции вагона — 440 мм;
диаметр патрубка внутри — 130 мм;
патрубки должны быть приварены к листу обшивы крыши сплошным (непрерывным) швом с наружной стороны. В случае совпадения расположения разделки и загрузочного люка допускается приваривать патрубок к крышке люка;
проходное сечение патрубка должно быть ограничено четырьмя противоположно расположенными выступами, в которые должна вписываться окружность диаметром (125±0,5) мм;
крышка патрубка должна в закрытом положении предохранять внутреннее помещение от попадания искр и влаги, иметь возможность откидываться на петлях, полностью освобождая при этом пространство над патрубком, петли крышкй патрубка должны быть соединены с крышкой и листом обшивы крыши (крышкой загрузочного люка) неразъемным соединением;
окраска разделки — совместно с вагоном в соответствии с ГОСТ 7409-73.
Печные разделки должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по чертежам на вагоны, утвержденным в установленном порядке.
При контроле разделки (во время приемо-сдаточных и периодических испытаний) должно быть проверено качество -сварных соединений, исправность запорных устройств, действие шарнирного соединения петель».
Пункт 1.1.16 после слов «Двери» дополнить словами: «с внутренней стороны»;
дополнить примечанием: «П римечание. Допускается по требованию заказчика оборудовать вагоны дверями без внутренней фанерной обшивы».
Пункт 1.1.17 изложить в новой редакции: «1.1 Л7\ Внутренние поверхности металлических стен, крыши и дверей, по согласованию с заказчиком, допускается покрывать полимерными или другими материалами, которые не допускают быстрого распространения пламени и не выделяют высокотоксичных продуктов горения, вместо обшивки фанерой».
Пункт 1.2.5. Заменить слова: «сварки» на «выполнения сварных».
Пункты 1.3.1—1.3.3 изложить в новой редакции: «1.3.1. Назначенный срок службы до списания — 32 года.
1.3.2. Назначенный срок службы до первого деповского ремонта^—2 года.
1.3.3. Срок службы до первого капитального ремонта — 16 лет».
Раздел 1 дополнить пунктом — 1.3.4: «1.3.4. Установленная безотказная наработка — не менее 2 лет».
Пункт 2.1 изложить в новой редакции: «2.1. Конструкция вагона, расположение и монтаж его оборудования должны обеспечивать доступ при обслуживании, безопасность работы персонала, обслуживающего вагоны».
Пункт 3.2. Первый абзац. Заменить слова: «боковой раме» на «боковой балки рамы».
Пункт 4.1. Второй абзац изложить в новой редакции: «Гарантийный срок эксплуатации несущей конструкции вагвнов цельнометаллической конструкции —
(Продолжение см. с. 159)
158
(Продолжение изменения к ГОСТ 10935—82)
7 лет для вагонов выпуска до 01.01.87 и 10 лет для вагонов выпуска с 01.01.87, вагонов раскосно-стоечной конструкции — 4 года со дня ввода вагона в эксплуатацию».
(ИУС .V Ю 1988 г.)
Д. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ТАРА
Группа Д52
Изменение № 4 ГОСТ 10935-82 Вагоны грузовые крытые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
Принято Межгосударственным Советом по стандартизаций, метрологии и сертификации (протокол № 4 от 21.10.93)
Дата введения 1995—03—01
Пункт 1.1.5. Заменить ссылку: ГОСТ 22703-77 на ГОСТ 22703-91; пятый абзац. Исключить слова: «по ГОСТ 30:36—69».
Пункт 1.1.8. Заменить ссылку: ГОСТ 19281-73 на ГОСТ 19281-89. Пункты 1.1.10, 1.1.19. Заменить ссылку: ГОСТ 7409-73 на ГОСТ 7409-90.
(Продолжение см. с. 14)
(Продолжение изменения № 4 к ГОСТ 10935-82)
Пункт 1.2.1. Заменить ссылку: ГОСТ 19281-73 на ГОСТ 19281-89; исключить слова: «и ГОСТ 19282-73».
Пункт 1.2.2. Заменить ссылки: ГОСТ 380-71 на ГОСТ 380-88, ГОСТ 1050-74 на ГОСТ 1050-88.
Пункт 1.2.3. Заменить ссылку: ГОСТ 977-75 на ГОСТ 977-88.
Пункт 1.3.2. Заменить слова: «2 года» на «устанавливаются по техническим, условиям на конкретный тип вагона».
Пункт 1.3.3. Заменить слова: «16 лет» на «устанавливаются по техническим, условиям на конкретный тип вагона».
(МУС № 2 1995 г.)
1
Издание официальное Перепечатка воспрещена
★
2
Переиздание (апрель 1986 г.) с Изменениями № 1, 2, утвержденными в сентябре 1985 г., в апреле 1986 г. (ИУС 12■—85, 7 86).
© Издательство стандартов, 1986
3
Выпуск до 01.01.90.
1.1.4. Расчет вагонов на прочность должен быть выполнен в соответствии с «Нормами для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колец 15Й0 мм (несамоходных)», утвержденными МПС СССР и Минтяжмаш СССР».
Пункт 1.1.5. Четвертый абзац изложить в новой редакции: «автоматическим тормозом с воздухораспределителем»;
десятый, одиннадцатый абзацы изложить в новой редакции: «рычажной передачей, обеспечивающей постановку как композиционных, так и чугунных колодок;
задвижными дверями с ограничительными упорами и фиксаторами их открытого положения»;
дополнить абзацем: «устройствами для закрепления грузов»;
примечание, исключить.
Пункт 1.1.6 исключить.
Пункт 1.1.8 после слов «по ГОСТ 19281-73» дополнить словами: «или других коррозионно-стойких сталей по согласованию с заказчиком».
Пункт 1.1.10 изложить в .новой редакции: «1.1.10. В крыше вагона должны быть предусмотрены две печные разделки, представляющие собой устройства, предназначенные для пропуска трубы вагонной печи или кухни, и состоящие иэ патрубка, ввариваемого в обшиву цельнометаллической крыши и крышки патрубка с петлями и запорными устройствами. При этом должны выполняться следующие требования:
(Продолжение см. с. 158} 157