ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЕЛЕЖКИ ДВУХОСНЫЕ
ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ
МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 10527-84
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
МОСКВА
РАЗРАБОТАН Министерством тяжелого и транспортного машиностроения
ИСПОЛНИТЕЛИ
С.М. Наумец, А.Г. Меркурьев, А.М. Березовский, А.В. Кузнецов, Б.С.
Завт, А.Л. Кузьмич, X.А. Шапиро, А.М.
Гутман, Ю.В. Данилов, С.В. Вертинский, В.Е. Усов
ВНЕСЕН Министерством тяжелого и транспортного машиностроения
Начальник Технического управления М.П. Фарафонов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного
комитета СССР по стандартам № 2695 от 31 июля 1984 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТЕЛЕЖКИ ДВУХОСНЫЕ
ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ
МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм
Технические
условия
Four-wheel
bogies of passenger cars for mainline
railways gauge 1520 mm. Specifications
|
ГОСТ
10527-84
Взамен
ГОСТ 10527-70
|
Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 31 июля 1984 г. № 2695 срок
действия установлен
с 01.01.86
до 01.01.91
Несоблюдение
стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт
распространяется на двухосные тележки пассажирских, (почтовых, багажных вагонов
и других пассажирских вагонов локомотивной тяги, а также немоторных вагонов
электропоездов магистральных железных дорог колеи 1520 мм (далее - тележки).
Стандарт не
(распространяется на тележки специальных вагонов, вагонов дизель-поездов и
моторных вагонов электропоездов.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 2).
1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. Тележки
должны изготавливать типов:
1 - с грузоподъемной
силой не более 238 кН (24,2 тс);
2 - с
грузоподъемной силой не более 280 кН (28,5 тс).
По
согласованию изготовителя с потребителем допускается изготовление тележек с
грузоподъемной силой более 280 кН (28,5 тс).
Пример условного обозначения тележек с
грузоподъемной силой не более 238 кН (24,2 тс):
Тележка 1 - ГОСТ 10527-84
1.2. Масса тележек без дополнительного оборудования «(узлов
привода, генератора, тормозных цилиндров) должна быть не более 7000 кг для типа
1 и 7200 кг для типа 2.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 2).
1.3. Тележки
пассажирских, почтовых, багажных и других вагонов локомотивной тяги должны
обеспечивать максимальную скорость движения 160 км/ч, а тележки немоторных
вагонов электропоездов - 130 км/ч.
(Новая редакция,
Изм. № 2).
1.4. База тележки должна быть 2400 мм, поперечная база по
рессорным комплектам центрального и буксового рессорного подвешивания - 2036
мм.
1.5. Разность диаметров колес по кругу катания колесных пар
одной тележки не должна быть более 5 мм.
(Новая
редакция, Изм.
№ 2).
1.6. Тележки для вагонов локомотивной тяги должны быть вписаны в
габарит 1-ВМ по ГОСТ
9238-83, для немоторных вагонов электропоездов - в габарит Т по ГОСТ
9238-83.
По согласованию
потребителя с изготовителем допускается вписывание тележек в другие габариты.
(Внесена поправка).
1.7. Суммарный статический прогиб буксового и
центрального рессорного подвешивания тележек должен соответствовать нормам,
указанным в таблице.
Назначение тележки
|
Тип тележки
|
Суммарный статический прогиб, мм, не менее
|
под массой тары вагона
|
под массой брутто вагона
|
Для
пассажирских вагонов локомотивной тяги
|
1
|
160
|
200
|
Для
немоторных вагонов электропоездов
|
1
|
120
|
190
|
Для
почтовых и багажных вагонов локомотивной тяги
|
2
|
85
|
145
|
(Измененная
редакция, Изм.
№ 2).
1.8. Суммарный статический прогиб рессорного подвешивания
тележек должен быть распределен:
в центральном
подвешивании - 70 - 85 %;
в буксовом
подвешивании - 30 - 15 %.
В тележках
почтовых и багажных вагонов допускается доля суммарного статического прогиба
для центрального рессорного подвешивания не менее 60 %.
1.9. Приведенная длина эквивалентного математического маятника
центрального рессорного подвешивания тележек пассажирских вагонов локомотивной
тяги и немоторных вагонов электропоездов должна быть равной 400 - 600 мм,
почтовых и багажных - 250 - 400 мм.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 2).
Величина
горизонтальной жесткости связи колесных пар с рамой тележек типа 1 для одной
буксы должна быть равной 2,0 - 4,5 МН/м, тележек типа 2 - 4,5 - 9,0 МН/м в
поперечном и продольном направлениях относительно оси рельсового пути.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 2).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Общие требования
2.1.1. Тележки должны быть изготовлены в соответствии с
требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в
установленном порядке.
2.1.2.
Тележки должны надежно работать при температуре окружающего воздуха от плюс 55
до минус 55 °С.
Допускается
применение отдельных сборочных единиц и деталей тележек из материалов, для
которых температурные режимы работоспособности установлены в
нормативно-технической документации.
2.2. Требования к конструкции
2.2.1.
Конструкция тележек должна соответствовать «Нормам расчета и проектирования
механической части новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи
1520 мм (несамоходных)», утвержденных Минтяжмашем и МПС.
2.2.2.
Тележки должны быть изготовлены с опорой кузова на боковые скользуны.
Допускается
изготовление тележек с опарой кузова на подпятники.
2.2.3.
Тележки должны иметь двойное (буксовое и центральное) рессорное подвешивание.
2.2.4. В
рессорном подвешивании должны быть применены упругие элементы:
в буксовом
подвешивании - цилиндрические винтовые пружины или резиновые элементы,
в центральном
подвешивании - цилиндрические винтовые пружины или пневматические рессоры.
2.2.5. В
центральном рессорном подвешивании тележек должны применяться гидравлические
гасители колебаний (демпферы), установленные вертикально и горизонтально.
Допускается применение
гидравлических гасителей колебаний (демпферов), установленных наклонно.
2.2.6. В
буксовом рессорном подвешивании должны применяться гидравлические гасители
колебаний (демпферы).
Допускается
применение фрикционных гасителей колебаний (демпферов).
2.2.7. В
рессорном подвешивании с пневматическими рессорами допускается применение
пневматического гашения вертикальных колебаний.
2.2.8.
Тележки должны обеспечивать плавность хода с показателями, соответствующими
техническим условиям на вагоны.
(Новая редакция,
Изм. № 2).
2.2.9.
Конструкция тележки должна обеспечивать безопасность обслуживающего персонала,
а также удобный доступ к сборочным единицам и деталям при осмотре, ремонте,
монтаже и демонтаже.
2.2.10.
Тележки должны быть оборудованы предохранительными устройствами от падения на
рельсовый путь сборочных единиц и деталей тормозного оборудования, центрального
рессорного подвешивания, привода генератора.
2.2.11. На
тележках должна быть заземляющая перемычка между рамой тележки и буксой. Возле
места присоединения перемычки должен быть нанесен знак заземления по ГОСТ
12.2.007.0-75.
2.3. Требования к сборочным единицам и оборудованию
2.3.1.
Колесные пары тележек - по ГОСТ
4835-80.
2.3.2.
Пружины рессорного подвешивания - по ГОСТ
1452-86.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1).
2.3.3. На
тележках вагонов локомотивной тяги, в соответствии с требованиями рабочих
чертежей, должна быть предусмотрена возможность установки генератора с приводом
от оси.
2.3.4.
Тележки должны быть оборудованы тормозными устройствами.
2.3.5. На
тележках допускается установка тормозных цилиндров и регуляторов выхода штоков
тормозных цилиндров.
2.3.6.
Тележки вагонов локомотивной тяги должны быть оборудованы датчиками контроля
температуры нагрева букс и иметь защищенную электрическую проводку со
штепсельными разъемами.
2.3.7.
Шарнирные соединения деталей и сборочных единиц тележек, подверженные
интенсивному износу, должны быть оборудованы износоустойчивыми втулками по
техническим условиям на втулки.
2.4. Требования к материалам
2.4.1.
Несущие элементы конструкции тележек (рамы, надрессорные балки, детали
тормозной рычажной передачи и люлечных подвесок) из проката должны быть
изготовлены из низколегированных сталей по ГОСТ 19281-73
и ГОСТ
19282-73 или из углеродистых сталей по ГОСТ
6713-76, или ГОСТ 380-88.
Допускается
применение углеродистых сталей по ГОСТ
1050-74.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 2).
2.4.2.
Стальные отливки для деталей тележек - по ГОСТ 977-75 и по
рабочим чертежам на отливки деталей.
2.4.3.
Трущиеся поверхности, шарнирные соединения и резьбы тележек должны быть смазаны
смазками по ГОСТ 1033-79. По
согласованию с заказчиком могут быть применены другие виды смазок.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 2).
2.4.4.
Тележки должны быть окрашены по ГОСТ
12549-80 в один слой с последующим нанесением второго слоя при окрашивании
вагона.
2.5. Требования к надежности
2.5.1.
Назначенный срок службы основных несущих элементов конструкции тележек (рам,
надрессорных балок) - 28 лет.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 2).
2.5.2.
Назначенный срок службы (назначенный ресурс) тележек:
для вагонов
локомотивной тяги до первого деповского ремонта ДР - 2 года,
для
немоторных вагонов электропоездов до первого текущего ремонта ТР-3 - по
«Среднесетевым нормам», утвержденным MПC.
2.5.3.
Назначенный срок службы (назначенный ресурс) основных несущих элементов
конструкции тележек (рам, надрессорных балок) до первого капитального ремонта
КР-1:
для вагонов
локомотивной тяги - 5 лет,
для
немоторных вагонов электропоездов - по «Среднесетевым нормам», утвержденным
МПС.
2.5.4. Средняя
наработка тележек до первого отказа - не менее 190 тыс. км пробега.
(Измененная
редакция, Изм.
№ 2).
3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Для
(проверки соответствия тележек требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель
должно проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.
3.2.
Приемосдаточным испытаниям должна подвергаться каждая тележка.
При этом
следует контролировать основные размеры (пп. 1.4, 1.5) и правильность сборки (п. 2.1.1).
Тележки,
предназначенные для нужд собственного производства вагонов, должны
дополнительно подвергаться контролю на вписывание в габарит (п. 1.6) и
работоспособность тележки.
3.3.
Вписывание в габарит и работоспособность тележек, не предназначенных для нужд
собственного производства вагонов, должны контролировать предприятия-изготовители
вагонов.
3.4. При
периодических испытаниях один раз в год 3 тележек следует контролировать:
массу (п. 1.2);
статический
прогиб (пп. 1.7,
1.8);
приведенную
длину эквивалентного математического маятника (п. 1.9);
горизонтальную
жесткость связи колесных пар с рамой тележки (п. 1.10).
3.5. Типовые
испытания должны проводить после внесения изменений в конструкцию или
технологию изготовления, которые могут повлиять на технические характеристики и
показатели качества тележки.
3.6. Порядок
проведения типовых испытаний (программы) - по согласованию изготовителя с
потребителем.
4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
4.1.
Правильность сборки и основных размеров тележки (пп. 1.4, 1.5, 2.1.1) контролируют наружным
осмотром и обмером. Допускается контролировать размеры: по п. 1.4 - на
раме тележки, по п. 1.5 - на колесных парах.
4.2. Вписывание
тележек в габарит (п. 1.6) контролируют пропуском вагонов с проверяемыми
тележками через габаритную рамку.
4.3.
Работоспособность тележек контролируют при обкатке вагонов с проверяемыми
тележками на рельсовых путях МПС или на стенде.
4.4. Массу
тележек (п. 1.2)
контролируют взвешиванием.
4.5.
Статический прогиб рессорного подвешивания (пп. 1.7, 1.8) контролируют обмером по
методическим указаниям, утвержденным в установленном порядке.
4.6.
Приведенную длину эквивалентного математического маятника (п. 1.9) и горизонтальную
жесткость связи колесных пар с рамой тележки (п. 1.10) контролируют на стенде
по методическим указаниям, утвержденным в установленном порядке.
4.5, 4.6. (Измененная
редакция, Изм.
№ 2).
5. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1. На
наружной стороне каждой продольной балки рамы тележки должны быть установлены
таблички с указанием товарного знака предприятия-изготовителя.
5.2. На
наружной стороне концевой части каждой продольной балки рамы тележки с одной
стороны должны быть выбиты следующие знаки маркировки:
условный
номер предприятия-изготовителя;
порядковый
номер тележки по системе нумерации предприятия-изготовителя;
месяц и две
последние цифры года изготовления тележек;
приемочное клеймо
заказчика или Государственной приемки, а на заводах МПС - клеймо ОТК завода.
Знаки
маркировки должны быть четкими и ясными.
Знаки
маркировки должны быть заключены в рамку, нанесенную белой краской (эмалью).
(Измененная
редакция, Изм.
№ 1).
5.3.
Транспортная маркировка отгружаемых тележек - по ГОСТ 14192-77.
5.4. Условия
хранения и транспортирования тележек в части воздействия климатических факторов
- по 8 (ОЖ3) ГОСТ
15150-69.
При хранении
тележки должны быть установлены на рельсы или подкладки.
Транспортирование
тележек и крепление их - по техническим условиям МПС на погрузку и крепление
грузов.
При
транспортировании и хранении тележки должны быть предохранены от повреждений.
5.5.
Отгружаемые тележки должны сопровождаться документом, удостоверяющим
соответствие тележек требованиям настоящего стандарта и содержащим:
наименование
предприятия-изготовителя тележки;
модель
тележки;
номер
тележки, ее массу, дату изготовления;
номер
колесных пар;
обозначение
настоящего стандарта.
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1.
Изготовитель гарантирует соответствие тележек требованиям настоящего стандарта
при соблюдении потребителем правил эксплуатации, хранения и транспортирования.
6.2.
Гарантийный срок эксплуатации тележек в сборе (кроме быстроизнашиваемых и
сменяемых деталей) - 5 лет со дня ввода в эксплуатацию.
(Новая
редакция, Изм.
№ 2).
СОДЕРЖАНИЕ
1. Типы, основные параметры и размеры.. 2
2. Технические требования. 3
3. Правила приемки. 4
4. Методы контроля. 5
5. Маркировка, транспортирование
и хранение. 5
6. Гарантии изготовителя. 6
|